И. Г. Горбунов
(г. Санкт-Петербург) Н. Н. Суртаева
(г. Санкт-Петербург)
РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
DEVELOPMENT AND PRESERVATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCIES
AS SOCIO-ECONOMIC EFFECT
В статье рассматривается вопрос изменения профессионально-педагогических навыков и профессионально-педагогических компетенций, делается акцент на необходимость их развития и сохранения - «архивирования» - с целью обеспечения возможностей педагогического хаба.
Ключевые слова: педагогический хаб, педагогические навыки, компетенции, «архив» навыков, сетевое взаимодействие, кластеры
The article deals with the issue of change of professional-pedagogical skills and competences. The emphasis is put on the need for their development and preservation - 'archiving' - with the aim of enabling the opportunities of pedagogical hubs.
Keywords: pedagogical hub, pedagogical skills, competences, 'archive' of skills, network interaction, clusters
Постоянные изменения, происходящие в мире, обществе, профессиональной среде в России и за рубежом, по-новому обозначают вопросы развития и сохранения педагогических компетенций, педагогических навыков, часть из которых на данный момент оказывается «не нужными» (например, работа с диафильмами, кинопроекторами и др.], но они могут быть востребованы в будущем. Поэтому возникает проблема сохранения навыков (хотя бы на уровне описания], важных для истории образовательной культуры, но еще острее потребность формирования «новых» навыков, которыми педагог прежде не оперировал. Это связано не только с внедрением в образовательную среду ИКТ, все большим вхождением в нее сетевого взаимодействия, но и с использованием нетрадиционных педагогических технологий, которые предполагают иные способы организации деятельности обучающихся.
Тони Вагнер (США] отмечает, что на современном этапе в мире произошли фундаментальные изменения, и нужны люди, которые могут придумывать что-то новое, открывать новые возможности и новые пути реше-
ния проблем, это в полной мере относится и к педагогической профессии. Эти обстоятельства актуализируют вопросы организации согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров.
На современном этапе идет попытка включения различных образовательных систем в образовательные организации. В качестве примера можно назвать различные модели и системы на основе информационно-коммуникативных технологий. Исследователи в области информационно-коммуникативных технологий подчеркивают, что современные средства коммуникации уже достигли уровня своего развития, который позволяет на любые расстояния передавать от педагога к обучаемому не только содержание, но и эмоциональный посыл, значимый для эффективного усвоения новых знаний и навыков. Этот факт говорит о необходимости усвоения новых педагогических навыков, позволяющих педагогу эффективно организовать взаимодействие, в том числе и в виртуальном мире.
Инновационный характер педагогического процесса на основе применения такого
обучения отмечают С. С. Неустроев, А. В. Симонов, которые в своем исследовании пишут, что «электронное обучение (е-1еагшп§] выступает в настоящее время одним из мощных катализаторов инновационного развития образовательной сферы... При этом замечено, что электронное обучение, являясь по своей сути инструментом дистанционных форм организации учебного процесса, во все большей мере вовлекает в него весь спектр современных сетевых информационно-технологических решений, которые насытили мировой Интернет различными социальными сервисами коммуникации, информационного он-лайн-обмена и взаимодействия, формирования и поддержки сетевых профессиональных сообществ» [1. с. 9]. Все это приводит к изменению ранее высказываемых взглядов, согласно которым современные информационные технологии рассматривались как дополнительные инструменты, дополнительные средства к существующей традиционной системе образования для придания современным информационным технологиям самостоятельного инструмента, самостоятельных форм организации образовательного процесса, инструмента, который на равных интегрируется с традиционной системой. Использование различных моделей сетевого взаимодействия в педагогических сообществах приводит к формированию новых, ранее не использовавшихся педагогами навыков. В этом контексте представляет интерес для исследований проблема развития новых педагогических навыков и сохранения старых - «архив навыков», - что, предполагается, будет одной из важных дидактических задач в дополнительном профессиональном образовании будущего.
Павел Лукша [2] обозначил вопросы: «Какие навыки и знания будут нужны экономике и обществу в XXI веке для достижения успеха и ответа на глобальные вызовы? Как нужно изменить существующие образовательные системы, чтобы сформировать эти компетенции, и какие новые формы образования должны возникнуть в дополнение к существующим?» В докладе «В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для XXI века» он поставил вопрос о навыках будущего, под которыми понимает навыки, позволяющие работникам быть конкурентоспособными в будущей социально-эко-
номической и технологической реальности, которые нужны не только для трудоустройства и успешной карьеры, но и для активной гражданской позиции и более высокого качества личной и семейной жизни; при этом он акцентирует внимание на актуализации производственных практик, института наставничества, сообщества практик и т.д. То, «что работало раньше, - вероятно, не будет работать в будущем» (нужны новые практики, новые навыки, новые профессии]. Говоря о навыках будущего, П. Лукша делает акцент на ключевые типы грамотности и базовые навыки (управление концентрацией и вниманием, сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения], работа в междисциплинарных средах, гибкость и адаптивность, способность учиться, «разучиваться» и «переучиваться» в течение жизни, ответственность в работе - этика взаимодействия с другими членами общества и рабочая этика че-ловекоцентрированных сервисов и др.]. Эти ключевые типы грамотности и базовых навыков очерчивают и необходимые навыки учителей XXI века. Павел Лукша среди таких навыков называет гибкость и открытость, готовность принимать и создавать новое, создание смешанной (blended] педагогики, педагогики поддерживающего сотрудничества между учениками и учителями, обучение через совместные исследования, менторство и коучинг (на основе целей ученика], обучение исследованию, проектно-ориентированное образование, «архив навыков», который предполагает отработку навыков практики документирования исчезающих навыков и их восстановление при необходимости.
В образовательном процессе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена проведено исследование, в котором разработана новая форма виртуального взаимодействия, используемая в процессе обучения студентов, - «педагогический хаб». Эта форма способствует не только развитию новых педагогических навыков, совершенствованию существующих, но и может служить инструментом развития умений архивирования в данный период «ненужных» навыков. На кафедре педагогики выполнена диссертационная работа Гбоко Кобена Севе-рэн «Педагогическая поддержка преподавателей в условиях инновационного развития университетского образования в Республике
Кот Д Ивуар» [3], в которой представлен опыт разработанного и апробированного в процессе изучения в магистратуре курса «Сравнительный исторический анализ технологий социальной работы в России и за рубежом» на кафедре социальной педагогики и социальной работы с применением педагогического хаба. В ходе проводимого исследования при организации обучения по данной
дисциплине в совместной работе студентов и преподавателя происходили разработка и постепенное наполнение структуры постоянно формирующегося и преобразующегося педагогического хаба («Междисциплинарная среда», «Болонский процесс», «Диалог - учебный » и др.]
Приведем пример структуры педагогического хаба по данному курсу (Рис.1]
Рис.1. Примерная структура педагогического хаба по учебному курсу для магистрантов «Сравнительный исторический анализ технологий социальной работы в России и за рубежом».
Педагогический хаб (хаб - от английского «hub» - центр деятельности, сетевой концентратор, который позволяет объединить компьютеры в простую сеть], используемый как инструмент сетевого взаимодействия, в узлах которого отражаются сектора, адекватные различным педагогическим проблемам. Педагогический хаб представляет виртуальное, открытое методическое пространство для пополнения педагогическими новациями, новыми знаниями, выступая дидактическим средством, «хранилищем», ресурсом и результатом коллективного творчества, инструментом длительного действия, обладающим свойством меняться, пополняться, готовый для многоразового использования студентами, преподавателями. Обучающиеся субъекты, находясь в активной познаватель-
ной позиции, постепенно входят в инновационное пространство, осваивают новые навыки и преобразуют его, могут в любое время пользоваться им в случае необходимости воспроизведения ранее изученного.
Реализация новой формы (инструмента] обучения может осуществляться за счет использования распределенных моделей сетевого взаимодействия субъектов общения на основе обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических кадров, где «хаб» может выступать также как кластер - накопитель, в котором происходит объединение содержательных направлений в соответствии с целевыми установками, реализуемыми в сетевом взаимодействии. Структура распределенных моделей сетевого взаимодействия кластерного типа в формате педаго-
гического хаба может быть представлена как цели, видеоматериалы, педагогическая решетка, морфологическая матрица, презентации, которые объединены одной тематикой, связанной системообразующей константой.
Педагогический хаб реализуется (наполняется] в процессе совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся. Направления, отражающие структуру хаба, определяет преподаватель, согласовывая их с содержанием учебных программ и компетенциями, обозначенными в ФГОС.
С одной стороны, педагогический хаб рассматривается как инструмент, дидактическое средство, ресурс коллективного творчества, в результате которого происходят усвоение нового знания и отработка новых навыков работы в открытом виртуальном пространстве, он обладает свойством меняться, пополняться, готов для многоразового использования студентами и преподавателями, с другой стороны, выступает как инструмент отработки умений архивирования навыков, утративших дидактический эффект в данный момент. На современном этапе начинают проходить исследования по изучению более широких дидактических возможностей педагогического хаба в образовательной среде. Так, Гбоко Кобена Северэн [4, с. 95] и Н. Н. Суртаева [4, с. 95] рассматривают педагогический хаб как инструмент, помогающий освоению нового знания, освоению новых компетенций, который выглядит как открытое методическое пространство, предназначенное для освоения нового знания и фиксирования знаний о «незнании» применительно к процессу педагогической поддержки преподавателей университетов. В исследовании Гбоко Кобена Северэн педагогический хаб рассматривается как «виртуальное, открытое методическое пространство для педагогических новаций, обобщенного передового педагогического опыта с помощью ИКТ, оказывающее существенную помощь в организации педагогической поддержки, выступающее инструментом, дидактическим средством, ресурсом, «хранилищем» и результатом коллективного творчества» [3, с. 9-10], где акцент делается на организацию педагогической поддержки преподавателей.
В лаборатории инноватики в педагогическом образовании СПб филиала Института управления образованием РАО осуществляются разработка и исследование возможно-
стей педагогического хаба для организации непрерывного повышения квалификации педагогических кадров в ДПО в условиях системных изменений образовательного пространства. Целью такого исследования является поиск новых форм работы с педагогическими кадрами через включение их в совместную творческую деятельность в процессе сетевого взаимодействия. На данном этапе идет разработка структуры педагогического хаба для системы дополнительного профессионального образования педагогических кадров. В структуре педагогического хаба обозначена «Методика организации «"архива профессиональных навыков"», в рамках которой предусматриваются различные подструктуры, идет разработка «алгоритма организации «"архива профессиональных навыков"», где предполагается развитие навыков документирования исчезающих навыков и их восстановление при необходимости, предполагается разработка содержания модуля, знакомящего с теоретической составляющей, объясняющей понятие «архив профессиональных навыков», практикума по созданию «архива профессиональных навыков», разработка модуля «Технологии "учиться", "разучиваться", "переучиваться"», модуля «смешанная педагогика (blended]», модуля «персонализированные педагогические траектории», сочетающие обучение в виртуальных средах, кооперативное образование, проектировочное образование, коучинг и т.д.
Повышение квалификации преподавателей и руководителей в аспекте непрерывного образования не может не учитывать передовой педагогический опыт, который рассматривается как результат коллективного творчества. Педагогический хаб и выступает одним из таких инструментов. В лаборатории педагогической инноватики СПб филиала ИУО РАО, исследуется вопрос распределенных моделей сетевого взаимодействия в образовательной среде «кластерного типа» (более подробно [5]], которые используют возможности педагогического хаба.
В последнее время, наряду с распространением термина распределенные модели сетевого взаимодействия в образовательной среде, часто стал использоваться термин «кластер», который вошел в обращение из информационных технологий, используется в астрономии, в физике, в лингвистике и в химии, а на современном этапе все больше на-
чинает использоваться в педагогике, происходит развитие теории кластерного подхода. Основоположником кластерной теории считают Майкла Портера [6], профессора Гарвардского университета. По его мнению, кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, они направлены на достижение конкретных преимуществ в условиях становления постиндустриальной экономики; для успешного развития кластеров необходима устойчивая стратегия. Главными преимуществами кластеров являются глобальный масштаб, открытость, гибкость и относительная простота в управлении. Педагогический хаб в нашем понимании выступает хранилищем результатов консолидацион-ных усилий, обладая такими же характеристиками (открытость, гибкость, добровольность, потребность и т.д.].
Таким образом, необходимость обращения к кластерному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы, объединяющей усилия заинтересованных сторон при организации повышения квалификации для обеспечения согласованно-
го непрерывного образования педагогических кадров.
При помощи педагогического хаба возможно удовлетворение индивидуально-профессиональных потребностей педагогических кадров в постоянном режиме как в условиях дополнительного профессионального образования, так и в форме сетевого взаимодействия в виде неформального образования независимо от того, какие модели сетевого взаимодействия при этом используются.
Сетевое взаимодействие в педагогических сообществах используется как средство повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, при этом происходит развитие форм и моделей сетевого взаимодействия. Все большее место начинают занимать различные типы кластеров, в том числе педагогические хабы.
Использование педагогического хаба, как инструмента сетевого взаимодействия в педагогических сообществах, позволит увеличить объем экспорта образовательных услуг, и сделать систему образования в России более конкурентоспособной в глобальном мире.
Литература
1. Неустроев С. С. Симонов А. В. Инновационные направления развития электронного обучения // Человек и образование. - 2015. - №3. - С. 9-15.
2. Лукша П. В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования
для XXI века // Global Education Futures. - М., 2015.
3. Северэн Гбоко Кобена. Педагогическая поддержка преподавателей в условиях инновационного развития университетского образования в Республике Кот Д Ивуар: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. -24 с.
4. Северэн Гбоко Кобена, Суртаева Н. Н. Педагогическая поддержка преподавателей университетов в условиях вхождения в болонский процесс // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы 17-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. Н. Н. Суртаева, Е. И. Бражник. - СПб.: Экспресс, 2016. - 422 с.
5. Суртаева Н. Н., Суртаева О. Н. Распределенные модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования в основе обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров / / Человек и образование. - 2016. - №1.
6. Портер М. Э. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.