Научная статья на тему 'Диагностика кадрового потенциала сферы образования Кот-д’Ивуар: проблемы и решения'

Диагностика кадрового потенциала сферы образования Кот-д’Ивуар: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1289
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИАГНОСТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисс Кумарэ, Салахова Э. К.

В статье раскрывается сущность кадрового потенциала и его диагностики. На примере Республики Кот-д’Ивуар проведена оценка кадрового обеспечения образовательной сферы, выделены основные проблемы. На основе статистического материала выявлена взаимосвязь инновационного развития с кадровым потенциалом образовательных учреждений. Для эффективной реализации кадрового потенциала образования предлагается применить государственную систему повышения квалификации, кадровый аудит и квалифицированный подбор педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика кадрового потенциала сферы образования Кот-д’Ивуар: проблемы и решения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

5. Стратегия развития российской отрасли венчурного инвестирования изменится [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития России/ - М. : Минэкономразвития, 20.01.16 -Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depIno/20160120, свободный

© Кузнецова М.В., Зиновьева Е.Г., 2017

УДК 331

Идрисс Кумарэ

магистрант 2 года обучения Э.К. Салахова канд. экон. наук, доцент АГТУ, г.Астрахань, РФ Е-тай: [email protected]

ДИАГНОСТИКА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОТ-Д'ИВУАР: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье раскрывается сущность кадрового потенциала и его диагностики. На примере Республики Кот-д'Ивуар проведена оценка кадрового обеспечения образовательной сферы, выделены основные проблемы. На основе статистического материала выявлена взаимосвязь инновационного развития с кадровым потенциалом образовательных учреждений. Для эффективной реализации кадрового потенциала образования предлагается применить государственную систему повышения квалификации, кадровый аудит и квалифицированный подбор педагогических работников.

Ключевые слова Кадровый потенциал, диагностика, образование.

Важными факторами общего благосостояния и национальной безопасности любого государства, мощным стимулом экономического роста, конкурентоспособности и эффективности народного хозяйства, общепризнанно, являются образование и его связь с наукой. В настоящее время основной задачей образования является формирование функционально грамотного, самостоятельного и ответственного члена общества, способного к саморазвитию и совершенствованию в течение всей его жизни. Динамика потребностей современного общества и каждого человека в необходимом объёме и качестве образовательных услуг выдвигают на первый план ужесточение требований к кадровому потенциалу работников образования.

В научной литературе отсутствует четкое определение сущности таких понятий, как «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «кадровый потенциал», «кадровый ресурс», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал».

В словаре понятие «потенциал» («potentia» - дословный перевод с латинского языка - «сила») имеет несколько значений: как физической величины (запас энергии тела, характеристика силовых полей); уровня мощности; совокупности средств (запасов) для чего либо; совокупности скрытых возможностей (общества, государства, личности) в определённой сфере или области; и др. Наиболее широко используется понимание потенциала, как источника средств и возможностей для решения определённых задач в какой-либо области. В литературе различают экономический, трудовой, интеллектуальный, кадровый, научный, финансовый, инвестиционный, инновационный, духовный, военный и др. виды потенциала.

В зависимости от экономических задач различают следующие виды совокупного экономического потенциала: ресурсный, производственный, человеческий. Считается, что чем больше человеческий

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

потенциал страны, тем выше скрытые возможности роста национальной экономики. На качестве человеческого потенциала отражается результативная государственная политика в области здравоохранения, образования, науки, жилищно-коммунального устройства, демографических и миграционных процессов, т.п.

Среди учёных отсутствует единое мнение о месте кадрового потенциала в структуре экономического потенциала. Одни исследователи рассматривают его только на микро-уровне как качественной характеристики трудовых ресурсов. В других научных трудах кадровый потенциал используют как синоним «человеческого потенциала» на макро-уровне или как «трудовых ресурсов» на микро-уровне, «человеческого капитала» и «рабочей силы». Человеческий капитал характеризует трудовые возможности всего населения. Рабочая сила отражает физиологические и психофизиологические свойства индивидуума.

Кадровый потенциал - это качественная характеристика трудовых ресурсов на макро-, мезо- и микроуровне, это индикатор возможностей социально-экономического развития страны, региона, сферы или отдельной организации. Исходя из этого положения, следует различать кадровый потенциал народного хозяйства, сферы деятельности, региона или хозяйствующего субъекта, который аккумулирует способности занятых в них людей реализовывать соответствующие цели и решать задачи. Отдельные учёные предлагают рассматривать кадровый потенциал в широком и узком смысле слова. Так, в широком смысле, - это совокупность навыков и умений работников, использование которых приносит ему доход. Кадровый потенциал - это также совокупность многомерных композиций индивидуальных способностей личности. В узком смысле кадровый потенциал представляет резервные или временно свободные рабочие места, которые могут занять специалисты после их обучения или самосовершенствования. Кадровый потенциал - это интегральный показатель уровня имеющихся интеллектуальных способностей и конкурентных преимуществ общества для разрешения стоящих перед ним проблем. Так в него предлагают включать совокупность накопленного опыта, умений, навыков и талантов, идентифицирующих производительную способность человека.

Кадровый потенциал организации представляет собой сочетание квалификации, специальных знаний, опыта, личностных свойств (темперамент, характер, коммуникативные способности) работников со скрытыми возможностями, проявляющимися при реализации новых стратегических и текущих целей (организованность, активность, творческий подход, креативность, инициатива, нравственность). На уровень кадрового потенциала оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним - относятся социальные (уровень оплаты труда и социального обеспечения, возможность самореализации и карьерного роста, текучесть), экономические (уровень безработицы и инфляция) и технические факторы (уровень механизации и автоматизации производства, техники безопасности, производительности труда). К внутренним - относят личностные (компетентность, знания, навыки и умения, опыт, возраст, пол, темперамент, умственная и физическая работоспособность), статусные (целеустремлённость, честолюбие, общественное признание) и мотивационные факторы (осознание и разделение поставленной перед ним цели, удовлетворение от труда).

В процессе управления реализацией кадрового потенциала организации большое внимание уделяется его диагностике. Диагностика («diagnostikos» - в переводе с греческого «способный распознавать») представляет собой совокупность специфических принципов, методов и способов оценки состояния объекта исследования (процесса, явления, ситуации, ресурса и т.п.). Различают медицинскую, техническую, экономическую и т.п. виды диагностики. Отдельные авторы считают равнозначными понятия «анализ кадрового потенциала», «оценка кадров», «кадровый мониторинг» и «диагностика кадрового потенциала». Анализ кадрового потенциала представляет собой деятельность, связанную с обоснованием принятия решений в текущем периоде по - определению потребности в трудовых ресурсах, повышению квалификации и кадровом резерве, отбору и аттестации кадров, материальному и моральному поощрению, формированию систем мотивации персонала. Оценка кадров связана с установлением соответствия качественных характеристик работника - занимаемой им должности, в целях решения вопросов оплаты труда, повышения квалификации и определения значимости работника в структуре организации. Кадровый мониторинг представляет собой специально организованное систематическое отслеживание состояния кадрового потенциала организаций для корректировки кадровой политики и уточнения прогноза потребностей в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

трудовых ресурсах.

Диагностика кадрового потенциала организации направлена на оценку его соответствия стратегическим целям развития, выявление причин его несоответствия и выбор направлений устранения несоответствий кадрового потенциала стратегии развития организации. Проведение диагностики кадрового потенциала требуется для оптимизации организационной структуры, осуществления кадровых перестановок, формирования кадрового резерва и команды единомышленников, изучения профессиональных и других качеств руководителей структурных подразделений и рядовых работников -кандидатов на открытую вакансию. В результате диагностики кадрового потенциала повышается эффективность управления кадрами, осуществляется креативный подход, правильно расставляются приоритеты и мотивационные предпочтения, проявляются способности планирования и командной работы, стрессоустойчивости, самооценки и адекватности, конфликтоустойчивости, лояльности и честности в управлении, формируются корпоративная культура, коммуникативная компетентность, соответствующий стиль руководства, навыки убеждения и влияния. Также в процессе проведения диагностики кадрового потенциала появляется реальная валидная информация о кадрах, возникает возможность оптимизации структуры и деятельности команды, построения систем материальной и нематериальной мотивации персонала, системы ситуационного кадрового управления, вырабатываются рекомендации по работе с контрагентами организации.

Проблемы управления и диагностики кадрового потенциала не менее важны для Республики Кот-д'Ивуар, особенно для сферы образования, которая сталкивается с рядом серьёзных проблем. После получения независимости 7 августа 1960года в Кот-д'Ивуар был выбран путь экономического либерализма - обеспечение поступательного развития экономики на основе справедливого распределения имеющихся ресурсов, рост предпринимательской активности населения и инвестиционной привлекательности национального хозяйства. В экономике Кот-д'Ивуар наибольший удельный вес занимают сфера услуг (50%) и сельское хозяйство (25%).[5] В соответствии с мировой статистикой Республика Кот-д'Ивуар занимает в рейтинге стран 58 место по численности населения, 91 место по уровню Валового внутреннего продукта по паритету покупательской способности (сумма стоимости всех произведенных в стране товаров и услуг, по ценам преобладающим в Соединенных Штатах Америки) - ВВП III 1С.

Республика Кот-д'Ивуар молодое развивающееся африканское государство, за последние 10 лет ВВП по ППС возрос в 1,7 раза, население республики увеличилось в 1,26 раза, что привело к росту ВВП на душу населения за этот же период всего на 36,6%(таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей развития Республики Кот-д'Ивуар в 2006-2015гг.[7]

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

1.ВВП по ППС, млрд.$ 46,3 48,3 50,5 52,6 54,3 53,1 59,5 66,1 76,6 79,6

2.Численность населения на конец года, млн.чел. 18,8 19,3 19,8 20,3 20,9 21,4 22 22,5 23,1 23,7

3.Доля населения, находящегося в состоянии недоедания, % 2,6 2,5 2,5 2,6 2,7 2,8 2,8 2,8 2,8 2,8

4.Население, живущее ниже уровня минимального потребления энергии,% 14,1 13,9 14,1 14,5 14,7 14,5 14,1 13,7 13,4 13,3

5. ВВП на душу населения, тыс.$ 2,46 2,5 2,55 2,58 2,6 2,48 2,71 2,93 3,14 3,36

б.Государственный долг, млрд. $ 80,4 79,4 74,0 70,8 64,2 63,0 69,2 45,0 43,4 46,5

По уровню ВВП на душу населения в 2015году Кот-д'Ивуар занимает 148 место (Россия - на 57 месте, Франция - на 23месте). В структуре численности 40% составляет молодёжь (до 15лет), 57% взрослые (от 15 до 65лет) и 3% пожилые люди (старше 65лет). Рост численности в Республика Кот-д'Ивуар происходит в основном за счёт иммигрантов из соседних стран (Буркина-Фасо, Гвинея, Мали). Несмотря на большие запасы природных ресурсов Кот-д'Ивуар (полезные ископаемые - нефть, газ, золото, сельскохозяйственные ресурсы - кофе, какао-бобы, пальмовое масло и т.п.), в 2015году недоедали около 3% населения (663,6 тысяч людей в 2015году) и более 13% людей жили ниже уровня минимального потребления энергии (3152,1 тыс. чел.). Уровень бедности составил 48,9%, что означает долю населения, проживающего менее чем на $1,25 в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

день.[4] Государственный долг страны за десятилетие снизился почти в 2 раза, однако ещё составляет внушительную величину - более половины ВВП по ППС (58,4% в 2015г.).

После социально-политического кризиса 2011года восстановление экономического роста в Кот-д'Ивуар связывают с ориентацией на инновационный и устойчивый путь развития.[5] При реализации стратегии инновационного развития в различных сферах национальной экономики возникает необходимость роста общего культурного уровня населения, возрастает потребность в квалифицированных кадрах, поэтому на первый план выдвигается задача развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.[1]

В ежегодном Докладе ООН о развитии человека содержится рейтинг государств по индексу человеческого развития (ИЧР), в соответствии с которым в 2015году Кот-д'Ивуар по его значению занимает 172 место из 188 стран мира - 0,462 (для сравнения: 50 место у России — 0,798; 22 место у Франции — 0,888). В Программе ООН по развитию человека ИЧР - означает процесс свободного выбора индивидом долгой, здоровой и творческой жизни, необходимого уровня образования и достойной жизни. В итоговом рейтинге страны мира ранжированы по 4 группам: 1группа - страны с очень высоким уровнем ИЧР (Франция), 2 группа - страны с высоким уровнем ИЧР (Россия); Згруппа - страны со средним уровнем ИЧР и 4 группа -страны с низким уровнем ИЧР (Кот-д'Ивуар). Индекс человеческого развития рассчитывается по трем компонентам:

^ индекс ожидаемой продолжительности жизни (состояние здоровья); ^ индекс образования (его доступность, средняя ожидаемая продолжительность обучения); > индекс валового национального дохода (ВНД по ППС на душу населения).[7] Значение индекса уровня образования в Кот-д'Ивуар за 2015 год составило 0,39 - это 166 место среди 188 стран мирового сообщества (для сравнения: 27 место у Франции - 0,816; 32 место у России - 0,806). Уровень грамотности среди молодёжи (от 15 до 24 лет) в Кот-д'Ивуар составляет 48,3%, среди взрослого населения (старше 15 лет) - 41%, в том числе среди мужского населения - 43,1%, среди женского - 53,1%. Валовый показатель охвата взрослого населения высшим образование составляет чуть больше 8%, средним образованием - около 24%. Охват детей в возрасте до 15 лет начальным образованием составляет 87%, дошкольным - 5,7%. Государственные расходы Кот-д'Ивуар на образование составляют около 4% от ВВП.

Нормативное регулирование образовательной деятельности в Республике Кот-д'Ивуар осуществляется на основе Конституции Кот-д'Ивуар (200год), Закона об образовании (№95-696 от 7.09.1995г.), Декрета Правительства о трёхуровневой структуре высшего образования(№2009-1674 от 30.04.2009г.) и др. Летом 2016года произошло объединение двух исполнительных органов системы образования: Министерства национального образования и технического образования, Министерства технического образования и профессионального обучения - в единое Министерство национального, технического образования и профессионального обучения. На данный момент управление образовательной сферой в Кот-д'Ивуар возложено на Министерство национального, технического образования и профессионального обучения (дошкольное, начальное, среднее образование и профессиональная подготовка), Министерство высшего образования и научных исследований (высшее).[2] Начальное образование представляет 6-летнее обучение детей с 6 лет.

Таблица 2

Структура процесса среднего образования в Кот-д'Ивуар

Вид образования Среднее

Базовое Профильное (2 цикл)

(1 цикл) Общий лицей Технический лицей

Продолжительность 4 года 3 года 2 года 1год

Аттестация - экзамен - экзамен

Документ об академической степени Свидетельство об окончании первого цикла среднего образования -Brevet d'etudes du premier cycle (ВЕРС) Свидетельство (или Диплом) бакалавриата -Baccalauréat de l'enseignement secondaire (ВАС) Свидетельство о профессиональной пригодности -Certificat d'aptitude professionnelle (CAP) Диплом технического бакалавра с указанием профиля -Baccalauréat de l'enseignement technique (ВЕР)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

В таблице 2 приведена продолжительность и структура процесса получения среднего образования в Кот-д'Ивуар, которое включает 2 цикла - базовый и профильный. Свидетельство об окончании 1 цикла среднего образования является основанием для выбора дальнейшего обучения в общем или техническом лицее. Обучение в техническом лицее подразделяется на процесс подтверждения профессиональной пригодности - САР (2 года) и заключительный этап (1 год) - получение Диплома технического бакалавра по определённому профилю - ВЕР. Получение образования в общем или техническом лицее является основанием для дальнейшего повышения образовательного уровня в ВУЗе.

Высшее образование в Республике Кот-д'Ивуар представляют 4 государственных, 3 негосударственных университета и колледжи при данных университетах. Старейший Государственный университет имени Феликса Уфуэт-Буани (создан в 1964 году в городе Абиджан) включает 9 факультетов и 9 институтов. В таблице 3 приведены данные по 4 государственным университетам Кот-д'Ивуар.

Таблица 3

Показатели государственных учреждений высшей школы Кот-д'Ивуар

Наименование университета Год основания Количество подразделений Численность, чел.

студенты преподаватели

Государственный университет имени Феликса Уфуэт-Буани 1964г. 18 7000 1638

Государственный Университет «АласанУаттара» 1992 г 6 7630 2880

Государственный Университет «ПелэфороГбонКулибали» 2012г. 6 1800 111

Государственный Университет естествознания «НангиАброгуа» 1996г. 4 4449 758

В Негосударственном католическом университете Западной Африки (созданном в 2000году) открыто 5 факультетов, на которых обучается 5819 студентов. Негосударственный Университет «Гран-Бассам» -создан в 2007году, в нем открыты 4 факультета, Негосударственный университет науки и технологий - в 2009году, в его структуру входят 7 факультетов и Институт технологии.

В таблице 4 приведена продолжительность и структура процесса получения высшего образования в Кот-д'Ивуар, которое включает 2 направления - общее (на основе Свидетельства (Диплома) бакалавра) и техническое (на основе Диплома технического бакалавра).

Таблица 4

Структура процесса высшего образования в Кот-д'Ивуар

Документ об академической степени Свидетельство (или Диплом) бакалавра -Baccalaureat de l'enseignement secondaire (ВАС) Диплом технического бакалавра с указанием профиля -Baccalauréat de l'enseignement technique(BEP)

Вид учреждения Университет Колледж (государственный или частный)

Продолжительность 2 года 2года

Документ об академической степени Диплом об общем университетском образовании с указанием направления подготовки -Diplôme d'études universitaires générales (DEUG)) Свидетельство старшего техника -Brevet de technicien supérieur (BTS)

Вид учреждения Университет Университет

Продолжительность 1год Згода

Документ об академической степени Диплом лиценциата (Diplôme de licence (DL)

Продолжительность 1 год

Документ об академической степени Диплом мэтриз -Diplôme de maîtrise (DM) Диплом инженера -Diplôme d'ingénieur (DI)

Продолжительность 1год 1год

Документ об академической степени Диплом об углубленном образовании -Diplôme d'études approfondies (DEA) Диплом о высшем специализированном образовании -Diplôme d'études supérieures specialisées (DESS)

Продолжительность обучения 3 года -

Документ об академической степени Степень доктора третьего цикла -Doctorat de troisième cycle -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

В процессе проведения реформы высшего образования в 2009году Республика Кот-д'Ивуар вошла в число 16 франкоговорящих африканских стран, присоединившихся к Болонскому процессу. В соответствии с Болонской резолюцией, основной целю которой является гармонизация национальных систем высшего образования, оно подразделяется на 3 уровня (степени - Лисанс, Мастер и Доктор), по окончании каждого уровня обучающийся сдают экзамен и зарабатывают кредиты(система оценки объёма и качества полученных обучающимся знаний по 30 единиц за каждый семестр). Кредиты - определяются по результатам прослушанных лекций, подтверждённых сдачей экзаменов, практических занятий, курсовых работ, стажировок, рефератов, проектов и т.п.; применяются ко всем формам обучения; являются переводными в Европейском пространстве («Европейская Система Перевода Кредитов» - ETCS), накапливаются пожизненно. Так, например, для получения степени Лисанс - необходимо получить 180 кредитов (6 семестров), Мастер - 120 кредитов(4 семестра), Доктор - 180 кредитов(6 семестров). В российской практике высшего образования кредиты заменены на зачётные единицы.

В настоящее время ВУЗы Кот-д'Ивуар широко используют информационные технологии и дистанционные формы обучения. В процессе реформы высшего образования Кот-д'Ивуар развивается партнерство с различными странами - США, Канада, Европейский союз, Китай, Индия, Бразилия, Норвегия, Швеция, Германия, ЮАР, Россия и др.[3]

В таблице 5 приведены основные показатели кадрового обеспечения учреждений дошкольного, начального и среднего образования в Республике Кот-д'Ивуар за 2015-2016учебный год.

Таблица 5

Показатели обеспечения кадрами учреждений дошкольного, начального и среднего образования Кот-д'Ивуар за 2015-2016 уч. год

Показатели Дошкольное Начальное Среднее Всего

образование образование образование

1.Учителя (воспитатели), чел. 6692 80155 51192 138039

в т.ч. женщины 6424 20600 7245 34269

в т. ч. общественные учителя 4350 65727 - 70077

2. Численность обучающихся 144128 3370558 1479005 4993691

3. Количество учреждений 1991 14857 1373 18221

4.Количество детей на 1 учителя 21,5 42 28,9 36,2

5.Среднее количество детей в одном 72 227 1077 274

учреждении

б.Среднее количество учителей в 1 3,4 5,6 37,3 7,6

учреждении

Из общей численности учителей и воспитателей большая часть занята в начальном образовании -58,1%. Педагоги женского пола составляют % часть всех учителей дошкольного, начального и среднего образования. Количество учителей в государственных и частных учреждениях примерно одинаково, все учреждения среднего образования - частные. 2/3 от общего числа детей обучаются в учреждениях начального образования. Учреждения начального образования составляют 4/5 от общего количества учреждений дошкольного, начального и среднего образования. В среднем в одном учреждении среднего образования обучается около 1,1 тысячи подростков, обучение проводят 37 педагогов, более 85% из которых - мужского пола. В начальном образовании на одного учителя приходится большое число учеников - 42 человека, в среднем образовании - 29 обучающихся. Больше педагогов приходится усреднённо на 1 учреждение среднего образования (37,3 чел.), меньше всего - в дошкольном образовании(3,4 чел.)

Дестабилизация деятельности образовательных учреждений в Кот-д'Ивуар происходит по причинам отсутствия социальной и экономической устойчивости, недостаточного финансирования, слабой разработанности и низкой исполнительской дисциплины законодательных норм в сфере образования. Наблюдается тенденция сокращения бюджетных ассигнований в образование, бюджетным финансированием обеспечена только % часть потребностей образовательных учреждений, остальная часть потребностей финансируется из внебюджетных источников. Принятые на республиканском уровне нормативные акты в области образования не находят практической реализации на региональном уровне, отсутствует действенный механизм контроля исполнения данного законодательства, защиты и гарантии

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

прав на получение качественного образования.

В последнее время резкими темпами возрастает моральное устаревание учебно-методической и физический износ материально-технической базы образовательных учреждений, практически прекратилось строительство объектов образования в сельской местности, что приводит к переполнению городских школ, которые работают в 2-3 смены, более 1/3 зданий и сооружений требуют капитального ремонта или реконструкции, 6,5% зданий находятся в аварийном состоянии, меньше половины школ имеют все виды удобств.

Развитие образования в Республике Кот-д'Ивуар также сдерживают такие факторы, как - усиление утилитарности в образовательной сфере и снижение её гуманистической воспитательной роли в обществе, зависимость от внешних источников финансирования и усиление внешнего давления, несогласованность интересов системы образования и его управления, отсутствие демократизма, адекватного реагирования и коммуникативной активности систем управления образованием, проявление бюрократизма и злоупотребление властными полномочиями, несправедливое распределение ресурсов, отбор управленческих педагогических кадров без учёта профессионализма, отсутствие понимания обществом проводимых реформ в сфере образования, безразличие педагогических кадров к мерам по совершенствованию национальной системы образования.[3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В образовательных учреждениях Кот-д'Ивуар всех типов наблюдается тенденция «старения» педагогических кадров, образовательные учреждения, особенно в сельской местности, не пополняются молодыми специалистами. В государственных учреждениях начального образования 44,6% учителей имеют педагогическое Свидетельство об окончании первого цикла среднего образования (ВЕРС), только У -педагогический Диплом бакалавра (ВАС), 2,45% имеют диплом или свидетельство непедагогического профиля, а 3,5% учителей не имеют никакого диплома об академической степени. В частных начальных школах - 58,8% учителей имеют педагогическое Свидетельство ВЕРС, а 7,5% - не имеют Диплома или Свидетельства об академической степени. В среднем образовании 62% учителей имеют педагогическое Свидетельство о профессиональной пригодности (САР), 32% Свидетельство о профессиональной пригодности в области культуры и изящных искусств (СЕАР), 4,2% имеют свидетельства и дипломы не педагогического профиля, 4,2% не имеют никакого документа об академической степени.

В таблице 6 приведены данные об уровне оплаты труда педагогических работников Кот-Д'Ивуар в 2016году в африканских франках (1CFA = 0,0976 российских рублей).

Таблица 6

Величина заработной платы учителей Кот-Д'Ивуар в 2016 г.

Категория учителя Сумма среднемесячной заработной платы, CFA Коэффициент

Воспитатель (диплом BEPC) 184265 1

Учитель школы (диплом BAC) 291835 1,584

Учитель колледжа (диплом DEUG) 340425 1,847

Учитель школы (диплом DM) 407890 2,214

Слабая социальная защищённость, низкий уровень заработной платы, дополнительного медицинского страхования, недостаток средств передвижения и жилья педагогических работников не способствуют росту престижа учительского труда в Республике Кот-Д'Ивуар. Разница в оплате труда учителя школы с дипломом магистра фМ) в 2,2 раза выше уровня оплаты труда воспитателя со Свидетельством об окончании первого цикла среднего образования (ВЕРС).

В сфере образования Кот-Д'Ивуар увеличивается число негосударственных учреждений, которые не обеспечены в должной мере педагогическими работниками и материально-технической базой для оказания необходимого объёма образовательных услуг. Государственный контроль качества образовательных услуг, оказываемых частными учреждениями, недостаточно эффективен.

Таким образом, основной проблемой образовательной сферы Кот-Д'Ивуар является не только недостаточное финансирование из государственного бюджета, но и необходимость предоставления широким слоям населения доступности качественного и содержательного образования, соответствующего «вызовам

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

времени». Денежные вложения государства и общества в образование - это инвестиции в будущее страны. Качество образовательных услуг обеспечивается кадровым потенциалом образования - квалифицированным составом педагогических кадров, наличием соответствующей информационно-технической базы и учебно-методических материалов, внедрением системы аттестации кадров, соблюдением оптимальных нормативов обучения. В сложных условиях функционирования образовательных учреждений критерием её эффективности являются кадровая политика и кадровые технологии.

В последнее время в высшей школе находит применение система кадрового аудита (мониторинга), основной целью которой является оценка кадрового потенциала образовательных учреждений, а её базу представляют модульные методики анализа динамики и структуры преподавательского состава (численность, возраст, пол, квалификация и пр.), показателей деловой активности, практического опыта, качества и результативности труда, лояльности и т.п.

Повышению эффективности реализации кадрового потенциала образования способствует также система государственного повышения квалификации. В организации системы повышения квалификации педагогов применяют 2 подхода: сущностный и акмеологический. Сущностный подход означает привитие слушателям новых целей и ценностей образовании. Акмеологический подход - подразумевает развитие у повышающих квалификацию потребности в непрерывном в течение всей жизни самообразовании, самоконтроле, самосовершенствовании и саморазвитии.

Для повышения эффективности использования кадрового потенциала в образовании большое внимание должно уделяться вопросам подбора педагогических кадров, их адаптации к новым условиям, наличию условий для личностного и профессионального роста. В этой связи актуальным является передача функций подбора персонала для образовательных учреждений рекрутинговым компаниям. Мотивы привлечения работника зависят от его заинтересованности в трудоустройстве или интереса учреждения в его принятии на работу, величины оплаты труда, должностных обязанностей, возможностей карьерного роста, наличия социальной инфраструктуры (питание, проживание, транспорт, связь и т.п.), географического расположения и состояния рабочего места, управленческого стиля и культуры руководства, соблюдения трудового законодательства и т.п.[6] В процессе труда компетентность учителя повышается, он получает положительный практический опыт и дополнительные знания, т.е. проявляется закон роста компетентности, что позволяет педагогу стремиться к занятию более высокой должности или заниматься более сложным трудом, следовательно - получать более высокую заработную плату. Игнорирование данного положения приводит к недоиспользованию кадрового потенциала учреждений образования.

Развитие республики Кот-Д'Ивуар осуществляется по инновационному пути, и реализация кадрового потенциала образования способствует достижению стратегических целей государственной политики.

Список использованной литературы

1. Алтухова Е.В., Федосеев А.И. Проблемы и противоречия формирования кадрового потенциала сферы образования и науки. // Современные технологии управления.— №10 (46). Номер статьи: 4601. Дата публикации: 2014-10-08 . Режим доступа: http://sovman.ru/article/4601/

2. Гбоко Кобена Северэн. Университетское образование в Республике Кот-д'Ивуар.//Мир науки, культуры, образования.-2014.-№6(49)

3. Гбоко Кобена Северэн, Педагогическая поддержка преподавателей в условиях инновационного развития университетского образования в республике Кот-д'Ивуар: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Гбоко Кобена Северэн;[Санкт-Петербург, РГПУ им.Герцена], 2016.

4. Кукукина И. Г., Яо К. В. Человеческий капитал и проблемы его роста в республике Кот-д'Ивуар.// «Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение» №2 (42) 2015г.-С.43-52.

5. Кукукина И. Г., Яо К. В., Базовые условия инновационного развития экономики республики Кот-д'Ивуар «Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение» №3 (39) 2014. -С.59-63.

6. Поляков Д.И., Салахова Э.К. Управление персоналом и организационные конфликты.//В сборнике: проблемы экономики, организации и управления в России и мире. Материалы Х11 Международной научно-практической конференции. 2016. с. 117-121.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х

7. Электронный ресурс. development-index-info.

Режим доступа:http://gtmarket.ru/ratings/ human-development-index/human© Кумарэ И., Салахова Э.К., 2017

УДК 658.153.8

Кылчик Петр Степанович,

магистрант 2 курса кафедры экономики предприятия, Черенко Юрий Вячеславович, ст. преподаватель кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет»

г. Керчь, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Каждое предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную деятельность, должно иметь определенную денежную сумму. На эти денежные ресурсы предприятие закупает на рынке или у других предприятий сырье, материалы, топливо, оплачивает счета за электроэнергию, выплачивает своим работникам заработную плату, несет расходы по освоению новой продукции. Все эти расходы представляет собой один из важнейших параметров хозяйствования, который получил название - оборотные средства предприятия.

Ключевые слова

Предприятие, потребность, оборотные средства, оборотные фонды, фонды обращения, экономическая эффективность.

В условиях рыночных отношений оборотные средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предприятию в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала. Таким образом, оборотные средства являются важным критерием в определении прибыли предприятия. Также, оборотные средства выступают важной частью имущества предприятия. Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основными производственными фондами необходимы предметы труда, материальные ресурсы. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств оптимальной структуры - необходимая предпосылка для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики. Поэтому на предприятии должно проводиться нормирование оборотных средств, задачей которого является создание условий, обеспечивающих бесперебойность производственно-хозяйственной деятельности.

Оборотные активы обеспечивают непрерывность операционных процессов, их величина должна быть минимально необходимой, но достаточной. Излишние запасы снижают эффективность (рентабельность, оборачиваемость), а недостаток может привести к срывам ликвидности. Поэтому важным элементом управления оборотными активами служит расчет потребности в оборотных средствах или определение необходимого оборотного капитала.

Оборотные активы мобильны, изменчивы, реагируют на внешние и внутренние изменения, что подчеркивает необходимость текущего анализа и мониторинга деловой активности. Мониторинг предполагает регулярный контроль остатков оборотных средств, отслеживание и предупреждение рисков срыва ликвидности, координирование действий в случае увеличения сроков поставок, производственных сбоев, задержек платежей и других негативных событий. При росте деловой активности капитал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.