УДК 378
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
5.Ю. Переверзев, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой Учебного центра,
Федеральный институт развития образования
Ю.В. Шаронин, доктор педагогических наук, главный специалист отдела организации НИР,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The education system has been restructuring in terms of quantity of experimentation within all education levelsfor improvement of both ideas showing potential and innovative projects implemented at pilot sites. The article offers an analytical review of trends in the innovative projects at the higher professional education institutions.
В практике системы образования последних лет большое место занимают структурные изменения, связанные сусшением интереса всехуровней образования к экспериментальной деятельности как к полигону отработки перспективных идей и инновационных проектов, осуществляемой на экспериментальных площадках разного уровня. В статье приводится аналитический обзор направлений деятельности экспериментальных площадок учреждений высшего профессионального образования.
Ключевые слова: экспериментальные площадки, апробация, вузы, эксперимент.
Высшие учебные заведения сейчас большое внимание уделяют развитию системы непрерывного образования. На основе вузов создаются региональные интегративные центры непрерывного образования, ориентированные на становление индивидуальности школьников, студентов, специалистов. Особое значение в вузах придается организационно-управленческому и научно-методическому сопровождению профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования. В ходе экспериментальных исследований происходит апробация форм и методов организации профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающего раннюю профилизацию обучения молодежи и, как следствие, повышение качества подготовки специалистов.
Многие вузы проводят эксперимент по содействию занятости и трудоустройству выпускников в условиях социально-экономического развития региона. Большое внимание в экспериментальной деятельности уделяется развитию воспитательной системы вуза. Вузы
разрабатывают концептуальные подходы к построению структурно-функциональной модели вузовской воспитательной системы и формируют критерии и показатели ее эффективности.
В ряде вузов проводится эксперимент по созданию в общеобразовательных учреждениях региона педагогических условий для формирования социальных, коммуникативных, предметных компетентностей учащихся. Разрабатываются алгоритмы формирования компетентностей учащихся средствами учебных дисциплин, Дополнительного образования, проектной деятельности, ученического самоуправления. Участники указанного эксперимента создают диагностический инструментарий по оценке формирования компетентностей учащихся.
В Алтайском крае на базе Бийского технологического института, филиала Алтайского государственного технического университета (ректор Г.В. Леонов) эффективно работает сетевая региональная экспериментальная площадка «Создание интегративного центра не-
прерывного образования» (руководитель А.Г. Овчаренко).
Цель эксперимента — построение на базе град о образующего предприятия (ФНПЦ «Алтай»), вуза (Бийского технологического института), среднеспециального (Алтайского политехнического колледжа) и общеобразовательных учреждений (Бийского лицея, гимназии № 1) модели интегративного центра, ориентированного на становление индивидуальности каждого школьника, студента, специалиста через систему непрерывного образования.
Перечислим задачи эксперимента.
1. Перенесение в интегративный центр лучших достижений образовательных учреждений участников Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП).
2. Построение образовательной практики по ступеням обучения.
3. Подготовка и повышение квалификации педагогов участников эксперимента.
4. Создание практики внутришкольного управления в рамках ФЭП и перенесение результатов на городское и краевое пространство.
5. Качественная подготовка специалистов системе непрерывного образования (от рабочих профессий до кадров высшей квалификации) для ФНПЦ «Алтай» и других предприятий города и региона в целом.
Результаты работы, проведенной на первом этапе (1999—2004 гг.) реализации проекта «Создание интегративного центра непрерывного образования^ подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что новое качество образования будет достигнуто, если образовательный процесс организован в рамках модели системы непрерывного образования.
Разработанные модели образовательных проектов, их инфраструктурное обеспечение представляют систему связей, позволяющих проектировать, апробировать и предложить обществу инновационные модели образования, управления системой образования, экономики образования и образовательной политики в городе и крае. Например, благодаря согласованию образовательных планов среднеспециального. и высшего образования по родственным специальностям в рамках эксперимента достигнуто сокращение подготовки специалистов на один-два года, в школах активно внедряется профильное образование, в рамках непрерывного образования готовятся кадры
высшей квалификации для ФНПЦ «Алтай» и Бийского технологического института.
Успешная апробация новых видов деятельности, возникших как результат инновационной экспериментальной программы «Создание интегративного центра непрерывного образования» позволяет перенести данный опыт в другие образовательные учреждения.
Конкретизация и дальнейшее развитие образовательных проектов в рамках предложенной культурно-образовательной инициативы позволит создать новое содержание Образования в университетском комплексе, который является системообразующим фактором Наукограда РФ в г. Бийске.
В рамках ФЭП защищено более 10 кандидатских диссертаций, подготовлена докторская диссертация, опубликовано более 50 работ на региональных и Всероссийских конференциях. При активном участии Бийского технологического института в городе созданы информационные сайты образовательных учреждений участников ФЭП. Планируется создать сайт инновационных образовательных учреждений в г. Бийске—наукограде.
В Кировской области Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет» (ректор — дйктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Владимир Степанович Данюшенков) проводит экспериментальную работу на тему «Модернизация системы работы ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» по содействию занятости и трудоустройству выпускников в условиях социально-экономического развития региона» на 2007—2012 годы» (руководитель — Анна Александровна Тришкина, методист Центра практики, содействия занятости и трудоустройству выпускников ВятГГУ).
Цель эксперимента — модернизация системы работы службы содействия занятости и трудоустройству выпускников университета, их адаптации к рынку труда в интересах удовлетворения потребностей отраслей экономики Кировской области и формированию ее кадрового потенциала
Перечислим задачи эксперимента.
1. Реализация стратегии подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями региона совместно
с департаментом образования Кировской области.
2. Совершенствование механизма взаимодействия служб университета (центр практики, содействия занятости и трудоустройству выпускников, студенческий кадровый центр, координационный совет университета по трудоустройству), способствующих содействию занятости и трудоустройству выпускников.
3. Формирование прочных партнерских отношений с ведущими предприятиями, организациями и учреждениями г. Кирова и Кировской области (работодателями).
4. Развитие системы социального партнерства в рамках реализации программных мероприятий (организация и проведения студенческих конкурсов «Лучший по специальности», проведение совместных благотворительных мероприятий с работодателями),
5. Формирование сознательного отношения молодых дипломированных специалистов (выпускников университета) к проблеме трудоустройства по полученной специальности (посредством проведения комплекса тематических учебных семинаров и мастер-классов по проблемам трудоустройства).
6. Формирование областного государственного заказа на подготовку кадров в университете и повышение показателя трудоустройства выпускников.
В ходе эксперимента удалось добиться следующих результатов.
1. Собрана и проанализирована информация по трудоустройству выпускников университета (в т.ч. по получаемой специальности) в период с 2003 по 2007 год.
2. Разработаны программы работы Координационного совета университета по трудоустройству (совместно с департаментом образования Кировской области, управлением по делам молодежи Кировской области, управлением государственной службы занятости населения Кировской области).
3. Разработана и проведена серия учебных семинаров, мастер-классов «Эффективные способы самопрезентации», «Технологии поиска работы», Деловых игр «Я ищу свою работу» со студентами третьего-пятого курсов университета.
В Москве в РХТУ им. Д.И. Менделеева (ректор Владимир Александрович Колесников) проводится интересный и перспективный для системы высшего образования экспери-
мент «Организационно-педагогические условия становления и развития воспитательной системы вуза» (руководитель — Виталий Николаевич Таптунов).
Цель эксперимента — определение организационно педагогических условий становления и развития вузовской воспитательной системы
Эксперимент начался в 2008 г., однако уже сейчас можно говорить о некоторых позитивных результатах.
1. Дано определение сущности и характеристики вузовской Воспитательной системы. Разработаны концептуальные подходы к построению теоретической структурнофункциональной модели вузовской воспитательной системы, а также критерии и показатели эффективности вузовской воспитательной системы.
2. Проводится поэтапное экспериментальное внедрение в практику вуза структурных элементов социализирующей воспитательной системы; при этом выявлены ключевые закономерности становления и развития вузовской воспитательной системы; определены организационно-педагогические условия становления и развития воспитательной системы вуза.
3. Уже на этом этапе сформированы мониторинговые социопедагогические; исследования. Публикации материалов можно найти в научно-методическом сборнике «Творческий мир воспитания», на сайте www.vospsyst.ru, в изданиях Московского студенческого центра.
В Удмуртской Республике ФГОУВПО «Ижевская ГСХА» присвоен статус региональной экспериментальной площадки (приказ № 1222, от 20 декабря 2005 г. Министерства образования и науки Удмуртской Республики). Тема эксперимента — разработка технологии допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки старшеклассников в Удмуртской Республике (руководитель — Ирина Таировна Русских).
Цель эксперимента — разработка системы педагогического взаимодействия образовательных учреждений, организаций агропромышленного комплекса и социальных служб Удмуртской Республики для эффективной организации агротехнологического профильного обучения в сельских школах с использованием Ижевской ГСХА в роли ресурсного центра.
В ходе Эксперимента предполагалось решить следующие задачи.
1. Проанализировать состояние проблемы развития кадрового обеспечения агропромышленного образования и соответствующих разработок педагогической теории.
2. Разработать практические технологии допрофессиональной сельскохозяйственной подготовки учащихся школ.
3. Разработать модели допрофессиональной подготовки учащихся школ.
4. Разработать модели взаимосвязи всех ступеней профильного образования, обучающихся по агро-технОлогическому профилю.
5. Разработать схемы управления допрофес-сиональной подготовкой учащихся.
6. Создать сеть образовательных учреждений, обеспечивающих допрофессиональную подготовку учащихся.
7. Разработать учебно-методическое и научное обеспечение профессиональной сельскохозяйственной подготовки учащихся школ по агротехнологическому профилю.
Сроки проведения эксперимента — 2005— 2010 гг.
В результате эксперимента удалось достигнуть следующих результатов.
1. Разработаны программы развития ресурсных центров, обеспечивающих сельскохозяйственную подготовку.
2. Разработана модель ресурсного центра по осуществлению начального профессионального образования.
3. Разработаны и прошли пилотажное тестирование тесты по основам агрономии.
4. Разработаны учебно-методические комплексы по рабочим профессиям.
5. Опубликованы учебно-Методические пособия для учащихся: «Основы агрономии», «Экономика АПК» (в трёх частях), «Маркетинг» (рабочая тетрадь), тезисы по профильному обучению.
ГОУВПО «Ижевский государственный технический университет (Удмуртская Республика)» проводит экспериментальную работу в статусе региональной площадки (приказ министра народного образования Удмуртской Республики № 504 от 5 ноября 2003 г.).
Тема эксперимента — «Организационно-управленческое и научно-методическое сопровождение профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования в Удмуртской Республике» (руководитель Иван Васильевич Абрамов).
Цель эксперимента — разработка основных научно-методических и организационных принципов и практическая апробация форм и методов организации профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающего раннюю профилизацию обучения молодежи и повышение качества подготовки специалистов.
Перед проведением Эксперимента были сформулированы следующие задачи:
1) реализация в условиях Удмуртской Республики Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783);
2) разработка основных составляющих организационного и учебно-методического сопровождения профильного обучения в системе непрерывного многоуровневого образовательного процесса;
3) разработка и апробация моделей организации профильного обучения по специализациям в системе непрерывного многоуровневого образования;
4) разработка форм и методов контроля качества профильного обучения — первого этапа непрерывного многоуровневого образования;
5) разработка системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки преподавательских кадров общеобразовательных учреждений — участников системы непрерывного многоуровневого образования.
На основе решения перечисленных задач в ходе: проведения данного эксперимента получены следующие результаты.
1. Научно обоснованная перспективная инновационная модель профильного обучения учащихся в системе непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающая преемственность образовательных программ различного уровня и направленности и высокое качество образования.
2. Комплект документов, регламентирующих порядок профильного обучения в системе непрерывного многоуровневого образования:
• описание моделей профильного обучения, их специализаций, обеспечивающих сознательный выбор образовательной траектории учащимися общеобразовательных школ;
• методика организации и ведения профориентационной работы и профильного обучения в общеобразовательных школах, направленных на успешное последующее обучение по
программам среднего и высшего профессионального образования;
• положение об организации профильных классов и предпрофильных групп системы непрерывного многоуровневого образования;
• комплект типовых учебных программ по дисциплинам специализаций профильного обучения в профильных классах и предпрофильных группах общеобразовательных школ;
• механизм управления и взаимодействия участников системы непрерывного многоуровневого образования — образовательных учреждений различных уровней, органов управления образованием, промышленных предприятий и научных организаций;
• комплект интегрированных многоуровневых учебных планов родственных специальностей профессионального образования;
• порядок оценки качества образовательного процесса в учреждениях системы непрерывного многоуровневого образования;
• методические рекомендации о повышении квалификации и для аттестации преподавателей в учреждения системы непрерывного многоуровневого образования;
• апробация разработанных материалов.
Расскажем о направлениях исследований
региональных экспериментальных площадок Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (Хабаровский край).
В Хабаровском крае Амурский гуманитарно-педагогиче ский государ ствен -
ный университет (ректор Александр Александрович Шумейко) является региональной экспериментальной площадкой сразу для нескольких направлений исследований.
Тема первого. Эксперимента (приказ Минобразования Хабаровского края № 197 от 15 апреля 2002 г.) — «Реализация основных направлений концепции модернизации технологического образования школьников Хабаровского края» (руководители — Владислав Петрович Балов, Виктор Станиславович Бавыкин).
Цели эксперимента:
• создание условий, поддержка и развитие технологической подготовки учащихся городских и сельских школ Хабаровского края.
• профессиональное самоопределение учащихся в условиях профилизации школы с учетом их индивидуальных запросов и потребностей регионального рынка труда.
• популяризация отечественного и зарубежного передового опыта в области технологической подготовки учащихся школ Хабаровского края.
Перечислим задачи эксперимента.
1. Разработать дополнительные краевые требования к обязательному минимуму содержания основного, среднего (полного) общего образования образовательной области «Технология».
2. Разработать несколько моделей обучения учащихся старшей ступени общего Образования по технологическому профилю (учебный план и программно-методическое обеспечение) с учётом социально-экономических особенностей развития города, района, микрорайона,
3. Создать на базе Бикинской спецшколы краевую экспериментальную площадку по организации допрофессиональной подготовки, производительного труда учащихся.
4. Создать базовые: общеобразовательные: учреждения на базе школ г. Комсомольска-на-Амуре Комсомольского района по реализации «метода проектов» в образовательной области «Технология».
5. Разработать и опубликовать методические рекомендации для учителей технологии по использованию «метода проектов» в образовательной области «Технология», допрофессиональной подготовке учащихся.
Основными результатами эксперимента являются:
• апробация основных направлений концепции модернизация технологического образования в условиях профилизации школ Хабаровского края;
• разработка моделей обучения учащихся старшей ступени общего образования по технологическому профилю.
• регионализация содержания технологического образования, учебно-методического обеспечения образовательной области «Технология»;
• учебно-методическое обеспечение образовательной области «Технология»;
• организация мониторинга формирования профессиональных интересов и склонностей молодёжи;
• подготовка групп учителей-тренеров для школ Хабаровского края в рамках международного семинара «Метод проектов в образовательной области «Технология»,
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет проводит еще один актуальный для региона эксперимент (Приказ Минобразования Хабаровского края №231 от 06.04.2004г.) на тему «Формирование социальной, коммуникативной, предметных компетентностей учащихся на всех ступенях обучения» (руководитель — Наливайко Татьяна Евгеньевна).
Цель эксперимента — создание в общеобразовательных учреждениях края педагогических условий для формирования социальной, коммуникативной, предметных компетентностей учащихся.
Задачи эксперимента:
1. Разработка алгоритмов формирования компетентностей учащихся средствами учебных дисциплин, дополнительного образования, проектной деятельности, ученического самоуправления.
2. Создание диагностического инструментария формирования компетентностей учащихся
Основной результат эксперимента — программа формирования предметных компетентностей у учащихся через интеграцию общего и дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Третий эксперимент Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет проводит на тему «Новые формы (модели) дошкольного образования» (руководитель — Зоя Викторовна Стадник), его цель — определить основные направления развития системы дошкольного образования Хабаровского края.
В ходе эксперимента предполагалось решить следующие задачи:
• разработать проект основных направлений концепции развития системы дошкольного образования с учётом регионального компонента;
• составить методическое сопровождение образовательного процесса в группах кратковременного пребывания детей дошкольных образовательных учреждений;
• определить пути преемственности содержания дошкольного и начального общего образования.
Проведение эксперимента позволило сделать следующие выводы.
1. Развитие современного образования связано не только с пересмотром его содержания, но и с изменением целевых установок.
2. Внимание акцентируется на повышении эффективности образования, формировании способности самостоятельно, критически мыслить, использовании комбинаторных и эвристических способах познания, развитии навыков прогностической деятельности детей.
3. Особое значение приобретает в дошкольном детстве не объём знаний, а продуктивная их интеграция.
4. Возникает необходимость в разработке инвариантного содержания образования и технологий его реализации, обеспечивающих качественные позитивные сдвиги в развитии ребёнка.
5. Стратегические задачи дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) осуществляются через организацию комплексной образовательной работы. Важное значение имеют формы деятельности, позволяющие наиболее эффективно формировать психологические новообразования, определяющие уровень интеллектуального и личностного развития детей.
Определены основные направления развития системы дошкольного образования с учётом региональных условий. Разработан проект концепции развития системы дошкольного образования в условиях г. Комсомольска-на-Амуре, а также концепция к программе «Все вместе». Составлены материалы методического сопровождения образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в ДОУ. Разработано положение о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Дана характеристика результатов анализа содержания образовательной системы «Школа 2100».
В Санкт-Петербурге ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (ректор Геннадий Алексеевич Бордовский) проводит интересный эксперимент на тему «Разработка и внедрение модели системы психологического обеспечения среднего профессионального образования» (руководитель — Виктор Васильевич Фемитин). Цель эксперимента — создание общегородской инновационной цдогцадки как научно-методического центра психологического обеспечения СПО в Санкт-Петербурге.
В ходе эксперимента предполагалось решить следующие задачи:
• разработка мониторинга состояния системы психологического сопровождения профессионального образования;
• разработка научно-методического обеспечения функционирования психологической службы в учреждениях СПО;
• разработка стандартизированного психодиагностического инструментария для психологических служб образовательных учреждений СПО;
• создание системы переподготовки и повышения квалификации для практических психологов;
• разработка спецкурсов по формированию психологической культуры личности;
• подготовка программ формирования установок толерантного сознания молодёжи;
• разработка системы психологического сопровождения выбора и планирования карьеры студентами образовательных учреждений СПО;
• пропаганда идей психологической культуры и психологической безопасности среди студентов и преподавателей образовательных учреждений СПО.
В Волгоградской области ГОУВПО «Волгоградский государственный педагогический университет» (ректор — Николай Константи-
Литература
нович Сергеев, чл.-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор) проводит эксперимент на тему «Научные основы и технологии развития целостной личностно ориентированной системы непрерывного педагогического образования».
Цель эксперимента — повышение теоретико-методологического уровня и результативности научных исследований.
В ходе эксперимента предполагалось решить следующие задачи:
• разработать методологию и методику гуманитарно-целостных исследований в сфере образования;
• совершенствовать качество подготовки научно-педагогических кадров в рамках УНПК ВГПУ из числа будущих и практикующих работников образования;
• разработать новые перспективные направления и технологии современного образования.
За период с 2001 по 2007 гг. по результатам экспериментальной исследовательской деятельности: защищено 19 докторских и 126 кандидатских диссертаций; опубликовано 35 монографий, 17 сборников научных статей и тезисов, более 80 учебных пособий; на базе вуза проведено более 20 научных и научно-практических конференций и семинаров международного и всероссийского уровня.
1. Медведева Н.В., Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Современные тенденции в управлении маркетингом в сфере образования// Среднее профессиональное образование (Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование»). 2005. № 9.
2. Смирнов С.И. Взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования по повышению качества подготовки выпускников // Профессиональное образование Камчатской области в условиях социального партнёрства: Материалы совещания работников образования Камчатской области 12 октября 2005 г. Петропавловск-Камчатский: РИО Камчатского филиала МУПК.