Научная статья на тему 'Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса'

Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенин Василий Александрович, Давыдова Наталия Николаевна, Чеганова Лариса Николаевна

В работе представлена модель непрерывного профессионального образования на основе комплекса педагогических, научно-методических, организационно-управленческих условий и совместной деятельности образовательных учреждений в рамках университетского комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мезенин Василий Александрович, Давыдова Наталия Николаевна, Чеганова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

- управление контактами - координация работы целевых руководителей и ответственных исполнителей, корректировка договоров, разрешение конфликтов.

Основным фактором устойчивости инновационного процесса является то, что планируемые нововведения представляют собой единый целостный процесс. Целенаправленность и системность деятельности по переводу образовательной системы школы в новое состояние обеспечивается организационными, кадровыми, научно - методическими, материально-техническими, мотивационными мерами. Причем решающим фактором обеспечения устойчивости инновационного процесса является высокий кадровый и качественный уровень состава педагогических работников школы. В результате реализации проекта в ОУ созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального развития субъ-

ектов образовательного процесса и образовательная среда школы, обеспечивающая самореализацию ребенка в образовательном пространстве в интересах успешной социализации.

Литература

1. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. - М.:Педагогический поиск, 2007, 167с.

2. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с

3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития Вопросы психологии , 1998 № 6, с.3.-12

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

5. Эффективный школьный менеджмент. Пособие для директоров школ. - Минск: «Тонпик», 2006.

В работе представлена модель непрерывного профессионального образования на основе комплекса педагогических, научно-методических, организационно-управленческих условий и совместной деятельности образовательных учреждений в рамках университетского комплекса

Мезенин Василий Александрович,

директор Колледжа Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного экономического университета. Давыдова Наталия Николаевна, начальник отдела инновационных проектов Уральского отделения РАО Чеганова Лариса Николаевна, Заместитель директора Колледжа Уральского государственного экономического университета по научно-методической работе,

г. Екатеринбург

СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА БАЗЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

Может ли создание модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса способствовать повышению качества обучения в школе?

Ключевые слова: Профильное и предпрофильное обучение; университетский комплекс; непрерывное профессиональное образование; сетевое взаимодействие.

Сегодня в России проблема непрерывного образования как никогда актуальна. Страна может пойти по пути прогресса и процветания только, если всё её население будет достаточно образованным, если каждый житель страны без исключений получит воз-

можности для достойного саморазвития, раскрытия своих задатков и способностей. Теоретические и практические основы современных инновационных разработок в области непрерывного образования широко представлены в трудах ряда отечественных уче-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

41

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ных. В их числе А.П.Абасова, Б.Г.Анньев, В.Г.Асеев,

A. П.Беляева, А.П. Владиславьев, Л.В.Голуб, Гончаренко Т.В., Г.П.Зинченко, Г.К.Кучинская, В.В.Карпов,

B. С.Леднев, Т.Ю.Ломакина, Е.Ю.Левитская,

М.А.Лукашенко, А.М.Новиков, Ю.Н.Петров, Г.Д.Соко-умова, Л.Д.Федотова, П.С.Хейфец и др.

В концепции непрерывного образования, подготовленной специалистами Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ совместно с экспертами Высшей школы экономики определены четыре основных направления деятельности в этом направлении:

1) развитие конкурентной образовательной среды;

2) создание инфраструктуры непрерывного образования;

3) внедрение современных образовательных технологий;

4) внедрение новых финансовых механизмов.

Сегодня создание целостной системы непрерывного образования возможно на базе уже сложившихся на практике её подсистем. Характеру движения человека в образовательном пространстве соответствуют основные направления развития организационной структуры непрерывного образования в России:

1) образование новых типов образовательных учреждений - многоступенчатых многоуровневых;

2) интеграция образовательных структур в целостные образовательные системы в целях последовательной реализации задач преемственных уровней образования;

3) ориентация системы дополнительного образования на повышение профессиональной квалификации.

Определяя понятие «непрерывного образования», А.М.Новиков относит понятие «непрерывности образования» к трём объектом (субъектам):

1. к личности;

2. к образовательным процессам (образовательным программам);

3. к организационной структуре образования.

Во-первых, оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причём учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием.

Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включённости личности в образовательный процесс на всех стадиях его развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому.

Непрерывность в последнем случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и программ, способных удовлетворить всё множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в отдельном регионе, так и у каждого человека, «...непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для неё оптимальных условий для такого движения».

Во-вторых, А.М.Новиков считает, что при реализации непрерывного образования приоритетом должно быть «рассмотрение непрерывного образования с содержательной стороны - как системы образователь-

ных процессов - образовательных программ, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными структурами образования».

В-третьих, построение содержания непрерывного образования осуществляется на основе трёх принципов:

• принципа многоуровневости - предполагает наличие многих уровней и ступеней образования и условием его реализации является введение образовательных программ многих уровней и ступеней;

• принципа дополнительности (взаимодополнительности) образования предполагает проектирования содержания образования, получаемого человеком и соответствующего вектору движения «вперёд» человека в образовательном пространстве;

• принципа манёвренности - соответствует смене профессий.

Ведущую роль на современном этапе в системе непрерывного образования должны занять учреждения начального и среднего профобразования. В условиях демографического спада ПТУ и техникумы могут существенно расширить спектр образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда. Кроме того, на их базе начинают формироваться так называемые «центры квалификаций» (или ресурсные центры), оснащаемые современным оборудованием за счёт партнёрских предприятий и организаций. Задавать направления подготовки в таких центрах должны представители работодателей, органов региональной и муниципальной власти, профсоюзных организаций. В этой связи создание университетских комплексов как одной из возможных моделей непрерывного образования - очередной шаг к усовершенствованию системы образования, который идет сегодня в России. В проекте представлена авторская система непрерывного образования «школа - колледж - вуз», разработанная в Уральском государственном экономическом университете в рамках академической площадки УрО РАО. Определяющая идея создания университетского комплекса находит отражение в следующих тезисах.

1. Основной характеристикой доминирующей парадигмы - непрерывной профессионализации будет выступать диверсификация (как удовлетворение запросов личности в формировании собственной образовательной траектории). Диверсификация в условиях университетского комплекса предполагает: разнообразие и вариативность профессиональной подготовки; многоуровневую, многовариантную образовательную систему; многофункциональность учебного заведения, учитывающего особенности региональной экономической и социальной политики.

2. Ключевой является идея интеграции образовательных учреждений различных уровней, начиная от школ (возможно и дошкольных учреждений), гимназий, лицеев до учреждений высшей школы и послевузовского образования и структур управления.

3. Основой формирования университетского комплекса должно стать единое интеграционное образовательное пространство. Формой организации - «образовательная модель структурной формы интеграции», представляющая собой тесную систем-

42

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ную многоуровневую взаимосвязь структурных подразделений (рис.1).

Первый уровень образуют структурные подразделения довузовского образования, предпрофильные, профильные классы образовательных учреждений, подготовительные курсы на базе вуза, колледжей, лицеев и школ; специализированные и лицейские классы и т.д. Так обеспечивается преемственность образования, качество подготовки выпускников и решение проблемы профессиональной ориентации молодежи.

Второй уровень образуют структурные подразделения НПО и СПО, созданные или включенные в состав университета для подготовки специалистов, соответствующих запросам регионального рынка труда. Основным критерием по отбору образовательных учреждений НПО и СПО для интеграции их в университетский комплекс было соответствие направлений профессиональной подготовки учреждений НПО и СПО специальностям и кафедрам университета.

Третий уровень образуют учебные, научные подразделения университета. Подразделения обеспечивают учебную и научно-образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования и научную деятельность университета.

Завершается структура университетского комплекса - четвертым уровнем, уровнем послевузовского профессионального образования.

Многоуровневая структура университетского комплекса представлена как оптимальный вариант, для которого характерно создание новых и реорганизация

имеющихся структур и подразделений, как в базовом вузе, так и в филиалах.

Предлагаемая структура университетского комплекса имеет ряд особенностей:

1. Относительная замкнутость каждого уровня образования и взаимосвязь с другими. В целом такая структура составляет единое интеграционное образовательное пространство. Каждый уровень может являться интеграционной базой для освоения следующего.

2. Возможность «выхода» и «входа» на каждом образовательном уровне.

3. Системный, циклический характер предоставления образовательных услуг.

4. Спиралевидная логика восхождения к профессиональному мастерству (в отличие от многоступенчатой подготовки). Последовательное формирование активной позиции личности - от жизненного и профессионального самоопределения - к осуществлению профессионального выбора (абитуриент) - к становлению в качестве субъекта профессиональной подготовки (студент) - к самовоспитанию, самореализации и успешности в профессии (профессионал).

5. Наличие вариативных траекторий входа в систему образовательных уровней и возможность выхода.

Профильное обучение в проекте рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, со-

Рис.1. Структура университетского комплекса.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

43

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

держании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Создаваемая модель профильного обучения учащихся колледжа в школах города Екатеринбурга и отдельных территорий Свердловской области «Школа-колледж» является первой, стартовой ступенью формируемой региональной системы профессионального непрерывного экономического образования.

В условиях введения профильного обучения на старшей ступени школы и в связи с переходом школ на новый базисный учебный план наиболее перспективной является модель профильного обучения в рамках интегрированного учебного плана «Школа-колледж». Суть данной модели заключается в согласовании учебных планов школы и колледжа, в использовании часов вариативной части школьного учебного плана на изучение элективных курсов для профильной подготовки старшеклассников к дальнейшему среднему профессиональному образованию. Этот подход обеспечивает осознанный выбор учащимися будущей профессии уже в стенах школы, а также обеспечивает уменьшение количества и объема профильных курсов, изучаемых слушателями-старшеклассниками в рамках дополнительного образования во второй половине дня. Таким образом, исключается дублирование профильной составляющей образовательной программы школы и образовательной программы колледжа. Более того, образовательная программа колледжа усиливает общеобразовательную программу школы не только в ее профильной части, но и в базовой части.

В основу построения интегрированного учебного плана положены принципы многоуровневости и вариативности, суть которых сводится к выбору в каждой образовательной области трех основных типов учебных курсов: курсов базового уровня, профильных курсов, спецкурсов или курсов углубленного изучения.

Базовые курсы не являются профилирующими; они предназначены для завершения образования учащихся в области базовых компетенций. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы.

Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в интересующей области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность общего образования со следующей ступенью образования - среднего профессионального в избранном направлении или области специализации. Содержание профильных курсов определяется стандартами профильного образования по учебному предмету.

Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе элективных курсов.

Так, в интегрированный учебный план «Школа-колледж» для социально-экономического профиля в 10 классе в качестве элективных курсов предлагаются следующие дисциплины: Основы философии, Информатика в экономике, Основы менеджмента, Русский

язык и культура речи, Экологические основы природопользования и др. Перечень элективных курсов для 11 класса социально-экономического профиля: Математика (Элементы высшей математики), основы философии, основы маркетинга, основы права, бухгалтерский учет для школьников, и др.

Реализация интегрированного учебного плана предполагает создание программно-методического обеспечения элективных курсов на основе межпредметных связей базовых дисциплин учебного плана школы и учебного плана колледжа. Для этого на основе содержания смежных дисциплин, дидактических основ формирования знаний, умений, навыков и способов деятельности по каждой из них, требуется выполнить следующую работу:

- исключить дублирование одних и тех же вопросов в программах смежных дисциплин;

- выработать единую интерпретацию общих научных понятий, законов и теорий, преемственность в их раскрытии на различных этапах обучения в смежных дисциплинах;

- согласовать во времени изучение смежных дисциплин и использовать возможности одного предмета для теоретической и практической подготовки обучающихся к изучению других дисциплин;

- выявить, ввести в содержание смежных дисциплин методологические вопросы, раскрывающие взаимосвязи и взаимообусловленность явлений, изучаемых по различным предметам и дисциплинам;

- разработать единые дидактические основы к выработке у учащихся общих учебных умений, навыков и способов познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

Интеграция содержания общего и среднего профессионального образования, осуществляемая в рамках профильного обучения, требует совершенствования применяемых традиционных технологий и использования новых педагогических и информационных коммуникационных технологий обучения.

Профильная подготовка учащихся ориентирована на приобретение старшеклассниками качеств, необходимых для дальнейшего эффективного функционирования в жизни.

В процессе обучения старшеклассник, далее студент колледжа, должен освоить различные ресурсы образовательной деятельности, адекватные будущей профессии, основным видам профессиональной деятельности.

В рамках обучения по новым технологиям учащиеся овладевают не только знаниями, но главное - новыми способами познания. Основными из них являются:

- овладение умениями планирования и программирования продвижения в образовании;

- овладение коммуникативной компетентностью в сочетании с компетентностью решения учебных и профессиональных проблем как универсальным способом социализации;

- овладение средствами и накопление ресурсной базы для эффективного функционирования в жизни;

- овладение умениями выбирать адекватные средства для достижения поставленных целей.

Овладение вышеуказанными способами познания требует активного включения обучающегося в учеб-

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ный процесс. В рамках традиционного обучения это достигается за счет использования форм и методов обучения, предоставляющих самостоятельность в работе по приобретению знаний и возможности овладения основными видами публичных выступлений, навыками организации и участия в коллективной деятельности: лекции, практикумы, семинары, конференции, деловые игры, «круглые столы».

В формировании умений поиска нужной информации в источниках различного типа, использование компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности, важное место занимают информационно-коммуника-ционнные технологии обучения (ИКТ), которые позволяют расширить использование в профильном обучении дистанционных образовательных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными принципами организации профильного обучения в проекте являются:

• Непрерывность - индивидуальная образовательная траектория учащегося, собственно образовательный процесс, включая технологии получения информации и ее переработки - это непрерывный процесс, в том числе на этапах параллельного обучения в средней школе и колледже, а также при последующем обучении в высшей школе. Поэтому программы, формы и методы, учебно-методическое сопровождение учебного процесса должны быть сквозным. Кроме того, содержание учебного материала должно корректироваться в соответствии со стандартами средней (полной) общей, средней профессиональной и высшей профессиональной школы, таким образом, чтобы обеспечить оптимальный переход с одной образовательной ступени на другую.

• Открытость - среднее профессиональное образование, а впоследствии и высшее профессиональное образование, должно быть доступно каждому школьнику, который желает его получить.

• Достаточность - если информация поступает слишком малыми дозами или интервалы между поступлениями доз информации слишком велики, то, несмотря на формальную непрерывность процесса обучения, он будет неэффективным. Технология организации учебного процесса профильного обучения предполагает изложение содержания дисциплин в соответствии с программами среднего профессионального образования, но за значительно меньший промежуток времени. Поэтому достаточность информации, и качество образования обеспечивается за счет использования современных информационных дистанционных технологий, инновационных форм и методов обучения, учебно-методических пособий нового поколения, в том числе электронных.

• Последовательность изучения дисциплин определяется государственными стандартами среднего профессионального образования. Обязательным является принцип взаимозависимых дисциплин. Но в технологии параллельного обучения закладывается возможность как одновременного, так и последовательного изучения дисциплин. Поэтому часть дисциплин (изучаемых и в общеобразовательной школе) преподается в течение длительного периода (1, 2

раза в неделю); специальные дисциплины изучаются последовательно, поочередно, после каждой дисциплины сдается зачет или экзамен. Последовательное изучение дисциплин, рациональное расписание позволяют оптимально простроить учебный процесс в большом количестве образовательных центров с использованием минимального количества преподавательских кадров.

• Практичность - образование, которое получат учащиеся, должно быть адаптировано к условиям окружающей их социальной и экономической среды, к особенностям и кадровой политике региона и т.д. Качество образования и профессиональный уровень подготовки должен соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам данной отрасли, данного предприятия и организации.

Наиболее приемлемой формой организации обучения в колледже является модель сетевой организации, в рамках которой «профильное обучение конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений». Психолого-социологический опрос, проведенный среди учащихся 10-11 классов школ, участвующих в проекте, с целью изучения проблем обучения в системе непрерывного экономического образования для повышения эффективности образовательного процесса выявил следующие моменты:

1. В 2008-2009 году профильные классы в основном формировались из учащихся своей школы (85,8% учащихся) и лищь 14,2% учащихся целенаправленно шли в профильный класс из соседних школ, в то время как в прошлом учебном году эта доля учащихся составляла 41,5%. Анализ данного факта показал, что профили обучения стали активнее внедряться в учебный процесс ОУ для удовлетворения образовательных потребностей учащихся и родителей и сохранения контингента в условиях подушевого финансирования.

Как правило, будущие десятиклассники узнавали о системе профильного обучения от учителей и администрации своей школы (30,1% учащихся), а также от друзей и знакомых, которые учатся или учились в профильном классе (40,8% учащихся). Еще одним источником информации о возможности учиться в профильном классе явился общегородской проект «Профи-дебют. Масштаб: город» (17,2% учащихся) ( г. Екатеринбург).

2. Одной из главных задач исследования было изучение мотивов поступления в профильные классы. Ежегодные исследования подтверждают тот факт, что главными мотивами традиционно являются:

1) возможность дальнейшего поступления в университет сразу на 2 курс (51,8% учащихся 10 классов и 46,5% учащихся 11 классов).

2) возможность быстрее получить среднее специальное образование и начать работать с дипломом колледжа (49,2% учащихся 10 классов и 45,7% учащихся 11 классов).

3) возможность более осознанно сориентироваться в профессиональном выборе (46,2% учащихся 10 классов и 52,3% учащихся 11 классов). К этой категории можно причислить тех учащихся, которые выбрали профиль-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

45

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ный класс социально-экономического направления из интереса к экономическим знаниям (31,9% учащихся 10 классов и 29,6% учащихся 11 классов).

Таким образом, выбранные мотивы поступления в профильный класс показывают осознанность выбора учащимися. Мотивы, которые можно расценить как «случайный выбор» (желание учиться за компанию с друзьями, по настоянию родителей и др.) занимают незначительное место.

Это подтверждается и тем фактом, что решение об обучении в профильном классе для большинства учащихся было либо совместным с родителями (61,9% учащихся 10 классов и 52,5% учащихся 11 классов), либо личным, в котором детям удалось убедить родителей (25,8% учащихся 10 классов и 31,3% учащихся 11 классов). Доля учащихся, которые пришли в профильный класс под давлением родителей, даже если им удалось убедить детей, составляет не более 10%.

3. Другой основной задачей исследования было выявление степени удовлетворенности школьников обучением в профильном классе. Она оказалась очень высокой - 86,6% опрошенных одиннадцатиклассников и 79,8% десятиклассников довольны обучением.

Высокую удовлетворенность школьников обучением подтверждает и ответ на вопрос о том, «какие предметы (общеобразовательные или профильные) им нравятся больше всего». Респонденты могли выбрать не более трех предметов из тех, что они изучали как в рамках учебного плана школы, так и в качестве дополнительной образовательной услуги. Чаще всего как любимые предметы называли в 10 классе: делопроизводство, маркетинг, менеджмент; в 11 классе: статистика, философия, менеджмент. Среди предметов, которые не нравятся больше всего преобладают физкультура и, традиционно, бухгалтерский учет, который требует от учащихся усидчивости, внимательности и математических расчетов.

Таким образом, практически все учащиеся не пожалели о том, что поступили в профильный класс по системе непрерывного образования школа-колледж-ВУЗ (95,5% учащихся 10 классов и 100% учащихся 11 классов).

4. Большое внимание в исследовании было уделено планам учащихся о продолжении образования.

1) после окончания 11 класса 62,9% учащихся 10 классов планируют поступать в колледж университета. К 11 классу доля этих учащихся традиционно увеличивается и составляет 80,3%. Это объясняется тем, что ученики более реально оценивают свои образовательные возможности и материальные возможности родителей при оплате обучения в ВУЗе.

2) после окончания 11 класса 57,7% учащихся 10 классов и 51,3% учащихся 11 классов планируют попробовать поступить в ВУЗ. Из них 38,8% учащихся 10 классов и 35,7% учащихся 11 классов хотели бы поступить на бюджетную форму обучения.

Таким образом, школьники выбирают свою образовательную траекторию исходя из своих интересов, потребностей и возможностей.

Итак, профильные классы дают учащимся экономические знания, которые позволяют им более осознанно сориентироваться в выборе профессии.

Возможность поступить в колледж после профильного класса многие рассматривают как «запасной аэродром», смягчающий стрессовую ситуацию поступления в ВУЗ. В ситуации экономического кризиса выпускники могут быстрее получить образование и приступить к трудовой деятельности.

Динамика развития сети профильных классов в школах, участвующих в проекте представлено в табл. 1.

Таблица 1

Развитие сети профильных классов в школах, участвующих в проекте

Учебные года 2004\05 2005\06 2006\07 2007\08 2008\9

10 класс 93 136 113 99 319

11 класс - 91 122 101 90

Итого 93 227 235 200 451

Высокая эффективность реализуемого Колледжем УрГЭУ проекта связана со следующими соображениями:

• Получение профильного профессионального образования поэтапно позволяет продлить срок контроля за молодежью в среднем до 19 лет, т.к. известно, что воспитательная работа в средних учебных заведениях приближена к школьной системе.

• По данным социологических опросов проведенных в школах порядка 20-25% выпускников школ планируют получить профессию в ССУ-Зе, особенно если данное учебное заведение входит в структуру государственного высшего учебного заведения. При выборе ССУЗа играет также роль и плата за обучение: она гораздо меньше,чем за платное высшее образование. Нередко родители сами ориентируют детей на получение вначале среднего профессионального образования, а в дальнейшем по мере возможности продолжить обучение в ВУЗе

• Совместная работа школы и колледжа позволяет формировать новое поколение учительских кадров, способных работать в условиях модернизации образования, углубления его вариативности и индивидуализации, внедрения в практику инновационных технологий обучения, что способствует повышению квалификационному уровню преподавателей и соответственно качеству образования.

• Процессы адаптации к обучению в колледже у выпускников школ, значительно облегчены. Они знакомы с системой обучения, требованиями преподавателей, правилами, принятыми в колледже, что также косвенно способствует повышению качества образования.

• В результате непрерывного образования учащийся проходит профессиональный отбор,

переходя с одного уровня образования на другой. На каждой ступени обучающийся получает документ о квалификации:

- профильный класс колледжа УрГЭУ - удостоверение о присвоении рабочей профессии «бухгалтер»;

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

- колледж УрГЭУ - диплом специалиста со среднем профессиональным образованием;

- УрГЭУ - диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

Благодаря такой системе выпускник имеет возможность:

> прервать обучение, затем продолжить его на следующей ступени;

> сменить профиль специальности, специализацию на следующей ступени;

> изменить форму обучения, перейдя с дневного на заочное;

> одновременное получение двух форм образования, двух специальностей (к примеру днев-

ное высшее - менеджер, заочное среднее специальное - банковское дело)

Литература

1. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры // Всемирный статистический обзор по высшему образованию: Рабочий документ ЮНЕСКО. Париж, 1998г.

2. Борисов И. И., Запрягаев С. А. Тенденции развития образования в XXI веке // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Проблемы высшего образования. 2000. N1. С.12-28.

3. Мониторинг непрерывного образования: инструмент

управления и социологические аспекты / Науч. рук. А.Е. Карпухина; Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование - м.:изд-во «Эгвес», 2008, 136 с.

В статье рассмотрены условия максимального раскрытия творческого потенциала педагогических работников лицея в ходе образовательного процесса.

Зворыгина Людмила Юрьевна

зам. директора гимназии № 174 Давыдова Наталия Николаевна, начальник отдела инновационных проектов Уральского отделения РАО Штейнберг Олег Борисович директор гимназии № 174 г. Екатеринбург

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ГИМНАЗИИ

Может ли помочь создание системы мониторинга ключевых компетентностей повышению качества обучения в гимназии?

Ключевые слова: инновационное обновление, ключевые компетентности, мониторинг, творческий потенциал.

Как известно, цели школьного образования заключаются в достижении учащимися уровня образованности, достаточного для реализации их личностного потенциала в условиях меняющегося общества Уровень образованности характеризуется способностью самостоятельно решать проблемы в различных видах и сферах деятельности. Для выпускников общеобразовательной школы наиболее важными являются проблемы, связанные с профессиональным самоопределением, реализацией социальных ролей взрослого человека, определением своей гражданской, мировоззренческой и нравственной позиции [2].

Введение понятия “компетенций” в современный педагогический язык обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испыты-

вают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. А именно:

• извлекать главное из прочитанного и/или прослушанного;

• точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме;

• сотрудничать с другими учащимися при выполнении общего задания;

• планировать свои действия, оценивать полученный результат;

• предлагать различные варианты решения задачи (проблемы) и выбирать наилучший;

• самоорганизовываться и т.д.

Компетентностный подход означает постепенную

переориентацию доминирующей образовательной

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2010

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.