Научная статья на тему 'Инфокоммуникационные технологии в процессе обучения иностранному языку'

Инфокоммуникационные технологии в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ЧЕЛОВЕКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА / СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагалаева Ирина Владимировна, Григоренко Светлана Евгеньевна

Статья посвящена роли инфокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что с развитием информатизации образования у студентов развивается мышление нового типа. В статье перечисляются требования к преподавателю, использующему инфокоммуникационные технологии и обращается внимание на повышение качества учебного процесса за счет использования аутентичных электронных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфокоммуникационные технологии в процессе обучения иностранному языку»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

разных книг с обязательным обменом впечатлениями, мыслями, идеями по поводу прочитанного. Таким образом происходит создание единого общего пространства взаимодействия в семье, которое впоследствии позволит решать значимые вопросы разрешения противоречий и организации общения с учетом внутренней семейной значимости и ценности каждого ее члена.

Список использованной литературы: 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

© Рыбина О.Е., 2015

УДК 378.147.227

Сагалаева Ирина Владимировна,

к.п.н., доцент НИУ «БелГУ», Белгород,Россия E-mail sagalaeva@bsu.edu.ru Григоренко Светлана Евгеньевна, к.п.н., доцент НИУ «БелГУ», г. Белгород,Россия E-mail sgrigorenko@bsu.edu.ru

ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Статья посвящена роли инфокоммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку. Автор подчеркивает, что с развитием информатизации образования у студентов развивается мышление нового типа. В статье перечисляются требования к преподавателю, использующему инфокоммуникационные технологии и обращается внимание на повышение качества учебного процесса за счет использования аутентичных электронных материалов.

Ключевые слова

Психические структуры человека, информатизация образования, глобальная коммуникационная среда, электронные носители информации, инфокоммуникационная обучающая среда, сочетание инновационных

и традиционных технологий, интерактивность обучения.

Возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования.

К таким технологиям можно отнести инфокоммуникационные технологии, которые, без сомнения, являются инновационными и непосредственным образом влияют на формирование и развитие психических структур человека, в том числе и мышление. С развитием информатизации образования действительно эффективным можно считать обучение, в процессе которого у обучающихся развивается мышление нового типа, определенным образом отличающееся от мышления, сформировавшегося на основе использования в учебном процессе печатной информации и средств массовой коммуникации [2].

Специфика современной глобальной коммуникационной среды диктует необходимость научить студентов функционировать в мире электронных носителей информации: читать и создавать странички в сети Интернет, вести в ней поиск, формировать и передавать сообщения на иностранном языке и т.д.

В связи с этим к обучающимся предъявляются требования, связанные с наличием особой компетенции, которая включает в себя умения пользоваться различными поисковыми программами, коммуникационными средствами, как средствами передачи различных видов коммуникации; воспринимать, критически оценивать найденную информацию; самостоятельно создавать мультимедийные и гипертекстовые продукты, что ведет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

к видоизменению самой природы письменных документов [2].

Эффективное использование средств инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе предъявляет соответствующие требования не только к обучающимся, но и к преподавателям.

Преподавателю иностранного языка необходимо наличие таких свойств, как:

- умение стимулировать развитие самостоятельной деятельности обучающихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

- умение анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения квалификации;

- знание основ социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

- знание объективных связей обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

- владение современными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни;

- владение формами деловой переписки, навыками подготовки текстовых документов;

- освоение норм официально-деловой письменной речи, международных и национальных стандартов видов и разновидностей служебных документов;

- изучение характерных способов и приемов отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;

- умение редактировать текст, ориентированный на различные формы речевого общения;

- владение навыками самостоятельного порождения стилистически мотивированного текста, умение работать с оригинальной литературой по специальности;

- наличие навыков работы со словарем [3].

Данные требования особенно актуальны при ведении виртуального учебного процесса, направленного на коммуникацию с носителями языка. Например, в последнее время распространяются такие формы как видео-мосты, виртуальные семинары, лекции, читаемые носителями языка. Здесь уже преподавателю необходимо умение пользоваться средствами инфокоммуникационных технологий [6].

Таким образом, в преподавании иностранных языков инфокоммуникационные технологии имеют ключевое значение, поскольку с их помощью не только происходит интенсификация учебного процесса за счет использования различных аутентичных электронных материалов, но и происходит реальная коммуникация с носителями изучаемого языка. Однако это не значит, что из учебного процесса нужно исключить традиционные технологии. Сочетание инновационных и традиционных технологий является оптимальным способом достижения результатов в процессе формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего специалиста. Однако, данный процесс может быть эффективным при постоянной потребности будущих специалистов в использовании данных технологий в качестве элемента самообразования.

Ключевую роль инфокоммуникационные технологии играют в организации самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка. Их преимущество по сравнению с традиционными методами преподавания заключается в том, что компьютерное обучение несет в себе огромный потенциал, способствующий достижению психологического комфорта в обучении, заинтересованности студента в положительных результатах учебного процесса. Немаловажен для обучающегося и тот факт, что результаты контроля, как правило, являются объективными. [4]

Важным в учебном процессе является и то, что инфокоммуникационные технологии обеспечивают большую степень интерактивности обучения, что связано с постоянной и прямой реакцией машины на ответы студента в ходе выполнения упражнения. Так как студенты сами выбирают темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Во время работы с IT средствами педагог осуществляет организаторскую функцию, заключающуюся в инструктировании по выполнению задания и пользованию компьютером; в объяснении нового материала с демонстрацией на компьютере некоторых явлений и т.п.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

При овладении иностранным языком огромное значение придается коммуникативной деятельности студентов. Недостаточно произнести слово или фразу один раз. Компьютер помогает осуществлять тренинг, достаточный по количеству повторений и по разнообразию заданий для выработки необходимых коммуникативных умений и навыков. Важнейшим элементом работы компьютерной программы является немедленная реакция на действия студента с возможностью их последующего анализа и выдачи рекомендаций относительно следующих действий.

Компьютер ставит на новый качественный уровень систему контроля по сравнению с другими средствами обучения, не обладающими возможностями обратной связи. Итоговый тест является заключительной формой контроля, поскольку с его помощью проверяется степень сформированности навыков употребления изученного учебного материала. [1]

Таким образом, в преподавании иностранных языков инфокоммуникационные технологии имеют ключевое значение, поскольку с их помощью не только происходит интенсификация учебного процесса за счет использования различных аутентичных электронных материалов, но и происходит реальная коммуникация с носителями изучаемого языка. Список использованной литературы:

1. Беляева, А. С. Основы построения аудиторных занятий по иностранному языку в неязыковых вузах -Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2007. - 182 с.

2. Беспалов, П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения. Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 41-45.

3. Бовтенко, М. А. Компьютерная лингводидактика- М. : Флинта : Наука, 2005. - 216 с.

4. Евдокимова, М. Г. Компьютерная среда автономности студента в процессе овладения иностранным языком: [сб. ст.] / Моск. гос. лингв. ун-т. - М., 2001. - Вып. 461. - С. 81-97.

5. Карамышева, Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера - СПб. : Союз, 2001. - 191 с.

6. Карпов, А. С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка . Иностранные языки в школе. - 2002. - № 4. - С. 73-78.

© Сагалаева И.В., Григоренко С.Е., 2015

УДК 378.096

Синявская Анастасия Александровна

Магистрант, ТГУ, г.Тольятти, РФ E-mail: ansinyavskaya@yandex.ru

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ К РАБОТЕ В УСОВИЯХ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье автор обосновывает актуальность кадрового вопроса в процессе реализации инклюзивного подхода в образовании. Рассматривает альтернативные формы повышения инклюзивной компетентности педагогов. В качестве одного из эффективных методов повышения квалификации педсостава автор предлагает налаживание партнерских связей между учебными учреждениями по обмену опытом внедрения инклюзии в образовательный процесс.

Ключевые слова

Инклюзивное образование, инклюзивная компетентность, повышение квалификации педагогов,

обмен передовым опытом.

Инклюзия - это закономерный этап развития системы образования, связанный с переосмыслением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.