Научная статья на тему 'Теневая экономика как угроза экономической безопасности России в условиях ее неоиндустриализации'

Теневая экономика как угроза экономической безопасности России в условиях ее неоиндустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ / КОРРУПЦИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ОТМЫВАНИЕ "ГРЯЗНЫХ" ДЕНЕГ / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Сергей Борисович

Коррупция, терроризм, фальшивомонетничество напрямую подрывают устои российской государственности. Неплатежи налогов не позволяют государству выполнять свои функции. Теневая экономика закрепляет техническую отсталость российских организаций. Необходимо перейти к идеологии социального партнерства для осуществления новой индустриализации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHADOW ECONOMY AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ITS NEOINDUSTRIALIZATION

Corruption, terrorism, counterfeiting directly undermine the foundations of Russian statehood. Non-payment of taxes does not allow the state to perform its functions. Shadow economy establishes the technical backwardness of the Russian organizations. You must go to the ideology of social partnership for the implementation of the new industrialization of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Теневая экономика как угроза экономической безопасности России в условиях ее неоиндустриализации»

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЕЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Коррупция, терроризм, фальшивомонетничество напрямую подрывают устои российской государственности. Неплатежи налогов не позволяют государству выполнять свои функции. Теневая экономика закрепляет техническую отсталость российских организаций. Необходимо перейти к идеологии социального партнерства для осуществления новой индустриализации российской экономики.

Ключевые слова: теневая экономика, теневой капитал, коррупция, терроризм, отмывание «грязных» денег, угроза экономической безопасности, неоиндустриализация.

Sergri Chernov SHADOW ECONOMY AS A THREAT TO ECONOMIC

SECURITY OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ITS NEOINDUSTRIALIZATION

Annotation. Corruption, terrorism, counterfeiting directly undermine the foundations of Russian statehood. Non-payment of taxes does not allow the state to perform its functions. Shadow economy establishes the technical backwardness of the Russian organizations. You must go to the ideology of social partnership for the implementation of the new industrialization of the Russian economy.

Keywords: shadow economy, shadow capital, corruption, terrorism, laundering of «dirty» money, threat of economic security, neoindustrialization.

Реформирование общества в области экономических отношений неизбежно приводит к изменениям в других общественных сферах. Поэтому следствием ориентации реформ на исторически отжившую модель «рыночной экономики» стало развитие в обществе идеи о том, что все в этом мире продается и покупается. Появилась поговорка: «Что нельзя купить за деньги, то можно купить за большие деньги», а в развитии российской экономики все четче проступают черты латиноамериканской модели. Ее характерные признаки: наличие одного источника валютных поступлений; формирование из тех, кто причастен к данному источнику, узкого слоя сверх богатой элиты; удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности.

В результате невиданных масштабов достигла теневая экономика, которая сформировалась как устойчивая, воспроизводящаяся социально-экономическая система, способствующая формированию и деятельности организованных преступных сообществ. Из-за ее существования федеральный бюджет Российской Федерации недополучает в качестве налогов около 3 трлн руб., региональные бюджеты - почти 2 трлн руб., а объем занятости в теневом секторе (вторая, неформальная экономика) составляет около 18 млн чел. [1].

Под теневой экономикой понимается система отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, домашним хозяйствам и разрушают их. В основе теневой экономики лежат деструктивные экономические отношения, разрушающие деятельность субъектов легальной экономики. Познавая теневые производственные отношения, общество силой закона запрещает их и выводит за рамки правового поля, в котором функционируют легальные участники рынка. Поэтому на более конкретном уровне можно выделить противозаконную и, соответственно, скрытую форму функционирования субъектов теневой экономики как один из критериев выделения теневой экономики.

Наиболее опасна криминальная часть теневой экономики, увеличение которой в последние

УДК 338-027.583 С.Б. Чернов

© Чернов С.Б., 2015

два десятилетия объясняется открытостью границ в связи с крушением СССР; либерализацией российской экономики как самоцели реформ 90-х гг. XX в.; несовершенством законодательства; возможностью монополизации извлечения высокой нормы прибыли; проникновением организованной преступности в экономику; использованием внешнеэкономических связей для незаконного оборота наркотиков, оружия, торговли людьми, экспорта (импорта) секс-услуг; распространением коррупции.

Такие формы теневой экономики, как коррупция, терроризм, фальшивомонетничество, напрямую подрывают устои российской государственности, являются наибольшим тормозом инвестиционной активности организаций и населения. Не меньшую опасность представляет незаконный отток денежных средств из экономики России. Скрытый характер теневой экономической деятельности, сокрытие доходов от налогообложения разрушают механизм государственного регулирования экономики, а неплатежи налогов не позволяют государству выполнять свои функции. Действия правительства, Банка России, других органов государственной власти становятся малоэффективными, а население теряет веру в справедливость и необходимость государственной власти.

Теневая экономика все в большей степени подпадает под контроль организованной преступности. По мнению бывшего руководителя Банка России С. Игнатьева, более половины теневых операций в России может контролировать одна группа лиц, и в 2012 г. из России незаконно переведено около 50 млрд долл. США или 2,5 % валового внутреннего продукта (ВВП) [2]. Все это невозможно без коррупционных взаимоотношений как между бизнесом и властью, так и в предпринимательских кругах и в менеджменте компаний.

С одной стороны, коррупция выступает как часть теневой экономики, а с другой - способствует развитию всей теневой экономики. Коррупция не сможет существовать без теневой экономики, но и теневая экономика не будет воспроизводиться без коррупции [6]. Таким образом, коррупция, например, во внешнеэкономической сфере приводит к сокращению спроса на продукцию и услуги российских компаний, что служит негативным фактором, особенно в условиях современного мирового экономического кризиса.

Типичными преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности стали: контрабанда сырья и материалов; лжеэкспорт с возмещением налога на добавленную стоимость (НДС); уклонение от уплаты таможенных платежей; невозвращение экспортной выручки; занижение цен на экспортную продукцию; импорт в Россию вредных для населения товаров.

Большие теневые доходы привлекают внимание организаторов террористических организаций для их теневого перераспределения в сферу террористической деятельности. Террористическая деятельность, осуществляемая для достижения экономических целей с использованием ресурсов (труд, земля, капитал), является частью теневой экономики и относится к черной ее форме. Запрещенная в соответствии с нормами уголовного права, она превращается в криминальную экономику. В то же время теневая экономика является одной из финансовых основ развития терроризма.

Неравномерность и нестабильность инвестиций сопровождается усилением миграционных потоков населения. Рассматриваемая проблема еще более обостряется в связи с незаконной миграцией населения из стран ближнего и дальнего зарубежья, которая непосредственно связана с коррупцией должностных лиц. Тысячи людей из бедных российских регионов и бывших союзных республик, привлеченных лживыми обещаниями посредников, стали жертвами принуждения к физическому труду. Таким образом, криминальная часть теневой экономики отбрасывает Россию в примитивные общества с традиционной экономикой.

Кризисные явления в экономике отразились на обороте торговли, однако наиболее значительное негативное влияние испытали на себе предприятия обрабатывающих производств. Многие производства являются градообразующими для населенных пунктов и субъектов Российской Федерации, в которых они расположены. Увольнение работников из подобных организаций неизбежно влечет за

собой социальную нестабильность в моногородах и возможность роста теневой экономики. Сокращение совокупного спроса и доходов в легальной экономике вызывает рост привлекательности деятельности в неофициальной (второй) форме теневой экономики. Неучтенная выручка, выплата «конвертной» заработной платы и на этой основе сокращение налоговых платежей в бюджет, «откаты» должностным лицам государственных, муниципальных и коммерческих структур позволяют некоторой части предпринимателей не уходить с рынка за счет вытеснения с него законопослушных представителей бизнеса. Снижение издержек и рост выручки незаконными способами закрепляет техническую отсталость российских предприятий, не способствует выработке столь необходимой в настоящее время стратегии сокращения затрат на единицу выпускаемой продукции [8].

Следует особо отметить, что предлагаемое увеличение налогообложения недвижимого имущества вряд ли будет способствовать развитию инвестиционной деятельности в Российской Федерации, приведет к дальнейшему оттоку капитала и валютных средств из России в другие страны. Дефицит финансовых средств, необходимых для инвестиционных целей, повысит привлекательность использования в легальном секторе экономики накапливаемого в теневом секторе экономики капитала. Под теневым капиталом понимается любая вещь, прошедшая обработку и используемая в теневом секторе реальной экономики. Как и любой капитал, теневой капитал представляет собой самовозрастающую стоимость. Увеличение стоимости происходит при движении теневого капитала. Поэтому теневой капитал ищет новые противоправные способы своего приложения или пытается легализоваться для проникновения в законные органы муниципальной и государственной власти. В конечном счете, под теневым капиталом следует понимать систему теневых экономических отношений, среди которых наиболее общественно опасными являются криминальные экономические отношения [7].

Следует выделить сферу услуг (туризм и т.д.), которая подвержена, «теневизации» из-за использования значительных сумм наличных денег. К тому же незначительные доходы большей части населения мотивируют потребителей ориентироваться не на качество обслуживания, а на низкие цены, соглашаясь с нарушениями прав потребителей и другими незаконными действиями со стороны предпринимателей.

Нарушение экологических норм отталкивает потенциальных покупателей туристических услуг в России и вынуждает их вывозить накопленные денежные средства на курорты иностранных государств. К подобным негативным последствиям приводят многочисленные факты сброса мусора вдоль дорог.

В фиктивной части теневой экономики распространились случаи построения «туристических пирамид» путем установления оплаты отдыха первых туристических групп по заниженным ценам и компенсирования убытков за счет привлечения на отдых последующих клиентов. Характерными примерами таких пирамид является деятельность организаций «Ланта-тур» и «Капитал-тур». Имеющаяся страховка у «Ланта-тур» в 100 млн руб. в «Ингосстрахе» оказалась не способна компенсировать все убытки пострадавших туристов [8].

Предприятия, выпускающие некачественную продукцию или имеющие чрезмерные затраты, становятся банкротами, что в условиях низкой инвестиционной активности субъектов рынка может приводить к циклической безработице. Это проблема особенно обостряется в период экономических кризисов, поэтому можно ожидать всплеска не только теневой экономической деятельности, но и всей преступности. Участившиеся разбойные нападения на инкассаторов свидетельствуют о реальных тенденциях в криминальной экономике.

Общеуголовная преступность (кражи, грабежи, разбои и т.д.), террористические атаки приводят не только к потерям человеческих жизней, физическому уничтожению имущества и нанесению вреда здоровью и имуществу законопослушных людей, но и создают атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне, сокращают инвестиционную привлекательность российской экономики.

Уменьшение деловой активности в совокупности с ростом издержек на обеспечение собственной безопасности приводит к снижению рентабельности организаций, а инвестиционные риски, рост затрат на безопасность предпринимательской деятельности раскручивают механизм инфляции издержек.

Экономическая безопасность фирм и, соответственно, страны во многом определяется техническим уровнем оборудования, который, в свою очередь, зависит от их своевременного обновления. Только осуществив последнее можно:

- снизить уровень внешних издержек;

- улучшить качество выпускаемой продукции;

- уменьшить монотонность труда, присутствующую при эксплуатации устаревшего оборудования;

- увеличить производительность труда;

- обеспечить конкурентоспособность российских компаний в открытой экономике;

- повысить привлекательность отечественного бизнеса для привлечения иностранного капитала;

приостановить отток ресурсов в сферу теневой экономики;

- создать объективную основу для долгосрочного роста российской экономики.

Например, по состоянию на июль 2012 г. воздушный транспорт России включал 122 авиакомпании, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки. За последние 12 лет количество авиакомпаний сократилось в 2,4 раза, в том числе за 2012 г. на 3 %. Так, 60 % пассажирооборота воздушного транспорта России в 2003 г. выполняли шесть лидирующих авиакомпаний, а в 2011 гг. их количество сократилось до пяти. Количество авиакомпаний, выполняющих 90 % пассажирооборота воздушного транспорта, сократилось с 37 в 2000 г. до 18 в 2011 г.

Техническое состояние российских авиакомпаний характеризуется следующими данными:

средний срок службы действующего парка магистральных пассажирских самолетов, ха-растеризующий общее состояние парка по срокам эксплуатации, составляет 13,8 года, региональных - 27,4 года, грузовых - 22,8 года, легких - 27,2 года;

- около 35 % западных самолетов в российском парке имеют срок службы более 15 лет [5].

Не менее негативная ситуация сложилась в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ):

- около трети основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки;

- износ сетей и оборудования в сфере коммунального хозяйства огромен - от 50 % до 90 %, а в отдельных случаях этот показатель достигает и 100 %;

- имеется большое количество бесхозных коммунальных объектов [4].

Ввиду отсутствия рыночного механизма в тарифообразовании наблюдается неконтролируемый рост тарифов на услуги ЖКХ. Реформирование ЖКХ привело к формированию псевдорынка в данном секторе российской экономики.

Стимулируя предприятия в деле обновления оборудования, можно увеличить их производственный потенциал. Как следствие, будет укрепляться экономическая безопасность фирм и страны в целом. В противном случае в ближайшей перспективе Россия вступит в эпоху техногенных катастроф, а ее экономика станет полностью неконкурентоспособной по отношению к передовым странам.

В целях укрепления экономической безопасности необходим постоянный мониторинг предприятий, положение дел на которых существенно влияет на всю прилегающую к ним территорию. При этом следует учитывать, что «система угроз не статична, угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться» [3, с. 69].

В завершении следует подчеркнуть, что в современное время либерализм проявляется в фор-

ме неолиберализма. Особенностью современного российского неолиберализма является обслуживание государством прежде всего интересов предпринимательства. На смену идеологии либерализма должна прийти идеология социального партнерства для осуществления новой индустриализации российской экономики, в основе которой должны лежать следующие принципы:

1) использование прежде всего внутренних инвестиционных ресурсов;

2) опережающее развитие перерабатывающих производств, использующих имеющиеся в России ресурсы;

3) выделение и приоритетное развитие наукоемких отраслей, в которых Россия способна приобрести и (или) сохранить неоспоримые конкурентные преимущества (военно-промышленный комплекс, атомная промышленность и т.д.);

4) модернизация и новое строительство производственной инфраструктуры (дороги, мосты

и т.д.);

5) формирование реального механизма индикативного планирования национальной экономики в целях уменьшения сырьевой направленности российского экспорта;

6) стабилизация валютного курса национальной валюты.

Рыночные отношения нельзя допускать всюду, так как рынок совсем не учитывает национальных интересов. Государственные органы управления должны сосредоточить свои усилия на стратегических направлениях развития страны и законодательно регулировать рыночные отношения. Следовательно, абсолютизация идеи рынка и рыночных отношений приводит к негативным последствиям в жизни общества, созданию благоприятных условий для развития теневой экономики. Рынок не должен быть самоцелью, а лишь средством к процветанию государства и его народа.

Будущее за смешанной экономикой, в которой переплетаются черты рыночной и командной экономических систем, обеспечивающей стадию массового потребления не узкой группы лиц, а всего российского народа за счет рационального использования природных ресурсов, применения инновационных технологий и свободного развития каждого члена общества.

Библиографический список

1. Глава Минфина оценил теневой сектор экономики РФ в 15-20 % от ВВП [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://top.rbc.ru/economics/20/06/2013/862716.shtml (дата обращения : 19.08.2015).

2. Глава ЦБ рассказал, кто контролирует теневые операции в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://news.mail.ru/economics/12064714/?frommail=1 (дата обращения : 19.08.2015).

3. Крылов, А. А. Организация и правовое обеспечение мониторинга состояния экономической безопасности промышленных предприятий органами внутренних дел : научно-методическое пособие / А. А. Крылов, В. Н. Анищенко, Э. А. Васильев [и др.]. - М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2014. - 179 с.

4. Нилова, Е. Закон и Порядок. Почему принятые законы не могут исправить ситуацию в сфере ЖКХ [Электронный ресурс] / Е. Нилова. - Режим доступа : http://www.afanasy.biz/news/ law_and_order/?ELEMENT_ID=58510 (дата обращения : 19.08.2015).

5. Самойлов, И. А. Развитие парка самолетов российских авиакомпаний [Электронный ресурс] / И. А. Самойлов, О. Ю. Страдомский, В. С. Шапкин. - Режим доступа : http://p-as.ru/img/IB -2013-01-08 (дата обращения : 19.08.2015).

6. Чернов, С. Б. Коррупция : социально-экономическая характеристика и последствия / С. Б. Чернов // Экономические науки. - 2014. - № 11. - С. 11-15.

7. Чернов, С. Б. Противодействие теневому капиталу : учебное пособие для подготовки магистров по всем направлениям / С. Б. Чернов. - М. : ГУУ, 2014. - 61 с. - ISBN 978-5-215-02646-5.

8. Чернов, С. Б. Теневые экономические отношения: монография / С. Б. Чернов. - М. : ГУУ, 2013. - 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.