A.A. Ivanov. V.M. PURISHKEVICH AND «THE RUSSIAN STATE MAP SOCIETY».
The article considers little-known moments of the Russian right politician V.M. Purishkevich's life (1870—1920), connected with his foundation of «The Russian State Map Society» during the World War I. The author touches upon different aspects of the society's activities in 1916—1917, by virtue of a wide range of sources (essentially archival ones).
Key words: privy organization, patriotism, monarchism, dictatorship, anarchy.
ИВАНОВ Андрей Александрович, родился в 1978 г., окончил Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (С.-Петербург) (2000). Магистр образования, канд. ист. наук, доцент кафедры русской истории Российского государственного педагогического университета, докторант. Автор 167работ.
УДК 378.14
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Ю.П. Леванов, Л.П. Федорова
В статье исследованы проблемы организации учебного процесса бакалавров по направлению «Менеджмент», обоснована необходимость и разработан порядок введения балльнорейтинговой системы оценки знаний студентов, включающий общие положения, правила формирования рейтинговой оценки текущей успеваемости студента по учебной дисциплине, процедуру добора рейтинговых баллов, текущую аттестацию студентов института.
Ключевые слова: учебный процесс, бакалавриат, рейтинг, балльно-рейтинговая система, успеваемость.
Высшая педагогическая школа России переживает системные преобразования.
Качество и доступность, их соответствие потребностям развивающейся экономики и конкретной личности определяют состояние и будущее образования, имеющее важное значение для инновационной системы страны и развития человеческого капитала, повышения конкурентоспособности российской экономики. В Послании президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (2009 г.) указано «Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей» [1, с. 3]. Таким образом, современная экономика предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем его интеллектуального развития. Российское традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потреб -ностей современной науки и производства.
Интенсивное его развитие на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
Теоретическую и методическую основу содержания социально-экономических отношений сферы образования, направлений развития в современных условиях составляет система взглядов отечественных и зарубежных ученых (Л. Гребнев, В. Иноземцев, Л. Брагин, А. Михайлушкин, В. Филиппов, А. Фурсенко, Л. Якобсон, И. Гербарт, П. Дра-кер, Д. Дьюи и др.).
Формирование эффективной образовательной системы поставило перед учебными заведениями ряд проблем теоретического и практического значения, обусловленных необходимостью адаптации к конкретным условиям рынка.
Дискуссионность проблематики, недостаточная научная разработка теоретических и методических основ, практическая необходимость определили выбор темы, цель и задачи данной статьи.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований совре-
менных российских и зарубежных специалистов, труды ученых по проблемам инвестирования в человеческий капитал, формирования институтов рынка, применения инновационных технологий в образовательной сфере.
Представители российских вузов сегодня озабочены освоением организационных и финансовых вопросов двухуровневой модели высшего профессионального образования, что ещё не в полной мере осознало социокультурную и психолого-педагогическую природу одного из новых «продуктов» высшей школы - бакалавра.
Бакалавр (от лат. «Ьасса1аигеиБ» — увенчанный лавром) - наименование каноника низшей степени, введенное на богословском факультете Парижского университета в XIII в. Позже оно стало применяться на юридическом факультете, а в дальнейшем распространилось на все факультеты европейских университетов. Стоит отметить, что степень бакалавра не пользовалась большим авторитетом. Ещё в XVI в. преподаватели и студенты университетов Германии организовали движение за отмену бакалаврской степени по причине того, что она не отражала истин -ный университетский уровень образования, и её даже стыдились.
В современной Западной Европе степень бакалавра по-прежнему остаётся неоднозначно воспринимаемой квалификацией. Нормативный срок программы подготовки бакалавра в большинстве стран Европы составляет 6 семестров, но в Голландии, Шотландии и некоторых других странах — 8 семестров. А во Франции и в Испании звание бакалавра присваивается выпускникам полной средней школы и даёт право поступать в университет.
В России по законодательству начала XIX в. первой учёной степенью была степень «студент». Она присваивалась окончившим курс, но все учащиеся университета до окончания курса тоже назывались студентами. Выпускник, окончивший университет написанием научной работы и её публичной защитой, получал степень «кандидат» и мог рассчитывать поступить на государственную службу с чином XI и даже X класса, дающим личное дворянство. Звание «бакалавр» использовалось только в духовных академиях, но в XIX в. было упразднено. В начале 90-х гг. XX в. возникло стремление модернизировать российскую высшую школу и произошла ориентация на западную (точнее, американскую) модель двухуровневого высшего
образования. С вступлением России в Болонский процесс и подписанием протокола Берлинской конференции окончательно решился вопрос появления ученых степеней бакалавра и магистра в высшем образовании.
Высшее образование как общественное благо, стратегическое условие развития всех уровней образования и основа исследований, инноваций и творческого роста должно находиться в сфере ответственности государства, обеспечивающего его экономическую поддержку. Во Всеобщей декларации прав человека отмечено, что «высшее образование должно быть одинаково доступно для всех на основе способностей каждого» (статья 25, параграф 1).
Многоуровневая модель образования «бакалавриат — магистратура — аспирантура» является общепризнанной в мире. В России она начала развиваться, начиная с 1990 гг. как следствие перехода к рыночной экономике, потребовавшей более гибкой системы подготовки специалистов. Официально Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. и объявила о переходе на двухуровневую систему высшего образования — обучение студентов четыре года в бакалавриате и затем два года в магистратуре. 24 октября 2007 г. Президентом РФ подписан закон о введении двухуровневой системы образования в стране.
Болонский процесс предусматривает использование зачетных единиц (кредитов). Наиболее полно субъект-субъектная концепция образования в различных странах реализовывается в рамках кредит-системы, для которой в России используется термин «система зачетных единиц». Под системой зачетных единиц понимается системное определение основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса.
Зачетные единицы характеризуют объем содержания образовательной программы и трудоемкость ее освоения студентом. Возможный подход к определению зачетной единицы, характерный для университетов США и других стран, представлен в табл. 1 [2, 3].
Если учебным планом по какой-либо дисциплине предусматривается 1 лекция в неделю (2 часа в неделю), 1 семинарское занятие и 1 лабораторная работа 1 раз в две недели (по 1 часу в неделю), то в случае
Таблица 1
Порядок определения зачетной единицы (одно из возможных)
Показатели Варианты расчета
1 зачетная единица 1 час лекции + 2 часа самостоятельной работы в неделю и другие виды учебной работы по данной дисциплине в течение одного семестра (подготовка реферата, графико-расчетная работа, домашнее задание и т.п., экзамен, зачет)
2 часа семинарских работ + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебной работы (аудиторная работа, реферат, графико-расчетная работа, домашнее задание, экзамен, зачет)
2 часа лабораторных работ + 1 час самостоятельной работы в неделю + другие виды учебных работ (аудиторная работа, реферат, графико-расчетная работа, домашнее задание, экзамен, зачет)
успешного изучения данной дисциплины в течение семестра студенту засчитывается три (2 + 0,5 + 0,5 = 3) зачетные единицы, При этом он будет иметь по данной дисциплине недельную аудиторную нагрузку в объеме 4 академических часа и выполнять самостоятельную работу в объеме 5 академических часов в неделю, за которую он должен регулярно отчитываться перед своим преподавателем. Планируемый фонд времени самостоятельной работы студента по дисциплине трудоемкостью 3 кредита составляет 5 часов (4+0,5+0,5). Преподавателю для контроля самостоятельной работы студента должна быть выделена аудитория из расчета 2 часа в неделю, он должен в ней присутствовать и работать с той же степенью обязательности, как на лекциях и других занятиях.
Россия после присоединения к Болонской декларации ориентируется в перспективе на использование европейского стандарта определения зачетной единицы (European Community Cource Credit Transfer System - ECTS). Американская и европейская системы зачетных единиц легко сопоставляются друг с другом. Примерно 1 зачетная единица в американской системе может быть приравнена 2 зачетным единицам европейской системы, из чего следует, что для получения 1 зачетной единицы по европейским стандартам студент должен в течение семестра еженедельно заниматься по 1,5 часа, или 30 часов в течение 20-недельного учебного семестра, Таким образом, в европейской системе для получения степени бакалавра студент в течение нормативного 3-летнего срока обучения должен набрать 180 зачетных единиц, 4-летнего срока - 240 зачетных единиц. Нормативная трудоемкость магистерских программ составляет: для одногодичных программ - 60 зачетных единиц, для двухгодичных - 120 зачетных единиц.
Модель образовательной подготовки бакалавра представлена в табл. 2.
Успешность изучения каждой из дисциплин учебного плана в системе зачетных единиц оценивается суммой баллов, исходя из 100 максимально возможных и включает две составляющие [2, 3, 4]:
1) оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению дисциплины в течение семестра (в сумме не более чем 70 баллов). Например, распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению модуля «Математика-1» в течение 15 недель семестра может быть:
посещение занятий 15 баллов (1 балл
в неделю)
коллоквиум-1 10 баллов
коллоквиум- II 15 баллов
выполнение семестрового плана
самостоятельной работы 30 баллов
Итого: 70 баллов.
2) оценка знаний студента на экзамене по 30-балльной шкале.
В системе зачетных единиц основной формой семестрового экзамена по всем дисциплинам является комплексное тестирование, которое проводится в устной и письменной форме, а также в форме выполнения вынесенных на экзамен проблемных задач. Комплексное тестирование обычно состоит из трех частей: общие понятия — 20 %; основная часть — 50 %; решение проблемы — 30%. Суммарный итог двух частей балльной оценки освоения дисциплины переводится по утвержденным шкалам.
ГОС ВПО по специальностям 2-го поколения действует с 2000 года.
Стандарт 3-го поколения будет называться ФГОС (федеральная норма качества высшего образования по соответствующему направлению) и должен соответствовать
Таблица 2
Модель образовательной программы подготовки бакалавра
Трудоемкость
Индекс Наименование часы зачетные единицы
ФК ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ (включая практику и итоговую аттестацию) 4644 129
ГСЭ.Ф.ОО ЕН.Ф.ОО ПД.Ф.ОО ДИСЦИПЛИНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Общие математические и естественнонаучные дисциплины Профессиональные дисциплины. 3996 111
П.ОО П.01 П.02 Практика Учебная Производственная (включая преддипломную) 324 9
ИГА Итоговая государственная аттестация 324 9
Р ВУЗОВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 1620 45
ГСЭ.Р и ЕН.Р Общеобразовательные дисциплины 432 12
ПД.Р Профессиональные дисциплины 1188 33
В ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТА 1620 45
ГСЭ.В и ЕН.В Общеобразовательные дисциплины 432 12
ПД.В Профессиональные дисциплины 1188 33
ДП.ОО ДРУГИЕ ВИДЫ ПОДГОТОВКИ 756 21
ИТОГО: ТРУДОЕМКОСТЬ ОБУЧЕНИЯ 8640 240
Каникулы 40 недель
Резерв времени на нерабочие (праздничные) дни 8 недель
Срок обучения 208 недель
Примечание. Трудоемкость освоения дисциплин федерального компонента (111 зач. ед.) в сумме с
трудоемкостью ИГА (9 зач. ед.) составляет 50% от общей трудоемкости (120 зач. ед. из 240).
Закону РФ «Об образовании» и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также международным документам в сфере высшего образования.
В этом стандарте используются соответствующие термины, определения, обозначения, сокращения:
• основная образовательная программа (ООП) — совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по данному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования;
• компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для
успешной деятельности в определенной области;
• модуль — часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания;
• зачетная единица — мера трудоемкости образовательной программы;
• результаты обучения — усвоение знания, умения и освоенные компетенции).
Проекты основополагающих документов для бакалавриата и магистратуры готовы и находятся на рассмотрении в совете Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам.
В ФГОС указывается код, наименование направления (они будут укрупняться), уровни подготовки: бакалавр, магистр, специалист (последний только в исключительных случаях по утвержденному перечню с учетом специфики страны).
Экономика системы зачетных единиц основана на рыночных механизмах, обеспечивающих эффективность функционирования вуза и поддерживающих высокое качество образования.
Она базируется на принципах:
• для всех студентов вводится обязательная, как правило, частичная плата за обучение;
• размер оплаты обучения должен достаточно просто рассчитываться и строго соответствовать объему предоставляемых студенту образовательных услуг;
• средства, поступающие от студентов, справедливо распределяются между всеми подразделениями учебного комплекса вуза строго пропорционально объему выполненной учебной нагрузки;
• инфраструктура учебного комплекса вуза не должна включать подразделения, не участвующие в обеспечении учебного процесса и финансируемые за счет его.
Аккредитация и лицензирование вуза обязательны.
Особенности обучения:
1) расширение самостоятельности ВУЗа в выборе дисциплин в учебном плане, т.к. базовая часть составляет лишь 50 %;
2) усиливается роль работодателей;
3) уделяется большое внимание социально-личностным качествам выпускника;
4) один преподаватель проводит занятия, другой принимает экзамены и зачеты;
5) преподаватель читает один курс не более 5 лет;
6) преподавателя выбирает студент (субъектно-субъектная форма обучения) и др.
Бакалавриат даёт возможность студенту выбрать любую магистрскую программу гуманитарного направления. Подготовка специалистов по профилю в бакалавриате создает основу для апробации новых направлений, позволяет вузу включиться не только в выполнение запросов рынка труда, но и в его формирование.
Преимущества введения системы бакалавриата:
1) гармонизация российской системы образования с европейскими системами;
2) введение академических кредитов ЕСТБ и европейских систем оценок, что
позволит выдавать Европейские приложения к диплому и значительно интенсифицировать академическую мобильность;
3) утверждение системы транспарентных и доступных для сравнения российских дипломов (например, с европейскими и американскими);
4) совершенствование существующей в российских вузах системы контроля качества в соответствии с европейскими стандартами;
5) гибкая система в отношении сроков освоения образовательной программы (от 3 до 6 лет в разных странах) в зависимости от направления и входного образовательного уровня (исходя из европейского опыта трудоустройства бакалавров, подавляющее большинство бакалавров после трёх лет обучения начинают работать, а если и решают получить степень магистра, то делают это только приобретя жизненный и производственный опыт);
6) позитивный опыт освоения двухуровневой системы образования в МГИМО, СПбГУ, РГПУ им. Герцена и других вузах страны с 1992 г.; так, например, в СПбГУ реализуется 31 программа специализаций по направлению 031000 — Филология, 8 специализаций по направлению 031100 — Лингвистика, более пяти специализаций по направлению 030600 — Журналистика; в МГИМО система бакалавриата «в настоящее время стала настолько привычной, что не вызывает никаких вопросов ни у студентов, ни у преподавателей. Бакалавриат вполне логично нашёл свое место в структуре образовательного процесса. Те факультеты и институты МГИМО, которые ранее имели некоторые сомнения относительно целесообразности введения этой степени, приняли решение учредить ее в 2004—2005 году (Институт внешнеэкономических связей, Международный институт управления, факультет Международной журналистики). Министр образования РФ А. Фурсенко отмечает: «Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьезно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы» [5, с. 7];
7) бакалавриат — это концептуально иная образовательная структура, сориентированная на компетенции и дающая студенту возможность самому выстраивать свою жизненную образовательную траекторию; специалист, дав выпускнику узкую специализацию, нередко затрудняет поиск работы
по специальности. Бакалавриат — широкая база общей подготовки, которая расширяет возможности трудоустройства выпускника, а дальнейшая специализация в рамках магистратуры проходит на качественно ином уровне, позволяет выпускнику как полно -ценно позиционироваться на рынке труда, так продолжать дальнейшую образовательную научную деятельность;
8) возможность для студента выбрать любую дальнейшую специализацию (магистратура, докторантура) в рамках направления;
9) создание новых научно-образовательных комплексов, позволяющих объединить академические институты, вузы с колледжами, лицеями, гимназиями — с одной стороны; с работодателями — с другой.
В Российском университете кооперации как и в других вузах страны ведется подготовка бакалавров по различным специальностям.
Начальный этап обучения по формированию ФГОС в учебных заведениях потребительской кооперации под руководством специалистов Центросоюза России в 2008/2009 учебном году прошли от Чебоксарского кооперативного института РУК: проректор, доц. Л.Н. Дмитриева, помощник проректора, доц. Т.М. Лебединцева, доц. М.В. Гаврилова, доц. О.В. Литвинова.
Приказом ректора института в 2008 г. (№ 426 от 21.11.08) утверждены рабочие группы по подготовке к реализации программ высшего профессионального образования с присвоением квалификации бакалавра по направлениям: «Юриспруденция», «Экономика», «Коммерция», «Менеджмент», «Прикладная экономика», создана комиссия по координации деятельности рабочих групп по организации подготовки программ высшего профессионального образования под руководством проректора по учебной работе, доцента Ю.П. Леванова
Ученым советом Чебоксарского кооперативного института РУК утверждено «Положение об организации учебного процесса в подготовке бакалавров с использованием системы зачетных единиц» (протокол №7 от
28 апреля 2009 г.).
В институте внедрена рейтинговая система оценки факультетов, кафедр, профессорско-преподавательского состава, студентов.
Данные, необходимые для определения рейтинга кафедр, преподавателей, представляются в отдел учебной работы по окончании учебного года вместе с отчетом о работе кафедры. Деятельность преподавателей и кафедр
оценивается системой показателей за пять лет: квалификационный потенциал, научная и издательская деятельность, учебно-методическая и воспитательная работа, подготовка кадров. Представленные значения показателей должны иметь документальное подтверждение в различных формах отчетности (индивидуальный план преподавателя, дневник куратора, отчет преподавателя о работе за год, отчет о научно-исследовательской работе и др.). Деятельность кафедры или преподавателя признается удовлетворительной, если набранный балл выше 80 % от среднего значения. Рейтинговая оценка деятельности студентов института проводится по итогам контрольных недель, в форме промежуточной аттестации, основывающейся на интегральной оценке результатов учебной деятельности студента по каждой дисциплине в разрезе успеваемости и посещения занятий. Каждый показатель оценивается по 7-балльной шкале. Средний балл студента по дисциплине должен быть не менее 4. Со студентами, имеющими балл ниже 4, проводятся дополнительные консультации, личные беседы декана, зав. кафедрой и др. Результаты промежуточных аттестаций учитываются при подведении итогов ежегодного конкурса «Лучший студент года».
В 2009 г. на 1 курс очной формы обучения были приняты 17 человек по направлению
080500.62 «Менеджмент», степень (квалификация) «Бакалавр менеджмента» на базе ГОС ВПО специальности 2-го поколения в порядке эксперимента.
Деканом факультета экономики и менеджмента, доц. С.Б. Казаковым проведены встречи со студентами бакалавриата по направлению «Менеджмент» и с преподавателями.
Кафедрой экономики, управления и кооперации проводится работа по согласованию с работодателями списка общих и специальных компетенций, которые студент бакалавриата по направлению 080500.62 «Менеджмент» должен освоить по каждой дисциплине, проведена предварительная работа по переводу бакалавров на балльнорейтинговую систему, утвержден тьютер (куратор, к.э.н. С.Н. Агафонова), были организованы встречи с преподавателями, работающими с бакалаврами и др.
Для перехода на двухуровневую модель высшего профессионального образования необходимо по-новому организовать учебный процесс, например, ввести балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.
С целью активизации самостоятельной работы студентов, обеспечения их планомерной, регулярной учебной работы при освоении учебных дисциплин в течение семестра, а также оптимизации и повышения объективности оценки учебной работы студентов, учебным отделом совместно с кафедрой экономики, управления и кооперации подготовлено «Положение о балльно-рейтинговой системе текущего контроля знаний студентов бакалавриата по направлению
080500.62 «Менеджмент» Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации» (утверждено ученым советом ЧКИ РУК, протокол № 1 от 23 октября 2009 г.), которое включает общие положения, правила формирования рейтинговой оценки текущей успеваемости студента по учебной дисциплине, процедуру добора рейтинговых баллов, текущую аттестацию студентов института.
Профессорско-преподавательским соста-
вом института (доцентами Е.П. Баран,
О.В. Литвиновой, Г.Г. Руссковой, Л.Я. Тянго-вым, Т.Н. Смирновой, С. А. Бородай, старшими преподавателями А. Л. Бруевым, Д.А. Ма-ловым, О. А. Васильевой, Л.Ф. Лаврентьевым; ассистентами О.Е. Старостиной, И.В. Путев-ской и др.) разработаны критерии оценки знаний будущих бакалавров, оценивались результаты текущей успеваемости студентов.
Учебные дисциплины в зависимости от содержания и объема аудиторных часов в семестре делятся на логические этапы-модули:
- 16 часов - 1 модуль;
- 32 часа - 2 модуля;
- 48 часов - 3 модуля;
- 64 часа и более часов - 4 модуля.
Максимальная сумма рейтинговых баллов, которую может набрать студент по итогам текущего и рубежного контроля знаний по учебной дисциплине, составляет 100 рейтинговых баллов.
В зависимости от рубежного контроля по дисциплине максимальный рейтинг студента за семестр по результатам текущего контро-
ля знаний может составлять:
• 60 рейтинговых баллов, если по данной дисциплине сдается экзамен или дифференцированный зачёт. Ответ студента на экзамене или дифференцированном зачете максимально может быть оценен в 40 баллов. К сдаче экзамена или дифференцированного зачета допускается студент, набравший не менее 30 рейтинговых баллов за текущий контроль знаний.
• 80 рейтинговых баллов, если по данной дисциплине сдается зачёт. Ответ студента на зачете максимально может быть оценен в 20 баллов. К сдаче зачета допускается студент, набравший не менее 40 баллов в течение семестра.
Рейтинговые баллы для студентов по учебной дисциплине, в зависимости от числа модулей и рубежного контроля, могут распределяться следующим образом (табл.):
Рейтинговая оценка студента по каждому модулю учебной дисциплины складывается из оценки следующих показателей учебной работы студента:
1) посещения занятий,
2) текущей учебной работы,
3) аудиторного контроля знаний (контрольной точки, далее - «КТ»), завершающего логический этап в изучении дисциплины.
Посещение каждого учебного (аудиторного) занятия по дисциплине оценивается преподавателем в рейтинговых до 0,5 баллах (или количество баллов по каждой дисциплине определяет преподаватель кафедры и утверждает зав. кафедрой).
Показатели работы студентов включают занятия по стабильному расписанию и вне сетки расписания:
1. Аудиторные занятия (по стабильному расписанию):
• лекции;
• практические занятия (семинары, коллоквиумы);
• практикумы (лабораторные работы).
Число моду- лей Рубежный контроль по дисциплине
зачет экзамен
текущий контроль знаний студента, макс. кол-во рейт. баллов рубежный контроль студента, макс. кол-во рейт. баллов макс. рейтинговая оценка студента по дисциплине текущий контроль знаний студента, макс. кол-во рейт. баллов рубежный контроль студента, макс. кол-во рейт. баллов макс. рейт. оценка студента по дисциплине
1. 80 20 100 60 40 100
2. 40+40 20 100 30+30 40 100
3. 25+25+30 20 100 20+20+20 40 100
2. Внеаудиторные занятия (вне сетки расписания):
• индивидуальные консультации у лектора и преподавателей;
• работа в библиотеке, лаборатории, компьютерных классах (в том числе с использованием Интернета;
• текущий и рубежный контроль знаний (тестирование, защита курсовых проектов/ работ, защита практикумов, выполнение контрольных работ и т.п.);
• сдача экзамена/зачета.
3. Самостоятельная работа вне вуза:
• проработка учебных материалов аудиторных занятий;
• подготовка к семинарам (коллоквиумам), практикумам;
• работа над учебными заданиями (самостоятельное изучение отдельных вопросов дисциплины по учебной литературе, электронным изданиям и по Интернет-ресурсам, решение задач, оформление отчетов по практикумам и т.п.);
• реферативная работа;
• выполнение курсовых проектов/работ, их оформление и подготовка к защите;
• подготовка к экзамену/зачету.
С целью проведения аудиторного контроля знаний студентов для модуля по каждой учебной дисциплине на кафедре, её реализующей, формируется, периодически обновляется и утверждается фонд тестов и тестовых заданий, а также разрабатывается и утверждается система оценки вопросов и заданий, входящих в тест.
Форма проведения аудиторного контроля знаний студентов в течение семестра устанавливается и утверждается на заседании кафедры, преподающей данную учебную дисциплину. Преподаватель кафедры сообщает студентам на первом учебном занятии по дисциплине о форме, количестве, системе оценки промежуточных этапов текущего контроля знаний и сроках их проведения.
Учебный отдел рекомендует для проведения трех КТ по учебной дисциплине установить 6, 10 и 14 учебные недели, двух КТ-10 и 14 учебные недели, и I КТ-10 неделю первого и второго семестров. Сроки проведения аудиторного контроля знаний могут смещаться в соответствии с утвержденным регламентом учебного процесса на учебный год.
В течение последней (зачетной) недели семестра перед началом зачетно-экзаменационной сессии студенты, набравшие менее 30 баллов по дисциплине с рубежным конт-
ролем «экзамен» и менее 40 баллов - с рубежным контролем «зачет», могут ликвидировать задолженность и добрать баллы, недостающие для допуска к итоговому контролю знаний по дисциплине.
Кафедра, преподающая дисциплину, разрабатывает и утверждает формы ликвидации текущих академических задолженностей (письменная работа, устный опрос и т.д.), устанавливает сроки, и организует деятельность комиссии, принимающей задолженности.
Студент имеет право на добор баллов.
Студенты, не явившиеся на КТ, имеют право на повторную сдачу, срок проведения которой устанавливается преподавателем за счет часов индивидуальных и текущих консультаций в течение семестра.
Данные студенты имеют право ликвидировать задолженности по модулям в течение последней (зачетной) недели семестра во время добора баллов и получить минимальный рейтинговый балл, допускающий к сдаче экзамена (30 баллов) или зачета (40 баллов).
Если уровень ответа студента по соответствующим логическим блокам учебной дисциплины не отвечает требованиям комиссии, предъявляемым при доборе баллов, то сумма рейтинговых баллов студента по данной учебной дисциплине не изменяется. Данный студент к сдаче экзамена (зачета) по учебной дисциплине не допускается, и в ведомости ему выставляется оценка «неудовлетворительно» или «не зачтено». Данную академическую задолженность студент может ликвидировать в установленном порядке.
По итогам всех модулей каждому студенту выводится рейтинговая оценка текущей успеваемости по учебной дисциплине за семестр, которая является оценкой качества текущей учебной работы студента и учитывается преподавателем на этапе итоговой семестровой аттестации.
Итоговая рейтинговая оценка знаний студента по дисциплине включает рейтинговую оценку текущей успеваемости студента и рейтинговую оценку ответа студента на зачете (экзамене).
Для пересчета итоговой рейтинговой оценки знаний студента в аттестационную оценку («зачтено», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») действует следующая шкала:
Аттестационная оценка студента по дисциплине Итоговая рейтинговая оценка знаний студента по дисциплине, баллов
«зачтено» 50-100
«удовлетворительно» 50-69
«хорошо» 70-84
«отлично» 85-100
Оценка ответа студента на зачете менее чем в 10 рейтинговых баллов считается неудовлетворительной, и в экзаменационную ведомость студенту в графе «Аттестационная оценка» проставляется «не зачтено» и указывается в круглых скобках рейтинг студента в семестре, например, «не зачтено (49)».
Оценка ответа студента на экзамене или дифференцированном зачете, менее чем в 20 рейтинговых баллов считается неудовлетворительной. Студенту в экзаменационной ведомости в графе «Аттестационная оценка» проставляется: «неудовлетворительно» и указывается в круглых скобках рейтинг студента в семестре, например, «неудовлетворительно (38)».
Для пересчета оценки рубежного контроля (рейтинговой оценки ответа студента на экзамене) в баллы действует следующая шкала:
Балльная оценка по курсовой работе проводится по следующей шкале:
Для пересчета оценки рубежного контроля в баллы действует вышеуказанная шкала.
Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» или «не зачтено» на экзамене (зачете) или не явившийся на экзамен (зачет), имеет право его пересдать в установленном порядке (не более двух раз).
В направлении на сдачу экзамена (зачета) сотрудник деканата факультета должен указать, переписав из ведомости, итоговую рейтинговую оценку знаний студента по учебной дисциплине:
После слов
«Декан факультета__________________
Разрешает сдачу экзамена (зачета) по_____
указывается наименование учебной дисциплины и количество набранных студентом рейтинговых баллов.
Например,
«Разрешает сдачу экзамена (зачета) по экономической теории (40)»
Оценка ответа студента на экзамене или дифференцированном зачете от 20 до 40 рейтинговых баллов считается положительной. При этом студенту в экзаменационную ведомость в графу «Аттестационная оценка» и в зачетную книжку проставляется его оценка по шкале «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» с указанием в круглых скобках рейтинговой оценки студента по предмету (т. е. суммы рейтинга студента в семестре и баллов, полученных на экзамене или дифференцированном зачете). Например: «удовлетворительно (67)», «хорошо (73)», «отлично (92)».
Для студентов, показавших в течение семестра высокие результаты в изучении учебной дисциплины, устанавливаются поощрения.
Студент, у которого рейтинг в семестре по дисциплине с отчетностью «зачет» составил не менее 55 рейтинговых баллов, может не сдавать зачет, получить 10 премиальных рейтинговых баллов и «зачет-автомат».
Студент, у которого рейтинг в семестре по дисциплине с отчетностью «экзамен» или «дифференцированный зачет» составил не менее 45 рейтинговых баллов, может не сдавать экзамен (дифференцированный зачет), получить 20 премиальных рейтинговых баллов и экзамен-автомат (дифференцированный зачет-автомат).
Оценка, полученная студентом в форме «автомат», проставляется экзаменатором в зачетную книжку и в экзаменационную ведомость только в день проведения зачета (экзамена) той группы, где обучается данный студент.
Студент, который с целью повышения оценки отказался от оценки, полученной в форме «автомат», может сдавать экзамен (дифференцированный зачет или зачет) на общих основаниях. При этом он теряет право на премиальные баллы.
Оценка на экзамене по дисциплине Рейтинговая оценка рубежного контроля (баллы)
«неудовлетворительно» менее 20
«удовлетворительно» 21-27
«хорошо» 28-33
«отлично» 34-40
Балльная оценка Аттестационная оценка
качество работы качество доклада уровень защиты сумма баллов
до 50 до 10 до 40
С целью оптимизации работы преподавателя на практических (семинарских) и лабораторных занятиях до начала учебного года на кафедре по каждой учебной дисциплине выдается журнал преподавателя по учету текущей успеваемости студентов.
Журнал ведется по каждой учебной дисциплине, закрепленной за соответствующей кафедрой, и по каждой учебной группе, которой читается данная дисциплина.
В журнале учета текущей успеваемости студентов преподаватель в течение учебного года (семестра) четко фиксирует в рейтинговых баллах посещаемость занятий, текущую учебную работу студентов учебной группы и проставляет рейтинговые оценки за КТ по каждому модулю.
На последнем занятии по дисциплине преподаватель суммирует рейтинговые баллы, набранные каждым студентом в течение всего семестра (учебного года), и проставляет рейтинговые оценки текущей успеваемости по учебной дисциплине.
В течение зачетной недели преподаватель фиксирует в журнале итоги проведения добора рейтинговых баллов студентами, имеющими текущие задолженности, и выставляет каждому студенту итоговую рейтинговую оценку по учебной дисциплине.
На зачетной неделе в деканате факультета преподавателю выдается экзаменационная ведомость учебной группы.
Экзаменационная ведомость является действительной только при наличии подписи декана факультета.
Преподаватель обязан по итогам проведения добора баллов проставить в соответствующих графах ведомости: рейтинговые баллы; набранные студентом по каждому модулю, рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по учебной дисциплине (сумма баллов за семестр), рейтинговые баллы, набранные студентом при доборе баллов на зачетной неделе.
Таким образом, алгоритм проведения рейтинговой оценки выглядит следующим образом:
Организация рейтинговой системы оценки знаний студентов
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
• учет текущей активности студента на занятиях;
• учет посещаемости практических (семинарских) занятий;
• аудиторный контроль знаний по завершении каждого модуля;
• подсчет суммарного числа баллов за модуль;
• подсчет суммарного числа баллов за все модули учебного семестра;
• добор рейтинговых баллов в течение последней (зачетной) недели;
• получение премиальных баллов или добор баллов на экзамене;
• подсчет общего числа баллов за семестр и перевод их в пятибалльную систему.
Рейтинговые оценки, проставленные в журнале и ведомости и не подтвержденные подписью преподавателя, проводившего практические занятия в данной учебной группе, являются недействительными.
После проставления рейтинговых оценок в ведомость преподаватель обязан сдать подписанный журнал на кафедру (копию в деканат) на зачетной неделе.
Во время проведения экзамена (зачета) преподаватель (лектор) проставляет в экзаменационную ведомость рейтинговую оценку ответа студента на экзамене (зачете), итого -вую рейтинговую оценку знаний студента по дисциплине и аттестационную оценку студента. Данные оценки должны быть подтверждены подписью преподавателя (лектора), принимающего экзамен (зачет).
Ведомость сдается преподавателем в деканат факультета в день проведения рубежного контроля знаний студентов по учебной дисциплине.
Деканатом факультета регулярно отслеживаются результаты проведения КТ, рейтинг каждого студента факультета по учебным дисциплинам им изучаемым. С этой целью на 7, 11, 15 и 18 учебных неделях декан факультета делает запросы на соответствующие кафедры.
Вопрос качества текущей учебной работы студентов должен регулярно включаться в повестку заседаний совета факультета и учитываться в организации воспитательной работы с органами студенческого самоуправления.
На факультете экономики и менеджмента института идет процесс подготовки следующих учетно - методических материалов для бакалавров:
• тематические программы по каждой дисциплине с указанием цели освоения данной дисциплины;
• список общих и специальных компетенций, которые студент должен освоить по каждой дисциплине;
• материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты лекций (в том числе и в электронном виде), программы и планы семинарских занятий, мультимедий-
ное сопровождение аудиторных занятий, раздаточный материал;
• материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов, курсовых работ, эссе и критерии их оценивания; учебные электронные материалы в электронной библиотеке института;
• материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;
• материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчетной документации.
Итак, в Чебоксарском кооперативном институте Российского университета кооперации наряду с подготовкой специалистов началась подготовка бакалавров по направлению 080500.62 «Менеджмент», степень (квалификация) «Бакалавр менеджмента» на базе ГОС ВПО специальности 2-го поколения.
Предстоит напряженная работа преподавателей и сотрудников института по переходу к многоуровневой модели образования в соответствии ФГОС третьего поколения. Невозможно готовить бакалавров и магистров по адаптированным старым программам, т. к. Болонский процесс подразумевает достаточно существенное качественное изменение. Институт должен предлагать новые программы, в соответствии с требованиями Болонского процесса.
По словам А. Фурсенко, «Болонский процесс задумывался не для того, чтобы изменить систему образования саму по себе, а сделать европейскую экономику более конкурентоспособной, и было принято решение, что правильнее и проще это сделать через изменение системы образования» ... в условиях нынешнего демографического «сжатия» с каждым годом уменьшается количество абитуриентов, поэтому «вузу, который дол-
жен быть конкурентоспособен, нужно много для этого делать» [5, с. 7].
От конкурентоспособности вуза также зависит и финансирование высшего учебного заведения. Комментируя Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, министр образования А. Фурсенко отметил, что «...на выполнение госзаказа и получение бюджетных мест могут претендовать в полной мере не только государственные, но на конкурсной основе и частные вузы. Все будет определяться качеством образования, а не формой собственности. Мы недавно ввели норму, что все аккредитованные вузы независимо от формы собственности должны принимать студентов по единым правилам. Если мы ужесточаем требования, то должны дать право претендовать по конкурсу на бюджетные деньги» [6, с. 1].
Государство постепенно создает равные условия работы для государственных и негосударственных учебных заведений.
Источники и литература
1. Послание президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации / Российская газета № 214 от 13 ноября 2009 г.- С. 3-5.
2. Бадарач Д. Высшее образование США / Под ред. А.Я. Савельева.- М.: НИИВО, 2001.453 с.
3. Зачетные единицы в концепции ГОС третьего поколения: Материалы к семинару заместителя директора по научной работе НИИ высшего образования кандидата технических наук, доцента Б. А. Сазонова. - С.Петербург. 2005.- 92 с.
4. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 123 с.
5. Фурсенко А Болонский процесс много сделал для образования в России.- Ректор вуза.- № 7.2009.- С. 6-7.
6. Фурсенко А. Большая перемена. / Российская газета № 223 от 25 ноября 2009 г.- С. 1, 7.
Y.P. Levanov, L.P. Fedorova. IN THIS ARTICLE PROBLEMS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF OF BAKALAVRS «MANAGEMENT».
In this article problems of organization of educational process of bakalavrs «Management» are investigated, necessity and the order of introduction of a rating system of knowledge of students is developed and proved. This system includes general provisions, rules of formation of a rating system of current progress of the student in an academic discipline, procedure dobora rating points, current certification of students.
Key words: educational process, Bachelor Degree Program, rating, mark-rating system, academic progress.
ЛЕВАНОВ Юрий Петрович, родился в 1940 г., окончил Чувашский педагогический институт
им. И.Я. Яковлева (1963), доцент, проректор по учебной работе Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 150 работ.
ФЕДОРОВА Людмила Петровна, родилась в 1956 г., окончила Московский кооперативный институт (1979), доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики, управления и кооперации Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 160 работ.
УДК 929
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ -ПИСАТЕЛЬ, ВРАЧ ... ПЕРЕПИСЧИК
Ю.К. Марков
Народная перепись — ревизия, поименный список всех наличных душ, всего населенья, государства. Перепись, по закону должна делаться чрез каждые 10 лет.
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Статья посвящена великому писателю и одному из первых переписчиков России А. П. Чехову. Глубоко символично, что, именно, в юбилейный год классика русской литературы 14-25 октября в нашей стране пройдет очередная Всероссийская перепись населения, у истоков которой стоял А. П. Чехов.
Ключевые слова: перепись, население, писатель, первая всеобщая перепись населения
Российской Империи.
29 января 2010 года российская общественность скромно отметила 150 летие со дня рождения великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Биографам и почитателям его таланта известно, что 120 лет назад, в 1890 году, он посещал остров Сахалин.
Конечно, сегодня трудно понять причины столь неожиданного решения не совсем здорового, хорошо известного писателя отправиться в тяжелейшее путешествие через всю Россию на «каторжный остров». Но он по зову своей души все-таки отправился в этот забытый уголок Великой России и -провел там перепись населения.
В начале июля 1890 года на пароходе «Байкал» он прибыл на остров, оставив нам на память свое описание: «Сахалин лежит в Охотском море, загораживая собою от океана почти тысячу верст восточного берега Сибири и вход в устье Амура. Он имеет форму, удлиненную с севера на юг, и фигурою, по мнению одного из авторов, напоминает стерлядь. Географическое положение определяется так: Северная часть Сахалина, через которую проходит линия вечно промерзлой почвы, по своему положению соответствует Рязанской губернии, южная - Крыму. Длина острова 900 верст; наибольшая ширина его равняется 125, наименьшая 25 верстам. Он вдвое больше Греции и в полтора раза больше Дании» [1. С. 51].
За более чем три месяца он обошел, объехал на лошадях пять десятков населенных пунктов, поселений и лично заполнил свыше 10 тыс. персональных статистических карточек. На момент Чеховской переписи на острове проживало 28113 душ, в том числе женщин
- 7641 [5]. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность жителей острова Сахалин составляла 527,3 тыс. человек. (О масштабах территории острова и непредсказуемых климатических условиях автор статьи лично убедился в сентябре 2006 года, когда по приглашению Сахалинстата принял участие в работе Всероссийской научно-практической конференции, посвященной итогам прошедших переписей населения и сельского хозяйства. В те дни стояла прекрасная погода, даже удалось искупаться в Охотском море, а буквально по приезде в Чебоксары через средства массовой информации узнал о зимних катаклизмах, пришедших той осенью на Сахалин).
А. П. Чехов в своих путевых записках отмечал: «Чтобы побывать по возможности во всех населенных местах и познакомиться поближе с жизнью большинства ссыльных, я прибегнул к приему, который в моем положении казался мне единственным. Я сделал перепись. ... Эту работу, произведенную в три месяца одним человеком, в сущности нельзя