Научная статья на тему 'Роль международной деятельности в формировании бренда вуза: опыт факультета мировой экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права'

Роль международной деятельности в формировании бренда вуза: опыт факультета мировой экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / БРЕНД ВУЗА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВОЙНОЕ ДИПЛОМИРОВАНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATIONAL SERVICES / UNIVERSITY BRAND / INTERNATIONAL ACTIVITIES / DOUBLE DEGREE / ACADEMIC MOBILITY / EDUCATIONAL SERVICES EXPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цвигун Ирина Всеволодовна

В условиях интернационализации высшей школы повышение конкурентоспособности вуза невозможно без создания сильного бренда. Одним из факторов, влияющих на данный процесс, является включенность университета в международную деятельность. Традиционно международная деятельность вуза осуществляется по направлениям: организация учебного процесса с привлечением преподавателей из-за рубежа; организация международных конференций, симпозиумов, семинаров, форумов; участие в грантовых программах. В последние годы активно развиваются академическая мобильность, экспорт образовательных услуг, а также программы двойного дипломирования. В статье говорится о том, каким образом данные направления реализуются в одном из структурных подразделений Байкальского государственного университета экономики и права на факультете мировой экономики и государственного управления. Предлагаются пути дальнейшего совершенствования международной деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цвигун Ирина Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of higher schools internationalization the university competitiveness growth is unachievable without building a strong university brand. The university involvement in international activities is considered as one of the factors influencing this process. The university international activities are traditionally carried out in the following areas: educational process organization with foreign teachers involvement; international conferences, symposia, seminars and forums organization; grant programs participation. Such areas as academic mobility, educational services export along with dual degree programs have been actively developing recently. In this regard, the article is intended to clarify how these areas are implemented in one structural division of Baikal State University of Economics and Law, namely, at the Faculty of World Economy and Public Administration. The ways of the university international activities further development are offered.

Текст научной работы на тему «Роль международной деятельности в формировании бренда вуза: опыт факультета мировой экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права»

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 239-247. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

I. V. TSVIGUN

УДК 378:339.9 И. В. ЦВИГУН

йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(2).239-247 Байкальский государственный университет

экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ БРЕНДА ВУЗА: ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Аннотация. В условиях интернационализации высшей школы повышение конкурентоспособности вуза невозможно без создания сильного бренда. Одним из факторов, влияющих на данный процесс, является включенность университета в международную деятельность. Традиционно международная деятельность вуза осуществляется по направлениям: организация учебного процесса с привлечением преподавателей из-за рубежа; организация международных конференций, симпозиумов, семинаров, форумов; участие в грантовых программах. В последние годы активно развиваются академическая мобильность, экспорт образовательных услуг, а также программы двойного дипло-мирования. В статье говорится о том, каким образом данные направления реализуются в одном из структурных подразделений Байкальского государственного университета экономики и права — на факультете мировой экономики и государственного управления. Предлагаются пути дальнейшего совершенствования международной деятельности вуза.

Ключевые слова. Образовательные услуги; бренд вуза; международная деятельность; двойное ди-пломирование; академическая мобильность; экспорт образовательных услуг.

Информация о статье. Дата поступления 3 апреля 2015 г.; дата принятия к печати 15 апреля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2015 г.

I. V. TSVIGUN

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

THE ROLE OF INTERNATIONAL ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY BRAND FORMATION: EXPERIENCE OF THE FACULTY OF WORLD ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION OF BAIKAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND LAW

Abstract. In the context of higher schools internationalization the university competitiveness growth is unachievable without building a strong university brand. The university involvement in international activities is considered as one of the factors influencing this process. The university international activities are traditionally carried out in the following areas: educational process organization with foreign teachers' involvement; international conferences, symposia, seminars and forums organization; grant programs participation. Such areas as academic mobility, educational services export along with dual degree programs have been actively developing recently. In this regard, the article is intended to clarify how these areas are implemented in one structural division of Baikal State University of Economics and Law, namely, at the Faculty of World Economy and Public Administration. The ways of the university international activities further development are offered.

Keywords. Educational services; university brand; international activities; double degree; academic mobility; educational services export.

Article info. Received April 3, 2015; accepted April 15, 2015; available online April 30, 2015.

Актуальность задачи повышения конкурентоспособности вуза возрастает в условиях коммерциализации высшего образования, «кризиса абитуриентов», обусловленного демографиче-

ским спадом, повышения стоимости обучения, сокращения числа бюджетных мест, проблем трудоустройства выпускников, роста агрессивности внешней среды как на международном,

© И. В. Цвигун, 2015

239

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2,pp. 239-247. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

INTERNATIONAL COOPERATION

так и на внутреннем рынках профессионального образования. Этот вопрос остро стоит и перед Байкальским государственным университетом экономики и права (БГУЭП), поскольку, по утверждению ряда специалистов, прямая потребность в экономистах, как и в юристах, удовлетворена, более того возникло их перепроизводство [1, с. 41]. Каждый конкретный вуз стремится позиционировать себя как сильнейший по подготовке специалистов среди подобных вузов, а это невозможно без стабильного, положительного имиджа. Абитуриентам, стремящимся поступать в вузы с репутацией лучших, необходимо не просто довести до сведения о конкретных преимуществах обучения в данном вузе, а создать образ учебного заведения (бренд), занимающего лидирующие позиции.

Бренд вуза, по мнению ректора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации М. А. Эскиндарова, не может сформироваться в течение короткого времени. Он формируется на основе многолетнего труда преподавателей. За короткий срок создается реклама вуза [1, с. 202].

В условиях растущей конкуренции российские учебные заведения стремятся активно развивать международную деятельность, так как это одна из составляющих, формирующих бренд вуза. О необходимости такого шага свидетельствуют рейтинги мировых вузов, основными характеристиками которых являются ориентация на исследовательскую деятельность, а также международное значение вуза [1, с. 60-63].

Как любой современный университет БГУЭП стремится войти в мировое научно-образовательное и культурное пространство.

В большей степени реализации данной задачи способствует 25-летняя подготовка экономистов-международников по специальности «Мировая экономика» [17].

Подготовка таких экономистов впервые в Байкальском регионе началась в Иркутском институте народного хозяйства (сегодня БГУЭП) в 1989 г., когда на базе факультета «Коммерческая деятельность» была открыта специализация «Экономика Восточной Азии». Для подготовки специалистов по данному направлению отбирали студентов вторых курсов со всего института на основе тестирования по иностранному языку. Условие для зачисления — изучение двух иностранных языков — европейского и восточного. Были заключены соглашения о периодических стажировках студентов старших курсов в Японии и Китае.

Время показало, что решение ректората об открытии данной специальности было правильным. Стране нужны были грамотные высококвалифицированные экономисты, знающие экономику, культурные особенности восточ-ноазиатских стран, владеющие, помимо европейских, восточными языками. В 1994 г. было принято решение о создании самостоятельного структурного подразделения вуза — факультета мировой экономики, ориентированного на специализацию по внешнеэкономической деятельности.

Факультет мировой экономики1 прочно вошел в русло жизни университета, стал частью судеб более 2 тыс. специалистов, подготовленных за четверть века. Выпускники факультета трудятся как в России, работая в том числе и в зарубежных фирмах, так и за рубежом. Канада, США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Австрия, Китай, Япония, Корея, Монголия — это неполный перечень стран, где работают и повышают квалификацию выпускники.

Следует особо отметить востребованность выпускников факультета — экономистов по мировой экономике, профессиональная деятельность которых может осуществляться во внешнеэкономической, валютно-кредитной и финансовой сферах, как на национальном, так и на международном уровнях.

Причин здесь несколько. Прежде всего, это усиление роли внешнеэкономической деятельности в развитии регионов Сибири. Иркутская область, наряду с Кемеровской областью и Красноярским краем, занимает лидирующее положение во внешнеторговом обороте Сибирского федерального округа [12, с. 62-69]. Внешнеэкономическая деятельность стала для многих отраслей экономики Сибири основой их благополучия. Это касается цветной и черной металлургии, добычи нефти, угля, газа, нефтепереработки, заготовки и переработки древесины, осуществления транзитных железнодорожных перевозок [7; 14].

Следующая причина — это необходимость в специалистах, которые адекватно действуют в различных видах рыночной среды, владеют информацией о международных рынках, грамотно составляют контракты, ведут переговоры и заключают договоры на международном уровне. Они должны уметь анализировать и прогнозировать социально-экономические процессы в мире, России и ее регионах, хорошо знать куль-

1 С 2010 г. преобразован в факультет мировой экономики и государственного управления.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 239-247. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

I. V. TSVIGUN

туру и традиции стран, с которыми они работают, и главное — владеть иностранными языками.

На высокое качество подготовки экономистов-международников оказывает существенное влияние активное международное сотрудничество факультета, которое год от года расширяется и осуществляется по следующим направлениям:

1. Межвузовское сотрудничество в рамках партнерских соглашений, включая программы двойного дипломирования.

2. Организация научно-исследовательской деятельности в контексте международной тематики (организация международных конференций, симпозиумов, совместные публикации и др.).

3. Организация учебного процесса с привлечением преподавателей из-за рубежа, обеспечивающих проведение лекционных и практических занятий на иностранных языках.

4. Предоставление образовательных услуг для иностранцев: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.

5. Участие в грантовых программах, академическая и студенческая мобильность.

В 1999-2000 гг. становление рыночной экономики, вступление в силу нового закона об образовании привело к появлению в России первых инициативных совместных программ в области высшего образования, многие из которых имели финансовую поддержку в рамках программы Европейской комиссии Tempus. После подписания Россией Болонской декларации в 2001 г. число проектов Tempus, направленных на создание сопоставимых и сравнимых программ обучения и дипломов, увеличилось.

Более 50 % программ двойного дипломи-рования реализуется в настоящее время в вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Сибирский федеральный округ занимает второе место по России (14 %) после Центрального (37 %) по числу вузов, реализующих данные программы [13].

С 1999 г. БГУЭП является участником нескольких проектов Tempus по совершенствованию экономического образования в Байкальском регионе совместно с европейскими вузами. Результатом плодотворного партнерства стало заключение соглашения о двустороннем сотрудничестве с университетом г. Ницца София Антиполис (Франция) и создание в 2001 г. программы двойного дипломирования по экономике и управлению, предоставляющей выпускникам уникальную возможность одновременного получения российского и европейского дипломов. С сентября 2007 г. по результатам семилетнего

опыта подготовки специалистов по программе двойного дипломирования при поддержке «Альянс Франсез Иркутск» и Посольства Франции в России было открыто очное отделение — международная образовательная программа «Русско-французский университет».

Русско-французский факультет предлагает обучение по направлению «Экономика» по двум профилям: «Мировая экономика» и «Финансы».

Подводя итоги реализации программы, можно сделать вывод, что с 2001 г. 321 студент БГУЭП завершил обучение по программе двойного дипломирования, 76 человек обучается в настоящее время. В общей сложности получено 318 дипломов различных уровней (Лисанс 1 — 77, Лисанс 2 — 124, Лисанс 3 — 68, мастер 1 — 49). 14 студентов, обладателей дипломов Мастер 1, продолжили обучение в вузе-партнере и получили степень Мастер 2. Выпускница БГУЭП Анастасия Ри прошла обучение в аспирантуре вуза-партнера, в 2012 г. защитила диссертацию и получила научную степень PhD [18].

В настоящее время получить двойной диплом по направлению «Экономика» профиль «Мировая экономика» могут студенты Русско-китайского факультета, который появился в вузе в 2012 г. По программам двойного дипломирования заключены соглашения с Пекинским университетом внешней экономики и торговли, с Маньчжурским институтом Университета Внутренней Монголии и с Шэньянским политехническим университетом.

Активное развитие международной интеграции в области высшего образования способствовало созданию в 2010 г. международной научной ассоциации «CEMAFI International». Ассоциация объединяет учебные заведения и ученых из России, Европы, Азии и Африки. БГУЭП — постоянный член ассоциации с момента ее основания. В 2012 г. в университете совместно с «CEMAFI International» была организована международная научно-практическая конференция, посвященная интеграционным возможностям современной экономики [5]. В конференции приняли активное участие представители российских и иностранных высших учебных заведений из Европы (Франция), Америки (США), Азии (Индонезия), Африки (Марокко, Тунис).

Преподаватели и аспиранты вуза участвуют в ежегодной международной конференции, которую проводит ассоциация «CEMAFI International» на базе университета г. Ницца София Антиполис.

Международные научные и научно-практические конференции отражают результаты де-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2,pp. 239-247. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

INTERNATIONAL COOPERATION

ятельности ученых БГУЭП в области экономических, юридических, философских и других наук. Подобные научные мероприятия охватывают широкий круг актуальных вопросов.

Тематика научно-исследовательской деятельности кафедры мировой экономики и международного бизнеса (МЭМБ), входящей в состав факультета мировой экономики и государственного управления (МЭГУ), также определяется включенностью в международную деятельность. Основным направлением научных исследований кафедры МЭМБ с начала ее создания и по сегодняшний день является внешнеэкономическая деятельность Байкальского региона [3]. В тематику научных исследований также входят:

- территориальные и отраслевые особенности развития внешнеэкономической деятельности с учетом специфики региона;

- особенности развития международной деятельности в условиях глобализации мировой экономики;

- решение проблем выхода российских предприятий на мировые рынки;

- формирование стратегических направлений развития территориальных образований и хозяйствующих субъектов с учетом международного опыта;

- развитие наиболее перспективных направлений международной экономической активности (инновационная деятельность, международный туризм и др.);

- решение проблем включения России в целом и регионов Сибири в систему современных мирохозяйственных связей;

- совершенствование деятельности государственных органов в сфере осуществления валютно-экспортных операций;

- участие в интеграционных процессах российских предприятий, территориальных образований с учетом их специфики и особенностей международной экономической интеграции.

В 2007 г. в университете для решения проблемы формирования научного потенциала региона в сфере мировой экономики и международных экономических отношений, научно обоснованного обобщения и анализа практического опыта органов государственной власти, местного самоуправления и предприятий был открыт докторский диссертационный совет Д212.070.04 по специальности 08.00.14 «Мировая экономика». Помимо российских граждан в совете защищались иностранные граждане — проводники международного экономического сотрудничества России.

Формируя бренд вуза, кафедра МЭМБ с момента ее создания принимала участие во всех значимых мероприятиях, проводимых в Байкальском регионе. Так в рамках второго и третьего Байкальского экономического форума (сентябрь 2002 и 2004 гг. соответственно) силами кафедры были организованы международные научно-практические конференции с участием зарубежных ученых из Великобритании, Швеции и Германии, а также иногородних участников из Екатеринбурга, Хабаровска, Читы, Улан-Удэ [6; 8].

Важным моментом в настоящее время в политике руководства России является «сдвиг» российских экономических и политических интересов в восточном направлении — в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. С восточным направлением традиционно связана тематика научных исследований кафедры МЭМБ.

В 2001 г. на факультете мировой экономики был создан научно-информационный центр восточной культуры (руководитель доктор исторических наук, профессор Ю. В. Кузмин). В этом же году состоялась международная конференция «Первые востоковедные чтения ИГЭА. К 130-летию со дня рождения Н. Н. Козьмина», что явилось заметным событием в культурной жизни города. Регулярно раз в два года проводятся международные конференции с участием ученых из Монголии. К 25-летнему юбилею кафедры в ноябре 2013 г. состоялась Международная научно-практическая конференция «Седьмые Востоковедные чтения» [11].

При кафедре МЭМБ успешно работает студенческая научно-исследовательская лаборатория «Россия и мир». Ее участники привлекаются для выполнения госбюджетных, хоздоговорных и индивидуальных научно-исследовательских работ, под руководством преподавателей кафедры готовят доклады на студенческие конференции, публикуют статьи в сборниках научных трудов, готовятся к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах различного уровня [10].

С 2008 г. силами кафедры проводятся региональные и Всероссийские олимпиады по Зарубежному страноведению. В 2010-2012 гг. во Всероссийской олимпиаде принимали участие студенты из вузов Москвы, Красноярска, Хабаровска, Владивостока, Новосибирска, Омска, Читы. В 2014 г. Всероссийская олимпиада по мировой экономике переместилась в Хабаровск, где студенты факультета МЭГУ заняли призовые места: 2-е место — в командном первенстве и 3-е место — в личном первенстве.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 239-247. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

I. V. TSVIGUN

В октябре 2008 г. в БГУЭП на международной научно-практической конференции «Роль экономического образования в инновационном развитии регионов России и современное финансово-экономическое образование», а также на выездных региональных заседаниях Учебно-методических советов учебно-методического отдела по специальностям «Мировая экономика» и «Финансы и кредит» обсуждался опыт подготовки экономистов-международников в России [9]. В данном мероприятии приняли участие проректоры, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели экономических факультетов вузов-членов учебно-методического отдела (из 30 городов России); представители крупнейших экономических издательств страны; ректор Высшей школы экономики и права им. Э. Липинского (Польша) — А. С. Ющик; мэр г. Иркутска и представители Администрации Иркутской области; руководители ведущих организаций города.

Привлечение преподавателей из-за рубежа, обеспечивающих проведение лекционных и практических занятий на иностранных языках, способствует формированию положительного имиджа вуза. За прошедший 25-летний период на факультете МЭГУ работали иностранные преподаватели из Германии, Франции, США, Канады, Китая, Японии.

Профессор Высшей экономической школы г. Оснабрюк (Германия) Рональд Шарфф в течении двух месяцев на английском и немецком языках вел курс «Глобальное окружение. Европейская интеграция», содействовал изданию сборника трудов преподавателей кафедры МЭМБ в Германии [19].

В мае 2014 г. цикл лекций по внешней политике США прочитал политолог из щтата Коннек-тикум Пол Бест.

Ниже приведены данные по тематике лекций, читаемых на факультете французскими преподавателями (табл).

Тематика лекций, читаемых французскими преподавателями

ФИО лектора Должность Год выступления Тема лекции

Жан-Поль Гишар проф. Университета г. Ницца София Антиполис 2001-2015 (ежегодно) Макроэкономика

Клод Бертомье проф. Университета г. Ницца София Антиполис, президент международной научной Ассоциации «CEMAFI International» 2004, 2009, 2010, 2012 Денежная и финансовая макроэкономика

Матье Пакро проф. Университета Ля-Рошель 2006-2008 Банковский менеджмент, деловые игры по управлению предприятием

Ан Ано проф. Университета г. Ницца София Антиполис 2007, 2009, 2010 Международная торговля

Жерар Латес проф. Университета г. Ницца София Антиполис 2007, 2009 Бухгалтерский чет, аудит, банк

Николь Аттия проф. Университета г. Ницца София Антиполис 2001,2010 Экономическая история

Жак Кальве проф. Университета Авиньон 2006-2008 Экономическая теория

Анна Тихоненко доц. Университета г. Ницца София Антиполис 2001, 2004, 2010 Эконометрика

Доминик Вольтон социолог, директор департамента Национального центра научных исследований (CNRS); член Высшего совета Франкофонии, Научного совета Парламентского бюро по оценке научного и технологического выбора французской комиссии ЮНЕСКО, Научного совета Национального исследовательского агентства (ANR), Научного совета и Этического комитета по вопросам науки CNRS, административного совета каналов France Télévision и France-2, Национального консультационного комитета по этике в научных областях, связанных с жизнью и здоровьем CCNE; президент Этического комитета Бюро по проверке рекламы, а также специализированной Комиссии по терминологии и неологии Министерства иностранных дел Франции 2012 Социально-политические аспекты Интернета

Ани Винокур проф. социологии Университета Париж-Нантер 2013 Реконструкция системы образования. Формирование «нового человека»

Жан-Кассьен Билье проф. Университета Сорбона 2015 Об этике климатических изменений

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2,pp. 239-247. ISSN 1993-3541

INTERNATIONAL COOPERATION

На протяжении 10 лет ежегодно представители канадской школы бизнеса Richard Ivey при Университете Западного Онтарио проводят для студентов факультета МЭГУ на английском языке обучающие семинары по основам лидерства и предпринимательства — Leader Project, используя кейсовую методику. Данный семинар не только развивает профессиональные компетенции будущих экономистов, вооружая их современными инструментами эффективного предпринимательства, существенно улучшает уровень владения английским языком в сфере профессиональной коммуникации, но и способствует формированию положительного имиджа как факультета МЭГУ, так и университета в целом, среди иностранных студентов и преподавателей. Получение студентами по завершении семинара «канадского» сертификата повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Привлечение иностранных студентов на учебу в российские вузы способствует усилению их позиции на мировом рынке образовательных услуг и позволяет «сделать сферу образования экспортообразующей отраслью, производящей самый «экологически чистый продукт» — интеллект» [2]. Иностранные выпускники БГУЭП выступают в качестве проводника российской культуры, что способствует формированию позитивного имиджа как университета, так и России.

На факультете МЭГУ обучаются иностранные студенты, магистранты и аспиранты из Китая, Монголии, Вьетнама, Южной Кореи, а также бывших советских республик — Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Грузии, Армении, Украины, Киргизии. Более 20 граждан из Китая и Монголии окончили магистратуру, 3 — успешно защитили кандидатские диссертации [4; 16].

Созданию положительного образа вуза, занимающего лидирующие позиции на рынке образовательных услуг, способствует его участие в грантовых программах, академическая и студенческая мобильность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий уровень академической мобильности ограничивает личные контакты российских преподавателей с ведущими зарубежными учеными, следовательно, и рост известности результатов их исследовательской деятельности.

Коллектив кафедры МЭМБ имеет опыт участия в Европейских международных грантовых программах [15]:

- Tempus Tacis M-JEP 10723-99 «Совершенствование экономического образования в регионе озера Байкал». Зарубежные партнеры про-

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

екта — университеты Великобритании, Швеции, Португалии;

- Tempus Tacis СД-JEP 23209-2002 «Разработка учебных курсов для магистерских программ университетов России». Зарубежные партнеры проекта — университеты Великобритании, Финляндии, Франции;

- Программа партнерства в области институционального развития (Tacis IBPP): поддержка инициатив сотрудничества в области культуры между Европейским союзом и Россией. Проект «Выставочный и конгрессный туризм как про-моутер местного развития», осуществляемый Городским советом г. Мадрида, Городскими администрациями г. Ростов-на-Дону и г. Иркутска.

Целью программ, реализуемых в области образования является доведение качества подготовки специалистов до уровня лучших университетов мира и признание диплома БГУЭП в странах Европейского союза; что касается Программы партнерства в области институционального развития, ее основная цель — содействие развитию делового туризма и разработке муниципальных программ по туризму.

Академическая мобильность преподавателей и студентов факультета МЭГУ достаточно высокая. Профессорско-преподавательский состав выезжает за рубеж на учебу в рамках проектов, грантов, двусторонних отношений между вузами, за счет поддержки различных зарубежных фондов и ассоциаций, например, IREX, DAAD, и по другим линиям, для изучения передового опыта организации учебного процесса, обмена научными достижениями. Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Ирландия, Португалия, Финляндия, Австрия, США, Япония, Китай, Монголия — это неполный перечень стран, где побывали преподаватели факультета.

Ежегодно 30-40 студентов профиля «Мировая экономика» выезжают на учебу и языковую стажировку во Францию, Германию, США, Китай. В последние 3 года в списке стран, куда ездят студенты, появилась Южная Корея, отмечаются единичные случаи выезда студентов на учебу в Грецию, Чехию, Японию.

Стажировка студентов за рубежом выводит их на качественно новый уровень владения иностранными языками, позволяет увидеть перспективы своего будущего трудоустройства, формирует общекультурные и общепрофессиональные компетенции.

Подводя итог, можно сделать вывод о достаточно высокой степени включенности факультета

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 239-247. ISSN 1993-3541

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

I. V. TSVIGUN

МЭГУ в международную деятельность, что способствует формированию положительного бренда вуза и достижению современной миссии БГУЭП: «Интеграция в мировое образовательное пространство в качестве университета с многопрофильной магистерской подготовкой и высоким уровнем социального развития коллектива».

Возможность и необходимость дальнейшего развития международной деятельности вуза в целом и факультета МЭГУ в частности представляется в реализации двух стратегически важных целей:

1. Развитие экспорта образовательных услуг:

- изучение рынка образовательных услуг стран-импортеров образования и увеличение набора студентов из этих стран;

- увеличение числа агентов по набору студентов в Монголии, Китае, Республике Корея и активизация работы с консульствами стран, расположенных в г. Иркутске;

- набор студентов по гослинии из Китая, Вьетнама, Монголии и других стран;

- привлечение иностранных граждан на краткосрочные образовательные программы (включенное обучение);

- разработка магистерских программ и курсов на английском языке;

- разработка лекций на китайском языке для студентов из КНР, обучающихся на бакалавриате;

- разработка и создание совместных образовательных программам бакалавриат/магистратура с евроазиатскими партнерами;

- организация и проведение летних/зимних языковых и предметных школ;

- расширение межвузовского сотрудничества и увеличение количества организаций-партнеров;

- реализация мероприятий, направленных на продвижение образовательных услуг университета за рубежом.

2. Использование передового опыта зарубежных экономических вузов в учебном процессе:

- организация учебного процесса с привлечением преподавателей из-за рубежа, обеспечивающих проведение лекционных и практических занятий на иностранных языках;

- увеличение числа вузов-партнеров (Франция, Германия, Великобритания, Монголия, Китай, Корея, Япония и др.);

- организация совместных международных конференций, форумов;

- обмен студентами с вузами Европы и Азии;

- обмен преподавателями с иностранными университетами;

- организация зарубежных командировок и стажировок профессорско-преподавательского состава и студентов;

- подготовка новых заявок на участие в программах Tempus, Erasmus Mundus, DAAD.

Список использованной литературы

1. Беккер Е. Г. Бренд и экономическая устойчивость вуза : монография / Е. Г. Беккер, Т. Н. Бурделова, А. Ю. Юда-нов. — М. : КНОРУС, 2012. — 208 с.

2. Винокуров М. А. Модернизация России: взгляд ректора Сибирского вуза / М. А. Винокуров. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 40 с.

3. Внешнеэкономическая деятельность региона: проблемы и возможности развития в меняющихся условиях : сб. науч. тр. / под ред. И. Е. Козырской, Н. Р. Эповой. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 171 с.

4. Галбаатор Дамдинсурен. Повышение конкурентоспособности Монголии на мировом рынке меди : дис. ...канд. экон. наук : 08.00.14 / Д. Галбаатор. — Иркутск, 2012. — 179 с.

5. Интеграционные возможности современной экономики : материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 13-14 сент. 2012 г. / под науч. ред. М. А. Винокурова, И. В. Цвигун. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — 346 с.

6. Интеграция Сибири и Дальнего Востока в систему мирохозяйственных связей : материалы междунар. науч. конф. в рамках 3-го Байкальского экономического форума. Иркутск, 9-10 сент. 2004 г. / под ред. В. И. Самарухи, И. В. Цвигун, И. Е. Козырской. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — 426 с.

7. Иркутская область в XXI веке: проблемы и ресурсы развития / А. П. Киреенко, С. В. Чупров, Л. В. Санина [и др.]. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 422 с.

8. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность регионов Сибири и Дальнего Востока: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 9-10 сент. 2002 г. / под ред. В. И. Самарухи, И. В. Цвигун. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2002. — 177 с.

9. Роль финансово-экономического образования в инновационном развитии регионов России : материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред. В. И. Самарухи, И. В. Цвигун. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. — Ч. 2. — 423 с.

10. Россия и мир: проблемные аспекты развития мировой экономики : сб. науч. тр. / под ред. В. М. Ягодкиной, О. А. Чепинога. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 339 с.

11. Седьмые востоковедные чтения БГУЭП : материалы междунар. науч. конф., посвящ. 25-летнему юбилею каф. мировой экономики и международного бизнеса / под ред. Ю. В. Кузьмина. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 324 с.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2,pp. 239-247. ISSN 1993-3541

INTERNATIONAL COOPERATION

12. Цвигун И. В. Потенциал и региональная специфика внешнеэкономической деятельности Иркутской области / И. В. Цвигун, М. А. Балашова // Национальные и глобальные проблемы Российской экономики: теория, реальность, перспективы : сб. науч. статей преподавателей и аспирантов. — Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2007. — С. 62-69.

13. Цвигун И. В. Реализация программы двойного дипломирования в БГУЭП в контексте интернационализации образования / И. В. Цвигун, О. Г. Чупрова // Известия научно-технического общества «Кахак». Спец. вып. — 2011. — № 4 (34). — С. 43-45.

14. Цвигун И. В. Роль Иркутской области в модернизации экономики и внешнеэкономических связей России // Уровневое финансово-экономическое образование в России: проблемы внедрения компетентностного подхода : в 2 ч. / под ред. Л. И. Гончаренко, В. К. Поспелова. — М. : Финанс. ун-т, 2012. — Ч. 2. — С. 169-174.

15. Цвигун И. В. Роль международных программ TEMPUS-TACIS в совершенствовании экономического образования Байкальского государственного университета экономики и права / И. В. Цвигун // Экономическое развитие России на современном этапе. Проблемы подготовки кадров и сотрудничество с Европой : материалы междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 30-31 мая 2002 г. / под ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2002. — С. 15-20.

16. Ченьюй Чжао. Формирование региональной стратегии внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации : дис. ...канд. экон. наук : 08.00.05 / Ч. Ченьюй. — Иркутск, 2007. — 182 с.

17. Четверть века кафедре мировой экономики Байкальского государственного университета экономики и права / под ред. И. В. Цвигун, И. Е. Козырской. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 228 с.

18. Чупрова О. Г. Интернационализация российского образования: опыт франко-российского сотрудничества / О. Г. Чупрова // Новый этап модернизации и интернационализации высшего образования: базовые индикаторы : науч.-метод. материалы / под ред. Т. И. Грабельных, В. А. Рещетникова. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. — C. 127-135.

19. Scharff R. Ostsibirien: Wirtschaftspotential und Entwicklungsperspektiven der Bajkalregion / Roland Scharff. — Fachhochschule Osnabruck, 2004. — 243 s.

References

1. Bekker E. G., Burdelova T. N., Yudanov. A. Yu. Brendi ekonomicheskaya ustoichivost' vuza [The brand and economic sustainability of the university]. Moscow, KNORUS Publ., 2012. 208 p.

2. Vinokurov M. A. Modernizatsiya Rossii: vzglyad rektora Sibirskogo vuza [Modernization of Russia: a view of the Siberian university rector]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2011. 40 p.

3. Kozyrskaya I. E., Epova N. R. (eds). Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' regiona: problemy i vozmozhnosti raz-vitiya v menyayushchikhsya usloviyakh [Foreign economic activities in the region: challenges and opportunities for development in a changing environment]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2011. 171 p.

4. Galbaator Damdinsuren. Povyshenie konkurentosposobnosti Mongolii na mirovom rynke medi. Kand. Diss. [Improving the competitiveness of Mongolia on the world copper market. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2012. 179 p.

5. Vinokurov M. A., Tsvigun I. V. (eds). Integratsionnye vozmozhnosti sovremennoi ekonomiki. Materialy mezhdun-arodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 13—14 sentyabrya 2012 g. [Integration opportunities of the modern economy. Materials of the International research and practical conference, Irkutsk, September 13-14, 2012]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2012. 346 p.

6. Samarukha V. I., Tsvigun I. V., Kozyrskaya I. E. (eds). Integratsiya Sibiri i Dal'nego Vostoka v sistemu mirokhozyaist-vennykh svyazei. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii v ramkakh 3-go Baikal'skogo ekonomi-cheskogo foruma. Irkutsk, 9—10 sentyabrya 2004 g. [Integration of Siberia and the Far East in the global economic system. Materials of the International research and practical conference within the framework of the 3nd Baikal Economic Forum, Irkutsk, September 9-10, 2004]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2004. 426 p.

7. Kireenko A. P., Chuprov S. V., Sanina L. V. et al. Irkutskaya oblast' v XXI veke: problemy i resursy razvitiya [Irkutsk region in the 21st century: problems and development resources]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014. 422 p.

8. Samarukha V. I., Tsvigun I. V. (eds). Mirovaya ekonomika i vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' regionov Sibiri i Dal'nego Vostoka: problemy i perspektivy. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 9—10 sentyabrya 2002 g. [World economy and foreign economic activity of Siberia and the Far East: problems and prospects. Materials of the International research and practical conference, Irkutsk, September 9-10, 2014]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2002. 177 p.

9. Samarukha V. I., Tsvigun I. V. (eds). Rol' finansovo-ekonomicheskogo obrazovaniya v innovatsionnom razvitii regionov Rossii. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [The role of financial and economic education in innovative development of Russian regions. Materials of the International research and practical conference]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2008. Part. 2. 423 p.

10. Yagodkina V. M., Chepinoga O. A. (eds). Rossiya i mir: problemnye aspekty razvitiya mirovoi ekonomiki [Russia and the world: problematic aspects of the world economy development]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2009. 339 p.

11. Kuz'min Yu. V. (ed.). Sed'mye vostokovednye chteniya BGUEP. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 25-letnemu yubileyu kafedry mirovoi ekonomiki i mezhdunarodnogo biznesa [The 7th Oriental Readings in BSUEL. Materials of the International research conference devoted to the 25th anniversary of the Department of World Economy and International Business]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2013. 324 p.

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 239-247. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 239-247. ISSN 1993-3541

I. V. TSVIGUN

12. Tsvigun I. V., Balashova M. A. The potential and regional specificity of foreign economic activity of the Irkutsk region. Natsional'nye i global'nye problemy Rossiiskoi ekonomiki: teoriya, real'nost', perspektivy [National and global problems of the Russian economy: theory, reality, prospects]. Khabarovsk, RITs KhGAEP Publ., 2007, pp. 62-69. (In Russian).

13. Tsvigun I. V., Chuprova O. G. Double degree programs realization in BSUEL in the context of education internationalization. Izvestiya nauchno-tekhnicheskogo obshchestva «Kakhak» [Proceedings of the Scientific and Technical Society «KAHAK»], 2011, no. 4 (34), pp. 43-45. (In Russian).

14. Tsvigun I. V. The role of the Irkutsk region in modernization of the economy and foreign economic relations of Russia. In Goncharenko L. I., Pospelov V. K. (eds). Urovnevoe finansovo-ekonomicheskoe obrazovanie v Rossii: problemy vnedreni-ya kompetentnostnogo podkhoda [Levels of financial and economic education in Russia: problems of the competency-based approach introduction]. Moscow, Finansovyi universitet Publ, 2012, part 2, pp. 169-174. (In Russian).

15. Tsvigun I. V. The role of TEMPUS-TACIS international programs in economic education enhancement at Baikal State University of Economics and Law. In Samarukha V. I. (ed.). Ekonomicheskoe razvitie Rossiina sovremennom etape. Problemy podgotovki kadrov i sotrudnichestvo s Evropoi. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Irkutsk, 30—31 maya 2002 g. [The current economic development of Russia. Problems of specialists training and cooperation with Europe. Materials of the International research and practical conference, Irkutsk, May 30-31, 2002]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2002. pp. 15-20 (In Russian).

16. Chen'yui Chzhao. Formirovanie regional'noi strategii vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti v usloviyakh global-izatsii. Kand. Diss. [Formation of a regional strategy for foreign economic activity in the context of globalization. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2007. 182 p.

17. Tsvigun I. V., Kozyrskaya I. E. (eds). Chetvert' veka kafedre mirovoi ekonomiki Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava]. Irkutsk, Baikal State University Economics and Law Publ., 2014. 228 p.

18. Chuprova O. G. The internationalization of education in Russia: experience of Franco-Russian cooperation. In Gra-bel'nykh T. I., Reshchetnikov V. A. (eds). Novyi etap modernizatsii i internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya: bazovye indicatory [The new stage of modernization and internationalization of higher education: basic indicators]. Irkutsk, State University Publ., 2013, pp. 127-135. (In Russian).

19. Scharff R. Ostsibirien: Wirtschaftspotential und Entwicklungsperspektiven der Bajkalregion. Fachhochschule Osna-bruck, 2004. 243 p.

Информация об авторе Цвигун Ирина Всеволодовна — доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: tsvigun@isea.ru.

Библиографическое описание статьи Цвигун И. В. Роль международной деятельности в формировании бренда вуза: опыт факультета мировой экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права / И. В. Цвигун // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 239-247. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).239-247.

Author

Irina V. Tsvigun — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: tsvigun@isea.ru.

Reference to article Tsvigun I. V. The role of international activities in the university brand formation: experience of the Faculty of World Economy and Public Administration of Baikal State University of Economics and Law. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 239-247. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).239-247. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.