ш 7. Горбунова Е. И., Кревский И. Г., Лобачев С. Л. и др. Ор-
I ганизация дистанционного обучения в вузе: теория и
m практика / Под ред. проф. Лобачева С. Л. Шахты: Изд-во
о ЮРГУЭС, 2007.
со
< 8. AdvanсedDistributedLearnig — What is SCORM. Режим
ш доступа: http://www.adlnet.gov/scorm/history/whatis.cfm,
° англ.
А. Л. Пастухов
доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат философских наук 190000, г Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 94; e-mail: [email protected]
A. L. Pastukhov
190000, Saint-Petersburg, ul. Babushkina, 94; e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению моделей университетских комплексов на основе кластерного подхода. В ней проведен анализ понятий «кластер», «кластерный подход», рассмотрена система сетевого взаимодействия образовательных учреждений и система взаимосвязи «входов» и «выходов» учебного процесса в рамках университетского комплекса. Автор предлагает формирование двух кластерных моделей с участием университетских комплексов, а также модели мультикластерного развития такого комплекса.
The article is devoted to a review of university complex models based on cluster approach. It presents an analysis of "cluster" and "cluster approach" notions, reviews a system of network interaction of educational institutions and system of "ins" and "outs" of educational process interaction within university complex. The author suggests creation of two cluster models with university complexes participation, and a model of multi-cluster development of such a complex.
Ключевые слова: кластерный подход, кластер, кластерная политика, университетский комплекс, управление в образовании
Keywords: cluster approach, cluster, cluster policy, university complex, management in education
В начале XXI в. кластерный подход получил широкое распространение в мировой экономике, стал основой кластерной политики многих промышленно развитых стран. Он используется при разработке различных политических и экономических инициатив, таких как региональные стратегии или мероприятия по поддержке локальной системы производства.
В контексте инновационности развития мирового хозяйства возрос интерес к факторам, которые влия-
I
9. Матюкин С. В., Канеева Ю. Р. Инновационные подходы в оценке качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования (на примере государственной и муниципальной службы) // Надежность и качество: Труды Международного симпозиума: В 2 т. Т. 1 / Под ред. Н. К. Юркова. Пенза: ПГУ, 2010.
ют на успех применения кластерного подхода в региональном моделировании экономического развития.
При разработке экономических стратегий в промышленно развитых странах внимательно изучаются примеры успешного опыта региональной производственной интеграции и кооперации, оценивается их применимость к конкретным регионам. Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров «Bio Regio».
В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм.
В Норвегии активно стимулируется сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство». В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Кроме того, в Финляндии студенты значительную часть учебного времени находятся непосредственно на предприятиях, выполняя конкретные практические задачи, необходимые для развития национальной экономики.
Тесное взаимодействие фирм и вузов данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, в настоящее время Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации [1, с. 12].
В России Министерством экономического развития также разработана и внедряется в жизнь концепция кластерной политики, которая включает в себя:
• коммерциализацию технологий и стимулирование инноваций;
• содействие предоставлению консультационных услуг;
• мониторинг рынка труда;
• государственное содействие подготовке специалистов для различных организаций;
• государственную методическую поддержку организаций, внедряющих кластерный подход в организацию управления;
Модель формирования университетского комплекса на основе кластерного подхода
Model of university complex creation based on cluster approach
УДК 378.4:303.722.4
• содействие разработке и реализации программ региональной кооперации на основе кластерного подхода;
• поддержку НИР и ОКР, а также создания систем коллективного пользования научным оборудованием в рамках реализации кластерных проектов. Согласно концепции долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предполагается развитие сети территориально-производственных кластеров, реализующих ресурсный потенциал регионов, создание нескольких высокотехнологичных кластеров и ряд других мероприятий.
В настоящее время применение кластерного подхода стало важным элементом разрабатываемых и реализуемых стратегий социально-экономического развития некоторых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Так, Правительством Санкт-Петербурга в настоящее время разработан проект постановления «Об основах кластерной политики Санкт-Петербурга на 2010-2015 годы», который предполагает:
• проведение исследований по выявлению групп предприятий, межотраслевых групп, обладающих большим экспортным потенциалом в приоритетных для Санкт-Петербурга секторах экономики;
• организацию взаимодействия с ассоциациями, группами предприятий, научными организациями, имеющими проекты по развитию кластеров;
• создание системы взаимодействия и обмена теоретическими знаниями и практическим опытом по развитию кластеров с иностранными партнерами. Привлечение университетских комплексов к участию в реализации кластерных проектов в России в настоящее время является важным элементом реализации государственной экономической политики.
Согласно концепции реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации одной из основных проблем развития большинства типов кластеров является нехватка квалифицированных кадров, связанная с несоответствием содержания и качества образовательных программ учебных заведений потребностям отечественной экономики, а также неразвитостью системы непрерывного образования.
Одним из результатов реализации кластерной политики предполагается повышение эффективности системы образовательной подготовки для потребностей отечественной экономики, что, на наш взгляд, невозможно без деятельного взаимодействия учебных заведений и предприятий в рамках университетских комплексов, входящих в состав кластерных объединений.
Следует заметить, что до сих пор существует несколько вариантов определения самого понятия «кластер» и типов кластерной организации, а также кластерного подхода. Так, согласно теории основоположника кластерного подхода Майкла Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, в том числе научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [2, с. 5]. При этом Майкл Портер и Гарвардская школа бизнеса предлагают две модели кластерной организации.
Первая — это «бриллиантовая» модель, которая включает в себя структуру кластерного объединения, конкурентную среду, локальные потребности, партнерские, поддерживающие и сервисные компании,
научный потенциал и интеллектуальный капитал, фи- ^ нансовые ресурсы и инфраструктуру. ^
Вторая — это «пирамидальная» модель, которая ^ включает в себя одну или несколько ведущих компа- « ний на верхнем уровне структуры кластера, средний ^ уровень (поставщики) и уровень основания кластера о (ресурсы, инфраструктура, налоговые выгоды) [3, с. 5-6].
В проекте постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об основах кластерной политики» от 19.10.2009 г. кластер определяется как объединение предприятий (поставщиков оборудования, комплектующих, услуг; научно-исследовательских и образовательных учреждений), имеющих устойчивые взаимосвязи и функционально зависящих друг от друга при производстве или реализации товаров и услуг. При этом выделяются следующие типы кластеров, которые могут формироваться на территории одного или нескольких субъектов РФ:
1. Производственные кластеры, в том числе осуществляющие связанные услуги.
2. Процессные кластеры, объединяющие организации, связанные с определенной технологией производства.
3. Инновационные и творческие кластеры, объединенные партнерскими отношениями.
4. Туристические кластеры, коллективно обслуживающие клиентов на основе определенной туристической инфраструктуры.
5. Транспортно-логистические кластеры, объединяющие организации в единый транспортно-логи-стический комплекс [4, с. 3].
Зарубежные эксперты выделяют семь типов кластерной организации, основанных на определенной стратегии:
1. Географическая стратегия — предполагает объединение организаций, расположенных на определенной территории, как правило, вблизи источника сырьевых или кадровых ресурсов.
2. Горизонтальная стратегия — объединяющая в один кластер несколько отраслей.
3. Вертикальная стратегия — основанная на смежных этапах производства товаров или услуг.
4. Комбинированная стратегия — предполагающая достижение экономического эффекта за счет увеличения производства совместного продукта.
5. Технологическая стратегия — связанная с совместным применением определенной технологии.
6. Фокусная стратегия — объединение различных организаций вокруг одного производителя или научно-образовательного комплекса.
7. Качественная стратегия — объединяющая предприятия общим характером взаимодействия между собой.
Согласно определению профессора МПГУ Т. И. Ша-мовой, кластер — «это организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ».
Под кластерным подходом в образовании в данном контексте понимается саморазвитие, основанное на устойчивых партнерских отношениях организаций, объединенных в один кластер для решения конкретной проблемы, что позволяет всем участникам кластера повысить свои конкурентные преимущества. По мнению Т. И. Шамовой, кластерное объединение позволяет:
• провести качественный SWOT-анализ определенного направления в образовании;
^ • государственным органам управления системой об-^ разования повысить эффективность планирования ^ развития регионов;
™ • повысить конкурентоспособность образовательных ^ учреждений, в том числе университетских комплекса сов в составе кластера;
• повысить управляемость экономического развития регионов [5, с. 25].
В целом, определяя организационную и экономическую целесообразность формирования университетского комплекса на основе кластерного подхода, следует отметить следующие характерные черты данной формы интеграции:
1. Повышение скорости и эффективности обмена информацией и использования знаний внутри организаций, особенно образовательных учреждений, объединенных в кластер.
2. Укрепление традиционных и создание новых взаимосвязей и форм сотрудничества между образовательными учреждениями и другими организациями внутри одного кластера.
Следует отметить, что внедрение системы профильного образования в средних учебных заведениях и прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в сочетании с реализацией мероприятий по развитию кластеров на территории субъектов Российской Федерации может значительно ускорить развитие университетских комплексов с их последующей интеграцией в кластерные объединения, или даже создание отдельных кластеров на основе университетских комплексов.
В результате внедрения модели профильного обучения в средних учебных заведениях, в соответствии с Концепцией профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, будут созданы пред-профильные и профильные классы, в учебных заведениях появятся «сетевые педагоги» — преподаватели, способные вести предметные, межпредметные, предпрофильные и профильные элективные курсы в муниципальной образовательной сети [6, с. 12].
При этом предполагается, что учебные заведения будут объединяться в сетевые формы, предусматривающие кооперацию кадрового, материально-технического, информационного и организационного ресурса нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего, профессионального и дополнительного образования.
Естественным центром такого объединения могут стать профильные кафедры вузов или взаимодействующие на основе взаимовыгодного партнерства подразделения образовательных учреждений высшего профессионального образования и профильных государственных коммерческих или научных организаций.
Важным технологическим фактором реализации данной модели будет использование системы дистанционного обучения, что предполагает доступ учащихся к работе с ПК в компьютерных учебных классах и владение педагогами и учащимися передовыми информационными технологиями.
Система дистанционного обучения позволит привлечь к объединению в университетский комплекс учебные заведения, расположенные в труднодоступных районах и сельских муниципальных образованиях.
Одновременно такой подход позволит формировать учебные профильные группы независимо от территориального расположения, что позволит более качественно готовить учащихся к дальнейшему повы-
шению уровня их образования и профессиональной деятельности.
В этом случае можно привлекать к подготовке в профильных классах не только педагогов самой школы, но и преподавателей с кафедр учреждений высшего профессионального образования, в том числе выпускающих кафедр по определенным специальностям, на образовательной площадке школы или вуза. Также можно будет проводить дистанционные занятия в профильных классах школ и колледжах независимо от территории расположения, что создаст возможность объединять учебные заведения на основе общей системы подготовки к продолжению профессионального образования. Более того, к подготовке учащихся можно будет привлекать специалистов с профильных предприятий, входящих в общий кластер (рис. 1).
Важным элементом, обеспечивающим качество подготовки будущих специалистов, является синхронизация требований к «входам» и «выходам» образовательных процессов на протяжении всего обучения, что в целом регламентируется в документах по системе менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000—2008, ГОСТ Р ИСО 9001—2008 и рекомендациях ENQA между организациями в рамках университетского комплекса (рис. 2).
В этом случае необходимо согласование учебных планов и рабочих программ, системы оценок на основе требований, предъявляемых государственными стандартами и предприятиями, входящими в кластер, к компетенции будущих специалистов.
В рамках всего учебного процесса, начиная с младших классов, крайне важно развитие мыслительных способностей, формирование навыков конструктивного мышления и высокой мотивации к самостоятельному получению знаний.
Таким образом, с точки зрения понимания кластера как формы социально-экономической активности, объединяющей различные организации на экономической, технологической, территориальной, корпоративной и иной основе, включающей также организации, обеспечивающие сервисное обслуживание, подготовку кадров, выполняющих НИР и ОКР, важную роль в реализации кластерной политики России может осуществить система университетских комплексов.
Во-первых, социоэкономической целью системы профессионального образования является повышение качества человеческих ресурсов, формирование компетенции, необходимой для высокопроизводительного труда.
Взаимодействие малых инновационных предприятий и учебных заведений внутри кластера позволит учебным заведениям скорректировать учебные программы с максимальным учетом потребностей потенциального работодателя будущих выпускников.
Во-вторых, учащиеся в период прохождения производственных практик, в процессе участия в работе научно-образовательных центров (НОЦ) и бизнес-инкубаторов при учреждениях высшего профессионального образования смогут выполнять исследовательскую работу. В том числе учащиеся смогут проводить исследования технологий, оборудования и ценовой политики в определенном секторе экономики, что позволит формировать базы данных для предприятий целого кластера и высвобождать высокопрофессиональных работников для выполнения иных видов работ. Это будет способствовать улучшению информированности работников маркетинговых подразделений организаций, входящих в кластер, и, в конечном итоге,
/
/
л
—► — межшкольныи сетевой педагог
— сетевой преподаватель вуза, предприятия
-->• — дистанционная система сетевого обучения «школа — вуз», «колледж — вуз», «предприятие — учебное
заведение»
Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках университетского комплекса
с использованием дистанционного обучения
Примечание: ФДПО — факультет дополнительного профессионального образования.
Рис. 3. Модель формирования кластера на основе университетского комплекса
Школа
Рис. 4. Модель вхождения университетского комплекса в кластер
Рис. 5. Модель мультикластерного развития университетского комплекса
положительно влиять на продвижение продукции на отечественном и даже мировом рынке.
В-третьих, учащиеся смогут проводить мониторинг внутренней среды всего кластера и совместно с профессорско-преподавательским составом вуза разрабатывать рекомендации по улучшению внутрикорпоративного взаимодействия с целью достижения экономического и организационного синергийного эффекта на уровне всего кластера.
В этом контексте возможно формирование двух типов кластерных моделей с участием университетских комплексов:
1. Формирование кластера на основе университетского комплекса, включающего в себя различные образовательные учреждения, связанные системой непрерывного образования; научно-образовательные центры, бизнес-инкубаторы и малые инновационные предприятия, связанные с учреждениями высшего профессионального образования; профильные НИИ и производственные предприятия. В этом случае уни-
верситетский комплекс будет являться центром разработки и внедрения новых инновационных центров, подобных «Силиконовой долине».
2. Вхождение университетского комплекса в уже существующий или формируемый кластер, объединяющий предприятия на территориальной, технологической, кооперативной или иной кластерной основе. В этом варианте университетский комплекс может стать устойчивой основой подготовки кадров для предприятий всего кластера с учетом соответствия специальностей и специализаций программ высшего профессионального образования требованиям, предъявляемым руководством предприятий к компетенции выпускников.
Возможно мультикластерное развитие университетского комплекса, связанное с подготовкой специалистов для нескольких кластеров. В этом случае будет рационально деление университетского комплекса и даже структуры входящих в него образовательных учреждений по кластерному принципу (рис. 3-5).
Таким образом, применяя кластерный подход, можно не только использовать новые для России инновационные тенденции в развитии университетского комплекса и приблизить образовательный процесс к потребностям отечественной экономики, но и создать эффективную систему межорганизационного и даже межотраслевого взаимодействия для максимально быстрого достижения реальных экономических результатов от подготовки квалифицированных кадров в системе непрерывного профессионального образования в рамках университетского комплекса.
Литература
1. ЧетырбокН. П. Кластерная политика как метод активизации инновационных процессов в регионах // Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: Мат-лы республиканской научно-практич. конф. (Гродно, 19-20 октября 2005 г.). Мн.: ГУ «БелИСА», 2005.
2. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
3. КолошинА. Анализ зарубежного опыта повышения отра- ш слевой, региональной и национальной конкурентоспособ- ш ности на основе развития кластеров // Сайт Российской 2 ассоциации политических наук / А. Колошин, К. Разгуляев, о Ю. Тимофеева, В. Русинов. http://www.politanaliz.ru/articl- < es_695.html. из
4. Обсуждение проекта «основ кластерной политики Санкт- ° Петербурга» от 19.10.2009 года // Кластерные инициативы Санкт-Петербурга / Ин-т региональных инновационных систем. http://www.clusterprojects.spb.ru/event/68.
5. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: Мат-лы X Междунар. образовательного форума: В 2 ч. (Белгород. 24-26 октября 2006 г.) / БелГУ, МПГУ, МАНПО; Отв. ред. Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч. I.
6. Внедрение модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования через распространение результатов проекта: Методич. мат-лы // Сайт профильного обучения в старшей школе в рамках проекта «Отработка основных направлений реализации Концепции профильного обучения» // http://www.profile-edu.ru.
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
ПРИГЛАШАЕТ В ДОКТОРАНТУРУ
Приказом Федерального агентства по образованию от 29.05.2007 № 949 в Санкт-Петербургской академии управления и экономики открыта докторантура по специальности научных работников
• 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.
Докторантура Академии осуществляет подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области экономических наук на возмездной основе.
В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, научные достижения в области экономики и управления и способные самостоятельно проводить фундаментальные и прикладные исследования.
Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки в докторантуре — не более 3 лет.
Порядок приема в докторантуру
Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора Академии с приложением следующих документов:
• копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;
• анкеты с фотографией (личный листок по учету кадров);
• развернутого плана подготовки докторской диссертации;
• списка опубликованных научных работ, изобретений;
• копии трудовой книжки.
Документ, удостоверяющий личность, диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.
Контактная информация
Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А, ауд. 512-а. Телефон: (812) 363-42-93, Шолохов Игорь Михайлович