Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: ОБЗОР МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО СЕКТОРА'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: ОБЗОР МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО СЕКТОРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЕ ПРИБЫТИЯ / ОГРАНИЧЕНИЯ / КОРОНАКРИЗИС / COVID-19 / КРИЗИС / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхао Монг Тхи Фыонг, Змияк Сергей Сергеевич, Решетникова Наталья Николаевна

Пандемия коронавируса, распространившаяся по всему миру, начиная с 2019 года, особым образом повлияла на развитие международного туризма. С момента первого локдауна, и закрытия границ, произошло историческое падение международных туристских прибытий. Обзор мирового сектора туризма и российского туристского рынка представляется актуальным на фоне отчетов Всемирной Организации по Туризму, Федерального агентства по туризму Российской Федерации, и других международных, региональных и национальных исследований. Статья написана на базе: документов ЮНВТО, Доклада ООН «О Глобальных тенденциях 2030», отчетов Ростуризма и др.; аналитических исследований, посвященных международному туризму; фактологических данных, приведенных в периодических изданиях в части темы исследования. В работе использованы эмпирические методы исследования: наблюдение и сравнение; теоретические: анализ и синтез, формально-логический - индукция. В исследовании идет речь об основных тенденциях развития международного и российского туризма, представлен прогноз восстановления отрасли до 2024 года. Особый акцент сделан на прямой взаимосвязи коронакризиса и кризиса в международном и российском туризме за счет повсеместных ограничений по всему миру, кроме того, обострением отношений России и ЕС, и ряда стран Запада в том числе США, вызванного военным конфликтом в Украине. Сделаны выводы по сформулированным задачам и цели исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM DEVELOPMENT TENDENCIES UNDER CRISIS PERIOD: WORLD AND RUSSIAN SECTOR REVIEW

The coronavirus pandemic, which has spread around the world since 2019, has had a particular impact on the development of international tourism. Since the first lockdown and border closures, there has been a historic drop in international tourist arrivals. The review of the global tourism sector and the Russian tourist market seems relevant against the backdrop of reports from the World Tourism Organization, The Federal Agency for Tourism (Rosturizm), and other international, regional and national studies. The article was written on the basis of: UNWTO documents, the UN Report “On Global Trends 2030”, reports of Rostourism, etc.; analytical studies on international tourism; factual data given in periodicals regarding the topic of the study. The work uses empirical research methods: observation and comparison; theoretical: analysis and synthesis, formal-logical - induction. The research presents the main trends of international and Russian tourism development and the forecast for the recovery of the industry until 2024. Particular emphasis is placed on the direct relationship between the coronavirus crisis and the crisis in international and Russian tourism due to widespread restrictions around the world, in addition, the aggravation of relations between Russia and the EU, and a number of Western countries, including the United States, against the background of the conflict with Ukraine. Conclusions are drawn on the formulated tasks and purpose of the study.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: ОБЗОР МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО СЕКТОРА»

УДК 379.85

Монг Тхи Фыонг Тхао,

аспирант 3 года обучения по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика»

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. Змияк Сергей Сергеевич, доктор экономических наук,

заведующий кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. Решетникова Наталья Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры мировой экономики и международных отношений, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация.

Mong Thi Phuong Thao,

Ph.D. Student Department ofWorld Economy and International Economical Relations, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. Zmiyak Sergey Sergeevich,

Doctor in Economics,

Head of the Department of World Economy and International Relations, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. Reshetnikova Natalia Nikolaevna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor

Associate professor Department of World Economy and International Relations, Rostov State University of Economics (RINH),

Associate professor Department of World Economy and International Economical Relations, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation.

h^oraop мирового и госсийского сектора

tourism development tendencies under crisis period: world and russian sector review

Пандемия коронавируса, распространившаяся по всему миру, начиная с 2019 года, особым образом повлияла на развитие международного туризма. С момента первого локдауна, и закрытия границ, произошло историческое падение международных туристских прибытий. Обзор мирового сектора туризма и российского туристского рынка представляется актуальным на фоне отчетов Всемирной Организации по Туризму, Федерального агентства по туризму Российской Федерации, и других международных, региональных и национальных исследований. Статья написана на базе: документов ЮНВТО, Доклада ООН «О Глобальных тенденциях 2030», отчетов Ростуризма и др.; аналитических исследований, посвященных международному туризму; фактологических данных, приведенных в периодических изданиях в части темы исследования. В работе использованы эмпирические методы исследования: наблюдение и сравнение; теоретические: анализ и синтез, формально-логический—индукция.

В исследовании идет речь об основных тенденциях развития международного и российского туризма, представлен прогноз восстановления отрасли до 2024 года. Особый акцент сделан на прямой взаимосвязи коронакризиса и кризиса в международном и российском туризме за счет повсеместных ограничений по всему миру, кроме того, обострением

169

отношений России и ЕС, и ряда стран Запада в том числе США, вызванного военным конфликтом в Украине. Сделаны выводы по сформулированным задачам и цели исследования.

Ключевые слова: туризм, международный туризм, региональный тризм, внутренний туризм, туристские прибытия, ограничения, коронакризис, COVID-19, кризис, санкции.

The coronavirus pandemic, which has spread around the world since 2019, has had a particular impact on the development of international tourism. Since the first lockdown and border closures, there has been a historic drop in international tourist arrivals. The review of the global tourism sector and the Russian tourist market seems relevant against the backdrop of reports from the World Tourism Organization, The Federal Agency for Tourism (Rosturizm), and other international, regional and national studies.

The article was written on the basis of: UNWTO documents, the UN Report "On Global Trends 2030", reports of Rostourism, etc.; analytical studies on international tourism; factual data given in periodicals regarding the topic of the study. The work uses empirical research methods: observation and comparison; theoretical: analysis and synthesis, formal-logical - induction.

The research presents the main trends of international and Russian tourism development and the forecast for the recovery of the industry until 2024. Particular emphasis is placed on the direct relationship between the coronavirus crisis and the crisis in international and Russian tourism due to widespread restrictions around the world, in addition, the aggravation of relations between Russia and the EU, and a number of Western countries, including the United States, against the background of the conflict with Ukraine. Conclusions are drawn on the formulated tasks and purpose of the study.

Keywords: tourism, international tourism, regional tourism, internal tourism, tourist arrivals, restrictions, coronacrisis, COVID-19, crisis, sanctions.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно исследованию, представленного Всемирной Организацией по Туризму [17] результаты развития международного туризма в 2020 году стали худшими за всю историю, причиной чему явился коронакризис, закрытие границ, и невозможность путешествовать, количество международных прибытий сократилось на 74 %.

Туризм является отраслью с одной из высоких степеней мультипликативного эффекта. Именно поэтому, падение самого международного туризма, резкое сокращение международных туристских прибытий, привели к сокращению рабочих мет по всему миру. По данным ЮНВТО, от 100 до 120 миллионов рабочих мест [16]. В большей степени пострадали такие регионы как Европа, Юго-Восточная Азия, Северная Америка.

Как высказался в своем докладе генеральный секретарь ЮНВТО Зураб Пололикашвили: «Хотя многое было сделано для безопасного международного путешествия, мы понимаем, что кризис далек от завершения. Гармонизация, координация и оцифровка мер по снижению риска, связанного с поездками в период COVID-19, включая тестирование, отслеживание и сертификаты о прививках, являются составляющей важной частью для продвижения безопасных путешествий и подготовки к восстановлению туризма, как только позволят условия» [14].

Туризм, с одной стороны, является отраслью с наиболее мультипликативным эффектом, и на этом фоне, одним из самых уязвимых в период кризисов и волнений. Одним из серьёзнейших кризисных триггеров последнего десятилетия для туристической отрасли стал коронавирус, разразившийся в конце декабря 2019 года в Китае, а в последующем и по всему миру. Последствия которого мы наблюдаем по сей день, как в туризме, так и других сферах экономики, здравоохранения, промышленности.

Актуальность исследования устойчивости развития туризма в региональном аспекте обоснована несколькими факторами. Необходимо построение механизма управления устойчивым развитием регионального туризма на основе сотрудничества с туристическими предприятиями. Важными элементами являются инновационная активность во взаимодействии с туристическими организациями, и фактор устойчивости в возможностях развития туристического предприятия. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В настоящем исследовании мы проведем анализ источников с целью выявления особенностей и характерных черт устойчивого развития туризма.

Кроме того, нам важен период коронакризиса и его последствия для туризма как в конкретном регионе, так и по всему миру.

Так в работе Гречишкина О. (Hrechyshkina, O. (2016)) [4] пересматриваются различные аспекты поддержки развития туризма. В статье предлагается рассматривать устойчивое развитие туризма как совокупность количественных и качественных изменений, позволяющих перейти на более высокий уровень сбалансированности экономики. Показан механизм управления развитием устойчивого туризма в регионе. Заложен опыт государственно-частного партнерства.

170

В работе авторов Де Араужо, Л. М., и Брамвелл, Б. (De Araujo, L. M., & Bramwell, B. (2002)) [5], рассматривается партнерство в планировании регионального развития на национальном, региональном и местном географическом уровнях. Главным объектом исследования в статье выступает региональное партнерство по развитию туризма. В работе исследуется влияние социально-экономического и политического контекста на это соглашение о сотрудничестве, процессы совместной работы и то, как участие было распространено на стороны, не посещающие регулярные встречи.

В свою очередь в работе авторов Хуан З.Ф., Чен З.Г. и Юань Л.В. (Huang, Z.F., Chen, Z.G., & Yuan, L.W. (2004)) [6] создается более комплексная и научная система показателей, основанная на экономических/социальных/ресурсных/экологических аспектах туризма, и оценивается уровень устойчивого и комплексного развития с использованием взвешенного метода TOPSIS (Техника предпочтения порядка по сходству с идеальным решением). Во-вторых, проводится анализ взаимосвязи развития координации между туризмом и экономикой / обществом / ресурсами / окружающей средой на основе модели координации связи в пространственно-временном измерении. Согласно исследованию, этот метод обеспечивает эффективную ссылку на исследование устойчивого развития туризма и очень важен для изучения устойчивого развития регионального туризма и разработки конкретных и научных контрмер для улучшения.

В своей работе авторы Дышловой И.Н., Филатова М.С. (2021) [7, с. 150] констатируют, что «в сложившихся условиях обеспечить привлечение туристов предприятия туризма самостоятельно не могут, что обосновывает необходимость развития сферы туризма как комбинации взаимодействующих элементов государственных и коммерческих структур, различных отраслей, расположенных на одной территории, целью деятельности которых является формование положительного туристического имиджа страны и/или получение прибыли».

С ухудшением глобальной экологической среды, экономическое развитие и пропускная способность окружающей среды становятся все более заметными, и вопрос устойчивого развития становится все более актуальной темой. Согласно концепции устойчивого развития, для построения устойчивого развития туристической системы входят пять подсистем туризма, населения, общества, ресурсов и окружающей среды. РЕЗУЛЬТАТЫ

Перспективы восстановления остаются осторожными. Большинство экспертов не видят возврата к допандемическим уровням до 2023 года. Фактически, 43 % респондентов указывают на 2023 год, а 41 % ожидают, что возврат к уровням 2019 года произойдет только в 2024 году или позже. Расширенные сценарии ЮНВТО на 2021-2024 годы показывают, что для возвращения международного туризма к уровню 2019 года может потребоваться от двух с половиной до четырех лет [18].

Затронуты все регионы мира. В Азиатско-Тихоокеанском регионе (-84 %) — первом регионе, пострадавшем от пандемии, и регионе с самым высоким уровнем ограничений на поездки в настоящее время — зафиксировано самое большое снижение числа прибывающих в 2020 году (на 300 миллионов меньше). На Ближнем Востоке и в Африке зафиксировано снижение на 75 %. В Европе зафиксировано 70-процентное сокращение числа прибывающих, несмотря на небольшое и непродолжительное оживление летом 2020 года. В этом регионе произошло самое большое падение в абсолютном выражении: в 2020 году число международных туристов сократилось более чем на 500 миллионов человек. В Северной и Южной Америке снижение составило 69 %. в международных прибытиях после несколько лучших результатов в последнем квартале года [15].

По данным UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex [14], восстановление международного туризма в 2021 году оставалось неустойчивым несмотря на подъем в третьем квартале 2021 года. После слабой первой половины 2021 года международный туризм умеренно восстановился во время летнего сезона в Северном полушарии, что улучшило результаты третьего квартала года, особенно в Европе.

По данным World Tourism Barometer за январь 2022 г. [16], международные туристические прибытия увеличились на 58 % в июле-сентябре 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020 года. Однако они остались на 64 % ниже уровня 2019 года. И в августе, и в сентябре 2021 года количество прибытий составило -63 % по сравнению с 2019 годом, что является лучшим месяч-

171

ным результатом с начала пандемии. Данные о доходах и расходах от международного туризма показывают аналогичное улучшение в третьем квартале 2021 года.

Рост спроса в третьем квартале 2021 года был обусловлен повышением доверия путешественников на фоне быстрого прогресса в области вакцинации и ослабления ограничений на въезд во многих направлениях. В январе-сентябре 2021 года международные туристические прибытия по всему миру были на 20 % ниже, чем за тот же период 2020 года, но все же на 76 % ниже уровня

2019 года [15].

В Северной и Южной Америке были зафиксированы самые высокие результаты за первые девять месяцев 2021 года: количество прибытий выросло на 1 % по сравнению с 2020 годом, но все еще на 65 % ниже уровня 2019 года. В Европе наблюдалось снижение на 8 % по сравнению с

2020 годом, что на 69 % ниже уровня 2019 года. В Азиатско-Тихоокеанском регионе количество прибытий было на 95 % ниже уровня 2019 года, поскольку многие направления оставались закрытыми для второстепенных поездок. В Африке и на Ближнем Востоке зафиксировано падение на 77 % и 82 % соответственно по сравнению с 2019 годом [18].

Несмотря на улучшение в третьем квартале года, темпы восстановления остаются медленными и неравномерными по регионам мира из-за разной степени ограничений на передвижение, показателей вакцинации и уверенности путешественников.

По данным UNWTO World Tourism Barometer and Statistical Annex [15], небольшое улучшение в июне и июле 2021 года было подкреплено открытием многих направлений для международных поездок, в основном в Европе и Америке. Азия и Тихоокеанский регион по-прежнему демонстрируют самые слабые результаты в январе-июле 2021 года: количество международных прибытий сократилось на 95 % по сравнению с тем же периодом 2019 года. На Ближнем Востоке (-82 %) зафиксировано второе по величине снижение, за ним следуют Европа и Африка (обе -77 %). В Северной и Южной Америке (-68 %) произошло сравнительно меньшее снижение.

Несмотря на относительное улучшение по сравнению с низким уровнем 2020 года, международный туризм оставался значительно ниже уровня 2019 года. Это также отражено в оценке, сделанной Группой экспертов ЮНВТО в ходе сентябрьского опроса, которая показывает смешанные результаты за период с мая по август 2021 года [15].

По прогнозам, большинство экспертов по-прежнему ожидают восстановления в 2022 году, вызванного неудовлетворенным спросом, в основном во втором и третьем кварталах этого года. Почти треть респондентов ожидают потенциального восстановления в 2023 году [18].

Доходы от экспорта от международного туризма достигли 700-800 млрд долларов США в

2021 году, что немного лучше, чем в 2020 году, но менее половины от 1,7 трлн долларов США, зарегистрированных в 2019 году. Прямой экономический вклад туризма оценивается в 1,9 трлн долларов США в 2021 году (измеряется в прямом валовом внутреннем продукте туризма), что значительно ниже допандемического значения в 3,5 трлн долларов США [18].

Безопасное возобновление международного туризма будет по-прежнему зависеть от скоординированных действий стран в отношении ограничений на поездки, согласованных протоколов по охране здоровья и гигиене, и эффективной коммуникации.

После слабой первой половины 2021 года международный туризм восстановился во время летнего сезона в Северном полушарии, что улучшило результаты третьего квартала года, особенно в Европе.

Генеральный секретарь ЮНВТО Зураб Пололикашвили сказал: «Данные за третий квартал 2021 года обнадеживают. Тем не менее, количество прибывающих по-прежнему на 76 % ниже допандемического уровня, а результаты в разных регионах мира остаются неравномерными». В свете роста числа случаев и появления новых вариантов он добавил, что «мы не можем ослабить бдительность и должны продолжать наши усилия по обеспечению равного доступа к вакцинациям, координации процедур поездок, использованию цифровых сертификатов о прививках для облегчения мобильности и продолжать поддерживать сектор» [14].

Рост спроса был вызван повышением доверия путешественников на фоне быстрого прогресса в области вакцинации и ослабления ограничений на въезд во многих направлениях.

В Европе цифровой сертификат COVID ЕС помог облегчить свободное передвижение по Европейскому союзу, устранив значительный отложенный спрос после многих месяцев ограничений на поездки. Прибытие в январе-сентябре 2021 г. было всего на 8 % ниже, чем за тот же период

172

2020 г., но все же на 69 % ниже, чем в 2019 г. Самые высокие результаты въезда были зафиксированы в Северной и Южной Америке в январе-сентябре: прибытие выросло на 1 % по сравнению с 2020 г., но все еще на 65 % ниже уровня 2019 г. В странах Карибского бассейна зафиксированы самые высокие результаты по субрегионам: количество прибытий выросло на 55 % по сравнению с тем же периодом 2020 года, хотя все еще на 38 % ниже, чем в 2019 году [14].

В настоящий момент многие страны Европы уже снимают ограничения на свободные перемещения в связи с высоким уровнем вакцинации в их странах (Австрия, Италия, Швейцария, Израиль и другие) [18].

20

-20

3,8

4,2

6,8

1,5

Мир

Европа Азия и Океания Америка

Африка

Средний Восток

4

2

0

-40

-60

-80

-100

■ 2019 12020 12021

Рис. 1. Международные туристические прибытия по регионам (изменение в %) [16]

Несмотря на улучшение, наблюдаемое в третьем квартале года, темпы восстановления остаются медленными и неравномерными по регионам мира. Это связано с разной степенью ограничений на передвижение, уровнем вакцинации и доверием путешественников. В то время как в Европе (-53 %) и Америке (-60 %) наблюдалось относительное улучшение в третьем квартале 2021 года, количество прибытий в Азиатско-Тихоокеанский регион сократилось на 95 % по сравнению с 2019 годом, поскольку многие направления оставались закрытыми для второстепенных поездок. Африка и Ближний Восток зафиксировали падение на 74 % и 81 % соответственно в третьем квартале по сравнению с 2019 годом. Среди крупных направлений Хорватия (-19 %), Мексика (-20 %) и Турция (-35 %) продемонстрировали лучшие результаты. в июле-сентябре 2021 года, по имеющейся на данный момент информации [16].

Данные о доходах от международного туризма показывают аналогичное улучшение в третьем квартале 2021 года. Мексика зафиксировала те же доходы, что и в 2019 году, в то время как Турция (-20 %), Франция (-27 %) и Германия (-37 %) продемонстрировали сравнительно меньшее снижение по сравнению с предыдущим годом. в год. В выездном туризме результаты также были несколько лучше: Франция и Германия сообщили о снижении расходов на международный туризм на 28 % и -33 % соответственно в третьем квартале [16].

С другой стороны, туристические расходы на поездку значительно увеличились из-за больших сбережений и неудовлетворенного спроса, что смягчило удар по экономике. Международные поступления выросли в среднем с 1000 долларов США на прибытие в 2019 году до 1300 долларов

173

США в 2020 году и могут превысить 1500 долларов США в 2021 году [18]. Однако более высокие расходы также являются результатом более длительного пребывания, роста цен на транспорт и проживание.

Несмотря на недавние улучшения, неравномерный уровень вакцинации по всему миру и новые штаммы COVID-19 могут повлиять на и без того медленное и хрупкое восстановление. Экономическая напряженность, вызванная пандемией, также может повлиять на спрос на поездки, усугубленный недавним скачком цен на нефть и нарушением цепочек поставок.

Миллионы людей по всему миру живут за счет туризма. Миллиарды людей ежегодно имеют возможность по достоинству оценить культурную самобытность своего народа и народов других стран, богатство природы. В некоторых странах доля этого сектора в ВВП может составлять более 20 процентов, и в целом туризм является третьей по величине экспортной отраслью мировой экономики. Туризм оказался одним из секторов, наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 [19].

В данной части исследования необходимо представить практическую составляющую роли банковского сектора в обеспечении международного туризма в период коронакризиса. Индустрия туризма имеет дело с посетителями из-за рубежа и требует специальных решений для обмена иностранной валюты. Первый национальный банк Намибии, обычно называемый FNB Namibia, является крупнейшим коммерческим банком Намибии и, по данным лондонского журнала The Banker, лучшим банком Намибии пятый год подряд, охватывает всю страну с 42 отделениями с услугами по обмену валюты и обменным пунктам для удобства туристов и клиентов туристического бизнеса [6].

Возможность посетить достопримечательности по всему миру неизбежно вызывает желание забронировать рейс и испытать волшебство, которое приносят Эйфелева башня, Статуя Свободы и Храм Баальбека. С людьми, стекающимися из разных уголков земного шара, туризм зарекомендовал себя как движущая сила, вращающая экономическое колесо нескольких стран; при этом Ливан является сильным соперником в таком списке стран [20].

Являясь основным источником богатства в ливанской экономике, туризм предлагает широкий спектр преимуществ для индивидуальных владельцев бизнеса, жителей страны и государства. Одним из наиболее очевидных преимуществ этого сектора является занятость, поскольку туризм открывает возможности для занятости, непосредственно обслуживаемой сектором (гиды и персонал отелей, розничная торговля и продукты питания). Таком образом, туризм оказывает мультипликативный эффект для экономики, создавая новые рабочие места [2, с. 395]. Поскольку туристы все больше наполняют экономику страны финансовой ликвидностью, государства обычно вкладывают такую прибыль в улучшение инфраструктурного ландшафта страны с целью лучшей поддержки своих граждан и лучшего размещения туристов в будущем. Хотя привлечение ликвидности в экономику страны является значительным преимуществом туризма, есть и другие преимущества. Главный из них - диверсификация ливанской экономики.

С учетом 9,3 млрд долларов США или 18,4 % ВВП в 2017 году, что является вторым по величине показателем на Ближнем Востоке, туристический сектор Ливана представляет собой одного из крупнейших работодателей в стране, поскольку он создал 131 500 прямых рабочих мест (или 6,4 % от общего числа). занятости) в 2017 году. Благодаря наличию в Ливане культурного, природного и религиозного наследия, а также достопримечательностей, ливанская туристическая индустрия неизбежно будет расти с широкими рыночными возможностями, включая медицинский туризм, жилые комплексы, деловые и конференц-центры и центры [20].

От предоставления финансовых продуктов и предложений местным предприятиям, позволяющих им расти и развивать свои предложения и предоставления решений цифрового электронного банкинга для физических лиц за рубежом, более чем очевидно, что роли, которые играют банки и их туристические партнеры, сильно взаимосвязаны. Ливанские банки, несомненно, могут извлечь выгоду из множества возможностей, которые предоставляет туризм, включая депозитные схемы, схемы кредитования МСП, пакет кредитования для покупки и ремонта отелей, пакет кредитования для путешественников и агентств, а также банковские гарантии для предприятий, связанных с туризмом [20].

Туристический банк стремится предоставлять своим ценным клиентам широкий спектр финансовых продуктов и услуг таким образом, чтобы эти услуги были быстрыми, легкодоступны-

174

ми, удобными и эффективными для них [2, с. 394]. Основная стратегия — инновации в предоставлении финансовых продуктов и услуг, уделяя при этом внимание управлению рисками.

Поддержка и продвижение туризма как бизнеса, а также социальной ответственности — это главные цели банковского сектора в обеспечении туристской деятельности. Туристический банк имеет значительное присутствие на основных смежных рынках, таких как отели и индустрия туристических услуг, предлагая специально разработанные финансовые продукты для наших клиентов.

Проведя анализ развития международного туризма, стоит обратиться к данным Российской Федерации. На уровне обеспечения и развития внутреннего туризма, Российская Федерация продолжает реализацию программу Государственного субсидирования поездок по России, разработанная Федеральным агентством по туризму. В рамках программы туристы могут оплатить путешествия картой «Мир» и получить кэшбек 20 % от его стоимости [8].

По итогам 2020 года в рамках реализуемой программы граждане приобрели туров и проживания на 6,5 млрд рублей. Количество человек, принявших участие в программе достигло 300 тысяч человек. Таким образом крупные туроператоры смогли увеличить продажи по сравнению с предыдущим годом на 40 %. Активность бронирований за этот же период вырос в среднем на 15-20 % [9].

В условиях ограничений туристического потока, вызванного СОУГО-19, а также введенного запрета в феврале 2022 года на полеты авиакомпаний России во всем воздушном пространстве ЕС, и ответными санкциями России по закрытию воздушного пространства для европейских судов, данная программа приобретает все большую популярность и актуальность организации путешествий по России и развития внутреннего туризма повсеместно в регионах России [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная программа благоприятно влияет на развитие региональных экономик. По данным, Ро-стуризма, региональные экономики за счет реализации программы получили суммарно около 13 млрд рублей. За счет мультипликативного эффекта развития труизма, регионы смогли обеспечить существенную поддержку сферы гостеприимства, а также востребованность тысячи рабочих мест [11].

В качестве примера развития регионального туризма мы выбрали Ростовскую область. В Ростовской области продолжается реализация программы студенческого туризма. Данная программа реализуется на Дону Южным федеральным университетом и АНО «Агентство по туризму и деловым коммуникациям». По итогам 2021 года в программе приняли участие 21 вуз страны. На 2022 год количество вузов планируется увеличиться до 150 [12].

Перспективным направлением развития туризма в Ростовской области — становится Азов. Для привлечения большего числа туристов и развития внутреннего туризма в Российской Федерации в г. Азове планируют существенно изменит инфраструктуру.

По заявлению первого заместителя губернатора Ростовской области, И. Гуськова, запланированы строительство набережной, расширение и модификация транспортных магистралей, благоустройство улиц и прогулочных зон, реставрационные работы и реконструкция культурных объектов. Все эти изменения возможны благодаря подпроекту «Повышение туристской привлекательности города Азова как стратегический фактор развития региона» проекта «Комплексное развитие территории и инфраструктуры малых исторических поселений, 2-й этап» [13]. ВЫВОДЫ

Согласно отчету Группы экспертов ЮНВТО, по состоянию на январь 2022 год, восстановление международного туризма как раз приходится на 2022 год (рис/ 2).

Однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что количество международных прибытий вернется к допандемийному уровню 2019 года именно в 2024 году [18].

Индекс доверия ЮНВТО показывает небольшое снижение в январе-апреле 2022 года. Основными факторами, выявленными экспертами, являются быстрое и более широкое развертывание вакцинации, за которым последовало серьезное снятие ограничений на поездки, а также усиление координации и более четкая информация о протоколах поездок, для эффективного восстановления международного туризма. Сценарии ЮНВТО показывают, что прибытие международных туристов может вырасти на 30-78 % в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Однако этот уровень все равно будет на 50-63 % ниже допандемического уровня [18].

Международный туризм наряду с важностью обеспечения финансовой и экономической составляющих очень важен в культурном отношении. Культурное обогащение мирового населения посредством путешествий и посещений мировых культурных столиц, музеев, достопримечатель-

175

70 60 50 40 30 20 10 0

Мир

Европа Азия и Океания Америка

Африка

Средний Восток

■ 2022 -2023 12024

Рис. 2. Прогноз восстановления международного туризма, на 2022-2024 гг., в %, по регионам, по регионам, в % [18]

ностей, настолько же важно, насколько и получение позитивных и ярких эмоций и впечатлений от посещения этих исторических и культурных мест. Особенно это важно сейчас, когда пандемия коронакризиса находится еще в незавершенном процессе, и мир стоит на пути важнейших стратегических геополитических событий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Змияк С. С. Российский рынок передовых производственных технологий как фактор повышения конкурентоспособности национальной промышленности и соответствия мировым технологическим трендам / С.С. Змияк, Н.Н. Решетникова // Актуальные проблемы науки и техники. 2021: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2021. — С. 582-583.

2. Реализация ESG-принципов в стратегии устойчивого развития экономики России: монография / Н.Г. Вовченко и др.; под. ред. д.э.н., проф. Е.Н. Макаренко, д.геогр.н., проф. С.В. Бердникова. — Ростов-на-Дону : Издательскополиграфический комплекс Рост. гос. экон. ун-та (РИНХ), 2022. — 508 с.

3. Reshetnikova N. (2019) The International Business Cooperation and Its Influence on Enterprise Financial Security Under Globalization / N. Reshetnikova, M. Magomedov, D. Buklanov, E. Zakharchenko [Electronic Resource] // In: Popkova E. (eds) The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. ISC 2018. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 57. Springer, Cham. — Access Mode: doi-org-443.webvpn.fjmu.edu.cn/10.1007/978-3-030-00102-5_31 (date ofthe application: 06.12.2020).

4. Hrechyshkina, O. (2016). Management of sustainable development of regional tourism / O. Hrechyshkina, [Electronic Resource]. — Access Mode: rep.polessu.by/bitstream/123456789/16440/1/Hrechyshkina_0_Management %20of %20sustainable %20development %20of %20regional %20tourism.pdf (date ofthe application: 10.01.2022).

5. De Araujo, L.M. Partnership and regional tourism in Brazil / L.M. De Araujo & B. Bramwell [Electronic Resource] // Annals oftourism research. — 2002. — 29 (4). — 1138-1164. — Access Mode: doi.org/10.1016/S0160-7383(02)00033-6 (date of the application: 10.01.2022).

6. Huang, Z.F. A Summary of Study on Regional Tourism Environment in China [J] / Z.F. Huang, Z.G. Chen & L.W. Yuan [Electronic Resource] // Geography and Geo-Information Science. — 2004. — 20 (3). — 99-104. — Access Mode: doi.org/10.3390/su10051321 (date ofthe application: 10.01.2022).

7. Дышловой И.Н. Социально-экономическое значение сферы туризма в системе социально-экономических отношений / И.Н. Дышловой, М.С. Филатова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 2 (55). — С. 150-158.

8. Федеральное Агентство по Туризму [Электронный ресурс]. — Режим доступа: xn—b1afakdgpzinidi6e.xn— p1ai/?utm_source=site_tourismgovru&utm_medium=referral&utm_campaign=cashback_20&utm_content=news_pr (дата обращения: 10.01.2022).

9. Ростуризм подвел итоги программы туристического кешбэка в 2020 году [Электронный ресурс] // Федеральное Агентство по Туризму. — 09.12.2020. —Режим доступа: tourism.gov.ru/news/17009/ (дата обращения: 10.01.2022).

10. Европа и Россия прервали прямое авиасообщение [Электронный ресурс] // Ведомости. — 28.02.2022. — Режим доступа: www.vedomosti.ru/business/articles/2022/02/27/911179-evropa-rossiya-prervali-aviasoobschenie (дата обращения: 28.02.2022).

176

11. Программа Туристического Кэшбека [Электронный ресурс] // Федеральное Агентство по Туризму. — Режим доступа: xn—b1afakdgpzinidi6e.xn—p1ai/?utm_source=site_tourismgovru&utm_medium=referral&utm_ campaign=cashback_20&utm_content=news_pr (дата обращения: 28.02.2022).

12. На Дону продолжится реализация программы студенческого туризма [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. — Режим доступа: www.donland.ru/news/16170/ (дата обращения: 28.02.2022).

13. Азов становится всё более привлекательным для туристов городом [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Ростовской области. — 04.02.2022. — Режим доступа: www.donland.ru/news/17026/ (дата обращения: 28.02.2022).

14. World Tourism Barometer and Statistical Annex [Electronic Resource] // UNWTO. — 2021. — November. — Access Mode: www.e-unwto.org/doi/epdi710.18111/wtobarometereng.2021.19.1.6 (date of the application: 10.01.2022).

15. World Tourism Barometer and Statistical Annex [Electronic Resource] // UNWTO. — September 2021. — Access Mode: www.e-unwto.org/doi/epdi/10.18111/wtobarometereng.2021.19.1.5 (date of the application: 28.02.2022).

16. International tourism up 4 % in 2021 but still 72 % below pre-pandemic levels [Electronic Resource] // UNWTO. — 2022. — Jan. — Vol 2. Issue 1. — Access Mode: webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/ 2022-01/UNWT0_Barom22_01_January_Excerpt.pdf?lXWPdwSpA0FBYClC_xMHrLYarzBnARrV (date of the application: 28.02.2022).

17. World Tourism Barometer. 2020: Worst Year on Record for Tourism [Electronic Resource] // UNWTO. — 2022. — Jan. — Access Mode: webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2022-01/220118-Barometersmall.pdf?_ PBIQdr4u_qM0w56.l0NpfGPzylGu6Md (date ofthe application: 10.01.2022).

18. World Tourism Barometer. Tourism Grows 4 % in 2021 but Remains Far below Pre-Pandemic Levels [Electronic Resource] // UNWTO. — Access Mode: webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2022-01/220118-unwto-barometer-en.pdf?vUmCK4VeI8HXl.49ZvSI44gCZDrZVzpR (date of the application: 10.02.2022).

19. Vaccines and reopen borders driving tourism's recovery [Electronic Resource]. — Access Mode: www.unwto.org/taxonomy/term/347 (date of the application: 10.10.2021).

20. Tourism and Banking: Providing All Out Economic Growth In Lebanon [Electronic Resource]. — Access Mode: bml.com.lb/en/Tourism-and-Banking (date of the application: 10.10.2021).

SPISOKLITERATURY

1. Zmiyak S.S. Rossiyskiy rynok peredovykh proizvodstvennykh tekhnologiy kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti natsional'noy promyshlennosti i sootvet-stviya mirovym tekhnologicheskim trendam / S.S. Zmiyak, N.N. Reshetnikova // Aktual'nyye problemy nauki i tekhniki. 2021: Materialy Vserossiyskoy (natsional'noy) nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Rostov-na-Donu, 2021. — S. 582-583.

2. Realizatsiya ESG-printsipov v strategii ustoychivogo razvitiya ekonomiki Rossii: monografiya / N.G. Vovchenko i dr.; pod. red. d.e.n., prof. Ye.N. Makarenko, d.geogr.n., prof. S.V. Berdnikova. — Rostov-na-Donu : Izdatel'skopoligraficheskiy kompleks Rost. gos. ekon. un-ta (RINKH), 2022. — 508 s.

3. Reshetnikova N. (2019) The International Business Cooperation and Its Influence on Enterprise Financial Security Under Globalization / N. Reshetnikova, M. Magomedov, D. Buklanov, E. Zakharchenko [Electronic Resource] // In: Popkova E. (eds) The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. ISC 2018. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 57. Springer, Cham. — Access Mode: doi-org-443.webvpn.fjmu.edu.cn/10.1007/978-3-030-00102-5_31 (date of the application: 06.12.2020).

4. Hrechyshkina, O. (2016). Management of sustainable development of regional tourism / O. Hrechyshkina, [Electronic Resource]. — Access Mode: rep.polessu.by/bitstream/123456789/16440/1/Hrechyshkina_O_Management %20of %20sustainable %20development %20of %20regional %20tourism.pdf (date of the application: 10.01.2022).

5. De Araujo, L.M. Partnership and regional tourism in Brazil / L.M. De Araujo & B. Bramwell [Electronic Resource] // Annals oftourism research. — 2002. — 29 (4). — 1138-1164. — Access Mode: doi.org/10.1016/S0160-7383(02)00033-6 (date ofthe application: 10.01.2022).

6. Huang, Z.F. A Summary of Study on Regional Tourism Environment in China [J] / Z.F. Huang, Z.G. Chen & L.W. Yuan [Electronic Resource] // Geography and Geo-Information Science. — 2004. — 20 (3). — 99-104. — Access Mode: doi.org/10.3390/su10051321 (date ofthe application: 10.01.2022).

7. Dyshlovoy I.N. Sotsial'no-ekonomicheskoye znacheniye sfery turizma v sisteme sotsial'no-ekonomicheskikh otnosheniy / I.N. Dyshlovoy, M.S. Filatova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — .№ 2 (55). — S. 150-158.

8. Federal'noye Agent- stvo po Turizmu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: xn—b1afakdgpzinidi6e.xn— p1ai/?utm_source=site_tourismgovru&utm_medium=referral&utm_campaign=cashback_20&utm_content=news_pr (data obrashcheniya: 10.01.2022).

9. Rosturizm podvel itogi programmy turisticheskogo keshb-eka v 2020 godu [Elektronnyy resurs] // Federal'noye Agent-stvo po Turizmu. — 09.12.2020. — Rezhim dostupa: tourism.gov.ru/news/17009/ (data obrashcheniya: 10.01.2022).

177

10. Yevropa i Rossiya prervali pryamoye aviasoobshcheniye [Elektronnyy resurs] // Vedomosti. — 28.02.2022. — Rezhim dostupa: www.vedomosti.ru/business/articles/2022/02/27/911179-evropa-rossiya-prervali-aviasoobschenie (data obrashcheniya: 28.02.2022).

11. Programma Turisticheskogo K^eshbeka [Elektronnyy resurs] // Federal'noye Agentstvo po Turizmu. — Rezhim dostupa: xn—b1afakdgpzinidi6e.xn—p1ai/?utm_source=site_tourismgovru&utm_medium= referral&utm_campaign=cashback_20&utm_content=news_pr (data obrashcheniya: 28.02.2022).

12. Na Donu prodolzhit-sya realizatsiya programmy studencheskogo turizma [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Rostovskoy oblasti. — Rezhim dostupa: www.donland.ru/news/16170/ (data obrashcheniya: 28.02.2022).

13. Azov stanovit-sya vsл boleye privlekatel'nym dlya turistov gorodom [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Rostovskoy oblasti. — 04.02.2022. — Rezhim dostupa: www.donland.ru/news/17026/ (data obrashcheniya: 28.02.2022).

14. World Tourism Barometer and Statistical Annex [Electronic Resource] // UNWTO. — 2021. — November. — Access Mode: www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometereng.2021.19.1.6 (date of the application: 10.01.2022).

15. World Tourism Barometer and Statistical Annex [Electronic Resource] // UNWTO. — September 2021. — Access Mode: www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometereng.2021.19.1.5 (date of the application: 28.02.2022).

16. International tourism up 4 % in 2021 but still 72 % below pre-pandemic levels [Electronic Resource] // UNWTO. — 2022. — Jan. — Vol 2. Issue 1. — Access Mode: webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/ 2022-01/UNWTO_Barom22_01_January_Excerpt.pdf?lXWPdwSpA0FBYClC_xMHrLYarzBnARrV (date of the application: 28.02.2022).

17. World Tourism Barometer. 2020: Worst Year on Record for Tourism [Electronic Resource] // UNWTO. — 2022. — Jan. — Access Mode: webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2022-01/220118-Barometersmall.pdf?_ PBIQdr4u_qM0w56.l0NpfGPzylGu6Md (date ofthe application: 10.01.2022).

18. World Tourism Barometer. Tourism Grows 4 % in 2021 but Remains Far below Pre-Pandemic Levels [Electronic Resource] // UNWTO.—Access Mode: webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2022-01/220118-unwto-barometer-en.pdf?vUmCK4VeI8HXl.49ZvSI44gCZDrZVzpR (date ofthe application: 10.02.2022).

19. Vaccines and reopen borders driving tourism's recovery [Electronic Resource]. — Access Mode: www.unwto.org/taxonomy/term/347 (date of the application: 10.10.2021).

20. Tourism and Banking: Providing All Out Economic Growth In Lebanon [Electronic Resource]. — Access Mode: bml.com.lb/en/Tourism-and-Banking (date of the application: 10.10.2021).

Статья поступила в редакцию 10 марта 2022 года Статья одобрена к печати 5 апреля 2022 года

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.