Научная статья на тему 'Университетское образование в Республике Кот-д’Ивуар'

Университетское образование в Республике Кот-д’Ивуар Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REPUBLIC OF COTE D''IVOIRE / РЕСПУБЛИКА КОТ-Д''ИВУАР / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / UNIVERSITY EDUCATION / BOLOGNA SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гбоко Кобена Северэн

В статье анализируется университетское образование в Республике Кот-д''Ивуар. Автором рассмотрены ведущие университеты страны, практикуемая система оценок. Характеризуются нормативные ступени образования в соответствии с болонской декларацией. Автор приходит к выводу, что образование в Республике Кот-д''Ивуар имеет недавнюю историю и находится в стадии формирования. В основном в университетском образовании республики используется французская модель образования. С 2009 года система образования в Республике Кот-д''Ивуар включилась в болонскую систему высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF COTE D’IVOIRE

The work studies university education in the Republic of Cote d''Ivoire. The materials of the research include the information on the leading universities of the country and their credit system. The author aims at describing normative stages of the education in accordance with the Bologna Declaration. The history of education in Cote d''Ivoire is not very long and is still in the process of formation. The base of the education is taken from the French model of higher education. Since 2009 the country joined the Bologna system of higher education. The author provides short descriptions of the universities in the republic, including the oldest university that teaches students for 64 years. The author tells about the new structure in education that is based on the hierarchy of three degrees: Licentiate, Master, Doctor. The diploma for the first degree is given after 3 years of study, the second degree is preceded by 2 years of studying according to a special curriculum. The study for a doctoral degree is available only after having a Master''s degree.

Текст научной работы на тему «Университетское образование в Республике Кот-д’Ивуар»

гогическому и инженерно-техническому проектированию оптимальных моделей по усвоению навыков и способов поведения субъекта будущей профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

2. Вопросы подготовки специалистов морских профессий исследуются в разных направлениях. Однако необходимо разработать новые способы, формы и методы подготовки курсантов, учитывающие роль программно-тренажерной деятельности, что может существенно повысить уровень профессионального образования будущих специалистов.

3. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов морских профессий в условиях гражданского морского вуза может рассматриваться как система комплексной подготовки, при которой происходит проектирование образовательной среды, изучаются составные компоненты процесса подготовки, оптимизируется процесс формирования готовности к деятельности.

4. Модульно-профессиональная технология в подготовке специалистов морских профессий предусматривает наглядное для курсантов и преподавателей структурирование учебной информации в виде модулей и учебных элементов, что представляется наиболее приемлемой формой организации учебного процесса, направленного на подготовку будущих специалистов. Постепенное усложнение содержания модулей, наполнение их профессионально-значимой информацией ведет к изменению мотивов, целей и результатов обучения на каждом этапе. Проектирование модулей, отражающих разные аспекты будущей деятельности, способствует формированию основы профессио-

Библиографический список

нальной компетентности % готовности к профессиональной деятельности.

5. Уровень конкретной предметной подготовки современного специалиста будет выше при условии организации процесса обучения с учетом основных профилей будущей деятельности, где учитываются особенности поведения и навыки деятельности специалиста в экстремальных ситуациях, сформированные на основе освоения базовых предметно-профессиональных дисциплин и навыков деятельности в чрезвычайных условиях.

6. Необходимо выявить научный потенциал понятия «готовность», изучить сущностные характеристики данного явления с учетом специфики поведения и деятельности специалистов морских профессий в экстремальных условиях мореплавания, раскрыть прогностические возможности использования этого понятия для проектирования моделей профессионально-тренажерной деятельности в процессе профессиональной подготовки в условиях гражданского морского вуза.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности является результатом хорошей специальной подготовки. Это можно обеспечить только в том случае, если в результате процесса профессионального обучения и воспитания компетентностная готовность специалиста флота к возможным экстремальным ситуациям будет сформирована как качество его личности, когда едиными становятся профессиональные и морально-психологические характеристики человека в деятельности.

1. Бондаревская, E.B. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Бокарев, М.Ю. Управление качеством подготовки морских специалистов в вузе как педагогическая проблема II Сб. научн. тр. БГА РФ. - Калининград, 1999.

3. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психол. аспект I М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, B.A. Поно-маренко. - Минск, 1985.

4. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособ. - СПб., 1995.

5. Касьянов, О.Н. Педагогические проблемы формирования специальных качеств у курсантов морских учебных заведений в процессе обучения II Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XIV Международной научно-практич. конф. I под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск, 2010.

6. Клявин, А.Ф. Развитие системы безопасности Морского флота РФ II Морской Флот. - 2009. - № 1.

7. Маричев, И^. Структурирование образовательного пространства как часть его системной организации: монография. - Новороссийск, 2012.

8. Соболин, B.K Педагогические условия подготовки специалистов военных сообщений на водном транспорте в гражданских вузах: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005.

9. Худик, B.A. Педагогическая психология I учеб. пособ. - СПб., 2005.

Bibliography

1. Bondarevskaya, E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov-na-Donu, 2000.

2. Bokarev, M.Yu. Upravlenie kachestvom podgotovki morskikh specialistov v vuze kak pedagogicheskaya problema II Sb. nauchn. tr. BGA RF. - Kaliningrad, 1999.

3. Djyachenko, M.I. Gotovnostj k deyateljnosti v napryazhennihkh situaciyakh. Psikhol. aspekt I M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich, V.A. Ponomarenko. - Minsk, 1985.

4. Zair-Bek, E.S. Osnovih pedagogicheskogo proektirovaniya: ucheb. posob. - SPb., 1995.

5. Kasjyanov, O.N. Pedagogicheskie problemih formirovaniya specialjnihkh kachestv u kursantov morskikh uchebnihkh zavedeniyj v processe obucheniya II Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemih prakticheskogo primeneniya: sbornik materialov XIV Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. I pod obth. red. S.S. Chernova. - Novosibirsk, 2010.

6. Klyavin, A.F. Razvitie sistemih bezopasnosti Morskogo flota RF II Morskoyj Flot. - 2009. - № 1.

7. Marichev, I.V. Strukturirovanie obrazovateljnogo prostranstva kak chastj ego sistemnoyj organizacii: monografiya. - Novorossiyjsk, 2012.

8. Sobolin, V.N. Pedagogicheskie usloviya podgotovki specialistov voennihkh soobtheniyj na vodnom transporte v grazhdanskikh vuzakh: dis. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 2005.

9. Khudik, V.A. Pedagogicheskaya psikhologiya I ucheb. posob. - SPb., 2005.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 378

Gboko Kobena Severin. UNIVERSITY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF CÔTE D'IVOIRE. The work studies university education in the Republic of Côte d'Ivoire. The materials of the research include the information on the leading universities of the country and their credit system. The author aims at describing normative stages of the education in accordance with the Bologna Declaration. The history of education in Côte d'Ivoire is not very long and is still in the process of formation. The base of the education is taken from the French model of higher education. Since 2009 the country joined the Bologna system of higher education. The author provides short descriptions of the universities in the republic, including the oldest university that teaches students for 64 years. The author tells about the new structure in education that is based on the hierarchy of three degrees: Licentiate, Master, Doctor. The diploma for the first degree is given after 3 years of study, the second degree is preceded by 2 years of studying according to a special curriculum. The study for a doctoral degree is available only after having a Master's degree.

Key words: Republic of Côte d'Ivoire, University education, Bologna system of education.

Гбоко Кобена Северэн, аспирант РГПУ им. А.И. Гзрцена, республика Кот-д'Ивуар, г. Санкт-Петербург, E-mail: kobena.severin@gmail.com

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОТ-Д'ИВУАР

В статье анализируется университетское образование в Республике Кот-д'Ивуар. Автором рассмотрены ведущие университеты страны, практикуемая система оценок. Характеризуются нормативные ступени образования в соответствии с болонской декларацией. Автор приходит к выводу, что образование в Республике Кот-д'Ивуар имеет недавнюю историю и находится в стадии формирования. В основном в университетском образовании республики используется французская модель образования. С 2009 года система образования в Республике Кот-д'Ивуар включилась в болонскую систему высшего образования

Ключевые слова: Республика Кот-д'Ивуар, университетское образование, болонская система образования.

Республика Кот-д'Ивуар небольшое государство в Западной Африке, до 1986 оно называлось Республика Берег Слоновой Кости. Население республики на июль 2012 г. составляло около 22,5 млн. человек. Достижение страной независимости остро поставило вопрос о необходимости повышения общего культурного уровня населения, и особенно подготовки национальных профессиональных кадров. Решение этой задачи требовало, в свою очередь, изменения системы образования, унаследованной от колониального периода, ее адаптации к потребностям социально-экономического и культурного развития страны. Состоявшийся в июне 1972 г. съезд учителей отметил неэффективность существовавшей системы образования и высказался за выработку новых методов обучения, которые отвечали бы, прежде всего, национальным интересам [1].

В августе 1972 г. в стране была создана национальная комиссия по реформе образования. Реформа предусматривала создание более эффективной общеобразовательной системы, обеспечение профессиональной подготовки кадров и усовершенствование системы обучения. В соответствии с этими основными целями осуществлялись конкретные меры по реорганизации системы образования и повышения ее эффективности в целом. Вопросами образования занимаются соответственно министерство начального образования, министерство национального обучения, среднего и высшего образования и министерство технического образования и профессиональной подготовки.

Сфера подготовки профессиональных кадров находится под управлением Министерства труда, социальных отношений и профессионального обучения. Сфера высшего образования находится под контролем Министерства высшего образования и научных исследований. Перечни признанных профессиональных учебных заведений (лицеев, колледжей, институтов, высших школ), находящихся под юрисдикцией Министерства труда, социальных отношений и профессионального обучения, как государственных, так и частных, доступны на официальном сайте этого министерства. Действующее национальное законодательство в области образования представлено следующими документами: Конституцией страны (2000), Законом об образовании (№ 95-696 от 7/09/1995), декретом Правительства (№ 2009-164 от 30/04/2009), устанавливающем новую, трехуровневую структуру высшего образования.

Высшее образование реализуется в четырех университетах, университетских колледжах, институтах высшего образования и частных колледжах высшего образования. Доступ к программам высшего образования имеют обладатели дипломов бакалавра, прием на все программы осуществляется на основе результатов обучения с учетом профиля полученной подготовки. Официальный язык - французский, поэтому в большинстве университетов преподавание ведется на французском, хотя есть негосударственные университеты, где преподавание ведется на английском, например, Негосударственный университет «Гран-Бас-сам».

В системе образования Республики Кот-д'Ивуар применяется следующая система оценок, характерная для всех стран, использующих французскую модель образования: 16-20 баллов - отлично, 14-15,9 баллов - хорошо, 12-13,9 баллов - почти хорошо, 10-11,9 баллов - удовлетворительно, посредственно, 0-9,9 баллов - отложено (неудовлетворительно). Оценки от 8,0 до 9,9 (Допустимо, приемлемо) считаются условно удовлетво-

рительными по непрофильным дисциплинам, если средневзвешенная итоговая оценка превышает 10,0.

Университеты Кот-д'Ивуара имеют весьма различные направления подготовки. Самый старый Университет был создан в 1964 году, два - в 90-е годы ХХ столетия, остальные университеты появились совсем недавно.

Государственный Университет «Феликс Уфуэт-Буани» создан в 1964 году, насчитывает более 7000 студентов, 1638 профессоров. Университет включает в себя юридический, технологический, биологический, медицинский факультеты, а также факультета криминологии, информатики и математики, литературы и искусства. Кроме того, в университет входят следующие Институты: социальной экономики, математики, географии, истории, этносоциологии, психологии, педагогики, лингвистики, антропологии.

2. Государственный Университет «Аласан Уаттара» создан в 1992 году, насчитывает 7630 студентов и 2880 профессоров. Университет представлен следующими факультетами: коммуникация и общество, юридический, экономические развитие, медицина, а также Центрами образования и обучения, исследования и развития и Институтом исследования природных ресурсов.

3. Государственный Университет естествознания «Нанги Аброгуа» создан 1996 г., имеет 4449 студентов и состоит из следующих факультетов: фундаментальных наук, окружающей среды, экологии, биологии.

4. Государственный Университет «Пелэфоро Гбон Кулиба-ли» совсем молодой, он создан 2012 г., имеет 111 профессоров и 1800 студентов. Университет представлен факультетами: медицины, биологии, социальный (социология, география, экономика, правоведение), искусства, языка и литературы.

5. Негосударственный Университет «Гран-Бассам», создан 2007, язык преподавания - английский, университет выпускает только бакалавров. Факультеты: административный и бизнеса, международных отношений, компьютерных технологий.

6. Негосударственный каталический университет Западной Африки создан 2000 г., насчитывает 5819 студентов. Факультеты: гуманитарный, юридический, теологии, политики, коммуникации.

7. Негосударственный Университет науки и технологии создан 2009 г., имеет следующие факультеты: юридический, экономический, управления, фундаментальных наук, а также факультет литературы, искусства и социальных наук, кроме того, Институт технологии.

После двух лет обучения в университете выдаются Диплом об общем университетском образовании с указанием направления подготовки (DEUG), и Университетский диплом о гуманитарном образовании (DUEL), которые представляют собой промежуточные документы об образовании, подтверждающие окончание первого цикла высшего университетского образования, не являются квалификациями и дают доступ к продолжению образования на третьем году обучения по направлению подготовки по программе лиценциата. Завершение первой ступени второго цикла высшего университетского образования подтверждается Дипломом лиценциата. Совокупная нормативная продолжительность образовательной программы составляет 3 года.

Наличие диплома лиценциата дает право продолжить обучение для получения квалификации второй ступени второго цикла - Диплома МЭТРИЗ, нормативная продолжительность этой ступени 1 год (совокупная продолжительность 4 года). К этому же уровню высшего образования относится и Диплом инженера,

выдаваемый после завершения программы высших инженерных школ с совокупной нормативной продолжительностью 5 лет.

На программы следующего уровня принимают обладателей диплома МЭТРИЗ с высокими результатами успеваемости. В случае завершения программ с нормативной продолжительностью 1 год выдается Диплом об углубленном образовании (DEA) или Диплом о высшем специализированном образовании (DESS). Успешное завершение образовательных программ по медицинским специальностям с нормативной продолжительностью 6 лет подтверждается Дипломом доктора медицины. К программам докторской подготовки имеют доступ обладатели дипломов (DEA). После успешного завершения докторских программ с нормативной продолжительностью 3 года присваивается степень доктора третьего цикла [2].

В 2009 г. правительственным декретом № 2009-164 от 30/04-/2009 была законодательно утверждена новая структура

Библиографический список

высшего образования, аналогичная болонской трехуровневой структуре степеней. Новая структура (ЛМД: Лиценциат - Магистр - Доктор) включает относящуюся к первому уровню Степень лиценциата, имеющую нормативную продолжительность 3 года и подтверждаемую Дипломом лиценциата, квалификацию второго уровня - степень Магистр, присваиваемую после завершения образовательной программы с 2-летней нормативной продолжительностью, и степень Доктора - квалификацию третьего уровня, доступ к которой имеют обладатели степени мастера.

Таким образом, система высшего образования в Республике Кот-д'Ивуар имеет недавнюю историю и находится в стадии формирования. В основном в университетском образовании республики используется французская модель образования. С 2009 года система образования в Республике Кот-д'Ивуар включилась в болонскую систему высшего образования.

1. [Э/р]. - Р/д: http://nic.gov.ru

2. [Э/р]. - Р/д: http://nic.gov.ru/ru/inworld/countries/IvoryCoast

Bibliography

[Eh/r]. [Eh/r].

■ R/d: http://nic.gov.ru

■ R/d: http://nic.gov.ru/ru/inworld/countries/IvoryCoast

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК37.035.6

Lopoukha T.L., Volodin R.V. THE FORMATION OF PATRIOTISM IN CADETS IN CONTEMPORARY SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS. The paper discusses a problem of the formation of life values among servicemen in the process of Patriotic education. The paper examines the main approaches to the analysis of the phenomenon of patriotism and considers priority areas for the education of patriotism cadets. The main priority areas, according to the authors, are developing life meaning areas and life values as regulators of the social action. The authors identify the nature and multi-level, system-integrated nature of the phenomenon of patriotism, and how it is expressed in meanings and goals of the soldiers' lives. The research also included identifying and analyzing the main philosophical, sociological and religious interpretations of the meaning of life. It is noted that the methods of formation of life values in servicemen have not yet been developed in pedagogical science and no familiar pedagogical technologies are used in the Patriotic education of cadets.

Key words: patriotism, life meaning, life values, life plan, system of values as a basis of individual actions.

Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и общенаучных дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал), г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru,;_Р.В. Володин, начальник факультета войсковой разведки Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации (филиал), г. Новосибирск, E-mail: lopoukha@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются проблемы формирования смысложизненных ценностей военнослужащих в процессе патриотического воспитания. В работе исследуются основные подходы к анализу феномена патриотизма, рассматриваются приоритетные направления воспитания патриотизма курсантов военных вузов. Основными из них, по мнению авторов, являются формирование жизненных смыслов и смысложизненных ценностей - регуляторов социальных действий. Авторы выделяют сущность и многоуровневую, системно-комплексную природу феномена патриотизма, его деятельностное проявление в смыслах (стратегиях) жизни военнослужащих. Выделены и проанализированы основные философские, социологические, религиозные трактовки смысла жизни. Отмечено, что проблематика формирования смысложизненных ценностей военнослужащих пока не разработана в педагогической науке и не стала привычной педагогической технологией, используемой в патриотическом воспитании курсантов военных вузов.

Ключевые слова: патриотизм, жизненные смыслы, смысложизненные ценности, жизненный план, система ценностей как основа индивидуальных действий.

Патриотизм является чрезвычайно сложным понятием. Анализируя исследования Ж.Ж. Руссо, Н.Я. Данилевского, К.Д. Ушинского, В.И. Ленина, И.А. Ильина, А.Н. Вырщикова, Г.А. Зюганова, А.Д. Лопуха, В.И. Лутовинова, Е.Л. Мальгина, М.В. Чельцова, Е.С. Евстропова и др., связанных с проблемой патриотизма, можно прийти к выводу, что это системно-комплексное качество неотделимо от любви к Родине, своему народу,

личностных качеств, личности вырабатывалось тысячелетиями социально-исторической практики. В.И Ленин в работе «Ценные признания Питирима Сорокина» писал, что: «... патриотизм - это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями человеческой истории» [1, с. 190].

В толковом словаре под редакцией Л.Я. Дятченко патриотизм определяется как «чувство привязанности к стране рожде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.