Научная статья на тему 'Университетский комплекс: проблемы и перспективы'

Университетский комплекс: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басюк Анаит Сейрановна

Достижение нового качества профессионального образования тесно связано с его структурной перестройкой. Один из путей это создание университетских комплексов. Рассмотрены проблемы и перспективы такого комплекса на примере Кубанского медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс: проблемы и перспективы»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS OF CONTEMPORARY EDUCATION

УДК 378.17:61

ББК 74.580

Б 27

Басюк А.С.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры организации, планирования и управления

Института экономики и управления в медицине и социальной сфере, г. Краснодар. Тел. (918)

226-96-39, e-mail: anaitbas@mail.ru

Университетский комплекс: проблемы и перспективы

(Рецензирована)

Аннотация. Достижение нового качества профессионального образования тесно связано с его структурной перестройкой. Один из путей - это создание университетских комплексов. Рассмотрены проблемы и перспективы такого комплекса на примере Кубанского медицинского университета.

Ключевые слова: качество образования, университетский комплекс, система менеджмента качества, инновационная инфраструктура.

Basyuk A.S.

Candidate of Economics, Assistant Professor of Organization, Planning and Management

Department of the Institute of Economics and Management in Medicine and Social Sphere,

Krasnodar. Ph.: (918) 226-96-39, e-mail: anaitbas@mail.ru

The University complex: problems and prospects

Abstract. Achievement of new quality of professional education is closely related to its structural transformation. One of the ways is creation of the University complexes. The author examines problems and prospects of such complex using an example of the Kuban Medicine University.

Key words: quality of education, University complex, a system of quality management, innovative infrastructure

Одним из путей достижения нового качества профессионального образования является его структурная и институциональная перестройка, оптимизация моделей интеграции начального, среднего, высшего профессионального образования, создание университетских комплексов, начало которому было положено Постановлением от 17.09.2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» Правительства Российской Федерации. Министерство образования страны разработало Рекомендации по созданию университетских комплексов с целью проведения организационно-методической работы в территориях. Тем самым определилась практическая задача по разработке положения об университетском комплексе для конкретной территории, а также появилась необходимость раскрытия сущности и особенностей создания университетского комплекса как одного из функциональных центров региональной научной и образовательной среды.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2006 года № 89, в 2006 году был проведен конкурсный отбор учреждений высшего образования, внедряющих инновационные образовательные программы, победителями которого стали 17 вузов. Они получили право на государственную поддержку в 2006 и 2007 годах. Общий

бюджет конкурса составил 10 млрд. руб. В 2007 году бюджет второго конкурса инновационных вузов был удвоен, а его победителями стали 40 высших учебных заведений, которые в течение 2007-2008 годов получили в общей сложности 20 млрд. руб. Таким образом, в рамках данного направления государственную поддержку получили 57 высших учебных заведений, а ее общий объем за 2006-2008 годы составил 30 млрд. руб.

Назовем только некоторые из инновационных вузов: Московский государственный лингвистический университет, Новосибирский государственный технический университет, Московский городской психолого-педагогический университет, Казанский государственный технический университет им. Туполева, Владимирский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Хабаровск), Томский государственный университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (Москва), Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Плеханова, Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королева, Пермский государственный университет, Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Московский физико-технический институт (государственный университет) и др.

Во многих регионах страны университетские комплексы ведут интенсивную деятельность по оптимизации образовательного пространства на основе интеграции и развития потенциала однопрофильных и разнопрофильных образовательных учреждений.

Анализируя опыт создания университетских комплексов, следует заметить, что формирование данных социально-экономических структур имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, в годы Советской власти приоритеты научных исследований складывались из приоритетов оборонного комплекса, что, в свою очередь, обеспечивало устойчивое финансирование фундаментальных научных исследований в университетах. Сегодня государство слабо финансирует научные исследования - как правило, в ведущих вузах страны. В связи с этим накопленный научно-технический потенциал региональных вузов, с его идеями и разработками, оказался невостребованным[1].

Направление этого потенциала, например, на нужды здравоохранения в сфере создания лабораторного и диагностического оборудования, позволило бы найти конкретное поле применения многочисленным разработкам, первоначально предназначенным для оборонных целей. Известно, что во всех крупных университетах США имеется госпиталь или клиника в составе университета, позволяющие находить естественное применение открытиям и изобретениям как в области фундаментального естествознания, так и в области здравоохранения. К сожалению, такой опыт в РФ единичен, да и возможен лишь в условиях борьбы межведомственных противоречий. Имеющаяся межведомственная разобщенность системы фундаментального естественнонаучного образования и системы здравоохранения, возможно, может быть преодолена в рамках университетских комплексов.

Общая оценка перспектив создания университетских комплексов положительна: университетские комплексы отражают основные мировые тенденции как в науке, так и в образовании, это форма самозащиты университетов в рыночной экономике и одна из форм развития современного образования.

Главной причиной создания университетских комплексов является необходимость повышения качества образования. Говоря о качестве образования, необходимо четко определять место, которое занимает менеджмент качества в общей проблематике построения эффективных систем управления в вузах [2]. Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что высокое качество результатов может быть достигнуто только при высоком качестве образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой, - его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. Вместе с тем, высокое качество

образовательного процесса может быть обеспечено только при сбалансированном функционировании всей системы вуза, включая обеспечение качества менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.

На сегодняшний день любой вуз, ставящий целью построение системы менеджмента качества, сталкивается с рядом проблем. Приведем наиболее типичные из них:

- неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;

- отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления университетов;

- отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;

- утеря связи с предприятиями и организациями и, как результат, ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня [3].

В документах правительства Российской Федерации предусматривается деление университетских комплексов как по территориальному признаку, так и по форме их создания и функционирования. По первому признаку предусматривается создание федеральных, региональных, межрегиональных и отраслевых университетских комплексов. По второму предусмотрено три формы комплексов:

1) университетский комплекс - университет (единое юридическое лицо), состоящий из различных образовательных, научных, конструкторских, производственных и иных структурных подразделений;

2) университетский комплекс - объединение образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и организаций различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и образовавших ассоциацию (союз) с правами юридического лица;

3) университетский комплекс - университетский образовательный округ (ассоциация, союз) без прав юридического лица, объединяющий образовательные учреждения и организации независимо от форм собственности, реализующие образовательные программы различных уровней.

В настоящее время утвердились следующие основные признаки университетских комплексов:

- обеспечение единства учебной, научной и инновационной деятельности;

- существенное влияние университета на культурную, социальную и экономическую жизнь региона (служение общественности);

- реализация взаимосвязанных образовательных программ различных уровней и направлений [4].

На базе Кубанского медицинского университета (г. Краснодар) на протяжении последних пяти лет ведется работа по созданию Регионального Университетского комплекса. Принципиальным отличием данного университетского комплекса является то, что таковым он становится в процессе собственного развития. Так, в настоящее время в его состав входят: ГОУ ВПО «Кубанский медицинский университет» (г. Краснодар), АНОО ВПО «Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере» (ИЭиУ МиСС) (г. Краснодар), филиал ИЭиУ МиСС в г. Белореченске, Межрегиональный центр повышения квалификации (МРЦПК), г. Краснодар.

Таким образом, университетский комплекс представляет собой совокупность организаций, хотя и имеющих юридическую самостоятельность, но фактически образующих целостную систему.

Задача внедрения принципов менеджмента качества в вузе требует модернизации организационной и функциональной структуры вуза, развития инновационной инфраструктуры, формирования сети стратегических партнеров вуза. Данная задача не может быть решена без продуманной кадровой политики и кадрового обеспечения инновационной деятельности в сфере науки и образования.

В Институте экономики и управления в медицине и социальной сфере (АНОО ВПО

ИЭиУ МиСС, г. Краснодар) реализуется комплексная целевая программа "Кадры", которая охватывает не только все аспекты деятельности по подготовке и обеспечению роста кадрового потенциала, но также подкреплена организационной структурой, соответствующими финансовыми ресурсами, методикой проведения этой работы и регулярным мониторингом кадрового обеспечения.

Целью Центра Менеджмента качества в образовании, созданного в ИЭиУ МиСС, является разработка, совершенствование, внедрение и пропаганда современных методов менеджмента качества для повышения качества образовательных, научно-исследовательских и консультационных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, в том числе вузами.

Основными задачами Центра являются:

- организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований и разработок по проблемам менеджмента качества при организации административноуправленческой, образовательной, научно-исследовательской и консультационной деятельности образовательных учреждений, в том числе вузов;

- привлечение профессорско-преподавательского, научного состава, докторантов, аспирантов и студентов университета к выполнению научно-исследовательских работ в области менеджмента качества;

- разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов, включая курсы лекций, методические указания и рекомендации, учебники, компакт диски и т.п., по вопросам менеджмента качества в образовании;

- организация и проведение циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области менеджмента качества для сотрудников университета и работников других образовательных учреждений;

- разработка и поддержание в сети Интернет Web-сайта по менеджменту качества в образовании и развитие методов дистанционного обучения в этой области;

- организация работ по участию в проведении конкурсов Минобразования России "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов";

- развитие международного сотрудничества в области менеджмента качества в образовании и участие в международных проектах в этой области.

Система стратегических партнеров обеспечивает обратные связи вуза с потребителями их выпускников, без которых невозможно дальнейшее развитие высшего профессионального образования в интересах национальной экономики. Основным стимулом формирования партнерских отношений является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов. Именно желание получить специалистов высокого качества заставляет предприятия и организации - «потребителей» выпускников -инвестировать средства и выделять ресурсы для системы высшего профессионального образования. Вкладывая ресурсы в развитие профильных вузов, стратегические партнеры имеют право и должны участвовать в оценке качества выпускников, учебных программ и планов, выработке рекомендаций по развитию новых форм профессиональной подготовки специалистов, оценке качества научных исследований в вузе, компетенции преподавателей.

В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» в Институте экономики и управления в медицине и социальной сфере разрабатывается инновационный проект «Центр здоровья».

Приоритеты обеспечения здоровья сотрудников и студентов в системе учреждений высшего профессионального образования являются основой для достижения нового качества их жизни. Безусловно, все мероприятия, посвященные укреплению здоровья, должны носить системный характер.

Целью создания центра мониторинга здоровья является комплексная оценка качества образования с учетом показателей здоровья обучающихся и профессорско-преподавательского состава.

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения,

физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического

здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством

здравоохранения Российской Федерации.

Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья обучающихся и профессорско-преподавательского состава.

Мониторинг здоровья учащихся и профессорско-преподавательского состава, а также здоровьесберегающей деятельности учреждений образования проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению их здоровья.

Центр мониторинга здоровья учащихся, а также профессорско-преподавательского состава и здоровьесберегающей деятельности учреждений образования решает следующие задачи:

- разрабатывает методологию и инструментальную базу мониторинга здоровья учащихся и ППС и здоровьесберегающей деятельности учреждений образования; методики сбора данных, введения и формирования банков данных, обработки баз данных;

- проводит консультации по методике организации мониторинга учреждений образования;

- осуществляет сбор и накопление информации о состоянии здоровья и здоровьсберегающей деятельности учреждений образования ИЭиУ МиСС;

- мониторинг показателей здоровья по параметрам физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов;

- использование результатов мониторинга показателей здоровья как профилактическое средство в борьбе с наркоманией и другими негативными явлениями в молодежной среде;

- принятие по результатам исследований научно-обоснованных решений по управлению системой образования, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- поиск инновационных методик, технологий и программ обучения в области физической культуры и здоровья, спорта и туризма;

- участие в программах по формированию здорового образа жизни;

- установление связей с ведущими учеными страны, знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом в области охраны здоровья, участие в научных форумах, пропаганда собственных достижений.

Благодаря действиям Центра мониторинга здоровья, возможно осуществление первичной самодиагностики, выявляющей отклонения от установленных медицинской наукой половозрастных норм.

Результатом работы станет разработка организационного проекта управления здоровьем сотрудников и студентов ВУЗа, и в конечном итоге повышения уровня здоровья и качества жизни сотрудников и студентов Института экономики и управления в медицине и социальной сфере.

Примечания:

1. Розов Н. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 71-75.

2. Основы создания университетских комплексов / В.Е. Шукшунов [и др.]. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. 72 с.

3. Пузанков Д., Степанов С. ЛЭТИ: многоуровневая система обучения качеству // Стандарты и качество. № 10. С. 44-45.

4. Васильев В., Воронин А. Университетский комплекс как центр развития региональной системы непрерывного образования // Университетское управление. 2001. № 3(18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.