Глобализация как основа управления знаниями в сфере образования
Globalization as a Basis for Knowledge Management in Education
УДК 378:338.2
Пастухов Александр Львович
доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат философских наук 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 7
Pastukhov Aleksandr L'vovich
Kavalergardskaya Str. 7, St. Petersburg, 191015, Russian Federation
Статья посвящена рассмотрению тенденций развития образования и управления знаниями в университетских (вузовских) комплексах в условиях глобализации. Глобализация рассматривается автором как общемировой процесс, который влияет на экономические, политические и социокультурные институты общества и проявляется в развитии НТП и распространении Интернета в различных сферах человеческой деятельности. Глобализация способствует модернизации экономики и формированию современной постиндустриальной информационной экономической системы в развитых странах мира.
Одним из последствий глобализации является изменение системы образования. Происходят перемены в учебном процессе, все шире распространяется дистанционное обучение, формируются системы непрерывного образования и университетские комплексы, вне зависимости от пространственного расположения входящих в них образовательных учреждений, с сохранением единого образовательного пространства в Интернете, а образовательные учреждения объединяются на основе глобальных электронных систем.
В последнее время важным элементом образования стало применение системы управления знаниями, которая позволяет использовать информационные технологии и социальный капитал для повышения качества образования. Формирующиеся базы данных и базы знаний необходимы для повышения эффективности функционирования образовательных учреждений.
The article considers ongoing trends in worldwide education and knowledge management at university (higher educational) level as a function of globalization. It relates to globalization as a process affecting society's economic, political and socio-cultural institutions. Moreover, the paper says the process will probably bring about the development and dissemination of scientific and technical concepts on the Internet in various spheres of human activity. Globalization, according to the review, will contribute to economic modernization and help unleash a modern post-industrial information economy in the developed world. The analysis states that one of globalization's probable consequences will be a transformation of the educational process. Projected changes would no doubt bring about common distance learning at secondary and higher educational levels, with no regard for the spatial arrangements of the constituent learning units. These adjustments could occur though educational space on the Internet. Educational institutions, for their part, would remain unified due to their ongoing reliance on global electronic systems. The study says that recently education - which utilizes information technology and social capital to improve its quality - has assumed an important role in cultivating knowledge management systems. In conclusion, the document suggests that emerging
databases and knowledge bases will likely continue to enhance the functioning of secondary and higher level educational institutions.
Ключевые слова: университетский комплекс, научно-образовательный комплекс, управление знаниями, образование, глобализация, дистанционное образование, непрерывное образование
Keywords: university camplexes, scientific-educational complex, knowledge management, education, globalization, distance education, continuing education
Бурное развитие в XX в. компьютерной техники и электронных телекоммуникаций, появление высокоскоростного и более экономичного транспорта привели к резкому сокращению расстояний между континентами и государствами и создали необходимые предпосылки для стремительного нарастания трансграничных обменов. Потоки товаров и услуг, капиталов и людей, трансграничные и трансконтинентальные системы электронных коммуникаций, нефте-, газопроводов и линий электропередач, деятельность международных экономических и финансовых организаций и корпораций образовали ткань глобальной экономики, в которую в большей или меньшей степени вплетены все без исключения национальные хозяйства мира.
В первой половине XX в. показатели роста мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и мирового экспорта практически совпадали. Однако, начиная с 1960 гг., экспорт стал увеличиваться существенно быстрее ВВП. В последние годы прошлого века рост мирового экспорта почти вдвое опережал увеличение ВВП. Это означает, что народное хозяйство отдельных стран мира во всевозрастающей степени ориентировалось не на внутренний, а на мировой рынок, что подтверждает отношение мирового экспорта товаров и услуг к ВВП всех стран.
Если исключить из объема мирового ВВП не участвующие в мировой торговле услуги, то доля экспорта в оставшейся его части возрастет. Такое сопоставление точнее отражает степень интегрированности национальной экономики в мировую. Согласно данным статистики, для целого ряда стран мировой рынок является необходимым условием функционирования народного хозяйства. Его значение в развитии реального сектора экономики часто сопоставимо с ролью внутреннего рынка.
О качественном изменении характера взаимозависимости и кооперации стран свидетельствуют не столько масштабы и доли экспорта товаров и услуг, сколько данные о вывозе капиталов, торговле правами собственности в виде ценных бумаг, банковских депозитов, долговых требований и обязательств. Обороты на международном фондовом и валютном рынках в десятки, а то и в сотни раз превышают торговые обороты.
Глобальный характер приобретают не только хозяйственные связи, но и многие экономические проблемы. Для их решения требуются согласованные усилия многих стран.
Ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, опережающий рост численности
населения по сравнению с ресурсными возможностями планеты, не уменьшающийся, а во многих случаях возрастающий разрыв между бедными и богатыми странами — эти проблемы вызывают тревоги всего человечества. Кроме того, транснациональный характер приобрели промышленное производство и финансовая деятельность. Имеется в виду «обрастание» национальных «родительских» компаний многочисленными дочерними фирмами и филиалами в разных уголках мира.
Транснациональные корпорации (ТНК) превратились в основную движущую силу процесса экономической глобализации. Одновременно произошло умаление роли таких ее субъектов, как отдельные государства и чисто национальные компании [1].
Таким образом, в течение нескольких столетий формировалась универсальная система связи человечества. Бытие человека становилось все более разнообразным, разноплановым, универсальным. При этом растет уровень абстрактности предметного бытия человека, постепенно превращающегося в глобальное существо.
Все более интенсивным становится процесс действительного увеличения системы единых связей между людьми в их жизнедеятельности на земле (внешнее проявление глобализации). Появилось множество новых наук, в том числе гуманитарных, таких как психология и социология. Всестороннее ускорение развития общества, распространение и рост количества взаимосвязей между людьми привели к росту разнообразия, разноплановости человеческого бытия, универсализации отношений и мировоззрения. При этом возрастает количество знаний, информации, используемой людьми в процессе взаимодействия, обмена товарами и услугами.
Становится очевидным, что человеческое сознание и созданные людьми информационные компьютерные системы требуют систематизации имеющихся сведений, создания баз данных и знаний, разработки методологии и механизма сбора, хранения, максимально быстрого выявления, вычленения из всего массива имеющейся информации и использования нужных знаний в определенный момент времени.
С середины 1950-х гг. западные ученые уделяют пристальное внимание развитию информационного компонента экономики. Такие исследователи, как Д. Белл, П. Друкер, М. Маклюэн, Й. Масуда, Э. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрайт, Ф. Хайек анализировали в своих трудах переход общества на новую стадию развития — постиндустриальную, или информационную.
Питер Дракер в работе «Ориентиры завтрашнего дня» («Landmarks of Tomorrow»), изданной в 1959 г., вводит в научный оборот понятие «работник знания» (knowledge worker) — человек с высшим образованием, способностями к получению и применению теоретических, аналитических знаний, который «носит в себе» средства труда [2]. П. Друкер указывал, что отличие новых отраслей промышленности будет состоять в том, что они будут использовать в интересах развития, прежде всего, работников умственного труда, а знание (рабочие знания) превратится в центральный, ключевой ресурс.
Позднее, в работе «Посткапиталистическое общество» («Post Capitalist Society»), изданной в 1995 г., П. Друкер развивает идею о том, что основой прогресса современного общества будут не социальные институты или коллективные сообщества, а отдельные индивиды как конституирующий фактор общественных отношений, имеющий биосоциальную основу. По мнению ученого, несмотря на то что в настоящее время
знание быстро превращается в определяющий фактор ^ производства, отодвигая на задний план и капитал, и ^ рабочую силу, современное общество еще нельзя рас- g сматривать как «общество знания». Процесс создания m экономической системы на основе знания (knowledge ^ society) только разворачивается. о
Особенность современной организации деятельности, по П. Друкеру, заключается в наличии базы знаний, позволяющей пользоваться имеющимися знаниями и извлекать из них пользу, а также в организации групп специалистов внутри компаний для генерирования новых знаний на основе уже имеющихся.
П. Друкер поднимает в своей работе и вопрос о современных тенденциях в развитии образования. По его мнению, смещение акцентов в современной экономике на знания должно привести к изменению системы образования, формированию учебных планов, направленных на формирование всеобщей грамотности, мотивирование учащихся всех уровней и возрастов к непрерывному образованию, расширению содержания учебных дисциплин. Учебные заведения, по его мнению, должны стать партнерами коммерческих организаций в создании условий для привлечения практикующих специалистов в сферу образования и предоставить возможность доступа к высшему образованию независимо от возраста и предыдущего образования. Для этого необходимо разработать систему партнерских взаимоотношений между учебными заведениями и предприятиями реального сектора экономики, позволяющую оценить эффективность сотрудничества в форме результатов деятельности выпускников [3].
Фридрих фон Хайек, представитель австрийской школы экономики, в своей теории «неполноты информации», посвященной критике социализма и доказывающей неэффективность социалистической плановой системы экономики, рассматривает эффект рассеяния знания (разделения информации), которое, по его мнению, происходит в процессе разделения труда. В опубликованной в 1945 г. книге «Использование знаний в обществе» («The Use of Knowledge in Society») ученый разделяет общее (коллективное) и личное (личностное) знание, рассматривая рыночное ценообразование как естественный экономический механизм разделения знания. В этой работе он указывает, что научное знание не равно всему знанию, накопленному человечеством. Существуют и «неорганизованные знания», т.е. знания конкретных обстоятельств времени и места.
Ф. Хайек обращает внимание на то, что каждый человек может обладать уникальной информацией и иметь преимущество перед другими людьми (коллективом) в связи с тем, что полезное использование его знания при совместной деятельности может дать больший экономический эффект, чем то же коллективное действие, но без использования личных знаний отдельного работника [4]. Так как накопление профессионального знания продолжается всю жизнь, Ф. Хайек указывает на необходимость в последующем проводить обучение на конкретном рабочем месте, что позволит новичку глубже узнать условия, задачи и обстоятельства трудовой деятельности.
Тем самым была заложена основа формирования систем управления знаниями как на уровне личности (система непрерывного образования и самоменеджмент), так и на уровне организации, институциональной системы, международной инфраструктуры коммуникации.
Следует отметить, что учебные заведения в условиях глобализации могут объединяться в сетевые формы,
1970 1980 1990 2000 2010
Рис. 1. Динамика роста численности интернет-пользователей в мире
Источник: составлено автором.
предусматривающие кооперацию кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов нескольких организаций, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования, что позволит сформировать университетский (вузовский) научно-образовательный комплекс или консорциум.
В научно-образовательный комплекс могут входить не только учебные заведения, расположенные на территории определенного населенного пункта, в котором находится базовое образовательное учреждение высшего профессионального образования, но и в другом регионе или стране. Естественным центром такого объединения могут стать профильные кафедры вузов или взаимодействующие на основе взаимовыгодного партнерства подразделения образовательных учреждений высшего профессионального образования, профильных государственных, коммерческих или научных организаций с формированием на их основе базовых кафедр [5].
Развитие глобализации и НТП способствовали созданию сети Интернет (World Wide Web, Internet) — системы, предоставляющей доступ к связанным между собой документам, изображениям, аудио- и видеозаписям, расположенным на различных удаленных друг от друга компьютерах. В течение многих лет Интернет оставался научно-исследовательской сетью для специалистов. В 1989 г. количество пользователей Сети составляло лишь 159 тыс. человек. Однако через 10 лет их количество увеличилось до 43 млн человек, а сегодня оно превысило 2 млрд человек (рис. 1).
Следствием развития Интернета является расширение возможностей по управлению, сохранению и передаче большого количества данных при очень низкой себестоимости единицы передаваемого объема информации. Особенностью информационных технологий в условиях глобализации является повсеместное их распространение и влияние на все без исключения отрасли экономики, на себестоимость образовательных услуг, на каждый элемент экономических отношений, включая образовательные услуги, фундаментальные и прикладные научные исследования.
Увеличение интенсивности применения информации и знаний в экономической деятельности способствует увеличению объема используемых данных и знаний в сфере образования [6]. Влияние глобализации, осуществляемое с помощью интернет-технологий, является важным технологическим фактором расширения дистанционного обучения и создания сетевой модели обучения.
Развитие университетского комплекса на основе сетевой модели предполагает доступ учащихся к работе с ПК в компьютерных учебных классах и использование педагогами и учащимися передовых информационных технологий. Система дистанционного обучения позволит привлечь к объединению в университетский комплекс учебные заведения, расположенные в труднодоступных районах и сельских муниципальных образованиях. Одновременно открывается возможность формирования учебных профильных групп, независимо от территориального расположения, что позволит более качественно готовить учащихся к дальнейшему повышению уровня образования и профессиональной деятельности [5].
Применение интернет-технологий и дистанционного обучения в рамках университетского (вузовского) комплекса предполагает:
• привлечение к подготовке учащихся профильных классов преподавателей с кафедр учреждений высшего профессионального образования, в том числе с выпускающих кафедр по определенным специальностям на образовательной площадке школы или вуза;
• привлечение к подготовке учащихся профильных классов студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования специалистов с базовых кафедр, созданных на базе промышленных и коммерческих предприятий;
• возможность проведения занятий в профильных классах школ, колледжах, вузах независимо от территории расположения (в мировом масштабе), что создаст возможность объединять учебные заведения на основе общей системы подготовки к продолжению профессионального образования;
• возможность привлечения студентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования для получения базового образования, переподготовки и повышения квалификации независимо от их территориального нахождения (в любой точке, где имеется доступ в Интернет);
• возможность создания базы данных (контент рабочих программ, учебников, учебных и методических пособий, включая методические указания по выполнению дипломных проектов, курсовых проектов, самостоятельной работы, практик, дополнительный учебный материал, задания, тесты и т. д.) для обеспечения качественной профессиональной подготовки, а также базы данных для качественного администрирования учебного процесса (учебное расписание, список преподавателей, сроки выполнения определенных видов учебной работы, оценки и отметки о результате выполнения учебных заданий и т. д.);
• развитие элементов индивидуального обучения в рамках учебного процесса с использованием чатов, позволяющих студенту и преподавателю обмениваться информацией в реальном времени. Так, например, программа «eLearning Server», как
система управления обучением, позволяет создавать и размещать в свободном доступе в Интернете:
1. неограниченное количество материалов учебных курсов по любой образовательной дисциплине. Опция «Все курсы преподавателя» включает в себя материалы, задания и внешние программы. Каждый курс имеет определенный срок изучения, в период которого студент имеет доступ к учебным материалам и заданиям и возможность его редактирования;
2. расписание занятий на каждый день с временной диаграммой для совместного пользования студентами и преподавателями, а также администраторами учебного процесса;
3. характеристику результатов выполнения учебных заданий каждым студентом, включая:
♦ количество тестирований с временными и количественными вариативными ограничениями;
♦ баллы, полученные студентом за выполнение каждого задания;
♦ рейтинг (значение) каждого выполняемого задания (и его результата);
♦ итоговую оценку по определенному учебному курсу или отдельному модулю учебной дисциплины;
4. перечень учебных групп и список студентов по каждому образовательному курсу, а также список студентов, изучивших данную дисциплину;
5. описание системы оценок по каждой дисциплине;
6. система дистанционного общения со студентами, включая форум, чат и объявления. Объявления могут быть отправлены как всем студентам, так и персонально по электронной почте;
7. систему обмена технической информацией с администраторами сервера и учебным отделом.
В нашем понимании, глобализация представляет собой процесс расширения системы единых связей между людьми в их жизнедеятельности на земле (внешнее проявление глобализации) и его проявление в формировании глобальной экономики, политической сфере, мировой культуре, мировоззрении людей (осознание феномена глобализации, формирование глобального мышления) [1]. В результате глобализации в обществе и мировой социально-экономической системе
сформировались условия, позволяющие независимо ^ от пространственного расположения: ^
• использовать сотрудников различных организаций g и научно-педагогических работников;
• обеспечивать качественное обучение студентов ^ с элементами индивидуального подхода; о
• создавать объединения образовательных учреждений, производственных и коммерческих организаций (базовые кафедры).
Управление знаниями в системе образования в условиях глобализации приобретает всемирный масштаб и позволяет формировать базы данных и базу знаний с их размещением в Интернете.
Литература
1. Пастухов А. Л. Глобализация в мировоззрении человека (онтогносеологический аспект): Дисс. ... канд. филос. наук. Челябинск: ЧелГУ, 2005. 148 с.
2. Drucker P. The Age of Social Transformation: Peter Drucker. The Atlantic Monthly. 1994, Nov.: [Электроный ресурс]. Режим доступа: http://www.theatlantic.com/politics/ecbig/ soctrans.htm. [Загл. с экрана].
3. Drucker P. F. Post Capitalist Society. N. Y., 1995. 232 р.
4. Пастухов А. Л. Глобализация как основа формирования систем управления знаниями в системе непрерывного образования / Науч.-образоват. центр «Технологии таможенного сервиса»; Санкт-Петербургский науч.-иссле-доват. центр «Кристалл» // Совместный сборник научных трудов № 3. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 47-53.
5. Пастухов А. Л., Исаев Г. А. Модель формирования университетского комплекса на основе кластерного подхода // Экономика и управление. 2010. № 8 (58). С. 96-101.
6. Пастухов А. Л., Исаев Г.А. Развитие университетских комплексов в экономике знаний // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 1 (11). С. 31-40.
References
1. Pastukhov A. L. Globalizatsiya v mirovozzrenii cheloveka (on-tognoseologicheskiy aspekt) [Globalization in the worldview of a person (ontognoseologichesky aspect)]. Philos. Sci. Cand. Diss. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Univ., 2005. 148 p.
2. Drucker Peter. The Age of Social Transformation. The Atlantic Monthly, 1994, November. Available at: http://www. theatlantic.com/politics/ecbig/soctrans.htm.
3. Drucker P. F. Post Capitalist Society. New York, 1995. 232 p.
4. Pastukhov A. L. Globalizatsiya kak osnova formirovani-ya sistem upravleniya znaniyami v sisteme nepreryvno-go obrazovaniya [Globalization as a basis for building knowledge management systems in continuing education]. Sovmestnyy sbornik nauchnykh trudov Nauchno-obrazovatel'nogo tsentra "Tekhnologii tamozhennogo servisa" i Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo tsentra "Kristall" [Joint collection of scientific papers of the Research and Education Center "Technologies of the customs service" and St. Petersburg Scientific Research Center «Crystal»]. St. Petersburg, SPbSUSE, 2012, Issue 3, pp. 47-53.
5. Pastukhov A. L. Model' formirovaniya universitetskogo kom-pleksa na osnove klasternogo podkhoda [Model for the formation of the university complex on the basis of cluster approach]. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management], 2010, no. 8(58), pp. 96-101.
6. Pastukhov A. L., Isaev G. A. Razvitie universitetskikh komplek-sov v ekonomike znaniy [The development of university complexes in the knowledge economy]. Teoriya ipraktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Theory and practice of service: economics, social, technology]. St. Petersburg, SPbSUSE Publ., 2012, no. 1 (11), pp. 31-40.