Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2021. № 54
УДК 338
DOI: 10.17223/19988648/54/17
А.А. Гусейн, У.Ф. Садыгова
ВЛИЯНИЕ КОРОНАВИРУСА НА ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕКТОР АЗЕРБАЙДЖАНА И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ТУРИЗМА В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Одним из секторов, наиболее пострадавших от новой пандемии коронавируса в мире, стал туризм. В связи с закрытием границ и приостановкой полетов в 2020 г. по сравнению с 2019 г. в Азербайджан прибыло в 4 раза меньше иностранцев и лиц без гражданства. В 2020 г. оборот взаимных туристических услуг снизился в 4,3 раза, возник дефицит в результате превышения импорта над экспортом туристических услуг. Кризис нанес серьезные экономические потери не только туристическому сектору, но и другим смежным отраслям. В этом исследовании авторы также оценивают влияние пандемии COVID-19 на туристический сектор и ожидаемый период восстановления. Авторы внесли предложения об изменениях, которые произойдут в постпандемический период в развитии альтернативного туризма и степени готовности Азербайджана к нему. Цель исследования - изучить влияние коронавирусной инфекции на мировую экономику и экономику страны, изучить проблемы и существующие сценарии развития, также изучить возможность использования альтернативных видов туризма в период постпандемии. Методология исследования - в иследо-вательской работе авторы использовали сравнительный анализ, системный подход, статистический анализ. Значимость исследования - на основе полученных аналитических результатов обобщено влияние пандемии COVID-19 на туристический сектор, обосновано применение мер, которые необходимо принять в постпандемии для туристического сектора. Результат исследования -для устранения проблем, вызванных вирусом, необходимо применить ряд новых правил путешествия в сфере туризма, которые могут включать визовый режим, вакцинацию, страхование. Требование поддерживать физическое расстояние также может изменить организационную форму туризма, и туристические компании могут быть вынуждены перейти от массового туризма к индивидуальным или небольшим групповым поездкам. В проекте «Государственной программы по восстановлению и устойчивому развитию освобожденных территорий Азербайджанской Республики на 2021-2025 годы» считается целесообразным выделить особое место для развития туризма. Оригинальность и научная новизна исследования - в ходе исследования авторы обобщили проблемы, созданные пандемией в сфере туризма, проанализировали различные сценарии будущего развития туризма, внесли ряд предложений для туристических компаний в постпандемический период. Также был изучен потенциал альтернативных видов туризма и выдвинуты соответствующие предложения по развитию туризма на освобожденных от оккупации территориях. Ключевые слова: коронавирус, ВВП, туризм, постпандемия, культурный туризм, оздоровительный туризм
Введение
По оценкам ЮНВТО, ущерб от пандемии СОУШ-19 для туризма составит от 900 млрд до 1,2 трлн долл. Из-за влияния пандемии СОУШ-19 на авиацию, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (1АТА), количество людей, занятых в этой сфере в 2020 г., сократилось с 46 млн до 41,7 млн чел., что привело к потере 52,5% рабочих мест, на 58% уменьшилось туристическое путешествие [15]. Хотя авиационная отрасль закончила 2020 г. с убытком в размере 118 млрд долл., она не сможет получить прибыль в 2021 г. Таким образом, в 2021 г. прогнозируется сокращение убытков этого сектора до 38 млрд долл.
Достаточно взглянуть на один факт, чтобы представить масштаб ущерба, нанесенного этой отрасли пандемией. В отчете Международной ассоциации воздушного транспорта говорится, что авиакомпаниям по всему миру требуется помощь в размере 173 млрд долл. из-за СОУШ-19, при этом они платят 111 млрд долл. налогов правительствам [10, с. 1].
По данным 1АТА, пассажиропоток упал на 66% в 2020 г., что является самым резким спадом в истории авиации [11, р. 1]. Ожидается, что финансовые показатели авиакомпаний улучшатся сначала в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а затем в развитых странах. Несомненно, успешная вакцинация против пандемии СОУШ-19 может ускорить процесс восстановления авиации, туризма, общественного питания, образовательных услуг и экономики в целом.
Пандемия нанесла серьезный ущерб туристическому сектору в Азербайджане, как и в большинстве стран мира. По сравнению с 2019 г. количество иностранцев и лиц без гражданства, посетивших Азербайджан в 2020 г., уменьшилось в 4 раза. В 2020 г. количество ночевок в отелях страны уменьшилось в 3,3 раза по сравнению с 2019 г. и составило 999,8 тыс.
В этой статье также оценивается влияние пандемии соу1^19 на туристический сектор, выностся предложения относительно ожидаемого периода восстановления и подготовки к постпандемическому периоду.
Влияние пандемии СОУГО-19 на туристический сектор Азербайджана
Последствия кризиса, вызванного пандемией коронавируса, он продолжают наблюдаться в туристическом секторе Азербайджана, как и в других странах. По данным Госпогранслужбы, в 2020 г. в Азербайджан прибыло 795,7 тыс. иностранцев и лиц без гражданства из 155 стран, что в 4 раза меньше, чем в 2019 г.
Как видно из рис. 1, в целях предотвращения распространения корона-вирусной инфекции введение ограничительного режима на государственной границе между Азербайджанской Республикой и соседними странами, а также временные ограничения на поездки в большинстве стран привели к резкому снижению посещаемости, особенно в апреле-декабре 2020 г. Визиты в Азербайджан во втором-четвертом кварталах 2020 г. были в основном с нетуристическими целями.
1200
1000
1008
800
800
752
611
600
400
200
четверть
II
71
четверть
III
96
четверть
IV
109
четверть
2019 г., посетившие Азербайджан
2020 г., посетившие Азербайджан
Рис. 1. Количество иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Азербайджан в 2019-2020 гг., тыс. чел.
Именно со второго квартала 2020 г. наблюдается резкое снижение оборота туристических услуг (рис. 2). Так, если во втором квартале 2019 г. было экспортировано туристических услуг на сумму 457 млн долл., то во втором квартале 2020 г. - на 5 млн долл. По сравнению с 2019 г. это снижение продолжилось в третьем и четвертом кварталах 2020 г.
700 600 500 400 300 200 100 0
637
457
319
6
I четверть
,50 II четверть
586
15
378 369
65
III четверть
59
IV четверть
2019 2020 2019 2020
Рис. 2. Оборот туристических услуг в 2019-2020 гг., млн долл. США [8]
По данным Центрального банка Азербайджана, оборот взаимных туристических услуг в 2020 г. снизился в 4,9 раза и составил 715,9 млн долл. США. В результате превышения импорта над экспортом туристических
0
I
услуг в 2020 г. возник дефицит в размере 107,5 млн долл. США [7]. Отметим, что с 2016 г. в обороте взаимных туристических услуг в Азербайджане наблюдается положительное сальдо. Из-за воздействия пандемии СОУШ-19 в 2020 г. в этой области снова возник дефицит.
В 2020 г. 16% экспорта туристических услуг пришлось на командировки и 84% на личные поездки. За этот период 12% импорта туристических услуг пришлось на командировки и 88% на личные поездки.
Отметим, что в 2020 г. объем туристических услуг, оказанных зарубежными странами резидентам Азербайджана, составил 411,7 млн долл. США. 88,2% из них произошло за счет личных визитов граждан Азербайджана [8].
В результате нашего анализа выяснилось, что в 2019 г. авиакомпанией воспользовались 40% посетителей нашей страны, тогда как в 2020 г. этот показатель составлял 27,6%. Это произошло из-за временного закрытия воздушно-транспортных путей для предотвращения распространения ко-ронавирусной инфекции.
В 2020 г. выручка гостиниц снизилась в 3,9 раза по сравнению с прошлым годом и составила 116,8 млн манатов. Так, 60,2% получено от предоставления комнат, 29,0% - от услуг общественного питания, 2,5% - от лечения и медицинских услуг и 8,3% от оказания прочих услуг. Как видно из нашего анализа, после пандемии СОУШ-19 пройдет много времени, чтобы оправиться от ущерба, нанесенного туристическому сектору Азербайджана.
Развитие туристической отрасли в постпандемический период
Развитие туристического сектора в Азербайджанской Республике объявлено приоритетом, и в последние годы в этой сфере была достигнута определенная динамика. Согласно отчету Всемирного экономического форума «Туризм и конкурентоспособность путешествий» за 2019 г., Азербайджан переместился с 57-го на 28-е место в деловой среде туристического бизнеса по сравнению с предыдущим отчетом. Основываясь на достигнутых результатах, в отчете Азербайджан оценивается как «самая развитая страна в мире с точки зрения деловой среды в сфере туризма». Пандемия СОУШ-19 за короткий период времени нанесла серьезный урон этому динамично развивающемуся сектору.
Несмотря на то, что пандемия СОУШ-19 продолжает распространяться по миру в первом квартале 2021 г., развитие туристической отрасли в постпандемический период уже является основной темой обсуждения. По мнению специалистов в этой области, увеличение количества вакцинированных будет постепенно способствовать снижению ограничений на поездки, и с 2022 г. ситуация начнет нормализоваться. Даже появление нового штамма вируса СОУШ-19 в первом квартале 2021 г. побуждает многие штаты отказаться от своих усилий по снижению ограничений на поездки.
В отчете ЮНВТО об ограничениях на поездки анализируется текущая ситуация в 217 направлениях по всему миру. Выяснилось, что с начала февраля 2021 г. 32% всех направлений в мире (69 направлений) полностью
закрыто для международного туризма. Более половины из них (38 направлений) закрыто для туристов минимум на 40 недель. В то же время 34% направлений в мире в настоящее время частично закрыто для иностранных туристов.
Несмотря на существующую неопределенность, Азербайджан должен принять комплексные меры по развитию туристического сектора в постпандемический период. В частности, важно достичь цели «Стратегической дорожной карты по развитию специализированной индустрии туризма в Азербайджанской Республике» к 2025 г., чтобы сделать Азербайджан одним из самых привлекательных туристических направлений как в регионе, так и среди других стран.
Следует отметить, что 29,4% посетителей Азербайджана в 2019 г. составили граждане Российской Федерации, 22,9% - Грузии, 10,0% - Турции и 8,1% - Ирана. В постпандемический период можно прогнозировать увеличение количества посетителей из Турции в нашу страну. Поскольку в последнее время были предприняты серьезные шаги для облегчения поездок между двумя странами, визы были отменены и граждане получили возможность путешествовать с удостоверением личности.
С другой стороны, освобождение азербайджанских земель от оккупации создает большой туристический потенциал, особенно в этих областях. В постпандемический период важно использовать эти возможности и развивать внутренний туризм. Согласно плану действий, утвержденному Кабинетом министров Азербайджанской Республики 4 апреля 2020 г., развитие внутреннего туризма определено в качестве основных приоритетов экономической политики государства в среднесрочной перспективе с целью поддержания экономического роста и создания новых рабочих мест. Развитие этого сектора направлено на поддержку государства и привлечение частных инвестиций.
Возможности развития альтернативного туристического потенциала в Азербайджане в постпандемический период
Один из пяти приоритетов, провозглашенных в документе «Азербайджан 2030: национальные приоритеты социально-экономического развития», связан с большим возвращением на освобожденные от оккупаций территории. В документе подчеркивается, что мы можем довести долю освобожденного региона в экономической деятельности до дооккупацион-ной ситуации и неуклонно ее увеличивать. Именно сектор туризма может сыграть исключительную роль в восстановлении экономической активности на освобожденных территориях [1].
Стоит рассмотреть потенциал альтернативного туризма в Азербайджане в постпандемический период по двум направлениям. Первое направление -это посещение с целью знакомства с природными, историческими и культурными памятниками, музеями, театрами, общественными зданиями, бытом и традициями народов (культурный туризм). Цель - улучшить миро-
воззрение человека и обогатить духовные и человеческие ценности в области различных культур. Второе направление - путешествия на курорты и оздоровительные места (оздоровительный туризм). Это не только плановая деятельность по лечению, но и реабилитация и лечение хронических заболеваний в термальных лечебных учреждениях.
Культурная сфера имеет свой экономический потенциал и вносит серьезный, растущий вклад в экономику страны: это привлекательная сфера для инвестиций, это источник развития образования, туризма, средств массовой информации и индустрии развлечений. Культура может влиять на экономические результаты разными способами. Культурная сфера стремительно развивается и ценится как мощная сфера, обеспечивающая занятость, доход и культурное разнообразие. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики № 1170 от 29 октября 2020 г. «Об организации временного специального управления на освобожденных территориях Азербайджанской Республики» представители Министерства культуры Азербайджанской Республики с целью инвентаризации и охраны памятников и учреждений культуры провели мониторинг. В ходе проведенного мониторинга было выявлено 312 государственных памятников истории и культуры. Кроме того, обнаружено 106 незарегистрированных исторических, архитектурных и археологических объектов (новых памятников), расположенных на этих территориях. Также в ходе мониторинга было обнаружено 571 учреждение культуры, в том числе 286 библиотек, 237 домов и клубов культуры, 19 музеев, 24 детские музыкальные школы, 1 кинотеатр, 2 театра, 2 галереи.
Следует отметить, что в результате оккупации Шуши вооруженными силами Армении в 1992 г. было разрушено и разграблено около 600 памятников истории и архитектуры. После освобождения Шуши в 2020 г. объявление Президентом Азербайджана этого города культурной столицей страны открывает большие возможности для развития здесь культурного туризма. В Шуше уже ведутся работы по восстановлению мероприятий - Дней поэзии Вагифа и фестиваля «Хары-Бюльбюль». С другой стороны, строительство новой дороги в Шушу и международного аэропорта в Физули создают большие возможности для развития туризма в этих областях.
Что касается оздоровительного туризма, то это не только плановые мероприятия по лечению, но и реабилитация в термальных лечебных учреждениях и лечение хронических заболеваний в центрах ухода за престарелыми. Развивающимися странами в сфере оздоровительного туризма являются Индия, Коста-Рика, Венгрия, Турция, Литва, Израиль, Иордания, Таиланд, Малайзия, Южная Корея и Куба. По оценкам исследователей, на медицинские услуги люди тратят от 3 тыс. до 10 тыс. долл. на человека. Таким образом, этот рынок туризма оценивается в 125 млрд в 2021 г. Доходы рынка здравоохранения составили 4,2 трлн долл. в 2018 г. и, как ожидается, вырастут более чем на 6,4% в следующем году. В то же время расходы на оздоровительный туризм в США оцениваются в 3,5 млрд долл., в Европе - в 2,5 млрд долл. [15, р. 5].
В Азербайджане, обладающем природными медицинскими ресурсами, созданы необходимые условия для использования этих ресурсов для реабилитации, профилактики и лечения. Азербайджан - страна, богатая курортами. Природные лечебные ресурсы включают минеральные воды, различные виды грязей, нафталановое масло, йодобромные, соленые озера, климатические ландшафты, песчаные пляжи и т.д.
Следует отметить, что в 70-80-е гг. ХХ в. развитие туризма в Карабахе достигло высокого уровня, здесь было много курортов, санаториев, учреждений культуры, досуговых центров, большое количество спальных мест в жилых помещениях. Так, в 1987 г. Карабах посетила значительная часть из 50 тыс. иностранных туристов, прибывших в Азербайджан, 250 тыс. туристов из разных регионов СССР и 2,5 млн отечественных туристов, участвовавших в турах, организованных местными туристическими и экскурсионными бюро. В целом во время оккупации Шуши количество корпусов санаторно-курортного товарищества достигло 18. Здесь располагались дом отдыха «Шуша» на 316 мест и 6-местные корпуса санатория на 1 000 мест всесоюзного значения, лечебный корпус, столовая на 400 мест и др.
Необходимо разработать комплексную программу мероприятий по превращению Шуши в климатологический и бальнеологический курорт, а также использовать в качестве туристического центра. Стоит отметить, что и раньше в Шуше проводились международные соревнования. В настоящее время в Шуше планируется проведение Международного фестиваля «Хары-Бюлбюль».
В то же время, по данным Азербайджанского национального кулинарного центра, в августе 2021 г. в Шуше состоится Международный кулинарный фестиваль на Конной равнине, и уже поступили заявки из 15 стран на участие в фестивале.
Для развития туризма в этих направлениях планируется создать несколько туристических кластеров: Физули-Ходжавенд-Шуша-Лачин; Физули-Джебраил-Зангилан; Зангилан-Губадлы; Кельбаджар-Лачин; Бар-да-Агдам. Шуша высоко ценится туристическим потенциалом отдельных регионов. Здесь может быть представлена организация культурных мероприятий, фестивальный туризм. Также природа, зимний туризм и оздоровительный туризм в направлении Кельбаджар-Лачин, культура и природа в Зангилан-Губадлы, в Физули-Агдам-Джебраил и др. Учитывая, что есть благоприятные географические условия для потока туристов в этот регион, туристы смогут прибыть из Ирана через Худафарин и из Турции через Нахчыван.
Наши исследования показывают, что есть большой потенциал для развития туристической отрасли на территориях, освобожденных от оккупации в постпандемический период. Реконструкция этих территорий, особенно восстановление Шуши, Кельбаджара и Лачина, внесет большой вклад в развитие туристического сектора в Азербайджане.
Выводы
В заключение следует отметить, что в 2020 г. наиболее сильно от коро-навирусной инфекции пострадал туристический сектор. Степень шока спроса в туристическом секторе и степень экономического воздействия на сектор зависят от того, как долго продлится пандемия. Неопределенная ситуация останется и после окончания пандемии и эффективной вакцинации. Полностью предотвратить убытки в сфере туризма невозможно. В связи с пандемией COVID-19 необходимо решить три проблемы [13]:
1. Защищать людей: посетителей (например, информацию, защиту потребителей) и работников туризма (например, обеспечивать им поддержку доходов).
2. Обеспечить выживание делового мира: поддержка МСП в туристической цепочке поставок, и в частности поддержка денежных потоков.
3. Вовлекать механизмы координации (например, частный сектор, государственное и академическое сотрудничество, краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная координированная политика, своевременная и точная информация).
Глобальная экономическая и политическая системы больше не могут оставаться неизменными. Обе системы полностью изменятся как для производителя, так и для потребителя. Чистота, гигиена, цифровизация и цифровая экономика станут новыми тенденциями. Одним словом, для достижения высоких доходов от экспорта необходимо найти новые продукты и новые рынки. Следует пересмотреть бизнес-модели, организационное управление и инновационные методы, а текущую ситуацию, которая кажется неблагоприятной, нужно сделать более благоприятной.
Ограничительный режим, применяемый в нашей стране с марта 2020 г., препятствует прибытию иностранных туристов. В то же время приостановка доступа к столице Баку и другим крупным городам страны нанесла серьезный ущерб внутреннему туризму. Таким образом, в 2016-2019 гг. сложилось положительное сальдо в обороте взаимных туристических услуг в нашей стране. К сожалению, с 2020 г. произошло пятикратное снижение. Положительное сальдо в обороте взаимных туристических услуг стало отрицательным. Под влиянием пандемии коронавируса в Азербайджане стало невозможно достичь целевых показателей Стратегической дорожной карты. В результате реализации Стратегической дорожной карты количество ночевок иностранцев в отелях и предприятиях гостиничного типа в Баку увеличится примерно с 0,8 млн ночей до не менее 3,65 млн ночей, средняя продолжительность пребывания каждого туриста должна составить 2 дня. Планировалось увеличить его до 3 дней, довести количество малобюджетного въездного туризма до 265 000, а также привлечь более 180 000 туристов в точки вдоль Великого шелкового пути и других культурных туристических маршрутов. В постпандемический период меры по развитию туризма должны учитывать целевое видение Стратегической дорожной карты на период после 2025 г., поддерживать дея-
тельность компаний въездного туризма и реализовывать программу циф-ровизации для развития цифрового подхода.
В Азербайджане есть сотни культурных туристических дестинаций особенно на освобожденных территориях, для привлечения культурных туристов. Организация международных музыкальных фестивалей и других творческих мероприятий в Шуше и других освобожденных регионах, использование курортных и оздоровительных ресурсов также дадут стимул для развития альтернативного туризма. Мы предлагаем уделить особое внимание развитию культурного, оздоровительного, агротуризма и зимнего туризма в проекте «Государственной программы по восстановлению и устойчивому развитию освобожденных от оккупации территорий Азербайджанской Республики на 2021-2025 годы».
Литература
1. Азербайджан 2030: национальные приоритеты социально-экономического развития. Баку, 2021. URL: https://president.az/articles/50474
2. Айдогуш О. Экономический кризис и пандемия // Журнал экономики и общества. 2020. 114 с.
3. Государственный комитет по статистике Азербайджанской Республики // Туризм в Азербайджане : статистический ежегодник. 2020. Баку, 2020. 96 с.
4. План по реализации пункта 10.2 приказа № 1950 от 19 марта 2020 г. «О ряде мер по снижению негативного воздействия пандемии коронавируса (COVID-19) и, как следствие, резких колебаний мировых энергетических и фондовых рынков на экономику Азербайджанской Республики, макроэкономическую стабильность, занятость и предпринимательство» // Кабинет Министров Азербайджанской Республики. Баку, 4 апреля 2020 г. URL: https://nk.gov.az/ru/document/4367/
5. Оздоровительный туризм в Азербайджане - текущее состояние и перспективы развития. Баку, 2021. 184 с.
6. «Стратегическая дорожная карта по развитию специализированной индустрии туризма в Азербайджанской Республике». Утверждено Указом Президента Азербайджанской Республики № 1138 от 6 декабря 2016 г. URL: http://e-qanun. az/framework/34254
7. Платежный баланс Азербайджанской Республики на 2020 год // Центральный банк Азербайджанской Республики. URL: https://uploads.cbar.az/assets/97aa174a150 aff7358f5aedbc.pdf
8. Центральный банк Азербайджанской Республики. Статистика иностранного сектора. URL: https://www.cbar.az/page-43/external-sector-statistics (дата обращения: 31.03.2021).
9. IACO. Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis. URL: https://www.icao.int/sustainability/Documents/COVID-19/ICAO_ Corona-virus_Econ_Impact.pdf
10. IATA. Economic Per formance of the Airline Industry. URL: https://www.iata.org/en/iata-repository/publications/economic-reports/airline-industry-economic-performance—november-2020—report/
11. IATA. Air Passenger Market Analysis. URL: https://www.iata.org/en/iata-repository/publications/economic-reports/air-passenger-monthly-analysis—december-2020/
12. McKibbin ve Fernando. The global macroeconomic impacts of COVID-19. Seven scenarios. 2020 April.
13. OECD. Tourism Policy Responses. 2020. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=124_124984-7uf8nm95se&title=Covid-19_Tourism_Policy_Responses
14. UNWTO. 2020: Worst Year in Tourism History with 1 Billion Fewer International Arrivals. URL: https://webunwto.s3.eu-west-1 .amazonaws.com/s3fs-public/2021-01/210128-barometer-en. pdf?GaI 1QTYG.Ky9LDZ2tlDKc. iRZkinJeuH
15. UNWTO Impact Assessment of the COVID-19 Outbreak on International Tourism. 2020. URL: https://www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprecedented-economic-impacts (date of access: 11.03.2021).
16. URL: https://airlines.iata.org/news/the-impact-of-covid-19-on-aviation (date of access: 17.03.2021).
17. URL: https://www.wttc.org/ (date of access: 15.03.2021).
18. URL: https://www.stat.gov.az/source/tourism/ (date of access: 30.03.2021).
Coronavirus Impact on Azerbaijan's Tourism Sector and Opportunities for Developing Alternative Tourism in the Post-Pandemic Period
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 2021. 54. pp. 287-297. DOI: 10.17223/19988648/54/17 Arzu Alim Huseyn, Azerbaijan Tourism and Management University (Baku, Azerbaijan). E-mail: [email protected]
Ulker Ferhad Sadiqova, Azerbaijan Tourism and Management University (Baku, Azerbaijan). E-mail: [email protected]
Keywords: coronavirus, GDP, tourism, post-pandemic, cultural tourism, wellness tourism.
One of the sectors most affected by the new coronavirus pandemic globally is the tourism sector. Due to the closure of the borders and the suspension of flights, in 2020, four times fewer foreigners and stateless persons visited Azerbaijan compared to 2019. In 2020, the turnover of mutual tourism services decreased by 4.3 times and there was a deficit as a result of the excess of imports over exports of tourism services. The crisis has caused serious economic losses not only in the tourism sector, but also in other related sectors. This study assesses the authors' predictions about the impact of the COVID-19 pandemic on the tourism sector and the expected recovery period. Suggestions are made on the changes that will occur in the post-pandemic period and the level of Azerbaijan's preparedness for it. The study aims to investigate the impact of coronavirus infection on the world economy and the country's economy, to examine existing problems and current development scenarios. It is also necessary to explore the possibility of using alternative types of tourism during the post-pandemic period. The research methodology is comparative analysis, a systematic approach and statistical analysis. According to analytical results, the impact of the COVID-19 pandemic on tourism was generalized and the implementation of the measures to be taken in the post-pandemic period for the tourism sector was justified. In order to eliminate the problems caused by the virus, it is necessary to apply a number of new travel rules in the tourism sector, which may apply to the visa regime, vaccinations, and insurance. The necessity to maintain physical distance can also change the organizational form of tourism, and tourism companies may have to switch from mass tourism to individual or small group travel. The State Program on the Restoration and Sustainable Development of the Territories of the Republic of Azerbaijan Liberated from Occupation for 2021-2025 project considers it expedient to give a special role to the development of tourism. In the study, the authors summarized the problems created by the pandemic in the tourism sector, analyzed various scenarios for the future development of tourism, made a number of proposals for travel companies in the post-pandemic period. The potential of alternative types of tourism was investigated and appropriate proposals were made for the development of tourism in the territories liberated from occupation.
References
1. Azerbaijan. (2021) Azerbaydzhan 2030: natsional'nye prioritety sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Azerbaijan 2030: national priorities for socioeconomic development]. [Online] Available from: https://president.az/articles/50474.
2. Aydogush, O. (2020) Ekonomicheskiy krizis i pandemiya [Economic crisis and the pandemic]. Zhurnal ekonomiki i obshchestva.
3. State Committee on Statistics of the Republic of Azerbaijan. (2020) Turizm v Azerbaydzhane: statisticheskiy ezhegodnik. 2020 [Tourism in Azerbaijan: A statistical yearbook. 2020]. Baku.
4. Azerbaijan. (2020) Plan for the implementation of Item 10.2 of Order No. 1950 of 19 March 2020 "On measures to reduce the negative impact of the coronavirus pandemic (COVID-19) and, as a result, the sharp fluctuations in world energy and stock markets on the economy of the Republic of Azerbaijan, macroeconomic stability, employment and entrepreneurship". [Online] Available from: https://nk.gov.az/ru/document/4367/. (In Russian).
5. Anon. (2021) Ozdorovitel'nyy turizm v Azerbaydzhane - tekushchee sostoyanie i perspektivy razvitiya [Wellness tourism in Azerbaijan: current state and development prospects]. Baku.
6. Azerbaijan. (2016) "Strategicheskaya dorozhnaya karta po razvitiyu spetsializirovannoy industrii turizma v Azerbaydzhanskoy Respublike ". Utverzhdeno Ukazom Prezidenta Azerbaydzhanskoy Respubliki № 1138 ot 6 dekabrya 2016 g. [Strategic roadmap for the development of a specialized tourism industry in the Republic of Azerbaijan. Approved by the Decree of the President of the Republic of Azerbaijan No. 1138 of December 6, 2016]. [Online] Available from: http://e-qanun.az/framework/34254.
7. Central Bank of the Republic of Azerbaijan. (2020) Platezhnyy balans Azerbaydzhanskoy Respubliki na 2020 god [Balance of payments of the Republic of Azerbaijan for 2020]. [Online] Available from: https://uploads.cbar.az/assets/97aa174a150 aff7358f5aedbc.pdf.
8. Central Bank of the Republic of Azerbaijan. (2021) Statistika inostrannogo sektora [Foreign sector statistics]. [Online] Available from: https://www.cbar.az/page-43/external-sector-statistics (Accessed: 31.03.2021).
9. IACO. (2020) Effects of Novel Coronavirus (COVID-19) on Civil Aviation: Economic Impact Analysis. [Online] Available from: https://www.icao.int/sustainability/ Documents/COVID-19/ICAO_ Coronavirus_Econ_Impact.pdf.
10. IATA. (2020) Economic Performance of the Airline Industry. [Online] Available from: https://www.iata.org/en/iata-repository/publications/economic-reports/airline-industry-economic-performance---november-2020---report/.
11. IATA. (2020) Air Passenger Market Analysis. [Online] Available from: https://www.iata.org/en/iata-repository/publications/economic-reports/air-passenger-monthly-analysis---december-2020/.
12. McKibbin, W. & Fernando, R. (2020) The global macroeconomic impacts of COVID-19. Seven scenarios. CAMA Working Paper Series. 19.
13. OECD. (2020) Tourism Policy Responses. [Online] Available from: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=124_124984-7uf8nm95se&title=Covid-19_Tourism_Policy_Responses.
14. UNWTO. (2021) 2020: Worst Year in Tourism History with 1 Billion Fewer International Arrivals. [Online] Available from: https://webunwto.s3.eu-west-1. amazonaws. com/ s3fs-public/2021-01/210128-barometer-
en.pdf?GaI 1QTYG.Ky9LDZ2tlDKc. iRZkinJeuH.
15. UNWTO. (2020) UNWTO Impact Assessment of the COVID-19 Outbreak on International Tourism. [Online] Available from: https://www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprecedented-economic-impacts (Accessed: 11.03.2021).
16. IATA. (2021) The impact of COIVD-19 on aviation. [Online] Available from: https://airlines.iata.org/news/the-impact-of-covid-19-on-aviation (Accessed: 17.03.2021).
17. WTTC. [Online] Available from: https://www.wttc.org/ (Accessed: 15.03.2021).
18. Azerbaijan. (2021) Tourism. [Online] Available from: https://www.stat.gov.az/ source/tourism/ (Accessed: 30.03.2021).