Научная статья на тему 'Использование современных технологий контроля качества учебного процесса'

Использование современных технологий контроля качества учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
539
191
Поделиться
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Дедуль М. И., Занько Ю. В.

Проблематика Болонского процесса в Республике Беларусь стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются семинары, круглые столы, монографии, статьи. Первоначально Республика Беларусь оказалась в стороне от данного процесса. Однако в 2010 году наша страна официально объявила о намерении присоединиться к Болонскому процессу и подписать в 2012 г. Болонскую Декларацию. Уже на современном этапе многие ВУЗы нашей страны начали поэтапное внедрение отдельных векторных направлений Болонского процесса в систему высшего профессионального образования. В частности вводится двухуровневая система образования, рейтинговая оценка знаний и т.п. Для более эффективной, гибкой, качественной и стимулирующей оценки знаний студентов высшие учебные заведения вводят параллельные системы оценки (к ним относится рейтинговая и модульно рейтинговая оценка знаний студентов), которые активно используются в европейской системе образования. Данная система получила реальное отражение в разработанном положении о проведении текущего контроля успеваемости, посещаемости занятий, промежуточной аттестации студентов и соответственно в системе высшего медицинского образования нашего ВУЗа.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Дедуль М.И., Занько Ю.В.,

Текст научной работы на тему «Использование современных технологий контроля качества учебного процесса»

© ДЕДУЛЬ М.И., ЗАНЬКО Ю.В., 2012

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ КАК ОДИН ИЗ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

ДЕДУЛЬ М.И., ЗАНЬКО Ю.В.

У О «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра акушерства и гинекологии

Резюме. Проблематика Болонского процесса в Республике Беларусь стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются семинары, круглые столы, монографии, статьи. Первоначально Республика Беларусь оказалась в стороне от данного процесса. Однако в 2010 году наша страна официально объявила о намерении присоединиться к Болонскому процессу и подписать в 2012 г. Болонскую Декларацию.

Уже на современном этапе многие ВУЗы нашей страны начали поэтапное внедрение отдельных векторных направлений Болонского процесса в систему высшего профессионального образования. В частности вводится двухуровневая система образования, рейтинговая оценка знаний и т.п.

Для более эффективной, гибкой, качественной и стимулирующей оценки знаний студентов высшие учебные заведения вводят параллельные системы оценки (к ним относится рейтинговая и модульно - рейтинговая оценка знаний студентов), которые активно используются в европейской системе образования. Данная система получила реальное отражение в разработанном положении о проведении текущего контроля успеваемости, посещаемости занятий, промежуточной аттестации студентов и соответственно в системе высшего медицинского образования нашего ВУЗа.

Ключевые слова: Болонский процесс, рейтинговая оценка знаний студентов, текущий контроль успеваемости студентов.

Abstract. The issues of the Bologna process in the Republic of Belarus have become one of the most popular topics to which seminars, round-table conferences, monographs and articles are devoted. Initially, the Republic of Belarus stayed away from the given process. Nevertheless in 2010 our country officially announced its intention to join the Bologna process and sign the Bologna Declaration in 2012.

At present many universities in our country began «step-by-step» introduction of some principles of the Bologna process into the system of higher professional education. In particular, a two-level educational system, rating knowledge assessment, etc. are being introduced.

For a more efficient, flexible, qualitative and incentive assesment of the university students’ knowledge, special attention in higher educational establishments is paid to the introduction of parallel evaluation systems including rating and modular-rating systems of students’ knowledge assessment which are actively used in the European educational system. At our university this system was actually reflected in the elaborated regulations of current monitoring of students’ academic achievements (final and interim) and their attendance of practical classes and lectures.

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, Витебский государственный медицинский университет, кафедра акушерства и гинекологии, тел.моб.: +375 (29) 510-28-84 - Дедуль М.И.

Говременное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.

Личность по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия. Долгое время государство практиковало ресурсный подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено идее воспитания работника, профессионала с минимальным учетом индивидуальности, в то время как на современном этапе образование приобретает характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование образовательной системы, образовательной среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образовательной деятельности [21].

Развитие системы высшего профессионального образования в нашей стране детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Республика Беларусь принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация национальной системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие «как открытой государственнообщественной системы».

В 2010 г. Республики Беларусь официально объявила о намерении присоединения к

Болонскому процессу, в рамках которого с 2012 г. предстоит осуществить реформирование национального образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования [7, 13].

Социальная проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями.

Экономическая проблема модернизации состоит в обеспечении эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Республики Беларусь и создании условий для формирования конкурентоспособного рынка экспортных образовательных услуг белорусских вузов в мире и, в частности, в европейском политическом и территориальном пространстве, для чего необходимо структуру высшего образования обозначить в единицах европейского измерения (образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр.). Совмещение интересов внешних и внутренних направлено на реорганизацию системы профессионального высшего образования в Республике Беларусь с учетом положений Болонской декларации.

В последние несколько лет вузовскую общественность Республики Беларусь живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем «Болонского процесса», в модернизации национальной высшей школы [18, 23].

Основная цель данной статьи - это проведение обзора литературных данных, касающихся истории развития Болонского процесса, основных целей, положений Болонской декларации, анализ данных о реальных шагах, предпринятых в Республике Беларусь по присоединению к Болонскому процессу, а также о внедрении в систему высшего профессионального образования нашего ВУЗа рейтинговой оценки знаний студентов как одного из факультативных параметров Болонского процесса.

1. История Болонского процесса

Объединение высшей школы в европейских странах назрело довольно давно, еще в середине ХХ столетия, в связи с тем, что оно стало неконкурентоспособным по сравнению с американским [1, 2, 3, 6]. Попытки совершенствования европейского образования по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское соглашение, в котором ставились принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в сфере образования к общеевропейским нормам, расширение доступа к высшему образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения.

Со временем эти идеи были развиты в решениях конференций министров образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы внедрялись разнообразные программы [4, 8, 9, 11].

В истории Болонского процесса можно выделить три этапа:

- предыстория: от Великой Хартии Университетов (1988 г.) до Болонской декларации;

- начало: Болонская декларация (1999 г.);

- развитие: после Болонской декларации.

Идеи создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования исходят от старейшего в Италии и во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов - Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом подхвачена, и во время юбилейных торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов [14,

19, 22, 25, 30].

Постепенно процесс европейской интеграции высшего образования стал поднимать-

ся с университетского на государственный уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, также во время празднования его юбилея, состоялось совещание министров образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная ими Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий [2, 3, 31].

Уже в следующем 1999 году на родине Magna Charta, в г. Болонье (Италия), состоялась историческая первая конференция тридцати европейских министров, отвечающих за образование. Принятая ими декларация «Зона европейского высшего образования» определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой декларации и начинается собственно Болонский процесс.

В дальнейшем встречи европейских министров образования стали регулярными с интервалом в два года, каждый раз к Болонскому процессу присоединялись новые страны. В 2001 году министров принимала Прага, в 2003 году - Берлин. Число участников достигло сорока, в том числе Россия, подписавшая Болонскую декларацию в ходе берлинской конференции. Четвертая встреча состоялась в мае 2005 г. в норвежском городе Бергене. Здесь о вступлении в Болонский процесс заявили пять республик бывшего Советского Союза. Последняя встреча состоялась в 2007 г. в Лондоне [19, 30, 31].

Кроме рубежных конференций министров, в рамках Болонского процесса проводится ряд международных мероприятий, посвященных его отдельным аспектам. Вся университетская Европа пришла в движение, намереваясь успешно завершить создание единого образовательного пространства к установленному Болонской декларацией сроку.

На сегодняшний день 40 стран принимают участие в Болонском процессе [1, 4, 19].

2. Болонский процесс. Основные цели

Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространство, открылись границы, введена единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присваиваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы [1, 2, 3, 4].

Официальной датой Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран.

Страны - участницы Болонского процесса после подписания Болонской Декларации принимают на себя определённые обязательства [11, 14, 19].

Некоторые обязательства ограничены сроками:

* С 2005 года начата бесплатная выдача всем выпускникам вузов стран-участниц Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

* До 2010 г. реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Рекомендательные параметры Болонского процесса:

* Единые европейские оценки.

* Мобильность студентов.

* Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

* Образование в течение всей жизни.

Факультативные параметры Болонского

процесса:

* Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

* Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

* Модульная система оценки знаний студентов.

* Дистанционное обучение, электронные курсы.

* Академические рейтинги студентов и преподавателей.

Основные цели Болонского процесса:

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания [1, 2, 4, 6].

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония [1, 2, 4].

3. Основные положения Болонской декларации

Цель Болонской декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе [1, 4, 6, 8, 9].

Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО [1, 4].

Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования [6, 9].

* Приложение выдаётся по запросу студента бесплатно.

* Приложение заполняется на языке страны базового вуза и на одном из распространённых европейских языков (как правило, английском).

* Приложение должно иметь строго регламентированную форму и состоять из восьми разделов.

2. Двухуровневая система высшего образования. Базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специ-

альностей и специализаций, причем как в Европе, так и в других странах СНГ. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр - это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень - в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором - 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний - естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр. [11, 19].

3. Учреждение кредитной системы по Европейской кредитно - трансфертной системе (ЕСТБ). Кредитами называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество усвоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра - дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТБ станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирую-

щая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т.д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни [12,

20, 27].

4. Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования. Для осознания и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих [22, 25, 30, 31].

5. Приведение высшего образования в различных странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований [6, 8].

6. Внедрение в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку получить в течение жизни несколько дипломов и ученых степеней, а университету - значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life

Long Learning) - образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни [1, 4, 6].

4. О вступлении Республики Беларусь в Болонский процесс

30 сентября 2010 г. приказом Министерства образования Республики Беларусь № 636 «О межведомственной группе по осуществлению принципов Болонской декларации в системе высшего образования Республики Беларусь» утвержден состав межведомственной группы и установлен предмет ее деятельности. Также данным приказом утверждены Рабочий план по присоединению Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования и Рабочий план по реализации принципов Болонской декларации и коммюнике, принятых в ходе заседаний министров образования государств-участников Болонского процесса в период 1999-2010 гг., в системе высшего образования Республики Беларусь [7, 13].

Межведомственная группа успешно функционирует: подготовлено и размещено на интернет-ресурсе Министерства образования методическое пособие для высших учебных заведений с разъяснением требований документов Болонского процесса; периодически публикуются аналитические и концептуальные материалы по проблематике Болонского процесса в журнале «Вышэйшая школа», республиканских газетах; усовершенствован web-сайт с информацией о состоянии реализации положений Болонской декларации в системе высшего образования Республики Беларусь; изучен зарубежный опыт использования систем зачетных образовательных единиц для определения трудоемкости образовательных программ и учебной деятельности студентов; проанализирован опыт нострификации в государ-ствах-участниках Болонского процесса, которые присоединились к Лиссабонской конвенции, для реализации в национальной практике признания иностранных документов об образовании [18, 23].

Министерством образования подготовлен англоязычный пакет информационноорганизационных материалов и заявка на

вступление Республики Беларусь в Болонский процесс для направления в соответствующие структуры, управляющие Болонским процессом. Заявка на вступление Республики Беларусь в Болонский процесс и национальный отчет о состоянии и развитии высшего образования Республики Беларусь направлены в Болонский секретариат, а также министрам образования тех стран, которые на протяжении 2011 -2012 гг. возглавляют Болонский процесс: Азербайджан, Армения, Венгрия, Дания, Польша и Румыния [7, 18].

Анализ юридических и иных аспектов Болонской декларации и ряда последовавших за ней коммюнике совещаний министров образования стран-участниц подтверждает, что Республика Беларусь, вступив в Болонский процесс, не будет иметь юридических обязательств по внесению не отвечающих национальным интересам изменений в структуру, организационные подходы и содержание высшего образования. Основные изменения системы высшего образования, которые определены внедрением ряда принципов Болонской декларации (введение многоуровневой системы образования, ком-петентностная модель выпускника, сокращение сроков подготовки специалистов и т.д.) для Республики Беларусь уже завершены, исходя из потребностей развития национальной экономики и социальной сферы страны [13, 23].

На данный момент присоединение Республики Беларусь к Болонскому процессу потребует от страны минимальных организационных мероприятий, реализация которых, вне привязки к Болонскому процессу, предусмотрена современным этапом развития национальной системы высшего образования, а именно:

- законодательное закрепление кредитно-модульной системы организации учебного процесса;

- внедрение системы оценки трудоемкости образовательных программ с использованием системы зачетных единиц по типу ECTS;

- внедрение нового образца приложения к диплому о высшем образовании, совместимого с образцом, разработанным ЮНЕСКО/ Советом Европы (Diploma Supplement);

- формирование системы менеджмента качества высшего образования, удовлетворяющей всем требованиям международных стандартов серии 180 9001 [7].

Реализация всех поставленных задач по присоединению Республики Беларусь к Болонскому процессу осуществляется под непосредственным руководством Министерства образования Республики Беларусь, при участии представителей межведомственной группы по осуществлению Болонских принципов в Беларуси, Национального офиса Темпус в Республике Беларусь и активной вовлеченности в этот процесс вузовского сообщества [7].

5. Рейтинговая система оценки знаний студентов как один из факультативных параметров Болонского процесса

Как уже было сказано выше, к факультативным параметрам Болонского процесса относятся: гармонизация содержания образования по направлениям подготовки; нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору; модульно-рейтинговая система оценки знаний; дистанционное обучение, электронные курсы; академические рейтинги преподавателей.

В частности, для более эффективной, гибкой, качественной и стимулирующей оценки знаний студентов высшие учебные заведения Республики Беларусь вводят параллельные системы оценки (к ним относится рейтинговая и модульно - рейтинговая оценка знаний студентов), которые активно используются в европейской системе образования.

Данная система получила реальное отражение в системе высшего профессионального образования УО ВГМУ Так, в 2011 г. рядом авторов, совместно с учебным отделом университета, было разработано и утверждено Приказом Ректора УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» от 15.06.2011 г. № 254-уч., методическое пособие для студентов и преподавателей «Контроль качества учебного процесса» [16]. В данном методическом пособии изложены следующие положения:

- «Положение о проведении текущего контроля успеваемости, посещаемости занятий, промежуточной аттестации студентов УО ВГМУ»;

- «Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов УО ВГМУ»;

- «Положение о рейтинговой системе оценки деятельности профессорско-преподавательского состава УО ВГМУ»;

- «Положение о дипломных работах»;

В «Положении о рейтинговой системе

оценки знаний студентов УО ВГМУ» приведены формы модульно-рейтинговой оценки знаний студентов с подробным описанием процедуры расчета различных составляющих рейтинговой оценки.

Помимо «Положения о рейтинговой системе оценки знаний студентов УО ВГМУ» в данном методическом пособии представлено разработанное авторами как результирующий этап внедрения системы оценки знаний студентов «Положение о проведении текущего контроля успеваемости, посещаемости занятий, промежуточной аттестации студентов УО ВГМУ» [16]. Мы приводим некоторые выдержки из данного положения:

«Общие положения. Формами проверки успешного выполнения и усвоения студентами учебного материала (лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий) в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям (специальностям) высшего профессионального образования являются текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация (зачеты и экзамены, рейтинговая оценка знаний, система академических кредитов)».

«1. Текущий контроль успеваемости. Текущий контроль успеваемости призван контролировать и оценивать с помощью собеседования, тестов, контрольных заданий и работ, домашних заданий и т.п. уровень знаний и степень усвоения студентами учебного материала соответствующей дисциплины по мере ее изучения. Формой текущего контроля знаний на лабораторных и практических занятиях являются входной и выходной контроль. Основу оценки составляет выходной

контроль, включающий проверку знаний и практических навыков. Результаты текущего контроля успеваемости выставляются преподавателями в журнал учета занятий. Не менее 50% лучших оценок вносятся в специально разработанную рейтинговую ведомость и являются основой текущего рейтинга студента. По результатам итоговой оценки каждого занятия, посещения лекций и занятий формируется текущий рейтинг; по результатам сдачи коллоквиума, контрольной, итоговой работы

- модульный рейтинг».

«5. Промежуточная аттестация 5.1 Зачеты. Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и недифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабочими учебными планами. Зачеты проводятся по окончании изучения дисциплины путем опроса (в устной или письменной форме). Студентам с высоким уровнем рейтинговой оценки знаний по соответствующей дисциплине (90% и более) преподаватель может поставить зачет без опроса».

«Дифференцированные зачеты сдаются в 2 этапа: I этап - практические навыки, II этап

- устное собеседование. Оценка выставляется как среднее арифметическое по результатам I, II этапа и рубежного рейтинга студента».

«5.2 Экзамены». «Экзамены проводятся в 3 этапа:

I этап - компьютерное тестирование, проводится во время семестра (допускаются все студенты);

II этап - практические навыки, проводится во время семестра (допускаются студенты, не имеющие неотработанных пропусков занятий);

III этап - устное собеседование, проводится по расписанию экзаменов во время сессии (допускаются студенты, получившие зачет)».

«Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое оценок по II и III этапам экзамена и рейтинговой оценки знаний и умений, переведенной в 10-балльную шкалу оценки.

Студенты, получившие высокую рейтинговую оценку знаний по изучаемой дисциплине (90% и выше), сдавшие тесты с первого раза на 90% и выше, получившие 9-10 баллов с первого раза по практическим навыкам, имеют право претендовать на освобождение от устного собеседования с соответствующей оценкой знаний. Решение в каждом отдельном случае принимает академическая комиссия» [16].

Таким образом, внедрение модульнорейтинговой системы оценки знаний студентов в образовательный процесс УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» и включение её в качестве одной из составляющих итоговой оценки дает возможность контролировать процесс овладения учебным материалом, создает выгодные условия для учета индивидуальных особенностей студента, содействует систематическому усвоению знаний студентами, способствует повышению мотивации студентов к освоению профессиональных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их работы.

Заключение

В заключение, рассматривая теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения Республики Беларусь к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования.

В вузах Республики Беларусь реализуются отдельные факультативные параметры Болонской декларации: рейтинговая и модульно-рейтинговая оценка знаний студентов и преподавателей, дистанционные образовательные технологии и т.п.

Внедрение модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в практику высшего профессионального образования на примере УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет» отражает происходящие в нашей стране процессы реформирования, унификации, инновационного развития системы высшего

образования Республики Беларусь в рамках векторных направлений Болонского процесса, создает благоприятные условия для учета индивидуальных особенностей студентов и содействует формированию у них профессиональных компетенций.

Литература

1. Байденко, В.И. Болонский процесс. Курс лекций. -Изд-во Логос - М.: 2004. - 208 с.

2. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.

3. Болонский процесс [Электронный ресурс]. - 2011. Режим доступа: http://bologna.owwz.de/project-team.html?&L=3 - дата доступа: 01.02.2012.

4. Болонский процесс: европейское высшее образование - Информационный бюллетень №4, выпуск №7 от 13.03.03 // Издательство ВГМУ Витебск, 2003 г. -С.36.

5. Василюк, Я.В. Внедрение инновационных форм организации обучения студентов - обязательное условие подготовки высококвалифицированных специалистов / Я.В. Василюк // Высшая школа: Проблемы и перспективы. 8 Международная научно - методическая конференция. Вып. 1. - Мн.: - С. 249-251.

6. Вербицкая, Л. А., Касевич, В. Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения // Вопросы образования. — 2005. — № 4.

7. Оптимизация содержания социально-гуманитарного образования в вузах Белоруссии и России в контексте Болонского процесса. - 2011. Режим доступа: soyuz.by/sm.aspx?guid=103144 - дата доступа:

05.02.2012.

8. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004. - 78 с.

9. Добрынин, М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. - 2006.

- № 9. - С. 103-108.

10. Горбачев, В.В. Модульно-рейтинговая система в образовательной деятельности вузов: практическое пособие для организаторов учебно-воспитательной работы и преподавателей / В.В.Горбачев, Н.Н. Добролюбов // Мн.: УМЦ Минсельхозпрода РБ. - 2004.

- 28 с.

11. Геворкян, Е. Н., Матова, Г. Н. Болонский процесс и

сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации // Вопросы образования. — 2005. — № 4.

12. Жученко, А.А., Исоньков, Ж.В. Европейская систе-

ма зачетного перевода (ЕСТ8) // Материалы для участников работ по внедрению ЕСТ8 в учебный процесс. - Екатеринбург, 2005. - С. 79-95.

13. Жук, А.И. Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к Европейскому пространству высшего образования // Вышэйшая школа. - 2010. - № 5.

14. Касевич, В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.А..

Болонский процесс в вопросах и ответах. - Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. - 108 с.

15. Косинец, А. Н. Инновационное образование - глав-

ный ресурс конкурентоспособной экономики государства / А. Н. Косинец // Сб. - 2007. - 30 окт. - С. 11-14.

16. Контроль качества учебного процесса // Дедуль М.И., Величинская О.Г., Городецкая И.В., Моисеев Д.В., Чернявский Ю.П., Хромченков А.П., Щупакова А.Н./ Методическое пособие. Утв. ЦУМС ВГМУ -Витебск: ВГМУ, 2011.- 58 с.

17. Козлов, В.А. Результаты внедрения рейтинговой системы оценки знаний в учебный процесс / В.А. Козлов, А.В. Голенков, Г. Д. Аникин // Известия Российской академии образования. - 2002. - № 1. - С. 85-89.

18. К вопросу о вступлении Республики Беларусь в Болонский процесс [Электронный ресурс]. - 2011. Режим доступа: edubelarus.info/uploads/ehea/ analiz.pdf- дата доступа: 01.02.2012.

19. Лукичев, Г. А. Развитие образования в государствах-участниках Болонского процесса // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 8.

20. Монастырская, Т.И. Оценка нагрузки студентов в рамках европейской системы зачетных единиц [Текст] /Т.И.Монастырская, В.Шатц // Высшее образование сегодня. - 2009. - №6. - С. 8-13. - [Европейская система перевода кредитов (БСТ8)].

21. Мижевич, О.М. Европейское сотрудничество в об-

ласти высшего образования: опыт и перспективы// Инновационные технологии в бизнес-образовании: сборник научных статей Международного весеннего форума: в 2 ч. / редкол.: С.Н. Лебедева, Л.В. Мисникова, Г.С. Митюрич. - Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2008. -Ч.2. - С. 169-174.

22. О реализации принципов Болонской декларации в Поморском университете [Электронный ресурс].

- 2004. Режим доступа: www.pomorsu.ru/_doc/

quality/normativ/26_02_04.pdf - дата доступа:

05.02.2012.

23. О вступлении Республики Беларусь в Болонский процесс [Электронный ресурс]. - 2011. Режим доступа: edubelarus.info/uploads/ehea/report_01_2011.pdf

- дата доступа: 05.02.2012.

24. Павлов, Н. Контроль знаний студентов / Н. Павлов [и

др.] // Высшее образование в России. - 2000 г. - № 1.

- С. 116-122.

25. Печончик, Т., Игнатович А. Болонский процесс: к Болонье через хутор Михайловский // Зеркало недели. - 14-20 апреля 2007 года. - Ресурсы Интернет. -http://www.gotostudy.com.ua/news/292.html.

26. Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов в УО «Белорусский государственный экономический университет» (БГЭУ) [Электронный ресурс]. - 2008. Режим доступа: http:/ /www.bseu.by/russian/student/reyting.htm. - дата доступа: 05.02.2012.

27. Проблемы внедрения системы ECTS в Украине. -Юридический сайт будущих адвокатов. - Ресурсы Интернет. - http://peak.at.ua/blog/2008-11-21-1.

28. Сарвида, Е.И. Опыт применения блочно-модульной технологии обучения /Е.И.Сарвида // Перспективы развития высшей школы. - Гродно. - 2008. - С. 6062.

29. Сергеенкова, В.В. Управляемая самостоятельная ра-

бота студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая система / В.В.Сергеенкова // - Мн.: РИВШ. -2005. - 125 с.

30. Шадриков, В.Д. Государственные образовательные

стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. - 2004 - С.34-49.

31. Фрид, Й. Частное высшее образование в Европе : сравнительный анализ с точки зрения целей Болонского процесса / Йохен Фрид, Анна Гласс, Бернд Баумгартл // Высш. образование сегодня. - 2007. -№ 2. - С. 26-30.

32. Якимов, А. Н. Роль рейтингового контроля в повыше-

нии качества вузовского образования / А. Н. Якимов, Н. К. Юрков, В. Я. Баннов // Университетское образование: Сб. статей 12-й Международной научно-методической конференции (9-10 апреля 2008 г.) / Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та - 2008 г. - С. 496-498.

Поступила 08.02.2012 г. Принята в печать 02.03.2012 г.