Научная статья на тему 'Стратегия развития учебного комплекса Байкальского государственного университета экономики и права (к 75-летию вуза)'

Стратегия развития учебного комплекса Байкальского государственного университета экономики и права (к 75-летию вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATION / REFORMS / INTERNATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич

Проведен анализ образовательной деятельности Байкальского государственного университета экономики и права. Изложены результаты реализации в Байкальском государственном университете экономики и права эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF «BAIKAL NATIONAL UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW» (CELEBRATING THE 75th ANNIVERSARY)

Educational programs of Baikal National University of Economics and Law are analyzed. The results of an experimental grading system are surveyed.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития учебного комплекса Байкальского государственного университета экономики и права (к 75-летию вуза)»

М.А. ВИНОКУРОВ

ректор Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук,профессор, академик МАН ВШ, заслуженный деятель науки РФ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОМПЛЕКСА БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (К 75-ЛЕТИЮ ВУЗА)

Огромная научно-педагогическая работа, проделанная коллективом Байкальского государственного университета экономики и права (начиная с момента создания 11 августа 1930 г. как ведомственного вуза Министерства финансов РСФСР), позволила внести существенный вклад в научно-образовательный процесс Сибири, Дальнего Востока и страны в целом.

В настоящее время в университете (включая филиалы) на штатных должностях трудятся 92 доктора наук, профессора (практически каждый шестой преподаватель БГУЭП имеет степень доктора наук), 344 кандидата наук.

В составе вуза работают докторские советы по юридическим, экономическим наукам, а также четыре кандидатских диссертационных совета. Это позволило университету не только укрепить собственный научный потенциал, но и внести существенный вклад в развитие вузов Сибири и Дальнего Востока.

По результатам аттестации, проведенной в 2001 г., Байкальский государственный университет экономики и права был признан ведущим финансово-экономическим вузом Сибири и Дальнего Востока. Это налагает большую ответственность на профессорско-преподавательский коллектив за обеспечение качественного научно-педагогического процесса по всем направлениям подготовки специалистов и научно-исследовательской деятельности.

БГУЭП в течение последних десяти лет в соответствии со стратегическим планом прилагает значительные усилия для развития современной парадигмы образования, положенной в основу модернизации высшего

профессионального образования. В 1995 г. ученый совет университета поставил перед коллективом следующие задачи:

— создание методических материалов нового поколения, берущих на себя функцию управления познавательной деятельностью студентов;

— реализация новой для России парадигмы образования, базирующейся на приоритете сотрудничества преподавателя, студента и менеджера учебного процесса (вопрос студента — ответ преподавателя, «я учусь» вместо «меня учат»);

— создание системы оказания помощи студентам, имеющим недостаточную довузовскую подготовку по основным предметам;

— проектирование учебных курсов в соответствии с современными требованиями;

— расширение возможности работы одаренных студентов по индивидуальному учебному плану, внедрение системы параллельного обучения на факультетах экономического и юридического профилей;

— разработка новых учебных курсов с целью повышения квалификации преподавателей;

— постоянное обсуждение качества учебного процесса по показателю «удовлетворенность потребителя» (как студента, так и работодателя).

Важным этапом модернизации учебных технологий, используемых в БГУЭП, является участие университета в шести международных образовательных проектах Европейского союза ТАС^ и TEMPUS-TACIS, связанных с поддержкой мобильности студентов, аспирантов и молодых преподавателей, с повышением

потенциала в области подготовки кадров для менеджмента малого бизнеса, с совершенствованием преподавания блока экономических дисциплин. В целом свыше 200 преподавателей университета выезжали в течение пяти лет в Западную Европу, США, Японию и Китай на учебу и стажировку. Ежегодно около 30 студентов БГУЭП также проходят обучение за границей. С целью развития студенческих обменов с университетами Европы с 2002 г. в нашем вузе разрабатываются информационные пакеты ECTS по основным образовательным профессиональным программам. В этом же направлении проведены научно-исследовательские работы по контракту между НФПК и БГУЭП (инновационный проект развития образования в соответствии с соглашением о займе между РФ и Международным банком реконструкции и развития).

Не менее важной является постоянная работа университета в качестве экспериментальной площадки федерального уровня в системе высшего профессионального образования.

Приказом Минобразования РФ «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе» от 2 июля 2003 г. № 2847 Байкальский государственный университет экономики и права включен в перечень вузов, участвующих в эксперименте.

Цели эксперимента. Основная цель эксперимента по использованию зачетных единиц (кредитов) — сближение уровня образования в области экономики и права, которое дает БГУЭП, с уровнем образования, которое дают университеты мира, и, как следствие, постепенный выход вуза в международное образовательное пространство, а также полноценное участие в программах модернизации российской высшей школы.

Конкретные ожидаемые результаты эксперимента:

— изменение процедур планирования и организации учебного процесса по программам высшего профессионального образования с учетом оптимизации как учебной нагрузки педагогических работников, так и образовательных траекторий студентов;

— внедрение в образовательный процесс

Е

— разработка информационного обеспечения расчета учебных планов в зачетных единицах;

— подготовка информационных пакетов ECTS по всем специальностям высшего профессионального образования БГУЭП;

- внедрение в учебный процесс рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, интегрированной с системой зачетных единиц и обеспеченной электронной системой регистрации успеваемости;

- разработка проекта кумулятивной (накопительной) системы зачетных единиц БГУЭП, позволяющей реализовать асинхронную организацию учебного процесса с комбинацией учебного, методического, научного и воспитательного компонентов.

Перечень специальностей БГУЭП, охваченных экспериментом. Руководство университета считает необходимым проведение эксперимента с участием студентов дневной (очной) формы обучения начиная с приема 2002 г. специальностей высшего профессионального образования:

- 020400 «Психология»;

- 021100 «Юриспруденция»;

- 021400 «Журналистика»;

- 060100 «Экономическая теория»;

- 060200 «Экономика труда»;

- 060400 «Финансы и кредит»;

- 060600 «Мировая экономика»;

- 060800 «Экономика и управление на предприятии» («Экономика и управление инвестициями и недвижимостью», «Экономика и управление на транспорте и в связи», «Экономика и менеджмент лесного комплекса»);

- 061000 «Государственное и муниципальное управление»;

- 061100 «Менеджмент организации»;

- 061500 «Маркетинг»;

- 061800 «Математические методы в экономике»;

- 350500 «Социальная работа»;

- 351200 «Налоги и налогообложение»;

- 351300 «Коммерция (торговое дело)»;

- 351400 «Прикладная информатика в экономике».

Этапы и сроки эксперимента:

1. Анализ имеющихся систем оценки успеваемости и зачетных единиц в России и за рубежом (сентябрь-декабрь 2003 г.). Цель — учет при разработке системы зачетных единиц БГУЭП наиболее широко используемых в мировой системе высшего образования систем образовательных кредитов (ECTS — европейская, USCS — американская, CATS — британская, UMAP — система стран Азии и бассейна Тихого океана) и результатов экспериментов, проведенных в российских вузах: Государственном университете — Высшей школе

экономики (Москва), Российском университете дружбы народов (Москва), Уральском государственном университете, а также применение подходов Минобразования РФ к разработке российской системы зачетных единиц.

2. Внедрение европейской системы зачетных единиц ECTS (сентябрь 2003—декабрь 2004 г.) — разработка информационных пакетов и информационной системы обеспечения учебных планов ежегодно актуализируемыми аннотациями дисциплин по всем основным программам высшего профессионального образования БГУЭП в соответствии с методикой Министерства образования и науки РФ:

— одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам);

— максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетных единиц;

— расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах;

— одна неделя практики выражается 1,5 зачетных единиц;

— один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня на подготовку и один день на экзамен);

— для основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с ГОС ВПО, в которых в трудоемкость дисциплины в часах включена трудоемкость промежуточных аттестаций (например, по специальности 021100 «Юриспруденция»), расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится путем деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам без учета п. 5 настоящей методики;

— трудоемкость итоговой аттестации определяется исходя из количества отведенных на нее недель: одна неделя соответствует 1,5 зачетных единиц.

Полный информационный пакет специальности помимо аннотаций дисциплин включает описание специальности, факультета, полные перечни изучаемых дисциплин с указанием кредитных часов и распределением учебной нагрузки в течение всего срока обучения.

При разработке информационных пакетов произведена модернизация учебных планов в рамках ГОС ВПО, но с учетом большей «узнаваемости» образовательных программ европейскими университетами:

— разработаны курсы «Макроэкономика-1», «Микроэкономика-1», «Эконометрика»;

— вместо дисциплины «Экономическая теория» введены предметы «Основы экономической теории», «Микроэкономика-1» и «Мак-роэкономика-1» на первом курсе, продвинутые курсы «Микроэкономика-2» и «Макроэко-номика-2» запланированы для изучения в магистратуре и на выпускных курсах подготовки специалистов;

— вместо дисциплины «Статистика» введены предметы «Статистика-1» и «Статистика-2»;

— вместо дисциплины «Математика в экономике» введен предмет «Математика-1 », вместо дисциплины «Вероятностные методы в экономике» — предмет «Эконометрика-1», вместо «Оптимизации в экономике» — «Ма-тематика-2», на третьем курсе введен предмет «Эконометрика-2»;

— на первом курсе введен предмет «Технологии обучения в БГУЭП», а на старших курсах — факультатив «Стратегия поиска работы».

Программы новых дисциплин существенно развиты по сравнению с предшествовавшими. Дисциплины первого уровня предусматривают общую теоретическую подготовку, дисциплины второго уровня ориентированы непосредственно на нужды конкретной специальности, они создают базу для прикладных исследований. Курс «Технологии обучения в БГУЭП» предназначен для быстрой адаптации первокурсников к условиям обучения в университете, для ознакомления их с нормативной базой и структурой вуза, привития им навыков успешной учебы. Его примерное содержание:

— общая информация о Байкальском государственном университете экономики и права: история университета, его место в системе высшего образования региона, структура вуза, руководство университета, органы студенческого самоуправления и т.п.;

— устав БГУЭП (права и обязанности студента);

— общая информация о факультете (история, структура, руководство, организация студенческой жизни, научный потенциал, ресурсы, предоставляемые студентам, и т.п.);

— характеристика специальности: государственный образовательный стандарт (квалификационные требования к выпускнику, возможности продолжения образования, общие тре-бования к образовательной программе по специальности, характеристика циклов дисциплин), учебный план специальности (характеристика дисциплин по циклам, курсовых работ, практик, итоговой аттестации);

— академический календарь факультета: характеристика триместров, сессий, каникул, промежуточных аттестаций, периодов ликвидации академической задолженности, порядок предоставления академических отпусков, индивидуальных учебных графиков и т.п.;

— организация учебного процесса: особенности обучения в БГУЭП (организация самостоятельной работы студента, контроль текущей успеваемости, особенности промежуточной аттестации, рейтинг студентов); порядок сдачи экзаменов и зачетов, перехода на следующий курс, повторного обучения; порядок обучения на коммерческой основе; порядок получения второго высшего образования; факультативные дисциплины и дополнительные образовательные услуги, оказываемые вузом; характеристика видов учебных занятий и рекомендации по подготовке к ним; характеристика учебно-методических информационных ресурсов; система рейтинговых оценок;

— организация НИРС на факультете и в БГУЭП;

— стипендиальное и социальное обеспечение;

— спорт, отдых, лечение, питание, медицинское обеспечение студентов университета, их медицинское и пенсионное страхование;

— порядок пользования библиотекой БГУЭП (включая занятия по библиографии и т.п.);

— компьютерные ресурсы вуза (характеристика материалов на сайтах и серверах, порядок работы с электронной методической библиотекой, порядок доступа к сети Интернет и т.п.).

Информационные пакеты ECTS доступны студентам и преподавателям через Интранет (SQL-сервер АСУ) и Интернет на русском и английском языках. Внедрение в учебный процесс таких «путеводителей» для студентов является необходимым условием перехода к более сложным технологиям управления на втором этапе, когда выбор студента начнет определять конфигурацию его учебного плана (в рамках, определенных университетом) и

соответствующий информационный пакет — своеобразное техническое задание студента — будет формироваться автоматически подсистемой АСУ.

3. Внедрение рейтинговой (100-балльной) системы оценки успеваемости студентов (сентябрь 2003-июнь 2004 г. для наборов 2002 и 2003 гг. и до июня 2007 г. для всех пяти кур-сов). Начиная с первого и второго курсов дневной (очной) формы обучения студентов по основным программам высшего профессионального обучения (23 специализации) по всем дисциплинам учебного плана университета введена рейтинговая система оценки успеваемости, обеспечивающая формирование рейтингов студента по отдельным дисциплинам, на факультете (после каждой сессии), в университете (после окончания обучения). Рейтинговые оценки учитывают наряду с учебными и научными успехами достижения студента в жизни факультета, университета и их можно использовать для расширения возможностей трудоустройства.

Внедрение рейтинговой системы оценки сопровождалось обязательным социологическим изучением реакции коллективов преподавателей и студентов, а также «настройкой» системы показателей рейтинга по каждому предмету. С этой целью каждый преподаватель защищает свою методику на кафедре либо в учебно-методической комиссии.

С целью учета рейтинговых баллов и зачетных единиц введена экспериментальная форма зачетной книжки и модернизированы информационные системы «Учебный план», «Успеваемость», «Рейтинг студентов».

4. Разработка накопительной системы БГУЭП-кредитов (сентябрь 2003 — июнь 2006 г.), реализующей асинхронную организацию учебного процесса с комбинацией учебного, методического, научного, воспитательного компонентов. Система БГУЭП-кре-дитов должна быть связана коэффициентами пересчета с международными системами зачетных единиц.

В то время как внедрение в образовательный процесс ECTS преследует цель повышения уровня мобильности студентов и преподавателей, а также разработки методического полигона для последующего внедрения накопительной системы, система БГУЭП-кре-дитов ориентирована на то, чтобы и взаимное признание результатов учебной работы студентов стало реальностью, и параллель-

но решалась проблема повышения уровня образования.

Во-первых, создание информационного ECTS-пакета с расчетом зачетных единиц по методике Министерства образования и науки РФ не затрагивает перечень и содержание дисциплин учебных планов БГУЭП. Одни и те же знания группируются в российских и европейских вузах по разным наборам дисциплин, и явно не следует только для обеспечения академической мобильности незначительного количества студентов модернизировать все российские учебные планы. Проще применить элементы кредитной системы стран Азии и Тихоокеанского региона, позволяющей каждому студенту индивидуально формировать траекторию включенного обучения.

Во-вторых, структура знаний, получаемых студентами в российских и европейских вузах, зачастую не совпадает. Это отчасти объясняется различиями в технологии ведения бизнеса в России и Европе. Ясно, что нивелировать структуры дисциплин нельзя. Напротив, указанный акцент является привлекательным для иностранных студентов. Недаром американские менеджеры, которым удалось реализовать успешные проекты в России, по возвращении на родину получают существенное повышение (и наоборот).

В-третьих, неоднозначность замены 4-балльной системы оценки (а по ряду предметов 2-балльной — зачтено—не зачтено) российской высшей школы на 7-балльную систему оценки ECTS и на многобалльную американскую систему должна ликвидироваться переходом к универсальной 100-балльной системе (100 баллов — стопроцентный успех), как это и делает Минобразования РФ.

Следует также сказать, что существуют различия в правилах выведения итоговой оценки по предметам, изучаемым в течение нескольких семестров: в российской системе итоговой становится оценка за последний семестр, а ECTS-система предусматривает формальную процедуру получения итоговой оценки, которая учитывает итоги выполнения всех видов учебной работы. Этот недостаток также ликвидируется введением рейтинговой системы оценивания успеваемости.

Необходимо учесть, что ECTS-кредиты не отражают значимости дисциплины в формировании профессиональной культуры выпускника, следовательно, требуется создание системы БГУЭП-кредитов, обслуживающей

рейтинговую систему оценки успеваемости студентов.

Типовое методическое обеспечение европейской системы слабо затрагивает такой важнейший аспект, как планирование самостоятельной работы студента, особенно в области организации его работы в семестре, сочетания реально выполнимых, равномерно распределенных во времени и — что звучит как научная фантастика для российского преподавателя — согласованных между собой заданий по разным дисциплинам учебного плана. Поэтому введение российских кредитов должно осуществляться с учетом формирования реальной модульности в обучении, наполнения кредита как аудиторной работой, так и самостоятельной, индивидуальной работой студента. Иначе склонность российского преподавателя-ученого к необъятным заданиям для студентов превращает в полную профанацию организацию самостоятельной работы последнего (чего стоят только списки обязательной литературы из 20—50 наименований в учебных программах!).

Формальная замена 5-балльной системы оценки на 100-балльную с предоставлением студентам одной траектории набора нужных 100 баллов не решает проблемы и является чисто «арифметическим» действием. На самом деле следует внедрять накопительность (кумулятивность) двух уровней: во-первых, студент, особенно старших курсов, по каждому предмету должен получать целое «поле» работ баллов этак на 140—200, чтобы выбрать индивидуальную траекторию ценой 100 баллов, исходя из индивидуальных особенностей; во-вторых, студент-отличник вместо «линейной» (синхронной) схемы — одинакового перечня изучаемых дисциплин для всего потока — должен получать возможность формирования индивидуального плана с нужной величиной кредитов как за счет достаточно широкого круга дисциплин по выбору, так и за счет многоуровневости дисциплин федерального компонента ГОС ВПО (минимальный уровень — в рамках требований ГОС, с увеличенным количеством кредитов — углубленная дисциплина и т.п.).

В дополнение к сказанному и отвечая на вопрос: «Как обеспечить многоуровневость дисциплины в рамках ГОС ВПО?», заметим, что международные системы зачетных единиц никак не затрагивают важнейшего компонента учебного процесса, выгодно

отличающего российскую высшую школу от европейской и американской, а именно — научно-исследовательскую работу студентов, как включенную в учебный процесс, так и выполняемую в свободное время. Безусловно, российская зачетная единица должна быть дополнена измеримым объемом НИРС. Качественно эту проблему БГУЭП решает уже несколько лет, введя в учебный процесс «научную сессию» — дни науки университета, теперь дело за формализацией процесса.

В этом же проблемном поле находится и предоставление студенту возможности выбирать преподавателя. Пока Министерство образования и науки РФ разрабатывает методику планирования работы преподавателя через систему зачетных единиц, мы озабочены необходимостью присваивать дисциплине вес в кредитах в зависимости от преподавателя (его педагогической и научной квалификации). Ясно, что лекционный курс профессора должен быть «весомее» в кредитах такого же по объему в часах лекционного курса молодого преподавателя, а отсюда и разная оплата одинаковых объемов труда. БГУЭП уже в течение десяти лет формирует такое «конкурентное» пространство для профессорско-преподавательского состава, рассчитывая ежегодно рейтинг преподавателей, который учитывает учебную, учебно-методическую, научную, организационную, воспитательную работу. Кроме того, сотни студентов БГУЭП имеют возможность выбирать преподавателей как по отдельным дисциплинам, так и по всей образовательной программе (при параллельном обучении по второй специальности).

Нельзя забывать и о проблемах воспитания в вузе личности будущих специалистов в условиях разрушенной идеологии и угасшей национальной идеи. Именно через учебный процесс реализуется сегодня воспитательная работа в российском университете, и обозначенная нами перспективная пара — система зачетных единиц плюс рейтинговая система оценки успеваемости — должна быть дополнена в обоих слагаемых воспитательным компонентом. Следовательно, интегральный рейтинговый показатель студента должен рассчитываться с учетом не только его учебной и научной деятельности, но и показателей личностного роста. Речь идет не столько о введении повышающего (и понижающего) коэффициента за успехи в жизни факультета и университета, сколько о стабильности высоких показателей

в течение обучения или, что еще важнее, о положительной динамике показателей студента. Учет воспитательного компонента в работе преподавателя должен осуществляться через анализ результатов анонимного анкетирования студентов «Учебный процесс глазами студента», «Преподаватель глазами студента».

Таким образом, во внедрении системы зачетных единиц как инструмента кардинального изменения организации и содержания обучения в БГУЭП просматривается еще и дополнительная стратегическая цель — повышение информативности процесса модернизации российской высшей школы и его привлекательности для зарубежных образовательных систем, что позволит реализовать взаимно полезное сотрудничество в области преодоления кризиса мировой системы образования, направленное на сращивание передового менеджмента Америки, российской фундаментальности и европейских интеграционных процессов.

Таким образом, в результате за десять лет университету удалось проделать существенную работу по переходу на двухуровневую систему образования в духе Болонского процесса.

1996 г.:

— апробирование циклового метода с ориентацией на выбор студентом преподавателя и времени изучения дисциплины;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— переход к УМК нового поколения: брошюра с учебным планом, рабочими программами, расписаниями, резюме преподавателей и т.п.;

— открытие колледжа, реализующего программы среднего профессионального образования.

1997 г.:

— унификация учебных планов заочной формы обучения (формирование направлений подготовки, объединяющих родственные специальности);

— переход на письменные (объективные) формы контроля с двумя-тремя промежуточными аттестациями в семестре;

— переход на три триместра: 15, 10 и 10 недель;

— внедрение «научной сессии» — дней науки в конце марта.

1998 г.:

— формирование электронной библиотеки аннотаций и рабочих программ дисциплин;

— переход на 25 часов аудиторной нагрузки в неделю;

— удвоение количества читальных залов, открытие копировальных центров в библиотеке;

— апробирование бессессионной формы обучения;

— открытие центра развития карьеры (студенческой биржи труда);

— открытие курсов «Педагогика и психология высшей школы», ориентированных на развитие активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов.

1999 г.:

— открытие магистратуры по экономике, менеджменту, юриспруденции;

— открытие центра тестирования (использование электронной системы тестирования);

— открытие центра дополнительной подготовки (выравнивания) студентов первого курса;

— перевод подсистем АСУ УП на технологию клиент—сервер;

— оптимизация показателей рейтинга профессорско-преподавательского состава с целью активизации методической работы;

— переход на 22—24 часа аудиторных занятий в неделю;

— апробирование системы выбора студентами дисциплин на примере факультативов.

2000 г.:

— изучение ECTS — европейской системы оценки количества и качества работы студентов;

— «включенное» обучение монгольских студентов по системе зачетных единиц Монголии;

— адаптация учебных планов к европейским нормам (следствие проектов ТЕМРиБ-ТАОБ);

— полная ревизия организации и обеспечения учебного процесса (комплексная оценка вуза).

2001 г.:

— аккредитация вуза на статус «университет»;

— лицензирование бакалавриата, оценка возможности перехода от среднего профессионального образования к бакалавриату в колледже;

— проектирование системы организации и контроля самостоятельной работы студентов;

— изучение систем зачетных единиц США, Великобритании, стран Тихоокеанского региона;

— проектирование системы зачетных единиц БГУЭП;

— введение предмета «Технологии обучения в БГУЭП»;

— появление ЕСТБ-координаторов (тьюторов);

— открытие факультета по работе с иностранными студентами, функционирующего по схеме «включенного» обучения.

2002 г.:

— формирование автоматизированной системы издания ЕСТБ-пакетов специальностей на сайте университета;

— внедрение модульно-рейтинговой (100-балльной) системы оценки успеваемости студентов с реализацией асинхронности подготовки внутри отдельных дисциплин;

— внедрение тестирования «Учебный процесс глазами студента» с акцентом на организацию самостоятельной работы студентов;

— переход на новую форму зачетной книжки с учетом 100-балльной системы оценки и зачетных единиц;

— открытие факультета параллельной подготовки и Академии лидерства для школьников, работающих по схеме системы зачетных единиц.

2003 г.:

— реализация доступа к электронной библиотеке через сайт университета, публикация учебных материалов для заочников;

— внедрение электронной системы актуализации информационных пакетов специальностей;

— автоматизация расчета зачетных единиц;

— публикация «Справочника студента» в дополнение к предмету «Технологии обучения в БГУЭП»;

— открытие факультета дополнительных образовательных услуг, работающего по схеме системы зачетных единиц.

2004 г.:

— внедрение АРМ преподавателя;

— регистрация в учебном плане, помимо аннотаций и программ, методобеспечения и библиотечного фонда;

— документирование системы менеджмента качества обучения в БГУЭП;

— внедрение АРМ студента;

— проектирование второго (организационного) этапа внедрения системы зачетных единиц — расчет через зачетные единицы учебных поручений преподавателей и т.п.

Ожидаемые результаты в 2007/08 учебном году:

— расширение асинхронности подготовки с уровня отдельных дисциплин до уровня учебного плана;

— выбор студентами до 40% дисциплин;

— расширение сферы деятельности академических советников (тьюторов) с уровня

ECTS-координаторов до их участия в формировании индивидуальных образовательных траекторий;

— адаптация систем практик, НИРС к планированию через зачетные единицы;

— полноценная загрузка образовательной траектории бакалавр—специалист—магистр.

Успешная реализация обсуждаемых инновационных проектов, как уже было отмечено, невозможна без участия в международных образовательных интеграционных процессах.

В плане развития международной деятельности Байкальский государственный университет экономики и права известен прежде всего своей проектной деятельностью, осуществляемой как в рамках европейских программ TEMPUS-TACIS, так и в рамках прочих конкурсных грантов. Это:

1. TACIS EDRUS 9505 Capacity Building in Business and Management Training in the Lake Baikal Región. Срок реализации проекта — 1996-1999 гг.

2. TACIS EDRUS 9517 Strengthening of Public Administration in Lake Baikal Región («Укрепление органов государственного управления в Байкальском регионе»). Срок реализации проекта — 1997-2000 гг.

3. TACIS HRRU 9801 Legal Protection for economic operators («Юридическая защита субъектов экономической деятельности»). Срок реализации проекта — 2000-2002 гг.

4. TEMPUS MJEP 10723-99 Mobility Joint European Project. Срок реализации проекта — 1999-2002 гг.

5. TEMPUS JEP 10743-99 «Совершенствование экономического образования в регионе озера Байкал». Срок реализации проекта — 1999-2002 гг.

6. Инновационный проект развития образования в соответствии с соглашением о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (Support of Innovations in Higher Education — project supported by International Bank of Reconstruction & Development and administered by National Training Foundation). Срок реализации проекта — 1998-2004 гг.

7. CD-JEP 23209-2002 «Разработка учебных курсов для магистерских программ в российских университетах». Срок реализации проекта — 2002-2004 гг.

8. CD-JEP 24018-2003 «Создание мастеров-управленцев с тремя языками» (TRIMAGES). Срок реализации проекта — 2003-2006 гг.

9. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Договор субзайма Е/А 19/00 от 20 января 2000 г. «Разработка программы курса, методических материалов, текстов лекций, учебных пособий».

10. НФПК. «Формирование социологического мышления у студентов экономического вуза». Срок реализации проекта — 2001-2003 гг.

11. Грант № 2003-АВ-СХ-1001 Organized Crime Study Centers in Russia («Центры изучения организованной преступности в России») Министерства юстиции США.

12. Грант № 2003-АВ-СХ-1004 Developing Democratic Strategies for Combating Organized crime Terrorizm and Corruption («Развитие демократических стратегий для борьбы с организованной преступностью, терроризмом и коррупцией») Министерства юстиции США, Американского университета (г. Вашингтон).

13. Совместный российско-португальский проект под эгидой фонда INVOTAN «Динамические системы с импульсными структурами и их применение».

14. Малый грант в рамках гранта Министерства юстиции США «Криминальная субкультура мест лишения свободы».

15. Малый грант в рамках гранта Министерства юстиции США «Общая характеристика форм организованной преступности в лесопромышленном комплексе».

16. Индивидуальный грант (стипендия Э. Маски) по созданию курса «Деловое администрирование и менеджмент» в университете г. Файер-Филд, штат Коннектикут, США, 2004 г.

17. Индивидуальный грант (программа Чивининг) по получению степени магистра по международному маркетингу в университете г. Лютон, Великобритания, 2005 г.

Проектная деятельность является одним из путей коммерциализации высшей школы, что весьма актуально в современных условиях ее развития. Более того, здесь заложены большие возможности для молодых преподавателей, разрабатывающих новые учебные курсы, в частности для подготовки магистерских программ, адаптированных к мировым стандартам.

В плане научной работы участие профессорско-преподавательского состава университета в международных конгрессах, симпозиумах, семинарах и конференциях на базе университетов Бельгии, Бразилии, Великобритании,

Германии, Италии, Китая, Монголии, Португалии, США, Финляндии, Чехии, Швеции, Южной Кореи и Японии позволило БГУЭП диссе-минировать опыт работы университета и создать устойчивые связи коллективов кафедр с коллективами зарубежных вузов, необходимые для дальнейшего развития университета.

Наибольшее количество научных публикаций, осуществленных за рубежом, имеют профессора В.И. Самаруха, В.А. Дыхта, А.В. Кравченко, Ю.М. Краковский, А.Л. Репецкая, Н.М. Токарская, Б.Л. Токарский, И.В. Цвигун.

Участие в международных проектах, международной диссеминации научно-педагогического опыта, международных спортивных и культурных мероприятиях стало для университета привычным делом, и объем участия в них увеличивается год от года.

Преподаватели БГУЭП выезжают на стажировку за рубеж, работают с иностранными коллегами дистанционно, разрабатывая новые курсы и подготавливая к изданию учебно-методические комплексы. Также университет принимает лекторов из других стран у себя. В частности, в прошедшем году в рамках названных проектов или кратковременно в университете работали около 20 иностранных преподавателей — из Англии, Испании, Германии, Франции, США, Канады, Китая и Японии. Иностранные специалисты из университетов-партнеров читали лекции по макро- и микроэкономике, международной торговле и финансам, менеджменту на предприятиях, логистике, экономической и валютной политике Европейского союза. Преподавателями БГУЭП совместно с европейскими коллегами разработаны ан-нотации для чтения курсов магистерского уровня и уровня МВА на английском и французском языках по дисциплинам «Стратегический менеджмент», «Управление качеством в администрациях», «Информатика», «Логистика». Перечень подобных аннотаций будет дополнен в течение двух предстоящих лет работы в рамках проекта TRIMAGES, что даст возможность для дистанционного обучения в БГУЭП гражданам любой страны. С этой целью на данном этапе созданы биномы для написания еще 14 курсов, ведется активная подготовительная работа к встрече очередной группы коллег-профессоров из европейских университетов в сентябре—октябре 2005 г. и к поездке наших участников в вузы-партнеры.

Отметим, что свыше 15 преподавателей БГУЭП выезжали за рубеж на учебу и для

обмена опытом учебно-методической работы в рамках различных проектов и по линии двусторонних отношений между вузами в 2004/05 учебном году.

Международный аспект присутствует и в таком направлении деятельности БГУЭП, как дополнительное образование. В частности, речь идет о повышении квалификации. Это касается работы межотраслевого регионального центра повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществляющего Президентскую программу подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства России. Байкальский государственный университет экономики и права также отправляет на зарубежные стажировки своих выпускников по программам профессиональной переподготовки.

Выпускников Президентской программы принимали такие страны, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония. Ежегодно на стажировку уезжает 60—65% выпускников Президентской программы (по России в среднем — 33%).

С 1934 г. университет ведет подготовку кадров для зарубежных стран, прежде всего для стран Азиатско-Тихоокеанского региона (таких как Монголия, Китай, Южная Корея, Лаос, Камбоджа, Вьетнам), сотрудничество с которыми является одним из важных направлений в развитии международной деятельности БГУЭП. За 75 лет работы было подготовлено свыше 800 высококлассных специалистов.

Приоритетной для университета остается работа с Монголией. Наши связи с этой страной сложились исторически. Среди наших выпускников Ю. Цеденбал — бывший генеральный секретарь ЦК МНРП, председатель Президиума Великого народного хурала. Также выпускники университета занимали такие посты, как председатель Совета Министров Монголии, министр финансов, министр торговли и заготовок, министр бытового обслуживания, председатель правления монголь-ских коммерческих банков, советник президента Монголии, и становились членами парламента Монголии. Многие из наших выпускников имеют степени доктора и кандидата экономических наук.

С каждым годом популярность БГУЭП растет. Количество иностранных граждан,

обучающихся в нашем университете, по сравнению с 2000 г. увеличилось в 5 раз и в настоящее время составляет около 200 человек, что является максимальным для иркутских вузов.

В настоящее время в БГУЭП обучаются (включая подготовительное отделение, основные факультеты, магистратуру и аспирантуру) свыше 180 иностранцев. Среди них граждане Монголии составляют подавляющее большинство (свыше 100 студентов, магистрантов и аспирантов). Причем нужно отметить, что это самое большое количество монгольских граждан из общего числа обучающихся в иркутских вузах). Прочие студенты-иностранцы представлены в БГУЭП гражданами Южной Кореи, Китая, США, Турции, есть французский и японский стажеры, а также граждане стран СНГ — Армении, Казахстана, Грузии, Белоруссии, Азербайджана, Украины, Молдовы, Таджикистана.

Байкальский государственный университет экономики и права в качестве одного из приоритетных направлений деятельности осуществляет сотрудничество с высшими учебны-ми заведениями стран Азиатско-Тихоокеан-ского региона, которое строится преимущественно в рамках двусторонних договоров о международном научном и учебно-методическом сотрудничестве. В настоящее время БГУЭП имеет договорные отношения с вузами Китая — Даляньским университетом иностранных языков и Шеньянским технологическим институтом. В плане расширения творческих контактов были установлены дружественные отношения с университетом

г. Ченчоу; Республики Кореи — с университетами гг. Чосон и Инха; Японии — с университетом г. Канадзава; Монголии — с Институтом коммерции и бизнеса, Монголо-Российским экономическим институтом «САН», Технологическим институтом г. Эрдэнэт, Монгольским государственным университетом науки и технологии, Ассоциацией монгольских выпускников БГУЭП.

Не менее важными для нашего вуза являются договорные отношения с европейскими университетами, в частности с университетом г. Ницца (Франция), университетом г. Коим-бра (Португалия), университетами г. Лютон (Великобритания), университетом г. Турку (Финляндия).

В рамках данных договоров производится обмен материалами для исследовательской работы, научной и учебной информацией, а также обмен студентами для обучения и прохождения языковой и страноведческой практики.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что известность и востребованность БГУЭП продолжают расти, и это приносит свои плоды как в виде увеличения доходов, так и в виде повышения имиджа. Разработанные планы дальнейшего международного сотрудничества БГУЭП с университетами Европы и Азии, совместные научные исследования, разработка курсов, участие в плановых мероприятиях будут способствовать дальнейшему качественному росту характеристик нашего университета и его продвижению на международный рынок образовательных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.