Научная статья на тему 'Модернизация высшего образования в Байкальском государственном университете экономики и права'

Модернизация высшего образования в Байкальском государственном университете экономики и права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / реформы / наука / международный опыт / education / reforms / science / international practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич

Проведен анализ реформирования системы образования России в последнее время. Исследованы проблемы высшего образования. Показаны методы подготовки студентов и магистрантов в Байкальском государственном университете экономики и права. Проведен анализ работы диссертационных советов по присуждению ученых степеней при БГУЭП. Раскрыт опыт внедрения кредитных систем в БГУЭП с целью полномасштабного участия университета в общеевропейской интеграции образования и науки в рамках основных направлений Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокуров Михаил Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of recent reforming of educational system"s in Russia is carried out. The problems of higher education are studied. The methods of teaching the students and candidates for a master"s degree at Baikal National University of Economics and Law are shown. The analysis of dissertation councils" work at BNUEL is carried out. In the article is shown the experience of credit systems" implementation in BNUEL which is aimed to allow the university to take part in all-European integration of education and science within the framework of the basic trends of the Bologna process.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего образования в Байкальском государственном университете экономики и права»

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

М. А. ВИНОКУРОВ

ректор БГУЭП, доктор экономических наук, профессор

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Проведение социально-экономических реформ в последнее десятилетие в нашей стране оказало самое непосредственное влияние на подготовку кадров с высшим образованием. Особенно значительной трансформации подверглись направления подготовки специалистов в области гуманитарных наук, экономики и юриспруденции. В целом эту работу следует оценить весьма положительно, т.к. проведена де-идеологизация образовательного процесса, что безусловно повысило его качество и выдвинуло на первый план научные критерии оценки развития общества, позволило успешно внедрить в учебный процесс достижения мировой научной мысли.

Подготовленные за эти годы специалисты по экономическим и юридическим наукам (в передовых вузах страны, к которым вполне относится БГУЭП) стали проводниками новых идей реформирования социально-экономического развития нашего общества.

Реформы в области образования, несмотря на отдельные шероховатости и алогичность, осуществляются на основании национальной доктрины образования, Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и проводятся в русле общемировых тенденций.

Саморазвитие рынка образовательных услуг позволило сохранить кадры и выжить государственным вузам в условиях значительного недофинансирования из средств федерального бюджета. При этом многие вузы накопили значительный опыт по адап-

тации научно-образовательного процесса к новым динамичным экономическим условиям. Этому способствовало расширение автономности учебных заведений, которое сопровождалось развитием их вариативности и изменением отраслевой направленности под воздействием платежеспособного рыночного спроса, что позволило привлечь дополнительное финансирование в государственный сектор образования и укрепить его материально-техническую базу.

Увеличение приема студентов (в среднем более чем на 8% в год) в государственные и негосударственные вузы в последние годы, в условиях отсутствия прироста рабочих мест, дает положительный эффект в сфере занятости молодежи, уберегает ее от антисоциальных поступков, хотя подготовка экономистов и юристов в некоторых непрофильных и частных вузах не дает требуемого качества и способствует их перепроизводству.

Динамичные изменения внешней среды в экономике и в образовательной системе (глобализация и подготовка к вступлению в ВТО) ставят задачи создания системы управления внутренними информационными потоками университета и внешними связями. В этой связи за последние пять лет в БГУЭП внедрена автоматизированная система управления (АСУ) учебным процессом, изменена структура управления. Созданы все уровни профессионального образования, включая:

- начальное и среднее профессиональное образование на базе Колледжа бизнеса и права (в настоящее время вводится ба-

калавриат, через который идет стыковка с уровнем специалиста и магистра);

— подготовка специалистов (экономистов и юристов) адаптирована к международным стандартам, что позволило создать предпосылки для развития накопительных систем получения знаний;

— открыта и успешно развивается магистратура по экономике, менеджменту и юриспруденции (рис. 1);

— существенно увеличена аспирантура по 14 научным специальностям, докторантура (табл. 1) и сеть диссертационных советов (табл. 2).

25

10

Менеджмент Экономика Юриспруденция

□ 2001 □ 2002 □ 2003 (план)

Рис. 1. Выпуск магистрантов по направлениям подготовки, чел.

22

20

17

15

9

5

2

0

Таблица 1

Количество докторантов, аспирантов и соискателей ИГЭА (БГУЭП), чел.

Год Докторанты Аспиранты Соискатели Всего аспирантов и соискателей

Всего Очно Заочно

1997 12 118 86 32 49 167

1998 13 224 169 55 44 268

1999 13 317 250 67 85 402

2000 12 421 311 110 138 559

2001 12 532 376 156 167 699

2002 13 582 387 195 174 756

2003 16 612 402 210 200 828

Отношение 2003 г. к 1997 г., раз 1,3 5,2 4,7 6,6 4,1 4,9

Таблица 2

Диссертационные советы по присуждению ученых степеней при БГУЭП*

Группа специальностей, специализация Шифр совета Председатель Заместитель председателя Ученый секретарь

1 2 3 4 5

Область исследования специальности 08.00.01 — Экономическая теория (по экономическим наукам)

Экономическая теория Д 212.070.01 (докторский) д.э.н., проф. М.А. Винокуров, корпус III, каб. 302 д.э.н., проф. Т.Д. Бурменко, корпус III, каб. 601 д.э.н., проф. Н.Н. Даниленко, корпус III, каб. 601

К 212.070.02 (кандидатский) д.э.н., проф. М.П. Демина, корпус II, каб. 213 д.э.н., проф. Г.В. Давыдова, корпус IV, каб. 406 к.э.н., доц. О.В. Чистякова, корпус II, каб. 313

Область исследования специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (по экономическим наукам)

Экономика и управление народным хозяйством:

Теория управления экономическими системами Д 212.070.01 (докторский) д.э.н., проф. М.А. Винокуров, корпус III, каб. 302 д.э.н., проф. Т.Д. Бурменко, корпус III, каб. 601 д.э.н., проф. Н.Н. Даниленко, корпус III, каб. 601

Региональная экономика К 212.070.02 (кандидатский) д.э.н., проф. М.П. Демина, корпус II, каб. 213 д.э.н., проф. Г.В. Давыдова, корпус IV, каб. 406 к.э.н., доц. О.В. Чистякова, корпус II, каб. 313

*Номенклатура утверждена приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 25 января 2000 г. № 17/4.

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

Экономика труда Д 212.070.01 (докторский) д.э.н., проф. М.А. Винокуров, корпус III, каб. 302 д.э.н., проф. Т.Д. Бурменко, корпус III, каб. 601 д.э.н., проф. Н.Н. Даниленко, корпус III, каб. 601

К 212.070.01 (кандидатский) д.э.н., проф. А.Д. Аюшиев, корпус II, каб. 403 д.э.н., проф. С.С. Ованесян, корпус IV, каб. 404 к.э.н., доц. А.В. Шипицына, корпус II, каб. 401

Логистика К 212.070.05 (кандидатский) д.э.н., проф. В.И. Самаруха, корпус III, каб. 303 д.э.н., проф. В.С. Колодин, корпус V, каб. 502 к.э.н., доц. Д.Ю. Федотов, корпус II, каб. 415

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами:

- промышленности К 212.070.02 (кандидатский) д.э.н., проф. М.П. Демина, корпус II, каб. 213 д.э.н., проф. Г.В. Давыдова, корпус IV, каб. 406 к.э.н., доц. О.В. Чистякова, корпус II, каб. 313

- строительства К 212.070.02 (кандидатский) д.э.н., проф. М.П. Демина, корпус II, каб. 213 д.э.н., проф. Г.В. Давыдова, корпус IV, каб. 406 к.э.н., доц. О.В. Чистякова, корпус II, каб. 313

- сферы услуг К 212.070.05 (кандидатский) д.э.н., проф. В.И. Самаруха, корпус III, каб. 303 д.э.н., проф. В.С. Колодин, корпус V, каб. 502 к.э.н., доц. Д.Ю. Федотов, корпус II, каб. 415

Область исследования специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит (по экономическим наукам)

Финансы, денежное обращение и кредит Д 212.070.01 (докторский) д.э.н., проф. М.А. Винокуров, корпус III, каб. 302 д.э.н., проф. Т.Д. Бурменко, корпус III, каб. 601 д.э.н., проф. Н.Н. Даниленко, корпус III, каб. 601

К 212.070.01 (кандидатский) д.э.н., проф. А.Д. Аюшиев, корпус II, каб. 403 д.э.н., проф. С.С. Ованесян, корпус IV, каб. 404 к.э.н., доц. А.В. Шипицына, корпус II, каб. 401

Область исследования специальности 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика (по экономическим наукам)

Бухгалтерский учет, статистика К 212.070.01 (кандидатский) д.э.н., проф. А.Д. Аюшиев, корпус II, каб. 403 д.э.н., проф. С.С. Ованесян, корпус IV, каб. 404 к.э.н., доц. А.В. Шипицына, корпус II, каб. 401

Область исследовг информации( ния специальности 05.13.01 — Системный анализ, управление и обработка региональные народнохозяйственные комплексы) (технические науки)

Системный анализ, управление и обработка информации (региональные народнохозяйственные комплексы) К 212.070.03 (кандидатский) д.т.н., проф. Г.П. Хамитов, корпус III, каб. 410 д.т.н., проф. В.Б. Головченко, корпус II, каб. 406 к.т.н., доц. Т.И. Ведерникова, корпус III, каб. 406

Область исследования специальности 05.13.18 — Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (технические науки)

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ К 212.070.03 (кандидатский) д.т.н., проф. Г.П. Хамитов, корпус III, каб. 410 д.т.н., проф. В.Б. Головченко, корпус II, каб. 406 к.т.н., доц. Т.И. Ведерникова, корпус III, каб. 406

Область исследования специальности 12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовноисполнительное право (юридические науки)

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право К 212.070.04 (кандидатский) д.ю.н., проф. А.А. Протасевич, корпус V, каб. 205 д.ю.н., проф. В.И. Шиканов, корпус V, каб. 201 к.ю.н., доц. Д.А. Степаненко, корпус V, каб. 213

Область исследования специальности 12.00.09 — Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность (юридические науки)

Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность К 212.070.04 (кандидатский) д.ю.н., проф. А.А. Протасевич, корпус V, каб. 205 д.ю.н., проф. В.И. Шиканов, корпус V, каб. 201 к.ю.н., доц. Д.А. Степаненко, корпус V, каб. 213

В течение всего 2002 г. учебно-методическая комиссия БГУЭП занималась анализом зарубежных систем высшего профессионального образования. На первом месте стояла проблема внедрения крйдитных систем (далее — систем зачетных единиц) в БГУЭП с целью полномасштабного участия университета в общеевропейской интеграции образования и науки в рамках основных направлений Болонского процесса.

Результатом анализа стали следующие выводы:

1. Системы зачетных единиц в настоящее время используются в большинстве стран мира в качестве сопоставимых систем количественной оценки конкретных образовательных программ, составляющих их учебных дисциплин, а также периодов обучения.

2. Системы зачетных единиц предназначены в первую очередь для облегчения академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения в рамках межвузовских обменов между различными европейскими странами. Наиболее распространены:

- европейская система зачетного перевода (European Credit Transfer System — ECTS), первоначально основанная на сопоставлении трудовых затрат, предусмотренных для каждой учебной дисциплины в масштабах суммарной учебной нагрузки, установленной для определенного периода обучения;

- система крйдитов, принятая в США (US Credit System — USCS), основанная на оценке в крйдит-часах каждой изучаемой дисциплины и образовательной программы в целом, определяемой в соответствии с учебным планом и распределением учебного времени по формам и видам занятий;

- британская, азиатская, тихоокеанская и другие системы.

3. В российской высшей школе в качестве зачетной единицы используется академический час, и в целом государственный образовательный стандарт может служить крйдитной системой для российских вузов. Тем не менее, такая система не позволяет адекватно сопоставлять образовательные программы России и других стран. В то же время ряд российских вузов обладает опре-

деленным опытом во внедрении зарубежных систем зачетных единиц. Этот опыт приобретен в процессе получения российскими вузами международной аккредитации по отдельным программам высшего профессионального образования, в рамках двусторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами.

4. Наиболее интересной является накопительная, так называемая «асинхронная» организация учебного процесса, при которой основная ставка делается на самостоятельную работу студента, его участие в формировании своего учебного плана, широкие возможности выбора дисциплин, преподавателей и вузов, объективные (письменные, бессессионные) формы контроля знаний и т.п.

5. Министерство образования России приступило к созданию российской системы зачетных единиц, адекватной зарубежным. 15 вузов страны начали эксперимент по введению рейтинговой системы оценки успеваемости в 2002-2004 гг.

С учетом последнего, учебно-методическое управление университета в прошедшем учебном году приступило к внедрению ЕСТБ, рассчитывая на сотрудничество с европейскими университетами, а работу по развитию накопительных рейтинговых систем скоординировало с планом Минобразования. В результате в университете сформирован институт ЕСТБ-координаторов и подготовлены первые версии информационных ЕСТБ-пакетов по 29 специальностям высшего профессионального образования.

О масштабах произведенных и будущих мероприятий можно судить по содержанию подготовки ЕСТБ-пакетов, которая будет завершена в сентябре 2003 г. и включает в себя:

- сбор и анализ материалов в области оценки количества и качества учебной работы студентов в странах, использующих образовательные системы крйдитных единиц;

- разработку модели перехода вуза к международной системе зачетных единиц (крйдитной системы);

- разработку типовой формы договора со студентом, направляемым на обучение в другой вуз (в том числе за границей);

— подготовку 23 информационных пакетов системы крйдитных единиц по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, трех информационных пакетов — по подготовке бакалавров, трех информационных пакетов — по подготовке магистров;

— создание методики перевода показателей учебного плана в крйдиты, расчет крйдитных единиц для каждой преподаваемой дисциплины и полных курсов подготовки специалистов, бакалавров и магистров;

— подготовку единого информационного пакета университета;

— разработку соответствующей системы регистрации оценки знаний студентов, разработку документации;

— создание эффективной системы документооборота, связанной с деятельностью системы крйдитной оценки;

— экспертизу и апробацию системы крйдитных единиц;

— сбор материалов по итогам апробации системы крйдитных единиц, экспертных заключений;

— подготовку текстов информационного пакета с целью последующей публикации на русском и английском языках (в том числе электронных версий в сети Интернет).

В результате проведенной работы, начиная с 2002/03 учебного года, любой студент Байкальского государственного университета после завершения второго года обучения может сформировать себе индивидуальный учебный план по траектории «бакалавр-магистр» с возможностью включенного обучения в европейских университетах, содержащий, наряду с федеральной российской компонентой, «международную» компоненту, отвечающую требованиям соответствующих партнеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо указанных важной задачей является участие в эксперименте Минобразования РФ по организации образовательного процесса, предусматривающего использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Данная работа является естественным продолжением усилий БГУЭП по повышению мотивации студентов путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, повышению

уровня организации учебного процесса. В соответствии с методикой Минобразования РФ в 2002-2003 гг. в БГУЭП проведена следующая работа:

- разработан проект рейтинговой системы, построенной на использовании кумулятивной (накопительной) оценки успеваемости;

- введена 100-балльная система по всем дисциплинам основных образовательных программ;

- внедрено поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов с возможностью получить семестровую оценку без сдачи экзамена или зачета.

В качестве механизма внедрения новой системы оценки знаний и ЕСТБ в БГУЭП учебно-методическое управление провело серию методических семинаров для преподавателей всех кафедр, на которых сделан анализ рейтинговой системы и выработаны нормативные материалы по ее использованию.

Университетская жизнь все более интернационализируется — таково веление времени. Сотрудничество с зарубежными партнерами является не только необходимым условием подготовки специалистов высокого класса, соответствующих международным стандартам, не только обогащает наш профессорско-преподавательский состав новыми идеями и подходами для решения различных задач национального и регионального аспектов, но и, что тоже немаловажно, обеспечивает достаточный экономический эффект.

Как и в предыдущие годы, международная деятельность БГУЭП направлена прежде всего на реализацию совместно с зарубежными вузами-партнерами двух международных проектов программы ТАСИС, финансируемых Европейским союзом, которые имеют общее название «Совершенствование экономического образования в регионе озера Байкал» (ТетриБ-ТааБ Т^ЕР 10743-1999 и Т^ЕР 10723-1999). Координаторами этих проектов со стороны БГУЭП являются профессор М.А. Винокуров и профессор И.В. Цвигун.

По обоим проектам работа ведется уже третий год, и поэтому представляется уместным подвести некоторые итоги. Нашими

европейскими партнерами являются университет Софии-Антиполис (г. Ницца, Франция), университет г. Коимбра (Португалия), а также университет г. Минго (Португалия), университет г. Имеа (Швеция) и университет Льютон (Великобритания).

Сотрудничество проводится по нескольким направлениям, из которых в качестве главного выделим модернизацию экономического образования на факультетах «Мировая экономика» и «Финансово-экономическом» путем совершенствования (всего более чем по 20 курсам) и создания новых (всего 11) курсов по различным дисциплинам. Осуществляется подготовка учебных изданий по финансам, статистике, эконометрике и мировой экономике, а также ведется подготовка молодых преподавателей из числа лучших студентов и аспирантов, в том числе за рубежом.

За прошедший год в рамках данных проектов в нашем университете побывали около 30 профессоров и преподавателей из университетов-партнеров с лекциями по макро- и микроэкономике, международной торговле и финансам, менеджменту на предприятиях, эконометрике.

Отметим, что лекции читались на различных факультетах на французском и английском языках.

Благодаря работе в проектах и выработанной совместно с партнерами стратегии обновления экономического и финансового профилей в нашем университете становится возможным переход на международные стандарты высшего экономического образования, а сотрудничество с европейскими университетами и совместная разработка курсов дают возможность внедрения системы кредитования ^СТБ) для обучающихся у нас студентов.

Участие в проектах молодых преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов способствует использованию новой методологии для разработки научных исследований и подготовки дипломных проектов под совместным руководством. Долгосрочные стажировки (от трех до 12 месяцев) предоставляют нашим студентам и аспирантам хорошую возможность не только для совершенствования знаний иностран-

ного языка, но и для роста в исследовательском плане. Тематика их работ показывает, что они ориентированы на проблемы экономического роста и интеграционные процессы развития экономики России.

В рамках проекта Т^ЕР 10743-1999 в мае 2002 г. была проведена представительная международная конференция «О проблемах экономического развития в России на современном этапе и проблемах подготовки кадров», на которой состоялся заинтересованный обмен мнениями по основным направлениям совершенствования высшего образования и подготовки кадров для экономики России. В конференции приняли участие ведущие профессора и представители администрации университетов Софии-Анти-полис (г. Ницца), Париж-Еври (Франция), г. Коимбра (Португалия), преподаватели из Монголии, Московской финансовой академии, Якутского, Амурского, Бурятского государственных университетов, Омского, Читинского технических университетов, Башкирской академии государственной службы и управления и других вузов, молодые преподаватели и аспиранты БГУЭП, а также представители администрации Иркутской области, Иркутской таможни, деловых кругов и крупных предприятий. По отзывам зарубежных коллег, работа конференции способствовала «не только укреплению международного сотрудничества, но и существенному взаимному обогащению как в теоретическом, так и в методологическом плане» (профессор Клод Бертомье).

На базе договора с Торгово-промышленной палатой г. Парижа продолжалось сотрудничество в области дистанционного обучения при Каннском университете. В нашем университете создан первый в Сибири и на Дальнем Востоке центр по приему экзаменов по деловому французскому языку. Ряд преподавателей центра языковой подготовки (ЦЯзП) и студентов БГУЭП прошли полный курс дистанционного обучения и в числе 22 кандидатов из городов Иркутска, Якутска, Читы, Улан-Удэ, Хабаровска и Владивостока получили дипломы первой и второй ступеней DFAI. И хотя сегодня необходимость в таком дипломе в нашей стране невелика, во

Франции он дает возможность работы в различных службах администрации.

В связи с этим думается, что в век новых коммуникационных технологий и широкого профессионального развития дипломы европейского образца окажутся весьма полезными, поскольку коммерческие, технические службы, туристические агентства и транспортные компании все больше нуждаются в специалистах международного класса, способных работать с иностранными партнерами.

Еще одним примером успешного опыта дистанционного обучения стало изучение четырьмя преподавателями кафедры английского языка ЦЯзП курса делового английского языка, предлагаемого Американской Интернет-школой делового английского (АВЕ1Б).

Как известно, в рамках сотрудничества с Национальным фондом подготовки кадров при Министерстве образования Российской Федерации по проекту «Поддержка инноваций в высшем образовании» БГУЭП получил выгодное кредитование Мирового банка в размере миллиона долларов, который вот уже в течение двух лет направляется на совершенствование учебного процесса и развитие материальной базы университета. Координатором проекта является профессор Т.Д. Бурменко. В этом году 13 преподавателей и сотрудников университета прошли краткосрочные зарубежные стажировки. В свою очередь, пять иностранных экспертов работали у нас. Наряду с этим приобретено учебное и другое оборудование.

Преподаватели университета выезжали на стажировки за рубеж также и в рамках двусторонних отношений между вузами и за счет поддержки различных зарубежных фондов и ассоциаций. Особенно хотелось бы в этой связи упомянуть о поддержке со стороны Германской службы академических обменов, которая в течение ряда лет ежегодно предоставляет нашим студентам и преподавателям стипендии для учебы и стажировки в вузах Германии. Генеральным консульством Японии в г. Хабаровске была безвозмездно передана в библиотеку университета литература на японском и английском языках на сумму в 3 тыс. дол.

В целом с лекциями и для выполнения другой, прежде всего научно-исследовательской работы в университете находились свыше 60 зарубежных гостей. Свыше 40 преподавателей БГУЭП выезжали за рубеж на учебу и для изучения передового опыта в рамках проектов ТАСИС и по другим линиям. Географически были представлены не только европейские страны, но также США, Китай, Япония и некоторые другие страны. Как и в предыдущие годы, в университете на постоянной основе или кратковременно работали также иностранные преподаватели из Германии, Франции, Кореи, Китая и Японии.

На базе судебно-следственного факультета университета около пяти лет функционирует Иркутский центр изучения организованной преступности и коррупции, возглавляемый заведующей кафедрой уголовного права и криминологии А.Л. Репецкой. В рамках своей деятельности, финансируемой Департаментом юстиции США и Центром по изучению организованной и коррупционной преступности Американского университета г. Вашингтона, Иркутский центр ежегодно проводит научные исследования в рамках больших и малых грантов. К участию в исследованиях привлекаются молодые ученые, сотрудники правоохранительных органов, деятельность которых непосредственно связана с изучаемой проблематикой. Представители центра участвуют в международных научно-практических конференциях (г. Сеул, 1998 г.; г. Сан-Франциско, і997 г.; г. Будапешт, март 2001 г.; г. Вашингтон, ноябрь 1999 г., октябрь 2002 г.). Кроме того, ежегодно проводятся и всероссийские («Международное противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ», ноябрь 2000 г.; «Криминальная эксплуатация и торговля людьми», июнь 2002 г.).

Была продолжена практика взаимного обмена группами студентов (от пяти до десяти человек) для прохождения языковой и страноведческой практики в зарубежных вузах — партнерах БГУЭП: университете Чосон (Корея), Высшей экономической школе г. Оснабрюк (Германия), Шеньянс-ком технологическом институте (Китай) и

Монгольском институте коммерции и бизнеса (г. Улан-Батор).

В прошедшем году успешно закончили обучение в аспирантуре БГУЭП и защитили кандидатские диссертации трое граждан Монголии. В настоящее время в БГУЭП проходят обучение, в том числе и на подготовительном отделении, около 90 студентов-иностранцев, в основном, конечно, студенты из Монголии. Продолжают обучение в аспирантуре и докторантуре 12 граждан различных зарубежных стран.

Результатом плодотворного сотрудничества, которое связывает БГУЭП с десятками вузов многих стран, являются совершенствование учебных планов с учетом зарубежного опыта на факультетах университета, пополнение фондов библиотеки литературой на иностранных языках, расширение компьютерной базы университета, проведение ряда международных конференций, укрепление издательской базы за счет приобретения современного полиграфического оборудования.

Общий список университетов и образовательных центров, фондов, с которыми БГУ-ЭП поддерживает партнерские отношения:

Американский университет (США, г. Вашингтон);

Высшая школа экономики (Германия, г. Оснабрюк);

Голвейский университет (Ирландия, г. Голвей);

Государственный университет г. Улан-Батора (Монголия);

Даляньский лингвистический университет (Китай, г. Далянь);

Дублинский университет (Ирландия, г. Дублин);

Институт бизнеса и коммерции (Монголия, г. Улан-Батор);

Институт им. Гете (Германия, г. Бонн);

Лахтинский университет (Финляндия, г. Лахти);

Лимерикский университет (Ирландия, г. Лимерик);

Общественный фонд Карла Дуйсберга (Германия, г. Кельн);

Реймский университет (Франция, г. Реймс);

Университет г. Брага (Португалия, г. Брага);

Университет г. Брюдж (Бельгия, г. Брюдж);

Университет г. Коимбре (Португалия, г. Коимбра);

Университет г. Лиля (Франция, г. Лиль);

Университет г. Порто (Португалия, г. Порто);

Университет г. Стокгольма (Швеция, г. Стокгольм);

Университет г. Упсала (Швеция, г. Упса-ла);

Университет Канадзава (Япония, г. Канадзава);

Университет Кансай (Япония, г. Осака);

Университет Льютон (Великобритания, г. Лондон);

Университет Нанси-2 (Франция, г. Нанси);

Университет София-Антиполис (Франция, г. Ницца);

Университет Таяма (Япония, г. Таяма);

Учебный центр французского делового языка (Франция, г. Париж);

Финский институт маркетинга (Финляндия, г. Хельсинки);

Финский институт менеджмента (Финляндия, г. Хельсинки);

Французский лицей г. Версаля (Франция, г. Версаль);

Хельсинская школа бизнеса и экономики (Финляндия, г. Хельсинки);

Хельсинская школа экономики (Финляндия, г. Хельсинки);

Хельсинский технологический университет (Финляндия, г. Хельсинки);

Хельсинский университет (Финляндия, г. Хельсинки);

Центр дистанционного обучения при Каннском университете (Франция, г. Канн);

Чосонский университет (Южная Корея, г. Чосон);

Шведская школа экономики (Финляндия, г. Хельсинки);

Шеньянский технологический университет (Китай, г. Шеньян).

Наш университет и впредь намерен расширять и углублять международные контакты, поддерживать тесные связи с зарубежными партнерами для взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.