Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE
УДК 378.014 Т. Г. ОЗЕРНИКОВА
йО! 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205 Байкальский государственный университет
экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация Т. А. БУТАКОВА Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Качество образования — актуальная проблема, вызывающая научные и общественные дискуссии, приоритетная задача образовательных организаций. В статье рассмотрены подходы к определению качества образования, раскрыты основные направления Стратегии обеспечения качества подготовки выпускников Байкальского государственного университета экономики и права, реализующей принцип непрерывного образования. Описана структура реализуемых образовательных программ среднего профессионального и высшего образования и обосновано ее соответствие приоритетным направлениям экономического развития региона, дана характеристика динамике контингента обучающихся. Обобщен опыт реализации международных образовательных программ в университете и в организации участия работодателей в проектировании образовательных программ, содействия трудоустройству выпускников, формирования системы «обратной связи» с обучающимися по вопросам качества образовательного процесса. Раскрыты особенности проектирования и реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом потребностей работодателей.
Ключевые слова. Качество образования; образовательные стандарты; образовательные программы; двойное дипломирование; работодатели; образовательные технологии; контроль качества образования; удовлетворенность потребителей; открытость университета.
Информация о статье. Дата поступления 2 апреля 2015 г.; дата принятия к печати 13 апреля 2015 г.; дата онлайн-размещения 30 апреля 2015 г.
T. G. OZERNIKOVA
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation T. A. BUTAKOVA
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
EDUCATION QUALITY AS THE UNIVERSITY'S DEVELOPMENT PRIORITY
Abstract. The quality of education is an urgent problem provoking debates among academics and in the society and considered to be a priority for educational organizations. The paper summarizes the approaches to education quality definitions, reveals the main directions of the Strategy intended to ensure the quality of Baikal State University of Economics and Law graduates' training in accordance with the principle of continuous education. The structure of implemented educational programs of secondary vocational and higher education is described. Its compliance with the priority directions of economic development of the region is justified. The characteristics of the dynamics of students enrolled is provided. The experience of international education programs implementation in the university is summarized. The features of educational programs development and im-plementation in accordance with the requirements of the federal state educational standards and employers' needs are defined. The University experience in organizing the employers' participation in educational programs development, providing assistance in graduates' employment, and devising a students' feedback system related to the issues of the educational process quality is described. Keywords. Education quality; educational standards; educational programs; double degree programs; employers; educational technologies; education quality control; customer satisfaction; university transparency. Article info. Received April 2, 2015; accepted April 13, 2015; available online April 30, 2015.
© Т. Г. Озерникова, Т. А. Бутакова, 2015
196
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541
T. G. OZERNIKOVA, T. A. BUTAKOVA
Проблемам качества образования и его оценке посвящены многочисленные теоретические исследования, но единого мнения в научном сообществе по данным вопросам пока не выработано [1-3; 5; 6; 9; 10]. Анализ мнений отечественных ученых позволяет выделить подходы к определению качества образования [7] следующим образом:
1. Совокупность условий получения образования, способность образовательной организации предоставить образовательную услугу необходимого качества. Качество образования оценивается по таким параметрам, как материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава. Данный подход можно признать значимым (образовательные стандарты строго регламентируют требования к ресурсному обеспечению образовательных программ), но не исчерпывающим.
2. Соответствие требованиям заинтересованных сторон (потребителей образовательных услуг, работодателей, государства и общества).
3. Результирующие показатели, характеризующие соотношение затрат и результатов, таких как уровень трудоустройства выпускников и др.
На наш взгляд, второй подход можно признать наиболее комплексным, ведь и полное ресурсное обеспечение образовательных программ, и высокие результирующие показатели деятельности вузов — это и есть требования государства, общества и потребителей образовательных услуг.
Развитие отечественной высшей школы требует совершенствования критериев оценки качества образования. По результатам исследований приоритетными названы такие направления деятельности, как пересмотр аккредитационных критериев, внесение изменений в законодательные акты, регулирующие образование, изменение системы аттестации выпускников [4].
В управленческой деятельности Министерства образования и науки РФ вопросы обеспечения качества образования стали приоритетом. Приказом Минобрнауки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 утверждены показатели, характеризующие общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный документ содержит следующие группы показателей: показатели открытости и доступности информации; показатели комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность (в том числе материально-техническое и информационное
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
обеспечение); показатели оценки компетенции и доброжелательности работников образовательной организации; показатели удовлетворенности получателей образовательных услуг.
В практической деятельности вузы ориентируются, в первую очередь, на параметры образовательных стандартов, которые включают требования к ресурсному обеспечению и итоговым компетенциям выпускника и, в определенной мере, фиксируют интересы потребителей и рынка труда. В разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения активное участие приняли объединения работодателей. В настоящее время разрабатывается система профессиональных стандартов, которые станут основой ФГОС четвертого поколения. Каждый вуз в новых условиях должен решать задачи повышения качества образования, повышения степени удовлетворенности не только «первичных» потребителей образовательных услуг — обучающихся, но и удовлетворенности «конечных» потребителей — работодателей.
Необходимо признать, что сложность и многомерность понятия «качество образования», общественная значимость самого рассматриваемого феномена являются основаниями для продолжения научной и общественной дискуссий. В практической деятельности вузов глобальная задача повышения качества образования должна стать основой стратегии развития.
Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП) — крупнейший в Восточной Сибири профильный вуз, ведущий подготовку высококвалифицированных экономистов, юристов и менеджеров. Давние традиции, высококвалифицированные преподаватели, серьезные научные школы — это надежная гарантия высокого качества подготовки выпускников. Активное использование инновационных подходов к организации образовательной деятельности в БГУЭП (более чем десятилетний опыт внедрения рейтинговой оценки, использование системы кредитов ECTS, автоматизация управления учебным процессом и др.) позволили университету быстро и качественно внедрить новации, связанные с реализацией Болонского процесса.
В 2013 г. решением ученого совета университета утверждена Стратегия обеспечения качества подготовки выпускников, в соответствии с которой разработан комплекс локальных нормативных актов, регламентирующих организацию учебной деятельности. Концепцией предусмотрены следующие направления дея-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE
тельности по обеспечению высокого качества образовательных услуг в университете:
1. Реализация многоуровневой системы образовательных программ как взаимосвязанного комплекса, расширяющего возможности потребителей образовательных услуг и реализующих принцип непрерывного образования.
2. Формирование набора реализуемых образовательных программ с учетом отраслевой специфики региональной экономики и комплекса имеющихся ресурсов для их реализации.
3. Развитие совместных международных программ двойного дипломирования, повышение имиджа университета на международном рынке образовательных услуг, интеграция зарубежного опыта организации образовательной деятельности.
4. Полное комплексное материально-техническое и научно-методическое обеспечение реализуемых образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС) и ФГОС, ежегодное обновление учебных планов.
5. Использование эффективных и прогрессивных образовательных технологий, выстраивание комплексной системы промежуточного и итогового контроля на основе оценки степени сформированности компетенций обучающихся, использование рейтинговой 100-балльной системы оценки.
6. Привлечение работодателей на всех этапах реализации образовательных программ: от разработки программ до итоговой государственной аттестации.
7. Развитие системы обратной связи, анализ удовлетворенности потребителей образовательных услуг как основа деятельности по совершенствованию организации образовательного процесса.
8. Формирование современных форм управления образовательной деятельностью на основе непрерывного совершенствования автоматизированной системы управления (АСУ) университета.
9. Развитие системы содействия трудоустройству выпускников.
10. Формирование доступной среды, расширение возможностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
11. Реализация принципа открытости и доступности информации, полное представление информации об университете, реализуемых образовательных программах и их ресурсном обеспечении на сайте вуза.
Многоуровневая система образования. Система образования в университете обеспечивает возможность реализации права на обучение в течение всей жизни (непрерывное образование) и включает в себя следующие уровни подготовки:
- профессиональное образование по уровням подготовки: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование (подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре);
- дополнительное образование: довузовская подготовка абитуриентов и дополнительное профессиональное образование;
- профессиональное обучение;
- докторантура.
Многоуровневая система образования позволяет удовлетворить потребности в образовательных услугах широкого круга потребителей разного возраста, обеспечить преемственность и высокий уровень подготовки.
Реализуемые образовательные программы. Программы среднего профессионального образования (СПО) в университете и его филиалах реализуются по 17 специальностям по укрупненным группам специальностей и направлений: «Информатика и вычислительная техника», «Промышленная экология и биотехнологии», «Техносферная безопасность и природооб-устройство», «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «Техника и технологии наземного транспорта», «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Сервис и туризм». Набор реализуемых образовательных программ СПО учитывает отраслевую специфику сибирских регионов. Контингент студентов, обучающихся в университете (головной вуз) по программам СПО, составляет 2 701 чел., из них по очной форме обучения — 2 397 чел. В филиалах университета по программам среднего профессионального образования обучается 1 421 чел. Востребованность программ СПО растет, ежегодно более 200 выпускников поступают в университет на образовательные программы бакалавриата и специалитета.
Подготовка по образовательным программам высшего образования осуществляется на 13 факультетах и в филиалах университета. Программы высшего образования реализуются в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения и федеральными государственными образова-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541
T. G. OZERNIKOVA, T. A. BUTAKOVA
тельными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по 17 направлениям бакалавриата по 36 образовательным программам (профилям), по 14 направлениям магистратуры по 27 образовательным программам и 24 специальностям по 31 образовательной программе (специализации).
Подготовка кадров по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры осуществляется по укрупненным группам специальностей и направлений: «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Психологические науки», «Экономика и управление», «Социология и социальная работа», «Юриспруденция», «Политические науки и регионоведение», «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», «Сервис и туризм». В рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки обучение ведется по профилям — основным образовательным программам, ориентированным на потребности регионального рынка труда.
Реализация разнообразных профилей подготовки стала возможной благодаря серьезной материально-технической и учебно-методической базе, наличию квалифицированных кадров. Очень важно, что реализуемые образовательные программы учитывают потребности регионального рынка труда и специфику экономического развития Иркутской области.
Спектр реализуемых образовательных программ включает как межотраслевые программы, направленные на подготовку выпускников с широкой конкурентоспособностью («Экономика предприятия и предпринимательская деятельность», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг и рекламный бизнес», «Управление персоналом», «Логистика и коммерция» и др.), так и программы, ориентированные на подготовку специалистов для наиболее развитых отраслей хозяйства региона («Экономика нефтегазового комплекса», «Экономика строительства и недвижимости», «Туристский и гостиничный бизнес» и др.). Образовательные программы по юриспруденции включают профили подготовки «Гражданское право», «Уголовное право», «Государственное и административное право».
Помимо программ экономической и юридической направленности университет реализует востребованные абитуриентами и работодателями образовательные программы «Прикладная информатика», «Землеустройство и кадастры»,
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
«Лесное дело». Университет готовит выпускников и для работы в органах государственного и муниципального управления и социальной защиты населения.
Иркутская область — регион, активно развивающий внешнеэкономическую деятельность. В БГУЭП уже 25 лет ведется работа по подготовке выпускников по программе «Мировая экономика», а с 2012 г. — по программам «Международная журналистика» и «Международные отношения».
В университете развивается подготовка студентов по новым специальностям. Помимо традиционно реализуемой программы специ-алитета «Таможенное дело» с 2013 г. открыта подготовка по специальностям «Экономическая безопасность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности», а с 2014 г. — по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Психология служебной деятельности». В университете проведена большая работа по развитию материально-технической и учебно-методической базы подготовки специалистов.
Развитие магистратуры — стратегическое направление деятельности университета. Опыт реализации магистерских программ в БГУЭП достаточно велик — подготовка магистров ведется уже 15 лет, первый выпуск магистров состоялся в 2001 г. В университете успешно реализованы проекты по обучению руководящих работников образования и здравоохранения для организаций Иркутской области в магистратуре по направлению «Менеджмент».
Структура магистерских программ включает 4 юридические магистерские программы («Гражданское право и процесс», «Предпринимательское и финансовое право», «Уголовный процесс и криминалистика; уголовное право и криминология», «Государственное и административное право»), программы по психологии и журналистике, социальной работе, 6 экономических программ («Экономика фирмы, предпринимательство», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика и международный бизнес», «Экономика нефтегазового комплекса», «Анализ и управление экономическими системами», «Экономика энергетики и энергетический бизнес»). БГУЭП предлагает абитуриентам магистерские программы по финансам и банковскому делу, менеджменту («Менеджмент организации», «Маркетинговое управление бизнесом и продажами», «Контроллинг и управление затратами»). Реализуются программы по прикладной информатике («Информационные системы в бизнесе» и «Бизнес-аналитика»), землеустройству и ка-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE
дастрам («Управление недвижимостью»), государственному и муниципальному управлению («Система государственного и муниципального управления», «Контрактная система в сфере закупок»), торговому делу, государственному аудиту и управлению персоналом.
Магистерские программы БГУЭП пользуются спросом у выпускников университета, а также других иркутских вузов, что обуславливает расширение спектра магистерских программ в университете. Прием в магистратуру в 2015 г. будет осуществляться по 39 образовательным программам. Абитуриентам будут предложены новые востребованные программы: «Информационные модели и технологии экономической безопасности», «Инжиниринг и производственный менеджмент», «Управление туристским и гостиничным бизнесом», «Стратегическое управление
организацией», «Экономика и финансы социальной сферы», «Социальное предпринимательство и социальная работа в бизнесе», «Страхование и управление рисками», «Правовое обеспечение экономической деятельности», «Криминалистика, судебная экспертиза и оперативно-розыскная деятельность» и ряд других.
Переход на новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры привел к изменению структуры контингента обучающихся по программам высшего образования (рис. 1). Сократился контингент обучающихся по программам специалитета, возрос контингент студентов бакалавриата и магистратуры.
Подготовка специалистов по востребованным на рынке образовательным программам различных уровней позволяет университету сохранить стабильный контингент обучающихся (рис. 2).
Магистратура 621
Аспирантура Среднее
585 профессиональное образование 1 966
Аспирантура Среднее
486-| профессиональное Магистратура образование
1 045
Бакалавриат 2 234
Специалитет 3 615
Специалитет-11 370
а б
Рис. 1. Структура подготовки по уровням высшего образования в университете (головной вуз), чел. а — 2011 г.; б — 2015 г.
2 701
Бакалавриат 9 361
20 000
15 000
10 000
5 000
0-
585 |
2011 2012 2013 2014 2015
♦ Среднее профессиональное образование ■ Бакалавриат —А- Специалитет Магистратура —ф—Аспирантура
Рис. 2. Динамика контингента обучающихся в 2011—2015 гг. (головной вуз и филиалы), чел.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
T. G. OZERNIKOVA, T. A. BUTAKOVA
Сейчас по программам высшего образования в университете, включая филиалы, обучается 19 176 чел. (9 428 чел. — очное обучение и 9 748 чел. —заочное обучение), из них в головном вузе — 14 030 чел. В филиалах университета по программам высшего образования — 5 146 обучающихся, в том числе в Читинском институте (филиале) — 2 262, Братском филиале — 951, Усть-Илимском филиале — 492, Якутском институте (филиале) — 1 441 обучающихся (рис. 3).
Рис. 3. Структура контингента обучающихся по программам высшего образования в головном вузе и филиалах, чел.
Высокий научный потенциал профессорско-преподавательского состава позволяет реализовать подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. Обучение в аспирантуре осуществляется по 31 научной специальности, численность аспирантов на конец 2014 г. составила 390 чел. Научное руководство аспирантами ведут 155 научных руководителей, из них 71 кандидат наук и 84 доктора наук. Подготовка в докторантуре осуществляется по 6 научным специальностям. Численность докторантов — 14 чел.
Таким образом, система непрерывного образования в университете позволяет удовлетворить потребности обучающихся на всех уровнях и формах подготовки.
Развитие международных образовательных программ. Важным и востребованным направлением разработки и реализации образовательных программ является двойное дипломирова-ние. В БГУЭП уже 15 лет ведется подготовка по программе двойного дипломирования с университетом г. Ницца София-Антиполис («Мировая экономика» и «Финансы»). В настоящее время контингент русско-французского факультета
составляет 74 чел. по двум образовательным программам: 47 студентов по программе «Мировая экономика» и 27 по программе «Финансы». Возможность получения французского диплома, прохождение лингвистических стажировок, в том числе и на французских предприятиях, обучение в вузе-партнере в течение семестра и, наконец, замечательные перспективы трудоустройства, — это основные факторы привлекательности указанных программ.
С 2011 г. развивается русско-китайский факультет, в рамках которого российским абитуриентам предлагаются программы двойного дипломирования с китайскими университетами по направлениям «Менеджмент», «Экономика» и «Юриспруденция». Набор на этих программах, реализуемых совместно с китайскими вузами-партнерами, возрос за два года более чем в два раза: 2012 г. — 28 чел.; 2013 г. — 57 чел.; 2014 г. — 67 чел.
Большое внимание в БГУЭП уделяется привлечению иностранных абитуриентов, формированию имиджа университета на международном рынке образовательных услуг. Сейчас в университете обучается 285 иностранных студентов из Китая, Монголии, Вьетнама и других государств. Работу, направленную на увеличение количества иностранных студентов в современных условиях, целесообразно осуществлять по двум направлениям: развитие программ двойного дипло-мирования с вузами-партнерами и реализация образовательных программ на иностранном языке [4]. Оба направления деятельности трудоемки и сложны, однако именно таким образом вуз может привлечь хорошо подготовленных студентов. Среди наиболее значимых преимуществ совместных образовательных программ также называют получение доступа к новым образовательным рынкам, знаниям и технологиям, объединение интеллектуальных и материальных ресурсов, рост международного авторитета, усиление конкурентоспособности [2].
В университете с 2012 г. успешно реализуется программа двойного дипломирования для китайских студентов по договору о сотрудничестве с Манчьжурским институтом Университета Внутренней Монголии по двум образовательным программам «Мировая экономика» и «Международная журналистика», планируется разработка совместных образовательных программ «Бухгалтерский учет и аудит» и «Туризм».
Работа по созданию англоязычных образовательных программ в университете заняла несколько лет. Главным условием разработки и
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE
внедрения таких программ является формирование команды преподавателей, владеющих английским языком на достаточно высоком уровне. Эта задача последовательно решалась в ходе работы Института повышения квалификации, а также организации стажировок. Другим направлением работы стал поиск вузов-партнеров за рубежом. В 2015 г. БГУЭП предлагает как российским, так и иностранным абитуриентам две магистерские программы на английском языке: «International Management» (при поддержке польского университета в рамках проекта «Erasmus Mundus») и «Banking and Finance» (в сотрудничестве с австрийским вузом в рамках проекта «Темпус»).
Организация образовательного процесса. Ученый совет университета уделяет пристальное внимание повышению качества учебного процесса. В результате БГУЭП в течение последнего десятилетия успешно апробировал и внедрил практически все новации ФГОС ВО. Полноценное обеспечение учебного процесса гарантируют переход к учебно-методическим комплексам нового поколения, формирование ежегодно актуализируемой электронной библиотеки аннотаций и рабочих программ дисциплин, использование современных образовательных технологий, формирование электронного банка текстов лекций, видеолекций, реализация доступа к электронной библиотеке через сайт, разработка персонального учебного портала студента — подсистемы АСУ, обеспечение доступа к персональному учебному порталу студента в сети Интернет.
Особое внимание в университете уделяется разработке основных образовательных программ в соответствии с требованиями ГОС и ФГОС. Работа над проектированием образовательных программ, совершенствование учебных планов и содержания дисциплин проводится с учетом трансформирующихся требований новых редакций ФГОС ВО. В то же время методические советы и выпускающие кафедры уже активно используют положения профессиональных стандартов. Ученые университета приняли участие в подготовке проектов профессиональных стандартов в области управления персоналом, социальной работы и ряда других.
Содержание учебных планов, трудоемкость дисциплин, их логичность и последовательность изучения обсуждаются на методических советах по направлениям подготовки (специальностям). В 2014 г. методическими советами была проделана работа по унификации учебных планов по различным профилям внутри направлений подготовки, что позволило улучшить качество
подготовки выпускников университета. Очень важно, что в состав методических советов входят не только заведующие кафедрами и ответственные за разработку основных образовательных программ, но и представители работодателей. Таким образом, участие работодателей охватывает не только реализацию образовательных программ (традиционные формы — участие в итоговой аттестации, чтение лекций и др.), но и разработку образовательных программ. Соответственно, имеется возможность учесть потребности работодателей при проектировании учебных планов и содержания дисциплин, что позволяет готовить выпускников, действительно востребованных на рынке труда.
Содействие трудоустройству выпускников в университете рассматривается как одна из приоритетных задач и реализуется комплексно. В этой работе активное участие принимают выпускающие кафедры и деканаты, поддерживается связь с выпускниками. Важную роль играет действующий на базе университета Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников высшего профессионального образования Иркутской области. Уровень трудоустройства выпускников университета (по очной форме обучения) составлял в 2013-2014 гг. около 95 %.
Программы по направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры реализуются в рамках компетентностного подхода, предусмотренного ФГОС ВО. Дисциплины неразрывно связаны с формируемыми ими общекультурными и профессиональными компетенциями. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, современных образовательных технологий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, кейс-стади, психологических и иных тренингов и пр.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов, конференции и круглые столы. К преподаванию по программам высшего образования привлечены квалифицированные специалисты, имеющие ученые степени и звания, область научных интересов которых соответствует профилю преподаваемых дисциплин.
Все образовательные процессы в университете автоматизированы и интегрируются в
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541
T. G. OZERNIKOVA, T. A. BUTAKOVA
приложениях АСУ БГУЭП, которая является основным инструментом контроля качества подготовки выпускников. АСУ БГУЭП — это корпоративная информационная система, объединяющая студентов, преподавателей и всех сотрудников университета. Система содержит данные по основным направлениям деятельности вуза и в соответствии со служебными полномочиями предоставляет каждому исчерпывающую информацию. АСУ БГУЭП сегодня — это распределенная система поддержки принятия решений на основе оперативно вычисляемых показателей, охватывающая все уровни управления от студента и преподавателя до ректора.
В университете сложилась эффективная система контроля качества образования, которые ежегодно корректируются и обновляются в соответствии с изменениями содержания программ и оценкой ведущих преподавателей после обсуждения на методическом семинаре кафедры. Система рейтинговой (100-балльного) оценки успеваемости позволяет с высокой точностью оценить степень сформированности компетенций и требует от преподавателей детальной разработки всей структуры контактной и самостоятельной работы студентов и способов их контроля.
С целью повышения эффективности учебного процесса результаты текущего и промежуточного контроля знаний анализируются на заседаниях кафедр, советах факультетах, определяются меры по устранению проблем в освоении дисциплин. В межсессионный период факультетами организуется контроль посещаемости занятий и успеваемости, проводится межсессионная аттестация два раза в триместр. Два раза в год на
Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
ученом совете университета рассматриваются и анализируются итоги промежуточных аттестаций (зимней и летней экзаменационных сессий) в разрезе факультетов, специальностей и направлений подготовки, а ежегодно — результаты и отчеты председателей комиссий по итоговой государственной аттестации выпускников.
Качество подготовки выпускников университета подтверждают результаты текущего контроля и промежуточных аттестаций обучающихся. Успеваемость обучающихся по очной форме обучения по программам специалитета по итогам летней сессии 2014 г. составляла 65,6 %, по программам бакалавриата — 60,0 %, качество подготовки — 15,3 и 22,8 % соответственно; по программам магистратуры успеваемость — 75 %, качество подготовки — 70 %. Результаты промежуточной аттестации студентов очной формы обучения показывают достаточный уровень усвоения ими учебного материала и целенаправленную, хорошую профессиональную подготовку.
Завершающим этапом контроля качества подготовки выпускников является государственная итоговая аттестация, включающая государственный экзамен и подготовку выпускной квалификационной работы. Результаты государственных экзаменов показывают очень высокий процент успеваемости в университете: по очной форме обучения — специалитет 99,6 %; бакалавриат и магистратура — 100 % успеваемости; по заочной форме обучения — специалитет 96,3 %; бакалавриат — 100 %; магистратура — 98,9 %. При этом 315 выпускников 2014 г. (9,8 % общего выпуска) получили дипломы с отличием.
Динамика уровня удовлетворенности потребителей образовательных услуг параметрами образовательного процесса в 2000—2014 гг. (по 10-балльной шкале)
Критерии оценивания качества образовательного процесса 2000 2003 2006 2009 2012 2014
и педагогического мастерства преподавателя
Умение преподнести сложные темы в доступной форме, четко и ясно 7,13 7,52 8,01 8,13 8,22 8,43
излагает материал
Владение аудиторией и умение привлечь внимание студентов 5,13 7,06 7,78 7,92 7,89 8,28
Использование активных методов обучения, обучение навыкам дискуссии 5,58 6,85 7,50 7,63 7,87 8,03
Практикоориентированный подход при изложении теоретического материала 7,00 7,65 7,99 8,11 8,12 8,41
Использование в учебном процессе результатов научных исследований 7,55 7,26 7,63 7,77 7,93 8,05
Доброжелательность преподавателя, его доступность для консультаций и 7,55 7,60 7,80 7,88 7,95 8,33
готовность помочь в решении возникающих вопросов
Доступность учебных печатных или электронных материалов, разработан- 6,04 6,22 6,79 6,71 7,24 7,82
ные преподавателем по данной дисциплине (конспекты лекций, пособия, учебники, информационно-справочные материалы)
Требовательность преподавателя 5,77 7,86 8,14 8,22 8,05 8,4
Объективность преподавателя в оценке знаний студента 8,10 7,73 8,00 8,14 8,13 8,53
Тактичность преподавателя, проявление уважения по отношению к студентам 8,23 8,33 8,54 8,59 8,47 8,84
Дисциплинированность преподавателя 8,13 8,6 8,74 8,76 8,45 8,92
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
BAIKAL STATE UNIVERSITY: RETROSPECTIVE AND PERSPECTIVE
Открытость и обратная связь. Исследование удовлетворенности потребителей образовательных услуг осуществляется в университете с 2000 г. в рамках мониторингового исследования «Учебный процесс глазами студента». Критерии оценивания отражают, главным образом, качественные параметры преподавательского труда и оцениваются студентами по 10-балльной шкале. Исследование проводится среди студентов очной формы обучения всех курсов. Динамика оценок студентов с 2000 по 2014 г. свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности студентов и положительной динамике по всем оцениваемым параметрам (табл.).
Важным фактором обеспечения качества подготовки выпускников является предоставление сведений об организации учебного процесса на сайте университета. В соответствии с приказами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 июля 2014 г.
№ 1085 (ред. от 24 октября 2014 г.) в целях обеспечения информационной открытости на официальном сайте университета опубликована полная и достоверная информация о результатах приема, образовательных программах и условиях их реализации (материально-техническом, кадровом и методическом обеспечении).
Таким образом, основные направления работы по повышению качества образования в университете осуществятся системно и целенаправленно. Реализуемые университетом образовательные программы полностью соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов и учитывают потребности регионального рынка труда и непосредственных потребителей образовательных услуг. Непрерывное совершенствование образовательной среды является значимым компонентом стратегии развития университета.
Список использованной литературы
1. Бурлакова И. И. основные подходы к трактовке качества образования в России и за рубежом / И. И. Бурлако-ва // Инновации в образовании. — 2013. — № 1. — С. 35-40.
2. Вашурина Е. В. Система развития совместных образовательных программ в российских вузах через призму стратегии интернационализации / Е. В. Вашурина, О. А. Вершинина, Я. Ш. Евдокимова // Аккредитация в образовании. — 2014. — № 2. — C. 41-49.
3. Винокуров М. А. Направление совершенствования системы высшего образования в России / М. А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 5. — С. 5-9.
4. Ефимов В. С. Форсайт высшей школы России: перспективы политики / В. С. Ефимов // Аккредитация в образовании. — 2012. — № 5. — C. 61-42.
5. Качество образования: в поисках определения // Качество образования. — 2011. — № 6. — С. 40-45.
6. Коротков Э. М. Управление качеством образования / Э. М. Коротков. — М. : Акад. проект, 2007. — 320 с.
7. Озерникова Т. Г. К вопросу о качестве образования: теория и практика / Т. Г. Озерникова, Д. В. Братищенко // Ректор вуза. — 2015. — № 1. — С. 38-43.
8. Озерникова Т. Г. Факторы интеграции России в мировое образовательное пространство / Т. Г. Озерникова // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2015. — № 2. — С. 92-100.
9. Степанова В. С. Понятие и составляющие качества образования / В. С. Степанова // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. — 2010. — № 1. — С. 62-69.
10. Субетто А. И. Проблема качества образования в России. Контекст «отношения адекватности» / А. И. Суббе-то. — URL : http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161252.htm.
References
1. Burlakova I. I. Main approaches to the definition of education quality in Russia and abroad. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in Education, 2013, no. 1, pp. 35-40. (In Russian).
2. Vashurina E. V., Vershinina O. A., Evdokimova Ya. Sh. The system of joint educational programs development in Russian universities in the light of the internationalization strategy. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in Education, 2014, no. 2, pp. 41-49. (In Russian).
3. Vinokurov M. A. Improvement trends in higher education system in Russia. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekono-micheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 5, pp. 5-9. (In Russian).
4. Efimov V. S. Forsyth of higher education in Russia: policy prospects. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in Education, 2012, no. 5, pp. 61-42. (In Russian).
5. 5. The quality of education: in search of a definition. Kachestvo obrazovaniya = Education Quality, 2011, no. 6, pp. 40-45. (In Russian).
6. Korotkov E. M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya [Managing the education quality]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2007. 320 p.
7. Ozernikova T. G., Bratishchenko D. V. To the issue of quality of education: theory and practice. Rektor vuza, 2015, no. 1, pp. 38-43. (In Russian).
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. ISSN 1993-3541 2015. Т. 25, № 2. С. 196-205. ISSN 1993-3541
T. G. OZERNIKOVA, T. A. BUTAKOVA
8. Ozernikova T. G. Factors of Russia's integration into the world educational space. Izvestiya Ural'skogo gosudarstven-nogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestiya of Ural State University of Economics, 2015, no. 2, pp. 92-100. (In Russian).
9. Stepanova V. S. The concept and components of quality of education. Vestnik Khabarovskoi gosudarstvennoi aka-demii ekonomiki i prava = Bulletin of Khabarovsk State Academy of Economics and Law, 2010, no. 1, pp. 62-69. (In Russian).
10. Subetto A. I. Problema kachestva obrazovaniya vRossii. Kontekst«otnosheniya adekvatnosti» [The problem of education quality in Russia. The context of «adequacy ratio»]. Available at: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001b/00161252. htm. (In Russian).
Информация об авторах Озерникова Татьяна Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе и международной деятельности, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Бутакова Татьяна Александровна — начальник учебно-методического управления, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи Озерникова Т. Г. Качество образования — приоритет развития университета / Т. Г. Озерникова, Т. А. Бутакова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 2. — С. 196-205. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205.
Authors
Tatiana G. Ozernikova — Doctor habil. (Economics), Professor, Vice-Rector for Studies and International Relations, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Tatiana A. Butakova — Head of the Office of Studies Administration, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Reference to article
Ozernikova T. G., Butakova T. A. Education quality as a university's development priority. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 2, pp. 196-205. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2).196-205. (In Russian).