Научная статья на тему 'Подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках Болонского процесса'

Подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельский Валерий, Тригубович Лариса

В статье рассматриваются проблемы подготовки высококвалифицированных научных кадров в Республике Беларусь в контексте национальной системы высшего образования с учетом требований Болонского процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of the highly qualified scientific personnel training within the Bologna process

The article deals with the problems of highly qualified scientific personnel training in Belarus in the context of national system of higher education harmonization taking into account the requirements of the Bologna process.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках Болонского процесса»

Подготовка кадров высшей научной квалификации

в рамках

Болонского процесса

УДК 378.048.2

Валерий Бельский,

ректор Института

подготовки научных кадров НАН Беларуси, кандидат экономических наук, доцент

ЛарисаТригубович,

начальник учебно-методического отдела Института подготовки научных кадров НАН Беларуси

В последние годы белорусскими учеными и специалистами в сфере высшего и послевузовского образования активно обсуждаются проблемы, связанные со спецификой включения нашей страны в Болонский процесс, к которому она присоединилась 14 мая 2015 г. Интеграция в европейское образовательное пространство имеет неоспоримые плюсы: повышается конкурентоспособность и привлекательность нашего национального образования в современном мире, укрепляются его позиции среди других участников, расширяются возможности международного сотрудничества, увеличивается количество реализуемых совместных программ научно-технического развития. Кроме того, в условиях формирования Евразийского экономического союза преобразования, проводимые в системе высшего образования в соответствии

с требованиями Болонской декларации, позволят с максимальной эффективностью использовать образовательный и научный потенциал Беларуси. С одной стороны, это будет способствовать притоку иностранных абитуриентов, расширит информацию о национальной системе образования и ее доступности для лиц, желающих продолжить обучение в других странах; с другой - повысит престиж белорусской высшей школы и будет способствовать снижению оттока наших абитуриентов, желающих обучаться за границей. Это особенно актуально в условиях непростой демографической ситуации, сложившейся в республике [5].

Беларусь поступательно проводит мероприятия по реализации принципов Болонского процесса: создана двухуровневая система высшего образования; внедрены образовательные стандарты нового поколения; обеспечивается управление качеством образования в рамках сертифицированных систем менеджмента качества; осуществляется широкая социальная поддержка студентов; значительно расширилась международная академическая мобильность обучающихся и преподавателей, внедряется национальная система зачетных единиц и ее согласование с ЕСТ8, ведется работа по формированию национальной системы квалификаций и т.д. В ближайшей перспективе будут проведены мероприятия по унификации специальностей, введению приложения к диплому согласно европейскому стандарту, разработке отдельных нормативных документов и др. [4].

Не умаляя важности и значимости болонизации для Беларуси, считаем необходимым остановиться на некоторых проблемах, непосредственно связанных с подготовкой научных кадров высшей квалификации. Интернационализация этого процесса

в рамках Болонской декларации рассматривается в четырех измерениях:

■ научно-исследовательский потенциал и возможности;

■ международный профиль;

■ институциональные структуры;

■ мобильность обучающихся и их научных руководителей [9].

Основные принципы, определяющие подходы к организации подготовки кадров высшей научной квалификации в Европе, были изложены Министерством образования, науки и культуры Австрии, Германским федеральным министерством образования и науки и Европейской ассоциацией университетов на Зальцбургском семинаре (февраль 2005 г.):

■ ключевым компонентом обучения в аспирантуре должно быть получение нового знания через проведение оригинальных научных исследований.

В то же время отмечается, что подготовка научных кадров обязана в большей степени удовлетворять запросам рынка труда, а не ограничиваться только академической деятельностью в вузах и научных учреждениях. Причем эта тенденция должна иметь прогрессирующий характер;

■ учреждения подготовки кадров высшей научной квалификации несут ответственность за актуальность разрабатываемой обучающимися тематики. Она должна обеспечить соответствие предлагаемых образовательных программ требованиям изменяющихся условий рынка труда и возможности для карьерного продвижения и развития выпускников;

■ разнообразие организационных форм подготовки, включая совместные докторские программы различных университетов (например, предлагаемые двумя вузами из разных стран) является положительным стимулирующим фактором, который должен быть подтвержден качеством и весомыми практическими результатами;

■ аспиранты должны восприниматься научным сообществом как профессионалы, способные внести ключевой вклад в генерацию нового знания;

■ определяющая роль научного руководства и аттестации. Необходимо создать контрактную основу, обеспечивающую четкость и прозрачность оценивания результатов, взаимную ответственность обучающихся, научных руководителей, учреждений, осуществляющих подготовку научных кадров высшей квалификации, а также других партнеров;

■ в рамках образовательных программ следует использовать различные типы инновационных практик в европейских университетах. При этом подчеркивается возможность вариативности в принятии решений, обусловленная различиями конкретных ситуаций в разных странах европейского региона. Данное обстоятельство должно

способствовать развитию международного, национального и регионального сотрудничества между вузами;

■ длительность обучения должна быть достаточной для обеспечения адекватного качества (как правило, от 3 до 4 лет при полной занятости);

■ необходимо продвижение инновационных структур, нацеленных на междисциплинарную подготовку обучающихся и развитие у них соответствующих умений и навыков.

■ докторские программы должны стремиться к обеспечению как географической, так и междисциплинарной мобильности и международному сотрудничеству в рамках сетевого взаимодействия между университетами и другими партнерами;

■ развитие качественной подготовки исследователей и создание условий для успешной защиты диссертаций в срок требует адекватного и стабильного финансирования [2].

Исторически сложившаяся система подготовки научных кадров в нашей стране в целом совпадает с концептуальными основами Болонской декларации, но в то же время имеет ряд принципиальных отличий, которые требуют ответственных и взвешенных решений при преобразовании действующих механизмов.

В отличие от первого и второго уровней высшего образования, где происходит обучение по конкретным специальностям широкого спектра, но все-таки для выполнения определенных должностных обязанностей, подготовка кадров высшей научной квалификации имеет фундаментальный характер, предполагающий большие возможности. Она нацелена на профессиональное обеспечение научной работы в различных областях исследователями, способными и готовыми к активной творческой и инновационной деятельности. Специфика и направленность подготовки научных кадров высшей квалификации в отдельно взятой стране, как правило, обусловлена ее производственно-технологическим потенциалом, стратегическим видением экономического развития страны, общественно-культурной средой и множеством сложившихся функциональных отношений, зависимостей и взаимодействий. Кроме того, ученые, получившие ученую степень, не всегда заняты в науке. Многие из них переходят на административную работу, порой никак не связанную с областью научных интересов. То есть они играют важную роль в различных сегментах общественной жизни - в промышленности, торговле, сфере услуг, общественном секторе, что обязывает иметь соответствующие организационные и управленческие навыки. Следовательно, и к системе подготовки таких кадров также должны предъявляться дополнительные требования.

Синергия знаний

В Беларуси обучение может осуществляться на двух уровнях: в аспирантуре и докторантуре. Предусмотрены три формы получения образования: очная, заочная, соискательство. Любой гражданин с соответствующим уровнем базового высшего образования реализует свое право на свободу научного творчества в вузах, научных организациях, иных учреждениях, имеющих право на осуществление соответствующего вида образовательной деятельности либо на самостоятельную подготовку научного труда при условии выполнения определенных текущих и итоговых аттестационных мероприятий (сдача кандидатских экзаменов, зачетов, отчетов).

В рамках действующих документов единого европейского образовательного пространства подготовке кадров высшей квалификации на первой ступени соответствует третий уровень высшего образования - аспирантура. Ее выпускники, защитившие квалификационную работу, именуются докторами наук (РЬ. Б.). При этом аналога ученой степени доктора наук, общепринятой в нашем традиционном понимании, в Болонской системе нет. Соответственно, не предусмотрено в европейском образовательном пространстве и такого уровня получения образования, как докторантура. Кроме того, в Бо-лонской системе отсутствует практика подготовки кадров высшей научной квалификации в форме соискательства. Все это не только отличает наши системы, но и при прямом копировании европейской практики способно значительно сузить возможности реализации научных интересов и потребностей граждан.

Кроме того, в документации и требованиях Бо-лонского процесса не выработан единый понятийный аппарат для системы подготовки кадров высшей научной квалификации. По сути, переход на одноуровневую систему научных степеней соответствует признанию РЬ. Б. равной ученой степени кандидата наук. В этом случае значимость традиционной ученой степени доктора наук, принятой в Беларуси и других странах постсоветского пространства, в международном смысле нивелируется. Это важный момент, требующий разрешения.

Сам факт рассмотрения аспирантуры в качестве отдельного уровня высшего образования мы считаем в целом допустимым. Это позволит повысить насыщенность и значимость предметов, изучаемых в рамках образовательного процесса, включая не только кандидатский минимум, но также спецкурсы, тренинги, прикладные дисциплины, необходимые обучающимся и для более качественного написания диссертации, и для будущей профессиональной карьеры в реальных секторах экономики. Однако подготовка научных кадров без установления ключевой значимости исследовательской составляющей этого процесса сомнительна. Следует

отметить, что согласно принципам Болонского процесса главная цель аспирантуры заключается в приумножении знаний путем проведения оригинальных изысканий.

В Беларуси лицам, успешно окончившим аспирантуру, реализовавшим индивидуальный план, прошедшим итоговую аттестацию и представившим диссертацию к защите, предусмотрена выдача диплома с присвоением квалификации «исследователь». Это свидетельствует о выполнении выпускником конкретных требований, предъявляемых к данному уровню образования, получении специфических навыков и компетенций, позволяющих осуществлять должностные функции в соответствии с полученным уровнем квалификации и профессиональной компетентности. В то же время большинство аспирантов (более 90%) не выходят на защиту диссертации, являющейся, по существу, квалификационной работой, в рамках которой предусматриваются собственные оригинальные исследования в качестве основной компоненты обучения. Обоснованно возникает вопрос: стоит ли в перспективе сохранять за аспирантурой присвоение квалификационной категории, которая не требует публичной защиты квалификационной работы, что предусмотрено на более низких уровнях высшего образования.

Помимо этого, отнесение аспирантуры к третьему уровню высшего образования предусматривает описание всех методических вопросов в нормативно-программных документах, являющихся основанием для организации образовательного процесса (стандарт, учебный план). Однако многообразие возможных направлений деятельности научных кадров высшей квалификации вызывает затруднения при определении общих базовых компетенций, которыми должен обладать выпускник аспирантуры, поскольку исследовательская работа в различных отраслях науки принципиально отличается в содержательном, методологическом, технологическом и методическом аспектах.

Если признание квалификаций на первом и втором уровнях высшего образования основано на общей модульной структуре обучения и квалификация выпускников измеряется с помощью кредитной системы, то перенос данной методики на третий уровень вызывает определенные сложности. Поскольку обучающиеся в аспирантуре должны производить новое знание - новые продукты и процессы, научно и методологически обоснованные, отличающиеся концептуальностью и системностью, то основная роль в учебной нагрузке образовательной программы должна быть отведена именно проведению научного исследования и оформлению диссертации. Последняя представляет собой самостоятельно подготовленный научный труд, отличающийся оригинальностью и новизной. Таким образом,

стандартные системы оценки с помощью кредитов в данном случае не подходят, поэтому возникает проблема определения соответствия и признания уровня выполненных изысканий и, следовательно, присваиваемой квалификации.

Особенностью европейского образовательного пространства является то, что подготовка кадров в аспирантуре осуществляется исключительно высшими учебными заведениями, то есть основной акцент смещается с научных на образовательные принципы. Это подтверждает основной принцип Болон-ского процесса, гласящий о том, что университеты должны предоставлять доступ к качественным исследованиям с соответствующим обеспечением, научным сопровождением и ресурсами [9]. При этом принципы Болонского процесса, лежащие в основе преобразований национальных систем образования, не предполагают каких-то кардинальных структурных перестроек в ходе подготовки кадров высшей научной квалификации, они лишь отражают общие вопросы исторически сложившейся в Европейском Союзе системы. В нашей стране достаточно большое количество ученых обучается непосредственно в аспирантурах и докторантурах научных организаций. Например, в НАН Беларуси ведется подготовка по 136 научным специальностям, действует 42 совета по защите диссертаций, исследования выполняются под руководством высококвалифицированных научных руководителей: академиков, членов-корреспондентов, профессоров, ведущих научных сотрудников Академии наук. Конечно, основной акцент делается на научную составляющую, и это не только не снижает качественных показателей подготовки кадров в аспирантуре, но и создает условия для наиболее эффективного задействования выпускников в сфере исследований и разработок.

Отличается в Болонском пространстве и процедура присвоения ученой степени доктора наук, которая является прерогативой исключительно высших учебных заведений. В наших условиях общее управление осуществляют и, соответственно, общую ответственность за подготовку научных кадров высшей квалификации несут структуры, не зависящие от Министерства образования, но более специализированные на вопросах научной деятельности и научных изысканий. Это Государственный комитет по науке и технологиям и Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь. Считаем, что переход подготовки кадров высшей научной квалификации в управление Министерства образования вызовет определенные сложности в ведущих научных организациях страны и будет препятствовать созданию и поддержке адекватной исследовательской среды. По нашему мнению, многообразие форм и мест получения послевузовского образования, а также система управления ими должны быть сохранены.

Еще один аспект, требующий рассмотрения. В наших условиях ученые звания отражают определенные заслуги человека и являются документальным фактом, подтверждением их признания. В Болонском процессе ученые звания доцента, профессора, старшего научного сотрудника не фигурируют, их аналоги соответствуют структуре должностей в высшей школе. При переходе к международной классификации возникает проблема значимости осуществляемой научной деятельности и незаинтересованность ученых в оформлении ее совокупных результатов.

Участие в Болонском процессе предполагает понятность, открытость, прозрачность систем высшего образования. При этом не требуется полной унификации национальных систем образования и революционных решений, оторванных от родной почвы. Стратегия развития высшей школы в Беларуси должна быть продуманной, комплексной, гибкой, нацеленной на повышение ее качества, а для этого важно сохранить преемственность [3].

Болонский процесс нацелен на разработку неких общих требований к подготовке специалистов на всех уровнях высшего образования, в том числе и научных кадров высшей квалификации. При этом вопросы деятельности аспирантуры и докторантуры, присвоения ученых степеней и понимания значения ученых званий в едином европейском пространстве не имеют четкого и достаточного наполнения. Кроме того, необходимо детально проработать квалификационные качественные характеристики специалистов рассматриваемой категории. Считаем, что, поскольку в документах Болонского процесса не все обозначенные проблемы нашли отражение или являются дискуссионными, то на уровне ключевых нормативно-правовых документов, в первую очередь Кодекса об образовании Республики Беларусь, они должны быть учтены и четко прописаны. Это позволит сохранить преимущества хорошо отлаженной и апробированной системы подготовки кадров высшей научной квалификации. СП

Литература

1. Беларусь: международные рейтинги и национальная статистика: Факты и цифры по состоянию на июль 2014 года // mfa.gov.by.

2. ГанчеренокИ.И. Цикличность высшего образования и подготовка научных кадров высшей квалификации // http://belisa.org.by.

3. Жук А.И. Высшее образование Республики Беларусь: от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования // http://elib.bspu.by/handle/doc/307.

4. Журавков М.А. Болонский процесс: что ждет Беларусь? // http://www.belta.by/comments.

5. Иоффе Э.Г. Проблемы высшего образования в Республике Беларусь в условиях глобализации // http://elib.bspu.by/bitstream.

6. Никитенко П.Г. Стратегия развития национальной инновационной системы Беларуси // Проблемы управления. 2007, №1. С. 27-41.

7. Сенашенко В.С. Участие России в Болонском процессе // http://www.phys.msu.ru.

8. Соснова Н.К., Соснов Л.Н., КанушшаЛ.А., Марач А.А. Болонский процесс - суть и задачи // Единое информационно-образовательное пространство - основа инновационного развития вуза: сб. материалов регион. науч.-метод. конф., Новосибирск, 2-4 февр. 2011 г.Новосибирск, 2011.С.37-38.

9. Principles for international doctoral education // http://www.eua.be/Libraries.

[5 See: http://innosfera.by/2016/05/Bologna_process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.