Научная статья на тему 'Реализация права на высшее образование в контексте участия России в Болонском процессе'

Реализация права на высшее образование в контексте участия России в Болонском процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / УРОВНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / СПЕЦИАЛИТЕТ / МАГИСТРАТУРА / RIGHT TO HIGHER EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / HIGHER EDUCATION LEVELS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касаткин Максим Николаевич

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с участием Российской Федерации в создании общеевропейского пространства высшего образования.; анализируются различные точки зрения по данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Касаткин Максим Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The realization of the right to higher education in the context of Russia''s participation in the Bologna process

The article discusses issues related to participation of the Russian Federation in the creation of the European area of higher education. In this regard, various points of view on this issue.

Текст научной работы на тему «Реализация права на высшее образование в контексте участия России в Болонском процессе»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ УЧАСТИЯ РОССИИ В БОЛОНСКОМ

ПРОЦЕССЕ

МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ КАСАТКИН,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: 55-vector-77@mail.ru Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации Ш.М. Нурадинов Рецензент: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с участием Российской Федерации в создании общеевропейского пространства высшего образования.; анализируются различные точки зрения по данной проблематике.

Ключевые слова: право на высшее образование, Болонский процесс, уровни высшего образования, бакалавриат, специалитет, магистратура.

Annotation. The article discusses issues related to participation of the Russian Federation in the creation of the European area of higher education. In this regard, various points of view on this issue.

Keywords: the right to higher education, Bologna process, higher education levels.

Конституция Российской Федерации1 в ч. 3 ст. 43 закрепила право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Конституционное право на высшее образование выступает в качестве родового по отношению к целому ряду иных прав: праву на самостоятельный выбор высшего учебного заведения; право участвовать в конкурсе не поступление в ВУЗ на равных с другими абитуриентами основаниях; право на выбор формы обучения и ее последующее изменение; право на обучение в ВУЗе с приобретением статуса студента; право на одновременное обучение в нескольких ВУЗах и, соответственно, получение нескольких высших образований; право на получение знаний в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования; право на прекращение обучения в любой момент и последующее восстановление в ВУЗе; право на судебное обжалование действий и решений, нарушающих право на высшее образование2.

19 сентября 2003 г. Российская Федерация присоединилась к Декларации о создании общеевропей-

ского пространства высшего образования (Болонской декларации)3. Страны-подписанты данной декларации поставили перед собой следующие задачи: принять систему легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций; внедрить Общеевропейское приложение к диплому о высшем образовании; перейти на двухуровневую систему подготовки - бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate); ввести систему кредитов по типу ECTS (европейской системы зачетных единиц); способствовать академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала; создать эффективную систему по контролю за качеством высшего об-разования4.

Практически начиная с момента подписания Болонской декларации необходимость участия России в так называемом Болонском процессе подвергается активной критике в научном сообществе.

Так, с точки зрения А.А. Кирилловых, возникнут дополнительные препятствия в реализации конституционного права на образование. «Несмотря на принципы Болонской декларации (академическая мобильность и т.п.), такая система сказывается и на условиях доступности образования, особенно в части реализа-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ции магистерской подготовки, базой для которой служит уровень бакалавра. Учитывая значительные требования к общим академическим условиям ВУЗов (как правило, известный научно-академический центр), большая часть образовательных организаций, реализующих магистерские курсы, будет сконцентрирована в столичных и городах-мегаполисах, что существенно ограничивает доступ к магистратуре лиц, имеющих степень бакалавра, из других регионов в силу значительных финансовых издержек и т.п.»5

А.Л. Сергеев видит ситуацию следующим образом. Начиная с эпохи буржуазных революций ХУ1-ХУШ вв. западноевропейская система образования характеризуется системой «двух коридоров», в которой университетское образование получает лишь небольшой процент населения, имеющий в будущем возможность войти в управленческую элиту государства. Остальному же населению дается «мозаичное» образование, в рамках которого получивший его человек способен в будущем выполнять лишь определенный набор узкоспециальных функций, а обо всех остальных отраслях знания иметь поверхностное и несистемное представление. В рамках Болонского процесса в российских условиях начала внедряться матрица «второго коридора» для всех без исключения вузов, что в перспективе грозит стране остаться даже без той необходимой элитно-образовательной прослойки, которая будет способна принимать общественно важные стратегические решения6.

Аналогичные опасения высказывает и И.Е. Кабанова, по мнению которой стремление к специализации образования может свестись «к тому, что прошедший обучение по программе «бакалавриат» будет владеть только «рецептурными» знаниями применительно к очень узкой сфере деятельности и окажется неспособным продуцировать новые знания и вести творческий поиск решения стоящих перед ним за-дач»7.

Тем, не менее, думается, что подразделение на бакалавриат, специалитет и магистратуру не отменяет сформированный десятилетиями фундаментальный характер отечественного высшего образования. Напротив, участие России в Болонском процессе будет способствовать реализации конституционного права на образование. Позитивным необходимо признать участие России в процессе сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования что, расширяет доступ к высшему образованию, а также повышает мобильность студентов и преподавателей, в том числе и посредством академических обменов с европейскими университетами.

Дифференциация университетского образования на бакалавриат, подразумевающий подготовку обладающего прикладными знаниями узкого специалиста, и магистратуру, обучение в которой предполагает, прежде всего, научную подготовку, ни в коем смысле не ограничивает право на высшее образование. Как абсолютно верно поясняет С.И. Носов, федеральные

государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования «по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») нацеливают образовательную систему на подготовку юриста-исполнителя, а квалификация «магистр» - на подготовку юриста-новатора. Магистр логично продолжает процесс обучения на основе программы бакалавриата. Магистр больше занимается аналитической, научно-исследовательской дея-тельностью»8.

Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на терминологическую погрешность, допущенную законодателем в посвященной высшему образованию ст. 69 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»9.

В ч. 4 данной статьи закреплено, что к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). Другими словами, бакалавриат как бы выносится за рамки высшего образования, он стоит «ниже» этих рамок.

А уже в ч. 5 говорится, что прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки на конкурсной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Т.е. бакалавриат все-таки является одним из уровней высшего образования.

Налицо терминологическое противоречие между ч. 4 и ч. 5 ст. 69 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Для его устранения необходимо изложить ч. 4 ст. 69 данного Федерального закона в следующей редакции: «к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование уровня специалитета или магистратуры». Далее по тексту.

Также, в контексте участия России в Болонском процессе перспективным представляется включение в отечественное образовательное законодательство таких терминов как «трансграничное образование» (образование, которое осуществляется учреждением одной страны на территории другой), «европейская система переводных зачетных единиц» (способ описания образовательных программ путем присвоения зачетных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и т.д.)), «европасс» (стандартный набор документов, содержащих информацию о квалификации и профессиональном опыте работников)10.

30

Вестник Московского университета МВД России

№ 8 / 2016

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Таким образом, участие России в Болонском процессе не предполагает слепого копирования европейских стандартов получения высшего образования и, тем более, не должно подразумевать отказ от собственных академических традиций. Более того, отечественные традиции фундаментального высшего образования способны обогатить мировую систему высшего образования.

Литература

1. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19 июня 1999 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 4 августа 2014 г. № 31. Ст. 4398.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Кабанова И.Е. Болонский процесс и вступление в ВТО: перспективы и проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации и Республике Беларусь // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 19-21.

5. Кирилловых А.А. Право на образование в свете Болонской декларации // Социальное и пенсионное право. 2010. № 1. С. 31-33.

6. Нарутто С.В. Действие и реализация образовательного законодательства // Административное и муниципальное право. 2012. № 8. С. 42-49.

7. Носов С.И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. № 14. С. 37-41.

8. Сергеев А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 28-31.

9. Серегина С.Л. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: Автореф. дисс... на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 30 с.

10. Чугунова Е.С. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации в условиях глобализации: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Мытищи, 2010. 22 с.

References

1. Declaration on the establishment of a European higher education area (Bologna Declaration) [eng] (Adopted in Bologna on 19 June 1999) // Reference legal system "ConsultantPlus".

2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. August 4, 2014 No. 31. St. 4398.

3. Federal law of the Russian Federation of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation"

// Meeting of the legislation of the Russian Federation. 31 December 2012 No. 53 (part 1). St. 7598.

4. Kabanova I.E. Bologna process and the accession to the WTO: prospects and challenges of higher legal education in the Russian Federation and the Republic of Belarus // Legal education and science. 2012. No. 4. S. 19-21.

5. Kirillov A.A. Right to education in light of Bologna Declaration // Social and pension law. 2010. No. 1. P.31-33.

6. Naruto C.V Action and implementation of educational law // Administrative and municipal law. 2012. No. 8. S. 42-49.

7. Nosov S.I. On some problems of legal education and of certification of scientific personnel of higher qualification // the Lawyer. 2013. No. 14. P. 37-41.

8. Sergeev A.L. educational Reform in Russia: problems and prospects // the Constitutional and municipal law. 2013. No. 9. P. 28-31.

9. Seregina S.L. Constitutional right to higher education in the Russian Federation: Avtoref. Diss... on competition of a scientific degree. Uch. St. kand. the faculty of law. Sciences. Saratov, 2006. 30 C.

10. ChugunovE.S. of the Constitutional right to higher education in the Russian Federation in the context of globalization: abstract. Diss. on competition of a scientific degree. Uch. St. kand. the faculty of law. Sciences. Mytishchi, 2010. 22 p

1 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // ССЗ РФ. 4 августа 2014 г., № 31. Ст. 4398.

2 См.: Серегина С.Л. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: Автореф. дисс...на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук, Саратов, 2006. С. 5-6.

3 См.: Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) [англ.] (Принята в г. Болонье 19 июня 1999 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

4 См.: Нарутто С.В. Действие и реализация образовательного законодательства // Административное и муниципальное право. 2012. № 8. С. 47.

5 См.: КирилловыхА.А. Право на образование в свете Болонской декларации // Социальное и пенсионное право. 2010. № 1. С. 33.

6 См.: Сергеев А.Л. Реформа образования в России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 29.

7 См.: Кабанова И.Е. Болонский процесс и вступление в ВТО: перспективы и проблемы высшего юридического образования в Российской Федерации и Республике Беларусь // Юридическое образование и наука. 2012. № 4. С. 20.

8 См.: Носов С.И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации // Юрист. 2013. № 14. С. 37.

9 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 сентября 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 31 декабря 2012 г. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

10 См.: Чугунова Е.С. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации в условиях глобализации: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. Мытищи, 2010. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.