Научная статья на тему 'Образовательные траектории Болонского процесса'

Образовательные траектории Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянович Ирина

В прошлом году начата процедура присоединения нашей страны к Болонскому процессу, целью которого является формирование единого европейского образовательного пространства. Его создание обусловили реалии сегодняшнего дня, отмеченные процессами глобализации и активизации международного сотрудничества в области образования. О том, что сулит нам болонизация и какие дополнительные возможности открывает перед белорусскими вузами, рассказывает первый заместитель министра образования Республики Беларусь Александр ЖУК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational trajectory of the Bologna process

Last year started the procedure for accession of our country to the Bologna process, whose goal is the formation of a single European educational space. Its creation led to today's realities, marked by globalization and intensifying international cooperation in the field of education. That promises us balanitaceae and what additional opportunities for Belarusian universities, says the first Deputy Minister of education of Belarus Alexander ZHUK.

Текст научной работы на тему «Образовательные траектории Болонского процесса»

СИНЕРГИЯ ЗНАНИЙ

В прошлом году начата процедура присоединения нашей страны к Болонскому процессу, целью которого является формирование единого европейского образовательного пространства. Его создание обусловили реалии сегодняшнего дня, отмеченные процессами глобализации и активизации международного сотрудничества в области образования. О том, что сулит нам болонизация и какие дополнительные возможности открывает перед белорусскими вузами, рассказывает первый заместитель министра образования Республики Беларусь Александр ЖУК.

Образовательные траектории Болонского процесса

— Для нашей страны вопрос о том, что мы выиграем и что проиграем, вливаясь в Болонский процесс, очень актуален. Очевидно, что положительных моментов от приобщения к европейским стандартам высшей школы гораздо больше, чем негативных. Одним из наиболее весомых позитивов является то, что наше образование становится более универсальным и «пригодным» для граждан других стран. Второе преимущество заключается в очень быстром обновлении его содержания. Мобильными становятся и студенты, и преподаватели. Перед нашими вузами открываются дополнительные возможности для участия в европейских проектах и академических обменах с университетами других стран. В построении единого образовательного пространства мы усматриваем и частные цели, которые интересны для Беларуси как в ближайшей перспективе, так и в отдаленной.

— Александр Иванович, вполне очевидно, что включение Беларуси в Болонский процесс повысит престиж национальной высшей школы?

— Безусловно, участие в этом движении заставляет нас предъявлять более жесткие требования к отечественным учебным заведениям, подтянуть их к уровню ведущих мировых университетов. Присоединение повлечет приток иностранных студентов в белорусские вузы, повысит их конкурентоспособность, расширит информативность о нашей системе обучения и сделает ее «понятной» для тех, кто желает продолжить образование в других странах. Естественно, что наши абитуриенты не будут стремиться учиться за рубежом, поскольку на родине можно получить диплом, соответствующий европейскому.

—Для полноценного тандема с евро -пейскими коллегами нужно научиться выстраивать взаимно признаваемые образовательные программы. Что будет способствовать повышению качества образования?

— В значительной мере этому содействуют сопоставимые критерии и методологии его оценки, совместимые с зарубежными стандартами. Мы практически завершили их создание. На данный момент около 30 наших учебных заведений сформировали вузовские системы менеджмента качества и осуществили их международную сертификацию по стандартам ISO 9001. Они обеспечивают гарантию получения образования мирового уровня, повышение его конкурентоспособности, улучшение образовательного процесса на основе мониторинга рынка труда и изучения требований потребителей. Но

пока Беларусь не представлена в Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании ENQA, членство в которой открыто для всех стран, подписавших Болонскую декларацию, и это препятствует участию нашей республики в аккредитационных мероприятиях.

— Но все же западная высшая школа имеет четкую профессиональную ориентированность, наша же зиждется на фундаментальной подготовке. Удастся ли сохранить традиции фундаментальной отечественной науки, добиться консенсуса в этом деле и избежать нежелательных последствий?

— Участникам Болонского процесса не навязывают единственно возможную модель формирования системы высшего образования, от них не требуют унификации и подчинения, резких революционных движений, оторванных от национальных контекстов, а только определяют принципы, на основании которых желательно ее строить. Важна продуманная, комплексная, гибкая стратегия эволюционного развития образования, нацеленная на повышение его качества, понятности, открытости и прозрачности. Многие страны выбирают «мягкий путь» болонских реформ, что предполагает проведение необходимого, но достаточного минимума преобразований. Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от нашего принципа фундаментальности. В этом смысле многое зависит от учебного плана, а не от того, сколько лет мы на него отводим. В советский период расцвета системы образования студенты в реальности учились в целом менее 5 лет. Поэтому, чтобы дальше сохранить и развивать наши традиции, надо пересмотреть программы, учебные планы и методические ресурсы, интенсифицировать учебный процесс. Элементом для обсуждения может являться содержательная оптимизация социально-гуманитарного компонента в подготовке специалистов с высшим образованием. В ряде европейских государств данный компонент реализуется в средней шко-

ле, что позволяет сократить срок обучения и сделать его более экономичным.

— Как вы оцениваете степень готовности отечественной системы образования к переходу на Болон-скую модель?

— Мы включились в процесс формирования европейского образовательного пространства значительно позже стран, его инициировавших. Но все же у нас есть наработки для того, чтобы войти в единое европейское пространство высшего образования. Некоторые вузы — Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет и Гродненский государственный университет имени я. Купалы — уже входят в Европейскую ассоциацию университетов, которая является ассоциированным участником Болонского процесса, и активно участвуют в преподавании и исследованиях, национальных ассоциациях ректоров и других организациях. Механизмы национальных реформ получили институциональное оформление. Указом главы государства от 04.01.2002 г. №5 обеспечена правовая основа процедуры признания и установления эквивалентности зарубежных документов/квалификаций образования на территории нашей страны. Законом «О высшем образовании» зафиксирована двухуровневая система, развитие которой закреплено в Кодексе Республики Беларусь об образовании, принятом в этом году. Регулируемая автономия позволяет вузам осуществлять взаимообмен и стажировки студентов и преподавателей во всех университетах мира, а также устанавливает право учебного заведения на включение в образовательные программы регионального и вузовских компонентов.

Поскольку единая Европа предполагает свободное передвижение специалистов, необходима сравнимость квалификаций в области высшего образования. В этой связи Министерство труда и социальной защиты и Министерство образования осуществляют разработ-

ку Национальной рамки квалификаций — инструмента сопряжения сфер труда и образования. Она строится с учетом сопоставимости национальных квалификационных уровней соответствующим европейским. Своеобразным «проводником» принципов Болонской декларации в Беларуси стала группа из девяти национальных экспертов по реформе высшего образования, задача которой — укрепление связей с Болон-ским процессом. Ну а самым серьезным практическим шагом на этом пути является тот факт, что высшая школа республики с 1 сентября 2008 г. перешла на учебные планы и программы нового поколения, которые основаны на компетентностном подходе и междисциплинарном синтезе знаний при подготовке специалиста. Образовательные стандарты содержат зачетные единицы по типу ECTS — Европейской системы трансфера кредитов.

— Предусмотрено ли законодательное закрепление кредитно-модульной системы организации учебного процесса и что она собой представляет?

— В ней много преимуществ — международная прозрачность учебного процесса, полная информированность студента о содержании учебных программ, критериях оценки его знаний, неизменность их форм. Обучение строится не на простом прочтении лекций, а преимущественно на самостоятельном изучении материала. Модуль — блок дисциплин, образующих определенную взаимосвязанную целостность в составе программы и являющихся ее логической подструктурой. Модулю отвечает определенная сумма зачетных единиц — кредитов, с помощью которых измеряется трудоемкость изучения материала студентом, необходимая для освоения программы и получения соответствующих компетенций. Зачетные единицы количественно отражают работу слушателя по освоению каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, в понятие которой входят лекции, практические занятия, семина-

СИНЕргИя зНАНИй

ры, учебные практики, самостоятельная работа, подготовка к сдаче экзаменов. Особенно эффективно модульное строение для междисциплинарных программ, часто сочетающих разнородные предметы, которым и отвечают отдельные модули. В магистратуре, сохраняя инвариантную часть и меняя модули, «удобно» давать разные специализации.

Кредитно-модульная система предусматривает обучение студентов в дискретном режиме по заранее разработанной модульной программе, которая состоит из логически завершенных частей учебного материала со структурным содержанием каждого модуля и оценкой знаний. Такая система уже используется во многих вузах республики: Белорусском государственном университете,

Белорусском государственном экономическом университете, Гродненском государственном университете имени я. Купалы, Белорусском государственном университете физической культуры и других вузах.

— Чем продиктовано внедрение Европейской системы трансфера кредитов?

— Необходимостью модернизации образовательных стандартов, стимулирования академической мобильности, создания условий для переноса кредитов из сферы высшей школы в контекст образования в течение всей жизни. Кроме того, ECTS обеспечивает признание неофициального и неформального образования и гибкости квалификаций, совместимость национальных образовательных систем. Применение транс-

фера кредитов позволяет установить более короткие сроки обучения, учитывать относительную значимость различных видов занятий для конкретной дисциплины, а также вклад каждой из них в итоговый средний показатель, получаемый студентом, выявлять его индивидуальный рейтинг, совершенствовать контроль успеваемости, усилить прозрачность учебной трудоемкости и образовательных маршрутов.

Проект инструкции по расчету трудоемкости образовательных программ с использованием системы ECTS уже разработан в республике. Новые образовательные стандарты предусматривают ее введение в практику. На современном этапе их внедрение требует лишь внесения на рассмотрение Совета Министров

соответствующего нормативного правового акта.

— Самое важное свидетельство качества образования — жизнеспособность наших дипломов за рубежом. Насколько болонизация будет способствовать ее укреплению?

— На заседании Президиума Республиканского совета ректоров вузов, состоявшемся в октябре прошлого года, была поддержана необходимость разработки и использования национального приложения к документам о высшем образовании, совместимого с Diploma Supplement на основе образца юНЕСКО/ Совета Европы. С его помощью можно будет решить ряд принципиальных вопросов: поднять рейтинг национальных вузов в мировой иерархии, повысить их «узнаваемость» за рубежом, обеспечить прозрачность вузовских программ и бо-

лее высокую объективность полученных квалификаций. На данный момент готовится инструкция по использованию национального Приложения и компьютерная программа для его заполнения. Оно будет выдаваться на русском, белорусском и английском языках.

— Отечественное высшее образование уже переживало разделение на две ступени. Почему не прижилось это изменение и будет ли оно возвращено в белорусскую практику?

— В вашем вопросе речь прежде всего идет о бакалаврах, подготовка которых велась в 1994—2007 гг. В этот период параллельно действовали три различные модели двухступенчатой системы высшего образования, где бакалавром являлся и студент, дополнительно на последнем курсе освоивший комплекс учебных дисциплин, и студент, получивший четырехлетнюю теоретическую подготовку. Практика показала, что бакалавры не были востребованы на рынке труда. Болонская декларация не требует обязательного применения этого термина для первой ступени. В национальной системе останется двухступенчатая структура высшего образования: специалист — магистр.

— Что будет с аспирантурой в ее традиционном виде?

— Вопрос о «встраивании» аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьей ступени, или третьего цикла, — после бакалавриата и магистратуры — только недавно поставлен на повестку дня Болонского процесса. Если соглашаться с такой моделью, то нужно вводить в программы аспирантуры весомый образовательный компонент — насыщать ее определенными курсами. Очевидно, что на начальном этапе интеграции национальной высшей школы в европейское пространство не требуется коренной ломки традиционных для страны-кандидата уровней и ступеней системы образования. Всестороннее изучение практики болони-

«буквального соблюдения ВСЕХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОй ДЕКЛАРАЦИИ НИКТО ОТ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ НЕ ТРЕБУЕТ. ОНИ САМИ ОПРЕДЕЛяюТ ПРИОРИТЕТНОСТь

их выполнения, адаптируют к своим традициям и устанавливают сроки внедрения»

зации России, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдовы, Украины и Казахстана подтверждает: буквального соблюдения всех принципов Болонской декларации никто от государств-участников не требует. Они сами определяют приоритетность их выполнения, адаптируют к своим традициям и устанавливают сроки внедрения. Соответственно, вопрос о переходе к трехступенчатой системе в жесткой форме не ставится. Это национальная особенность, которая сегодня также частично согласована с европейской практикой: вместо традиционного диплома кандидата наук соискатели этой ученой степени по заявлению могут получить диплом PhD, если это предусмотрено законодательством страны.

— Не нивелируется ли в результате этого роль наших докторов наук, если сходную степень на Западе получают после первой защиты научной работы?

— В национальной академической системе существует степень доктора наук, присуждаемая за разработку нового научного направления или решение крупной научной проблемы и превосходящая степень кандидата наук, присваиваемую выпускникам аспирантуры после защиты диссертации. Во многих западных странах защита научной работы сразу дает степень доктора — PhD, то есть доктора философии с прибавлением названия конкретной науки, например биологии. «Вторая» докторская степень до недавних пор существовала в нескольких странах — Doktor habil. в Германии, Docteur d'Etat во Франции, но сейчас они упразднены или упраздняются. Россия, Финляндия (с двумя уровнями в аспирантуре — лиценциата и доктора) и Монголия остаются среди немногих государств, которые сохраняют «вторую» докторскую степень, хотя в России и Монголии ее можно формально назвать первой, поскольку в результате защиты «первой» диссертации присваивается степень кандидата наук, а не доктора.

Спешить с отменой докторской степени в Беларуси пока что нет оснований. Хотя у

нее нет эквивалента в западных системах, но роль в отечественном образовании и науке достаточно велика. Во-первых, ее обладатель, основавший новое научное направление, является состоявшимся ученым, способным создать собственную научную школу. Во-вторых, доктора наук

— основные эксперты-рецензенты, которые решают вопрос о возможности присвоения диссертанту кандидатской степени. В-третьих, как правило, только доктор наук может получить ученое звание профессора. То есть наша система настолько устоялась, что менять в ней что-либо не представляется необходимым.

— Готов ли к таким переменам преподавательский корпус?

— Несмотря на актуальность проблемы построения единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, доступной русскоязычной литературы по данной проблематике до сих пор недостаточно. Даже в академическом сообществе России бо-лонизацию называют «болонкизацией», что еще раз говорит об информационном вакууме в вопросах внедрения принципов декларации в систему образования страны. Серьезных концептуальных научных статей насчитывается немного, а монографические исследования отсутствуют вовсе. Такой информационный вакуум приводит к терминологической путанице, что, безусловно, не способствует конструктивному осмыслению и эффективному изучению механизмов формирования единого образовательного поля.

— Не встанет ли перед нами пробле-ма оттока квалифицированных специалистов в другие страны? Какие меры будут предприняты для сдерживания процесса «утечки мозгов»?

—Действительно, данная проблема весьма чувствительна для республики — за рубеж уезжают и абитуриенты, и профессиональные кадры. И это неудивительно, ведь каждый гражданин Беларуси имеет право продолжить образование в любой стране мира. К тому же академическая мобильность на тех же принципах, кото-

рые предлагает Болонский процесс, уже существует для нашей республики в рамках СНГ Примером может служить Сетевой открытый университет Содружества Независимых Государств, созданный в 2009 г. Однако при системном подходе проблема «утечки мозгов» решаема. Положительная практика уже имеет место быть. К примеру, иностранные документы об образовании, даже выданные в ЕС, признаются не в каждой европейской стране для целей трудоустройства — работает защита национальных рынков рабочей силы, существует специализированная процедура квалификационной оценки. К тому же рынок высококвалифицированного труда в Европе близок к насыщению, а в последнее время даже сокращается вследствие кризиса. Не менее опасна так называемая внутренняя «утечка мозгов», когда научные и инженерно-технические кадры переходят в сферы, далекие от их образования и опыта: в бизнес, сектор услуг и т.п.

В целом с начала реформы в 1999 г. и до 2007 г. в общеевропейском масштабе число студентов, уехавших по стипендиям в зарубежные вузы, достаточно скромное. Оно выросло на 45%, со 111 тыс. до 160 тыс. человек в год. Более активному походу за знаниями препятствуют трудности адаптации на месте, а также скромное экономическое обеспечение. В такой стране, как Франция, показатели роста еще ниже — 30%. Ежегодно страну покидает меньше 0,5% всех студентов, причем они редко остаются в зарубежном вузе на целый семестр. В результате учебные поездки больше походят на жизненный эксперимент или затяжные каникулы, чем на взрывной интерес к международному образованию, а список стран, наиболее часто выбираемых для учебной стажировки, нередко совпадает со списком популярных туристических направлений. Поэтому сегодня вполне объективно ставится вопрос о разработке механизма регулирования процесса «утечки мозгов» и превращении его в процесс «циркуляции мозгов», что позволит обогатить и науку, и производство, и технологии.

Ирина ЕМЕЛЬЯНОВИЧ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.