обеспечивает, например, возможность подготовки инженерных кадров, способных без переподготовки разрабатывать и коммерциализовать инновационные продукты. Логично предположить, что на всех стадиях среднего, профессионального, высшего и бизнес-образования необходимо готовить специалистов нового поколения, в том числе по широкому кругу вопросов, связанных с инновационным менеджментом. Таким образом, должны быть разработаны сквозные, предметно ориентированные программы в разных областях управления, учитывающие динамику и требования современной бизнес-среды.
Необходимо определить, каким должен быть продукт системы образования, удовлетворяющий потребность в быстром переходе на путь инновационного развития. По существу, речь идет об инновационных изменениях в самой системе образования и о со-
здании инновационных образовательных продуктов, позволяющих подготавливать специалистов, в полной мере отвечающих требованиям развития глобальной экономической системы. Суть такого инновационного продукта заключается в создании методологии, позволяющей учащимся на всех стадиях обучения получать совокупность знаний и навыков, достаточных для активной интеграции в процесс инновационных преобразований экономической системы.
Литература
1. The Global Competitiveness Report. 2008-2009 // http://www. weforum.org/documents/GCR0809/index.html.
2. Горбашко Е., Дюков И., Туманов К. Конкурентоспособность стран: Ее оценка и роль в преодолении последствий экономического кризиса // Стандарты и качество. 2009. № 10. Окт.
> ©
Тенденции управления знаниями в университетских комплексах
Knowledge management tendencies in university complexes
УДК 378.4
А. Л. Пастухов
доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат философских наук 190000, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 94
A. L. Pastukhov
190000, Эа^^егзЬигд, и1. ВаЬивЬкта, 94
В статье, посвященной рассмотрению тенденций развития образования и управления знаниями в университетских комплексах, проведен анализ мировых тенденций в сфере образования в мире и России, определены современные социально-экономические требования к системе образования, рассмотрены особенности формирования конечного продукта в процессе образования и перспективы модернизации образования на основе создания университетских комплексов.
Автором предлагается перечень образовательных задач, решаемых созданием университетского комплекса в соответствии с современными тенденциями развития образования на основе развития системы управления знаниями.
The article devoted to tendencies of education development and knowledge management in university complexes, presents an analysis of world tendencies in education all over the world and in Russia, identifies present-day social and economic requirements for the educational system, reviews peculiar features of final product creation in educational process and perspectives of education modernization on university complexes basis.
The author suggests a list of educational tasks which can be solved through creation of university complex in compliance with present-day tendencies of education development based on knowledge management system.
Ключевые слова: университетский комплекс, система образования, управление знаниями, тенденции в образовании, модернизация
Keywords: university complex, educational system, knowledge management, tendencies in education, modernization.
Формирование нового информационного общества в условиях развития процессов глобализации и обострения конкурентной борьбы между странами, регионами и организациями за освоение передовых технологий и зарождающихся новых рынков выдвигает интеллектуальный потенциал работников как основной ресурс повышения конкурентоспособности [1, с. 15].
Соответственно, наука и образование являются фундаментальной основой будущих экономических и социальных достижений общества, а значит, тенденции развития науки и образования определяют стратегические возможности экономического развития общества [2, с. 80].
В настоящее время в развитии образования можно выявить следующие тенденции, влияющие на характер создания университетских комплексов и особенности управления знаниями в них:
1. Интеграция образования. Развитие процессов глобализации способствует увеличению обмена информацией между учебными заведениями внутри страны и на международном уровне, между педагогическими сообществами, общественными организациями сферы образования и государственными учреждениями, регулирующими развитие системы образования разных стран [3, с. 60; 4, с. 7].
Мероприятиями, способствующими интеграции образования, являются межвузовский обмен студентами и преподавателями, миграция научных работников, проведение международных конференций, привлечение иностранных компаний к финансированию обра-
зовательных и научно-исследовательских программ учебных заведений, использование в учебном процессе зарубежных аудио-, видеоматериалов и научной литературы, в том числе на языке оригинала, реализация международных интернет-проектов, проведение маркетинговых исследований систем образования разных стран и учебных заведений, применение дистанционного обучения и информационных технологий и др.
Во многом интеграции образовательных процессов способствует также внедрение общепринятых стандартов качества образования и системы двойных дипломов. Это помогает формированию базы знаний, позволяющей формировать университетские комплексы и интегрировать их в формирующиеся кластеры на региональном и межрегиональном уровне.
2. Развитие системы непрерывного образования. Ускорение жизненной динамики и рост социально-экономических и технологических изменений способствуют формированию понимания необходимости постоянного обновления организационных и индивидуальных знаний. Классическое восприятие образования как системы, связанной, прежде всего, с учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования, перестает соответствовать социально-экономическим потребностям общества.
Очевидной становится необходимость привлекать к подготовке будущих работников — специалистов предприятий и учреждений по определенному образовательному профилю, при этом важность постоянной переподготовки специалистов по профилю их основной трудовой деятельности определяется с учетом научных и технологических нововведений, изменений законодательства и экономических тенденций в отраслях внутри страны и в мире.
Усиливаются взаимосвязи между образовательными учреждениями различного уровня и формируются межвузовские системы, такие как школа—колледж—вуз. Образовательные учреждения вынуждены привлекать к образовательному процессу преподавателей, способных сочетать личный практический опыт работы, знание современных образовательных технологий и иностранных языков, умение выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. При этом особое значение приобретают факультеты повышения квалификации и переподготовки специалистов, особенно с развитой системой дистанционного обучения.
Это повышает заинтересованность образовательных, коммерческих и научных организаций в расширении кооперации на основе университетских комплексов, к созданию и постоянному обновлению корпоративной базы знаний научного, научно-практического и методологического характера.
3. Индивидуализация образования. Постепенно сама система образования становится более ориентированной на учет индивидуальных потребностей учащихся. Она предполагает не только увеличение разнообразия образовательных программ, повышение гибкости графика учебного процесса, но и внедрение новых образовательных технологий, позволяющих учитывать возможности как учащихся, так и преподавателей в связи с расширением использования интерактивных методов обучения, увеличением самостоятельной работы учащихся и частоты индивидуальных консультаций. Это позволяет более целенаправленно и эффективно формировать базу знаний учащихся, особенно в сфере применения полученных знаний и навыков.
4. Развитие рыночных отношений в сфере образования. Возрастание выгод, связанных с использовани-
ем знаний, способствует росту тенденции сокращения ^ государственной поддержки системы образования с £ постепенной частичной коммерциализацией в фор- ¡5 ме выполнения научно-исследовательских и опытно- о конструкторских работ всеми участниками учебного ^ процесса, развитие консалтинговой деятельности, ^ организации краткосрочных курсов и тренингов для ^ повышения квалификации специалистов и др. [5, < с. 2]. ё
Для реализации коммерческих проектов с целью 5 компенсации нехватки государственного финанси- ш рования образовательные учреждения вынуждены ° укреплять взаимосвязи с коммерческими органи- ^ зациями, участвовать в региональной и отраслевой < кооперации. о
Важным фактором стимулирования предпринима- х тельской активности работников образовательных о учреждений является:
• создание научно-образовательных центров и малых ^ инновационных предприятий в рамках универси- § тетских комплексов; 5
• концентрация усилий педагогического сообщества ° на коммерциализации имеющихся знаний; ^
• сближение науки и реального сектора экономики; °
• развитие интеллектуального потенциала образова- ш тельных учреждений. ш Все эти тенденции способствуют дальнейшему 0
развитию и модернизации системы образования в глобальном масштабе, а также увеличению количества учащихся, стремящихся получить высшее профессиональное образование.
Рост специалистов с высшим образованием наиболее характерен для экономически развитых стран, что отражается на их дальнейшем экономическом развитии и увеличении доли нематериального продукта в структуре ВВП.
Процессы интеграции в образовании, развитие систем непрерывного образования и коммерциализация результатов научно-образовательной деятельности способствуют более интенсивному внедрению системы управления информационными потоками и знаниями на нескольких уровнях.
Во-первых, это создание на основе информатизации и обеспечения максимальной открытости информации обо всех учебных процессах и их результатах в образовательных учреждениях для учащихся, абитуриентов, преподавателей, администрации, представителей государственных органов власти, спонсоров и деловых партнеров.
Во-вторых, это обеспечение большей оперативности координации взаимодействия определенных подразделений и сотрудников учебных заведений.
В-третьих, это создание электронной информационной базы данных, позволяющей оптимизировать обмен научной и методологической информацией и активизировать научно-образовательную деятельность.
Система управления знаниями в системе образования имеет свои особенности по сравнению с товарным производством. Прежде всего образовательная деятельность относится к сфере услуг, конечным продуктом которой является система знаний теоретического и практического характера, применимая к использованию в организованной деятельности для дальнейшего производства определенной продукции или оказания услуг и имеющая конечную практическую полезность в отношении повышения производительности труда и качества продукции или услуг. Однако полезность системы знаний, получаемых учащимися в процессе
образовательной деятельности, зависит от следующих ^ факторов, во многом косвенно связанных с качеством £ оказания образовательной услуги: о 1. Полезность полученных знаний определяется толь-з ко со временем в процессе их использования после ^ получения образования.
5 2. Определение полезности знаний, полученных в про-
< цессе образования на индивидуальном уровне, во о многом затруднено в связи со сложностью его вы-5 членения из всей совокупности знаний работников ш для последующего измерения и оценки.
° 3. Полезность полученных знаний во многом зависит ^ не только от знаний и профессионализма препода-
< вателей и деятельности образовательного учрежде-о ния в целом, но и от личных качеств учащихся, их х мотивации, базовых (входных)знаний и навыков. о Производство системы знаний в процессе обра-=Ц зовательной деятельности также имеет свои отличи-^ тельные особенности:
0 1. В отличие от производств других видов продукции 5 и услуг в образовательном процессе участниками создания конечного продукта являются произво-^ дитель совместно с потребителем.
Таким образом, система знаний является синер-ш гийным результатом партнерского взаимодействия ш учащихся и преподавателей, а в университетском 0 комплексе — результатом партнерства преподавателей, учащихся и заинтересованных организаций.
2. Необходимость индивидуального подхода к каждому учащемуся, что фактически приводит к созданию индивидуальных модификаций системы знаний в процессе обучения, дополняется индивидуализированными условиями труда преподавателей, что усложняет согласованный процесс управления персоналом и многократно усложняет управление процессом создания знаний в университетских комплексах, состоящих из различных организаций.
3. Создание университетских комплексов предполагает объединение учреждений образования различного уровня с организациями, различающимися по характеру деятельности, форме собственности, иногда расположенными на большом расстоянии друг от друга, что предполагает создание корпоративной системы знаний, способствующей согласованному взаимодействию для создания наиболее качественного конечного продукта.
Все это создает необходимость применения системы управления качеством и знаниями с учетом особенностей образовательной деятельности, технологии производства знаний в рамках учебного и научно-образовательного процесса, а также характера взаимосвязей между организациями в рамках университетского комплекса.
Кроме того, для нашей страны характерны национальные особенности развития образовательной системы, что влияет и на характер становления и функционирования университетских комплексов.
В России, как отмечают многие эксперты, несмотря на развитие общемировых тенденций системы образования, большое количество высших учебных заведений, постоянный прирост числа студентов и специалистов с высшим образованием не сопровождается адекватным экономическим ростом, увеличением производительности труда и ВВП на душу населения [6, с. 1]. Во многом это связано с явлениями, характерными для российской системы образования.
Во-первых, в России наблюдается значительное превышение количества мигрирующих из страны научных работников и преподавателей, а также студен-
тов, обучающихся в зарубежных вузах, по сравнению с количеством научных работников и преподавателей из экономически развитых стран, работающих в российских НИИ и высших учебных заведениях, а также студентов из Европы и США.
В процессе интеграции в мировое сообщество, российская система образования меняет ранее используемые образовательные технологии, органически связанные с характером национальной экономики и менталитетом россиян, на европейские, такие как принципы Болонской конвенции или международные рекомендации по внедрению системы качества ENQA.
Таким образом, интеграция систем образования для России имеет выраженный ассимиляционный характер, что предполагает больше не создание, а потребление уже созданных знаний и временное запаздывание во внедрении знаний в реальном секторе экономики.
Во-вторых, если развитие образовательной системы в Западной Европе и США происходило постепенно и синхронно с их социально-экономическим и научно-техническим развитием, то в России в процессе социально-экономических реформ и периода стабилизации 1990-2000 гг. произошло постепенное старение материально-технической базы, ухудшение кадрового потенциала, снижение количества выполняемых научных работ для реального сектора экономики, разрушение взаимосвязей с профильными предприятиями и НИИ, а также системы распределения специалистов.
В процессе самофинансирования многие средние и высшие учебные заведения были вынуждены снизить уровень требований к учащимся как при поступлении в учебные заведения, так и в течение всего образовательного процесса, что способствовало снижению уровня корпоративной культуры учащихся и преподавателей.
Таким образом, с целью соответствия современным требованиям, предъявляемым к системе образования со стороны общества и государства, учебные заведения вынуждены проводить модернизацию системы образования, в том числе и в форме создания университетских комплексов.
При этом университетский комплекс как интегра-тивное образовательное объединение может выполнять следующие задачи:
1. Обеспечить качественное фундаментальное образование, основанное на горизонтальной и вертикальной интеграции образовательных учреждений, в рамках университетского комплекса, а также интеграции образовательных учреждений с научно-образовательными центрами и профильными коммерческими организациями и учреждениями для внедрения практико-ориентированного подхода в образовательный процесс.
2. Обеспечить лабораторно-информационную основу современного образования и проведения научных исследований за счет совместной реализации научных и коммерческих проектов в рамках университетского комплекса, используя коллективное использование необходимых ресурсов.
3. Сформировать заинтересованный и подготовленный контингент студентов за счет вертикальной интеграции образовательных учреждений и коллективного использования кадрового потенциала в рамках университетского комплекса, а также создания системы профильных классов в общеобразовательных школах.
4. Расширить возможности трудоустройства основной части обучающихся студентов, аспирантов, докторантов за счет укрепления связей с профильными научными и коммерческими организациями, обеспечения возможности постепенной интеграции учащихся в трудовые коллективы в процессе выполнения ими научно-практических работ для организаций в рамках университетского комплекса.
5. Сформировать систему воспроизводства кадрового потенциала университетского комплекса, привлекая специалистов из профильных организаций к работе в научно-образовательных центрах учебных заведений.
Возможен процесс создания университетских комплексов на территориальной или региональной основе с последующим созданием регионального образовательного кластера на основе создания образовательного ядра профильных образовательных учреждений (образовательный консорциум) с последующим вхождением в состав определенного производственного кластера, на основе создания технологического ядра совместного пользования организаций, входящих в состав университетского комплекса [7, с. 13].
Таким образом, университетский комплекс как универсальный, многофункциональный образовательный центр, состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений, способен вести образовательную деятельность в соответствии с тенденциями развития образования, а именно:
1. Обеспечить увеличение обмена информацией между учебными заведениями разного уровня, педагогическими сообществами, государственными, научными и коммерческими организациями в рамках образовательной и научно-образовательной деятельности университетского комплекса, что будет способствовать интеграции между различными системами образования, а также образовательными учреждениями и реальным сектором экономики.
2. Создать систему непрерывного профессионального образования от средней школы до профильной организации на основе учреждений высшего профессионального образования, а также обеспечить мобильность преподавателей между образовательными учреждениями с привлечением специалистов профильных предприятий в рамках деятельности университетского комплекса и обмен знаниями между научным сообществом и специалистами-практиками.
3. Развитие системы корпоративного взаимодействия между организациями в рамках университетского комплекса позволит не только синхронизировать входные требования к учащимся и образовательные программы в учебных заведениях различного уровня с учетом требований работодателей, но и обеспечить более интенсивное и долгосрочное получение учащимися образовательного опыта, связанного с использованием интерактивных, поисковых, научно-аналитических методов обучения и совместной работы. Также это позволит формировать базу знаний о будущей профессии на всех этапах обучения. Все это будет способствовать более качественной подготовке учащихся к получению высшего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда, достижению эффективного взаимодействия учащихся и преподавателей в процессе получения высшего профессионального образования, а также качественному формированию кадрового потенциала.
4. Усиление взаимодействия с государственными, ^ коммерческими и научными организациями в про- £ цессе научно-практической деятельности универ- ¡5 ситетских комплексов на основе использования о корпоративных ресурсов позволит частично решить ^ проблему материально-технического обеспечения ^ научно-образовательного и учебного процесса, ^ стимулировать научно-практическую деятельность < образовательных учреждений, что будет способс- о твовать созданию новых фундаментальных научных 5 и практических знаний. ш В настоящее время повышается роль вузов в фор- °
мировании инновационного пути развития отечествен- ^ ной экономики, где отдельно следует выделить форму < интеграции науки и производства в университетских о комплексах, на что неоднократно указывалось в По- х сланиях Президента Российской Федерации Феде- о ральному Собранию РФ.
Еще в Послании на 2001 год В. В. Путиным была ^ поставлена стратегическая задача перехода к иннова- § ционному развитию: «Мы проигрываем в конкуренции 5 на мировом рынке, все более и более ориентирую- ° щихся на инновационные сектора, на новую экономи- ^ ку — экономику знаний и технологий» [8, с. 95].
5. Развитие университетского комплекса позволяет ш создать не только научную, но и коммуникативную, ш технологическую базу знаний по кооперации и со- 0 циальному партнерству, необходимую для кластерного развития экономики России.
Кроме того, университетский комплекс на основе дистанционных технологий будет содействовать усилению межрегионального взаимодействия вплоть до создания научно-технологических образовательных корпораций, способных развивать инновационный потенциал как отдельных регионов, так и всей страны, ускорять модернизацию экономики, формировать инновационную культуру в науке и профессиональном образовании.
Литература
1. Хамел Г., Прахаланд К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
2. Майбуров И. Развитие высшей школы и экономики: коэ-волюционный подход // Высшее образование в России. 2005. № 6.
3. Винислав Ю. Б. Профессиональное образование и экономика: микроуровень интеграционных процессов (фактология, теория, предложения) // Российский экономический журнал. 2005. № 7-8.
4. Захаров П.Н. Синергия взаимодействия университетского комплекса и экономики региона // Экономика региона: электронный научный журнал. - 2007. № 13: сайт. URL: http://journai.visu.ru/index.php?id=1592 (дата обращения: 00.00.0000).
5. Соловов А. В. Введение в проблематику дистанционного обучения (ДО) (аналитический обзор состояния ДО в мире) // Портал дистанционного образования: сайт. URL: http://www.websoft.ru/db/ei/7EEF8DF AD10899CFC3256C8 40052529E/doc.html (дата обращения: 00.00.0000).
6. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // Всемирный статистический обзор по высшему образованию: Рабочий документ ЮНЕСКО. Париж, 1998.
7. Борисов И. И., Запрягаев С. А. Тенденции развития образования в XXI веке // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2000. № 1.
8. Васюхин О. В., Павлова Е. А. Управление развитием инновационного потенциала вуза // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6.