Научная статья на тему 'Научно-образовательный потенциал и стратегия развития Байкальского университета (к 85-летию вуза)'

Научно-образовательный потенциал и стратегия развития Байкальского университета (к 85-летию вуза) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / АКАДЕМИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / СТУДЕНТЫ / АБИТУРИЕНТЫ / UNIVERSITY / ACADEMY / EDUCATION / SCIENCE / FACULTY / STUDENTS / APPLICANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович

В статье показана ретроспектива вуза и ключевые этапы его развития: от Сибирского финансово-экономического института до Байкальского государственного университета экономики и права, дана характеристика современного состояния и перспектив развития. В юбилейный для вуза 2015 г. обозначены приоритеты: обеспечение стабильности и поступательного развития межрегионального университетского научно-образовательного комплекса и разработка программы его модернизации с перспективой строительства современного университетского кампуса. Достижение поставленных целей возможно на основе имеющегося мощного научно-образовательного потенциала, созданного за 85 лет существования университета. Сформулированы основные стратегические задачи, которые необходимо решить для дальнейшего успешного развития вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суходолов Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a retrospective of the university and the key stages of its development, starting from the Siberian Institute of Finance and Economics till Baikal State University of Economics and Law. Its current state and development prospects are characterized. The following priorities are set in 2015: to ensure stability and sustainable development of inter-regional university research and educational complex and devise a program of the university complex modernization with a prospect of building a modern university campus. Such goals can be achieved on the basis of strong research and educational potential that has been created over the past 85 years. The basic strategic tasks that are required to be solved for the university further successful development are specified.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный потенциал и стратегия развития Байкальского университета (к 85-летию вуза)»

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВА

BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE

УДК 378(571.53) А. П. СУХОДОЛОВ

DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(2).187-195 Байкальский государственный университет

экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

БАЙКАЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (К 85-ЛЕТИЮ ВУЗА)

Аннотация. В статье показана ретроспектива вуза и ключевые этапы его развития: от Сибирского финансово-экономического института до Байкальского государственного университета экономики и права, дана характеристика современного состояния и перспектив развития. В юбилейный для вуза 2015 г. обозначены приоритеты: обеспечение стабильности и поступательного развития межрегионального университетского научно-образовательного комплекса и разработка программы его модернизации с перспективой строительства современного университетского кампуса. Достижение поставленных целей возможно на основе имеющегося мощного научно-образовательного потенциала, созданного за 85 лет существования университета. Сформулированы основные стратегические задачи, которые необходимо решить для дальнейшего успешного развития вуза.

Ключевые слова. Университет; академия; образование; наука; профессорско-преподавательский состав; студенты; абитуриенты.

Информация о статье. Дата поступления 2 марта 2015 г.; дата принятия к печати 12 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2015 г.

A. P. SUKHODOLOV

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation

BAIKAL UNIVERSITY RESEARCH AND EDUCATIONAL POTENTIAL AND ITS DEVELOPMENT STRATEGY (DEVOTED TO THE 85th ANNIVERSARY OF THE UNIVERSITY)

Abstract. The article presents a retrospective of the university and the key stages of its development, starting from the Siberian Institute of Finance and Economics till Baikal State University of Economics and Law. Its current state and development prospects are characterized. The following priorities are set in 2015: to ensure stability and sustainable development of inter-regional university research and educational complex and devise a program of the university complex modernization with a prospect of building a modern university campus. Such goals can be achieved on the basis of strong research and educational potential that has been created over the past 85 years. The basic strategic tasks that are required to be solved for the university further successful development are specified. Keywords. University; academy; education; science; faculty; students; applicants. Article info. Received March 2, 2015; accepted March 12, 2015; available online April 30, 2015.

Этапы развития. Байкальскому университету — одному из старейших вузов Сибири и Дальнего Востока исполняется 85 лет. В его истории можно выделить несколько ключевых этапов.

Основание вуза 11 августа 1930 г., когда постановлением Совнаркома СССР № 305 был создан Сибирский финансово-экономический

институт. В то время в нем обучалось около 150 чел. и работало 25 преподавателей (с ученой степенью — 9).

Переименование в Иркутский финансово-экономический институт в 1939 г. К тому моменту численность учащихся возросла до 556 чел., преподавателей — до 39 (с ученой степенью — 8).

© А. П. Суходолов, 2015

187

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE

Преобразование в Иркутский институт народного хозяйства (ИИНХ, или «Нархоз») в 1965 г. Этот этап связан с бурным индустриальным освоением обширной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока в послевоенные 1950-1960-е гг. и увеличением потребности народного хозяйства в высококвалифицированных кадрах, в том числе инженерно-экономического профиля. Именно в то время появились разнопрофильные специальности, а институт вышел за рамки ведомственного вуза. Численность учащихся к моменту преобразования увеличилась до 7 418 чел., преподавателей — до 256 (с ученой степенью — 39) [7].

Переименование в Иркутскую государственную экономическую академию (ИГЭА) в 1993 г. Этот этап отражает переломный период развития страны и затяжной социально-экономический кризис 1990-х гг., когда были утрачены государственные задания на подготовку специалистов и почти прекращено централизованное финансирование. В этих условиях для выживания вузу требовалось ориентироваться на потребности рынка труда, сокращая «нерентабельные» на тот период специальности. Прекратилась подготовка кадров по инженерно-экономическим специальностям, почти не востребованным в кризисные годы. Взамен осваивались нужные для того времени специальности юридиче-ско-правового профиля. Обучалось в ИГЭА тогда 5 908 чел., работало 393 преподавателя (с ученой степенью 255) [2; 4-6].

Формирование Байкальского государственного университета экономики и права в 2002 г. Данный этап обусловлен стабилизацией экономики в стране и началом ее роста в 2000-х гг. Вновь увеличился спрос на специалистов высшей квалификации. Расширилась номенклатура специальностей. Вуз приобрел университетский статус. Количество обучающихся выросло до 19 000 чел. преподавателей — до 420 (с ученой степенью — 300) [15].

Современное состояние и перспективы. Сейчас Байкальский государственный университет экономики и права является крупным вертикально-интегрированным межрегиональным научно-образовательным комплексом. Он входит в десятку крупнейших университетов РФ экономического и юридического профиля. В нем обучается 22 349 студентов (табл. 1). Университет ежегодно дает для реального сектора экономики Сибири и Дальнего Востока более 4 тыс. высококвалифицированных кадров самых различных специальностей и направлений.

Таблица 1

Обучение в Байкальском университете по программам высшего и средне-специального образования (по состоянию на 18.05.2015 г.)

Вид обучения Численность ППС (штатные, внешние совместители) Численность обучающихся (очная и заочная формы)

Высшее образование 794 18 227

Средне-специальное образование 152 4 122

Всего 946 22 349

Обучение в университете включает в себя почти все ступени довузовской, вузовской и послевузовской подготовки: колледж, высшее образование по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, а также аспирантуру и докторантуру. Ведется обучение по программам Президента России и Master of Business Administration. Начата подготовка по магистерским программам на английском языке, что расширяет возможности обучения в университете иностранных граждан.

Университет пока сохраняет название «экономики и права», поэтому его продолжают относить к вузам экономико-юридического профиля. Однако по сути он уже перерос узкопрофильные отраслевые рамки и приобрел все признаки классического университета. В частности, кроме выпуска экономистов и юристов ведется подготовка по таким направлениям как социология, психология, прикладная информатика, журналистика, национальная безопасность и др. Возрождается подготовка по инженерным направлениям для различных отраслей хозяйства. Планируется строительство нового крупного кампуса на Байкальском тракте с современными учебно-лабораторными корпусами, комфортабельными общежитиями и объектами спортивной и социально-культурной сферы.

Таким образом, Байкальский университет имеет все возможности стать крупным современным университетом классического типа с обширными зарубежными связями и высоким уровнем подготовки студентов. Это отвечает новым требованиям Министерства образования и науки РФ, масштабным задачам развития обширного Байкальского региона и страны в целом.

Структура. В состав университета входят головной вуз в г. Иркутске и четыре филиала в других городах: два в Иркутской области (гг. Братск, Усть-Илимск); два в соседних субъектах — в Забайкальском крае (г. Чита) и Республике Саха (г. Якутск).

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

В головном вузе обучается 15 779 студентов, в том числе по программам высшего образования (ВО) — 13 078 чел. (табл. 2), среднего профессионального образования (СПО) — 2 701 (табл. 3). Действуют 11 факультетов,

объединяющих 33 кафедры (табл. 2). Создан колледж Байкальского университета, крупнейший в регионе, осуществляющий подготовку по программам среднего профессионального образования.

Обучение в Байкальском университете по программам высшего образования (по состоянию на 18.05.2015 г.)

Таблица 2

Факультет Кафедра Численность ППС (штатные, внешние совместители) Численность обучающихся (очная и заочная формы)

Головной вуз (город Иркутск)

Экономики предприятий, Экономики и управления инвестициями и недвижимостью 30 2 548

отраслей и управления Экономики предприятия и предпринимательской деятельности 27

бизнесом Экономики и управления бизнесом 20

Экономической теории и институциональной экономики 16

Налогов и таможенного Налогов и таможенного дела 31 1 741

дела Логистики и коммерции 14

Философии 8

Информатики, учета и Бухгалтерского учета и аудита 35 1 535

сервиса Информатики и кибернетики 22

Менеджмента, маркетинга и сервиса 31

Туризма и гостиничного бизнеса 5

Математики и эконометрики 18

Судебно-следственный Криминалистики, судебных экспертиз и юридической 13 1 170

факультет психологии

Уголовного права и криминологии 12

Уголовного процесса и прокурорского надзора 10

Финансово-экономический Финансов 20 955

факультет Банковского дела и ценных бумаг 15

Страхования и управления рисками 10

Мировой экономики и госу- Мировой экономики и международного бизнеса 12 907

дарственного управления Экономики и государственного управления 14

Иностранных языков 40

Управления человеческими Социальной и экономической психологии 16 837

ресурсами Социологии и социальной работы 13

Экономики труда и управления персоналом 19

Гражданского и предприни- Гражданского права и процесса 25 807

мательского права Предпринимательского и финансового права 18

Трудового права и социально-правовых дисциплин 9

Государственного права и Теории права и национальной безопасности 26 745

национальной безопасности Конституционного и административного права 15

Истории, экономических и политических учений 9

Физического воспитания и спорта 9

Русско-китайский факультет Языковой подготовки 19 133

Факультет журналистики Журналистики и экономики СМИ 8 108

Отдел заочного обучения в - - 1 592

сокращенные сроки

Всего по головному вузу 589 13 078

Филиалы в других городах

Читинский институт (филиал) 104 2 262

Якутский филиал 44 1 441

Братский филиал 28 954

Усть-Илимский филиал 29 492

Всего по филиалам 205 5 149

Всего по университету 794 18 227

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE

Во всех четырех иногородних филиалах по программам ВО и СПО обучается 6 567 чел. (ВО — 5 146, СПО — 1 421), из них в Читинском — 2 946, Якутском — 1 671, Братском — 996 и Усть-Илимском — 954.

Материально-техническая база университета полностью соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов и функционированию вуза в целом. Ее составляют основные средства вуза (общей стоимостью 1,2 млрд р.), в числе которых 26 зданий и помещений (общей площадью 80,1 тыс. м2) для организации образовательной деятельности, восемь общежитий, центр студенческого питания с сетью столовых и буфетов в учебных корпусах и общежитиях. Для медицинского обслуживания студентов и сотрудников имеются несколько медпунктов.

Планируемое строительство современного кампуса позволит радикально модернизировать материально-техническую базу и социальную инфраструктуру университета, существенно повысить эффективность и качество образования, улучшить социально-бытовые условия обучающихся, полностью снять проблему жилья для всех преподавателей.

Образовательная деятельность по программам высшего образования. Серьезная материально-техническая и учебно-методическая база, квалифицированный профессорско-преподавательский состав позволяют осуществлять подготовку судентов по разнообразным профилям.

Реализация магистерских программ и развитие магистратуры — стратегическое направление деятельности университета. Первый выпуск магистров состоялся в 2001 г. С тех пор магистерское направление постоянно развивается. Сейчас выпускникам специалитета и бакалавриата предлагаются 27 магистерских программ (в 2015 г. их будет 39). В их число входят программы финансово-экономической и юридической направленности, а также ряд программ по психологии, журналистике, социальной работе, прикладной информатике, землеустройству и кадастрам, государственному и муниципальному управлению и др. Все эти программы пользуются спросом не только у выпускников нашего университета, но и выпускников других вузов.

Кроме магистерских университет реализует 36 образовательных программ бакалавриата по 17 направлениям подготовки, включающих как межотраслевые программы (подготовка выпускников с широкой конкурентоспособ-

ностью), так и программы по подготовке специалистов для базовых отраслей хозяйства региона.

Программы бакалавирата, как и магистерские, имеют не только традиционные для вуза экономическое и юридическое направления. Расширяется реализация таких востребованных абитуриентами и работодателями образовательных программ как «Прикладная информатика», «Землеустройство и кадастры», «Лесное дело», «Международная журналистика», «Международные отношения» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо традиционно реализуемой программы специалитета «Таможенное дело», открыта подготовка по новым специальностям «Экономическая безопасность», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» и «Психология служебной деятельности».

Востребованным направлением реализации образовательных программ стало двойное ди-пломирование. Более 15 лет ведется подготовка студентов по программе двойного дипло-мирования с университетом София Антиполис г. Ниццы (Франция). Несколько лет успешно развивается русско-китайский факультет, где российским абитуриентам предлагаются программы двойного дипломирования с китайскими университетами по направлениям «Менеджмент», «Экономика» и «Юриспруденция».

Университет постоянно повышает качество учебного процесса, успешно апробирует и внедряет новации Федерального государственного образовательного стандарта, совершенствует корпоративную информационную систему, интегрируя ее с электронными системами Минобрнауки РФ. Автоматизированная система управления университета содержит электронные данные по основным направлениям деятельности вуза, банк лекций, обеспечивает доступ к электронной библиотеке и к персональному учебному порталу студента. Все это дает основу для перехода к учебно-методическим комплексам нового поколения.

Среднее профессиональное образование является неотъемлемой частью общей системы образования Байкальского университета. В настоящее время оно представлено двумя колледжами: объединенным Колледжем Байкальского университета в Иркутске и Торгово-экономическим колледжем Читинского филиала; а также факультетами среднего профессионального образования в Братском, Усть-Илимском и Якутском филиалах.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

По программам СПО в университете сейчас обучается 4 122 чел. (по очной форме 3 638, по заочной — 484), из них в колледже головного вуза — 2 701 чел. (табл. 3).

Таблица 3

Обучение в Байкальском университете по программам средне-специального образования (по состоянию на 18.05.2015 г.)

Колледжи, Численность Численность

филиалы ППС (штатные, обучающихся

внешние (очная и заочная

совместители) формы)

Колледж Байкальского 103 2 701

университета

Колледж Читинского 20 684

института (филиала)

Факультет Усть-Илим- 17 462

ского филиала

Факультет Якутского 7 233

филиала

Факультет Братского 5 42

филиала

Всего 152 4 122

Контингент обучающихся по программам СПО в целом по университету постоянно растет. Так, по очной форме он вырос за период 2012-2014 гг. с 2 688 чел. до 4 122 чел. (рост — 153,4 %). Исключение составляет лишь факультет СПО Братского филиала, где за рассматриваемый период отмечено снижение контингента (табл. 4), что обусловлено рядом объективных и субъективных причин, в том числе наличием в городе Братского государственного университета, филиалов других вузов и учебных заведений СПО.

Таблица 4

Динамика контингента Байкальского университета, обучающегося по программам средне-специального образования в 2012—2014 гг.

Колледжи, 2012 г. 2014 г. Дина-

филиалы Очно Заочно Всего Очно Заочно Всего мика, %

Колледж Байкальско- 1 596 48 1 644 2 397 304 2 701 164,3

го университета

Читинский филиал 357 60 417 613 71 684 164,1

Усть-Илим- 265 81 346 409 53 462 133,5

ский филиал

Якутский филиал 140 29 169 177 56 233 137,9

Братский филиал 112 0 112 42 0 42 37,5

Всего 2 470 218 2 688 3 638 484 4 122 153,4

Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

Мониторинг востребовательности выпускников колледжа Байкальского университета свидетельствует, что основная их часть успешно трудоустраивается. Многие выпускники продолжают обучение в университете или поступают в другие высшие учебные заведения. По сведению служб занятости доля стоящих на учете выпускников университета, обучавшихся по программам СПО, очень незначительна. Как правило выпускники находят работу в течение 1-3 месяцев после завершения учебы.

Дополнительное образование. В университете успешно работает Институт повышения квалификации, объединяющий 25 центров дополнительного образования, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов региональных и муниципальных органов управления и хозяйствующих субъектов с ежегодным контингентом обучающихся 10-12 тыс. чел.

Наука. Байкальский государственный университет является крупным научно-исследовательским центром Восточной Сибири. Научные исследования осуществляются высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, докторантами и аспирантами, а также студентами, активно участвующими в научно-исследовательской работе. Для решения конкретных фундаментальных и прикладных научных задач в университете формируются научно-исследовательские коллективы.

Основные направления научно-исследовательской работы связаны с развитием регионального воспроизводственного комплекса, а также с совершенствованием экономических механизмов его функционирования, моделированием социально-экономических; природных и технических систем; разработкой теории журналистики; изучением актуальных проблем борьбы с преступностью и совершенствованием законодательства и др.

Важным научным направлением, включающим международную научную деятельность, является изучение экономики, истории и культуры Монголии, экономических и политических взаимоотношений России и Монголии в XIX и XX вв. [1; 8; 12-14].

Научные коллективы университета постоянно выполняют заказы региональных и местных органов власти на разработку программ социально-экономического развития конкретных территорий и крупных предприятий, а также на проведение различных экспертиз. Подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодей-

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE

ствии в сфере образовательной и научно-инновационной деятельности с государственной корпорацией «Ростех» (генеральный директор профессор С. В. Чемезов). На базе университета создано Байкальское отделение Академии Военных наук.

За годы существования вуза его ученые принимали участие во многих значимых научных исследованиях, а сам университет неоднократно становился головным при выполнении совместных проектов с другими вузами и Российской Академией наук.

В Байкальском государственном университете ученую степень имеют 540 преподавателей, в том числе 92 — степень доктора наук, т. е. каждый седьмой преподаватель.

Аспирантура и докторантура университета осуществляет подготовку кадров высшей квалификации по боле чем 30 научным специальностям. В настоящее время у нас обучается около 486 аспирантов, 70 докторантов и соискателей. Это дает возможность удовлетворять потребности в научно-педагогических кадрах профильных специальностей для своего университета и для других вузов, в том числе зарубежных. Функционирует три диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Университет располагает крупной научной библиотекой, насчитывающей 1,25 млн единиц хранения. Начато внедрение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к библиотечным фондам других вузов и мировым информационно-образовательным ресурсам, что является гарантом качественной подготовки специалистов. Для студентов и преподавателей обеспечена возможность доступа к библиотечным каталогам, учебно-справочной и учебно-методической литературе прямо со своего компьютера.

Университет располагает также современным издательством и информационно-полиграфическим центром, выпускающими до 500 книжных наименований в год [3].

Издается восемь научных журналов: шесть в головном вузе и два в филиалах (табл. 6). Один из журналов (Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права) индексируется в зарубежной базе данных «Scopus», семь журналов — в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) и их наукометрические показатели (импакт-фактор, индекс цитирования, индекс Хирша) в последние годы стабильно растут (табл. 7). Готовится к включению в РИНЦ журнал Читинского филиала.

Международная деятельность максимально интегрирована с научно-образовательной деятельностью университета и обеспечена взаимовыгодным сотрудничеством с рядом зарубежных вузов и международных организаций 22 стран: Австрии, Белоруссии, Великобритании, Венгрии, Вьетнама, Германии, Индии, Ирландии, Италии, Китая, Канады, Марокко, Монголии, Португалии, Польшы, США, Украины, Швеции, Франции, Финляндии, Республики Корея и Японии.

Международное сотрудничество способствует росту качества учебного процесса, доведению его до мирового уровня при сохранении положительных сторон российской системы образования.

Сейчас в Байкальском университете действуют два факультета, успешно реализующих международные программы двойного дипломирования — это русско-французский и русско-китайский факультеты. В перспективе рассматривается возможность открытия русско-немецкого и русско-японского факультетов.

Университет является членом ряда международных учебно-научных ассоциаций: Евразийской ассоциации университетов; Eurasia-Pacific University Association (UniNet); International Association of University Presidents (IAUP); International Association «CEMAFI».

Сотрудничество с Монголией занимает особое место в международной деятельности Байкальского университета. Более 80 лет университет успешно готовит высококвалифицированных специалистов для дружественной Монголии и гордится своими монгольскими выпускниками, которые вносят большой вклад в поступательное развитие своей страны и в укрепление дружбы между российским и монгольским народами.

Одним из первых монгольских выпускников университета (выпуск 1938 г.) был выдающийся государственный и политический деятель Монголии Юмжагийн Цеденбал. Среди других видных выпускников Монголии, именами которых гордится университет, были видные государственные и политические деятели Д. Мо-ломжамц, Б. Дугэрсурэн, Д. Содном, Ц. Молом и многие другие, в том числе и представители монголо-российского совместного предприятия «Эрдэнэт». Один факт достоин книги рекордов Гиннеса: в разные годы министрами финансов Монголии работали 9 выпускников Байкальского университета.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

Свыше 10 лет активный вклад в развитие сотрудничества между Монголией и Россией, укрепление научно-образовательных и творческих связей между Байкальским университетом и образовательными учреждениями, предприятиями и организациями Монголии вносит Ассоциация выпускников вуза, во главе которой стоят

почетные профессора университета Д. Содном, Ц. Молом, Б. Болдбаатар, Э. Бямбажав.

За высокие заслуги в подготовке кадров для Монголии наш университет в 1972 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени Монгольской Народной Республики, а в 2007 г. Золотой звездой Ю. Цеденбала [9-11].

Таблица 6

Научные журналы Байкальского университета

Название журнала Год Форма Город ISNN Адрес официального сайта Перио- Индек- Примеча-

соз- издания издания дичность, сирова- ние

дания выпусков год ние

Известия Иркутской 1991 Печат- Иркутск 1993-3541 http://izvestia.isea.ru/ 6 РИНЦ Входит

государственной эконо- ный Перечень

мической академии ВАК*

Известия Иркутской 2010 Элек- Иркутск 2072-0904 http://eizvestia.isea.ru/ 6 РИНЦ Входит

государственной трон- Перечень

экономической ный ВАК

академии(Байкальский

государственный

университет экономики и права) (электронный журнал)

Криминологический 2007 Печат- Иркутск 1996-7756 http://cj.isea.ru/ 4 РИНЦ Входит

журнал Байкальского ный Scopus Перечень

государственного уни- ВАК

верситета экономики и

права

Вопросы теории и 2012 Печат- Иркутск 2308-6203 http://jq.isea.ru/ 4 РИНЦ -

практики журналистики ный

Психология в экономике 2009 Печат- Иркутск 2225-7845 http://journalpsy.isea.ru/ 2 РИНЦ -

и управлении ный

Историко-экономиче- 2000 Печат- Иркутск 2308-2488 http://jhist.isea.ru/ 3 РИНЦ -

ские исследования ный

Современная наука: 2010 Печат- Якутск 2313-0652 http://bguep- 2 РИНЦ -

теория и практика ный yakutsk.ru/index. php?do=static&page=journal

Научный вестник 2003 Печат- Чита - - 1 - -

Байкальского государ- ный

ственного университета

экономики и права

* Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика роста импакт-фактора РИНЦ научных журналов Байкальского университета в 2012 и 2014 гг.

Название журнал 2012 2014 Динамика роста

Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права 0,201 0,314 в 1,6 раза

Известия Иркутской государственной экономической академии 0,142 0,248 в 1,8 раза

Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал) 0,059 0,125 в 2,1 раза

Психология в экономике и управлении 0,048 0,114 в 2,4 раза

Историко-экономические исследования 0,008 0,076 в 9,5 раза

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE

Задачи и приоритеты. В заключение необходимо кратко обозначить основные задачи и приоритеты, обеспечивающие стабильное и поступательное развитие университета.

Стабильность — это не остановка в движении, не застой. Это упорядоченное развитие в нужном направлении. Именно упорядоченное. Не шараханье, не скачки и падения. Стабильность — это обеспечение преемственности и сохранение лучших традиций. Это ценность для университета в целом, каждого преподавателя, сотрудника и студента.

Главная задача — развивать университет как один из международных научно-образовательных центров на основе сохранения лучших традиций высшей школы России, используя опыт ведущих университетов мира.

Вуз должен быть открытым к применению инновационных технологий обучения, обеспечивающих реальную конвертируемость российских дипломов и конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда.

Очень важно совершенствовать систему довузовской подготовки и профориентационной работы. Продолжать практику двойного дипло-мирования. Расширять систему дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Для студентов необходимо формировать культурно-развивающую университетскую сре-

ду (организация студенческих фестивалей, создание творческих объединений, волонтерских движений, проведение творческих конкурсов и т. д.), создавать комфортные и безопасные условий обучения и проживания.

Получат развитие существующие научные школы и будут созданы условия для формирования новых научных направлений. В этой связи важно возобновить деятельность научных советов, являющихся ключевым элементом развития научных школ и подготовки высококвалифицированных кадров (это важнейший показатель престижности вуза и его научно-образовательной значимости).

Необходимо продолжать курс на социальное развитие коллектива, поддерживая разумный баланс в соотношении категорий преподавателей и сотрудников старшего, среднего и молодого возрастов, обеспечивая повышение зарплаты (за счет увеличения коммерческого набора и числа иностранных студентов), оказывая материальную и моральную поддержку пенсионерам и ветеранам.

Перспективной целью должно быть строительство единого кампуса с современными учебно-лабораторными корпусами и общежитиями, жильем коттеджного типа для сотрудников.

Все эти меры позволят превратить Байкальский университет в крупный университет классического типа.

Список использованной литературы

1. Актуальные вопросы истории российско-монгольских отношений первой четверти XX века : сб. науч. тр. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 232 с.

2. Гомбалевский В. А. Наука в Иркутской государственной экономической академии в прошлом и настоящем : крат. ист. очерк / В. А. Гомбалевский, В. И. Самаруха. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 238 с.

3. Институт — академия — университет: 80 лет в высшем образовании : библиогр. указ. / сост. : Е. Л. Воробьева, Н. К. Соснина ; вступ. ст. В. М. Левченко ; под ред. Т. Н. Волковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 172 с.

4. Иркутская государственная экономическая академия: (ист. очерк). — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 1996. — 288 с.

5. Иркутская государственная экономическая академия: в цифрах, фактах, мнениях. — Иркутск : Изд-во ИГЭА,2000. — 43 с.

6. Иркутская государственная экономическая академия: История в лицах : справ.-биобиблиогр. изд. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2000. — 400 с.

7. Иркутский институт народного хозяйства : 1930-1970 гг. // Государственный архив Иркутской области : путеводитель : доп. к изд. 1975 г. — Иркутск, 1987. — С. 147.

8. Кузьмин Ю. В. Иркутская школа монголоведения (XVIII—XX вв.) / Ю. В. Кузьмин, В. В. Свинин ; под науч. ред. проф. А. П. Суходолова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — 438 с.

9. Малакшанов К. Л. Иркутский старт монгольских экономистов / К. Л. Малакшанов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2006. — 168 с.

10. Малакшанов К. Л. Мы все родом из БГУЭП / К. Л. Малакшанов, И. Н. Щербакова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2008. — 80 с.

11. Память сердца — сильней документов: Граждане Монголии — выпускники иркутских вузов / под ред. О. Ю. Оношко, И. Н. Щербаковой. — 2-е изд., испр. и доп. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. — 240 с.

12. Россия и Монголия в начале XX века: дипломатия, экономика, наука. — Кн. 3, ч. 1 : Статьи участников 3-й Международной научно-практической конференции : сб. науч. тр. — Иркутск ; Улан-Батор : Изд-во БГУЭП, 2014. — 384 с.

Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.

2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 187-195. ISSN 1993-3541

A. P. SUKHODOLOV

13. Россия и Монголия в начале XX века: дипломатия, экономика, наука. — Кн. 3, ч. 2 : История отношений России и Монголии в документах : сб. арх. док. — Иркутск ; Улан-Батор : Изд-во БГУЭП, 2014. — 218 с.

14. Россия и Монголия на рубеже XIX-XX веков: экономика, дипломатия, культура : сб. науч. тр. — Улан-Батор ; Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — 402 с.

15. С Нархозом связанные судьбы : очерки, рассказы, эссе / под ред. М. П. Рачкова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 589 с.

16. Харитонов А. И. БГУЭП. Мы — одна семья! / А. И. Харитонов. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — 464 с.

References

1. Aktual'nye voprosy istorii rossiisko-mongol'skikh otnoshenii pervoi chetverti XX veka [Relevant issues of the history of Russian-Mongolian relations of the first quarter of the 20th century]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 232 p.

2. Gombalevskii V. A., Samarukha V. I. Nauka v Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii v proshlom i nas-toyashchem [Science in the Irkutsk State Economic Academy in the past and at the present]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2000. 238 p.

3. Vorob'eva E. L., Sosnina N. K., Levchenko V. M., Volkova T. N. (eds). Institut — akademiya — universitet: 80 let v vysshem obrazovanii [Institute — Academy — University. 80 years in higher education]. 2nd ed. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 172 p.

4. Irkutskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya [Irkutsk State Economics Academy]. Irkutsk State Economics Academy, 1996. 288 p.

5. Irkutskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya: v tsifrakh, faktakh, mneniyakh [Irkutsk State Academy of Economics: in numbers, facts, opinions]. Irkutsk State Economics Academy, 2000. 43 p.

6. Irkutskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya: Istoriya v litsakh [Irkutsk State Economic Academy: History in Faces]. Irkutsk State Economics Academy, 2000. 400 p.

7. 7. The Irkutsk Institute of National Economy: 1930-1970. Gosudarstvennyi arkhiv Irkutskoi oblasti [Irkutsk Oblast State Archive]. Irkutsk, 1987. Pp. 147.

8. Kuz'min Yu. V., Svinin V. V.; A. P. Sukhodolov (ed.) Irkutskaya shkola mongolovedeniya (XVIII-XX vv.) [The Irkutsk School of Mongolian Studies (18-20th centuries)]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ.,2014. 438 p.

9. Malakshanov K. L. Irkutskii start mongol'skikh ekonomistov [The Irkutsk start of Mongolian economists]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2006. 168 p.

10. Malakshanov K. L., Shcherbakova I. N. My vse rodom iz BGUEP [We are all from BSUEL]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008. 80 p.

11. Onoshko O. Yu., Shcherbakova I. N. (ed.). Pamyat' serdtsa — sil'nei dokumentov: Grazhdane Mongolii — vypusk-niki irkutskikh vuzov [The memory of the heart is stronger than documents: Mongolian Citizens are the graduates of Irkutsk institutes]. 2nd ed. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2008. 240 p.

12. Rossiya iMongoliya v nachale XX veka: diplomatiya, ekonomika, nauka [Russia and Mongolia at the beginning of the 20th century: diplomacy, economics, science]. Irkutsk, Ulan-Bator, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. Book 3, part. 1. 384 p.

13. Rossiya iMongoliya v nachale XX veka: diplomatiya, ekonomika, nauka [Russia and Mongolia at the beginning of the 20th century: diplomacy, economics, science]. Irkutsk, Ulan-Bator, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014. Book 3, part. 2. 218 p.

14. Rossiya i Mongoliya na rubezhe XIX—XX vekov: ekonomika, diplomatiya, kul'tura [Russia and Mongolia at the turn of 19-20th centuries: economy, diplomacy, culture]. Ulan-Bator, Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013. 402 p.

15. Rachkov M. P. (ed.). S Narkhozom svyazannye sud'by [The fates, related to BSUEL]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 589 p.

16. Kharitonov A. I. BGUEP. My — odna sem'ya! [BSUEL. We are one family!]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010. 464 p.

Информация об авторе Суходолов Александр Петрович — доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: re^or@isea.ru.

Библиографическое описание статьи Суходолов А. П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития Байкальского университета (к 85-летию вуза) / А. П. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 187-195. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).187-195.

Author

Alexander P. Sukhodolov — Doctor habil. (Economics), Professor, Rector, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: rector@isea.ru.

Reference to article Sukhodolov A. P. Research and educational potential and Baikal University development strategy (devoted to the 85th anniversary of the university). Izvestiya Irkutskoy gosudarst-vennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 187-195. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).187-195. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.