Научная статья на тему 'Кластерный подход в подготовке студентов наукоемких специальностей'

Кластерный подход в подготовке студентов наукоемких специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУКОЕМКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова М.В.

В статье рассматривается использование кластерного подхода для подготовки студентов наукоемких специальностей. Обсуждаются проблемы, которые позволяет решить кластерный подход. Описаны возможности применения кластерного подхода в проектной деятельности студентов в системе открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в подготовке студентов наукоемких специальностей»

2. Chvanova M.S., Hramova M.V. Razvitie obrazovatel'nyh tehnologiy novogo tehnologicheskogo etapa razvitiya obschestva // Gaudeamus. Tambov, 2010. № 2 (16). S. 79-87.

3. Kolin K.K. Informatizatsiya obschestva v usloviyah globalizatsii: sovremennoe sostoyanie i aktual'nye problemy: lektsiya dlya studentov, obuchayuschihsya po programmam spetsialiteta i magistratury razlichnyh napravleniy. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2009. 42 s.

4. Lanven B. Eksklyuzivnoe interv'yu - Dlya menya samaya sut' informatsionnogo obschestva mozhet byt' opisana tremya slovami: global'nost', kontent, chelovek // Informatsionnoe obschestvo. 2010. № 6. S. 6-10.

5. Petrova G.A., Koval'chuk F.A. Obrazovanie v informatsionnom obschestve: reshenie problemy formirovaniya «cheloveka uspeshnogo» // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. 2010. Vyp. 3 (16). S. 7-11.

6. Ershova, T.V.; Hohlov, Yu.E. Informatsionnoe ob-schestvo i buduschee biblioteki. URL: http:// www.gpntb.ru/win/inter-events../crimea97/doc/s1/ s1doc5.html

7. Stolyarov A. Informatsionnoe obschestvo budu-schego i sovremennost'. URL: http://lib.ru/ COPYRIGHT /stolyarov.txt

8. Kolin K.K. Chelovek v informatsionnom ob-schestve: novye zadachi obrazovaniya, nauki i kul'tury // Otkrytoe obrazovanie. 2007. № 5. S. 40-46.

9. Baron N.S. Lyudi, v kotoryh my prevraschaemsya: tsena postoyannogo nahozhdeniya na svya-zi // Informatsionnoe obschestvo. 2010. № 5. S. 18-28.

MAN IN THE INFORMATION SOCIETY: NEW OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

V.M. Yurev, M.S. Chvanova Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: ms12008@rambler.ru

This article discusses the essential features of the information society, the particular values of the information age, the main trends in the development of the information society. The reasons that make a person a risk factor in the information society, the phenomena of nature and the global strategy for the development of science, education and culture.

Key words: Information Society, people in the information society, trends, risks.

УДК 004

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

М.В. Храмова

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Россия, г. Саратов. е-mail: mhramova@gmail.com

В статье рассматривается использование кластерного подхода для подготовки студентов наукоемких специальностей. Обсуждаются проблемы, которые позволяет решить кластерный подход. Описаны возможности применения кластерного подхода в проектной деятельности студентов в системе открытого образования.

Ключевые слова: наукоемкие специальности, кластерный подход, система открытого образования, проектная деятельность.

В настоящий момент представляется важным ответить на вопрос: могут ли в системе открытого образования быть эффективно сформированы профессиональные компетенции? Отличительной особенностью наукоемких специальностей является участие студентов в исследовательской и проектной деятельности. Если исследовательская деятельность в системе открытого образования достаточно хорошо организуется, то проектная деятельность вызывает наибольшее число вопросов. Попытаемся найти выход из

сложившейся ситуации посредством применения кластерного подхода, который можно считать новым для системы образования.

Рассмотрим проектную деятельность студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования в условиях социального партнерства учреждений высшего профессионального образования, научных организаций, общественных и государственных структур, предприятий, заводов.

Данная (проектная) деятельность, которая лежит в основе инновационно-образова-

тельной деятельности, подразумевает наличие необходимого числа участников, а также интеллектуальных, технических, организационных ресурсов. Создание и полноценное функционирование системы открытого образования подразумевает наличие технических, организационных и ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение, а также значительное число участников. Объединение организаций при отсутствии линейной подчиненности между ними возможно при включении их в единое экономическое, социальное и образовательное пространство, сформированное на основе инновационной идеологии. При рассмотрении подобных вопросов целесообразно обращение к кластерному подходу, который основан на принципах интеграции ресурсов, определении общих интересов и точек взаимодействия между всеми участниками проектной деятельности.

С этой целью необходимо рассмотреть этимологию понятия «кластер» в различных науках, примеры использования кластерного подхода в образовании и рассмотреть понятие кластера применительно к системе открытого образования.

Чтобы получить представление о возможностях кластерного подхода в проектной деятельности студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования, обратимся к сущностному пониманию термина «кластер» в различных научных областях [1, 2].

Этимология понятия «кластер» (от англ. cluster, букв. - пучок, рой, скопление) весьма спорна: термин вошел в научный оборот в математике в период формирования аппарата кластерного анализа многомерных данных, сегодня легко «укоренился» в естественных и гуманитарных отраслях научного знания (термин достаточно широко употребляется в математике, физике, химии, в информатике и программировании, экономике, социологии и т.д.).

Кластер характеризуется плотностью (плотность объектов внутри кластера выше, чем вне его); дисперсией (чем больше дисперсия расстояния от центра до остальных объектов кластера, тем данный кластер более разрежен); отделимостью от других класте-

ров; формой (кластер может иметь сложную цепочечную структуру, быть в виде сегмента или иметь иные очертания).

Большое достоинство кластерного подхода в том, что он позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков; кроме того, в отличие от большинства математико-статистических методов, он не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов и позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы.

Вместе с тем, решение задачи кластеризации принципиально неоднозначно, и тому есть несколько причин. Во-первых, не существует однозначно наилучшего критерия качества кластеризации. Во-вторых, число кластеров, как правило, не известно заранее и устанавливается в соответствии с некоторым субъективным критерием. В-третьих, результат кластеризации существенно зависит от метрики р, выбор которой, как правило, также субъективен и определяется экспертом.

На основании вышесказанного можно дать самое общее определение: кластер (cluster) - группа элементов, характеризуемых каким-то общим свойством, при этом главная цель кластерного анализа - нахождение групп схожих объектов в выборке данных.

В различных естественно-научных областях дается свое понимание термина «кластер». Физика понимает кластер как «пред-систему» из большого числа слабо связанных атомов или молекул. Для астрофизиков кластеры представляют собой небольшие группы атомов или молекул, образующие устойчивую квазимолекулу. Астрономы используют этот термин для обозначения определенных видов звездных скоплений. Примеры своего толкования «кластера» имеются в музыке, лингвистике, градостроительстве, программировании, географии [1].

Таким образом, термин «кластер» используется в науке достаточно давно и за это время приобрел вполне конкретное содержание, которое является отражением той предметной области, в которой он употребляется.

Укажем наиболее общие признаки, характеризующие сущность термина «кластер» в различных областях знания:

кластер объединяет в группы одно-

родные элементы, которые согласованно реализуют определенные функции более эффективно, чем отдельно взятый элемент;

- элементы кластера взаимодействуют друг с другом посредством внутренних системообразующих сил, обеспечивающих стабильность кластерной системы;

- кластеры способны к самоорганизации, т.е. для кластерных систем характерен синергетический эффект. Это позволяет предположить, что кластерные системы являются открытыми и с внешней средой взаимодействуют посредством системоизме-няющих сил, наличие которых проявляется в расхождении, дивергенции, стремлении к изменению, развитию, новому качеству -нелинейности.

В этой связи становится актуальным объединение в кластеры различных образовательных учреждений всех уровней, предполагающее достижение обоюдно значимой для всех цели. Роль системообразующих сил принадлежит партнерским отношениям, обеспечивающим сотрудничество образовательных учреждений всех уровней. Достижение синергетического эффекта становится возможно только при наличии социального партнерства участников кластера с общественными и государственными структурами. При этом социальное партнерство способно привлечь ресурсы общества для развития кластера и сделать кластерную систему открытой.

Возможности кластерного подхода в любом виде человеческой деятельности определяются с учетом того, что объединение в кластеры может происходить по разным критериям, один из которых позволяет объединить субъекты по однородному виду деятельности. В нашем случае этим видом деятельности является инновационная проектная деятельность специалистов наукоемких специальностей, в основе которой лежит объединение усилий большого числа участников, выполняющих определенные специфические задания по проекту: организация, планирование, руководство, координация человеческих и материальных ресурсов.

Объединение однородных видов деятельности в определенные кластеры позволяет сократить число взаимодействий на

высшем уровне управления. Эффективность кластерного подхода для осуществления совместной деятельности можно доказать с помощью теории В.А. Грейкунаса (V. Огеу-kunas) и рекомендаций Дж. Обер-Крие [3].

Таким образом, кластерный подход, применяемый к организации проектной деятельности, позволяет разбить проект и систему его управления на подсистемы и компоненты и одновременно с этим повысить эффективность управления проектом вследствие хорошей структурированности системы. При этом в понятие «управление проектом» включается управление содержанием и объемом, продолжительностью и качеством работы, человеческими ресурсами, информацией и коммуникациями.

Необходимо отметить, что для применения идей кластеризации к системе образования наличие выявленных признаков, характеризующих сущность термина «кластер», является необходимым, но далеко не достаточным условием. В первую очередь, это связано с тем, что новый экономический уклад, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных и образовательных ресурсов в корне изменило систему современного образования. Реформы, происходящие в сфере образования, привели к усилению финансовой, управленческой, кадровой и иной самостоятельности образовательных учреждений. Эти признаки отражают зарождение нового для российского образования явления - конкуренции, которая порождается неустойчивостью внешней среды в условиях новых экономических преобразований. Как следствие этого - появление новых терминов: «конкурентоспособное образовательное учреждение», «конкурентоспособный выпускник», «конкурентоспособный специалист». То есть образование сегодня стало производительной отраслью единого хозяйства страны, в ней создается товар, обладающий определенной потребительской стоимостью и стоимостью, определяемой через конкуренцию в рамках рыночных отношений. Вместе с тем конкуренция в сфере образования отличается от конкуренции в сфере экономики и бизнеса: бизнес стремится к выгоде в форме прибыли, образовательное учреждение стремится к устойчивому росту и обогащению своих потенциальных возможностей.

Очевидно, что для выявления дополнительных возможностей кластерного подхода в проектной деятельности студентов необходимо обратиться к интерпретации термина «кластер» в публикациях [4, 5, 6]. На основе анализа, проведенного в работах М.С. Чва-новой, В.М. Передкова и др. [7, 8], очевидно, что различаются три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:

- регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

- вертикальные производственные цепочки, узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

- отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, «агропромышленный кластер») [9].

Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодопол-нять друг друга.

Изучив экономические принципы идей кластеризации, установлено:

- кластер как социально-экономический феномен представляет собой новую форму территориально-отраслевого партнерства; состав участников - это сети производителей, поставщиков, потребителей, научно-исследовательские организации и вузы, кредитные организации и банки, инфраструктура, администрации регионов, профессиональные и общественные организации, которые взаимосвязаны в процессе создания продукции;

- в основе образования кластера лежат рыночные отношения «выгодности» более «плотного» интегрированного взаимодейст-

вия, основанного на образовании связей между различными элементами организаций;

- важнейшее отличие кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими хозяйствующими субъектами, образующими кластер (и за его пределами);

- кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу и способствует формированию единого профессионального поля общения;

- применение кластерного подхода в сфере экономики является признанной стратегией повышения конкурентоспособности участников кластера;

- чаще всего идеи кластеризации находят воплощение при создании региональных кластеров. Партнерство участников кластеров строится на неформальной основе и полностью ориентировано на социально-экономические потребности региона.

Проведенный анализ позволил выделить основные социально-экономические аспекты, определяющие возможности кластерного подхода в организации проектной деятельности будущих специалистов наукоемких специальностей: включение экономических принципов взаимодействия в организационную структуру проекта и учет регионального масштаба проектной деятельности. Остановимся подробнее на каждом из них.

Кластерный подход дает возможность объединить усилия образовательных учреждений всех уровней: вузов, общеобразовательных учреждений, профессиональных училищ, научно-исследовательских организаций, а также непосредственных участников образовательного процесса: студентов, аспирантов, преподавателей, ученых для решения совместных проектных задач. Социальное партнерство участников проекта с общественными и государственными структурами обеспечивает стабильность системы. При этом происходит повышение конкурентоспособности всех участников проекта, в том числе повышение востребованности студен-

тов наукоемкой специальности - будущих «конкурентоспособных специалистов», которые могут спроектировать и изготовить конкурентоспособный продукт.

Для успешной реализации идей кластеризации должны быть созданы необходимые условия. В области экономики эти условия были сформулированы М.П. Войнаренко в концепции «5 - И», основными компонентами которой являются: инициатива, информация, интеграция, интерес, инновации [10].

Перечисленные компоненты могут быть применены и для организации проектной деятельности. Остановимся на них подробнее:

1. Инициатива. Объединение учебных учреждений, государственных органов, частных компаний в кластерную структуру с целью создания определенного продукта проектной деятельности могут инициировать лидеры, способные угадать проектную потребность, предлагающие идеи и пути проведения изменений, способные инициировать окружение на их реализацию, готовые и способные к развитию диалога.

2. Информация. Практика показала, что для проектной деятельности идеально приспособлены саморазвивающиеся структуры, не сопротивляющиеся воздействиям внешней среды, а эволюционирующие вместе с ней. Именно такими структурами являются кластеры. Инициировать систему к саморазвитию может лишь информационная составляющая, предполагающая создание единого пространства проектной коммуникации на основе взаимодействия партнеров, создания новых ресурсов и т.д.

3. Интеграция. Для реализации проектов особую важность имеют техника коммуникации и партнерские технологии. Кластерный подход в организации проектной деятельности предполагает интеграцию образовательных, общественных институтов и институтов власти на взаимовыгодных условиях в единую систему, связанную отношениями оказания специфического вида услуг с целью повышения своей конкурентоспособности.

4. Интерес. Проектная деятельность предполагает личную заинтересованность участников в достижении конкретной цели. Кластерный подход позволяет реализовать совместный проект на основе взаимовыгод-

ного сотрудничества, при этом объединение участников проекта в кластер происходит только на основании интересов сторон.

5. Инновации. Проектная деятельность, как правило, содержит инновации, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Степень инновацион-ности зависит от интерпретации проектной идеи. Применение кластерного подхода к организации проектной деятельности возможно только в условиях внедрения инноваций в образовательный процесс; развития инновационно-образовательных программ; реализации инновационных проектов в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями, научными центрами. Кластер -это единое экономическое, социальное и образовательное пространство, сформированное на основе инновационной идеологии. В качестве системообразующего элемента кластерной системы выступает университет с инновационной политикой и развитой инфраструктурой (студенческими учебно-научно-инновационными комплексами, бизнес-инкубаторами технологий, научными инновационными лабораториями и т.д.), который дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения [11].

Таким образом, в науке нет однозначности в сущностном понимании термина «кластер», и вследствие этого множественность интерпретаций кластерного подхода в науке привела к разнообразию практических применений идей кластеризации в педагогике.

Изучение исследований по проблеме показало, что трактовка термина «кластер» применительно к различным областям образовательной деятельности зачастую опирается на его сущностное понимание, близкое к естественно-научной области, т.е. под кластером подразумевается некая структура, объединяющая однородные элементы, которые способны согласованно решать определенные педагогические задачи.

Так, М.В. Горемыко разработана модель управления качеством общего образования региона на основе кластерного подхода, применение которого сводится, по сути, к дифференциации (объединению в группы)

образовательных заведений, позволяющей оптимизировать оценку и управление качеством на уровне муниципалитета и образовательного учреждения [12].

А.Ю. Уваровым предложена кластерная модель «преобразований школы в условиях информатизации образования», которая также сводится к распределению школ по кластерам (группам) с наличием типичных признаков, позволяющих осуществлять характерные для них преобразования в области информатизации [13].

А.Г. Заляловой раскрыто понятие образовательного кластера как интеграционного механизма в системе «школа - колледж -вуз», обеспечивающего функционирование региональной модели непрерывной подготовки педагогических кадров за счет интеграции образовательного пространства с помощью сопряженных профессиональных образовательных программ, интегративных технологий обучения и системы подготовки квалифицированных педагогических кадров [14].

Е.Н. Семыкиной рассматриваются возможности использования кластерного подхода как нового эффективного ресурса в управлении воспитательным процессом. Автор включает в кластер два или более образовательных учреждения, которые решают одну или несколько общих для всех воспитательных и управленческих задач. Соглашаясь с Е.Н. Семыкиной в том, что совместное решение подобных задач, безусловно, эффективнее, чем решение одним образовательным учреждением, хочется отметить упрощенное толкование самого кластерного подхода и его возможностей. Автор статьи не говорит о механизме реализации кластерного подхода в данном виде объединения усилий заинтересованных сторон, поэтому описанное взаимодействие образовательных учреждений напоминает «классическую форму» сотрудничества для достижения совместной намеченной цели [15].

Ряд исследователей по-иному подходит к трактовке данного термина. Под кластером ими подразумевается географически сконцентрированная группа неоднородных организаций, структур (образовательных учреждений и предприятий производственной отрасли), способная обеспечить более высокую степень взаимодействия образова-

ния, науки и производства и усилить их возможности на пути достижения общей цели.

Так, О.Е. Яворским разработана модель образовательного кластера, под которым автор подразумевает совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных с предприятиями отрасли механизмом социального партнерства. При этом возможности кластера рассмотрены с позиции интеграции образования - науки -производства с целью создания условий для формирования специалистов с различным уровнем профессионального образования и поднятия престижа высококвалифицированных рабочих профессий [16].

Э.Г. Гарайшиной рассмотрена реализация региональной модели на основе интеграции профильного химического образования с начальным профессиональным образованием в условиях образовательного нефтехимического кластера «производство - вуз -профильная школа». Создание кластера на основе многофункционального взаимодействия профильной школы и базовых предприятий, по мнению автора, способно решить проблемы профильного химического образования. Подчеркивая роль образовательного кластера, автор говорит о возможности обучающихся приобрести практические навыки и умения; об их профессиональном самоопределении, а также о профессиональной подготовке востребованных квалифицированных рабочих кадров и специалистов [17].

Исследуя возможности кластерного подхода, некоторые авторы говорят о кластере как об организационной форме, объединившей потенциал не только образовательных учреждений и производственных предприятий, но и управленческих, научных, общественных и бизнес-структур с целью личностного и профессионального развития его участников.

Например, Т.И. Шамова, рассматривая преимущества именно такого образовательного кластера, отмечает, что он дает возможность выявить проблемы и сильные стороны соответствующего направления в образовании; использовать в органах управления конкретный инструментарий эффективного взаимодействия внутри системы, глубже понимать проблемы и осуществлять научно обоснованное планирование развития регио-

на; в условиях функционирования кластера получать информацию о состоянии дел за счет рефлексии деятельности и ее результатов; создавать новое синергетическое качество за счет интеграции; практически повысить «конкурентоспособность образования, являющегося основным фундаментом, обеспечивающим подготовку научных и профессиональных кадров» [18].

Предложенное автором определение опирается на толкование кластера, в первую очередь, с позиции социально-экономической терминологии, так как речь собственно идет об особой форме территориально-отраслевого партнерства, построенного на основе интегрированного взаимодействия, ориентированного на социально-экономические потребности региона и способствующего росту конкурентоспособности его участников. При этом Т.И. Шамовой в большей степени рассматривается не сам образовательный кластер, а именно кластерный подход, который выступает в качестве механизма, позволяющего объединить потенциал неоднородных организационных структур с целью эффективного и оптимального решения проблем в образовании.

Кластерный подход в области образования с экономической точки зрения трактуется в исследованиях Е.А. Афониной и М.А. Бородиной.

Е.А. Афонина рассматривает образовательный кластер как основной элемент инновационной системы. Он встроен в инновационный кластер и представляет собой совокупность образовательных учреждений всех уровней в пределах данной географической территории, предприятий-поставщиков ресурсов, работодателей, элементов инновационной системы, координирующих органов и органов власти [19].

Автором сформулирована концепция развития образовательного кластера, в основе которой ускорение инновационного развития при усилении взаимодействия его участников, расположенных на одной территории, повышение конкурентоспособности образовательных учреждений и их продуктов, увеличение инвестиций для достижения долгосрочных конкурентных преимуществ.

В исследовании М.А. Бородиной суть кластерного подхода заключается в обосно-

вании способа повышения эффективности использования и развития научного потенциала промышленного региона путем формирования экономических кластеров, представляющих собой форму интеграции и сбалансированного функционирования основных участников региональной инновационной системы - промышленных предприятий, научных организаций и образовательных учреждений [20].

Автор отмечает преимущество экономического кластера как института управления научным потенциалом, которое состоит в том, что тиражирование и диффузия научных знаний в кластере движется не отдельными предприятиями и организациями, а их объединениями и сетями с горизонтальными и вертикальными связями. При объединении элементов образуются новые качественные связи, которые приводят к повышению потенциала всей системы за счет возникновения интегрального эффекта (синергии, масштаба, охвата, концентрации).

К.С. Соколова рассматривает образовательный кластер как группу учебных заведений, локализованных на одной территории, формирующих в качестве конечного продукта образовательную услугу, конкурирующих и взаимодействующих между собой и имеющих вокруг поставщиков необходимых факторов производства, оборудования, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, при этом усиливающих конкурентные преимущества друг друга [21].

Опираясь на идеи Т.И. Шамовой, А.П. Суходимцева говорит об использовании кластерного подхода как способа развития проектной компетентности педагога. Автор считает, что применение данного подхода позволяет учителю при осуществлении значимых проектов выйти за рамки своей привычной педагогической деятельности за счет организованного взаимодействия школы с различными структурами: вузами, НИИ, государственными органами, общественными и коммерческими организациями. А.П. Сухо-димцева указывает на важность совместной деятельности в связке «вуз - окружной методический центр - школа», где роль организации-лидера отводится окружному методическому центру [22].

Практика показала, что эффективно координировать совместную деятельность участников кластеров в сфере образования позволяет механизм социального партнерства, который не только помогает направлять образовательные ресурсы на развитие совместной деятельности образовательных учреждений, но и привлекает для развития образовательной сферы ресурсы общества, помогает накапливать и передавать опыт для формирования у партнеров способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.

Т.М. Давыденко и А.П. Пересыпкин рассматривают инновационный подход к управлению научной и образовательной деятельностью вуза, обосновывают применение новой организационной формы интеграции науки, образования и производства - учебно-научного инновационного комплекса (кластера), а также - механизмы интеграции. Использование кластерного подхода к организации университетской деятельности, по мнению авторов, обусловливается необходимостью интеграции науки, образования и производства, поскольку в значительной степени содействует выработке разнообразных форм социального партнерства между субъектами интеграционных процессов, заинтересованными в подготовке специалистов новой формации, и наиболее оптимальным образом отвечает задачам становления системной целостности образования, науки и производства. На основе примеров кластеров разных типов, реализованных в Белгородском государственном университете (типы кластеров различаются механизмами взаимодействия при выполнении стоящих перед ними задач), авторы статьи анализируют интеграционные процессы на разных уровнях: внутривузовском (кафедральном, межкафедральном, факультетском и т.д.), между университетом и созданными на его базе малыми инновационными предприятиями, между университетом и внешними партнерами [23].

М.С. Чванова рассматривает инновационно-образовательный кластер, ядром которого являются географически сконцентрированные образовательные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные с университетом и реализующие совмест-

ные проекты. Инновационно-образовательный кластер привлекает лучших преподавателей, ученых и студентов из других регионов и стран. Сильная научно-образовательная компонента является базой для коммерчески востребованной инновационной деятельности. Формируемый инновационно-образовательный кластер должен быть вписан в экономику региона и направлен на развитие ее сильных сторон [24].

По мнению автора, создание кластера может позволить комплексно подойти к решению задачи мотивации и закрепления молодых людей в сфере науки, образования и инновационного предпринимательства, поскольку это связано с одним из главных для человека преимуществ работы в кластере - мобильностью. Любой участник кластера может преподавать, работать в исследовательской лаборатории, работать в корпорации - у него есть свобода выбора пути самореализации в рамках профильной для кластера деятельности. Кроме того, многие виды деятельности (преподавание, исследование, коммерческая деятельность) участник кластера может осуществлять параллельно. Автор рассматривает кластерный подход как один из прогрессивных механизмов совершенствования не только экономической и социальной среды, но и системы образования.

В качестве примера активизации усилий в данном направлении рассматривается деятельность Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, которая была поддержана в рамках национального проекта «Образование».

Вместе с тем, подход автора кардинально отличается от предыдущих, так как в качестве центра кластера инновационно-образовательных программ М.С. Чванова рассматривает «точки роста» по определенному направлению (например: нанотехноло-гии, информатизации, немедикаментозной оптимизации состояния человека и др.), образуемые на университетских кафедрах, научно-образовательных центрах или лабораториях университета. Автор указывает на наличие внешних связей этих «точек роста» с научным и бизнес-сообществом, производственной сферой, взаимодействие которых способствует росту конкурентоспособности

друг друга. Роль университета, в первую очередь, состоит в обеспечении партнеров-участников кластера инновациями и продвинутыми специалистами в области наукоемких технологий. Опора делается на толкование кластерного подхода в контексте социально-экономического развития региона и на механизмы социального партнерства, выстроенные на основе взаимовыгодных отношений в инновационной деятельности, что будет способствовать формированию устойчивых навыков проектных форм деятельности студентов, включенных в «настоящую», а не только учебную, инновационную проектную деятельность. Применение кластерного подхода в проектной деятельности студентов наукоемких специальностей ориентирует их деятельность на конкретные потребности научного сообщества, получение инновационного продукта, обладающего практической ценностью для каждого участника проектной деятельности; способствует формированию проектных компетенций.

При реализации кластерного подхода в проектной деятельности студентов с целью формирования проектных компетенций студентов, не менее важной задачей является разработка механизма реализации кластерного подхода, который должен обеспечить ускоренный обмен информацией между участниками проекта, упростить доступ к знаниям, технологиям и оборудованию за счет совместного их использования, привлечения высококвалифицированных кадров и внедрения инноваций в образовательный процесс. Таким образом, в качестве механизма реализации кластерного подхода в проектной деятельности студентов можно рассматривать социальное партнерство.

Итак, в результате анализа педагогической, естественно-научной и экономической литературы удалось выяснить возможности применения кластерного подхода в проектной деятельности студентов в системе открытого образования, которые заключаются в привлечении ресурсов (образовательных, материально-технических, экономических и др.) образовательных и научных учреждений, государственных организаций, регионального и мирового сообщества и создании условий для вовлечения студентов в процес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сы разработки инновационно-образовательных продуктов.

Применение кластерного подхода в проектной деятельности студентов способствует:

- осознанию ценности участия в проектной деятельности и получения практического опыта в реальном секторе экономики и социальной сферы, а также усвоения способов решения проблем, возникающих в ходе выполнения проекта;

- расширению способов и круга общения (заказчики и исполнители проекта, преподаватели, студенты, аспиранты и др.) при взаимодействии с партнерами по проекту;

развитию навыков организации и активизации участия;

- в информационном процессе, связанном с проектной деятельностью (поиска информации; извлечения, обработки и представления информации в необходимом виде; передачи информации);

применению ресурсов, полученных при решении проектных задач (знаний, умений, опыта и др.) в других видах деятельности, адекватной оценке созданного продукта в проектной деятельности и пониманию уровня масштабности его применения.

Поскольку кластерные системы являются открытыми и с внешней средой взаимодействуют посредством системоизменяющих сил, а наличие таких сил проявляется в расхождении, дивергенции, стремлении к изменению, развитии, новом качестве - нелинейности, то сами кластеры оказываются способными к самоорганизации. Таким образом, целесообразно рассмотрение синергетиче-ского подхода для системы открытого образования.

Литература

1. Чванова М., Передков В., Киселева И. Кластерный подход в педагогических исследованиях и его приложения к инновационно-образовательной деятельности вуза: в 2 т. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. Т. 1. 100 c.

2. Храмова М., Лыскова В., Малышева Н. Кластерный подход в педагогических исследованиях и его приложения к инновационно-образовательной деятельности вуза: в 2 т. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. Т. 2. 160 c.

3. Обер-Крие Дж. Управление предприятием: пер. с фр. М.: Прогресс, 1973. 156 с.

4. Портер М. Конкуренция. СПб.; М.; Киев: Из- 18. дат. дом «Вильямс», 2000. 495 с.

5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. № 5.

6. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием. URL: subcontract.ru/Docum/Docum Show_Do-cumID_17.html.

7. Чванова М.С., Малышева Н.В., Киселева И. А. 19. Применение механизмов социального партнерства для реализации кластерного подхода

в проектной деятельности студентов и школьников // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 374-376. 20.

8. Чванова М.С., Малышева Н.В., Киселева И.А., Передков В.М., Самохвалов А.В. Проектная деятельность студентов и школьников на ос- 21. нове кластерного подхода // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. № 9 (77). С. 240-253.

9. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления.

2003. № 5. 22.

10. Войнаренко М.П. Кластерные технологии в системе развития предпринимательства, интеграции и привлечения инвестиций. URL: http://www.unice.org/ie/wp8/documents/novsem. 23. htm.

11. Разуваев И.Г. Особенности взаимодействия финансового и интеллектуального капитала в российской экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2007. 24 с.

12. Горемыко М.В. Управление качеством обще- 24. го образования региона на основе кластерного подхода: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

250 с.

13. Уваров А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 41 с.

14. Залялова А.Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образо- 1. вательного кластера: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010.

15. Семыкина Е.Н. Кластерный подход как управленческий ресурс в образовании и воспитании // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 2 (82). 2. С. 141-144.

16. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 253 с.

17. Гарайшина Э.Г. Региональная модель про- 3. фильного химического образования в услови-

ях образовательного кластера: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007. 266 с. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: мат-лы X Междунар. образовательного форума: в 2 ч. (Белгород, 24-26 окт. 2006 г.) / отв. ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч. 1. C. 24-29. Афонина Е.А. Формирование образовательных кластеров как фактор повышения конкурентоспособности участников рынка образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук. Н. Новгород, 2008. 184 с. Бородина М.А. Управление научным потенциалом региона: кластерный подход: дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2009. 240 с. Соколова К.С. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.1. С. 531-541.

Суходимцева А.П. Кластерный подход как способ развития проектной компетентности педагога // Управление образованием: науч.-метод. журнал. 2008. № 1. С. 91-96. Давыденко Т.М., Пересыпкин А.П. Многопрофильная кластерная система непрерывной профессиональной подготовки кадров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. : Гуманитарные науки. Белгород, 2010. Т. 6. № 5. С. 23-32. Чванова М.С. Развитие технологий проектной деятельности студентов и школьников на основе реализации идей кластерного подхода // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сборник научных трудов XIII Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2009.

References

Chvanova M., Peredkov V., Kiseleva I. Klaster-nyj podhod v pedagogicheskih issledovaniyah i ego prilozheniya k innovatsionno-obrazova-tel'noy deyatel'nosti vuza: v 2 t. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. T 1. 100 c.

Hramova M., Lyskova V., Malysheva N. Klas-ternyj podhod v pedagogicheskih issledovaniyah i ego prilozheniya k innovatsionno-obrazova-tel'noy deyatel'nosti vuza: v 2 t. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. T 2. 160 c.

Ober-Krie Dzh. Upravlenie predpriyatiem: per. s fr. M.: Progress, 1973. 156 s.

4. Porter M. Konkurentsiya. SPb.; M.; Kiev: Izdat. dom «Vil'yams», 2000. 495 s.

5. Tsihan T.V. Klasternaya teoriya ekonomichesko-go razvitiya // Teoriya i praktika upravleniya. 2003. № 5.

6. Yalov D.A. Klasternyj podhod kak tehnologiya upravleniya regional'nym ekonomicheskim razvi-tiem. URL: subcontract.ru/Docum/DocumShow_ Do-cumID_17.html.

7. Chvanova, M.S., Malysheva N.V., Kiseleva I.A. Primenenie mehanizmov sotsial'nogo partnerstva dlya realizatsii klasternogo podhoda v proektnoy deyatel'nosti studentov i shkol'nikov // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 374-376.

8. Chvanova M.S., Malysheva N.V., Kiseleva I.A., Peredkov V.M., Samohvalov A.V. Proektnaya deyatel'nost' studentov i shkol'nikov na osnove klasternogo podhoda // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov,

2009. № 9. S. 240-253.

9. Tsihan T.V. Klasternaya teoriya ekonomichesko-go razvitiya // Teoriya i praktika upravleniya. 2003. № 5.

10. Voynarenko M.P. Klasternye tehnologii v sisteme razvitiya predprinimatel'stva, integratsii i privlecheniya investitsiy. URL: http://www.unice. org/ie/wp8/documents/novsem.htm.

11. Razuvaev I.G. Osobennosti vzaimodeystviya fi-nansovogo i intellektual'nogo kapitala v ros-siyskoy ekonomike: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Samara, 2007. 24 c.

12. Goremyko M.V. Upravlenie kachestvom obsche-go obrazovaniya regiona na osnove klasternogo podhoda: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2010. 250 s.

13. Uvarov A.Yu. Klasternaya model' preobrazova-niy shkoly v usloviyah informatizatsii obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2009. 41 s.

14. Zalyalova A.G. Regional'naya model' podgotovki pedagogicheskih kadrov v usloviyah obrazova-tel'nogo klastera: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan',

2010.

15. Semykina E.N. Klasternyj podhod kak upravlen-cheskiy resurs v obrazovanii i vospitanii // Vest-nik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. № 2 (82). S. 141-144.

16. Yavorskiy O.E. Obrazovatel'nyj klaster kak forma sotsial'nogo partnerstva tehnikuma i pred-priyatiy gazovoy otrasli: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2008. 253 s.

17. Garayshina E.G. Regional'naya model' profil'no-go himicheskogo obrazovaniya v usloviyah obra-zovatel'nogo klastera: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2007. 266 s.

18. Shamova T.I. Klasternyj podhod k razvitiyu ob-razovatel'nyh sistem// Vzaimodeystviya obrazo-vatel'nyh uchrezhdeniy i institutov sotsiuma v obespechenii effektivnosti, dostupnosti i kachest-va obrazovaniya regiona: mat-ly X Mezhdunar. obrazovatel'nogo foruma: v 2 ch. (Belgorod, 24-26 okt. 2006 g.) / otv. red. T.M. Davydenko, T.I. Shamova. Belgorod: Izd-vo BelGU, 2006. Ch. 1. C. 24-29.

19. Afonina E.A. Formirovanie obrazovatel'nyh klas-terov kak faktor povysheniya konkurentosposob-nosti uchastnikov rynka obrazovatel'nyh uslug: dis. ... kand. ekon. nauk. N. Novgorod, 2008. 184 s.

20. Borodina M.A. Upravlenie nauchnym potentsialom regiona: klasternyj podhod: dis. ... kand. ekon. nauk. Perm', 2009. 240 s.

21. Sokolova K.S. Ispol'zovanie klasternogo podho-da v tselyah povysheniya konkurentosposobnosti sistemy obrazovaniya: sravnitel'nyj analiz mezh-dunarodnogo opyta // Sovremennye issledovaniya sotsial'nyh problem. 2010. № 4.1. S. 531-541.

22. Suhodimtseva A.P. Klasternyj podhod kak spo-sob razvitiya proektnoy kompetentnosti pedago-ga // Upravlenie obrazovaniem: nauch.-metod. zhurn. 2008. № 1. S. 91-96.

23. Davydenko T.M., Peresypkin A.P. Mnogopro-fil'naya klasternaya sistema nepreryvnoj profes-sional'noj podgotovki kadrov // Nauchnye vedo-mosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Belgorod, 2010. T. 6. № 5. S. 23-32.

24. Chvanova M.S. Razvitie tehnologiy proektnoy deyatel'nosti studentov i shkol'nikov na osnove realizatsii idey klasternogo podhoda // Aktual'nye problemy informatiki i informatsionnyh tehnolo-giy: sbornik nauchnyh trudov XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov, 2009.

CLUSTER APPROACH IN PREPARING STUDENTS HIGH-TECH SPECIALTIES

M.V. Khramova

Saratov State University named after N.G. Chernyshevskiy Russia, Saratov. e-mail: mhramova@gmail.com

This article discusses the use of the cluster approach to prepare students for high-tech professions. The problems can solve the cluster approach. Possibilities of application of the cluster approach in the design activity of students in the system of open education.

Key words: high-tech specialty, the cluster approach, the system of open education project activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.