Научная статья на тему 'Стратегия инновационного развития высшего образования в России: возможности и ограничения'

Стратегия инновационного развития высшего образования в России: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / LIFELONG LEARNING / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борцов Юрий Сергеевич, Старыгина Арина Михайловна

В настоящей статье авторы обращаются к актуальному для современной России вопросу о модернизации системы высшего образования, затрагивая аспекты внедрения инновационных моделей и технологий в практику функционирования образовательных учреждений. Авторы рассматривают основные направления инноватизации системы высшего образования в современной России, обращают внимание на возможные препятствия и противоречия реализации стратегии инновационного развития высшего образования. Делается вывод о необходимости создания соответствующих административно-организационных, финансово-экономических и информационных условий для повышения эффективности инновационных преобразований в сфере высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of innovative development of higher education in Russia: opportunities and constraints

In this article, the authors refers to the actual for modern Russia on the modernization of higher education, affecting aspects of the implementation of innovative models and technologies into practice the functioning of educational institutions. The authors considers the main directions innovatization higher education system in modern Russia, drew attention to possible obstacles and contradictions of implementing the strategy of innovative development of higher education. The conclusion about the need for appropriate administrative and institutional, financial and economic conditions, and information to enhance the effectiveness of innovation in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Стратегия инновационного развития высшего образования в России: возможности и ограничения»

Ю.С. Борцов

доктор социологических наук, профессор кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов Южного федерального университета*

А.М. Старыгина

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой

менеджмента Ростовского социально-экономического института**

Стратегия инновационного развития высшего образования в России: возможности и

ограничения

Трансформационные изменения в жизни современного мира, происходящие в контексте экономической и культурной глобализации, предопределяют необходимость модернизации сферы образования как одного из важнейших социальных институтов. В современном мире, где информация и знания становятся основным товаром, а человеческие ресурсы - ключевым национальным богатством, повышается значимость роли образования в социальной жизни. Система образования является одним из важнейших инструментов утверждения культурных, экономических и даже политических позиций государства в мировом масштабе. Соответственно, вопросы модернизации образования приобретают стратегический для современного Российского государства характер.

В рамках социологического дискурса растет количество научных исследований, посвященных вопросам выработки модернизационной стратегии для российского высшего образования и применения в организации образовательного процесса инновационных моделей и технологий.

В настоящей статье мы попытаемся проанализировать возможности инноватизации современного российского образовательного пространства. Прежде всего, следует отметить, что в последние годы повысилась востребованность данной темы исследований в социологической науке и смежных социально-гуманитарных дисциплинах. Вышел ряд актуальных публикаций, посвященных различным аспектам инноватизации системы образования в современной России. В.В. Миронов рассматривает особенности внедрения инноваций в сферу профессионального образования в современной России1. В.А. Смирнов обращается к специфике

* Борцов Юрий Сергеевич, e-mail: infoippk@sfedu.ru

** Старыгина Арина Михайловна, e-mail: st.ar79@mail.ru

1 Миронов В.В. Инновационное образование: вызовы и решения // Философское образование:

инновационно-производственной составляющей в деятельности современных российских вузов2. В.И. Писаренко анализирует ключевые проблемы и препятствия, с которыми сталкивается российское высшее образование в процессе внедрения стратегии инновационного развития3.

Первые попытки перехода российского образования на инновационный путь развития относятся к началу 2000-х гг., когда завершился период становления обновленной системы образования в постсоветской России, заключавшийся в появлении негосударственных высших учебных заведений, переориентации системы высшего образования на удовлетворение запросов рынка труда, постепенном внедрении международных стандартов организации образовательного процесса. В начале 2000-х гг. руководство страны, осознав необходимость реформирования системы образования как важнейшей основы экономической и культурной конкурентоспособности России в мировом масштабе, взяло курс на стимулирование разработок в сфере инновационных моделей и технологий и их применение в системе высшего образования. В современных социально-экономических условиях система высшего образования не может существовать вне пространства государственной поддержки и контроля, за счет лишь одних коммерческих инвестиций. Поэтому актуализируется вопрос о формировании единой стратегии модернизации высшего образования и реализации в ее рамках общего курса на социально-экономическое и социокультурное развитие Российского государства.

Полноценное функционирование института высшего образования в современной России становится возможным исключительно при условии серьезной организационной, финансово-экономической,

информационной поддержки со стороны государства. В особенности государственная поддержка имеет значение для преподавания фундаментальных наук, поскольку, с одной стороны, академические специальности менее востребованы на рынке труда в силу отсутствия прикладной направленности и требуют финансовых инвестиций со стороны государства, но с другой - именно прогресс фундаментальных наук способствует развитию инновационных технологий. Посредством финансирования инновационных проектов, как отмечает В.В. Миронов, осуществляется более динамичная и эффективная поддержка системы образования, позволяющая оперативно реагировать на ситуационные изменения и перераспределять инвестиционные поступления в более востребованные на текущий момент сегменты образования4.

традиции и инновации / под ред. В.В. Миронова. М., 2007. URL: http:// www.mai.ru/events/ sfiro/articles/ lectures/mironov.doc (дата обращения: 29.05.2015).

2 Смирнов В.А. Малые инновационные предприятия российских вузов: особенности становления и ключевые противоречия // Социология образования. 2015. № 3. С. 21-35.

3 Писаренко В.И. Инновационное развитие образовательных систем как основа модернизации высшего образования. URL: http:// t21.rgups.ru/archive/doc2008/1/11.doc (дата обращения: 29.05.2015).

4Миронов В.В. Инновационное образование: вызовы и решения...

По мнению В.В. Миронова, инновационность должна стать основной парадигмой стратегии развития современного образования5. Глобальные трансформационные изменения, происходящие в том числе и в сфере образования, требуют совмещения фундаментальных и академических направлений образовательной деятельности с прикладными специальностями, востребованными в конкретной ситуации, на отечественном и международном рынках труда6. Инноватизация образования подразумевает поддержку креативной деятельности обучающихся, использование их творческого и интеллектуального потенциала, более тесную интеграцию процесса обучения с производственной сферой, прежде всего в направлении разработок инновационных и наукоемких технологий. По мнению А.Я. Кузнецовой, инноватизация образования предполагает, прежде всего, внедрение следующих принципов: непрерывности и вариативности образования, научности и технологичности, методологии, диалогизма, экологического сознания, гуманизации, рефлексивности7.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в качестве цели инновационного развития российского общества называется формирование у граждан страны компетенции «инновационного человека», включающей в себя следующие компоненты: способность и готовность к непрерывному образованию, профессиональную мобильность, критическое мышление, креативность и предприимчивость, сочетание индивидуальных и командных способностей, конкурентоспособность, владение иностранными языками как коммуникационными инструментами8. Соответственно, система образования в стране должна быть ориентирована на развитие в гражданах перечисленных инновационных качеств, в том числе и посредством определенного реформирования образовательного процесса, внесения изменений в учебно-методические планы и программы, расширения функциональной составляющей учреждений высшего профессионального образования.

Одним из ключевых направлений в рамках стратегии модернизации российского высшего образования стало расширение научно-исследовательской и научно-производственной деятельности высших учебных заведений. С этой целью был взят курс на создание и развитие при вузах малых инновационных предприятий.

Однако с 2011 г., как отмечают исследователи, наблюдается сокращение количества малых инновационных предприятий, функционирующих при российских вузах9. В первую очередь это

5

Там же.

6 Там же.

7 Кузнецова А.Я. Принципы инновационного образования // Фундаментальные исследования. 2008. № 12. С. 77-78.

8 Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). М., 2011. 148 с.

9 Смирнов В.А. Малые инновационные предприятия...

вызвано тем, что потенциал высших учебных заведений, которые действительно могут поставлять на рынок инновационные технологии и продукцию, был практически использован. Во-вторых, вследствие начатого Министерством образования и науки РФ мониторинга эффективности вузов стало ясно, что финансирование малых инновационных предприятий может осуществляться в ущерб финансированию собственно образовательной деятельности. В условиях недостаточного финансирования часть малых инновационных предприятий, в особенности в вузах регионального значения, на практике превратилась в форму имитации инновационной деятельности высших учебных заведений.

Востребованность инновационных предприятий при вузах повысится лишь тогда, когда они смогут представлять готовую и

Л П

актуальную для рынка продукцию10. В настоящее время основным заказчиком продукции малых инновационных предприятий остаются сами высшие учебные заведения11. Таким образом, малые инновационные предприятия при вузах нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании, поскольку в текущей ситуации не могут в полном объеме удовлетворить ожидания государства, рынка и образовательных учреждений. Основными ограничениями развития малых инновационных предприятий остаются чрезмерная бюрократизация, присущая Российскому государству, и недостаточные объемы финансирования, в особенности инвестиций коммерческих структур, заинтересованных в инновационной продукции и технологиях.

Высокое качество научных исследований, предпринимаемых в рамках образовательного учреждения, является не менее значимым показателем эффективности инновационного развития системы высшего образования, чем научно-производственная деятельность вузов. В настоящее время именно по результатам и качеству научных исследований, предпринимаемых вузом, оценивается качество предоставляемого в нем образования и, соответственно, понижается

Л о

или повышается рейтинг учреждения на рынке образовательных услуг12. Однако данная ситуация может измениться в процессе дальнейшей массификации высшего образования, которая способна повлечь за собой отток наиболее востребованных преподавателей в научно-исследовательские и инновационно-производственные подразделения вузов, что не сможет не отразиться на общем качестве обучения, в первую очередь в его прикладных аспектах.

Укрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг также находится в зависимости от инноватизации

10

Там же.

11 Шереги Ф.Э., Ридегер А.В., Попов М.С. Малые инновационные предприятия вузов // Экономика образования. 2014. № 2. С. 12-31.

12 Бейзеров В.А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Экономика образования. 2014. № 2. С. 31-37.

образовательной сферы, в том числе от выработки механизмов привлечения иностранных студентов и преподавателей для обучения, стажировки, научно-исследовательской и преподавательской деятельности в российских высших учебных заведениях. То есть интернационализация образования становится важной задачей в общем контексте реализации стратегии инновационного развития российской

Л ^

высшей школы13. Привлечение иностранных студентов в российские высшие учебные заведения не только увеличит объем иностранных инвестиций в отечественную экономику, но и создаст условия для дальнейшего использования подготовленных в российских вузах иностранных граждан в российской науке, промышленности, культуре.

Однако повышение привлекательности российских высших учебных заведений для иностранных студентов зависит от целого ряда факторов, включающих в себя и качество предоставляемых образовательных услуг, и конкурентоспособность российских дипломов на мировом рынке труда, и соответствие социально-бытовых условий организации жизни студентов международным критериям. При этом социально-экономические и политические проблемы страны, распространение националистических настроений среди определенной части общества могут выступать в качестве факторов препятствия привлечению иностранных студентов. Следующим компонентом стратегии инноватизации образования в современной России является развитие и внедрение практик непрерывного образования в течение жизни, являющегося частью послевузовского дополнительного образования и позволяющего адаптировать полученные во время учебы в вузе знания к меняющейся ситуационной конкретике, а также получать профессиональную подготовку по новым, более востребованным в текущий момент специальностям. Как отмечает З. Бауман, «постоянная и непрерывная технологическая революция превращает обретенные знания и усвоенные привычки из блага в обузу и быстро сокращает срок жизни полезных навыков, которые нередко теряют свою применимость и полезность за более короткий срок, нежели тот, что требуется на их

14

усвоение и подтверждение университетским дипломом»14.

Непрерывность образования повышает мобильность и гибкость трудовых ресурсов, что продуктивно влияет на состояние рынка труда и снижает риски возникновения безработицы в связи с потерей востребованности определенных специальностей и профессий. В то же время, по мнению В.Н. Андреева, ключевой целью непрерывного образования является диверсификация образовательных услуг, направленных на углубление полученных в средней или высшей школе

13 Байбатырова Э.П. Обучение иностранных студентов в России в свете стратегии инновационного развития // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2013. С. 19-21.

14 Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005. 108 с.

знаний и профессиональных навыков15. Особенности экономического развития современного общества обусловливают необходимость перманентной смены профессий и рода занятий в соответствии с меняющимися запросами рынка труда, причем профессиональная переориентация в течение жизни может происходить несколько раз.

В современной России, в отличие от стран Запада, практика непрерывного образования развита на недостаточном уровне и имеет весьма ограниченное распространение. Этот фактор является существенным препятствием на пути к инноватизации системы образования в России.

Система непрерывного образования, по мнению исследователей, должна присутствовать в каждом инновационном кластере, создание которых в российских регионах отнесено Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года к числу приоритетных задач модернизации отечественной экономики16.

В то же время инноватизация высшего образования неизбежно будет сталкиваться с целым рядом препятствий, среди которых исследователи называют отсутствие методологии внедрения инновационных моделей и технологий и развитой экспертизы инноваций на уровне Федерации и регионов; неудовлетворительный уровень финансирования и связанную с ним бедность материально-технической базы внедрения инноваций; отсутствие должной информационной поддержки со стороны средств массовой информации и общества в

17

целом .

Таким образом, инноватизация отечественной системы высшего образования обладает стратегической значимостью для социально-экономического и социокультурного развития Российского государства. К числу основных направлений инноватизации системы высшего образования могут быть отнесены укрепление научно-исследовательской и научно-производственной составляющих высших учебных заведений, в том числе и посредством развития малых инновационных предприятий; интернационализация высшего образования посредством привлечения иностранных студентов и специалистов для обучения и работы в высших учебных заведениях Российской Федерации; создание условий для непрерывного образования и утверждение модели непрерывного образования как желаемой жизненной стратегии индивидов в условиях стремительно меняющейся современной экономики.

Инновационная стратегия развития высшего образования сталкивается с определенными проблемами и противоречиями, в

15 Андреев В.Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона // Псковский регионологический журнал. 2013. № 15. С. 167-171.

16 Андреев В. Н. Стратегическое управление развитием экономики региона: методологические аспекты формирования стратегии инновационного развития. Псков, 2012. 116 с.

17 Писаренко В.И. Инновационное развитие образовательных систем...

первую очередь связанными с консерватизмом и бюрократизированностью отечественной образовательной системы, с одной стороны, недостаточным финансированием, в том числе и за счет негосударственных инвестиций, - с другой. Преодоление существующих препятствий позволит вывести отечественную высшую школу на мировой уровень и занять конкурентоспособные позиции на мировом рынке образовательных услуг.

Борцов Ю.С., Старыгина А.М. Стратегия инновационного развития высшего образования в России: возможности и ограничения. В настоящей статье авторы обращаются к актуальному для современной России вопросу о модернизации системы высшего образования, затрагивая аспекты внедрения инновационных моделей и технологий в практику функционирования образовательных учреждений. Авторы рассматривают основные направления инноватизации системы высшего образования в современной России, обращают внимание на возможные препятствия и противоречия реализации стратегии инновационного развития высшего образования. Делается вывод о необходимости создания соответствующих административно-организационных, финансово-экономических и информационных условий для повышения эффективности инновационных преобразований в сфере высшей школы.

Ключевые слова: образование, инновации, непрерывное обучение, глобализация, высшие учебные заведения.

Bortsov Yu. S., Starygina A. M. The strategy of innovative development of higher education in Russia: opportunities and constraints. In this article, the authors refers to the actual for modern Russia on the modernization of higher education, affecting aspects of the implementation of innovative models and technologies into practice the functioning of educational institutions. The authors considers the main directions innovatization higher education system in modern Russia, drew attention to possible obstacles and contradictions of implementing the strategy of innovative development of higher education. The conclusion about the need for appropriate administrative and institutional, financial and economic conditions, and information to enhance the effectiveness of innovation in the field of higher education.

Keywords: education, innovation, lifelong learning, globalization, higher education institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.