СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ
В прошлом году начата процедура присоединения нашей страны к Болонскому процессу, целью которого является формирование единого европейского образовательного пространства. Его создание обусловили реалии сегодняшнего дня, отмеченные процессами глобализации и активизации международного сотрудничества в области образования. О том, что сулит нам болонизация и какие дополнительные возможности открывает перед белорусскими вузами, рассказывает первый заместитель министра образования Республики Беларусь Александр ЖУК.
Образовательные траектории Болонского процесса
— Для нашей страны вопрос о том, что мы выиграем и что проиграем, вливаясь в Болонский процесс, очень актуален. Очевидно, что положительных моментов от приобщения к европейским стандартам высшей школы гораздо больше, чем негативных. Одним из наиболее весомых позитивов является то, что наше образование становится более универсальным и «пригодным» для граждан других стран. Второе преимущество заключается в очень быстром обновлении его содержания. Мобильными становятся и студенты, и преподаватели. Перед нашими вузами открываются дополнительные возможности для участия в европейских проектах и академических обменах с университетами других стран. В построении единого образовательного пространства мы усматриваем и частные цели, которые интересны для Беларуси как в ближайшей перспективе, так и в отдаленной.
— Александр Иванович, вполне очевидно, что включение Беларуси в Болонский процесс повысит престиж национальной высшей школы?
— Безусловно, участие в этом движении заставляет нас предъявлять более жесткие требования к отечественным учебным заведениям, подтянуть их к уровню ведущих мировых университетов. Присоединение повлечет приток иностранных студентов в белорусские вузы, повысит их конкурентоспособность, расширит информативность о нашей системе обучения и сделает ее «понятной» для тех, кто желает продолжить образование в других странах. Естественно, что наши абитуриенты не будут стремиться учиться за рубежом, поскольку на родине можно получить диплом, соответствующий европейскому.
—Для полноценного тандема с евро -пейскими коллегами нужно научиться выстраивать взаимно признаваемые образовательные программы. Что будет способствовать повышению качества образования?
— В значительной мере этому содействуют сопоставимые критерии и методологии его оценки, совместимые с зарубежными стандартами. Мы практически завершили их создание. На данный момент около 30 наших учебных заведений сформировали вузовские системы менеджмента качества и осуществили их международную сертификацию по стандартам ISO 9001. Они обеспечивают гарантию получения образования мирового уровня, повышение его конкурентоспособности, улучшение образовательного процесса на основе мониторинга рынка труда и изучения требований потребителей. Но
пока Беларусь не представлена в Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA, членство в которой открыто для всех стран, подписавших Болонскую декларацию, и это препятствует участию нашей республики в аккредитационных мероприятиях.
— Но все же западная высшая школа имеет четкую профессиональную ориентированность, наша же зиждется на фундаментальной подготовке. Удастся ли сохранить традиции фундаментальной отечественной науки, добиться консенсуса в этом деле и избежать нежелательных последствий?
— Участникам Болонского процесса не навязывают единственно возможную модель формирования системы высшего образования, от них не требуют унификации и подчинения, резких революционных движений, оторванных от национальных контекстов, а только определяют принципы, на основании которых желательно ее строить. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества, понятности, открытости и прозрачности. Многие страны выбирают «мягкий путь» болонских реформ, что предполагает проведение необходимого, но достаточного минимума преобразований. Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от нашего принципа фундаментальности. В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наши традиции, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, интенсифицировать учебный процесс. Элементом для обсуждения может являться содержательная оптимизация социально-гуманитарного компонента в подготовке специалистов с высшим образованием. В ряде европейских государств данный компонент реализуется в средней шко-
ле, что позволяет сократить срок обучения и сделать его более экономичным.
— Как вы оцениваете степень готовности отечественной системы образования к переходу на Болон-скую модель?
— Мы включились в процесс формирования европейского образовательного пространства значительно позже стран, его инициировавших. Но все же у нас есть наработки для того, чтобы войти в единое европейское пространство высшего образования. Некоторые вузы — Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет и Гродненский государственный университет имени я. Купалы — уже входят в Европейскую ассоциацию университетов, которая является ассоциированным участником Болонского процесса, и активно участвуют в преподавании и исследованиях, национальных ассоциациях ректоров и других организациях. Механизмы национальных реформ получили институциональное оформление. Указом главы государства от 04.01.2002 г. №5 обеспечена правовая основа процедуры признания и установления эквивалентности зарубежных документов/квалификаций образования на территории нашей страны. Законом «О высшем образовании» зафиксирована двухуровневая система, развитие которой закреплено в Кодексе Республики Беларусь об образовании, принятом в этом году. Регулируемая автономия позволяет вузам осуществлять взаимообмен и стажировки студентов и преподавателей во всех университетах мира, а также устанавливает право учебного заведения на включение в образовательные программы регионального и вузовских компонентов.
Поскольку единая Европа предполагает свободное передвижение специалистов, необходима сравнимость квалификаций в области высшего образования. В этой связи Министерство труда и социальной защиты и Министерство образования осуществляют разработ-
ку Национальной рамки квалификаций — инструмента сопряжения сфер труда и образования. Она строится с учетом сопоставимости национальных квалификационных уровней соответствующим европейским. Своеобразным «проводником» принципов Болонской декларации в Беларуси стала группа из девяти национальных экспертов по реформе высшего образования, задача которой — укрепление связей с Болон-ским процессом. Ну а самым серьезным практическим шагом на этом пути является тот факт, что высшая школа республики с 1 сентября 2008 г. перешла на учебные планы и программы нового поколения, которые основаны на компетентностном подходе и междисциплинарном синтезе знаний при подготовке специалиста. Образовательные стандарты содержат зачетные единицы по типу ECTS — Европейской системы трансфера кредитов.
— Предусмотрено ли законодательное закрепление кредитно-модульной системы организации учебного процесса и что она собой представляет?
— В ней много преимуществ — международная прозрачность учебного процесса, полная информированность студента о содержании учебных программ, критериях оценки его знаний, неизменность их форм. Обучение строится не на простом прочтении лекций, а преимущественно на самостоятельном изучении материала. Модуль — блок дисциплин, образующих определенную взаимосвязанную целостность в составе программы и являющихся ее логической подструктурой. Модулю отвечает определенная сумма зачетных единиц — кредитов, с помощью которых измеряется трудоемкость изучения материала студентом, необходимая для освоения программы и получения соответствующих компетенций. Зачетные единицы количественно отражают работу слушателя по освоению каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, в понятие которой входят лекции, практические занятия, семина-
СИНЕргИя зНАНИй
ры, учебные практики, самостоятельная работа, подготовка к сдаче экзаменов. Особенно эффективно модульное строение для междисциплинарных программ, часто сочетающих разнородные предметы, которым и отвечают отдельные модули. В магистратуре, сохраняя инвариантную часть и меняя модули, «удобно» давать разные специализации.
Кредитно-модульная система предусматривает обучение студентов в дискретном режиме по заранее разработанной модульной программе, которая состоит из логически завершенных частей учебного материала со структурным содержанием каждого модуля и оценкой знаний. Такая система уже используется во многих вузах республики: Белорусском государственном университете,
Белорусском государственном экономическом университете, Гродненском государственном университете имени я. Купалы, Белорусском государственном университете физической культуры и других вузах.
— Чем продиктовано внедрение Европейской системы трансфера кредитов?
— Необходимостью модернизации образовательных стандартов, стимулирования академической мобильности, создания условий для переноса кредитов из сферы высшей школы в контекст образования в течение всей жизни. Кроме того, ECTS обеспечивает признание неофициального и неформального образования и гибкости квалификаций, совместимость национальных образовательных систем. Применение транс-
фера кредитов позволяет установить более короткие сроки обучения, учитывать относительную значимость различных видов занятий для конкретной дисциплины, а также вклад каждой из них в итоговый средний показатель, получаемый студентом, выявлять его индивидуальный рейтинг, совершенствовать контроль успеваемости, усилить прозрачность учебной трудоемкости и образовательных маршрутов.
Проект инструкции по расчету трудоемкости образовательных программ с использованием системы ECTS уже разработан в республике. Новые образовательные стандарты предусматривают ее введение в практику. На современном этапе их внедрение требует лишь внесения на рассмотрение Совета Министров
соответствующего нормативного правового акта.
— Самое важное свидетельство качества образования — жизнеспособность наших дипломов за рубежом. Насколько болонизация будет способствовать ее укреплению?
— На заседании Президиума Республиканского совета ректоров вузов, состоявшемся в октябре прошлого года, была поддержана необходимость разработки и использования национального приложения к документам о высшем образовании, совместимого с Diploma Supplement на основе образца юНЕСКО/ Совета Европы. С его помощью можно будет решить ряд принципиальных вопросов: поднять рейтинг национальных вузов в мировой иерархии, повысить их «узнаваемость» за рубежом, обеспечить прозрачность вузовских программ и бо-
лее высокую объективность полученных квалификаций. На данный момент готовится инструкция по использованию национального Приложения и компьютерная программа для его заполнения. Оно будет выдаваться на русском, белорусском и английском языках.
— Отечественное высшее образование уже переживало разделение на две ступени. Почему не прижилось это изменение и будет ли оно возвращено в белорусскую практику?
— В вашем вопросе речь прежде всего идет о бакалаврах, подготовка которых велась в 1994—2007 гг. В этот период параллельно действовали три различные модели двухступенчатой системы высшего образования, где бакалавром являлся и студент, дополнительно на последнем курсе освоивший комплекс учебных дисциплин, и студент, получивший четырехлетнюю теоретическую подготовку. Практика показала, что бакалавры не были востребованы на рынке труда. Болонская декларация не требует обязательного применения этого термина для первой ступени. В национальной системе останется двухступенчатая структура высшего образования: специалист — магистр.
— Что будет с аспирантурой в ее традиционном виде?
— Вопрос о «встраивании» аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьей ступени, или третьего цикла, — после бакалавриата и магистратуры — только недавно поставлен на повестку дня Болонского процесса. Если соглашаться с такой моделью, то нужно вводить в программы аспирантуры весомый образовательный компонент — насыщать ее определенными курсами. Очевидно, что на начальном этапе интеграции национальной высшей школы в европейское пространство не требуется коренной ломки традиционных для страны-кандидата уровней и ступеней системы образования. Всестороннее изучение практики болони-
«буквального соблюдения ВСЕХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОй ДЕКЛАРАЦИИ НИКТО ОТ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ НЕ ТРЕБУЕТ. ОНИ САМИ ОПРЕДЕЛяюТ ПРИОРИТЕТНОСТь
их выполнения, адаптируют к своим традициям и устанавливают сроки внедрения»
зации России, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Украины и Казахстана подтверждает: буквального соблюдения всех принципов Болонской декларации никто от государств-участников не требует. Они сами определяют приоритетность их выполнения, адаптируют к своим традициям и устанавливают сроки внедрения. Соответственно, вопрос о переходе к трехступенчатой системе в жесткой форме не ставится. Это национальная особенность, которая сегодня также частично согласована с европейской практикой: вместо традиционного диплома кандидата наук соискатели этой ученой степени по заявлению могут получить диплом PhD, если это предусмотрено законодательством страны.
— Не нивелируется ли в результате этого роль наших докторов наук, если сходную степень на Западе получают после первой защиты научной работы?
— В национальной академической системе существует степень доктора наук, присуждаемая за разработку нового научного направления или решение крупной научной проблемы и превосходящая степень кандидата наук, присваиваемую выпускникам аспирантуры после защиты диссертации. Во многих западных странах защита научной работы сразу дает степень доктора — PhD, то есть доктора философии с прибавлением названия конкретной науки, например биологии. «Вторая» докторская степень до недавних пор существовала в нескольких странах — Doktor habil. в Германии, Docteur d'Etat во Франции, но сейчас они упразднены или упраздняются. Россия, Финляндия (с двумя уровнями в аспирантуре — лиценциата и доктора) и Монголия остаются среди немногих государств, которые сохраняют «вторую» докторскую степень, хотя в России и Монголии ее можно формально назвать первой, поскольку в результате защиты «первой» диссертации присваивается степень кандидата наук, а не доктора.
Спешить с отменой докторской степени в Беларуси пока что нет оснований. Хотя у
нее нет эквивалента в западных системах, но роль в отечественном образовании и науке достаточно велика. Во-первых, ее обладатель, основавший новое научное направление, является состоявшимся ученым, способным создать собственную научную школу. Во-вторых, доктора наук
— основные эксперты-рецензенты, которые решают вопрос о возможности присвоения диссертанту кандидатской степени. В-третьих, как правило, только доктор наук может получить ученое звание профессора. То есть наша система настолько устоялась, что менять в ней что-либо не представляется необходимым.
— Готов ли к таким переменам преподавательский корпус?
— Несмотря на актуальность проблемы построения единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, доступной русскоязычной литературы по данной проблематике до сих пор недостаточно. Даже в академическом сообществе России бо-лонизацию называют «болонкизацией», что еще раз говорит об информационном вакууме в вопросах внедрения принципов декларации в систему образования страны. Серьезных концептуальных научных статей насчитывается немного, а монографические исследования отсутствуют вовсе. Такой информационный вакуум приводит к терминологической путанице, что, безусловно, не способствует конструктивному осмыслению и эффективному изучению механизмов формирования единого образовательного поля.
— Не встанет ли перед нами пробле-ма оттока квалифицированных специалистов в другие страны? Какие меры будут предприняты для сдерживания процесса «утечки мозгов»?
—Действительно, данная проблема весьма чувствительна для республики — за рубеж уезжают и абитуриенты, и профессиональные кадры. И это неудивительно, ведь каждый гражданин Беларуси имеет право продолжить образование в любой стране мира. К тому же академическая мобильность на тех же принципах, кото-
рые предлагает Болонский процесс, уже существует для нашей республики в рамках СНГ Примером может служить Сетевой открытый университет Содружества Независимых Государств, созданный в 2009 г. Однако при системном подходе проблема «утечки мозгов» решаема. Положительная практика уже имеет место быть. К примеру, иностранные документы об образовании, даже выданные в ЕС, признаются не в каждой европейской стране для целей трудоустройства — работает защита национальных рынков рабочей силы, существует специализированная процедура квалификационной оценки. К тому же рынок высококвалифицированного труда в Европе близок к насыщению, а в последнее время даже сокращается вследствие кризиса. Не менее опасна так называемая внутренняя «утечка мозгов», когда научные и инженерно-технические кадры переходят в сферы, далекие от их образования и опыта: в бизнес, сектор услуг и т.п.
В целом с начала реформы в 1999 г. и до 2007 г. в общеевропейском масштабе число студентов, уехавших по стипендиям в зарубежные вузы, достаточно скромное. Оно выросло на 45%, со 111 тыс. до 160 тыс. человек в год. Более активному походу за знаниями препятствуют трудности адаптации на месте, а также скромное экономическое обеспечение. В такой стране, как Франция, показатели роста еще ниже — 30%. Ежегодно страну покидает меньше 0,5% всех студентов, причем они редко остаются в зарубежном вузе на целый семестр. В результате учебные поездки больше походят на жизненный эксперимент или затяжные каникулы, чем на взрывной интерес к международному образованию, а список стран, наиболее часто выбираемых для учебной стажировки, нередко совпадает со списком популярных туристических направлений. Поэтому сегодня вполне объективно ставится вопрос о разработке механизма регулирования процесса «утечки мозгов» и превращении его в процесс «циркуляции мозгов», что позволит обогатить и науку, и производство, и технологии.
Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ