Научная статья на тему 'Теневой капитал и теневая экономика'

Теневой капитал и теневая экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2316
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ / СУБЪЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / КОРРУПЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Сергей Борисович

В статье дается определение теневой экономики и теневого капитала, показана взаимосвязь между указанными категориями. Рассматривается проблема взаимосвязи теневого капитала, коррупции и организованной преступности. Предложены меры по совершенствованию экономической политики противодействия теневому капиталу в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW CAPITAL AND THE SHADOW ECONOMY

The article defines the shadow economy and the shadow capital and also explores the relationship between these categories. The problem of the relationship between the shadow capital, corruption and organized crime is discussed. Furthermore, the author suggests measures for improvement of economic policy that combats the shadow capital in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Теневой капитал и теневая экономика»

УДК 330.123.71-021.452 СБ. Чернов ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация. В статье дается определение теневой экономики и теневого капитала, показана взаимосвязь между указанными категориями. Рассматривается проблема взаимосвязи теневого капитала, коррупции и организованной преступности. ПредложеныI меры1 по совершенствованию экономической политики противодействия теневому капиталу в Российской Федерации.

Ключевые слова: теневая экономика, теневой капитал, субъекты1 теневой экономики, коррупция, организованная преступность, экономическая политика противодействия теневой экономике.

Siergei Chernov SHADOW CAPITAL AND THE SHADOW ECONOMY

Annotation. The article defines the shadow economy and the shadow capital and also explores the relationship between these categories. The problem of the relationship between the shadow capital, corruption and organized crime is discussed. Furthermore, the author suggests measures for improvement of economic policy that combats the shadow capital in the Russian Federation.

Keywords: shadow economy, shadow capital, the subjects of the shadow economy, corruption, organized crime, economic policy to combat the shadow capital.

Реформирование российской экономики с начала 90-х годов прошлого века сопровождалось ускоренным развитием теневого предпринимательства. Среди причин, обусловивших появление указанной негативной тенденции, можно выделить:

1) объективные причины, а именно противоречия товарного производства, сферы обращения и кредита. Переход к рынку как к способу связи между производителями и потребителями неминуемо увеличивает и обостряет противоречия в обществе, приводит к формированию и развитию организованной преступности;

2) субъективные причины, к которым относятся легализация теневых капиталов, появившихся в годы плановой экономики и эпоху «лихой» приватизации; ориентация реформ исключительно на неолиберальную политику монетаризма.

Из-за существования теневой экономики, по расчетам министра финансов России А. Силуа-нова, федеральный бюджет Российской Федерации недополучает в качестве налогов около 3 трлн руб., региональные бюджеты - почти 2 трлн руб., а объем занятости в теневом секторе (вторая, неформальная экономика) составляет около 18 млн чел. [1]. Значительный ущерб экономическому развитию наносит офшоризация российской экономики. По мнению председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С. Рябухина, отток средств из России в офшоры за последние 20 лет составляет от 800 млрд до 1 трлн долл. США [2].

В экономическом анализе категории «теневая экономика» следует двигаться от объективных экономических отношений к субъективным правовым нормам. Исходя из этого, можно выделить критерии теневой экономики.

1. В теневой экономике создаются, обмениваются, распределяются и потребляются теневые экономические блага.

2. Теневая экономика включает в себя теневые производственные отношения, возникающие и существующие между ее субъектами.

3. Существующие, воспроизводящиеся теневые производственные отношения наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, легальным организациям, домашним хозяйствам и разрушают их.

© Чернов С.Б., 2014

4. Теневая экономика функционирует в противозаконной форме (в случаях научно обоснованного законодательства, отсутствия коррупции и лоббизма в законодательных органах власти).

5. Участники теневой экономики ведут скрытый характер деятельности (в случаях реального противодействия государственных органов власти).

Поэтому под теневой экономикой понимается система отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, фирмам, домашним хозяйствам и разрушают их [5]. В основе теневой экономики лежат деструктивные экономические отношения, разрушающие деятельность субъектов легальной экономики. Познавая теневые производственные отношения, общество силой закона запрещает их и выводит за рамки правового поля, в котором функционируют легальные участники рынка. Поэтому на более конкретном уровне можно выделить противозаконную и, соответственно, скрытую форму функционирования субъектов теневой экономики как один из критериев выделения теневой экономики.

Экономическая категория «теневая экономика» не только включает в себя категорию «криминальная экономика», но и по своему содержанию намного шире ее. Ошибочно будет утверждение о том, что криминальная экономика - это экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона. Во-первых, нет экономической деятельности, связанной с «кривым» нарушением закона. Во-вторых, в данном определении не выделено, какое законодательство нарушается: уголовное, административное, гражданско-правовое, арбитражное и т.д. В-третьих, синонимами слова «криминальный» являются «преступный, уголовный».

Криминальная экономика - наиболее опасная часть теневой экономики. Характеризуя первую, отметим, что в 2012 г. в Российской Федерации зарегистрировано около 173 тыс. преступлений экономической направленности, а ущерб от преступлений по оконченным уголовным делам оценивается в 144,85 млрд руб. Наиболее часто регистрируются преступления, связанные:

— с мошенничеством — 52 754 случая;

— коррупцией - 4902 случая;

— фальшивомонетничеством - 24 073 случая;

— присвоением и растратой - 16 971 случай;

— нарушением авторских прав - 3580 случаев.

Анализируя экономические преступления по сферам деятельности в 2012 г., выделим финансово-кредитную сферу как наиболее криминализированную часть теневой экономики (51 433 преступления). На втором месте находится сфера потребительского рынка (30 066 преступлений), на третьем — рынок недвижимости (11 093 преступления), на четвертом - внешнеэкономическая деятельность (1863 преступлений) [4].

Сложность предмета исследования обусловила появление различных подходов не только к определению теневой экономики, выделению ее форм, но и к социально-экономическим последствиям распространения теневых экономических отношений. Наиболее опасна ситуация, когда исследователь находится под влиянием идей теневого предпринимательства, не отделяет его от легального предпринимательства и выделяет положительные последствия теневой экономики. Если поддержать данную позицию, то следует не только амнистировать лиц, осужденных за преступления в сфере экономической деятельности, но и признать их невинно пострадавшими и заслуживающими государственных наград.

К субъектам теневой экономики относятся все ее участники, выполняющие определенные функции и способствующие прямо или опосредованно развитию незаконных хозяйственных операций и теневого бухгалтерского учета, а именно:

— теневые предприниматели (производители, поставщики и продавцы теневых товаров/услуг; теневые кредиторы и ростовщики);

— наемные работники теневых структур;

— потребители (теневые предприниматели и другие физические лица).

Каждый из субъектов теневой экономики имеет свои собственные экономические интересы, среди которых извлечение доходов любыми способами, в том числе и криминальными [6]. В явной форме представители теневого капитала не маскируют свои истинные приоритеты и ценности. В скрытой форме достижение интересов субъектов теневого рынка осуществляется:

— путем их лоббирования в органах государственной и муниципальной власти, вследствие чего может происходить, например, декриминализация общественно опасных деяний, длительное непринятие необходимых обществу законов;

— через механизм отмывания «грязных» денег и другого имущества, полученных преступным путем, с последующим проникновением их во все сферы общественной и политической жизни, органы законодательной и исполнительной государственной и муниципальной власти;

— под прикрытием легальной деятельности (мошенничества).

Такие формы теневой экономики, как коррупция, терроризм, фальшивомонетничество, напрямую подрывают устои российской государственности, являются наибольшим тормозом инвестиционной активности организаций и населения. Не меньшую опасность представляет незаконный отток денежных средств из экономики России. Скрытый характер теневой экономической деятельности, сокрытие доходов от налогообложения разрушают механизм государственного регулирования экономики. Действия Правительства, Банка России, других органов государственной власти становятся малоэффективными, а население теряет веру в справедливость и необходимость государственной власти.

Неравномерность и нестабильность инвестиций сопровождается усилением миграционных потоков населения. Рассматриваемая проблема еще более обостряется в связи с незаконной миграцией населения из стран ближнего и дальнего зарубежья, которая непосредственно связана с коррупцией должностных лиц. Тысячи людей из бедных российских регионов и бывших союзных республик, привлеченные лживыми обещаниями посредников, стали жертвами принуждения к физическому труду. Таким образом, криминальная часть теневой экономики отбрасывает Россию к примитивным обществам с традиционной экономикой.

Кризисные явления в экономике отразились на обороте торговли, однако наиболее значительное негативное влияние испытали на себе предприятия обрабатывающих производств. Многие производства являются градообразующими для населенных пунктов и субъектов Российской Федерации, в которых они расположены. Увольнение работников из подобных организаций неизбежно влечет за собой социальную нестабильность в моногородах и возможность роста теневой экономики.

Сокращение совокупного спроса и доходов в легальной экономике вызывает рост привлекательности деятельности в неофициальной (второй) форме теневой экономики. Неучтенная выручка, выплата «конвертной» заработной платы и на этой основе сокращение налоговых платежей в бюджет, «откаты» должностным лицам государственных, муниципальных и коммерческих структур позволяют некоторой части предпринимателей не уходить с рынка за счет вытеснения с него законопослушных представителей бизнеса. Снижение издержек и рост выручки незаконными способами закрепляет техническую отсталость российских предприятий, не способствует выработке столь необходимой в настоящее время стратегии сокращения затрат на единицу выпускаемой продукции.

Предприятия, выпускающие некачественную продукцию или имеющие чрезмерные затраты, становятся банкротами, что в условиях низкой инвестиционной активности субъектов рынка может приводить к циклической безработице. Это проблема особенно обостряется в период экономических

кризисов, поэтому можно ожидать всплеска не только теневой экономической деятельности, но и всей преступности. Участившиеся разбойные нападения на инкассаторов свидетельствуют о реальных тенденциях в криминальной экономике.

При анализе теневой экономики следует не упускать и того факта, что качество большинства производимых экономических благ потребители не могут точно определить до начала их использования. В результате люди ограниченно рациональны и склонны к оппортунистическому поведению. В пассивной форме оппортунизм проявляется в сокрытии важной информации от контрагентов. Например, невыгодные продавцу отдельные технические характеристики продаваемого изделия намеренно не публикуются и не доводятся до потребителя, либо печатаются мелким нечитаемым шрифтом. Потребитель, не имея полной информации, вводится в заблуждение и принимает неправильные решения на рынке. В активной форме оппортунизм проявляется в предоставлении контрагентам заведомо ложно информации. Таким образом, оппортунизм приводит к сознательному формированию двойных стандартов в области экономической политики, развитию теневой экономики и теневого капитала [7].

Под теневым капиталом понимается любая вещь, прошедшая обработку и используемая в теневом секторе реальной экономики. Как и любой капитал, теневой капитал представляет собой самовозрастающую стоимость. Увеличение стоимости происходит при движении теневого капитала. Поэтому теневой капитал ищет новые противоправные способы своего приложения или пытается легализоваться для проникновения в законные органы муниципальной и государственной власти. В конечном счете, под теневым капиталом следует понимать систему теневых экономических отношений, среди которых наиболее общественно опасными являются криминальные экономические отношения.

Переход к рынку в России сопровождается ростом криминализации экономики. Все это позволяет организованным преступным группировкам и коррупционерам получать и накапливать так называемые «грязные» деньги. После возмещения затрат на противоправную деятельность полученный теневой доход, как и любой другой доход, распадается на две части: фонд потребления (расходуется на покупку жилья, автомашин, турпутевок и т.д.) и фонд сбережений (обеспечивает теневые резервные накопления для их последующего инвестирования в легальный и нелегальный бизнес).

На первый взгляд, использование криминального капитала для развития законного предпринимательства приносит неоспоримую пользу обществу за счет загрузки простаивающих мощностей фабрик и заводов, роста занятости и выпуска продукции, увеличения налоговых поступлений в бюджет. Но при этом не следует забывать, что приращенные в легальном обороте «грязные» деньги могут реинвестироваться в криминальную деятельность, привносят в предпринимательскую среду нравы и обычаи преступного мира, облегчают доступ организованным преступным группировкам и коррупционерам в большую политику. Все это нагнетает социальную напряженность в обществе, девальвирует стимулы производительного труда в официальной экономике, приводит к снижению привлекательности честного бизнеса и оттоку инвестиций законопослушных агентов рынка. Как следствие, происходит углубление экономического кризиса в России и подрывается ее экономическая безопасность.

Под отмыванием «грязных» денег понимаются любые виды деятельности или сделки, которые совершаются в целях сокрытия источников происхождения, существования, распределения, перераспределения и потребления денежных средств, полученных в результате какого-либо преступления. Легализация криминального капитала является одной из стадий его движения [8]. Проникновение в легальный сектор криминального капитала обеспечивает расширенное воспроизводство теневой экономики.

Длительное отсутствие уголовной и любой другой ответственности за данное деяние и пол-

ноценного контроля над движением нелегально полученного капитала привели к специфической цели и особенным формам его отмывания в России в условиях перехода к рыночной экономике. Под целью чаще всего понималась трата «грязных» денег на незапрещенные товары и услуги, инвестиции в легальный бизнес. Распространенными формами отмывания теневого капитала в 90-е годы прошлого века стали:

— покупка недвижимости, контрольных пакетов акций действующих предприятий и строительство жилья;

— регистрация предпринимательской деятельности на подставных лиц;

— приобретение антиквариата, драгоценностей, авто- и другой дорогостоящей техники;

— вывоз валюты за границу во время туристических, деловых поездок;

— эксплуатация дорогостоящих автомобилей по доверенности;

— бегство капитала в офшорные зоны.

На наш взгляд, среди наиболее значимых причин бегства капитала из России можно выделить:

— стремление организованных криминальных структур скрыть от правоохранительных органов преступно нажитый капитал или уйти от уплаты установленных законом налогов;

— продолжающийся экономический кризис; падение курса национальной денежной единицы; нестабильность политической системы;

— отсутствие развитой производственной и разрушение социальной инфраструктуры;

— существование офшорных зон за пределами Российской Федерации;

— фактический рост криминализации экономики и общеуголовной преступности.

В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. В.В. Путин предложил провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию [3]. Хотелось бы верить, что эта мера будет способствовать деофшоризации российской экономики.

Немаловажное значение в противодействии теневому капиталу имеет развитие профилактической экономической политики, включающей в себя методы, обеспечивающие стабильное развитие экономической системы. Снижение курса национальной валюты, инфляция и экономический кризис (стагфляция) выступают ускорителями формирования и увеличения теневого капитала. Стабильность рубля в условиях его резкого обесценения может достигаться, наряду с другими факторами, денежной рестрикцией с одновременным расширением государственных программ поддержки реального сектора экономики и введением обязательной продажи экспортерами части своей валютной выручки.

Экономическая безопасность фирм и, соответственно, страны во многом определяется техническим уровнем оборудования, который, в свою очередь, зависит от своевременного обновления техники. Только осуществив последнее, можно:

снизить уровень внешних издержек; улучшить качество выпускаемой продукции;

уменьшить монотонность труда, присутствующую при эксплуатации устаревшего обору-

дования;

питала;

увеличить производительность труда;

обеспечить конкурентоспособность российских компаний в открытой экономике; повысить привлекательность отечественного бизнеса для привлечения иностранного ка-

приостановить отток ресурсов в сферу теневой экономики;

создать объективную основу для долгосрочного роста российской экономики.

Стимулируя предприятия в деле обновления оборудования, возможно увеличить их производственный потенциал. Как следствие, будет укрепляться экономическая безопасность фирм и страны в целом. В противном случае в ближайшей перспективе Россия вступит в эпоху техногенных катастроф, а ее экономика станет полностью неконкурентоспособной по отношению к передовым странам.

Следует особо отметить, что предлагаемое увеличение налогообложения недвижимого имущества вряд ли будет способствовать развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации, приведет к дальнейшему оттоку капитала и валютных средств из России в другие страны.

В завершение следует подчеркнуть, что в современном обществе либерализм проявляется в форме неолиберализма. Особенностью современного российского неолиберализма является обслуживание государством, прежде всего, интересов предпринимательства. На смену идеологии либерализма должна прийти идеология социального партнерства для осуществления новой индустриализации российской экономики, в основе которой должны лежать следующие принципы.

1. Использование, прежде всего, внутренних инвестиционных ресурсов.

2. Опережающее развитие перерабатывающих производств, использующих имеющиеся в России ресурсы.

3. Выделение и приоритетное развитие наукоемких отраслей, в которых Россия способна приобрести и (или) сохранить неоспоримые конкурентные преимущества (военно-промышленный комплекс, атомная промышленность и т.д.).

4. Модернизация и новое строительство производственной инфраструктуры (дороги, мосты

и т.д.).

5. Формирование реального механизма индикативного планирования национальной экономики в целях уменьшения сырьевой направленности российского экспорта.

Библиографический список

1. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20 % от ВВП. 20 июня 2013 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtmI (дата обращения: 1.12.2014).

2. Из России в офшоры за 20 лет утекло до $1 трлн - бывший аудитор Счетной палаты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.maiI.ru/poIitics/15543082/?frommaiI=1 (дата обращения: 1.12.2014).

3. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremIin.ru/transcripts/47173 (дата обращения: 1.12.2014).

4. Статистика экономической преступности за 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econcrime.rU/stat/7 (дата обращения: 1.12.2014).

5. Чернов С.Б. Теневые экономические отношения: моногр. / С.Б. Чернов. - М.: ГУУ, 2013. - 118 с.

6. Чернов С.Б. Функции теневой экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 13. - С. 101-108.

7. Чернов С.Б. Теневая экономика как порождение двойных стандартов в экономической политике // Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты: сб. науч. тр. 1-ой Международной научно-практической конференции. - М.: ГУУ. - 2014. - С. 46-52.

8. Чернов С.Б. Противодействие теневому капиталу: учеб. пособ. для подготовки магистров по всем направлениям / С.Б. Чернов. - М.: ГУУ. - 2014. - 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.