Научная статья на тему 'К вопросу об образовательном потенциале в сфере подготовки таможенных кадров (на примере Тверского региона)'

К вопросу об образовательном потенциале в сфере подготовки таможенных кадров (на примере Тверского региона) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
26
Поделиться
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СПЕЦИАЛИСТ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антоновский Александр Викторович, Филиппова Ольга Вячеславовна, Коржан Дмитрий Иванович, Аксенов Павел Сергеевич

В статье проводится анализ современного состояния образовательного потенциала Тверского региона в сфере подготовки таможенных кадров и образовательного потенциала должностных лиц Тверской таможни. Определены перспективные возможности совершенствования системы профессионального образования специалистов таможенного дела.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антоновский Александр Викторович, Филиппова Ольга Вячеславовна, Коржан Дмитрий Иванович, Аксенов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу об образовательном потенциале в сфере подготовки таможенных кадров (на примере Тверского региона)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания (ОК-9), а также способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и выработки решения (ПК-1); способность применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач (ПК-2).

Поэтому в задания для текущего контроля в качестве обязательных необходимо включать задания на сравнение, обобщение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Рекомендуемые задания должны проверять способность классифицировать, доказывать, составлять задачи или изменять ситуации, а при составлении творческих заданий нужно составлять задачи, предполагающие привлечение сведений из других областей знаний, подготовку статей по результатам учебно-исследовательской деятельности, что способствует возможности последовательного моделирования в учебной деятельности студентов системы профессиональных действий будущих специалистов.

При проведении экзамена студенты могут использовать различные виды информационных источников, но их задача заключается не только в том, что они должны решить предлагаемые задания, но и аргументировано объяснить преподавателю решение и изложить теорию, на которой оно основывается. Оказывается, что, несмотря на возможность использования литературы, конспектов, интернета, возникает много трудностей и с решением, и, тем более, с объяснением. Однако, подобная практика со временем приносит свои плоды и то, что в первом семестре дается с большим трудом, в дальнейшем способствует развитию необходимых компетенций и, как следствие, готовит выпускника к продуктивной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А. А.Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Ларионова, О.Г. Проблемы организации контроля в контекстном обучении математике/О. Г. Ларионова // Педагогика и психология образования. - 2014. -№3. - С. 47-55.

© Алейникова А.О., 2016

УДК 37.01

Антоновский Александр Викторович, канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда ОУ ВО «ТИЭП», г. Тверь, РФ

E-mail: antonovsky@yandex.ru Филиппова Ольга Вячеславовна психолог, главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров Тверской таможни, г. Тверь. РФ

Коржан Дмитрий Иванович главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Тверского таможенного поста Тверской таможни, г. Тверь, РФ Аксенов Павел Сергеевич, аспирант кафедры общей психологии и психологии труда ОУ ВО «ТИЭП», г. Тверь, РФ

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ТАМОЖЕННЫХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА)

Аннотация

В статье проводится анализ современного состояния образовательного потенциала Тверского региона

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

в сфере подготовки таможенных кадров и образовательного потенциала должностных лиц Тверской таможни. Определены перспективные возможности совершенствования системы профессионального образования специалистов таможенного дела.

Ключевые слова

Образовательный потенциал, кадровый потенциал, специалист таможенных органов, профессиональное развитие, успешность профессиональной деятельности, экономический рост, непрерывное профессиональное образование, профессиональная подготовка, психолого-педагогическое сопровождение

профессиональной деятельности

Образовательный потенциал представляет собой основной ресурс любого общества, который определяет в целом его вектор развития, социально-экономическую активность, возможности роста, развития и совершенствования. На фоне влияния роли образования, науки, научно-технического прогресса на жизнь современного человека вопросы изучения образовательного потенциала приобретают особую значимость и актуальность.

Эффективная деятельность образовательных организаций высшего образования в сфере подготовки и использования квалифицированных кадров для реализации трудового потенциала и повышения экономики региона достаточно важна в современном обществе. Это приобретает особую актуальность в настоящее время, на фоне внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) в образовательную деятельность вузов при подготовке бакалавров и специалистов. Можно со справедливостью говорить о том, что методы совершенствования и развития высшего образования, непрерывного профессионального образования представляются одним из необходимых компонентов жизнеспособности и развития общества в целом.

Разработка образовательных программ высшего образования, их реализация, контроль, эффективное управление образовательными процессами является одной из важных задач государства. Управление образованием на региональном уровне является неотъемлемым компонентом общей структуры управления: это важно как с позиций контроля качества современного высшего образования, получения обратной связи, так и с позиций корректировки и изменения образовательных маршрутов с целью повышения экономического роста региона.

Само понятие «образовательный потенциал» в настоящее время определяется достаточно по-разному: и как компонент трудового потенциала, и как производственный потенциал (качественная характеристика фактора производства) и, широко, как социальный функционал субъекта РФ. Также синонимично может употребляться и понятие «кадровый потенциал региона» [4, 9]. Можно привести определение образовательного потенциала региона А.В. Родионова, который рассматривает его как часть экономического потенциала, представляющую собой имеющиеся и перспективные возможности образовательного населения региона, которые могут быть привлечены для решения текущих и прогнозируемых социально-экономических проблем территории и транслируются через систему образования [8]. Постоянно меняющиеся условия жизни общества, социально-экономические параметры обуславливают формирование региональной системы образования, современного научно-образовательного пространства, которое не только «обеспечивает» людей соответствующим образованием, но и приводит в соответствие с требованиями науки, образования и рынка труда кадровое наполнение региона. В этом смысле понятие «образовательный потенциал региона» следует понимать шире, чем просто количество людей с определенным (как правило, высшим) образованием, обеспечивающим рост и развитие экономики [5].

Необходимо отметить, что образование граждан, их образовательный потенциал, полученная квалификация являются одними из важнейших характеристик качества жизни населения страны, и регионов в частности [2]. Учет взаимосвязей данных параметров в современной практике позволяет говорить об использовании комплексного подхода в образовании и профессиональной деятельности.

В контексте рассмотрения вариантов прогноза возможных сценариев и качества профессиональной подготовки таможенных специалистов пока недостаточно исследованными остаются вопросы образовательного потенциала Тверского региона в сфере подготовки специалистов таможенного дела.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Анализ проводился на основе отчетных и статистических материалов государственной статистики по Тверской области [11], годовых отчетов о самообследовании ведущего образовательного учреждения региона - ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (ТвГУ) - образовательной программы высшего образования по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» [10], официальных документов и статистических отчетов ФТС Центрального таможенного управления Тверской таможни [12].

Согласно ФГОС ВО по специальности 38.05.02 «Таможенное дело», целью образовательной программы является подготовка квалифицированных специалистов, готовых к решению профессиональных задач по видам деятельности в структурных подразделениях таможенных органов, предприятиях и организациях различных отраслей народного хозяйства, в том числе ведущих внешнеэкономическую деятельность. В целях обеспечения практической направленности подготовки специалистов в университете успешно реализуется компетентностно-ориентированный подход, направленный на формирование умений и навыков, необходимых для успешного выполнения всех видов профессиональной деятельности.

При освоении образовательной программы у обучающихся развиваются личностные качества и формируются общекультурные, профессиональные компетенции, в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности «Таможенное дело», и профессионально-специализированные компетенции, установленные университетом.

В ТвГУ обучение студентов ведется по специализации «Таможенные платежи»: форма обучения -очная; срок обучения - 5 лет; после окончания обучения выпускнику присваивается квалификация «специалист таможенного дела». Специалист таможенного дела подготовлен к профессиональной деятельности по совершению таможенных операций, применению таможенных процедур, взиманию таможенных платежей и проведению таможенного контроля и иных видов государственного контроля; правоохранительной, организационно-управленческой деятельности в таможенных органах, организациях, федеральных и региональных органах управления, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Он выполняет сложные работы, связанные с реализацией единой таможенной политики Российской Федерации; осуществлением контроля за соблюдением законодательства в области таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного регулирования; совершенствованием таможенной правоприменительной практики; обеспечением своевременного полного внесения в федеральный бюджет таможенных и иных платежей; с разработкой и принятием мер по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Был проведен анализ динамики численности обучающихся в Тверском государственном университете по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» за 2009-2016 гг. (см. таблицу). Данный диапазон по годам был выбран с учетом того, что, во-первых, в 2010 г. был утвержден ФГОС ВПО на специальности 036401 «Таможенное дело», а в 2015 г. был утвержден обновленный ФГОС ВО, с учетом требований к повышению качества образования и востребованности специалистов на рынке труда; во-вторых, за данный промежуток времени произошло достаточно много изменений в образовании, в том числе и в рамках профессиональной подготовки кадров таможенного дела.

Таблица

Динамика численности обучающихся в ТвГУ по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» за 2009-2016 гг.

Год поступления Численность (чел.) Год выпуска Численность (чел.)

2009 77, из них 13 бюджетных мест 2014 65 (их ни 3 диплома с отличием, 4,61%)

2010 119 (из них 2 бюджетных места - соглашение с Республикой Молдова) 2015 83 человека (из них 3 диплома с отличием, 3,61%)

2011 103, из них 5 бюджетных мест 2016 70 (из них 2 диплома с отличием, 2,85%)

2012 32 (из них 5 бюджетных мест, из них 1 бюджетное место - соглашение с Украиной) 2017 предполагается 28 человек

2013 38 (бюджетных мест нет) 2018

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 2410-700Х

Продолжение таблицы

2014 42 (из них 5 бюджетных мест - соглашение с Украиной) 2019

2015 32 человека (из них 20 бюджетных мест) 2020

2016 57 человек, из них 22 бюджетных места 2021

Анализ полученных данных численности обучающихся в ТвГУ по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» за 2009-2016 гг., приведенных в таблице, показывает общее распределение студентов по годам выпуска и число бюджетных мест, финансируемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Первое, на что обращается внимание - количество бюджетных мест. С 2009 г. по 2014 г. максимальное количество бюджетных мест - 13 (именно в 2009 г.), а в дальнейшем выделялось, как правило, 5 бюджетных мест. В рамках 5-ти бюджетных мест отдельно предусматривались бюджетные позиции в рамках соглашений с Республикой Молдовой и Украиной. В 2013 г. вообще не реализовывалось обучение студентов на бюджетной основе. И только последние два года наблюдается увеличение количества «бюджета» - 20 мест в 2015 г. и 22 места в 2016 г. Можно говорить о выраженной заинтересованности государства в обеспечении увеличения количества студентов, будущих специалистов таможенного дела, в Тверском регионе и повышения качества их подготовки в настоящее время.

Второе. Можно отметить небольшой устойчивый разброс поступивших абитуриентов на специальность «Таможенное дело» за 2012-2015 гг. (36 ± 4,89). Большое количество студентов таможенного дела наблюдается в 2009-2011 гг. (в отдельные годы количество поступающих составляло больше 100 человек, при наличии всего 5-ти бюджетных мест). Высокий образовательный интерес к таможенному делу абитуриенты проявили и в 2016 году (поступили 57 человек, из них 22 абитуриента - на обучение на бюджетной основе, средняя сумма набранных баллов по всем вступительным испытаниям - 76,09).

Третье. Определенное значение при качественной подготовке компетентного обучающегося имеет и такой формальный показатель, как количество и процент дипломов с отличием. Средний процент студентов, завершивших обучение и получивших диплом с отличием в 2014-2016 гг., составляет 3,7. Данный показатель в целом достаточно стабилен на протяжении нескольких лет.

Четвертое. Количество абитуриентов, поступивших на специальность «Таможенное дело» и количество студентов, полностью завершивших обучение, различное. На момент выпуска, в разных годах, численность традиционно ниже, чем численность поступивших. Полагая, что обучение таможенному делу требует у студентов формирования определенных специализированных компетенций, не все обучающиеся справляются с программой подготовки по данной специальности в процессе обучения.

Общая численность обучающихся студентов очной формы обучения по специальности «Таможенное дело» в ТвГУ в настоящее время, в 2016 г., на всех пяти курсах, составляет 183 человека, из них за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета обучаются 46 студентов.

Образование по специальности «Таможенное дело» в ТвГУ носит обязательный практикоориентированный характер. Речь идет о соответствии трудовой и учебной деятельности (подразумевается, что при получении образования выполнение будущей профессиональной деятельности должно быть сформировано в рамках учебной). Цель профессиональной деятельности, как известно -создание материального и/или социально значимого продукта, а знания, умения, навыки, компетенции, приобретенные в процессе учебной деятельности, выступают уже средствами достижения. Необходимым залогом успешного практикоориентированного подхода при обучении таможенному делу является обязательные практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, преддипломная практика (это определено и в ФГОС ВО); их оптимальное соотношение как в рамках учебного курса в целом, так и на протяжении учебного года. На протяжении обучения студенты специальности «Таможенное дело» имеют возможность пройти данные виды практик

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

непосредственно на базе Тверской таможни, в ее различных структурных подразделениях, на базе Тверского таможенного поста (договор об организации практик студентов между ТвГУ и Тверской таможней заключен с 2005 г. и постоянно продлевается). Применение подобной практикоориентированной системы взаимодействия факультета, образовательной программы, кафедры позволяет увязать и расширить основные направления деятельности юридического факультета ТвГУ, рассматривать его как открытую систему; проводить постоянный мониторинг внешнего окружения и собственных возможностей, реально оценивать сегодняшнее положение дел и перспективы развития. Это приводит юридический факультет, как ключевое звено образовательной организации, к выходу на качественно новый, стратегический уровень управления с ориентацией на интересы регионального работодателя, в данном случае, Тверской таможни.

Рассматривая подготовку квалифицированных таможенных кадров по специальности «Таможенное дело» в ТвГУ, следует обратить внимание и на следующие аспекты. Юридический факультет в рамках сотрудничества с Управлением Министерства юстиции по Тверской области и администрацией Тверской области принимает активное участие в мероприятиях по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти. Преподаватели юридического факультета, кафедры конституционного, административного и таможенного права, принимают активное участие в работе конкурсной и аттестационной комиссий Тверской таможни. Результаты научно-исследовательской деятельности студентов проходят апробацию в правоохранительных органах, в соответствии с заключенными договорами о сотрудничестве.

Для понимания соответствия количества обучающихся и выпускников в ТвГУ и их востребованности на современном рынке трудовых ресурсов региона приведем информационные данные образовательного потенциала должностных лиц (государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов) Тверской таможни.

Квалификационные требования к должностям таможенной службы (государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов) определяют обязательное наличие высшего образования у будущих сотрудников таможенного дела. Данное требование реализовано на базе Тверской таможни у 100% сотрудников.

В общей численности должностных лиц таможни присутствуют государственные гражданские служащие - 150 человек и 51 человек - сотрудники таможенных органов. Проводя сопоставительный анализ образовательного потенциала государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, целесообразно отметить следующее.

Сотрудники таможенных органов - 51 человек (по данным статистического отчета Тверской таможни на 01.10.2016 г.).

22 человека из 51 (43,1%) являются выпускниками Российской таможенной академии.

Высшее профессиональное образование - естественнонаучные и физико-математические науки - у 2 человек (3%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высшее профессиональное образование - гуманитарные и социальные науки - 23 человека (45%), из них по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» - 20 человек.

Образование по экономике и управлению выявлено у 11 человек, из них по специальности «Таможенное дело» - 1 человек, «Государственное и муниципальное управление» - 2 человека.

Высшее образование по специальности «Образование и педагогика» отмечено у 1 человека.

Среди заявленных в отчете форматов высшего образования «Культура и искусство», «Информационная безопасность», «Сфера обслуживания», «Сельское и рыбное хозяйство», «Здравоохранение» лиц с соответствующим образованием не выявлено.

В категории «Другие» (лица, не попадающие по своему высшему образованию в указанные категории по отчету) определены 14 человек.

Среди сотрудников таможенных органов, имеющих два и более высших образований, выявлено 14 человек (27,5%).

Государственные гражданские служащие - 150 человек (по данным статистического отчета Тверской таможни на 01.10.2016 г.).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Анализ документов показал, что среди заявленного контингента отсутствуют специалисты, получившее образование в Российской таможенной академии.

Высшее профессиональное образование - естественнонаучные и физико-математические науки -зафиксировано у 10 человек (6,7%).

Высшее профессиональное образование - гуманитарные и социальные науки - 28 человек, из них по специальности «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» - 19 человек.

Образование по экономике и управлению выявлено у 64 (43%) человек, из них по специальности «Таможенное дело» - 22 человека (14,6%), «Государственное и муниципальное управление» - 1 человек.

Высшее образование по категории «Образование и педагогика» отмечено у 2 человек, «Сфера обслуживания» - у 2 человек, «Сельское и рыбное хозяйство» - у 6 человек, «Здравоохранение» - у 1 человека.

В категории «Другие» (лица, не попадающие по своему высшему образованию в указанные категории по отчету) отнесены 37 человек.

Среди государственных гражданских служащих, имеющих два и более высших образований, выявлено 16 человек (10,6%). Из лиц, имеющих три и более высших образований - 1 человек.

Выделяются также категории «Послевузовское профессиональное образование» - 2 человека и «Ученая степень и ученое звание» - 2 человека.

Прогнозная динамика образовательного потенциала в сфере подготовки таможенных кадров и ее влияние на социально-экономические процессы в регионе интересна тем, что это позволяет нам предпринять попытку соотнесения профессионального образования в сфере таможенной подготовки, реализацию специалиста в динамике таможенной деятельности, обеспечение роста и развитие экономического потенциала региона.

Как показывает проведенный анализ данных по обучающимся в ТвГУ, количество абитуриентов, желающих поступить на юридический факультет на специальность «Таможенное дело», достаточно велико. Вместе с тем, продолжающаяся в настоящее время информатизация образования и профессиональной таможенной деятельности указывает на необходимость и целесообразность активного внедрения и реализации электронного декларирования, что не может не повлечь сокращения числа должностных лиц таможенных органов. С точки зрения существующего количества подготовки таможенных специалистов это пессимистический сценарий. С другой стороны, если посмотреть более оптимистично, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области (Тверьстат), количество предприятий, организаций, их филиалов, других обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в 2016 г. в Тверской области составляет порядка 75000, включая городские округа и муниципальные районы. Полагаем, что около 1/10 данных предприятий и индивидуальных предпринимателей задействованы во внешней торговле (остальные также могут начать ею заниматься). Логично, что динамика потребности в специалистах по таможенному делу будет возрастать пропорционально росту объема внешнеторговых операций. Необходимо обратить внимание на то, что планирование численности должностных лиц и сотрудников таможенных органов должно осуществляться с ориентиром на существующие объемы оказываемых таможенных услуг, показателей результативности профессиональной таможенной деятельности, норм обслуживания [4]. В настоящее время организационно-штатная численность сотрудников таможенных органов Российской Федерации регулируется посредством различных нормативно-правовых актов, как-то: Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г.) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.08.2016 г.); Приказ ФТС России от 26.12.2012 г. № 2656 (ред. от 05.08.2015 г.) «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы».

Таким образом, проанализировав вопросы образовательного потенциала Тверского региона в сфере подготовки таможенных кадров по различным аспектам, можно сформулировать следующие выводы.

Образовательный потенциал региона рассматривается как часть экономического потенциала региона, представляющая собой имеющиеся и перспективные возможности образовательного населения региона,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

которые могут быть привлечены для решения текущих и прогнозируемых социально-экономических проблем территории и транслируются через систему образования. Само понятие «образовательный потенциал» в настоящее время определяется и как компонент трудового или кадрового потенциала, и как производственный потенциал, и как социальный функционал субъекта РФ.

Осуществляемые в настоящее время социально-экономические и образовательные реформы, обусловленные современными условиями перехода российского общества к рынку, кардинальным образом изменили содержание и характер деятельности в сфере образования. Новые экономические условия оказывают существенное влияние на работу ключевых вузовских подразделений - факультетов, задают ориентиры их развития и реформирования. Юридический факультет ТвГУ, наряду с традиционными обучающими и воспитательными функциями, играет роль связующего звена между студентами и потенциальными работодателями. Выпускающая кафедра по таможенному делу поддерживает и развивает связи с Тверской таможней, где студенты имеют возможность получить практикориентированную подготовку с соответствии с ФГОС ВО. В этом плане юридический факультет ТвГУ является активным участником образовательных и экономических отношений и в этой связи включение показателей образовательного потенциала в оценку инвестиционного потенциала региона в целом представляется обоснованным и актуальным [1].

Оценка потребностей региона в кадрах для таможенной деятельности различного уровня профессионального образования рассмотрена с учетом обучающихся в ТвГУ и уже работающих специалистов таможенных органов в Тверской таможне. Проведенный анализ динамики численности обучающихся в ТвГУ по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» за 2009-2016 гг. свидетельствует об устойчивом и повышенном интересе абитуриентов к таможенной специальности. К настоящему времени достигнут определенный баланс и оптимальное, на наш взгляд, соотношение между количеством обучающихся на бюджетной основе и обучающихся на условиях полного возмещения затрат на образовательные услуги. С учетом данного факта можно ориентироваться по оптимистический сценарий прогноза и качества профессиональной подготовки таможенных специалистов с учетом возрастания потребности в специалистах по таможенному делу пропорционально росту объема внешнеторговых операций в регионе.

Образовательный потенциал должностных лиц Тверской таможни представлен специалистами, имеющими в основном юридическое, экономическое, управленческое, естественнонаучное образование. Среди сотрудников таможенных органов образование в большей степени юридическое, в то время как большая часть государственных гражданских служащих имеет экономическое образование. В общей численности должностных лиц Тверской таможни (201 человек) лица, имеющие образование по таможенному делу, составляют 23 специалиста (11,45%), из них, получивших образование в ТвГУ по специальности «Таможенное дело» - 22 человека от общего числа должностных лиц (10,95%). Можно говорить о том, что к настоящему времени существует перспективное образовательное пространство для подготовки выпускников по таможенному делу с ориентацией на профессиональную деятельность в собственном регионе. В квалификационных требованиях к уровню профессионального образования, предъявляемым к гражданам, претендующим на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и для формирования кадрового резерва должностей государственной гражданской службы, профильным для профессиональной таможенной деятельности считается высшее образование по экономике и управлению, юриспруденции, правоохранительной деятельности, таможенному делу. В общей численности должностных лиц Тверской таможни (201 человек) лица, имеющие профильное образование, составляют 114 специалистов (56,71%).

С целью соответствия образования и выполняемых служебных обязанностей для специалистов таможенных органов, не имеющих профильного образования, а также для повышения профессиональной компетентности руководителей, управленческих кадров для таможни предусмотрены программы профессиональной переподготовки по таможенному делу на базе образовательных учреждений Федеральной таможенной службы.

Представляется целесообразным выделить следующие перспективные возможности

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

совершенствования системы профессионального образования специалистов таможенного дела:

• создание и реализация государственной системы непрерывного профессионального образования (Life-long learning) специалистов таможенных органов на протяжении всей профессиональной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ориентация образовательных организаций высшего образования (в том числе и юридического факультета ТвГУ) не только на подготовку квалифицированных специалистов таможенного дела, но и на профессиональную подготовку и переподготовку государственных гражданских служащих, работающих в таможенных органах;

• участие образовательных учреждений (юридического факультета ТвГУ) и Тверской таможни в формировании запросов и профилизации по кадровому обеспечению таможенной деятельности в регионе;

• формирование у обучающихся в процессе обучения по специальности «Таможенное дело» готовности к профессиональному развитию, наличию четких профессиональных ориентиров; способности и готовности к реализации в будущей таможенной деятельности технологии непрерывного профессионального образования, в динамике своей карьеры; необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности;

• в связи с необходимостью подготовки управленческих кадров для таможенных органов на уровне региона перспективным представляется профессиональная подготовка (переподготовка) по образовательной программе «Таможенный менеджмент»;

• активное использование информационных технологий в процессе профессионального обучения, формирования и совершенствования образовательного потенциала в сфере подготовки таможенных органов региона;

• внедрение в образовательный процесс по специальности «Таможенное дело» дополнительных инновационных методов обучения студентов в рамках учебных дисциплин и различных спецкурсов. В этом плане обучение в вузе должно опираться на методологические принципы деятельностного подхода: деятельностный компонент в обучении неразделим с личностным. Их можно разделить лишь теоретически, они связаны, так как личность - субъект деятельности, и именно деятельность определяет его личностное и профессиональное развитие [6].

Говоря об образовательном потенциале региона, важно подчеркнуть, что наличие только одного образования, как правило, высшего, не может являться основой для успешного выполнения профессиональной деятельности. Целесообразно реализовывать систему многоступенчатого обучения и психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов, при котором формирование и приращение профессионально ценных компетенций, знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств может происходить параллельно с выполнением профессиональной деятельности, накоплением практического опыта в профессии [3, 7]. Данный подход будет способствовать повышению эффективности использования образовательного и трудового потенциала персонала таможенных органов региона.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01118

Список использованной литературы:

1. Гордиенко Е.А. Современные подходы к профессиональной подготовке будущих специалистов таможенного дела // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2014. Том 20. № 2. С. 91-94.

2. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.

3. Коржан Д.И., Мурашко М.В. О необходимости совершенствования психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности специалистов таможенных органов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 168-175.

4. Логинова А.С. Кадровый потенциал таможенных органов России в условиях интеграции в мировую экономику // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21. С. 113-116.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

5. Пономарев Р.Е. Рост, развитие и совершенствование в образовании // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2013. № 1. С. 31-37.

6. Психология труда: учебник для бакалавров / А.В. Карпов [и др.]; под ред. А.В. Карпова. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2014. 350 с.

7. Репида В.Б. Методология подготовки специалистов: общее образование - профессиональная подготовка - трудовая деятельность // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2012. № 2. С. 37-49.

8. Родионов А.В. Методология развития систем управления качеством образовательного потенциал региона // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 90-93.

9. Слепак К.Б. Управление развитие научно-образовательного потенциала региона: автореф. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 26 с.

10.Тверской государственный университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://university.tversu.ru/ (дата обращения 01.10.2016).

11.Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тверской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tverstat.gks.ru/ (дата обращения 01.10.2016).

12.Федеральная таможенная служба. Центральное таможенное управление - Тверская таможня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ctu.customs.ru (дата обращения 01.10.2016).

© Антоновский А.В., Коржан Д.И., Филиппова О. В., Аксенов А.С., 2016

УДК 377

Балыкова Ирина Евгеньевна

преподаватель ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Колледж педагогического образования,

информатики и права г. Абакан Германова Любовь Михайловна учитель МБОУ «СОШ №1», г. Абакан

О ЗНАЧИМОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье обозначена значимость гражданско-патриотического воспитания студентов, раскрывается главный принцип данного направления. Авторами рассмотрены условия деятельности и факторы, оказывающие влияние на формирование патриотизма и гражданственности у будущих специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова

Воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность.

В учебных заведениях, занимающихся профессиональной подготовкой специалистов, помимо получения основ профессии большое значение уделяется их воспитанию. В правовых государственных документах отмечается значимость и необходимость воспитания (Закон РФ «Об образовании», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016 годы», «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и др.). Приоритетным направлением воспитательной работы является гражданско-патриотическое в связи с постоянными политическими, социально-экономическими, культурными изменениями в нашей стране и мире.

Гражданско-патриотическое воспитание студентов - это непрерывный, целенаправленный, социально обусловленный процесс становления и развития личности, как патриота и гражданина своей страны. Оно объединяет в себе взаимодополняющие направления воспитания - правовое, семейное, гражданское, патриотическое.

Гражданственность - это совокупность убеждений и взглядов, предполагающая высокую степень