ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Н.Д. Эриашвили,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, профессор
С.С. Маилян, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации
Е.Н. Барикаев, кандидат экономических наук, доцент Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
Аннотация. Рассматриваются предпосылки, понятие, свойства, признаки, элементы теневой экономики с позиции юридической и экономической науки.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая преступность, организованная преступность в сфере экономики.
SHADOW ECONOMY AS ECONOMIC AND LEGAL CATEGORY
N.D. Eriashvili,
doctor of economic sciences, candidate of jurisprudence, professor S.S. Mailyan, doctor of jurisprudence, professor, deserved lawyer of the Russian Federation E.N. Barikayev, candidate of economic sciences, docent
Annotation. Preconditions, concept, properties, signs, elements of shadow economy from a position of legal and economic science are considered.
Keywords: shadow economy, economic crime, organized crime in the economy sphere.
В современной ситуации становится очевидным, что теневая экономика превратилась в значительный фактор развития нашей страны, влияющий почти на все экономические, социальные и политические процессы. Теневая экономика сдерживает темпы экономического роста, снижает эффективность использования финансовых, материальных и иных ресурсов, объем и структуру инвестиций, пропорцию общественного воспроизводства и т.д.
Наиболее властной формой российской теневой экономики является организованная группа, совокупность организаций (юридических лиц), которые в силу сложившихся между ними связей регулярно выступают в некоторых важных аспектах как единое целое. По отраслевому составу они являются чаще всего диверсифицированными, а их структура может быть самой разнообразной: от классических
холдингов до структур, в которых организации связаны между собой лишь неформальными взаимными обязательствами их основных собственников или управляющих. Потому задачи эффективного развития Российской Федерации и ее регионов ставят непременным условием формирование эффективного механизма в борьбе с теневой экономикой и организованной преступностью, а проблема борьбы с теневой экономикой в последние годы, стала важной и актуальной темой исследования современной экономической и юридической науки.
Важнейшим вопросом в этой связи является исследование теневой экономики как правовой и экономической категории. Результаты всестороннего и полного изучения данной категории могут быть положены в основу работ по формированию эффективных методов борьбы с теневой экономикой в
России.
Таким образом, теневая экономика представляет собой экономику, функционирующую вне правового поля. Ее ключевым признаком принято считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основную функцию средств платежа несут наличные деньги, особенно иностранная валюта.
Теневая экономика — это не столько совокупность экономических преступлений, совершенных определенными юридическими и физическими лицами, сколько сложная синтетическая система социально-экономических явлений, осуществляющихся особым, криминальным, образом. Иными словами это комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно-правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций, и легальной и (или) нелегальной деятельности.
Теневая экономика обладает следующими системными свойствами:
— всеобщностью;
— целостностью;
— связью с внешней средой, проявляющейся в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества;
— структурностью, заключающейся в наличии устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, т.е. способностью к сохранению ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях; иерархичностью (как частный случай структурности) — расположения частей и элементов теневой экономики как целого в порядке от высшего к низшему;
— способностью к самоорганизации и непрерывному развитию, органичному включению в мировые экономические связи (посредством, например, широкого использования офшорных компаний организованными структурами, функционирующими в теневой экономике); целенаправленностью и наличием универсального механизма функционирования, заключающихся в общности типовых приемов и способов достижения целей функционирования (особенно в наиболее опасном секторе теневой экономики — в нелегальном, или криминальном, бизнесе);
— наличием в одном целом двух противополож-
ных начал — конструктивного (производительный сектор) и деструктивного (криминальный сектор)1.
Теневая экономика имеется в любых странах, независимо от их государственного и социально-экономического устройства. Естественно, что степень ее распространенности и масштабы различны. Одной из наиболее общих причин возникновения теневой экономики является наличие неустранимого противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах, в законодательстве государства.
Как бы ни расчленяли теневую экономику как явление в процессе его изучения, она все равно не сводится к механическому объединению элементов, к простой совокупности негативных признаков либо к определенным видам экономической деятельности или совокупности экономических отношений.
Если проанализировать осуществляемые криминальными группировками теневые операции, а затем обобщить результаты анализа, можно прийти к общности механизма «выкачивания» денежных средств из официальной экономики. Например, обязательно присутствует такой элемент, как включение в «схемы» теневых операций «фирм-подставок», либо оффшоров, либо тех и других. Наибольшую опасность для общества представляют именно перераспределительные теневые операции, когда в теневую экономику перекачиваются средства из экономики.
Понятие «иерархичность» характеризует развитую и упорядоченную форму структуры, ее много-уровневость. Каждый элемент теневой экономики, в свою очередь, может рассматриваться как система, а сама теневая экономика представляет собой один из компонентов более широкой системы — национального хозяйства.
Иерархическая структура теневой экономики характеризуется множеством связей между компонентами, наиболее характерными из которых являются связи координации и субординации. Координация (упорядоченность по горизонтали) и субординация (упорядоченность по вертикали) свойственны современной российской теневой экономике, поэтому теневая экономика не только иерархическая, но и сетевая структура.
Теневая экономика выступает как самоорганизующаяся, адаптивная система. Она в кратчайшие сроки приспосабливается к внешнему воздействию (государства и его правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.
Можно выделить пять основных стадий эволюции теневой экономики: зарождение, развитие,
зрелость, упадок и гибель, которые отражают особенности как самой теневой экономики, так и экономической системы, в рамках которой она функционирует.
В тех или иных формах теневая экономика присуща любой экономической системе и погибает только вместе с ней и государством, которое регулирует экономические отношения правовыми нормами. Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удастся. Речь можно вести только об уменьшении ее масштаба и уничтожении наиболее опасных для общества форм (наркотики, бизнес на проституции, торговля людьми и человеческими органами, нелегальный оборот радиоактивных материалов и оружия массового поражения и другие деструктивные виды экономической деятельности).
В зарубежных исследованиях к теневой экономике тесно примыкают понятия «беловоротничко-вая» и «корпоративная» преступность.
Американский ученый Э. Сазерленд определял феномен «беловоротничковой» преступности как комплекс правонарушений, совершаемых уважаемыми лицами с высоким социальным статусом в рамках их профессиональных обязанностей и с нарушением доверия, которое им оказывается2.
Хозяйственная (экономическая) преступность характеризуется немецким исследователем г. Шнайдером как преступность, которая направлена против как организации (злоупотребление доверием, саботаж), так и потребителей (производство некачественных товаров) или работников организации (нарушение правил охраны труда).
Эти преступления совершаются организациями против своих конкурентов (нарушение правил конкурентной борьбы, промышленный шпионаж), отдельными организациями против государства (получение субсидий обманным путем) или несколькими организациями совместно против экономической системы (отказ соблюдать правила конкуренции), а также против всего общества (загрязнение воздуха и воды)3.
В отличие от этого к числу основных преступлений, составляющих «беловоротничковую» преступность в России, относят злоупотребление властью, должностные подлоги, коррупцию, преступления, совершаемые для обеспечения организованной преступности, уклонение от уплаты налогов, аферы в банковском деле и т.п.4
Формы хозяйственной преступности как части теневой экономики связаны с экономической и общественной структурой государства.
Признаки теневой экономики:
— субъекты — работники государственных, общественных и коммерческих организаций, реализующие свои функции в сфере экономики и связанных
с ней областях деятельности;
— преступления совершаются в связи с деятельностью субъектов по месту работы;
— деятельность субъектов связана с обслуживанием или участием в законных экономических процессах;
— нарушаются нормативные правила, изложенные в законах и иных нормативных актах и регулирующие функциональную деятельность субъектов;
— субъекты ведут законную деятельность в соответствии с функциональным назначением их организаций одновременно с незаконной;
— незаконный характер преступной деятельности часто не связан с осуществлением иных преступлений общеуголовной направленности (предусмотренной УК);
— организованность проявляется в налаживании и поддержании устойчивого процесса совершения незаконных деяний (осуществления криминальных финансово-хозяйственных операций);
— незаконные операции представляют собой вид бизнеса (планомерно осуществляемой предпринимательской деятельности по получению доходов), а организационная структура и деятельность организованной преступной группы (далее — ОПГ) формируется по корпоративному принципу и т.п.
В научной литературе сформулированы и иные признаки теневой экономики. Так, например, по мнению Л.Я. Драпкина, можно выделить следующие основные признаки теневой экономики:
— неконтролируемость производственной, торговой и финансовой деятельности дельцов теневой экономики государственными органами, в том числе налоговыми службами;
— незаконный характер деятельности, в том числе совершение преступлений повышенной общественной опасности (профессиональные наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация или содержание притонов для занятия проституцией и др.);
— легализацию (отмывание) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику;
— направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах государственной власти, в том числе в различных правоохранительных структурах5.
В составе теневой экономики выделяются, как правило, следующие элементы:
— незаконные экономические отношения в сфере легальной экономической деятельности (экономическая преступность и административная де-ликтность);
— скрытая экономика — разрешенная законом
деятельность, которая официально не показывается или приуменьшается осуществляющими ее субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных законом обязательств;
— сфера нелегального бизнеса, которая связана с производством, реализацией и потреблением товаров и услуг, но без лицензии и специального разрешения;
— сфера нелегальной (неформальной) занятости;
— сфера нелегального бизнеса, связанного с производством, реализацией и потреблением запрещенных товаров и услуг, при котором имеет место трудовой процесс, а выпускаемые товары и услуги обладают эффективным рыночным спросом;
— сфера уголовного промысла, в рамках которой криминальные доходы извлекаются на базе систематического совершения традиционных общеуголовных преступлений (профессиональная преступность);
— сфера услуг, связанную с применением или угрозой применения насилия в экономических отношениях (заказные убийства, криминальный терроризм). Цель этой деятельности — силовое обеспечение функционирования криминальной экономики, подавление конкуренции и социального контроля насильственными методами, посредством совершения общеуголовных преступлений. Развитие данной сферы связано с коммерциализацией общеуголовной насильственной преступности;
— сфера создания, толкования, применения, исполнения теневых (неформальных) норм, регулирующих сферу криминальной экономической деятельности;
— незаконные экономические отношения в сфере политического рынка, политической деятельности;
— незаконные экономические отношения в системе государственной и муниципальной службы в связи с осуществлением экономической деятельности, принятием и исполнением экономически значимых решений.
При этом наиболее криминогенными зонами в рассматриваемой области экономики принято считать:
— денежное обращение, криминализация которого наиболее опасна для общества, поражает все звенья экономической системы;
— отношения собственности, прежде всего в торговле и общественном питании, недвижимость в городах, в производстве дерева и стройматериалов, строительстве, сельском хозяйстве, земельных отношениях, а также в области защиты прав физических и юридических лиц;
— внешнеэкономическая деятельность, используемая не только для быстрого криминального накопления капитала, но и являющаяся самым эф-
фективным способом вывоза незаконного экспорта капитала за границу через криминальные структуры экспорта энергетических и сырьевых ресурсов, особенно стратегических, что подрывает позиции страны на мировых рынках;
— потребительский рынок, традиционно являющийся криминогенной экономической зоной, практически полностью контролируемый криминалом, жестко квотирующим долю продаж, регламентирующим цены и взимающим налоги на доходы в виде как доли от участия в капитале, так и прямых платежей за право на торговлю6.
Особенностью развития теневой экономики как системного явления является то, что она относится к классу так называемых сложных интравертных систем. Развитие ее подсистем осуществляется по своим внутренним закономерностям, что не позволяет априорно задать четкие целевые установки функционирования государственного механизма, противодействующего теневой экономике в конкретных регионах и отраслях.
В результате криминальная трансформация привела к наличию в российской экономике криминальных анклавов, внешне похожих на добропорядочные объединения организаций, но выделенных из общего числа криминальной сутью основной массы финансово-хозяйственных операций.
Тесные связи между лидерами российских преступных группировок (как общеуголовных, так и специализирующихся на предпринимательстве) и руководством наиболее крупных российских предпринимательских структур привели к почти полному их слиянию и формированию взаимовыгодных криминальных альянсов, формирующих организационную структуру теневой экономики.
В результате такой интеграции российские преступные группы получили преимущество в виде доступа к значительным объемам разного рода активов. В то же время для чисто предпринимательских структур появилась возможность упрочить конкурентные позиции за счет криминальных факторов.
Таким образом, экономическая роль теневой экономики состоит в том, что она собирает под единым (криминальным) контролем значительные обезличенные финансовые и производственные активы. В этом случае теневая экономика помогает экономически трансформировать в собственность ОПГ результаты деятельности многих юридических и физических лиц, действующих как криминальным, так и законопослушным образом.
При этом в рамках теневой экономики отраслевые или территориальные формы криминализированных организаций закрепляют органический синтез криминального и предпринимательского капитала во имя обоюдной максимизации монополь-
ной прибыли и увеличения возможностей контроля над обширными хозяйственными активами. Производство определенных видов продукции, продажа товаров на рынках, оборот финансовых ресурсов и имущественных активов оказываются под единым руководством криминализированных экономических структур.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры, ожидаемых существенных позитивных сдвигов в нейтрализации теневой экономики пока не произошло. Преступность, в том числе коррупция, в экономике по-прежнему негативно влияет на экономические реформы, разрушает хозяйственную и финансовую систему страны.
Каждое четвертое регистрируемое экономическое преступление относится к категории тяжких, причем количество этих преступлений увеличивается. Соответственно растет число преступлений, ущерб от которых исчисляется крупными и особо крупными размерами.
Состояние преступности в сфере экономики, социально-политическая ситуация в стране, высокая латентность преступлений экономической направленности могут привести к безусловному сохранению тенденции осуществления теневых экономических операций, однако при все более усиливающихся попытках «втиснуть» криминальные операции в рамки внешне легальной предпринимательской деятельности. В этой связи необходимо создание принципиально нового, правоохранительного механизма противодействия теневой экономике.
Список литературы:
1. Экономика и право. Теневая экономик: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н.Д. Эриаш-вили, Н.В. Артемьева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008, 2008.
2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб.: Питер, 2003.
3. Albini J. The Distribution of Drugs: Models of Organizrd Criminal Organisation and Their Integration //Crime and Social Policy. Boston, 1992.
4. Oversight Hearing on Organized Crime Strike Forces, 1989, June 20. Ser. 14. Washington, 1989.
5. Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995.
6. Драпкин Л.Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации (экономико-криминалистическое исследование). \\ ЧиновникЪ. М, 2000, №1.
7. Шестаков А.В. Теневая экономика: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2000.
1 См.: Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб.: Питер, 2003. С. 22—25.
2 См.: Albini J. The Distribution of Drugs: Models of Organizrd Criminal Organisation and Their Integration //Crime and Social Policy. Boston, 1992. P. 37.
3 См.: Oversight Hearing on Organized Crime Strike Forces, 1989, June 20. Ser. 14. Washington, 1989. P. 116.
4 См.: Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. С. 215.
5 Драпкин Л.Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации (экономико-криминалистическое исследование). \\ ЧиновникЪ. М, 2000, №1.
6 См.: Шестаков А.В. Теневая экономика: Учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2000. С. 35.