Научная статья на тему 'Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУВШЭ)'

Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУВШЭ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1163
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / РЕЙТИНГ СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Т. Н.

В статье подводятся итоги трехлетнего эксперимента по внедре нию системы зачетных единиц и студенческих рейтингов в ГУ ВШЭ. Основными результатами эксперимента являются методи ческая проработка, комплексная увязка и практическое внедрение системы зачетных единиц (кредитов) дисциплин учебного плана, модульной системы организации учебного процесса, многобал льной системы оценки знаний, рейтинговой системы оценки успе ваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУВШЭ)»

Т.К. Кравченко

N

ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА К ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ —

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЭКОНОМИКИ (ГУ-ВШЭ)

В статье подводятся итоги трехлетнего эксперимента по внедре- Аннотация нию системы зачетных единиц и студенческих рейтингов в ГУ-ВШЭ. Основными результатами эксперимента являются методическая проработка, комплексная увязка и практическое внедрение системы зачетных единиц (кредитов) дисциплин учебного плана, модульной системы организации учебного процесса, многобалльной системы оценки знаний, рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

Более пяти лет европейское образовательное сообщество живет под знаком Болонского процесса. К числу основных задач долгосрочной программы действий, начало которой положила Болонская декларация, относится создание и внедрение системы кредитов, аналогичной Европейской системе перезачета учебных дисциплин (ECTS).

С 2002 года в вузах Российской Федерации проводится эксперимент по внедрению системы зачетных единиц (кредитов), в котором принимает участие и Государственный университет — Высшая школа экономики [1,2, 4-6].

Введение системы зачетных единиц (кредитов) — это не просто пересчет трудоемкости образовательных программ с использованием укрупненной масштабной единицы, а универсальный механизм обеспечения прозрачности получаемого образования, повышения его качества и реализации студенческой мобильности.

Кредитная система обеспечивает измеримость и сравнимость различных типов образовательных программ, поскольку число кредитов за дисциплину представляет собой оценку учебной работы студента, включая лекции, семинары, практические занятия, са-

163

Но

Т.К. Кравченко Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)

мостоятельную работу и т.д., которая позволяет ему освоить программу дисциплины.

В целом система зачетных единиц характеризуется следующими признаками:

■ оценка трудоемкости обучения в зачетных единицах (кредитах);

■ эффективное планирование учебной нагрузки студентов в течение всего периода обучения;

■ сопровождение получения студентом зачетных единиц по дисциплинам рядом показателей, характеризующих качество обучения: оценки по дисциплинам (как в многобалльной шкале, так и в терминах полученных компетенций), текущий и кумулятивный рейтинг и т. д.;

■ реализация нелинейной формы организации обучения с относительной свободой выбора изучаемых дисциплин;

■ реализация студенческой мобильности между российскими и европейскими университетами;

■ получение совместных дипломов ГУ-ВШЭ и европейских университетов;

■ развитие службы академических консультантов-тьюторов;

■ создание основы для сопоставимости программ ГУ-ВШЭ с программами европейских университетов.

Порядок расчета системы зачетных единиц (кредитов) в ГУ-ВШЭ

Зачетные единицы (кредиты) присваиваются каждой дисциплине, входящей в основную часть образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования (ВПО). Кредитованию в ГУ-ВШЭ не подлежат дисциплины, входящие в блок «другие виды подготовки» (иностранный язык1, физкультура, информационно-библиотечная культура, факультативы), все виды практики, научно-исследовательская работа магистров, подготовка выпускной квалификационной работы, итоговая государственная аттестация.

Зачетные единицы (кредиты) рассчитываются по критерию общей трудоемкости дисциплин (число недель и интенсивность нагрузки для студента). Одна зачетная единица (кредит) равна отношению общего количества часов, приходящихся на основную часть образовательной программы по направлению (специальности) ВПО в учебном году, к 60 кредитам ECTS. Таким образом, зачетная единица является расчетной величиной.

Количество зачетных единиц (кредитов), присваиваемых каждой дисциплине, входящей в основную часть образовательной программы по направлению (специальности) ВПО, равно частному от деления общего количества учебных часов, выделяемых на дисциплину, к количеству часов, соответствующих одной зачетной единице (одному кредиту) по данному направлению (специальности).

1 Кроме факультета мировой экономики.

164

Практика

Все виды текущего контроля знаний (контрольная работа, эссе, реферат, домашнее задание, курсовая работа и др.), промежуточного и итогового контроля знаний по данной дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (кредитах).

Средняя величина зачетной единицы (кредита) в бакалавриате ГУ-ВШЭ в 2004/2005 учебном году составила 27 часов, в магистратуре — 19 часов (табл. 1, 2). В клетках таблиц при расчете величины зачетной единицы по каждому направлению указывается отношение количества часов, приходящихся на основную часть образовательной программы, к 60 кредитам ECTS1.

Табл. 1 Величина одной зачетной единицы в часах в бакалавриате по

факультетам ГУ-ВШЭ в 2004/2005 учебном году

Бакалавриат I курс II курс III курс IV курс Средн. величина зач. ед.

Социология 1674/60=27,9 1 620/60=27 1836/60=30,6 1080/60=18 25,9

Психология 1566/60=26,1 1512/60=25,2 2052/60=34,2 1458/60=24,3 27,45

Бизнес-ин- форматика 1674/60=27,9 1620/60=27 1944/60=32,4 1431/60=23,8 27,8

Менеджмент 1674/60=27,9 1674/60=27,9 1782/60=29,7 1404/60=23,4 27,2

Политология 1674/60=27,9 1 620/60=27 1944/60=32,4 1296/60=21,6 27,2

Философия 1674/60=27,9 1 620/60=27 1944/60=32,4 1728/60=28,8 29

Экономика 1674/60=27,9 1620/60=27 1890/60=31,5 1080/60=18 26,1

Табл. 2 Величина одной зачетной единицы в часах в магистратуре по

факультетам ГУ-ВШЭ в 2004/2005 учебном году

Магистратура I курс II курс Средн. величина зач. единицы

Социология 1458/60=24,3 756/60=12,6 18,45

Государственное и муниципальное управление 1080/60=18 1080/60=18 18

Бизнес-информатика 1620/60=27 702/60=11,7 19,35

Менеджмент 1512/60=25,2 702/60=11,7 18,45

Политология 1458/60=24,3 864/60=14,3 19,3

Экономика 1458/60=24,3 756/60=12,6 18,45

Уменьшение среднего значения зачетной единицы в магистратуре обусловлено увеличением времени по сравнению с бакалавриатом на научно-исследовательскую работу, научно-исследовательскую и научно- педагогическую практику и подготовку магистерской диссертации, которые не кредитуются в ГУ-ВШЭ.

1 Средняя величина кредита в бакалавриате в европейских странах, где студенты вузов осваивают 60 кредитов в год, лежит в промежутке от 25 до 30 часов.

165

Т.К. Кравченко Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)

Зачетные единицы (кредиты) дисциплин, входящих в состав общеуниверситетских факультативов, а также дисциплин, изучаемых на других факультетах, при расчете кумулятивных рейтингов студентов определяются исходя из средних величин зачетных единиц (кредитов) в ГУ-ВШЭ в учебном году.

Годовая сумма зачетных единиц (кредитов) между полугодиями может распределяться неравномерно. В этом случае для выравнивания нагрузки студентов применяют поправочный коэффициент. Например: на курсе студенты обучаются по трем специализациям, при этом в первом семестре по двум из них дисциплины специализации имеют общий кредитный вес 30 единиц, а по третьей специализации общий кредитный вес дисциплин специализации составляет 26 единиц. Следовательно, при подсчете текущего рейтинга в первом семестре по третьей специализации будет применяться поправочный коэффициент 1,15 (30/26).

Если дисциплина не завершается в рамках одного модуля (полугодия) и продолжается в другом модуле (или других модулях), зачетная единица распределяется между отдельными модулями (полугодиями) пропорционально количеству аудиторных часов. Например, дисциплина «История политических учений» читается во втором и третьем модулях, 42 и 28 часов соответственно. Количество зачетных единиц, равное 6, распределяется как 3,5 зачетные единицы во втором модуле и 2,5 в третьем модуле.

Для оценки успеваемости студентов в ГУ-ВШЭ используется десятибалльная система. Студент получает соответствующие зачетные единицы (кредиты) по учебной дисциплине, если его итоговая оценка по десятибалльной системе составляет не менее четырех баллов.

В рамках международных программ зачетные единицы (кредиты) учебных дисциплин могут подлежать специальной корректировке.

Модульная систе ма организации учебного процесса

- Модульная система в ГУ-ВШЭ предусматривает:

■ деление учебного времени на ряд модулей средней продолжительностью в восемь недель;

■ ограничение числа дисциплин, изучаемых одновременно (до

- пяти-шести);

■ ограничение числа часов аудиторной работы в неделю: I-II курсы — 24 часа, III-IV курсы — 20 часов, V курс — 18 часов, I-II курсы магистратуры — 16 часов;

■ увеличение доли самостоятельной работы студентов: введение пропорции 40:60 между аудиторной и самостоятельной работой студентов в рамках общего количества часов на дисциплину;

■ интенсификацию учебного процесса путем регулярного контроля знаний: текущего контроля в течение модуля (в виде контрольных работ, эссе, домашних работ, рефератов и т. д.);

166

Практика

промежуточного контроля, если дисциплина продолжается в следующем модуле, или итогового контроля по завершении дисциплины;

■ проведение промежуточного или итогового контроля на последней неделе модуля;

■ формирование накопительной результирующей оценки промежуточного или итогового контроля на основе оценок текущего контроля.

Таким образом, модульная система организации учебного процесса направлена на оптимизацию загрузки студента, увеличение времени на самостоятельную работу с целью выработки навыков самообучения, поддержание студента в «активном состоянии» в течение всего периода изучения дисциплины путем введения текущих и промежуточных форм контроля знаний.

Для организации учебного процесса по модульной системе ежегодно разрабатывается график учебного процесса (табл. 3).

Табл. 3 График учебного процесса на 2004/2005 учебный год

Модули Количество недель в модуле Календарный период

1-й модуль 8 недель 1 сентября - 23 октября

2-й модуль 9 недель 25 октября - 25 декабря

Зимние каникулы 2 недели 27 декабря — 9 января

3-й модуль 8 недель 10 января - 5 марта

4-й модуль 8 недель 7 марта - 30 апреля

Майские каникулы 1 неделя 1 мая — 7 мая

5-й модуль 8 недель 10 мая - 2 июля

Итого 41 учебная неделя (вкл. 36 аудиторных недель)

Летние каникулы 4 июля — 31 августа

Для эффективного планирования учебного процесса в ГУ-ВШЭ ис- Планирование пользуется три вида планов: базовые учебные планы, рабочие учебного учебные планы и индивидуальные учебные планы. процесса

Базовые учебные планы определяют образовательную про- ---------------

грамму студента на весь период обучения; рабочие учебные планы формируют образовательную программу на учебный год; индивидуальные учебные планы студентов составляются на учебный год и отражают специфику образовательной программы студента.

Базовый учебный план включает в себя три составные части: график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса.

График учебного процесса в ГУ-ВШЭ в базовом учебном плане составляется на весь период обучения по данному направлению

167

Т.К. Кравченко Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)

(специальности) ВПО с учетом разбиения времени учебного года на пять модулей.

На графике указываются продолжительность теоретического обучения, время, отводимое на все виды практики, подготовку выпускной квалификационной работы (ВКР), государственную итоговую аттестацию, каникулы, отпуск после окончания вуза.

В сводных данных по бюджету времени за весь период обучения указывается количество недель, отводимых на теоретическое обучение, практики, подготовку ВКР и итоговую государственную аттестацию, каникулы.

В базовом учебном плане не раскрываются дисциплины «вузовского компонента», дисциплины по выбору и дисциплины специализации.

Балансировка базового учебного плана идет по четырем параметрам:

■ общему количеству учебных часов в соответствии с ГОС ВПО по направлению (специальности) подготовки;

■ общему количеству недель обучения в соответствии с ГОС ВПО и графиком учебного процесса;

■ общему количеству зачетных единиц (240 зачетных единиц — бакалавриат, 300 зачетных единиц — специалист, 120 зачетных единиц — магистр) за весь период обучения по основной части образовательной программы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 60 зачетных единиц по всем дисциплинам учебного года основной части образовательной программы.

В рабочем учебном плане на учебный год:

■ раскрывается вузовская компонента, дисциплины по выбору, дисциплины специализации, факультативы, виды практики;

■ распределяется общий объем учебных часов по каждой дисциплине на аудиторные и самостоятельные (в пропорции 40:60);

■ делится общий объем аудиторных часов по дисциплинам на лекции, семинарские и практические занятия;

■ распределяются по модулям аудиторные часы;

■ рассчитывается число форм текущего контроля (ф.т.к.) из соотношения 1 ф.т.к.: 24 аудиторных часа;

■ определяется число зачетов и экзаменов из соотношения: зачетов не более двенадцати, экзаменов не более десяти в год.

Индивидуальный рабочий учебный план имеет вид, аналогичный рабочему учебному плану с уточненным перечнем дисциплин.

Рейтинговая Главные задачи рейтинговой системы:

система ГУ-ВШЭ ■ достижение высокого уровня организации образовательного

процесса в вузе;

■ повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;

168

Практика

N

■ стимулирование регулярной самостоятельной работы студентов;

■ назначение на государственную академическую и другие виды стипендий.

На каждом курсе всех факультетов определяются два вида рейтингов: текущие и кумулятивные.

Текущие рейтинги студентов рассчитываются по итогам первого-второго модулей (первого полугодия) и по итогам третьего-пя-того модулей (второго полугодия).

При расчете текущего рейтинга учитываются только те оценки, которые были получены студентом в рамках утвержденных сроков рубежного контроля знаний по дисциплинам основной части образовательной программы по направлению (специальности) ВПО. Студенты, не явившиеся для сдачи дисциплины в утвержденные сроки (независимо от причин), получают по ней нулевую кредитно-рейтинговую оценку.

Текущий рейтинг каждого студента определяется на основе суммы произведений полученных баллов по десятибалльной системе на число зачетных единиц (кредитов), присвоенных дисциплинам, входящим в утвержденный рабочий учебный план. Студенту, получившему наибольшую сумму кредитно-рейтинговых оценок, в текущем рейтинге присваивается рейтинг, равный единице, и т. д.

В случае, если студент изучил дисциплин по выбору больше, чем предусмотрено рабочим учебным планом, при расчете текущего рейтинга учитывается кредитно-рейтинговая оценка(и) по дис-циплине(ам) с наивысшим баллом.

По завершении второго и пятого модулей (первого и второго полугодий) на основе текущих рейтингов определяются претенденты на получение государственной академической стипендии в соответствии с Порядком расчета стипендий студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ на текущий учебный год. Студенты, имеющие хотя бы одну задолженность (в том числе неявку для сдачи экзамена или зачета независимо от причины) на момент окончания утвержденных сроков прохождения рубежного контроля знаний, не получают государственную академическую стипендию при любом уровне текущего рейтинга.

Годовой кумулятивный рейтинг рассчитывается один раз в год по итогам прошедшего учебного года после завершения официального периода пересдач. В кумулятивном рейтинге принимают участие все студенты, переведенные на следующий учебный курс.

Годовой кумулятивный рейтинг рассчитывается на основе суммы:

■ кредитно-рейтинговых оценок, используемых при определении текущих рейтингов за первое и второе полугодия, с учетом кредитно-рейтинговых оценок, полученных по результатам сдач и пересдач к моменту завершения официальных сроков пересдач;

■ кредитно-рейтинговых оценок за дисциплины, сданные сверх утвержденного рабочего учебного плана (дополнительные

169

Но

Т.К. Кравченко Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)

курсы по выбору, факультетские и общеуниверситетские факультативы);

■ кредитно-рейтинговых оценок за дисциплины, изученные на других факультетах.

Кумулятивный рейтинг за весь период обучения рассчитывается на основе годовых кумулятивно-рейтинговых оценок, полученных нарастающим итогом.

Формирование результирующей оценки знаний по дисциплине

Результирующая оценка знаний по дисциплине O учитывает работу студента в течение всего периода изучения дисциплины. Она выводится путем обобщения оценок отдельных аспектов работы студента Ot: результатов различных форм текущего, промежуточного и итогового контроля, эффективности и новизны результатов, полученных на практических и семинарских занятиях, и т. д.

По каждой дисциплине учебного плана оценки O и Ot даются в десятибалльной шкале (десять баллов ставится в исключительных случаях).

По каждому виду контроля знаний формулируется система критериев, позволяющая содержательно обосновать каждую градацию десятибалльной шкалы.

Для оценки относительной важности отдельных видов текущего и промежуточного контроля знаний студента вводятся их веса Wt (оценки относительной значимости) таким образом, чтобы XWt = 1.

Находится средневзвешенная оценка частных оценок с учетом их весов.

Оср = XWt*Ot, которая округляется до целых единиц. Для получения результирующей оценки рубежного или итогового контроля знаний в пятибалльной системе вводится решающее правило.

Для дифференцированной оценки.

— если Оср = 8; 9; 10, то О = «отлично (5)»;

— если Оср = 6; 7, то О = «хорошо (4)»;

— если Оср = 4; 5, то О = «удовлетворительно (3)»;

— если Оср = 1; 2; 3, то О = «неудовлетворительно (2)».

В ведомость и зачетную книжку студента выставляются две оценки: по пятибалльной и десятибалльной системам оценивания.

Для оценки в форме «зачет/незачет»:

— если Оср >= 4, то О = «зачет»;

— если Оср < 4, то О = «незачет».

В ведомость и зачетную книжку студента выставляются две оценки: в форме «зачет/незачет» и по десятибалльной шкале.

В случае прохождения промежуточного контроля, не являющегося рубежным, результирующая оценка по десятибалльной шкале выставляется только в рабочую ведомость преподавателя.

Ниже приведен пример получения результирующей оценки промежуточного контроля.

Пусть при получении результирующей оценки промежуточного контроля учитываются: оценка за контрольную работу Окр, оценка

170

Практика

N

за эссе Оэ, оценка за домашнее задание Одз и оценка за итоговый ТеСТ Промежуточного Контроля От: Окр = 7, Оэ = 9, Одз = 5, От = 8.

Оценки относительной важности отдельных аспектов работы студентов: Wkp = 0,1, W = 0,3, Wd3 = 0,2, Wm = 0,4.

Результирующая оценка формируется как средневзвешенная оценка:

Оср = Окр X W^Kp + Оэ X Wa + Одз X Wd3 + От X W^m = 7 X 0,1 + 9 X 0,3 +

+ 5 x 0,2 + 8 x 0,4 = 7,6. После округления Оср = 8.

Если промежуточный контроль является рубежным (в конце второго или пятого модуля), в ведомость и зачетную книжку студента выставляются две оценки «отлично (8)»; в противном случае оценка по десятибалльной шкале выставляется только в рабочую ведомость преподавателя без перевода в пятибалльную шкалу.

Приведем пример получения результирующей оценки итогового контроля.

Предположим, что дисциплина изучается в течение двух модулей. Результирующая оценка промежуточного контроля в первом модуле составила восемь баллов (см. предыдущий пример).

Во втором модуле в качестве форм текущего контроля введены две контрольные работы с оценками Окр1 и Окр2, одно домашнее задание с оценкой Одз и итоговый тест с оценкой От:

Опр к = 8, Окр1 = 5, Окр2 = 7, Одз =8, От = 6.

Задаются оценки относительной важности промежуточного, текущего и итогового контроля:

Wnp к = 0,3, Wkpi = 0,1, Wkp2 = 0,1, Wдз = 0,1, ^^т = 0,4;

X W = 1.

Результирующая оценка итогового контроля формируется как средневзвешенная оценка:

Оср = Опр к X Wnp к + Окр1 X Wkp1 + Окр2 X Wkp2 + Одз X Wдз + От X W.т =

8 X 0,3 + 5 X 0,1 + 7 X 0,1 + 8 х 0,1 + 6 х 0,4 = 6,8.

После округления Оср = 7.

В соответствии с решающим правилом результирующая оценка рубежного контроля: О = «хорошо (7)» в случае экзамена или дифференцированного зачета, О = «зачет (7)» в случае зачета, выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

С целью усиления роли кредитно-рейтинговых оценок как показа- Перспективы телей качества обучения можно рассчитывать взвешенные кредит- развития но-рейтинговые оценки. рейтинговой

С этой точки зрения возможно введение весов дисциплин системы Wi с учетом:

■ значимости дисциплины;

■ доли высших оценок 8, 9, 10 в числе оценок, выставленных по дисциплине;

■ степени методической проработки дисциплины;

■ результатов опроса мнений студентов и т. д.

171

Но

Т.К. Кравченко Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)

Взвешенный кредит (Ж/взв.) j-дисциплины формируется как произведение Kj — кредита (зачетной единицы)/-дисциплины на Wj — вес/-дисциплины.

Взвешенная кредитно-рейтинговая оценка P/взв по j-дисциплине:

Р/взв= К/взв*0/, где

Oj — оценка по/-дисциплине по десятибалльной шкале.

Влияние весов на величину кредитно-рейтинговой оценки проиллюстрировано в таблице 4.

Табл. 4 Влияние весов кредитов на кредитно-рейтинговые оценки

Дисциплина, j Кредит, Kj Оценки в 10-балльной шкале, Oj Кредитнорейтинговая оценка (Pj) Kj*0j Вес j-дисцип- лины, Wj Взвешенный кредит (К]взв) Wj*Kj Взвешенная кредитнорейтинговая оценка по j-дисциплине, Р]взв =К'вЗв *0j

1 5 10 50 0,1 0,5 5

2 2 4 8 0,7 1,4 5,6

3 3 7 21 0,2 0,6 4,2

Кумулятивная кредитно-рейтинговая оценка 79 14,8

В результате введения весов дисциплин вектор кредитно-рейтинговых оценок изменился: (50; 8; 21) ^ (5; 5,6; 4,2). Введение веса W2 = 0,7 даже при низкой балльной оценке 02 = 4, существенно повысило удельный вес кредитно-рейтинговой оценки по второй дисциплине в кумулятивной взвешенной кредитно-рейтинговой оценке.

В табл. 5 приведена исходная информация для расчета весов дисциплин с учетом четырех признаков: значимость дисциплины, отзывы студентов, степень методической проработки дисциплины, доля высших оценок (8, 9, 10), выставленных по дисциплине.

Табл. 5 Исходная информация для весов дисциплин

ХЛПризнаки Дисциплины Значимость дисциплин Отзывы студентов Степень методической проработки Доля высших оценок

1 2 1 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 1 3 2 2

3 3 2 3 1

Для расчета весов дисциплин может быть использована экспертная система принятия решений — ЭСПР [3].

172

Практика

N

В клетках табл. 5 дисциплины ранжируются экспертом: задаются оценки предпочтений дисциплин по заданным признакам в порядковой шкале. На первое место ставится дисциплина, наиболее предпочтительная по данному признаку. Так, в первом столбце ранг, равный 1, присваивается наиболее значимой с точки зрения эксперта дисциплине. Ранг, равный 2, присваивается следующей по значимости дисциплине и т. д.

Во втором столбце ранг, равный 1, присваивается дисциплине, которая наиболее высоко оценена студентами; ранг, равный 2, присваивается следующей по предпочтению студентов дисциплине и т. д. В третьем столбце ранг, равный 1, присваивается дисциплине, по которой создан лучший учебно-методический комплекс.

В четвертом столбце на первое место ставится дисциплина, по которой доля выставленных высших оценок минимальна.

Такие таблицы могут быть заполнены несколькими экспертами, которым, в свою очередь, могут быть присвоены коэффициенты компетентности. В результате обработки экспертных оценок с использованием ЭСПР могут быть получены веса дисциплин, комплексно отражающие различные аспекты (признаки), с позиций которых может быть рассмотрена дисциплина. Число таких признаков в различных методах, включенных в состав ЭСПР, достаточно велико (15-50). На практике, как правило, для обоснования веса дисциплины достаточно 7-10 признаков.

Нелинейная форма организации обучения связана с относитель- Развитие нелиной свободой выбора изучаемых дисциплин, порядка и темпа их нейной формы изучения. Все это достаточно легко реализуется в странах, где об- организации разование является платным. Причем многие страны предпочита- обучения ют указывать нормативную продолжительность программ обучения не в терминах времени, а в терминах трудоемкости — кредитах (зачетных единицах).

Нелинейную схему обучения можно организовать и в российском вузе, если у вуза будет достаточно средств для содержания большого количества преподавателей, которые должны обеспечивать учебный процесс для непредсказуемого количества студентов.

Возможно изучать дисциплины и в других вузах, если будет существовать программа студенческого обмена между вузами на условиях, оговоренных договором о сотрудничестве.

Отходя от буквального понимания нелинейной схемы обучения, уже сегодня ГУ-ВШЭ проводит определенную работу в этом направлении.

Повышается доля дисциплин по выбору и объем вузовского компонента учебных планов на основании приказа Минобразования России № 2274 от 20.05.2004 «О реализации эксперимента по использованию системы зачетных единиц в учебном процессе», в котором допускается уменьшение федерального компонента ГОС ВПО до 50 % от общего объема теоретической подготовки. Так

173

Но

Т.К. Кравченко Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)

в бакалавриате направления «Психология» федеральный компонент составляет 49 % (табл. 6).

Табл. 6 Распределение дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по

направлению «Психология»

Название блоков дисциплин Кол.часов на ФК по ГОС ВПО Количество часов, отведенных ГУ-ВШЭ

на теор. обуч. на федер. компонент (ФК) на вузов. компонент (ВК) на дисциплины по выбору (ДВ) на ДВ и ВКсум-марно

ГСЭ 1260 1026 486 324 216 540

ЕН 800 1080 918 - 1 62 1 62

ОПД 2800 3294 2646 486 162 648

СД - 1188 - 1188 - 1188

Др. виды подготовки - 1674 - 1674 - 1674

Всего 4860 8262 4050 3672 540 4212

Доля ФК, ВК, ДВ, суммарно ВК и ДВ от общего объема теоретического обучения(%) 49 44,5 6,5 51

Наибольшая доля дисциплин по выбору наблюдается в магистерской программе «Комплексный социальный анализ» по направлению «Социология» — 48 % от общего объема часов теоретической подготовки.

Увеличивается количество специализаций в бакалавриате, которые студенты выбирают в соответствии со своими профессиональными интересами.

Так, в 2003/2004 учебном году студенты IV курса бакалавриата факультета экономики обучались по семи специализациям (табл. 7), а в 2004/2005 учебном году — уже по девяти специализациям (табл. 8).

Табл. 7 Специализации бакалавриата факультета экономики

в 2003/2004 учебном году

№п/п Специализация Количество студентов

1 Математические методы анализа экономики 17

2 Институциональный анализ и экономическая политика 7

3 Финансы и фондовые рынки 35

4 Банки и банковская деятельность 42

5 Страховое дело 12

6 Государственные и муниципальные финансы 10

7 Экономика и финансы фирмы 49

Итого 172

174

Практика

Табл. 8 Специализации бакалавриата факультета экономики в 2004/2005

учебном году

№п/п Специализация Количество студентов

1 Математические методы анализа экономики 24

2 Институциональный анализ и экономическая политика 7

3 Финансы и фондовые рынки 49

4 Банки и банковская деятельность 53

5 Страховое дело 28

6 Государственные и муниципальные финансы 19

7 Экономика и финансы фирмы 57

8 Макроэкономика и макроэкономическая политика 9

9 Прикладная социоэкономика и маркетинговые исследования 22

Итого 268

Растет число магистерских программ. Так, на факультете бизнес-информатики студентам в 2005/2006 учебном году предлагается на выбор шесть программ: «Моделирование и оптимизация бизнес-процессов», «ИТ-консалтинг», «Проектирование и внедрение информационных систем», «Управление информационными ресурсами предприятия», «Инновации бизнеса в сфере ИТ», «Информационная бизнес-аналитика».

В 2004/2005 учебном году 15 % лучших по рейтингу студентов всех факультетов предоставлена возможность изучения второго иностранного языка на бесплатной основе.

В 2003/2004 и 2004/2005 учебных годах организованы общеуниверситетские факультативы. В 2003/2004 учебном году были организованы следующие четыре факультатива:

■ современная массовая культура — 30 час.;

■ социодинамика русской культуры (Х-ХХ века) — 30 час.;

■ кино в культуре ХХ века — 26 час.;

■ теория культуры и культурные практики — 26 час.

В 2004/2005 учебном году количество общеуниверситетских факультативов увеличилось в несколько раз: если в 2003/2004 году на них было записано 245 человек, то в 2004/2005 году — 1172 человека. В этом же году впервые введены индивидуальные планы обучения для студентов IV курса бакалавриата факультета экономики по специализации «Институциональный анализ и экономическая политика».

В течение всего периода эксперимента активно развивались программы международного сотрудничества ГУ-ВШЭ с зарубежными университетами с целью получения двойных дипломов. Только за 2004 год 56 студентов ГУ-ВШЭ получили двойные дипломы (табл. 9).

С целью повышения роли самостоятельной работы студентов в 2004/2005 учебном году во всех рабочих учебных планах измене-

175

Т.К. Кравченко Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ)

Табл. 9 Результаты международного сотрудничества ГУ-ВШЭ с зарубежными

университетами в рамках программ двойных дипломов за 2004 год

Наименование проекта Контингент Количество студентов, получивших диплом зарубежного университета

Совместная программа МИЭФ и Лондонского университета, направленная на получение диплома бакалавра ЛУ студенты МИЭФ 28

Проект сотрудничества между ГУ-ВШЭ и Консорциумом французских университетов при поддержке правительства Франции (Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна) магистры факультета экономики ГУ-ВШЭ 7

Проект сотрудничества между факультетом менеджмента ГУ-ВШЭ и Университетом Париж-ХП Валь де Марн магистры факультета менеджмента ГУ-ВШЭ 3

Международная магистерская программа двойных дипломов с Университетом им. Гумбольта (Берлин, Германия) магистры факультета экономики ГУ-ВШЭ 9

Международная магистерская программа двойных дипломов с Университетом им. Гумбольта (Берлин, Германия) магистры факультета менеджмента ГУ-ВШЭ 4

Программа двойных дипломов с Университетом Эразмус(Роттердам, Голландия) студенты факультета экономики ГУ-ВШЭ 5

Итого 56

но соотношение аудиторных часов и часов самостоятельной работы студентов в сторону увеличения внеаудиторной нагрузки в пропорции 40:60.

В период эксперимента проводилась определенная работа по оценке качества обучения в терминах компетенций. Собственно проблема оценки качества обучения в терминах компетенций появилась не сегодня. Компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения по отдельной дисциплине, а также у выпускников по отдельным направлениям и специальностям ВПО, требовалось формулировать всегда.

Квалификационные характеристики (компетентности) выпускника в самом общем виде формулируются по каждому направлению (специальности) ГОС ВПО.

На необходимость формирования критериев для оценки выпускных квалификационных работ, результатов государственного экзамена по отдельной дисциплине, результатов итогового междисциплинарного экзамена указывается в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников.

Требования в виде «знать», «уметь», «иметь представление» содержатся в программе каждой учебной дисциплины. Задача заключается в том, чтобы квалификационные или компетентностные характеристики сформулировать более четко и увязать их с десятибалльной

176

Практика

N

системой оценивания всех видов текущего, промежуточного и итогового контроля.

Увеличение объема часов на дисциплины по выбору и вузовский Перспективы компонент при доведении федерального компонента до 50 % от развития системы общего объема часов теоретической подготовки по направлениям зачетных единиц (специальностям) ВПО.

Дальнейший рост количества магистерских программ.

Повышение эффективности проведения общеуниверситетских факультативов.

Разработка «путеводителя» по дисциплинам по выбору и по общеуниверситетским факультативам.

Разработка критериев выставления оценок в десятибалльной шкале в терминах компетенций по всем формам проведения текущего, промежуточного и итогового контроля знаний.

Становление системы тьюторства.

Развитие программ двойных дипломов.

Дальнейшее развитие рейтинговой системы.

Разработка системы самооценки знаний студентов (информационного, методического и программного обеспечения).

Введение в университетскую практику при осуществлении мобильности студентов стандартных документов системы зачетных единиц (стандартной формы заявки ECTS, стандартной формы соглашения об обучении, стандартной формы описания результатов, приложения к диплому).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение сопоставимости программ ГУ-ВШЭ с программами европейских университетов.

1. Гребнев Л.С., Розина Н.М., Смирнов С.А. Использование зачетных еди- Литература ниц в высшем образовании // Высшее образование сегодня. 2002. № 9.

2. Качество высшего образования и система зачетных единиц // Высшее образование в России. 2004.№ 5.

3. Кравченко Т.К., Перминов Г.И. Информационная технология процесса принятия экономических решений. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 521600 «Экономика». М.: ГУ-ВШЭ, 2005.

4. О проведении эксперимента по использованию системы зачетных единиц в учебном процессе: Приказ Минобразования России от 02.06 2003 № 2847 // Бюллетень Минобразования России. 2003. № 9.

5. Приложение к письму МО РФ от 28.11.2002 № 14-52-988 «Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах».

6. Приложение к письму МО РФ от 09.03.2004 № 1-55-357 «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц».

177

Но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.