Научная статья на тему 'Организация научно-образовательного процесса университета с учетом общих направлений Болонской декларации'

Организация научно-образовательного процесса университета с учетом общих направлений Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / БАЛЛЪНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / RATING AND SCORE SYSTEM OF EVALUATION OF STUDENTS' KNOWLEDGE / BOLOGNA DECLARATION / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROCESS / CREDIT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Юлия Валерьевна

Рассматривается деятельность российских вузов с учетом общих направлений Болонского процесса. Особое внимание уделено анализу возможностей применения в научно-образовательном процессе университета системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой оценки знаний студентов. В статье обозначены проблемы и перспективы интеграции вузов России в международное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of university scientific and educational process taking into account general trends of Bologna declaration

In the article the activity of Russian universities with the consideration for common directions of Bologna process is observed. The special attention is paid to the analysis of application opportunities of the credit system and rating and score system of students' knowledge evaluation in the scientific educational process of a university. The problems and perspectives of integration of Russian universities into the international educational area are specified.

Текст научной работы на тему «Организация научно-образовательного процесса университета с учетом общих направлений Болонской декларации»

УДК 378.1

ББК Ч484(0)+Ч481.4

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УНИВЕРСИТЕТА С УЧЕТОМ ОБЩИХ НАПРАВЛЕНИЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Ю.В. Подповетная ЮУрГУ

ORGANIZATION OF UNIVERSITY SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROCESS TAKING INTO ACCOUNT GENERAL TRENDS OF BOLOGNA DECLARATION

U.V. Podpovetnaya South Ural State University

Рассматривается деятельность российских вузов с учетом общих направлений Болонского процесса. Особое внимание уделено анализу возможностей применения в научно-образовательном процессе университета системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой оценки знаний студентов. В статье обозначены проблемы и перспективы интеграции вузов России в международное образовательное пространство.

Ключевые слова: Болонская декларация, научно-образовательный процесс, система зачетных единиц, балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, организация.

In the article the activity of Russian universities with the consideration for common directions of Bologna process is observed. The special attention is paid to the analysis of application opportunities of the credit system and rating and score system of students’ knowledge evaluation in the scientific educational process of a university. The problems and perspectives of integration of Russian universities into the international educational area are specified.

Keywords: Bologna declaration, scientific and educational process, credit system, rating and score system of evaluation of students ’ knowledge.

Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на формирование и развитие общества и, как следствие, призвана способствовать свободному передвижению высококвалифицированных специалистов. В свою очередь, свободное передвижение специалистов невозможно без сопоставимости их квалификаций. В связи с этим возникает проблема унификации университетского образования. Эта проблема является сложной и требует длительной подготовки и согласованных действий всех стран. С целью решения данной проблемы связана необходимость образовательных реформ.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и встала на путь интеграции системы высшего профессионального образования страны в мировую систему высшего обра-

зования. Модернизация образования предусматривает, с одной стороны, сохранение и развитие традиций российской высшей школы, а с другой стороны, ориентирует высшие образовательные учреждения на обновление образовательной деятельности.

В Болонской декларации указаны основные задачи, решение которых, как предполагается, будет способствовать созданию единого европейского образовательного пространства. Среди этих задач: введение в высшем образовании единых общепринятых и сопоставимых квалификаций, переход на уровне-вую систему высшего образования, первая ступень которого - это бакалавриат (со сроком обучения 4 года), вторая ступень - это магистратура (со сроком обучения 2 года). Также это внедрение оценки трудоемкости

освоения учебных дисциплин в зачетных единицах (кредитах), отражение учебных программ в приложении к диплому, повышение мобильности студентов и создание единого европейского образовательного пространства.

Преимуществами такой системы является ее вариативность. Студенты имеют возможность не только получить профессиональное образование в индивидуальном темпе и по индивидуальным траекториям. Наряду с этим они могут в разных объемах изучать дисциплины образовательной программы. Таким образом, предлагаемая система - многоуровневая, она способствует непрерывности, вариативности образования и его индивидуальной ориентации.

В российской системе профессиональное образование образует единую систему, выстроенную по принципу преемственности между ступенями. Каждая ступень профессионального образования решает свои задачи. Соответствующие подсистемы профессионального образования включают: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное высшее профессиональное, послевузовское образование и подсистему повышения квалификации. Более того, в нашей стране уже сложились варианты систем многоуровневого профессионального образования, например, в комплексах колледж - вуз и др. Следовательно, многие из проблем, которые призваны решать страны европейского содружества, в соответствии с Болонской декларацией, решаются в нашей стране. Хотя это происходит в форме, отличной от предлагаемой, но тем не менее достаточно успешно. Таким образом, можно говорить о различиях между российской и европейской системами образования более по форме, чем по существу.

В настоящее время развитие Российского образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса. Министерством образования Российской Федерации был принят приказ «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе». Решение о проведении эксперимента принято в целях совершенствования планирования и организации учебного процесса, увеличения роли самостоятельной работы студента и оптимизации учебной нагрузки педагогических работников. В эксперименте согласно приказу принимают участие 23 вуза Российской Федерации. В число этих вузов входит и Южно-Уральский государственный университет.

Реформа, связанная с переходом к системе зачетных единиц, требует ломки обычных форм, переработки образовательных программ, то есть ломки сложившейся системы профессионального образования. Анализ положения и алгоритма пересчета академических часов в кредиты, а также сложившихся в университете традиций оценки учебной нагрузки студентов позволяет сделать некоторые предварительные выводы о целесообразности и возможности использования в образовательном процессе университета зачетных единиц.

Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System -ECTS) основана на сопоставлении трудовых затрат. Имеются в виду энергетические затраты студентов в образовательном процессе, предусмотренные для каждой учебной дисциплины и в целом при выполнении образовательной программы, рассчитанной на определенный период образования. Принятая система кредитов, аналогичная системе ECTS, обеспечивает широкую мобильность студентов.

Введение кредитных зачетных единиц основывается на том, чтобы отреагировать на индивидуальные образовательные потребности студента, обеспечить ему индивидуальную траекторию получения профессионального образования. Другими преимуществами введения кредитных единиц является прозрачность и сопоставимость результатов студентов. Кроме этого, положительным моментом при введении системы зачетных единиц является направленность на реализацию образования в течение всей жизни.

Для реализации в научно-образователь-ном процессе университета системы зачетных единиц необходимо изменение видов и форм учебных планов. В новых учебных планах трудоемкость дисциплин определяется не в академических часах, а в зачетных единицах (кредитах). Для определения трудоемкости дисциплин учитывается несколько факторов:

• весомость каждой учебной дисциплины для подготовки специалиста;

• место дисциплины в учебном плане;

• наличие контрольных и курсовых работ;

• формы итогового контроля.

Кроме изменения учебных планов для реализации в научно-образовательном процессе университета системы зачетных единиц необходимы индивидуальные учебные планы для студентов. Особенность этих планов заключается в том, что на первом курсе они ти-

Теория и практика управления образованием

повые, а начиная со второго курса, студент сам формирует индивидуальный учебный планы, учитывая свои способности и интересы.

На данном этапе, с одной стороны, студент выступает как субъект самоуправления своей образовательной деятельностью. С другой стороны, ему оказывается педагогическое содействие в выборе и реализации образовательных траекторий. Соответствующее педагогическое содействие оказывается тьюторами (преподавателями, закрепленными за академической группой).

В научно-образовательном процессе университета основными задачами тьютора являются:

• работа со студентами в кредитномодульном формате;

• помощь студентам в формировании индивидуальной образовательной траектории;

• контроль за выполнением студентами индивидуальных учебных планов;

• представление интересов студента в университете и др.

Кроме вышесказанного, реализация задач Болонского процесса приводит к внедрению в образовательный процесс балльно-рейшнговой системы оценки знаний студентов. Балльнорейтинговая система оценки знаний основана на наборе и последующем суммировании баллов по всем видам учебной деятельности студента в семестре. Целями введения балльнорейтинговой системы являются: повышение качества подготовки студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования; стимулирование систематической учебной работы студентов в течение всего периода обучения; развитие навыков исследовательской работы и других форм деятельности студентов в университете.

Балльно-рейтинговая система является базовой системой оценивания успеваемости студентов. Внедрение балльно-рейтинговой системы осуществляется, начиная с первого курса, одновременно по всем направлениям (специальностям), с дальнейшим расширением на последующие курсы. Такая система предполагает организацию в каждом семестре текущего контроля по всем изучаемым дисциплинам. Текущий контроль состоит из оценки результатов работы студентов по всем видам занятий для каждой дисциплины.

Текущий контроль предназначен для контроля и оценки:

• качества усвоения студентами теоретических разделов дисциплины;

• знаний, умений и навыков, полученных на практических занятиях по дисциплине;

• самостоятельной работы студентов.

Рейтинговый балл по каждой дисциплине

складывается из баллов, набранных студентом при выполнении всех видов учебных работ (лабораторных, практических, самостоятельных работ и др.), а также баллов, полученных за знания по теоретической части дисциплины.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме письменных или устных опросов, проводимых в течение семестра. Результат, достигнутый студентом в ходе опроса, оценивается в баллах по методике, утвержденной кафедрой, за которой закреплена дисциплина. По итогам текущего контроля и результатам экзамена (зачета) по дисциплине студенту выставляется рейтинговый балл (от О до 100 баллов) и соответствующая ему традиционная оценка. Для организации текущего контроля по каждому виду занятий дисциплины выделяются основные разделы (темы) дисциплины, подлежащие контролю (контрольные точки), и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки по дисциплине.

При формировании рейтинговой оценки по дисциплине необходимо:

• общий балл распределить между всеми контролируемыми видами занятий;

• для каждого вида занятий определить относительный вклад каждого контролируемого раздела (темы) в общий балл по виду контроля;

• установить четкие критерии оценки по каждому виду занятий.

Текущий контроль по каждому виду занятий по дисциплине в течение семестра осуществляется в соответствии с графиком текущего контроля.

На основании результатов рейтинговых оценок каждого студента по всем дисциплинам, изучаемым им в данном семестре, рассчитывается семестровый рейтинг студента.

Рейтинг как показатель качества учебной деятельности студента является одним из критериев в системе аттестации на различных уровнях обучения, при распределении на образовательные программы (направления).

Использование балльно-рейтинговой системы способствует повышению объективно-

сти оценки знаний студентов, мотивации их к систематической самостоятельной работе по изучению дисциплин в течение семестра, к исследовательской деятельности, повышению их социальной активности.

Кроме этого, введение в научно-образовательный процесс балльно-рейтинговой оценки знаний студентов позволило применить дифференцированный подход, изменить технологию обучения за счет изменения соотношения аудиторной и самостоятельной работ студентов, стимулировать студентов для ежедневной учебной работы. Основной акцент при изучении студентом учебной дисциплины перенесен на самостоятельное освоение материала. Возросла роль индивидуальных и групповых консультаций.

В связи с такой организацией научнообразовательного процесса в университете меняется и деятельность преподавателей. Преподаватель выполняет функцию консультанта, который мотивирует студента к самостоятельной работе и обеспечивает студентам возможность самостоятельно осваивать дисциплины.

Первый опыт внедрения в научно-образо-вательный процесс балльно-рейтинговой системы показал, что он требует от студента постоянной работы в течение всего семестра, так как изучаемый материал сдается по частям (согласно графику контрольных точек). При такой учебной деятельности достигаются наилучшие результаты обучения и формируется устойчивая система знаний. Кроме того, отношения между студентом и преподавателем становятся более явными, так как «правила игры» оговариваются заранее. У студентов не возникает вопросов, почему в итоге он получил именно такую оценку. Балльно-рейтин-говая система позволяет наиболее точно оценить уровень знаний студентов, она менее субъективна и меньше зависит от «везения» на экзамене.

Вместе с тем организация научно-образо-вательного процесса в университете с учетом положений Болонской декларации выявила ряд проблем и задач, без решения которых поставленной цели не достичь.

Во-первых, в Российской высшей школе особое значение придается самостоятельной работе студентов (СРС). Согласно учебным планам примерно половина кредитов отводится на СРС. Следовательно, возникает проблема пересмотра содержания СРС по дисциплинам, содержания педагогической под-

держки СРС и корректировки заданий для самостоятельной работы.

Во-вторых, происходит резкое увеличение трудоемкости учебно-методической работы преподавателя. Дополнительные часы работы связаны с необходимостью подготовки и обновления большого количества методических материалов, проверкой контрольных работ, организацией дополнительных консультаций, изменением соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов. По существу, проблема сводится к необходимости выделения дополнительного ресурса для поддержки балльно-рейтинговой оценки знаний студентов, связанного с дополнительным объемом работы каждого преподавателя.

В-третьих, необходимо оценивать не только трудоемкость учебной дисциплины, но и другие стороны научно-образовательного процесса университета, в частности: преподавание, исследовательскую работу, руководство и управление, способность удовлетворять потребности обучающихся и др.

Кроме этого, для успешного внедрения основных положений Болонской декларации в практику работы Российских образовательных учреждений системы высшего профессионального образования не достает нормативных документов, регламентирующих научно-образовательный процесс. Как следствие, процесс интеграции России в международное образовательное пространство протекает медленнее и сложнее, чем следует. В данном случае совершенствование нормативно-правовой документации разных уровней (от федерального до местного) является актуальной задачей.

Таким образом, внедрение основных положений Болонской декларации в научнообразовательный процесс университета требует большой работы в части пересмотра элементов образовательной системы и, прежде всего, традиционной организации учебного процесса. В то же время это предоставляет вузу новые возможности для внедрения современных, признанных в европейском образовательном сообществе технологий обучения, направленных на индивидуализацию учебного процесса, способствующих интеграции Российских вузов в международное образовательное пространство.

Литература

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы /В.И Байденко. - М.: Исследователь-

Теория и практика управления образованием

ский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2002. - 128 с.

2. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц / З.И Александров, А. М. Афанасьева, Э.В. Сабитова, В. Р. Строкина // Высшее образование в России. - 2007. - № 8.

3. Котлярова И О. Научно-образователь-ный процесс в университете / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. 17-19 мая 2004 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. - С. 24-27.

4. Котлярова, И. О. Признаки научно-

образовательного процесса / И. О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2008. - Вып. 15. - № 13 (113). -С. 122-126.

5. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации высшего образования: методическое пособие / Б.А. Сазонов. — М. : МГТУ им. Баумана. - 2007. - 157 с.

6. Сидоров, А. И. Возможности использования зачетных единиц в научно-образова-тельном процессе университета / А. И. Сидоров, И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2005. - Вып. 6. — № 15. -С. 23-28.

Поступила в редакцию 5 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.