Научная статья на тему 'Функции теневой экономики'

Функции теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3619
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ / СУБЪЕКТЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ / ТЕНЕВЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / КОРРУПЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов С.Б.

в статье дается определение теневой экономики и раскрываются критерии ее выделения. Рассмотрены функции субъектов теневого предпринимательства и теневого рынка. Показана взаимосвязь между теневой экономикой, коррупцией и организованной преступностью. Предложены меры по совершенствованию экономической политики противодействия теневой экономике в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции теневой экономики»

Литература

1. Васильев А. А., Назаренко А.М. Дискретизация и численная идентификация дифференциально-игровых моделей макроэкономической динамики // Весник нац. унта. 2006. № 733. Сер. «Математическое моделирование. Информационные технологии. Автоматизированные системы управления». Вып. 6. - С. 35-47.

2. Дикусар В.В., Синягин С.Ю. Качественные и численные методы в задаче оптимального управления внешним долгом: Сообщ. по прикл. матем. - М., 2000.

3. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. - М., 1997.

4. Михалевич М.В., Сергиенко И.В., Кошлай Л.Б. Моделирование внешнеэкономической деятельности в условиях переходной экономики // Кибернетика и системный анализ. 2001. № 4, с.61-78.

5. Чекарев Д.А. Модель экономической системы с эффектом накопления в задаче оптимального управления внешним долгом // Моделирование и обработка информации: Сб.ст. - М., 2003. - С. 39-43.

С. Б. Чернов

ФУНКЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ FUNCTIONS OF THE SHADOW ECONOMY

Аннотация: в статье дается определение теневой экономики и раскрываются критерии ее выделения. Рассмотрены функции субъектов теневого предпринимательства и теневого рынка. Показана взаимосвязь между теневой экономикой, коррупцией и организованной преступностью. Предложены меры по совершенствованию экономической политики противодействия теневой экономике в Российской Федерации.

Ключевые слова: теневая экономика, теневой капитал, субъекты теневой экономики, теневые предприниматели, коррупция, организованная преступность, экономическая политика противодействия теневой экономике.

Abstract: the article «the Functions of the shadow economy» represents a definition of the shadow economy and describes the criteria of its selection. The functions of the subjects of the shadow of entrepreneurship and the black market are examined in detail. The paper deals with the problem of the relationship between the shadow economy, corruption and organized crime. In this connection the author suggests the measures for improvement of economic policy that combats the shadow economy in the Russian Federation.

Keywords: shadow economy and shadow capital, the subjects of the shadow economy and shadow businessmen, corruption, organized crime, economic policy to combat the shadow economy.

Теневая экономика включает в себя систему таких производственных отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, легальным организациям, домашним хозяйствам и разрушают их. Поэтому в основе теневой экономики лежат деструктивные экономические отношения, разрушающие деятельность субъектов легальной экономики. Таким образом, можно выделить критерии теневой экономики [4]:

© С.Б. Чернов, 2012

1. В теневой экономике создаются, обмениваются, распределяются и потребляются теневые экономические блага [1].

2. Теневая экономика включает в себя теневые производственные отношения, возникающие и существующие между ее субъектами.

3. Существующие, воспроизводящиеся теневые производственные отношения наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, легальным организациям, домашним хозяйствам и разрушают их.

4. Субъекты теневой экономики функционируют в противоправной форме [5].

5. Участники теневой экономики ведут, как правило, скрытый характер деятельности.

Среди факторов, оказывающих влияние на темпы и формы проявления теневой экономики в России:

• противоречивость проводимой экономической политики и осуществляемых в стране социально-экономических реформ;

• ориентация проводимых в Российской Федерации реформ преимущественно на неолиберальную политику монетаризма;

• легализация теневых капиталов, появившихся и приумноженных в годы плановой экономики и в период лихой приватизации 90-х годов XX века;

• кризисные и депрессивные процессы в отраслях, регионах и моногородах национальной экономики;

• увеличение неравномерности экономического и социального развития регионов;

• увеличение официальной и незарегистрированной безработицы;

• снижение жизненного уровня значительной части населения;

• усиление социально-экономической дифференциации общества;

• лоббирование узкокорыстных интересов в органах государственной и муниципальной власти.

Функции теневой экономики можно рассматривать на микро и макроуровнях. На микроуровне они проявляются через роль теневого рынка и субъектов теневого предпринимательства. Теневой рынок выполняет ряд функций:

1. Ценообразующая функция - это установление цен на теневые товары и

услуги.

2. Информирующая функция - это доведение информации о товарах и услугах в сфере теневой экономики до потребителей и теневых предпринимателей через механизм цен.

3. Регулирующая функция - это распределение теневого капитала по сферам теневой экономики в зависимости от степени их доходности.

4. Посредническая функция - это установление связи между теневыми предпринимателями и потребителями их товаров и услуг непосредственно, либо через теневых посредников.

5. Стимулирующая функция - это заинтересованность теневых предпринимателей в использовании новых способов незаконного увеличения теневой прибыли, снижения издержек и ухода от ответственности.

6. Разрушающая функция - это разрушение ресурсов в легальном секторе экономики в результате:

• развития теневого предпринимательства основанного на пороках человека (наркобизнес, порноиндустрия, незаконные казино);

• их перевода в теневой сектор, например, за счет использования различных схем ухода от налогов.

К субъектам теневой экономики относятся все ее участники, которые выполняют определенные функции. Наиболее важный и поэтому наиболее опасный субъект теневой экономики - это теневой предприниматель, то есть какое-либо лицо,

осуществляющее теневой бизнес на свой страх и риск в целях извлечения прибыли. Поэтому ключевым признаком теневого предпринимательства является получение прибыли. На наш взгляд, нельзя утверждать, что цель теневой экономики - получение сверхприбыли. Любой предприниматель, в том числе теневой, стремится максимизировать свою прибыль. Но сверхприбыль получают только те из них, кто добивается монопольного положения на теневом рынке [4].

Рассмотрим функции теневого предпринимателя. К первой из них относится соединение всех ресурсов в единый теневой технологический процесс. Например, для выпуска контрафактных аудио (видео) кассет и дисков правонарушитель-предприниматель подыскивает специальное помещение (часто при этом преступники стремятся проникнуть на территорию режимных объектов с целью затруднить сотрудникам правоохранительных органов доступ к теневому предприятию), закупает специализированное оборудование и материалы, использует наемный труд специалистов.

Все теневые экономические деяния условно можно разделить на три группы. Соответственно можно говорить о трех формах теневой экономики. Первая форма - это неофициальная, вторая экономика, примером которой могут служить подпольные цеха по пошиву одежды. Вторая форма - это фиктивная экономика, примером которой могут служить хитроумные операции по легализации грязных денег и другого имущества, добытого преступным путем. Третья форма - черная экономика, к которой можно отнести незаконный оборот наркотиков [2]. В реальной жизни бывает сложно однозначно отнести какое-то теневое явление к конкретной вышерассмотренной форме.

В зависимости от того, в каком секторе теневой экономики осуществляется технологический процесс, он может проявляться различным образом. Так, в черной экономике теневые предприниматели стремятся к большей конспирации, так как их действия напрямую наносят неприкрытый ущерб обществу, государству и гражданам. В качестве примера можно привести организованную преступную группу, специализирующуюся на квартирных кражах, разбойных нападениях или поставках наркотических средств.

Во второй и фиктивной экономике теневой предприниматель может выглядеть внешне благопристойно, так как наносимый им ущерб проявляется либо не сразу (в случаях ухода от налогообложения), либо носит скрытый характер (например, продажа дефектной продукции под видом качественного товара). Кроме того, следует учитывать, что:

• потребители второй и фиктивной экономики получают экономический эффект от приобретения товаров по сниженным ценам;

• наемные работники получают работу во второй и фиктивной экономике, а отсутствие социальных гарантий может компенсироваться большей заработной платой, чем в легальной экономике;

• не уплаченный теневыми предпринимателями налог не рассматривается гражданами как получаемый ими ущерб, так как поступление налогов не равнозначно росту доходов данной части населения, а хищения, нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств деформируют общественное сознание и служат оправданием сокрытия доходов от налогообложения.

Поэтому теневые предприниматели, функционирующие во второй и фиктивной экономике, в глазах общественности представляются как менее опасные, чем инициаторы черной экономики. Более того, предприниматели, не уплачивающие соответствующие налоги, представляются средствами массовой информации и даже некоторыми учеными как жертвы произвола государства.

Вторая функция теневого предпринимателя - это решение основных вопросов ведения своего бизнеса. Следует отличать теневого предпринимателя от менеджера, то есть наемного управляющего, в том числе и в области финансов. Последний является помощником первого по управлению теневым промыслом, но не заменяет и не исключает его. Теневой предприниматель изначально нацелен на противоправное поведение, в то время как менеджер и бухгалтер могут и не знать об истинных замыслах инициатора теневой экономической деятельности.

Третья функция теневого предпринимателя - это поиск новых способов и новых сфер приложения противоправного поведения, а так же новых методов ухода от ответственности. В качестве примера можно привести случаи финансового мошенничества, хищения бюджетных средств компаниями-посредниками, а так же хитроумные способы отмывания «грязных» денег.

Четвертая функция теневого предпринимателя - это проведение рискованных операций, в результате которых он рискует не только потерять собственный теневой капитал, но и быть раскрытым, привлеченным к ответственности правоохранительными органами либо попасть под контроль более могущественных криминальных структур. Поэтому можно с большой уверенностью предположить, что теневым предпринимательством занимаются преимущественно лица, склонные к риску.

Опасность для общества представляют и сознательные потребители товаров, создаваемых в теневой экономике. Именно они являются не только свидетелями ведения теневого бухгалтерского учета, но и часто инициаторами проведения теневых хозяйственных операций.

На макроуровне теневая экономика оказывает воздействие на макроэкономическую стабильность и официальную занятость, что отражается на макроэкономических показателях. На макроуровне теневая экономика порождает:

1. Отвлечение ресурсов из легального сектора экономики. Дело в том, что в условиях сокращения совокупного спроса и доходов в легальной экономике растет привлекательность деятельности в неофициальной (второй) форме теневой экономики. Неучтенная выручка, выплата «конвертной» заработной платы и на этой основе сокращение налоговых платежей в бюджет, «откаты» должностным лицам государственных, муниципальных и коммерческих структур позволяют некоторой части предпринимателей не уходить с рынка за счет вытеснения с него законопослушных представителей бизнеса, усиливает рост коррупции в целом.

2. Снижение инвестиционной привлекательности российской экономики. Проявления коррупции и организованной преступности в Российской Федерации стимулируют вывоз капитала из страны либо его использование в отраслях с быстрым оборотом, например, в торговле и в сфере услуг.

3. Технологическую отсталость российских предприятий, так как развитие теневой экономики не стимулирует предпринимателей снижать издержки за счет использования достижений научно-технического прогресса. Снижение издержек и рост выручки незаконными способами не способствует выработке столь необходимой в настоящее время стратегии сокращения затрат на единицу выпускаемой продукции.

4. Перераспределение доходов в обществе в пользу организаторов теневого предпринимательства, которое может осуществляться:

• насильственным путем (кражи, грабежи, разбои);

• посредством введения в заблуждение субъектов рынка (мошенничество);

• за счет манипуляции ценами в условиях существования на рынках монополий и монопсоний;

• в результате эксплуатации наемного труда путем установления заработной платы ниже предельного продукта предельного работника.

5. Значительную социально-экономическую дифференциацию населения, организаций и регионов.

6. Инфляцию за счет денежных средств, накопленных в теневой экономике. Кроме того на инфляцию оказывает воздействие рост фальшивомонетничества.

7. Лоббирование интересов теневой экономики. Полученные большие теневые доходы могут быть направлены для лоббирования и финансирования узкокорыстных политических интересов. Такая деятельность может протекать без нарушения норм права (легальный лоббизм) и с нарушениями норм права (теневой лоббизм). По своей сути легальный лоббизм не наносит ущерба существующим экономическим отношениям и в определенной ситуации может служить фактором роста национальной экономики. Но в случаях продавливания узкокорыстных интересов, последствия легального лоббизма не отличаются от последствий коррупционного поведения.

8. Коррупцию в государственных и муниципальных органах власти [3]. Коррупция (от лат. еоггишреге - «растлевать») - это использование должностным лицом своих властных полномочий и довереных ему прав в целях личного обогащения либо иной выгоды. Коррупция может возникать при наличии власти над распределением каких-либо не принадлежащих должностному лицу ресурсов, если они используются им в интересах личной выгоды. Главным экономическим стимулом к коррупции является возможность получения коррупционной ренты, связанной с использованием должностных полномочий.

На наш взгляд, можно выделить высшую форму коррупции, при которой законодательство устанавливается в интересах коррумпированных чиновников. Таким образом, возникает мало исследованная узаконенная коррупция. При ее наличии формируется коррупционно-олигархический капитализм, государственный аппарат обслуживает интересы коррумпированных чиновников и криминальных олигархов. Как следствие, может сформироваться криминальное государство.

9. Появление и развитие разнообразных форм организованной преступности. Формирование теневого предпринимательства сопровождается разделением труда и ростом специализации в этой сфере. Концентрация и централизация теневого капитала неминуемо формирует экономическую основу организованной преступности. Организованная преступность вырастает из теневой экономики и всячески ее развивает.

Одним из финансовых источников, питающих организованную преступность, является укрывательство от налогов, что проявляется в следующих формах. Во-первых, созданные за счет «грязных» («криминальных») денег фирмы, цель которых легализовать и приумножить преступный капитал, скрывают значительную часть своих доходов от налоговых органов для реинвестирования в преступный бизнес. Во-вторых, мелкие фирмы, находящиеся на грани разорения, не способные на законных основаниях содержать собственную охрану и получающие реальную прибыль за счет ухода от налогов, попадают под рэкет организованной преступности. В-третьих, значительная часть российских предприятий загоняется в «тень» в результате несовершенства налогового законодательства, качество которого во многом зависит от соблюдения основополагающих принципов налогообложения. Переход к рыночным отношениям в условиях неразвитости налоговых органов уже привел к росту теневой экономики и накоплению значительного экономического потенциала у организованной преступности.

10. Воспроизводство теневой экономики в расширенном объеме. Полученные теневые доходы инвестируются в теневой сектор экономики, воспроизводятся в расширенном объеме, как субъекты теневого рынка, так и производственные отношения между ними.

В настоящее время политика экономического роста должна подкрепляться экономической политикой противодействия теневой экономики и коррупции, а именно включать в себя комплекс экономических мер, нацеленных на сокращение

деятельности субъектов теневой экономики. В зависимости от содержания можно выделить запретительную, профилактическую и легализующую форму данной политики [4].

В качестве запретительных мер развития теневой экономики предлагается:

• выявлять, раскрывать и расследовать в первоочередном порядке коррупционные преступления, совершенные в крупном и особо крупном размере;

• ограничивать не только сумму оплаты наличными по договору между организациями, но и число таких сделок за одни сутки;

• конкретизировать ответственность руководителей и учредителей организации за формирование теневого бухгалтерского учета, то есть системы сбора, регистрации и обработки информации об используемых в теневой экономике обязательствах и имуществе; а так же об осуществляемых теневых хозяйственных операциях;

• добиваться неукоснительной ответственности должностных лиц за нарушение конституционных прав и свобод граждан;

• совершенствовать механизм исполнения судебных решений (определений).

Оказываемая в условиях современного экономического кризиса развитыми

государствами многомиллиардная помощь финансовому и реальному секторам экономики при определенных условиях может перераспределяться теневым способом не в интересах общества. Поэтому в целях профилактики теневой экономической деятельности необходимо, чтобы любые финансовые программы поддержки банковского, реального и иного сектора экономики строились на принципах гласности и открытости для общественного контроля за счет:

• публичности финансовой отчетности организаций;

• раскрытия информации об объемах получаемой заработной платы первыми должностными лицами организации;

• запрета на выплату премий, дивидендов и прочих доплат в течение года получения и использования государственных источников финансирования.

Государственная помощь должна оказываться только тем организациям, которые разработали и внедряют программы сокращения издержек на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги.

В целях профилактики также предлагается:

• сглаживать значительную социально-экономическую дифференциацию населения по уровню доходов путем принятия ступенчатых шкал налоговых ставок налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций;

• развивать творчество масс путем законодательного закрепления обязательного создания профсоюзов в трудовых коллективах и их участия в управлении организациями;

• уменьшить дифференциацию заработной платы сотрудников различных правоохранительных органов и обеспечить им уровень жизни, не ниже среднего по стране;

• использовать средства социальной рекламы, литературы и искусства;

• формализовать деятельность должностных лиц путем четкой регламентации их действий;

• развивать и стимулировать безналичные формы платежей между физическими и юридическими лицами при покупках дорогостоящих товаров (жилых домов, квартир, яхт, автомобилей, драгоценностей);

• развивать электронный документооборот.

Для легализации неофициальной (второй) экономики необходимо:

• использовать преимущественно уведомительный порядок регистрации обществ с ограниченной ответственностью и индивидуальных предпринимателей;

• шире применять упрощенную систему учета;

• увеличить сроки представления отчетности (один раз в полгода) для субъектов малого предпринимательства, если они не подпадают под требования обязательного аудита;

• развивать безвозмездное налоговое и другое консультирование граждан в области предпринимательства и социальной защиты трудящихся, например, на сайтах федеральных министерств и служб;

• совершенствовать качественную подготовку специалистов, способных работать в новых условиях хозяйствования;

• закрыть неукомплектованные качественными кадрами институты и их филиалы при увеличении числа бюджетных мест в государственных университетах;

• вернуть государству основную роль в выполнении социальных программ в области пенсионного и медицинского обслуживания;

• оптимизировать налоговую нагрузку предпринимательской деятельности и снизить ее в аграрном секторе экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При начислении и уплате налогов необходимо соблюдать равенство всех форм собственности, а так же использовать ступенчатую шкалу налоговых ставок для равномерного распределения тяжести налогообложения между малыми и крупными предприятиями. Следует учитывать, что такая шкала не только служит встроенным стабилизатором экономики, но и позволит малому бизнесу, во-первых, меньше стремиться к укрывательству доходов от налогов и, во-вторых, иметь больше финансовых возможностей для организации на законном основании собственных служб безопасности и охраны. Существование в России единой ставки налога на прибыль для крупных, средних и малых предприятий (не переведённых на специальные налоговые режимы и получающих разный объем прибыли), подавляет предпринимательскую активность населения и загоняет в теневую экономику малый бизнес, так как тяжесть его налогообложения для них непомерно велика.

Кроме равенства, важно придерживаться определенности налогов и налоговых льгот. В противном случае налогоплательщики будут сталкиваться с произволом чиновников, что увеличит коррупцию в коридорах государственной власти, к тому же отсутствие определенности не формирует благоприятный климат для роста частных инвестиций. Большое значение имеет и такой принцип налогообложения, как умеренность, под которым понимается ограничение налогов определенным уровнем, за которым налоговые ставки начинают подавлять хозяйственную активность и вынуждать предпринимателей уходить в область теневой экономики. Установление льгот по налогообложению не окажет существенного влияния на инвестиционную активность населения и фирм, так как при отсутствии полноценного налогового контроля легче вообще уйти от налогов, чем соблюдать налоговые правила.

Литература

1. Бу Свенсон. Экономическая преступность. - М.: Изд-во «Прогресс», 1986,

157 с.

2. Коттке К. «Грязные» деньги - как с ними бороться?: Справочник по налоговому законодательству в области «грязных»денег: Пер. 9-го перераб. нем. Изд. / Науч. ред. к.э.н. К.К. Баранова. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. - 688 с.

3. Путин В.В. Демократия и качество государства. Газета «Коммерсант» от 06 февраля 2012 г.

4. Чернов С.Б. Теневая экономика: учебное пособие для подготовки магистров и аспирантов всех направлений / С.Б. Чернов; Государственный университет управления, Институт инновационного управления экономикой ГУУ. - М.: ГУУ, 2012. - 56 с.

5. Яни П.С. Экономические и служебные преступления. - М.: ЗАО «Бизнес -школа «Интел-Синтез», 1997. - 208 с.

Р.К. Щенин

ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ВЕДУЩИХ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

THE GLOBAL CRISIS AND ANTI-CRISIS MEASURES OF THE LEADING EUROPEAN UNION COUNTRIES

Аннотация: в статье рассматриваются характерные особенности современного глобального финансового и экономического кризиса на примере экономик ведущих стран Европейского Союза (Великобритании, Германии и Франции). Анализ сосредоточен на специфических чертах современного кризиса, его многовекторном и широкоохватывающем развитии. Особое внимание было уделено антикризисным мерам правительств трех ведущих стран ЕС в целях преодоления последствий глобального кризиса. Принятые вовремя меры позволили странам уберечь их экономики от более глубокой рецессии и довольно быстро восстановить докризисное состояние экономик. Формы мер и направления антикризисного регулирования у этих стран отличаются, но цель у них одна - защитить и укрепить лидирующие позиции национальных экономик и одновременно оказать возможную финансовую и экономическую помощь другим малым странам ЕС, страдающим от современного кризиса.

Ключевые слова: антикризисные меры, антикризисная программа, банковская система, глобальный кризис, Европейский Союз, инновационное развитие, налоговая система, налоговые ставки, стимулирование бизнеса, финансовые задолженности.

Abstract: the paper discusses the specific peculiarities of the modern global financial and economic crisis regarding the economies of the leading European Union countries (Great Britain, Germany and France). The analysis has been focused on the specific features of the modern crisis, its miltivector and all-embracing development. A special attention has been paid to the anti-crisis measures of the governments of the three leading EU countries in order to overcome the consequences of the global crisis. The measures adopted just in time have allowed the countries to save their economies from a much deeper recession and to restore fast the pre-crisis state of the economies. The forms and directions of the anti-crisis regulation in these countries differ from each other but they have, however, the common goal, i.e. to safeguard and strengthen the leading positions of their national economies and simultaneously to exert a possible financial and economic assistance to the other small EU countries suffering from the modern crisis.

Keywords: anti-crisis measures, anti-crisis programme, bank system, business stimulation, European Union, financial debts, global crisis, innovation development, tax rates, tax system.

Современный глобальный финансовый и экономический кризис по своей природе уникален. Такого кризиса еще не было в истории развития мировой экономики. Он не является, как представляется многим отечественным и зарубежным экономистам-исследователям мировой экономики, ни циклическим, ни структурным, ни формационным, ни цивилизационным, ни чисто финансовым, хотя в основе своей

© Р.К. Щенин, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.