Научная статья на тему 'Многоуровневое непрерывное профессиональное образование'

Многоуровневое непрерывное профессиональное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова А., Сивцев Н., Журавлев Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневое непрерывное профессиональное образование»

А. АБРАМОВА, директор учебнометодического центра Н. СИВЦЕВ, профессор, директор ассоциации «Ижевский университетский комплекс»

Ф. ЖУРАВЛЕВ, директор Института непрерывного профессионального образования

Система многоуровневого непрерывного профессионального образования ИжГТУ начала создаваться в 1990 г. и прошла несколько этапов становления.

В 1990 г. был создан Центр непрерывной подготовки инженерных кадров. Первоначальной его задачей была подготовка учащихся школ, лицеев и профессиональных училищ к обучению по программам ВПО. С 2000 г. Центр ведет подготовку специалистов начального профессионального образования по специальности «Оператор электронно-вычислительных машин».

В 1995 г. был создан факультет довузовской подготовки (ФДП), преобразованный в 1999 г. в Институт образовательных коммуникаций (ИОК). Целью ФДП/ИОК было создание сети подготовительных курсов для абитури-

Многоуровневое

непрерывное

профессиональное

образование

ентов, готовящихся к поступлению в университет. В 1995 г. на базе ФДП открыто региональное представительство федерального центра тестирования Министерства образования и науки РФ, где выпускники школ могут проверить свои знания по ряду предметов и использовать полученные оценки при поступлении в вуз.

Следующим шагом в построении системы многоуровневого непрерывного профессионального образования ИжГТУ было создание в 1998 г. Института непрерывного профессионального образования (ИНПО). Его задачей является подготовка специалистов по программам среднего профессионального образования. Свыше тысячи выпускников школ, успешно выдержавших вступительные испытания в

ИжГТУ, но не прошедших в вуз по конкурсу, ежегодно оставались за бортом университета. Сегодня они имеют дополнительную возможность получить среднее профессиональное, а затем высшее образование.

В 2001 г. учреждена ассоциация «Ижевский университетский комплекс» (ИУК). Членами ассоциации являются образовательные учреждения разного уровня - школы, лицеи, колледжи, техникумы, институты. В 2003 г. ассоциации присвоен статус республиканской экспериментальной площадки по развитию предпрофиль-ного и профильного образования учащихся общеобразовательных школ в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования.

Таким образом, в настоящее время в университете сформирована многоступенчатая система непрерывного профессионального образования, охватывающая довузовскую подготовку, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, а затем и послевузовское обучение (повышение квалификации, аспирантура, докторантура и т. д.).

Возросшие требования к уровню подготовки специалистов для нужд Удмуртской Республики и региона, участие университета в формировании европейского образовательного пространства - факторы, предопределившие изменение подходов к работе по подготовке учащихся к получению профессионального образования в ИжГ-ТУ.

В основу этой работы положена реализация программы республиканской экспериментальной площадки «Организационно-управленческое и научнометодическое сопровождение профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования в Удмуртской Республике».

Комплексный подход к работе с учащимися обеспечивается возможностями реализации различных образовательных траекторий, совмещенных с освоением школьной программы и содержащих следующие образовательные модули:

СПОО - среднее (полное) общее образование;

СПО - среднее профессиональное образование;

СПОсс - СПО в сокращенные сроки;

ПО - профильное обучение в 10-11 классах;

ПП - предпрофильная подготовка школьников в 7-9 классах;

ДП - обучение школьников на курсах довузовской подготовки;

НПО - начальное профессиональное образование;

ВПО - высшее профессиональное образование.

Реализация в перечисленных модулях соответствующих образовательных программ позволяет достичь ряда существенных результатов на разных уровнях организации образовательного процесса. В частности, становится возможным:

- в организационном плане:

• организовать обучение по программам среднего и высшего профессионального образования по родственным специальностям в сокращенные сроки за счет перезачета учебных дисциплин, изученных в процессе предшествующего обучения, в ходе аттестации студентов;

• преподавателям вуза участвовать в предпрофильной и профильной подготовке школьников и обучении студентов СПО, улучшая адаптационный процесс студентов;

- в содержательно-образовательном плане:

• обеспечить преемственность образовательных программ среднего полного, среднего профессионального и высшего образования, т. е. интеграцию учебных дисциплин, курсов, элементов содержания образования;

• обновить содержание и технологии образования и профориентационной работы с учетом меняющихся требований общества и структуры рынка труда;

- в личностном плане:

• создать условия для приоритетности профессионального развития личности при интеграции уровней образования.

Образовательные учреждения, входящие в систему непрерывного профессионального образования ИжГТУ, проводят профориентационную, организационную и учебно-методическую работу, решают задачи организации набора и обучения в ИжГТУ студентов по программам СПО, осуществляют координацию образовательной деятельности школ, факультетов, кафедр и других структурных подразделений вуза.

ИУК и ИНПО уделяют большое внимание взаимодействию с факультетами и выпускающими кафедрами университета. Выпускающие кафедры, от-

вечающие за организацию образовательного процесса по программам высшего профессионального образования, обеспечивают интеграцию СПО с ВПО, а также отвечают за профильную подготовку школьников.

Многолетний опыт ученых ИжГТУ позволил сформировать уникальную модель непрерывного профессионального обучения по образовательным программам основных направлений и специальностей среднего и высшего профессионального образования вуза, начиная с предпрофильной и профильной подготовки школьников. Университет сотрудничает в этом направлении с более чем 50 школами г. Ижевска и районов Удмуртской Республики. На каждой ступени образовательной траектории «школа - СПО - вуз» ставятся определенные цели и решаются конкретные задачи. Предпрофильная подготовка рассматривается как подготовительный этап к дальнейшему обучению в профильных классах и как первая ступень непрерывного профессионального образования.

Целями предпрофильной подготовки являются: 1) подготовка к осознанному выбору профессии и дальнейшего образования, 2) развитие познавательных интересов учащихся и углубление знаний программного материала.

Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов предусматривает углубление знаний по физике, математике, информатике, черчению.

Для второй ступени непрерывного образования профильными являются 10—11-е классы. На этой ступени решается задача получения основ профессиональной подготовки школьников по направлениям, ориентированным на специальности профессионального обучения в ИжГТУ, а также дополнительных знаний, необходимых для освоения профессиональных программ СПО и ВПО.

Предусматривается несколько направлений профильного обучения: гуманитарное, естественно-математическое, социально-экономическое, технологическое. Ориентируясь на интересы школьников и родителей, школа выбирает направление, по которому будут обучаться учащиеся. Наибольшей популярностью у учащихся школ пользуются технологическое и социально-экономическое направления.

Образовательный процесс в профильных классах по выбранному направлению ведется по интегрированным учебным планам, которые разрабатываются учебно-методическим центром ИНПО совместно с выпускающими кафедрами ИжГТУ и согласовываются с администрацией школ. В интегрированные учебные планы, помимо дисциплин базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, дополнительно вводятся дисциплины гуманитарного и естественнонаучного циклов и дисциплины дополнительного образования. Например, в профильном классе социально-экономического направления предмет федерального компонента «Обществозна-ние» представлен в виде комплекса дисциплин «Основы права» и «Основы социологии и политологии». В про-

фильном классе технологического направления преподается «Организация и технология отрасли». В качестве дисциплин дополнительного образования во внеучебное время преподаются «Введение в специальность», «Имидж делового человека», «Менеджмент» и др. Таким образом, осуществляется общеобразовательная профессиональная подготовка учащихся на основе углубленного изучения дисциплин путем интеграции программ школы, среднего и высшего профессионального образования.

Программно-методическое обеспечение такой подготовки включает интегрированные рабочие программы дисциплин, пакеты методических указаний и рекомендаций.

Преподавание в профильных классах по ряду предметов ведут преподаватели ИжГТУ. После окончания школы ученики профильных классов получают свидетельства, в которых отражается перечень и объем учебной нагрузки, результаты аттестации знаний по дисциплинам выбранного направления для дальнейшего обучения в ИжГТУ. Обучение по программам СПО после получения профильной подготовки по интегрированным рабочим планам сокращается на один год.

Более половины выпускников профильных классов поступают на следующую ступень непрерывного профессионального образования -СПО.

В настоящее время выпускающие кафедры Иж-ГТУ ведут обучение по 21 образовательной программе СПО.

Работа по организации учебного процесса и работа по методическому обеспечению образова-

тельных программ координируются учебным отделом и учебно-методическим центром ИНПО ИжГТУ.

Все образовательные программы СПО соответствуют родственным специальностям ВПО, что позволяет выпускникам СПО продолжить обучение по соответствующим специальностям. При этом возможно сокращение сроков обучения по программам ВПО на срок до одного года. В 2006 г. из 638 выпускников СПО продолжили обучение по программам ВПО 248 человек, что составило 39% выпуска.

Особо важную роль в системе непрерывного профессионального образования ИжГТУ играют кураторы специальностей, которые являются сотрудниками выпускающих кафедр и «ведут» учащихся от профильных классов через СПО до высшего образования и обеспечивают системность и неразрывность образовательного процесса при переходе от одной ступени образования к другой.

В образовательном процессе на уровнях профильного обучения и СПО принимают участие более 300 преподавателей вуза, причем 130 из них - доктора или кандидаты наук.

Опыт работы вуза по данной модели показал, что система непрерывного профессионального образования обладает следующими преимуществами:

■ устанавливаются тесные контакты между университетом и общеобразовательными школами, обобщается опыт проделанной работы, разрабатываются программы дальнейшего сотрудничества, что особенно важно для сельских школ;

■ во время предпрофильной подготовки школьники могут определить свои возможности и найти индивидуальную траекторию получения среднего и высшего образования;

■ во время обучения в профильном классе школьники получают усиленную подготовку по основным предметам, знакомятся с основами выбранной профессии и обдуманно поступают в университет на обучение по программам ВПО или СПО; при этом университет получает хорошо подготовленного абитуриента;

■ после получения диплома о СПО выпускники могут поступить в вуз и получить ВПО в сокращенные сроки; таким образом, школьники, особенно сельские, имеющие недостаточную подготовку, могут получить качественное образование уровня СПО, а при желании и ВПО.

Безусловно, для успешного функционирования данной системы университет нуждается в поддержке и помощи со стороны российских и региональных органов управления образованием в форме нормативно-правовых, методических документов по развитию системы непрерывного профессионального образования, решения финансово-экономических вопросов многоуровневого образования.

В связи с изменениями, внесенными в 2005 г. в Закон РФ «Об образовании», в университете начата подготовка к отработке и развитию образовательной траектории - обучение в физико-математических или лингвистических классах при вузе по программам среднего (полного) общего образования с выдачей аттестата и дальнейшее обучение по программам СПО или ВПО.

Разрабатываются интегрированные бакалаврские образовательные программы, которые позволят выпускникам СПО освоить их в сокращенные сроки. Работа по совершенствованию системы непрерывного профессионального образования в вузе продолжается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.