Научная статья на тему 'Соответствуя требованиям времени'

Соответствуя требованиям времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATION / SERVICE SECTOR / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурменко Татьяна Дмитриевна

Проанализирована роль сферы услуг в экономике современных государств. Рассмотрена образовательная деятельность кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурменко Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEETING THE DEMANDS OF THE TIME

The role of the service sector in the economies of modern states is analyzed. Academic performance of the Department of Service Economy and Management of Baikal National University of Economics and Law is discussed.

Текст научной работы на тему «Соответствуя требованиям времени»

Т.Д. БУРМЕНКО

зав. кафедрой экономики и менеджмента сервиса, доктор экономических наук,профессор, заслуженный экономист РФ

Современная экономика — это экономика услуг.

Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять.

О. Конт

Без хорошего менеджера работать невозможно.

С. Довлатов

СООТВЕТСТВУЯ ТРЕБОВАНИЯМ ВРЕМЕНИ

Кафедра экономики и менеджмента сервиса — одна из самых молодых в БГУЭП. Она была организована в 1997 г., когда кардинальные изменения в экономике всей страны, и нашего региона в частности, потребовали наличия специалистов с уровнем подготовки, отвечающим запросам складывающегося рыночного хозяйства. При этом особо остро стало ощущаться отсутствие, во-первых, специалистов в области менеджмента, т.е. современных управленцев, и, во-вторых, специалистов для начавшей бурно развиваться сферы услуг. Именно эти моменты обусловили значимость и перспективность специальности «Менеджмент организации» с углубленным изучением сферы услуг — ведущего и стремительно развивающегося сектора современной экономики.

Начиная со второй половины XX в. стали усиливаться качественные сдвиги в структуре экономики многих стран мира. Глубина и масштабы происходящих сдвигов в наиболее развитых государствах позволили говорить о переходе к постиндустриальной стадии развития экономики как о реальном факте. Критериальным признаком этого специалисты часто называют формирование сервисной модели общества, которой соответствует доминирующая роль сферы услуг в национальном хо-

зяйстве, что дало основание определять современную экономику как экономику услуг. Все шире в научно-практический оборот входит термин «сфера услуг», выражающий в самом широком смысле совокупность всех видов деятельности, которые в той или иной мере можно назвать услугами. Услуги чрезвычайно многолики. Они часто неразрывно связаны с производством, движением физических товаров, они пронизывают все сферы социально-хозяйственной деятельности. Практически все отрасли экономики (в большей или меньшей степени) являются «услугооказывающими».

Таким образом, степень развития сферы услуг выступает критериальным признаком развитости общества. В настоящее время страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создается меньше 60% ВНП. Достаточно сказать, что в США на сферу услуг приходится сейчас около 80% рабочих мест (причем в этой сфере занято более 85% всех кадров высшей квалификации) и 78% ВВП. В ней сосредоточено 40% основных производственных фондов. По прогнозам Бюро статистики занятости США, в начале XXI в. увеличение числа свободных мест будет происходить только за счет сферы услуг. Аналогичная тенденция наблюдается и в стра-

© Т.Д. Бурменко, 2005

нах Западной Европы, где на данную сферу приходится более 67% общего числа занятых. В странах ЕС на долю сферы услуг приходится свыше 65% ВВП и почти столько же занятых. В ней размещено 40% объема прямых иностранных инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд дол. (около 70%) в стоимости всего результата мирового производства. А международная торговля услугами является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мирового хозяйства.

Как подчеркивают специалисты, многие отрасли по производству услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о развитии науки и научного обслуживания, образования, здравоохранения, разнообразных профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Хотя по-прежнему важную роль в экономике играют и достаточно традиционные отрасли сферы услуг — финансы, торговля, личные услуги и т.п., специфика начала XXI в. заключается в том, что возрастающее значение как для экономики, так и для общества приобретает группа новых отраслей.

Все это свидетельствует о том, что наступил принципиально новый этап в общественном (в том числе и в международном) разделении труда. Стремительное развитие сферы услуг является, по мнению ученых, непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики. С учетом значимости этого процесса и его влияния на современное общество Организация Объединенных Наций, которая каждое десятилетие отмечает актуальным для человечества девизом, период с 1990 по 2000 г. назвала десятилетием развития сферы услуг.

В западной литературе осуществляемые структурные преобразования сравнивают по значимости с индустриальной революцией прошлого. Страны же, не успевшие «вписаться» в этот процесс, оказываются отброшенными на периферию мировой хозяйственной системы. В связи с этим становятся очевидными несостоятельность и пагубность отношения к структуре экономики, к услугам и к труду, их создающему, с позиции устоявшихся ранее стереотипов, когда услу-

говая деятельность рассматривалась как второстепенная, не требующая высокой квалификации и в основном обслуживающая простые потребности материального производства и населения. Однако в современных условиях, как справедливо подчеркивает Ф. Котлер, «отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. К сфере обслуживания относятся и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, ссудными кассами, военными службами, полицией, пожарной охраной, почтой, органами регулирования и школами, и частный некоммерческий сектор с его музеями, благотворительными организациями, церковью, колледжами, фондами и больницами. К сфере услуг относится добрая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, бюро компьютерного обслуживания, отелями, страховыми компаниями, юридическими фирмами, консультативными фирмами по вопросам управления, частнопрактикующими врачами, кинофирмами, фирмами по ремонту сантехнического оборудования и фирмами — торговцами недвижимостью»1.

Как видим, услуговые виды деятельности «пронизывают» практически все отрасли экономики, также причисляемые и к самому материальному производству, которое становится все более «услугооказывающим» как внутренне, так и внешне.

Внутренне — поскольку в последние годы «весьма широкий круг лиц, согласно статистическим правилам относящихся к занятым в промышленности, в действительности выполняет функции, отнюдь не тождественные непосредственному участию в производственном процессе. Так, еще в начале 80-х годов XX века доля работников, непосредственно занятых в производственных операциях, не превышала в США 12 процентов; сегодня сократилась до 10, в Японии подобные цифры составляют соответственно 15 и 12 процентов. В последнее время появились оценки, определяющие этот показатель для США на уровне 5—6 процентов»2. Они могут показаться нереалистичными, однако статистические наблюдения свидетельствуют о том, что еще в 1993 г. в Бостоне в сфере услуг было занято 463 тыс. человек, тогда как непосредственно в производстве — всего 29 тыс., и подобное соотношение в последние годы вполне типично для больших американских городов3.

Внешне — так как не только обычным, но и постоянно развивающимся явлением для промышленных предприятий (компаний) стало создание и расширение сети сервисных служб, центров по работе с внешними клиентами (наладочные работы, послепродажное обслуживание, лизинговые операции и т.п.).

В нашей стране и регионе также происходят подобные процессы, хотя и в очень противоречивой, нередко даже в болезненной форме. На первом этапе перехода России к формированию рыночного хозяйства стал стихийно складываться весьма большой спрос на специалистов в области экономики и менеджмента, особенно со стороны «услугооказывающих» видов деятельности. Так что создание кафедры экономики и менеджмента сервиса — это ответ на веление времени, которое требует высококвалифицированных специалистов для успешного функционирования и развития сферы услуг.

Начальный период работы кафедры был весьма сложным, поскольку в то время в российских вузах подобных кафедр, как правило, не было. Отсутствовала отечественная научная и методическая литература нужной тематики. Западные учебники страдали плохим переводом, были немногочисленны и не отражали, естественно, российской специфики. Но именно такие непростые условия работы определили стремительное «взросление» кафедры, творческий подход к делу, необходимость постоянного овладения новыми знаниями. Приходится активно заниматься разработкой новых дисциплин, связанных со спецификой сферы услуг, совершенствованием учебных планов, подготовкой учебных пособий для студентов.

Свою главную задачу кафедра видит в том, чтобы осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, уверенно чувствующих себя на рынке труда, тем более что выпускники нашей специальности могут работать не только в сфере услуг, но и в производственном секторе экономики. Решению указанной задачи способствует высокий потенциал кафедры. Коллектив кафедры, удачно сочетающий энергию молодых и опыт зрелых преподавателей, очень работоспособный, творчески относящийся к своему делу, стремится сформировать у студентов современное понимание сферы услуг, ее важности в организме мировой, национальной и региональной экономики,

преодолеть стереотип, издавна сложившийся в СССР, что сфера услуг — это только химчистка и парикмахерские и т.п.

Обучение по специальности «Менеджмент организации» предполагает освоение широкого круга знаний и умений, необходимых для успешной карьеры, поэтому студентам дается полный спектр дисциплин, охватывающих все аспекты современного менеджмента. Кроме того, они получают основательный объем знаний по маркетингу, предпринимательской деятельности, экономическим и правовым дисциплинам. Читается целый ряд уникальных курсов: «Экономика сферы услуг», «Рынок труда и занятость в сфере услуг», «Маркетинг услуг», «Маркетинговое управление», «Управление качеством и сертификация в сфере услуг», «Правовое регулирование сферы услуг», «Фэсилити-менед-жмент (управление и экономика удобства)», «Брэндинг (управление торговыми марками)», блок дисциплин «Экономика и управление человеческими ресурсами клиентоориентированной организации», а также спецкурсы «Гостиничное хозяйство», «Экономика и организация ресторанного бизнеса», «Экономика и организация туристического бизнеса».

За время функционирования кафедры выпущено около 500 специалистов, многие из которых выполняли дипломные проекты по заданию конкретных хозяйствующих субъектов с последующим их внедрением.

Наши выпускники успешно работают в самых разных сферах деятельности: в промышленных корпорациях (СУАЛ, авиационное объединение «Иркут» и др.), в организациях сферы услуг (гостиницах, банках, турфирмах, ресторанах, страховых компаниях и т.д.), в городской и областной администрациях и в некоммерческих организациях в качестве менеджеров, маркетологов, экономистов.

В последние годы произошли положительные изменения в аспекте реального осознания значимости сферы услуг, важности ее как для жизнедеятельности людей, так и для всего общества, для дальнейшего развития материального производства, изменилось понимание роли управления для успешного ведения бизнеса, поэтому многие практические работники стараются получить второе высшее образование по нашей специальности, стремясь сделать успешную карьеру либо приобрести новую специальность, востребованную на рынке труда.

Кафедра предоставляет все возможности и для послевузовского образования, посколь-ку ведется магистерская подготовка по направлениям «Производственный менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Управленческое консультирование», «Инновационный менеджмент».

За недолгий срок подготовки магистров на кафедре защищено пять магистерских диссертаций. Особый интерес к такой форме обучения проявляют представители бизнеса, тесно сотрудничающие с иностранными компаниями.

Для тех, кто в дальнейшем желает заняться научной работой, действует аспирантура (за время существования кафедры защищено более десяти кандидатских диссертаций), а также докторантура. Поле исследовательской работы в данной области поистине необъятно. В одной из своих работ известный американский экономист Саймон Кузнец правомерно отмечал, что «несмотря на величину сектора услуг, измерение его вклада более всего подвержено ошибкам, а данные и знания о нем слишком недостаточны для адекватного анализа. Может показаться иронией, но о секторе, который включает профессиональные группы, занятые в производстве и распространении фундаментального и прикладного знания, а также ответственные за принятие основных политических и социальных решений, мы знаем меньше, чем о других секторах; и это неудивительно, поскольку деятельность, не организованная в форме широкомасштабных повторяющихся операций, труднее поддается измерению и анализу»4.

Все преподаватели кафедры принимали активное участие в инновационном проекте, реализация которого оказала сильное влияние на качественное совершенствование различных сторон деятельности всего университета.

В начале 2000 г. наш вуз, пройдя жесткий конкурентный отбор, включился в осуществление программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах», инициированной Национальным фондом подготовки кадров. Эта программа является частью инновационного образовательного проекта «Поддержка инноваций в высшем образовании» и направлена на развитие потенциала российских вузов для обеспечения современного уровня образования в области экономической теории, социологии

и политологии, сопоставимого с уровнем образования в этих областях, которое дают ведущие университеты мира.

В рамках названной программы осуществлялась поддержка следующих приоритетных для вуза видов деятельности:

— совершенствование и пересмотр учебных планов и форм организации учебного процесса;

— пересмотр программ и подготовка новых учебных курсов;

— подготовка учебных материалов и учебников;

— повышение квалификации преподавателей посредством их стажировки в российских и зарубежных вузах, а также консультаций с российскими и зарубежными экспертами;

— развитие современных методов обучения и оценки знаний студентов;

— модернизация системы программ магистерской подготовки;

— увеличение числа постоянных профессиональных контактов с зарубежными партнерами и ведущими учебно-научными российскими центрами;

— разработка мер по улучшению преподавания иностранных языков как средства активизации общения с зарубежными партнерами;

— реформирование системы управления вузом;

— развитие технической базы вуза.

Важнейшей задачей инновационного проекта являлась разработка новых и модернизированных курсов по следующим группам дисциплин: естественно-научные, специализированные, дисциплины блока «Экономическая теория», общеэкономические, дисциплины модуля магистерской подготовки.

В целом в реализацию проекта в БГУЭП был вовлечен профессорско-преподавательский состав различных кафедр (более 70 человек).

В настоящее время реально используются в педагогической деятельности следующие результаты реализации проекта:

— материалы подготовленных учебных пособий (45 пособий);

— разработанные и модернизируемые учебные программы (31 программа);

— приобретенная учебная литература и материалы на электронных носителях;

— опыт, полученный в ходе командировок по контрактам российской и зарубежной мобильности.

За три года работы в рамках проекта достигнуты следующие результаты:

— предложены рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса и по формированию учебного плана специальности «Экономическая теория»;

— получены консультации по проблемам преподавания более чем десяти курсов;

— разработаны материалы для новых учебных курсов, учебных пособий и программ курсов;

— проведено три международных научнопрактических конференции;

— получили одобрение экспертного совета НФПК и подготовлены к печати учебные пособия и программы обновленных курсов (соответственно 45 и 31).

В ходе осуществления проекта закуплено оборудования (в том числе полиграфического, аппаратно-программного обеспечения и др.), учебной литературы и других товаров на общую сумму 457 тыс. дол.

Важное значение имела внутрироссийская и зарубежная мобильность профессорско-преподавательского состава. Всего прошли стажировку в российских вузах 65 человек и в зарубежных — 23. Преподаватели БГУЭП, участвовавшие в инновационном проекте, имели возможность получить консультации ведущих отечественных и зарубежных экспертов.

Основными результатами выполнения плана мобильности профессорско-преподавательского состава явились предложенные рекомендации по совершенствованию организации учебного процесса, управлению университетом, улучшению системы дополнительного образования и ее развитию, а также материалы для новых учебных курсов, учебных пособий, предусмотренных контрактами.

Большая работа была осуществлена в области улучшения языковой подготовки преподавателей, главной целью которой было совершенствование всех видов речевой деятельности преподавателей, овладение ими стратегиями, необходимыми для углубления научных знаний, расширения международного сотрудничества, чтения зарубежной литературы в целях разработки новых курсов в рамках инновационного образовательного проекта. В ходе реализации проекта языковую переподготовку прошли 184 человека. Существенную роль в учебном процессе сыграли аудиовизуальные средства обучения, что значительно оживляло его и делало более эффективным.

Перспективное значение для дальнейшего развития университета имеют два контракта. В рамках выполнения контракта на разработку реформы системы управления вузом получены следующие результаты:

— разработана модель перехода университета к международной системе зачетных единиц (кредитной системе);

— пересмотрены учебные планы по 29 специальностям;

— приняты нормативные документы, регламентирующие переход на международную систему зачетных единиц;

— предложены типовые формы документации, описание системы регистрации оценки знаний студентов, модуль документооборота;

— разработан полный информационный пакет материалов системы кредитных единиц, который содержит пакеты по 29 специальностям (23 — по подготовке специалистов, 3 — по подготовке бакалавров, 3 — по подготовке магистров) и охватывает учебные планы и технологии, специфику подготовки студентов по каждой из более чем 500 дисциплин, аннотации дисциплин, кредитные часы и другую информацию.

Целями реализации контракта на развитие информационной базы университета были:

1. Совершенствование учебного процесса в вузе за счет использования современных информационных технологий:

— создание внутривузовской сети и размещение в ней информационных и учебных материалов;

— внедрение системы тестирования знаний, увязанной с электронными досье на студентов;

— создание вэб-узла, обеспечивающего доступ студентам, преподавателям и сотрудникам университета к сети Интернет.

2. Развитие информационного обеспечения системы управления вузом (создание баз данных):

— обеспечение доступа к данным долгосрочного (учебные планы по специальностям) и оперативного (на учебный год) планирования учебного процесса;

— сбор и хранение данных о контингенте учащихся и оперативное предоставление информации заинтересованным лицам;

— сбор и хранение данных об успеваемости студентов;

— создание и ведение в электронной форме штатного расписания;

— внедрение системы электронного учета абитуриентов и результатов вступительных экзаменов.

Инновационный проект «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» является на сегодняшний день неотъемлемой частью образовательного процесса в БГУЭП. Творческим результатом участия в нем преподавателей кафедры экономики и менеджмента сервиса явилось создание фундаментального коллективного учебного пособия «Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг» — одного из первых в России.

Качественная подготовка специалистов по перспективным видам деятельности позволяет нашим выпускникам весьма

уверенно чувствовать себя на рынке труда и проявлять свои способности, работая в госсекторе, занимаясь предпринимательской или научной деятельностью, тем более что, согласно экспертным оценкам журнала «Профиль», в ближайшие годы будет остро ощутим дефицит специалистов услуговых видов деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. С. 637.

2 Kelly K. New Rules for the New Economy: Ten Radical Strategies for a Connected. N.Y., 1998. P. 7.

3 См.: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. С. 61.

4 Kusnetz S. Modern Economic Growth: Rate, Structure and Spread. New-Haven, 1966. P. 143-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.