Научная статья на тему 'Тенденции развития университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар'

Тенденции развития университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / UNIVERSITY EDUCATION / INNOVATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гбоко Кобена Северэн

В статье рассматриваются вопросы построения реформ в ходе реализации инновационных процессов университетского образования в Республике Кот-д’Ивуар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of university education in the Republic of Cote d''Ivoire

This article deals with the construction of the reform during the implementation of innovation processes in university education in the Republic of Cote d'Ivoire

Текст научной работы на тему «Тенденции развития университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар»

К. С. Гбоко

(Республика Кот-д'Ивуар -Санкт-Петербург)

Тенденции развития университетского образования

в Республике Кот-д'Ивуар

В статье рассматриваются вопросы построения реформ в ходе реализации инновационных процессов университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар.

Быстрота общественных перемен связана с тем фактом, что образование с каждым днем все интенсивнее готовит новые поколения к вступлению в жизнь, а это вызывает необходимость постоянного обновления профессионального образования, включая университетское.

Что представляет собой высшее образование сегодня?.. Этот вопрос необходимо ставить постоянно, развивая инновационные процессы в условиях наметившейся и расширяющейся тенденции к построению единого образовательного пространства, начавшейся с подписания Болонского соглашения. Многие страны на современном этапе подписали это соглашение, которое ориентирует на обновление их университетского образования. Этим актом большинство европейских стран провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года.

В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. При этом каждая из стран имеет право и возможность сохранять определенные национальные традиции.

Нами проводится исследование по проблеме развития инновационных процессов в университетском образовании в Республике Кот-д'Ивуар. Мы ставили целью сравнить и выявить общее и различие в инновационных процессах, определить те инновационные процессы в университетском образовании других стран, которые могут быть адаптированы в Республике Кот- д'Ивуар.

На первом этапе исследования нами были выявлены тенденции реформирования выс-

шего образования в Республике Кот-д'Ивуар, к которым отнесены :

- новая стандартизация образования, в том числе университетского;

- принятие рекомендательных параметров Болонского процесса, таких как единые европейские оценки, активная вовлечённость студентов в образовательную деятельность, социальная поддержка малообеспеченных студентов, образование в течение всей жизни, - а также факультативных параметров Болонского процесса, к которым можно отнести гармонизацию содержания образования по направлениям подготовки, нелинейные траектории обучения студентов через курсы по выбору, включение модульной системы обучения, более интенсивное внедрение дистанционного обучения, распространение электронных курсов, внедрение академических рейтингов студентов и преподавателей [3].

Основными целями процесса реформирования университетского образования в ходе реализации Болонского процесса в Республике Кот-д'Ивуар наряду с другими странами является процесс создания единого европейского высшего образования, характеризующего интегративную тенденцию, которая интенсивно развивается в последние годы.

В Африке в 2006 году 16 франкоговорящих стран, входящих в CAMES - Совет по высшему образованию, также приняли решение адаптировать свое образование под нормы Болонского процесса.

Была издана резолюция для всех университетов. Согласно ей образование делится на 3 уровня - L - licence (3 курса университета], M - magistr (2 курса магистратуры], D - doctorat (3 года докторантуры] - и коротко называется LMD.

Уровень преподавания теперь должен также соответствовать международным стан-

дартам и процессам глобализации и интеграции.

Министерство образования Кот-д'Ивуара приняло Декрет № 2009-164 от 30.04.2009 о реформе университетского образования и тем самым подключило Республику Кот-д'Ивуар к странам-участникам Болонской системы.

Закон № 248 (ст. 5) и закон № 249 (статьи 8 и 9) показывают, как устроено высшее образование в Республике Кот-д'Ивуар:

- основное образование Licence - 6 семестров (S1-S6). За это время студент получает 180 кредитов;

- Magistr - 4 семестра (S1-S4), в этот период студент должен получить 120 кредитов;

- Doctorat - 6 семестров (S1-S6). Докторанты получают научную степень, для этого они должны набрать 180 кредитов и провести научное исследование.

Чтобы перейти на следующий уровень, студент должен сдавать вступительные экзамены.

Кроме изменения структуры, в Республике наметилась тенденция развития национальной инфраструктуры образования, что связано в первую очередь с вопросами информатизации.

Информатизация университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар предполагает интенсивное включение дистанционных форм, информационных технологий в процесс образования. Основными направлениями развития информационных технологий являются: создание единой информационной среды высшей школы с использованием телефонных, радиорелейных, оптических и спутниковых телекоммуникаций, распределенной сети национальных баз данных; системы электронных каталогов библиотек с возможностью выхода в европейские академические и библиотечные сети; дистанционное обучение с привлечением лучших отечественных и зарубежных университетов. Так, например, ивуарийский вуз привлекает студентов расширением сети дистанционного обучения. К несомненным достоинствам такого обучения относят: гибкость в выборе места и времени обучения, доступность для живущих в отдаленной местности, свободу выбора дисциплин обучения, свободу выбора учебного заведения, более низкую стоимость по сравнению с очной формой обучения.

Тенденция реформирования университетского образования в Республике подчеркива-

ет ориентацию на глобальную систему дистанционного образования, которая должна представлять собой единый комплекс образовательных услуг; атрибуты сетей; электронную библиотеку учебных курсов, снабженную экспертной системой, позволяющей автоматически формировать учебные курсы в зависимости от индивидуальных запросов обучаемого; корпорационную систему управления учебным процессом во всех его проявлениях.

Все более ярко обозначается тенденция фундаментализации университетского образования. Для достижения нового качества образованности личности и общества предусматриваются новые принципы отбора содержания и систематизации знаний, определяются качественно новые цели образования и их согласованность друг с другом. Как первоочередные задачи фундаментализации образования обозначаются введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.

Например, для Великобритании характерна профессиональная гибкость выпускников. Около половины вакансий, выделяемых для них, не требуют жесткой специализации. Эта особенность характерна и для других стран. Узкопрофессиональная подготовка в какой-либо конкретной области должна постепенно уходить из системы образования, это обстоятельство учитывается и в Республике Кот-д'Ивуар.

Социальная защищенность сегодня - это прежде всего широкая образованность и способность гибко перестраивать свою деятельность в связи со сменой технологий или требований рынка, что и учитывается при разработке образовательных программ, регламентирующих деятельность по подготовке магистров и бакалавров.

Отметим и тенденцию на непрерывность образования. «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь»- эта идея также становится приоритетной для новой образовательной политики Республики Кот-д'Ивуар. Образование приобретает всеобщий

Гбоко К. С. Тенденции развития университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар

характер: оно длится всю жизнь, доступно, непрерывно и возобновляемо с любого уровня подготовки. Причем именно вузовская система является базой для реализации идеи непрерывного образования. Только профессор вуза может компетентно оценить, какая дополнительная подготовка необходима человеку с тем или иным уровнем образования для повышения его квалификации или переквалификации.

Например, во Франции созданы специальные службы по непрерывному образованию взрослых, которые помогают оценить уровень профессиональной подготовки специалистов, и предлагают способы повышения квалификации.

Наметилась тенденция на унификацию образовательных технологий и в Республике Кот-д'Ивуар. Вузам, осуществляющим инновационные преобразования в контексте Бо-лонского соглашения, предоставлена большая возможность проявления самостоятельности; они отказываются от жестких готовых моделей организации обучения и осуществляют поиск инструмента, позволяющего в каждой конкретной ситуации быстро и точно определять адекватный ей облик системы обучения, удовлетворяющий поставленным условиям (стандарты образования, местная специфика и т.д.].

В университетском образовании Республики Кот-д'Ивуар можно отметить тенденцию к свободе выбора технологий обучения со стороны профессорско-преподавательского состава. Новые представления о технологии обучения в университетском образовании включают такие принципы, как обучение до результата, модульная организация содержания обучения, вариативность и вычисляемость конкретных сроков обучения, акцент на самостоятельность обучаемых, новые организационные режимы обучения.

Перечисленные тенденции в развитии университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар отражают инновационные процессы, которые сопровождают это развитие.

Под инновационными процессами в Республике Кот-д'Ивуар понимаются любые изменения, направленные на улучшение качества университетского образования, способного интегрироваться в международное образовательное пространство. Исторически инновационные преобразования в университетском образовании были связаны с введе-

нием новых направлений подготовки, открытием новых факультетов. Так, одной из первых инноваций можно назвать создание факультета юриспруденции в 1966 г., факультета медицины в 1968 г.; в этом же году открылись первые институты (этносоциологии, лингвистики, географии], которые развиваются и в настоящее время.

К другой инновации относят создание адекватных институтов (истории, криминологии и Центра образования].

Постепенно начинают осуществляться комплекс требований к преподавательской деятельности, становление статуса преподавательских коллективов высшего образования (Декрет № 70-305 от 26 мая 1970 г.] и создание Министерства высшего образования, регулирующего развитие университетского образования в Республике Кот-д'Ивуар.

Наряду с качественными изменениями происходит рост и количественных изменений, что также в понимании новаций относят к инновационным процессам, например, увеличение числа институтов и исследовательских центров. Изменяется постепенно и управленческая структура. Так, появилась должность ректора. Первым ректором в главном университете Кокоди в октябре 1974 г. стал профессор Вали Диарасуба.

Как инновационное преобразование можно отметить и создание социально обеспечивающих структур в вузе, например, университетского больничного центра в 1976 г. (Декрет № 76-878 от 02 декабрь 1976 г.]. Кроме того, происходит постепенно дифференциация университетов, деятельность которых регламентируется Законом № 7-33 от 1 июня 1977 г., где речь идет о Национальном университете Кот-д'Ивуара. Далее инновационные процессы осуществляются как количественно (расширение сети факультетов, кафедр], так и качественно - изменение содержания, организации деятельности. Так, в момент создания Национального университета существовало 5 факультетов (науки, экономики, гуманитарный, правоведения, медицины], но постепенно произошло их расширение. Далее начинают создаваться и другие национальные университеты (Кокоди, Аждамэ, Буакэ]. У каждого университета есть свой управляющий согласно Декрету № 92-340 от 02 сентября 1992 г. Одновременно с процессами децентрализации управления университетским образованием происходят процессы

централизации. Например, образована общая организационная структура для всех университетов, утвержденная Законом № 95-696 от 07 сентября 1995 г., где определяется миссия университетов. Миссия новых университетов должна включать в себя: обеспечение эффективной государственной поддержки модернизации системы высшего образования, подготовку высококвалифицированных специалистов, реорганизацию государственных образовательных учреждений, подготовку современных специалистов для сферы образования и науки, проведение фундаментальных и прикладных исследований, разработку принципиально новых образовательных технологий на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности.

Постепенно происходит усиление государственности национальных университетов, их роли в подготовке кадров, что приводит к созданию трех национальных университетов (1995 г.), зафиксированных в Декрете № 95975 от 20 декабря 1995 г. Этот Декрет выступает в качестве законопроекта об университетах и становится нормативной базой для развития высшего образования в Кот-д'Ивуаре.

Основные принципы функционирования подсистемы высшего образования утверждают Декреты № 96-61 от 09 августа 1996 г., № 96-613 от 09 августа 1996 г., № 96-614 от 09 августа 1996 г. а также различные законодательные и нормативные акты, разработанные в целях реализации положений конституции и основных законов (Университеты Кокоди, Абобо, Буаке).

Постепенно перечень нормативных документов, регламентирующих инновационные процессы в Кот-д'Ивуаре, расширяется, что также отмечается как инновационное преобразование.

Приведем ряд из них. Право на образование продекларировано в статье 26 Всеобщей декларации прав человека; закреплено в статьях 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статьях 28 и 29 Конвенции о правах ребёнка; в статье 2 Первого протокола Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Региональная конвенция о признании учебных курсов, свидетельств, дипломов, степеней и других квалификационных документов в системе высшего образования в государствах Африки (5 декабря 1981 г.) может рассматриваться как инновационный шаг. Конституцией страны (2000 г.) гарантируется право граждан на образование, Закон № 95-696 от 07 сентября 1995 г. утверждает реорганизацию Министерства высшего образования Республики Кот-д'Ивуар.

Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, включая университеты Республики, позволяет понять, как развивались инновационные процессы и имеют ли они отличия от европейской и от российской систем университетского образования. С этой целью нами также исследуются как теоретически, так и практически инновационные процессы в африканских странах, подписавших Болон-ское соглашение.

Литература

1. Суртаева Н. Н. Преобразование, или модернизация, или реформирование педагогического образования - заказ будущему // Проблемы педагогического образования в профессиональной школе. - СПб.: Экспресс, 2013. - С. 9-13.

2. Соколова И. И., Сергиенко А. Ю. Компаративный анализ реформирования педагогического образования в развитых странах современного мира // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сб. науч. ст. -СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО. - С. 31-40.

3. Tuning Educational Structures in Europe. [Цит. по Солодянки-на О. В., Ефимова Н. Н. Основы социального образования : учеб. пособие. - Ижевск, 2014. - 129 с. - С. 161.

4. Коростелкин Б. Г. Ведущие тенденции развития современной системы высшего образования // Вестник Челябинского университета. Серия 5. Педагогика. Психология. - 1999. - № 1. -С. 115-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.