Научная статья на тему 'Технология формирования профессионально-коммуникативной культуры у студентов экономических специальностей'

Технология формирования профессионально-коммуникативной культуры у студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагалаева И. В.

В статье рассматривается технология формирования профессионально-коммуникативной культуры у студентов экономических специальностей. Автором предлагается формирование профессионально-коммуникативной культуры на основе взаимодействия инфокоммуникационных и традиционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагалаева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of forming future economists' professional and communi cative culture

The article considers the technology of forming future economists' professional and communicative culture. The author suggests forming of professional and communicative culture on the base of infocommunicational and traditional technologies.

Текст научной работы на тему «Технология формирования профессионально-коммуникативной культуры у студентов экономических специальностей»

И. В. Сагалаева

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Работа представлена кафедрой теории и методики профессионального образования Белгородского государственного института культуры и искусств.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. Б. Игнатова

В статье рассматривается технология формирования профессиональнокоммуникативной культуры у студентов экономических специальностей. Автором предлагается формирование профессионально-коммуникативной культуры на основе взаимодействия инфокоммуникационных и традиционных технологий.

The article considers the technology of forming future economists’ professional and communicative culture. The author suggests forming of professional and communicative culture on the base of infocommunicational and traditional technologies.

Большую роль в процессе формирования профессионально-коммуникативной культуры у обучающихся играет педагогическая технология, позволяющая найти оптимальный подход к ее формированию и дальнейшему развитию.

Большинство исследователей (В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин,

Н. Ф. Талызина и др.) сходятся на том, что технология обучения позволяет оптимально построить и реализовать учебный процесс с учетом гарантированного достижения поставленных дидактических целей. Это положение является ос-

новополагающим, поскольку основной смысл технологизации учебного процесса заключается в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей.

Технологию можно характеризовать тремя признаками:

1) этапность;

2) координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение поставленной цели;

3) однозначность выполнения процедурных и операциональных составляющих технологии, что является непременным и решающим условием до-

стижения результатов в соответствии с поставленной целью [2].

В образовательной среде используются различные технологии, например:

1) информационно-развивающие, или когнитивные, которые ориентированы на долговременное усвоение большого запаса информации, формирование стройной системы знаний, владение и свободное оперирование знаниями;

2) технологии, направленные на развитие мыслительной активности, такие как развивающее и проблемное обучение;

3) профессионально-ориентированные технологии, направленные на овладение способами профессиональной деятельности (контекстное обучение);

4) личностно ориентированные, направленные на развитие личности, в частности на формирование активности личности в учебном процессе;

5) инновационные педагогические технологии, способствующие оптимизации процесса обучения, достижению устойчивого позитивного результата образовательного процесса, формирующие мотивацию у обучающихся и способствующие созданию комфортной среды обучения (игровые, моделирующие технологии, модульное обучение, различные авторские технологии).

Выбор или разработка технологии зависит от ряда факторов: приоритетности целей образования; специфики содержания обучения (учебного материала); состава студентов (возраст, уровень подготовленности, физическое состояние, количество обучающихся); уровня развития технической оснащенности учебного процесса. Рассмотрим перечисленные факторы более подробно.

Приоритетность целей образования. В процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов обычно реализуется

несколько целей. Наша цель заключается в том, чтобы привести студентов к: а) усвоению конкретных правил поведения, присущих носителям данной культуры; б) созданию образа партнера и его стереотипов; в) в конечном итоге использованию иностранного языка как средства профессионального общения. Иными словами, сформировать умения и навыки профессионально-коммуникативной культуры с целью их использования в дальнейшей коммуникативной деятельности с зарубежными коллегами. Данный фактор стимулирует интерес к изучаемой профессии, благодаря чему создается устойчивая мотивация к изучению иностранного языка как средства формирования и совершенствования профессиональных знаний.

Поскольку технология направлена на эффективное достижение поставленной цели, то и процесс разработки технологии обучения начинается, во-первых, с определения конечной цели обучения, во-вторых, с осуществления структурирования учебного материала в соответствии с конечной целью, в-третьих, с выбора организационных форм, методов и средств обучения.

Профессионально-ориентированные технологии должны иметь такую качественную особенность, как профессиональная ориентированность, т. е. должны позволять организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, и в конечном итоге должны привести к сформирован-ности у будущих специалистов профессиональной компетенции.

В процессе обучения используются разные профессионально-ориентированные технологии.

Информационно-развивающие технологии, ведущая цель которых заключается в подготовке эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим

запасом информации и свободно оперирующего данной информацией.

Профессионально-ориентированные технологии, приоритетной целью которых стала направленность на развитие активности и самостоятельности личности в учебном процессе.

Ведущая цель данных технологий заключается в подготовке конкурентоспособного специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи. При разработке технологий авторы ориентируются на формирование системы профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность.

Технологии включают в себя анализ профессиональных ситуаций, деловые игры, «погружение» в профессиональную деятельность, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, контекстное обучение, организацию профессионально-ориентированной учебной работы.

Развивающие технологии, одна из основных целей которых заключается в подготовке проблемно мыслящего специалиста, способного видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения. Данные технологии ориентированы на формирование и развитие проблемного мышления, мыслительной активности.

Развивающие технологии включают в себя проблемное обучение (в разных видах и сочетаниях), проблемные лекции и семинары, учебные дискуссии, поисковые лабораторные, организационно-

деятельностные игры, организацию коллективной мыслительной деятельности в малых и больших коллективах.

Следующим фактором, влияющим на разработку технологии, является учет состава обучающихся: возраст, а в связи

с этим степень самостоятельности в овладении содержанием образования; уровень их подготовленности и развития; количество обучающихся. Относительно иностранного языка последний параметр очень актуален, поскольку существует проблема переполненности групп (20-25 человек).

Третий фактор заключается в том, что уровень развития учебно-материальной базы также влияет на выбор или разработку технологии. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе реализуется только тогда, когда можно имитировать соответствующую производственную ситуацию с помощью необходимого оснащения.

Таким образом, возникновение новых средств обучения ведет к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования. Например, инфокоммуникационные технологии, без сомнения являющиеся инновационными и непосредственным образом влияющие на формирование и развитие психических структур человека, в том числе и мышление.

Специфика современной глобальной коммуникационной среды «диктует необходимость научить студентов функционировать в мире электронных носителей информации: читать и создавать странички в сети Интернет, вести в ней поиск, формировать и передавать сообщения на иностранном языке и т. д.» [1].

Овладение инфокоммуникацион-ными технологиями можно разделить на два этапа. На первом этапе любое средство инфокоммуникационных технологий является предметом учебной деятельности, в ходе которой приобретаются преимущественно технические знания о работе машины, усваиваются навыки работы оператора и т. п. На втором этапе компьютер становится собственно средством решения учебных или профессиональных задач. Данное пре-

образование предмета в средство и обусловливает развитие деятельности и мышления человека, предполагает перестройку привычных действий, форм и способов деятельности.

Инфокоммуникационная обучающая среда содействует формированию таких характеристик мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, структурность, связность, что соответствует познавательным процессам, связанным с креативной деятельностью и проблемностью. Необходимо отметить, что пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о таких психических функциях, как восприятие, память, эмоции и др.

Эффективное использование средств инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе предъявляет соответствующие требования не только к обучающимся, но и к преподавателям. Специалистам, использующим инфо-коммуникационные технологии в учебном процессе, необходимо опираться на ряд положений, а именно:

• обучение студентов работе со средствами инфокоммуникационных технологий является частью содержания образования;

• средства инфокоммуникационных технологий - это лишь одна из частей учебного процесса, наравне с другими формами и средствами;

• использование средств инфо-коммуникационных технологий дает возможности обучающемуся расширить кругозор, стимулируют поиск решения учебных проблемных заданий;

• обучение работе со средствами инфокоммуникационных технологий является одним из методов формирования мышления.

Данные требования особенно актуальны при ведении виртуального учебного процесса, направленного на коммуникацию с носителями языка. Например, в

последнее время распространяются такие формы, как видео-мосты, виртуальные семинары, лекции, читаемые носителями языка. Здесь уже преподавателю необходимо умение пользоваться средствами инфокоммуникационных технологий.

В преподавании иностранных языков инфокоммуникационные технологии имеют ключевое значение, поскольку с их помощью не только происходит интенсификация учебного процесса за счет использования различных аутентичных электронных материалов, но и реальная коммуникация с носителями изучаемого языка. Однако это не значит, что из учебного процесса нужно исключить традиционные технологии. С нашей точки зрения, сочетание инновационных и традиционных технологий является оптимальным способом достижения результатов в процессе формирования профессионально-коммуникативной культуры будущего специалиста-экономиста.

В своем исследовании мы определяем, что технология формирования профессионально-коммуникативной культуры в процессе обучения иностранному языку включает следующие этапы: 1) подготовительный; 2) деятельностномотивационный; 3) рефлексивно-оценочный этап.

Подготовительный этап заключается в ознакомления студентов с основными задачами, темами курса, с формами, средствами осуществления учебного процесса, возможностями курса.

На данном этапе еще невозможно говорить о сформированности каких-либо компонентов профессиональнокоммуникативной культуры. У студентов только складываются первоначальные представления о них. На первом этапе выявляется исходный уровень сформированности знаний, умений и навыков иноязычного общения, происходит мотивации формирования про-

фессионально-коммуникативной культуры. Длительность этапа зависит от личностных особенностей студентов и возможностей учебного времени.

Деятельностно-мотивационный этап предполагает включение студентов в образовательную деятельность, соединенную с практической коммуникативной деятельностью, происходит расширение страноведческого, лингвистического и культурологического кругозора; формируются умения и практические навыки профессионально-коммуникативной культуры.

Основным средством формирования профессионально-коммуникативной культуры являются инфокоммуникаци-онные средства и учебный текст, а вспомогательным - учебные речевые ситуации, способствующие усовершенствованию умений и навыков профессионально-коммуникативной культуры.

Данный этап был целенаправленно ориентирован на осуществление и проверку такого педагогического условия, как включение студента в коммуникативную деятельность, в котором проявляется, формируется и совершенствуется его профессионально-коммуникативная культура, актуализируется и формируется его профессионально-творческий потенциал.

Третий этап мы определили как рефлексивно-оценочный этап, характеризующийся направленностью практической деятельности на слияние ее с профессиональной, компоненты и той и другой органически дополняют друг

друга и используются студентами самостоятельно в продуктивной творческой деятельности.

На данном этапе работа по формированию профессионально-коммуникативной культуры происходит не только во время проведения аудиторных занятий, но и во время внеаудиторных мероприятий, поскольку конечный результат обучения иностранному языку направлен на профессиональную иноязычную коммуникацию. Коммуникативная деятельность по оценке результатов становится более осознанной и реализуется в самостоятельных, законченных высказываниях. На этом этапе нами использовались различные формы и методы организации учебного процесса: интерактивные пресс-конференции и тематические конференции, работа с учебными текстами, активно применялся игровой метод. Все используемые формы и методы носили профессиональную направленность.

На каждом этапе формирования профессионально-коммуникативной культуры курс иностранного языка носил профилирующий характер, т. е. соотносился с особенностями профессии будущих специалистов, потребностям и запросам их профессиональной деятельности.

Таким образом, технология обучения является целостной дидактической системой, позволяющей наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать поставленные педагогические задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евдокимова М. Г. Компьютерная среда автономности студента в процессе овладения иностранным языком // Автономность в практике обучения иностранным языкам и культурам: Сб. науч. трудов. М.: МГЛУ, 2001. Вып. 461. С. 81-97.

2. Сластенин В. А. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород: Изд-во БГУ, 1996. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.