Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов: специфика, опыт внедрения'

Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов: специфика, опыт внедрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1196
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ГРАФИК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ / РЕЙТИНГ / КУМУЛЯТИВНЫЙ РЕЙТИНГ / BOLOGNA PROCESS / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM OF TEST UNITS / SCORE-RATING SYSTEM OF ESTIMATION OF STUDENTS ACTIVITY / THE SCHEDULE OF CURRENT CONTROL / RATING / CUMULATIVE RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Маргарита Анатольевна, Потороко Ирина Юрьевна

Статья посвящена проблемам внедрения в учебный процесс вузов балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов в контексте реализации основных направлений Болонского процесса. В статье автор описывает опыт Южно-Уральского государственного университета по переходу на систему зачетных единиц, специфику организации учебного процесса в новом формате обучения. В статье автором обозначены проблемы внедрения в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Score-rating system of estimation of students activity: specificity, introduction experience

The article is devoted to the problems of introduction of the score-rating system to the educational process of high schools for estimating activity of students in the context of realization of the basic directions of Bologna process. In the article the author describes the experience of the South Ural State University of transition to the system of test units, specificity of the organization of educational process in a new format of training. In the article the author designates the problems of introduction of the score-rating system of estimation of students activity in educational process.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов: специфика, опыт внедрения»

УДК 378

ББК У9(2)262.25+Ч488.74(2)61

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ: СПЕЦИФИКА, ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ

М.А. Сафронова, И.Ю. Потороко

Статья посвящена проблемам внедрения в учебный процесс вузов балльнорейтинговой системы оценки деятельности студентов в контексте реализации основных направлений Болонского процесса. В статье автор описывает опыт Южно-Уральского государственного университета по переходу на систему зачетных единиц, специфику организации учебного процесса в новом формате обучения. В статье автором обозначены проблемы внедрения в учебный процесс балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов.

Ключевые слова: Болонский процесс, организация учебного процесса, система зачетных единиц, балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов, график текущего контроля, рейтинг, кумулятивный рейтинг.

Инновационная деятельность ряда вузов России сегодня направлена на реализацию основных направлений Болонской декларации, которые предусматривают принятие системы зачетных единиц (кредитов) как средства повышения мобильности студентов и преподавателей, а также создание условий для их свободного перемещения.

Система зачетных единиц представляет собой эффективный механизм сопоставления количественных и качественных показателей уровня подготовки студентов, позволяя на основе объективных показателей устанавливать по итогам обучения рейтинг каждого студента. Переход на систему зачетных единиц предполагает перестройку всего учебного процесса, которая должна быть направлена на повышение качества образования [4]. Повышению качества освоения образовательных программ способствует развитие новых методов текущего контроля знаний студентов, одним из которых является балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов.

Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов (БРС) внедрена на факультете «Коммерция» Южно-Уральского государственного университета в 2007 году в рамках эксперимента Министерства образования и науки РФ по введению системы зачетных единиц в учебный процесс вузов. Для этого на факультете было разработано Положение о БРС, сутью которого является введение в учебный процесс кумулятивного рейтинга по 100-балльной шкале оценки знаний студентов.

Внедрение балльно-рейтинговой системы на факультете предполагает организацию в каждом семестре текущего и итогового кон-

троля по всем изучаемым дисциплинам. Всего по дисциплине студент может максимально получить 100 баллов. Успешность изучения каждой из дисциплин учебного плана, независимо от трудоемкости, включает две составляющие:

- оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению дисциплины в течение семестра (текущий контроль);

- оценка знаний студента на экзамене или зачете (итоговый контроль).

Для экзаменационных дисциплин рейтинговая оценка студента складывается из баллов, набранных по текущему контролю, баллов, набранных за экзамен и премиальных баллов. Максимальное количество баллов, отводимых на текущий контроль в течение семестра, равняется 60; на экзамене студент может набрать максимум 40 баллов. За успешное выполнение студентами творческих поисковых работ, углубляющих знания по дисциплине начисляются дополнительные (премиальные) аттестационные баллы, которые не превышают 40. Творческие поисковые работы могут быть выполнены студентами в виде:

- аналитических разработок;

- исследовательских работ;

- рефератов;

- творческих заданий;

- решений задач повышенной трудности;

- маркетинговых исследований в зависимости от специфики учебной дисциплины.

Для зачетных дисциплин рейтинговая оценка студента складывается из баллов, на-

бранных по текущему контролю и баллов, набранных на зачете. Максимальная сумма баллов за текущий контроль устанавливается равной 80, процедура зачета оценивается до 20 баллов. В положении также определена методика формирования оценки за выполнение курсовых работ (проектов), всех видов практик, итоговой государственной аттестации. Таким образом, каждый из видов учебных работ, предусмотренных учебными планами по направлениям подготовки (специальностям), дифференцирован по 100-балльной шкале оценки знаний студентов.

Оценки успеваемости студента по каждой дисциплине выставляются в соответствии с табл. 1.

Таким образом, введение в учебный процесс балльно-рейтинговой системы обеспечивает логичный и безболезненный его переход от пятибалльной к европейской системе оценок, что в свою очередь позволяет засчитывать результаты обучения студентов в вузах-партнерах при реализации совместных образовательных программ.

Внедрение балльно-рейтинговой системы обеспечивает более эффективный контроль текущей работы студентов. Текущий контроль предназначен для оценки:

- качества усвоения студентами теоретических разделов дисциплины;

- знаний, умений и навыков, полученных на практических занятиях по дисциплине;

- самостоятельной работы студентов [1].

Для организации текущего контроля по

каждому виду занятий выделяются основные разделы (темы) дисциплины, подлежащие контролю (контрольные точки), и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки, которые в обязательном порядке отражаются в рабочей программе учебной дисциплины. При этом предполагается разделение всего курса на ряд самостоятельных, логически завершенных блоков, по которым

планируется проведение контрольных мероприятий. Далее составляются графики текущего контроля, в которых отражаются количество и сроки проведения контрольных мероприятий и соблюдается равномерность при их расположении на всем временном интервале изучения дисциплины. Такая организация текущего контроля мобилизует студентов на работу в течение всего семестра, а не только в период перед экзаменами, иными словами, стимулирует студента к интенсивному систематическому получению знаний в течение всего периода обучения.

Графики текущего контроля по всем учебным дисциплинам выкладываются на интерактивном информационном портале факультета и становятся доступными для студентов. Студент, работая с преподавателем в течение семестра, уже с первой недели, оценивая свои успехи, знает, как повышается его оценка, и в конце обучения может с высокой вероятностью определить ее возможное итоговое значение. Это практически исключает субъективность итоговой оценки, выставляемой студенту преподавателем [3].

Данная система ставит студентов перед необходимостью регулярной учебной работы, повышает заинтересованность в ее результатах и в итоге повышает качество образования. Она, по сути, является непрерывной аттестацией студентов в течение всего учебного семестра, активизирует их работу, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, выполнять все предложенные формы самостоятельной работы. Таким образом, переход к балльно-рейтинговой системе обучения позволяет существенно повысить роль, значение и эффективность самостоятельной работы студентов в учебном процессе.

По окончании семестра составляется рейтинг студентов согласно набранным баллам по итогам изучения каждой дисциплины. Кроме того, по каждому студенту ведется

Таблица 1

Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ЕСТЭ и балльно-рейтинговой системы оценок текущей успеваемости)

Оценка Неудовлетворительно У довлетворительно Хорошо Отлично

Оценка ЕСТБ Г (2) РХ (2+) Е(3) 0(3+) С (4) В (5) А (5+)

Набранная сумма баллов (тах- 100) Менее 40 41-59 60-66 67-72 73-85 86-92 93-100

Сафронова М.А., Потороко И.Ю.

Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов: специфика, опыт внедрения

кумулятивный рейтинг, который накапливает баллы студента в течение всего периода обучения, позволяя ему занять определенное место. Рейтинг как показатель качества учебной деятельности студента является одним из критериев в системе аттестации на различных уровнях обучения, а также при распределении на образовательные программы. Различают следующие основные виды рейтинга студентов:

- рейтинг по дисциплине;

- семестровый рейтинг;

- групповой рейтинг - рейтинг студента по группе (циклу) дисциплин;

- итоговый рейтинг, учитывающий результаты всех видов деятельности студента при освоении им основной образовательной программы.

Данные рейтинги формируются в интерактивном информационном портале факультета, где каждый студент имеет возможность ознакомиться со своими результатами обучения, что, на наш взгляд, порождает здоровую конкуренцию, стимулирует стремление учиться лучше.

Двухлетний опыт внедрения в учебный процесс факультета системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы высветил некоторые проблемы, которые не были учтены во время разработки документов. Структура учебных планов образовательных программ предусматривает, что студенты первых двух курсов изучают в основном дисциплины циклов ГСЭ и ЕН. Изучение же дисциплин специальности и специализации в основном приходится на последние два года обучения. Основной целью образовательных программ является развитие компетенции, которые подразделяются на общие и специфические (профессионально-специализированные) для конкретных направлений обучения [2].

По нашему убеждению, качество подготовки специалиста в большей степени зависит от формирования у студента профессиональ-

ных компетенций, следовательно, и качество изучения дисциплин специальности и специализации студентом должно быть выше. Таким образом, шкала оценки знаний может варьироваться в зависимости от того, к какому блоку принадлежит изучаемая студентом дисциплина. Студент может считаться успевающим по дисциплинам специальности и специализации, если он продемонстрировал педагогу как минимум 70% знаний. Оценки успеваемости студента по данным дисциплинам, на наш взгляд, могут выставляться согласно табл. 2.

Следующая проблема, с которой столкнулся факультет, внедряя балльно-рейтинговую систему, заключается в том, что в вузе существуют традиции, которые предусматривают определенную очередность сдачи экзаменов и зачетов. Считается, что студент, не сдавший зачеты, не может быть допущен к сдаче экзаменов. Такая схема не приемлема при новых условиях организации учебного процесса, где все дисциплины являются абсолютно обособленными и их оценка дифференцирована. И если, к примеру, студент по зачетной дисциплине не набрал 60 баллов, это не должно влиять на экзаменационную дисциплину, по которой он уже имеет определенные результаты. Таким образом, студенты на протяжении экзаменационной сессии должны иметь возможность пройти итоговый контроль знаний по всем дисциплинам, изучаемым в текущем семестре.

Необходимо отметить, что по окончании каждого семестра проводится опрос студентов, с целью выявления степени удовлетворенности новой схемой организации учебного процесса, в частности, балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Большинство студентов удовлетворены данной системой, отмечая ее полезность и значимость. Однако ответы студентов свидетельствуют о том, что не все готовы систематически и интенсивно трудиться в течение семестра, грамотно распределять временные ресурсы.

Таблица 2

Соответствие систем оценок для дисциплин специальности и специализации

Оценка Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

Оценка ЕСТБ Р (2) РХ (2+) Е (3) 0(3+) С (4) В (5) А (5+)

Набранная сумма баллов (шах- 100) Менее 50 51-70 71-76 77-82 83-88 89-95 96-100

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что в целом внедрение в учебный процесс факультета балльно-рейтинговой системы позволило: сделать логичным и безболезненным переход учебного процесса от пятибалльной к европейской системе оценок; внедрить дифференцированный подход к оценке знаний по всем учебным дисциплинам; интенсифицировать и равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебного года; повысить объективность оценки знаний, исключая случайные факторы; стимулировать студента к интенсивному систематическому получению знаний в течение всего периода обучения; активизировать самостоятельную работу студента. Надеемся, что опыт факультета поможет вузу расширить внедрение системы зачетных единиц на другие факультеты университета и значительно продвинуться в вопросах реализации академической мобильности и создания совместных образовательных программ.

Литература

1. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц / З.И Александров, А. Афанасьева, Э. Сагитова, В. Стро-кина // Высшее образование в России. -2007.-№ 8.

2. Кравченко, Т.К. Особенности подхода к внедрению системы зачетных единиц в Государственном Университете - Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ): Отчет ГУ-ВШЭ за 2005 г. «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», Интервью ректора ГУ-ВШЭ Я.И. Кузьмшова «Подсказывает рынок труда» // Труд. - 16 мая. - 2006.

3. Сазонов, Б.А. Система зачетных единиц и организационно-эконо-мические аспекты модернизации высшего образования /Б.А. Сазонов. -М.: НИИВО, 2005. - 95 с.

4. Сенашенко, B.C. О слиянии реформирования европейского образования на организацию учебного процесса в российских вузах / B.C. Сенашенко, Н.В. Жалнина // Эффективное управление университетом и развитие международного сотрудничества: межвузовский сборник научных статей. — Омск: Изд-во ОмГПУ. — 2005. —183 с.

Поступила в редакцию 20 сентября 2008 г.

Сафронова Маргарита Анатольевна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникацию), заместитель декана факультета «Коммерция» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - инновационные процессы в сфере высшего профессионального образования, интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продаж. Контактный телефон: (8-351) 267-92-88.

Margarita Anatolievna Safronova. Candidate of Science (Pedagogics), associate professor of the Marketing Communications department, deputy Dean of the Commerce Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Professional interests: innovative processes in the sphere of higher professional education, integrated marketing communications in points of sale. Contact telephone number: 007 (351) 267-92-88.

Потороко Ирина Юрьевна. Кандидат технических наук, доцент кафедры товароведения и экспертизы потребительских товаров, зам декана факультета коммерции Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - экспертиза, управление качеством и безопасностью продовольственного сырья и товаров. Контактный телефон: (8-351) 267-93-80, 267-92-88.

Potoroko Irina Jurevna. Candidate of Technical Science, senior lecturer of the Commodity Research and Consumer Goods Examinations department, deputy dean of the Faculty of Commerce of South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests: examination, quality management and safety of food raw materials and goods. Contact phone: 007(351)267-93-80, 267-92-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.