Научная статья на тему 'Стратегия и эффективность управления образованием в условиях модернизации экономики'

Стратегия и эффективность управления образованием в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION MANAGEMENT / МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / MODERNIZING MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухов Александр Львович

Развитие мировой экономики и научно-технического прогресса, постепенная интеграция России в мировое пространство предполагают и модернизацию системы образования в России. В настоящее время правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки РФ предпринимают активные усилия для повышения качества управления образованием. Однако у педагогического сообщества и менеджмента образовательных учреждений профессионального образования до сих пор недостаточно методологических и методических знаний и навыков по модернизации системы образования. Более того, в условиях глобализации и доминирования либеральной экономической модели эффективное развитие образовательных учреждений предполагает определение и выбор современных управленческих и маркетинговых технологий. Статья посвящена вопросу выбора стратегии и системы эффективного управления образовательными учреждениями высшего профессионального образования в условиях экономической модернизации. Автором предлагается управление образованием на основе применения стратегии интеграции, управления знаниями и модернизационного маркетинга. При этом управление знаниями рассматривается как деятельность, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность, а модернизационный маркетинг — как модифицированная концепция классического маркетинга, которая разрабатывается под специфические условия ее реализации. В контексте этого похода автором проанализированы показатели оценки эффективности деятельности образовательных учреждений высшего образования и предложена интеграция участников образовательного процесса в форме университетского комплекса для повышения эффективности системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation's Educational System: The Effectiveness of Management Education in Its Modernization Procedures

The article covers the modernization of the Russian Federation's (RF) educational system, focusing on the use of new management education (MgEd) procedures. The paper adds that at present two organizations — the RF government, and the Ministry of Education and Science — are involved in improving MgEd's quality. According to the critique, that enhancement would increase the educational system's methodological knowledge and upgrade its skills. At this stage, the document relates that from the educational community's perspective the initiative to transform MgEd procedures at the RF's educationaleducational institutions has thus far failed to bear fruit. By contrast, global educational institutions already have initiated programs that include more upgraded MgEd procedures and marketing concepts. The study indicates that these procedures and concepts contain a broad spectrum of projects, covered in the framework of economic modifications. The blueprint says the RF's MgEd procedures could integrate these programs, which include knowledge management and marketing modernization. The former would be used to alter all educationrelated intellectual assets, raising competitiveness while also modernizing classical marketing concepts (which are still being developed). In conclusion, the review recommends applying MgEd procedures at all institutions of higher education, including those located in Russia.

Текст научной работы на тему «Стратегия и эффективность управления образованием в условиях модернизации экономики»

Стратегия и эффективность управления образованием в условиях модернизации экономики

The Russian Federation's Educational System: The Effectiveness of Management Education in Its Modernization Procedures

Пастухов Александр Львович

доцент кафедры Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, кандидат философских наук 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 55/1

Pastukhov Aleksandr L'vovich

Sedova Str. 55/1, St. Petersburg, 192171, Russian Federation

Развитие мировой экономики и научно-технического прогресса, постепенная интеграция России в мировое пространство предполагают и модернизацию системы образования в России. В настоящее время правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки РФ предпринимают активные усилия для повышения качества управления образованием. Однако у педагогического сообщества и менеджмента образовательных учреждений профессионального образования до сих пор недостаточно методологических и методических знаний и навыков по модернизации системы образования.

Более того, в условиях глобализации и доминирования либеральной экономической модели эффективное развитие образовательных учреждений предполагает определение и выбор современных управленческих и маркетинговых технологий.

Статья посвящена вопросу выбора стратегии и системы эффективного управления образовательными учреждениями высшего профессионального образования в условиях экономической модернизации.

Автором предлагается управление образованием на основе применения стратегии интеграции, управления знаниями и модернизационного маркетинга.

При этом управление знаниями рассматривается как деятельность, трансформирующая все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность, а модернизаци-онный маркетинг — как модифицированная концепция классического маркетинга, которая разрабатывается под специфические условия ее реализации.

В контексте этого похода автором проанализированы показатели оценки эффективности деятельности образовательных учреждений высшего образования и предложена интеграция участников образовательного процесса в форме университетского комплекса для повышения эффективности системы образования.

The article covers the modernization of the Russian Federation's (RF) educational system, focusing on the use of new management education (MgEd) procedures. The paper adds that at present two organizations — the RF government, and the Ministry of Education and Science — are involved in improving MgEd's quality. According to the critique, that enhancement would increase the educational system's methodological knowledge and upgrade its skills. At this stage, the document relates that from the educational community's perspective the initiative to transform MgEd procedures at the RF's edu-

Ш

s

I <

m О со с 0. Lû

О

УДК 378:005

cational institutions has thus far failed to bear fruit. By contrast, global educational institutions already have initiated programs that include more upgraded MgEd procedures and marketing concepts. The study indicates that these procedures and concepts contain a broad spectrum of projects, covered in the framework of economic modifications. The blueprint says the RF's MgEd procedures could integrate these programs, which include knowledge management and marketing modernization. The former would be used to alter all education-related intellectual assets, raising competitiveness while also modernizing classical marketing concepts (which are still being developed). In conclusion, the review recommends applying MgEd procedures at all institutions of higher education, including those located in Russia.

Ключевые слова: модернизация, экономика знаний, управление знаниями, образование, управление образованием, модернизационный маркетинг

Keywords: modernization, knowledge economy, knowledge management, education, education management, modernizing marketing

Развитие системы образования в России в настоящее время происходит в условиях экономической модернизации. При этом следует отметить, что за последние два столетия развитие экономики прошло несколько этапов. К концу XX в. многие ученые стали рассматривать современную экономику как экономику знаний, предполагающую зависимость экономического развития от качества и количества используемых знаний в процессе производства товаров и услуг.

Соответственно, основу современной экономической системы составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки, которая объединяет в себе государственные научные центры, академические и отраслевые институты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.

Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров в современной экономике включает в себя вузы, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т. д.

В подсистему инновационной деятельности, производства и реализации продукции и услуг входят малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т. д.

ш Подсистема технологической инфраструктуры охва-^ тывает центры поддержки инновационного предпри-^ нимательства, технопарки, телекоммуникационные ™ сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные ^ структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, о информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, демонстрационные залы и т. д.

Подсистема финансовой инфраструктуры объединяет организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, в том числе инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.

Подсистема информационной инфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ, опосредующие и соединяющие все сегменты инновационной экономики [1].

Именно в экономике знаний система образования, основным «продуктом» которой являются знания, становится одним из системообразующих компонентов экономической системы. Уникальные особенности информации и знаний делают их важным экономическим ресурсом и нематериальным активом организации, повышая ее конкурентоспособность [2]. Соответственно, для образовательных учреждений высшего профессионального образования создание и использование знаний с целью повышения своей конкурентоспособности в мировом масштабе приобретает особое значение и служит важным показателем эффективности управления образованием. Тем более что конкуренция на рынке образовательных услуг усиливается, чему способствуют следующие факторы:

• создание корпоративных университетов и развитие корпоративного образования;

• развитие дистанционных технологий обучения;

• появление и расширение системы открытого образования.

Эффективность управления в сфере государственного высшего профессионального образования может быть рассмотрена в трех аспектах:

1) эффективность достижения цели образования — подготовка высококвалифицированного трудового ресурса для отечественной экономики, способного к самообучению и ориентированного на непрерывное обучение;

2) соответствие фактических результатов образовательной и научной деятельности плановым, которые устанавливаются государственными образовательными стандартами, нормативными документами Министерства образования и науки РФ, другими федеральными и региональными нормативами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений;

3) экономичность образовательной деятельности (например, эффективность использования учебных площадей и лабораторного оборудования);

4) экономическая обоснованность деятельности организации — соотношение роста доходов и расходов, роста ФЗП и т. д.

При этом важным условием достижения эффективности управления образованием является выбор стратегии.

В процессе формирования новой отечественной парадигмы образования, основанной на инновационном

развитии образовательной системы в период глобализации и внедрения непрерывного образования при недостаточности государственного финансирования для большинства учреждений высшего образования, предпочтительной представляется стратегия интеграции.

Причинами применения данной организационной стратегии в системе высшего профессионального образования служат:

• интеграция России в международное образовательное пространство;

• недостаточность материально-технической базы многих вузов для обучения на уровне образовательных учреждений ведущих стран мира и реализации крупных научных проектов;

• экономическая неэффективность обучения неполных учебных групп;

• недостаточность уровня интеграции науки, образования и практики хозяйствования;

• нехватка молодых высококвалифицированных научно-педагогических работников.

Стратегия интеграции может быть реализована за счет создания консорциумов образовательных учреждений, формирования университетских комплексов, научно-образовательных центров и малых инновационных предприятий.

Одна из важных задач при реализации данной стратегии — сохранение необходимого уровня упорядоченности организационной деятельности с применением современных информационных и информационнно-маркетинговых технологий, таких как управление знаниями и модернизационный маркетинг.

Управление знаниями — это вид деятельности, который позволяет трансформировать все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность. Таким образом, управление знаниями является синтезом управления персоналом, инновационного и коммуникационного менеджмента с использованием новых информационных технологий в управлении организациями [2].

Модернизационный маркетинг представляет собой модифицированную концепцию классического маркетинга, которая разрабатывается под специфические условия ее реализации. Эти условия определяются прежде всего тем, что процесс реализации концепции маркетинга сегодня должен рассматриваться не просто под углом зрения динамики хорошо известных в теории классических рыночных факторов (спроса, предложения, конкуренции и др.), а под углом зрения инновационных изменений этих факторов в период реформирования экономических отношений всей производственно-сбытовой инфраструктуры. Это требует существенного расширения маркетинговых исследований в области как рынка образовательных услуг в России и за рубежом, так и рынка труда.

Следует учесть, что понятия «модернизация» и «инновация» весьма тесно связаны между собой, но отнюдь не подменяют друг друга. Процесс модернизации гораздо шире, чем процесс инновационного развития, и включает в себя последний как необходимый элемент научно-технического процесса. Процесс модернизации охватывает элементы не только производственно-экономических, базисных отношений, но и надстроечных.

Главное внимание в модернизационном маркетинге уделяется не только учету динамики рынка, спроса и предложения, стимулирующих факторов осуществле-

ния образовательных услуг, но и реализации стратегии, направленной на развитие знания.

Модернизационный маркетинг призван гарантировать необратимость процесса модернизации экономики на базе ускорения научно-технического прогресса в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных образовательных учреждений на международном рынке [3].

Соответственно, создание организационных программ повышения эффективности образовательных учреждений должно опираться на выбранные организационную и маркетинговую стратегии, что предполагает выбор определенных показателей и критериев оценки эффективности деятельности образовательного учреждения [4].

Одним из вариантов системы таких показателей является Перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, утвержденный заместителем министра образования и науки Российской Федерации 9 августа 2012 г. (№ АК-11/05 вн).

В этом документе обозначены пять блоков показателей: эффективности образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности и инфраструктуры.

Основными показателями оценки эффективности образовательной деятельности служат средний балл ЕГЭ поступающих в образовательное учреждение высшего образования и число победителей и призеров олимпиад среди абитуриентов. В документе предлагается использовать ряд дополнительных показателей:

• средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами;

• удельный вес студентов (приведенного контингента), получивших высшее профессиональное образование в других вузах, в общей численности принятых в магистратуру вуза (приведенного контингента);

• число аспирантов вуза в расчете на 100 студентов (приведенного контингента);

• удельный вес слушателей из сторонних организаций в общей численности слушателей, прошедших обучение в вузе по программам повышения квалификации и переподготовки [5].

Данные показатели отражают в первую очередь имиджевый потенциал учебного заведения. Имидж учебного заведения рассматривается на Западе как основной показатель оценки эффективности управления образовательным учреждением, который демонстрирует величину добавленной стоимости образования, отраженную реально или потенциально в цене образовательной услуги.

Кроме того, используется показатель оценки численности обучающихся в образовательном учреждении на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, определяющий ценность предлагаемого образовательным учреждением знания для работающих в реальном секторе экономики. Этот показатель отражает один из принципов модер-низационного маркетинга, связанный с необходимостью генерации знаний, востребованных рынком, и формирования положительного имиджа образовательных учреждений.

Экономическая эффективность научно-исследовательской деятельности оценивается в документе с

помощью таких показателей, как количество публи- ^ каций научно-педагогических работников и их индекс ^ научного цитирования, объем выполненных НИР и g ОКР, а также количество выигранных грантов в рас- m чете на одного научно-педагогического работника. ^ При этом учитываются не только российский индекс о научного цитирования, но и индексы международных систем «Web of Science» и «Scopus».

В рамках системы управления знаниями эти показатели отражают способность учебного заведения не только генерировать новые, востребованные обществом знания, но и добиваться их внедрения в реальный сектор экономики, а также способность создавать эффективный процесс коммуникации знаний в международном масштабе.

Показатели международной деятельности, такие как численность иностранных обучающихся и доходы из иностранных источников, позволяют оценить конкурентоспособность образовательных учреждений на международном рынке образовательных услуг. Это особенно важно в контексте внедрения Болонской системы и необходимости компенсировать уменьшение числа российских абитуриентов за счет привлечения к обучению в российских образовательных учреждениях высшего образования иностранных граждан.

Финансово-экономические показатели образовательного учреждения позволяют оценить эффективность выбранных организационной и маркетинговой стратегий, а также скорректировать их в сторону большей клиентоориентированности. Такой показатель, как доходы вуза, отражает не только имидж образовательного учреждения, но и научный потенциал его научно-педагогических работников, что, в свою очередь, оказывает влияние и на численность обучающихся на коммерческой основе, и на объем доходов от выполненных НИР и ОКР.

Показатели оценки инфраструктуры образовательных учреждений (помещения, лабораторное оборудование, литература) позволяют оценить не только перспективы их развития в аспекте увеличения числа обучающихся, но и возможности качественного обучения с применением современных образцов техники и имеющихся ресурсов знаний.

Кроме того, в рамках стратегии интеграции и мо-дернизационного маркетинга эффективной моделью развития образования представляется интеграция участников образовательного процесса в университетские комплексы. Это особенно важно в контексте необходимости повышения экономической эффективности использования имеющихся образовательных ресурсов, в том числе в различных формах коллективного доступа.

Согласно постановлению правительства РФ «Об университетских комплексах» от 5 апреля 2001 г. № 264, университетский комплекс, создаваемый на основе университета или добровольного объединения (союза, консорциума) образовательных учреждений высшего профессионального образования, включает в себя образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, а также иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов.

В соответствии с постановлением правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального

ш образования (высшем учебном заведении)» от 14 фев-^ раля 2008 г. № 71 в состав высшего учебного заве-^ дения (университетского комплекса) входят научно™ исследовательские подразделения, конструкторские ^ бюро, аспирантура (адъюнктура), интернатура, ор-о динатура, докторантура, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, клинические базы, учебно-опытные хозяйства, учебные базы практик, другие структурные подразделения.

Таким образом, управление образованием в университетских комплексах на основе управления знаниями делится на несколько уровней.

1. Уровень малых трудовых коллективов, объединенных в определенные структурные подразделения организаций, входящих в университетский комплекс и выполняющих определенные функции: кафедры образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и базовые кафедры в организациях, соответствующих направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов учреждений высшего профессионального образования, учебные базы практик, учебно-опытные хозяйства, научно-образовательные центры.

2. Уровень оперативного управления подразделениями организаций, входящих в университетский комплекс: факультеты, институты, филиалы, организационные подразделения образовательных учреждений высшего профессионального образования.

3. Уровень организационного управления: руководители организаций в составе университетских комплексов, имеющие право принятия управленческих решений и действующие на основании уставов организаций, приказов Министерства образования и науки РФ, иных правоустанавливающих нормативных документов.

4. Уровень межкорпоративного взаимодействия организаций, составляющих университетский комплекс.

Применяя организационную стратегию интеграции, маркетинговую стратегию модернизационного маркетинга, современные технологии управления знаниями и модернизационные формы объединения участников образовательного процесса (университетский комплекс) и ориентируясь на показатели, отражающие имидж образовательного учреждения, количество и качество создаваемых и внедренных в реальный сектор экономики знаний, интеграцию в международное образовательное пространство и развитие образо-

вательной инфраструктуры, включая формирование социального института доверия в системе управления образованием, возможно в короткие сроки не только достичь модернизации образования, но и повысить эффективность управления им.

Литература

1. Тенденции и закономерности формирования инновационной экономики в условиях глобализации / Под ред. В. А. Бабурина. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. Т. 1. 210 с.

2. Исаев Г. А., Пастухов А. Л. Развитие университетских комплексов в экономике знаний // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 1 (11). С. 31-40.

3. Модернизационный маркетинг как основа инновационного развития экономики. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 196 с.

4. Пастухов А.Л. Управление знаниями. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 163 с.

5. Перечень показателей оценки эффективности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов / Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: httpy/миноб-рнауки.рф/%Р0%В4%Р0%ВЕ%Р0%ВД%Р1%83%Р0%Р0 %B5%D0%B%D1%82%D1%8B/2521/%D1%84%D0%B0% D0%B9%D0%BB/987/12.08.09-%D0%90%D0%9A-11 .pdf. (Дата обращения: 23.12.2012)

References

1. Baburin V. A., ed. Tendentsii izakonomernosti formirovaniya

innovatsionnoy ekonomiki v usloviyakh globalizatsii. 1 tom [Trends and patterns of formation of innovative economy in the context of globalization. Vol. 1]. St. Petersburg, SUSE Publ., 2012. 210 p.

2. Pastukhov A. L., Isaev G. A. Razvitie universitetskikh kom-

pleksov v ekonomike znaniy [Development of university complexes in the knowledge economy]. Teoriya i praktika servisa: Ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, 2012, no. 1 (11), pp. 31-40.

3. Ababkov Yu. N., Baburin V. A., Baskin I. V., e.a. Moderni-

zatsionnyy marketing kak osnova innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Modernization marketing as a basis of innovative economic development]. St. Petersburg, SUSE Publ., 2011. 196 p.

4. Pastukhov A. L. Upravlenie znaniyami [Knowledge manage-

ment]. St. Petersburg, SUSE Publ., 2011. 163 p.

5. The list of indicators to measure the effectiveness of the

federal state educational institutions of higher professional education and their affiliates. RF Ministry of Education and Science. Available at: http://minobrnauki.rf/%D0% B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%D0%B5%D0%B%D1 %82%D1%8B/2521/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%B B/987/12.08.09-%D0%90%D0%9A-11.pdf. Accessed Dec. 23, 2012. (In Russ.).

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» в рубрике «Актуальные проблемы развития экономики»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ознакомиться с публикацией автора:

Соловьева А. К. «Государственное регулирование новой пенсионной модели»

Соловьев Аркадий Константинович

начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.