УДК 373Б 90 С.Н. Булгакова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Традиционная непрофильная подготовка школьников привела к нарушению преемственности образования между школой и вузом. В высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной подготовки старшеклассников. Реформы образования большинства развитых стран мира направлены на профильную дифференциацию обучения. В статье рассмотрен опыт работы в этом направлении.
Традиционная непрофильная подготовка школьников привела к нарушению преемственности образования между школой и вузом. В высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной подготовки старшеклассников. Реформы образования большинства развитых стран мира направлены на профильную дифференциацию обучения. В статье рассмотрен опыт работы в этом направлении.
С переходом на новые стандарты общего образования предметы образовательной области искусства впервые получили образовательный стандарт, в котором дисциплины федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета носит общеобразовательный характер и ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается, исходя из личных склонностей, потребностей учащихся и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Переход к профильному обучения направлен на следующие основные цели:
обеспечить углубленное изучение отдельных предметов; создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.
В 15-16 лет у большинства учащихся складывается ориентация на определенную профессиональную деятельность, на продолжение учебы в вузе. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9 класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. Социологические исследования говорят о том, что более 70% старшеклассников хотят знать основы главных предметов, а углубленно изучать те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. Особое место в них отводится профильной дифференциации обучения. Так, например, при одинаковом уровне подготовки в течение шести лет, учащийся должен определиться в выборе своего дальнейшего пути на седьмой год обучения: «академический» или «профессиональный» путь. «Академический» вариант в дальнейшем открывает путь к высшему обра-
зованию, профессиональный, в котором обучаются школьники по упрощенному учебному плану содержит прикладные и профильные дисциплины.
Японская начальная и средняя школа является наиболее интенсивной, требовательной и успешной системой образования в мире. Японские ученики проводят в школе достаточно много времени. Учебный год состоит из 44 недель (240 дней). В дополнение к занятиям в школе около трети всех учеников начальной и половина учеников средней школы посещают школы «Юку» - для дополнительного обучения. Школы «Юку» предназначены не для отстающих, а для тех, кто успевает хорошо. Особое внимание уделяется математике и естественным наукам, а также иностранным языкам. Школу «Юку» можно считать профильной школой [3].
В США профильное обучение существует на последних 2-х или 3-х годах обучения. Предпрофессио-нальная подготовка имеет три варианта: академический, общий и профессиональный. Вариативность образовательных услуг осуществляется за счет многочисленных курсов по выбору. Образование в Швеции занимает передовые позиции в мире [2]. Характерная черта образования - широкий охват населения. Система образования представлена начальной общеобразовательной девятилетней школой, средней школой (гимназией) для 16летних. Характерная черта школ - производственная ориентация (посещение предприятий), практика по профессиональной ориентации. Все направления дают определенный объем профессиональной подготовки. Всего предлагается 32 основных и 550 специальных курсов.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы: 1. Общее образование на старшей ступени является профильным. Оно охватывает три, реже два последних года обучения в школе. 2. Доля
учащихся, продолжающих обучение в профильной школе - возрастает и в настоящее время составляет 70%. 3. Количество дифференциации невелико: - академическое, неакадемическое направление (англоязычные страны); - естественнонаучные, филологическое, социально-экономическое (Франция); - язык - литература - искусство; социальные науки; математико-точные науки - технология (Германия). 4. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося.
Во Франции и Германии пречень обязательных учебных курсов жестко фиксирован. В Англии, Шотландии, США и др. предоставлена возможность выбора элективных курсов, предлагаемых на весь период обучения. Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 или 25 учебных курсов продолжительностью до одного семестра. 5. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия -в Германии, «высшая школа» - в США.
Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право прямого за-
числения в высшие учебные заведения.
Отечественный опыт профильного обучения учащихся относится к 1864 году, соответствующий Указ предусматривал организацию 7-классных учреждений 2х видов: классическая гимназия (цель - подготовка в Университет) и реальное училище (цель - подготовка к практической деятельности).
Реформы 1915 года разделили гимназию на три ветви: новогуманитанную, гуманитарно-классическую, реальную. После революции так же выделились три направление: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1934 году ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимает постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР». Однако введение на всей территории Союза единой школы со временем высветило серьезную проблемы: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило педагогов в который раз обратиться к профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
Академия педагогических наук в 1957 году предложила провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биологоагрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов.
В конце 80-90-х гг. появились лицеи, гимназии ориентированные на углубленное обучение и дальнейшее обучение в вузе. Так же развивались специализированные, художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном, соответствует мировым тенденциям развития образования. Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации [4]. К ним осуществление сотрудничества различных образовательных учреждений. Модель сетевой организации профильного обучения осуществляется за счет объединения нескольких образовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом учреждения, который выполняет роль «ресурсного» центра.
Второй вариант основан на кооперации образовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального образования. В этом случае учащийся получает право выбора профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования).
Так, например, образовательный центр «Школьный университет», в г. Челябинске, является федеральной экспериментальной площадкой, цель которой - организация профильных классов по информатике с 8 по 11 класс на территории РФ и СНГ. В Челябинской области по методикам образовательного центра работают более 20 школ, обучаются около 400 ребят. Программы Школьного университета позволяют получить углуб-
ленные знания по информатике. Уже в старших классах школы ребята адаптируются к вузовскому режиму обучения путем сдачи сессий, у них на руках имеются зачетные книжки.
Интересен опыт Магнитогорского государственного университета и лицея при нем. В лицее существуют профильные классы: математика, информатика, естественнонаучные дисциплины, лингвистический, исторический, философский. Развивающие программы и элективные курсы направлены на: дифференциацию по темпу обучения; по широте и глубине изучаемого материала; дифференциацию на основе выбора содержания образования.
Созданный недавно единый образовательный округ Челябинской государственной академии культуры и искусств тесно связано совместной деятельностью с учреждениями дополнительного образования, колледжами культуры и искусств Уральского региона. Совместная работа положительно сказалась на притоке абитуриентов в ЧГАКИ в 2007 г. Но современный вуз требует не столько профессионально-ориентированного школьника, сколько профессионально сформированного выпускника школы.
Переход вузов на бакалавриат, следовательно, на уменьшенный 4-х летний срок обучения не должен влиять на качество подготовки специалиста. Требования к выпускнику вуза по-прежнему высоки. Рынку труда нужен специалист широкого профиля, способный решать самые разнообразные педагогические и творческие задачи.
Процент старшеклассников обучающихся музыке, искусствам невелик. Но профильное обучение для многих необходимо. В сфере музыкального образования оно может осуществляться в совместной работе кафедр вуза с учреждениями дополнительного образования (детскими школами искусств). Такая работа начата кафедрой Музыкального образования ЧГАКИ и детскими школами искусств №8, №3, гимназией №23.
Через профильное обучение, организованное вузом и ДШИ, школьник может продолжить образование по углубленным и сопряженным учебным планам. Консультационная помощь в разработке необходимых методических материалов, научное руководство осуществляется вузом. В планы заложены не только знакомые предметы - сольфеджио, теория музыки, основной музыкальный инструмент, но и такие дисциплины как основы дирижирования, основы педагогики и психологии, введение в профессию учителя музыки, основы методики музыкального образования и учебные практики.
Такая работа, со старшеклассниками вооружает их начальными профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые так необходимы будущему учителю музыки в общеобразовательной школе.
Выводы: 1. Актуальность профильного обучения на современном этапе обусловлена личностно-ориентированной парадигмой образования. 2. Направление развития профильного обучения в российской школе в основном, соответствует мировым тенденциям развития образования. 3. Через профильное обучение мы можем обеспечить равные возможности для дальнейшего образования в высшем учебном заведении.
Библиографический список
1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
2. Волков, А. М. Швеция: социально-экономическая модель: справочник / А. М. Волков. - М.: Мысль, 1991.
3. Грейсон, Дж. К. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: пер. с англ./ Дж. К. Грейсон мл., К. О' Делл. - М.: Экономика, 1991.
4. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования. - М.: 2003.
Материал поступил в редакцию 12.12.07