Научная статья на тему 'Альтернативные формы подготовки учителей к работе в усовиях инклюзивного образования'

Альтернативные формы подготовки учителей к работе в усовиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / ОБМЕН ПЕРЕДОВЫМ ОПЫТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявская Анастасия Александровна

В статье автор обосновывает актуальность кадрового вопроса в процессе реализации инклюзивного подхода в образовании. Рассматривает альтернативные формы повышения инклюзивной компетентности педагогов. В качестве одного из эффективных методов повышения квалификации педсостава автор предлагает налаживание партнерских связей между учебными учреждениями по обмену опытом внедрения инклюзии в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявская Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Альтернативные формы подготовки учителей к работе в усовиях инклюзивного образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

При овладении иностранным языком огромное значение придается коммуникативной деятельности студентов. Недостаточно произнести слово или фразу один раз. Компьютер помогает осуществлять тренинг, достаточный по количеству повторений и по разнообразию заданий для выработки необходимых коммуникативных умений и навыков. Важнейшим элементом работы компьютерной программы является немедленная реакция на действия студента с возможностью их последующего анализа и выдачи рекомендаций относительно следующих действий.

Компьютер ставит на новый качественный уровень систему контроля по сравнению с другими средствами обучения, не обладающими возможностями обратной связи. Итоговый тест является заключительной формой контроля, поскольку с его помощью проверяется степень сформированности навыков употребления изученного учебного материала. [1]

Таким образом, в преподавании иностранных языков инфокоммуникационные технологии имеют ключевое значение, поскольку с их помощью не только происходит интенсификация учебного процесса за счет использования различных аутентичных электронных материалов, но и происходит реальная коммуникация с носителями изучаемого языка. Список использованной литературы:

1. Беляева, А. С. Основы построения аудиторных занятий по иностранному языку в неязыковых вузах -Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. - 182 с.

2. Беспалов, П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения. Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 41-45.

3. Бовтенко, М. А. Компьютерная лингводидактика- М. : Флинта : Наука, 2005. - 216 с.

4. Евдокимова, М. Г. Компьютерная среда автономности студента в процессе овладения иностранным языком: [сб. ст.] / Моск. гос. лингв. ун-т. - М., 2001. - Вып. 461. - С. 81-97.

5. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера - СПб. : Союз, 2001. - 191 с.

6. Карпов, А. С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка . Иностранные языки в школе. - 2002. - № 4. - С. 73-78.

© Сагалаева И.В., Григоренко С.Е., 2015

УДК 378.096

Синявская Анастасия Александровна

Магистрант, ТГУ, г.Тольятти, РФ E-mail: ansinyavskaya@yandex.ru

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В УСОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье автор обосновывает актуальность кадрового вопроса в процессе реализации инклюзивного подхода в образовании. Рассматривает альтернативные формы повышения инклюзивной компетентности педагогов. В качестве одного из эффективных методов повышения квалификации педсостава автор предлагает налаживание партнерских связей между учебными учреждениями по обмену опытом внедрения инклюзии в образовательный процесс.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, инклюзивная компетентность, повышение квалификации педагогов,

обмен передовым опытом.

Инклюзия - это закономерный этап развития системы образования, связанный с переосмыслением

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

обществом и государством своего отношения к «особым» детям, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование [3, с. 121]. Внедрение в современную образовательную систему идеи инклюзии повлекло за собой и переосмысление критериев профессиональной подготовки педагогических кадров. Исследователи считают, что проблема организации процесса развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе до сих пор остается актуальной и связывают это не только со спецификой методик, но и с недостаточной подготовленностью кадров, формирующих инклюзивную образовательную среду [2, с. 420].

Профессиональная подготовка педагогов является ключом к эффективному внедрению инклюзивного образования, так как его успех во многом зависит от отношения учителей к идее инклюзии и их мотивации к работе в новых условиях. Однако многие педагоги не имеют опыта не то только преподавания, но и общения с детьми с ОВЗ. Естественно, что учителя чувствуют страх, неуверенность в том, что они справятся с возложенными на них дополнительными функциями. Но было бы ошибкой думать, что педагоги в одиночку могут сделать школу инклюзивной. Важно сознавать, что переориентация на идеи инклюзии бросает вызов статус-кво и школьного, и профессионального образования. Помимо традиционной разработки новых методов работы по преодолению трудностей в обучении отдельного ученика, внимание должно акцентироваться и на поиске путей создания условий по снятию барьеров, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения, поиске возможностей для адаптации всех детей.

Этих изменений не так легко достичь. Кроме того, воззрения учителей часто бывают глубоко укоренившимися, установившимися в процессе профессионализации. Педагогов важно убедить открыться новым идеям, широким перспективам инклюзивных процессов в образовании. Нужно донести до их сознания мысль о том, что в конечном итоге от инклюзивных изменений в образовательной культуре и практике выиграют все: и дети, и их родители, и школа, и сами педагоги.

Рассмотрим некоторые доступные формы повышения квалификации учителей, которые помогут им эффективно осуществлять преподавательскую деятельность в условиях инклюзивного образования.

Безусловно, самыми распространенными и эффективными видами организации работы по формированию инклюзивной компетентности педагогического состава являются курсы повышения квалификации и обучающие семинары. Эффективными - да, но не всегда доступными и территориально, и материально. Далеко не всякая школа без дополнительной государственной поддержки может позволить себе отправить преподавательский состав на переподготовку. Как вариант, пройти дополнительное обучение может завуч школы, а затем организовать работу по передаче передового опыта коллегам. Для расширения знаний учителей об инклюзивном образовании и получения дополнительных практических навыков администрацией школы могут быть предприняты следующие шаги:

1. Групповое обучение: менее опытные учителя проходят стажировку у более квалифицированных.

2. Ознакомительные визиты: учителя могут посетить показательные уроки коллег для наблюдения и обсуждения актуальных вопросов.

3. Может быть приглашен консультант по инклюзии для освещения тех тем и вопросов, которые вызывают у педсостава затруднения.

4. Группы взаимопомощи: учителя внутри школы, в рамках методических объединений могут регулярно встречаться для обсуждения вопросов, вызывающих общий интерес, и обмена идеями.

Другим перспективным, на наш взгляд, направлением на пути становления инклюзивной школы является обмен передовым опытом между образовательными учреждениями (ОУ). Проблема доступности образования для всех категорий учащихся не может быть решена в одной изолированной школе. Она требует активного сотрудничества всех ОУ внутри района - дошкольных, начальных, школьных, дополнительного образования. Это необходимо для обеспечения преемственности в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Много усилий будет потеряно, если ученику с ОВЗ придется переводиться из одной школы в другую, которая не адаптирована к его особенностям. К сожалению, во многих странах так традиционно сложилось, что школы тщательно охраняют свою независимость и самодостаточность, намеренно ограничивая контакты своих учителей и воспитанников с другими школами города, сводя их к конкурентной борьбе. Министерство образования, конечно, должно играть ведущую роль

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

в объединении школ. Но если этого не последовало, сами учителя и администрация могут сдвинуть дело с мертвой точки.

Приведем несколько вариантов работы в области налаживания партнерских связей между школами и координации их усилий на пути к инклюзивному образованию:

1. Представители администраций образовательных учреждений и школьных управленческих советов могут встречаться по меньшей мере раз в год для рассмотрения вопросов, вызывающих затруднения, таких как прием детей с особыми потребностями, доступ в здания и оборудование, обучение персонала и поддержка учителей и детей.

2. Школы могли бы попытаться создать в своём районе общий ресурсный центр учебных пособий и оборудования, в котором в свободном доступе будут книги, журналы, видеопрограммы - всё, что учителя смогут использовать для повышения своей инклюзивной компетентности. Было бы идеальным наладить взаимодействие этого центра с местным педагогическим институтом. За организационную основу при создании такого учреждения может быть взята модель единого центра корпоративного обучения (ЕЦКО). Исследователи отмечают, что «целью создания единой сетевой системы корпоративного обучения является осуществление непрерывной переподготовки кадров в соответствии с социальным заказом государства по обеспечению современного инновационного производства квалифицированными кадрами на основе корпоративно-академического партнерства и объединенных ресурсов»[1, с.208].

3. Преподаватели могут быть направлены в другую школу на определенный период времени. Например, учителя из специализированного учреждения могут перейти в соседнюю обычную школу для оказания помощи персоналу в конкретных педагогических ситуациях. Аналогичным образом педагог из общеобразовательной школы может быть направлен в коррекционный интернат или подразделение.

4. Может быть создана рабочая группа из представителей местных образовательных учреждений, чтобы отработать те темы в специальном образовании, которые представляют взаимный интерес. Например, адаптация учебных планов к особым образовательным потребностям учеников.

5. Если какая-либо школа района направила своих сотрудников на курсы дополнительного специального образования, то по окончании их учителя, прошедшие переподготовку, могут стать образовательным ресурсом для коллег своей и других школ, выступая на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.

6. Коллективы школ региона могут пригласить экспертов в области инклюзивного образования, которые проведут учебные мастер-классы для всех сотрудников. Они могут быть найдены в педагогических колледжах, университетах, неправительственных общественных организациях. Объединяя школы, привлекая разумное количество участников, такие события будут ещё раз укреплять связи среди учителей.

7. Также может поощряться временный обмен учениками между специальными и общеобразовательными учреждениями. Это может принимать различные формы: взаимное посещение различных внеурочных мероприятий, посещение учебных занятий. Также школы, которые близко друг от друга находятся, могут проводить совместные уроки, чтобы укрепить неофициальные контакты между учениками. Это окажет огромное положительное значение на всех: учителя получат бесценный опыт взаимодействия с «особыми» воспитанниками, ученики смогут совершенствовать коммуникативные навыки, дети с ОВЗ получат толчок к развитию своих способностей и социальной адаптации.

Обобщая вышесказанное, ещё раз подчеркнем, что главным ресурсом и одновременно одним из барьеров по внедрению в школы инклюзивной реальности являются учителя. Следовательно, их профессиональные интересы и потребности обязательно должны учитываться при выстраивании образовательной политики. Педагогам необходимо вдохновляющее лидерство, чтобы подчеркнуть их вклад в построение сильного инклюзивного общества. В этой связи роль руководителя-педагога имеет решающее значение и во всём мире признана ключевым условием преобразования школы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Ахметжанова Г.В., Захарова О.А. Проектирование сетевой системы повышения квалификации специалистов на основе корпоративно-академического партнёрства//Вектор науки Тольяттинского Государственного университета. - 2013. - № 4(26) - С. 207-211.

2. Емельянова Т. В., Александров Ю. М. Теоретические аспекты готовности специалистов по физической культуре и спорту к работе в условиях инклюзивного образования//Вектор науки Тольяттинского Государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 420-423.

3. Емельянова Т.В., Сверчков А.В. Модель личности спортивного педагога как ориентир профессиональной подготовки студентов физкультурно-спортивного факультета//Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 9. - С. 220-226.

© Синявская А.А., 2015

УДК 7.092

Терзи Константин Григорьевич

к.п.н.,доцент

Московская государственная академия физической культуры

п. Малаховка, Российская Федерация 88konstantin 16@mail. т

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕСО-РОСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СО СПОРТИВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОК РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация

Исследованные весо-ростовые показатели просты в определении и в полной мере отвечают оценочным характеристикам, которые позволяют на основании роста спортсменки определить оптимальную весовую категорию для максимальной реализации ее потенциала в тяжелой атлетике. Проведенное исследование позволило достоверно выявить степень взаимосвязи между соревновательным результатом тяжелоатлеток различной квалификации и весо-ростовыми показателями.

Ключевые слова

Весо-ростовые показатели тяжелоатлеток. Взаимосвязь весо-ростовых показателей и спортивного результата. Модельные характеристики тяжелоатлеток.

С каждым годом остается все меньше видов спорта в которых не принимают участие женщины. Им покорились такие виды спорта как хоккей, бокс, борьба и многие др. Не так давно женщины стали принимать участие и в соревнованиях по тяжелой атлетике.

В связи с этим женщины нуждаются в собственной методике подготовки с учетом особенностей строения и функционирования женского организма. Однако в настоящий момент подготовка тяжелоатлеток проводится в основном по методике подготовки мужчин, которая была сформирована достаточно давно, благодаря исследованиям таких ученых как Воробьев [1, ^164], Дворкин[2, с.134] и др. В число их исследований входило выявление модельных характеристик спортсменов различных весовых категорий основанные на измерении продольных размеров тела.

Из всего многообразия модельных характеристик спортсменок для исследования были выбраны весо-ростовые показатели, поскольку они в полной мере отвечают оценочным характеристикам, которые позволят на основании роста спортсменки определить оптимальную весовую категорию для максимальной реализации ее потенциала. Кроме этого простота проведения измерений позволяет проводить сбор информации максимально быстро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.