Научная статья на тему 'ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ'

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
726
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / УРОВЕНЬ ДОХОДА / РЕСПОНДЕНТЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / CORONAVIRUS PANDEMIC / TOURISM INDUSTRY / BEHAVIORAL STEREOTYPES / ACCOMMODATION FACILITIES / SOCIOLOGICAL SURVEY / DOMESTIC TOURISM / INCOME LEVEL / RESPONDENTS / TRAVEL SERVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рахманов Ф.П., Сулейманов Э.Б., Годжаева Э.М.

В статье анализируются и обобщаются результаты эмпирических измерений, полученные в ходе оригинального социологического обследования, охватывающего 417 респондентов в различных регионах Азербайджана. Авторы акцентируют внимание на вопросах перспектив развития внутреннего и въездного туризма в республике в современных условиях и в постпандемический период, изменении поведенческих стереотипов потенциальных путешественников: стратегиях поведения в зависимости от финансовых возможностей, предпочтений в использовании посредников, отношению к коллективным средствам размещения, использованию дополнительных дезинфицирующих средств в жилых помещениях и пр. Теоретико-методологическая база социологического анализа стратегии и тактики правительств различных стран в условиях эпидемии коронавируса находится в стадии становления, что затрудняет проведение сравнительных исследований и применение их результатов в практике управления туристической отраслью. Недостаточно изучены установки и стереотипы поведения населения в контексте отношения к путешествиям в условиях пандемии, планирования туристических поездок по Азербайджану и за пределы республики. Крайне мало эмпирических данных, отражающих, с одной стороны, потребности и интересы населения в сфере туризма в ближайшее время (в условиях временного снятия ограничений на поездки и частичного возобновления авиасообщения) и, с другой стороны, реальные возможности и ограничения развития индустрии туризма в постпандемический период. Таким образом, при наличии обширного научного материала по проблематике туризма в целом, мы не располагаем работами, посвященными оценке краткосрочных и среднесрочных эффектов распространения COVID-19 на внутренний и въездной туризм, анализу последствий введенных ограничений на передвижение граждан и работу отрасли, эффективности мер поддержки туриндустрии и индустрии гостеприимства в условиях пандемии, рациональному выбору тактики поведения населения, особенностям реакций на соблюдение санитарных предписаний со стороны граждан. Настоящая статья в определенной степени восполняет данный пробел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS OF CORONAVIRUS PANDEMIC INFLUENCE ON THE TOURISM DEVELOPMENT IN AZERBAIJAN

The article provides analysis and summary of empirical measurements derived over the course of original sociological survey that covered 417 respondents in various regions of Azerbaijan. The authors focus on the prospects for the development of domestic and inbound tourism in the country during the modern conditions and in the post-pandemic period, changes in behavioral stereotypes of potential travellers: the behavioral strategies dependent on financial capabilities for travel, their attitudes towards the use of intermediaries, means of collective accommodation, and additional disinfecting solutions in residential premises and related practices. Scientific objective: On the basis of a sociological survey conducted by the authors in the context of new behavioral stereotypes (increased anxiety, concern about the guarantee of non-infection with COVID-19, etc.) to analyze the short and medium term effects of the pandemic on domestic and inbound tourism in Azerbaijan Thus, in the presence of extensive scientific material on the problems of tourism in general, we do not have works devoted to assessing the short-term and medium-term effects of the spread of COVID-19 on domestic and inbound tourism, analyzing the consequences of the imposed restrictions on the movement of citizens and the work of the industry, the effectiveness of measures to support the tourism industry. and the hospitality industry in a pandemic, the rational choice of tactics for the behavior of the population, the peculiarities of reactions to compliance with sanitary regulations on the part of citizens, etc. This article fills this gap to some extent.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»

УДК 578.834.1:338.48(479.24)

РАХМАНОВ ФАРХАД ПАНАХ оглы, д-р экон. наук, професор, Заслуженный учитель республики

Азербайджанский государственный экономический университет (UNEC),

г. Баку, Азербайджан

E-mail: farhad.rahmanov@atmu.edu.az

СУЛЕЙМАНОВ ЭЛЬЧИН БАХМАН оглы, д-р филос. по экон., доцент

проректор по науке

Бакинский инженерный университет, Азербайджан E-mail: elsuleymanov@beu.edu.az

ГОДЖАЕВА ЭЛЬМИРА МАГОМЕД кызы, д-р филос. по экон, доцент

заведующий кафедрой «Маркетинг»

Азербайджанский университет туризма и маркетинга, г. Баку E-mail: e.qocayeva@atmu.edu.az

Статья поступила 14 октября 2020 г.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В статье анализируются и обобщаются результаты эмпирических измерений, полученные в ходе оригинального социологического обследования, охватывающего 417 респондентов в различных регионах Азербайджана. Авторы акцентируют внимание на вопросах перспектив развития внутреннего и въездного туризма в республике в современных условиях и в постпандемический период, изменении поведенческих стереотипов потенциальных путешественников: стратегиях поведения в зависимости от финансовых возможностей, предпочтений в использовании посредников, отношению к коллективным средствам размещения, использованию дополнительных дезинфицирующих средств в жилых помещениях и пр.

Теоретико-методологическая база социологического анализа стратегии и тактики правительств различных стран в условиях эпидемии коронавируса находится в стадии становления, что затрудняет проведение сравнительных исследований и применение их результатов в практике управления туристической отраслью.

Недостаточно изучены установки и стереотипы поведения населения в контексте отношения к путешествиям в условиях пандемии, планирования туристических поездок по Азербайджану и за пределы республики.

Крайне мало эмпирических данных, отражающих, с одной стороны, потребности и интересы населения в сфере туризма в ближайшее время (в условиях временного снятия ограничений на по-

ездки и частичного возобновления авиасообщения) и, с другой стороны, реальные возможности и ограничения развития индустрии туризма в постпандемический период.

Таким образом, при наличии обширного научного материала по проблематике туризма в целом, мы не располагаем работами, посвященными оценке краткосрочных и среднесрочных эффектов распространения COVID-19 на внутренний и въездной туризм, анализу последствий введенных ограничений на передвижение граждан и работу отрасли, эффективности мер поддержки ту-риндустрии и индустрии гостеприимства в условиях пандемии, рациональному выбору тактики поведения населения, особенностям реакций на соблюдение санитарных предписаний со стороны граждан. Настоящая статья в определенной степени восполняет данный пробел.

Ключевые слова: пандемия коронавируса, туристическая отрасль, поведенческие стереотипы, средства размещения, социологический опрос, внутренний туризм, уровень дохода, респонденты, туристический сервис.

FARHAD PANAH RAKHMANOV oglu, Doctor of Econ. Sc., Professor Honored Teacher of the Republic Azerbaijan State Economic University (UNEC) E-mail: farhad.rahmanov@atmu.edu.az

ELCHIN BAHMAN SULEYMANOV oglu, Doctor of Philos. in Econ, Associate Professor Vice-Rector for Science Baku Engineering University E-mail: elsuleymanov@beu.edu.az

ELMIRA MAGOMED GOJAYEVA kyzy, Doctor of Philos. in Econ., Associate Professor Head of the Department of Marketing, Azerbaijan University of Tourism and Management

E-mail: e.qocayeva@atmu.edu.az

EFFECTS OF CORONAVIRUS PANDEMIC INFLUENCE ON THE TOURISM DEVELOPMENT IN AZERBAIJAN

The article provides analysis and summary of empirical measurements derived over the course of original sociological survey that covered 417 respondents in various regions of Azerbaijan.

The authors focus on the prospects for the development of domestic and inbound tourism in the country during the modern conditions and in the post-pandemic period, changes in behavioral stereotypes of potential travellers: the behavioral strategies dependent on financial capabilities for travel, their attitudes towards the use of intermediaries, means of collective accommodation, and additional disinfecting solutions in residential premises and related practices.

Scientific objective: On the basis of a sociological survey conducted by the authors in the context of new behavioral stereotypes (increased anxiety, concern about the guarantee of non-infection with COVID-19, etc.) to analyze the short and medium term effects of the pandemic on domestic and inbound tourism in Azerbaijan

Thus, in the presence of extensive scientific material on the problems of tourism in general, we do not have works devoted to assessing the short-term and medium-term effects of the spread of COVID-19 on domestic and inbound tourism, analyzing the consequences of the imposed restrictions on the movement of citizens and the work of the industry, the effectiveness of measures to support the tourism industry. and the hospitality industry in a pandemic, the rational choice of tactics for the behavior of the population, the peculiarities of reactions to compliance with sanitary regulations on the part of citizens, etc. This article fills this gap to some extent.

Keywords: coronavirus pandemic, tourism industry, behavioral stereotypes, accommodation facilities, sociological survey, domestic tourism, income level, respondents, travel service.

77

Введение. Современный Азербайджан превращается во все более значимый фактор мировой и региональной политики. Это обусловлено, прежде всего, внутриполитической стабильностью, устойчивой экономикой, правильно сориентированной и умело проводимой внешней политикой. В результате реализации транснациональных транспортно-коммуникационных и энергетических проектов Азербайджан стал экономическим лидером региона и важным игроком на глобальной карте мира.

Повышение уровня доходов населения, улучшение социально-экономических условий проживания в результате проводимых масштабных реформ, информационная доступность, конкурентная борьба между туристическими компаниями, широкий выбор направлений для туризма в самой республике и за рубежом, проявление интереса к культуре и традициям иностранных государств -все это значительно расширило возможности для различных слоев населения Азербайджана совершать туристические поездки внутри республики, повлияло на рост выездного туристического рынка.

В настоящее время реализуется принятая в 2016г. «Стратегическая дорожная карта по развитию национальной экономики и ее отдельных секторов» в целях форсированного индустриально-инновационного развития, ускоренной диверсификации экономики и технологического развития страны.

У гостей нашей страны существует множество причин посетить Азербайджан. 9 из 11 существующих в мире климатических поясов. Уникальный случай, когда в пределах одной страны встречается большинство из существующих на планете типов климата: от сухого и влажного субтропического (Ленкорань) до горного тундрового (высокогорья Большого Кавказа). При этом большая часть Азербайджана находится в субтропическом поясе.

Уникальный курорт лечебной нефти Нафталан снискал мировую славу благодаря не имеющей аналогов на планете уникальной по своим биологическим свойствам лечебной нафталановой нефти. Курорт расположен в 20 км от второго по величине города Азербайджана - Гянджи, в зоне месторождения нафталановой нефти, городе Нафталан.

Национальная кухня Азербайджана. Азер-

байджанская кухня - одна из самых интересных на Востоке. Большинство азербайджанских блюд готовится из баранины, говядины и птицы. Азербайджанцы, как и другие мусульмане, не едят свинину. Различным регионам страны присущи свои знаменитые коронные блюда. В Шеки - это пити (азербайджанский национальный суп из баранины, приготавливаемый в глиняной закрытой посуде в духовке), халва (восточный десерт, изготавливаемый из сахара, орехов или семян), в Масаллы и Ленкорани - левенги (курица или рыба фаршированная молотыми орехами со специями) и т.д.

Азербайджан обладает большим туристическим потенциалом, в том числе для приема иностранных туристов, а также большим видовым разнообразием. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, рыболовный, охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Создана необходимая нормативно-правовая база для развития этой отрасли.

Азербайджанская Республика за 30-летний период после восстановления независимости в 1991г. добилась внушительного прогресса в укреплении своей государственности и социально-экономическом развитии.

За время независимости в республике были успешно реализованы важные программы индустриально-инновационного развития страны, Государственные программы социально-экономического развития регионов республики, осуществлена земельная реформа, реализованы программы развития здравоохранения и образования, реформирования системы социальной защиты населения, жилищного и дорожного строительства и т.д., что в итоге положительно сказалось на темпах роста благосостояния населения Азербайджана.

Накануне короновирусной пандемии туризм являлся одной из наиболее динамично развивавшихся отраслей азербайджанской экономики. Вклад туризма в ВВП республики оценивался на уровне 3% [6, с. 12].

Рынок авиаперевозок в стране увеличивался на 8-12% ежегодно. Сформировалась мода на путешествия. Цены туристических услуг в Азербайджане остаются в приемлемом для мирового рынка диапазоне, а их качество демонстрировало тенденцию к повы-

шению. Однако в силу сдерживающих факторов (высокие транспортные затраты; проблема имиджа азербайджанского туризма; неконкурентное соотношение цены и качества в основных сегментах отрасли (пляжный отдых, культурно-познавательный, детский, оздоровительный, экологический туризм); дефицит новых ярких культурных брендов и туристских «магнитов») развитие туристического сектора республики пока еще не на должном уровне.

Целевая установка на «импортозамеще-ние» и «прорывные» результаты стала основой «Стратегической дорожной карты по развитию туризма в Азербайджанской Республике»

С начала 2020 г. тема СОУГО-19 находится в эпицентре политического, общественного и экспертного обсуждения. Туризм, как внутренний, так и международный, оказался в числе отраслей, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Авторы, опираясь на свой многолетний опыт исследования проблем туристической отрасли, рассматривают последствия влияния коронавируса на туризм, факторы, сдерживающие его развитие, связанные как с кризисными поведенческими и экономическими эффектами, так и с санитарными процедурами.

1. Анализ влияния пандемии коронави-руса на мировой туристический рынок

Туризм относится к числу отраслей, наиболее пострадавших от экономических последствий пандемии. На туристско-рекреационный сектор нередко влияют внешние шоки - события, происходящие в конкретных принимающих странах: военные конфликты и террористические угрозы, климатические изменения и природные катаклизмы, колебания валют, финансово-экономические кризисы и пр. Эти события могут привести к перераспределению поездок в иные регионы.

Однако такие грандиозные явления, как пандемия коронавируса, могут парализовать мировой туристический рынок на неопределенное время [12, с. 7]. По оценкам Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO), в 2020 г. число международных туристов в мире может снизиться на 20-30% по сравнению с прогнозируемым в начале января текущего года ростом в 3-4%. Это, в свою очередь, может привести к потерям ту-

ристической отрасли в объеме 30-50 млрд долларов. [15, с. 9].

В целях противодействия распространению пандемии, подавляющее большинство стран закрыли свое воздушное сообщение и ограничили въезд иностранцев. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (1АТА), общие глобальные потери доходов от пассажирских авиаперевозок в 2020 г. составят 50% (434 млрд долл.) [24, с.

5].

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) публикует прогнозы экономического влияния СОУГО-19 и различные сценарии восстановления туристической отрасли для разных регионов. В 2019 г. в сфере туризма и путешествий трудились 330 млн работников. Вклад данной сферы в ВВП -10,3% (8,9 трлн долл.), доля в мировом экспорте услуг - около 28%.

В целом, глобальные оценки потерь работы в сфере туризма и путешествий колеблются в диапазоне от 98,2 млн до 197,5 млн человек; снижение вклада туризма и путешествий в глобальный ВВП оценивается экспертами в диапазоне от 2,686 трлн до 5,543 трлн долл. [11, с. 34].

Распространение СОУГО-19 в Азербайджане началось 28 февраля 2020 г., когда созданным накануне оперативным штабом Кабинета министров Азербайджана был зарегистрирован первый случай заражения корона-вирусной инфекцией в стране.

С 19 марта 2020 года в стране функционирует официальный сайт о коронавирусе, информирующий о текущем состоянии дел по борьбе с вирусом в Азербайджане, статистикой по заражениям, а также рекомендациями для населения и чат с оператором для дополнительной информации.

Согласно официальной статистике сайта, на 31.07.2020г. в Азербайджане зарегистрировано 31878 случаев заражения, 448 случаев летального исхода, 25882 фактов выздоровления, а также проведено 724953 тестов на коронавирус.

Развитие пандемии показало, насколько туристическая индустрия зависит от возможности свободного передвижения людей. То, как население воспринимает эпидемиологическую ситуацию в отдельных странах, серьезно влияет на развитие внутреннего и международного туризма. Особенно большое значение имеет для стран, которые сильно

зависят от туризма. К этим странам относятся Болгария и Азербайджан.

В первой половине апреле 2020 г. Учеными университетов Азербайджана и Болгарии было проведено социологическое исследование (онлайн-опрос) влияния пандемии коро-навируса на туристическую отрасль.

Опрос был распространен на нескольких языках: болгарском, русском, английском, испанском. Большинство ответов были получены из Болгарии и Азербайджана - от 656 болгарских и 417 азербайджанских граждан.

Демографический анализ показал, что 68% опрошенных в Азербайджане были женщинами. Возрастная подгруппа респондентов 18-24 в опросе составила 49,6%. Основная масса опрошенных в Азербайджане -51,4% в возрасте от 24 до 55 и более лет.

24,7% респондентов относятся к государственным служащим (работники сферы образования, медицины, юристы, экономисты, программисты, инженеры), 42,2% - магистранты, докторанты и студенты 2-4 курсов вузов экономических, туристических и юридических специальностей, 13,9% - работают в частном секторе (руководители и работники в частной компании), имеют собственный бизнес 3,6% респондентов, фрилансеры -1,4%, 1,7% - пенсионеры, домохозяйки и безработные - 7,2%.

Респонденты с высшим образованием преобладают. 87,5% опрошенных указали на высшее образование. 57,8% респондентов не состоят в браке. Супружеские пары с детьми составляют 34,3%. Семьи без детей составляют 4,8%. Разведенные и овдовевшие из респондентов составляют, соответственно, 1,7% и 1,4%.

2.Анализ представлений о том, существует ли пандемия

На вопрос «Как вы думаете, есть ли эпидемия СОУГО-19 в вашей стране» большинство опрошенных азербайджанцев (60,7%) ответило утвердительно. В том, что никакой эпидемии нет, уверены 27,6% участников опроса. Процент респондентов, считающих, что пандемия находится в самом разгаре, составил 7,2%. Еще 4,2% опрошенных считают, что пик пандемии еще впереди. Обращает на себя внимание, что даже утвердительно ответившие на вопрос о существовании пандемии коронавируса в стране, не имеют представления о том, предстоит ли ожидать пика пандемии или он уже пройден.

Как видим, через месяц после объявления чрезвычайного положения большая часть граждан считает, что пик эпидемии в их стране впереди или чувствует себя смущенным и не может судить о ситуации. Эти отношения также определяют высокую долю граждан республики, которые более осторожны и планируют отдохнуть в республике при отмене чрезвычайной ситуации.

Страх перед распространением коронави-руса определенно приводит к отказу от международных поездок и планированию проведения летнего отдыха в 2020 году в республике, поездке по стране.

Особенно высока степень осторожности в отношении путешествий в места назначения, наиболее пострадавших от заражения. Интересным является тот факт, что, несмотря на удаленную работу и сокращение хозяйственной деятельности, большинство считает, что у них будет достаточно средств для туризма.

На наш взгляд, результаты опроса по первому вопросу говорят о том, что население республики в самом начале пандемии недостаточно полно представляло себе все угрозы для жизни, связанные с коронавирусом.

Многие скептически относились к тому, что коронавирус вообще является проблемой, считая, что опасность эпидемии коронавиру-са преувеличена, либо она является выдумкой заинтересованных лиц.

Длительное время после выявления коро-навируса в республике многие продолжали утверждать, что это какая-то надуманная проблема, даже несмотря на то, что она уже стала оказывать самое непосредственное негативное влияние на образ жизни и социальное положение людей, экономику и бизнес в республике и мире.

Это свидетельствует о том, что в информационном пространстве республики в начале пандемии было слишком мало новостей в СМИ по этой тематике. Ученое сообщество, организаторы медицины, эксперты, специалисты в области эпидемиологии и вирусологии посредством СМИ должны были экстренно информировать население об угрозах, которые несет миру этот вирус.

В определенном смысле смягчающим обстоятельством может служить то, что в марте 2020 г., т.е. в момент проведения опроса, еще многое не было ясно даже специалистам. Республика только-только вошла в карантин, был утвержден обстоятельный план действий

по смягчению влияния пандемии на социально-экономическую жизнь, количество зараженных и смертность были на низком уровне.

3. Анализ отношения населения к путешествиям внутри страны после отмены карантина

Пандемия усилила тенденции, наблюдавшиеся в последние годы: снижение организованного туризма и приверженности турпаке-там, рост экологического туризма, расширение применения цифровых технологий, использование онлайн-агрегатов и платформ, индивидуализация и персонализация предложений и т.д.

В целом на ближайшую перспективу можно прогнозировать снижение общего числа как международных, так и внутренних туристических поездок.

Этому способствуют целый ряд факторов: глобальная рецессия и снижение покупательной способности населения; широкое распространение опасений заражения СОУГО-19 среди потенциальных туристов; ограничение набора туристских услуг, связанное с необходимостью дистанцирования; удорожание услуг для туристов; а также боязнь заражения, заставляющая потенциальных туристов избегать большого скопления людей, существенное изменение поведенческих стереотипов (переход к более интенсивному потреблению онлайн, включая виртуальные путешествия).

Кроме того, санитарно-

эпидемиологической защите курортных зон следует уделять гораздо больше внимания, чем прежде.

При этом сдерживающие развитие туризма факторы, связанные с противоэпидемио-логическими ограничениями, будут влиять на рынок, как минимум, до старта массового вакцинирования.

В этих условиях сохранение и даже наращивание внутреннего и въездного туризма вопреки сокращению спроса возможно только за счет замещения части выездного турпо-тока поездками по АР и продвижения азербайджанских турдестинаций на глобальном рынке. Участникам туристического рынка следует делать акцент на внутренний туризм, поскольку он может восстанавливаться быстрее, чем выездной.

Это потребует изменения структуры предложения в сфере туризма, вывода на ры-

нок новых продуктов и услуг, гибкого регулирования и эффективной государственной поддержки отрасли.

Таким образом, пандемия создала благоприятные условия для развития внутреннего туризма в Азербайджане. Вполне логично ожидать роста количества азербайджанских туристов, которые предпочтут провести летний отпуск 2020 г. внутри страны. Такой отдых легче организовать, он не требует получения виз и связан с меньшими рисками, поскольку не зависит от открытия границ между странами и, на фоне снижения доходов определенной части населения, скорее всего, будет более доступен жителям республики в финансовом плане.

Материалы опроса показали, что несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую ситуацию, жители республики планируют поехать в отпуск предстоящим летом.

На вопрос: «Думаете ли Вы предпринимать туристическое путешествие внутри вашей страны при первой же возможности после отмены чрезвычайного положения в Вашей стране?» мнения опрошенных разделились примерно в равной степени.

Большинство жертвовать отдыхом не хотят, но и планы строят с осторожностью. Опрошенные не ожидают скорого открытия границ. Поездки за границу в ближайшее время остаются под вопросом. Поэтому, когда людей спрашивали об отдыхе внутри страны, 47% сказали, что к этому готовы. Среди опрошенных, 53% не готовы отправиться в путешествие по Азербайджану после самоизоляции, несмотря на то, что уже «устали» от карантина. Причем категорически исключить дальние поездки из-за боязни заболеть коронавирусом готовы 23% жителей республики.

Причинами отказа от поездок за границу летом 2020 года являются неуверенность в том, что это будет возможно «технически» -что будут открыты границы, заработают гостиницы и другие организации туристического сервиса. Другие причины - необходимость соблюдать двухнедельный карантин, снижение доходов, и опасения за свое здоровье.

Проанализируем этот вопрос более углубленно. Большая часть азербайджанцев, не планирует выезжать за границу в первые месяцы после того, как будет разрешена поезд-

ка в другие страны. 66,2% азербайджанцев ответили на этот вопрос негативно.

Женщины в обоих опросах более категоричны в своем нежелании выезжать за границу сразу после отмены чрезвычайной ситуации. 69,2% азербайджанских респондентов женского пола не собираются выезжать за пределы республики. Среди респондентов наиболее слабое желание выехать за границу сразу после открытия границ имели самые молодые представители 18-24 г. (26,5%).

Наибольшую готовность выехать за границу среди респондентов проявляют работающие в частном секторе и пенсионеры (примерно по 29%), а наименьшее желание выезжать за границу после открытия границ демонстрируют учащиеся и студенты - 44,9%.

Среди опрошенных люди со средним или более низким образованием в большей степени боятся выезжать за границу после отмены чрезвычайного положения-75%, тогда как те, у кого высшее образование, показывают немного-низкий балл-64,9%.

4. Исследование отношения населения к использованию организаторов туристического сервиса

Больше половины респондентов (52,8%) ответили на этот вопрос отрицательно. Что же останавливает более половины наших сограждан? На наш взгляд, это свидетельствует, в первую очередь, о том, что опрошенные предполагают, что организаторы туристического сервиса республики, порядком поиздержавшиеся за время карантина, будут «накручивать» цены на свои услуги, что, накладываясь на падение доходов потенциальных туристов, и приводит к отказу последних от услуг разного рода посредников.

Другой причиной, скорее всего, является традиция граждан республики, как и до пандемии, при путешествиях внутри страны использовать личные, родственные неформальные связи, договариваться напрямую с отелем, санаторием и другими учреждениями рекреации и туризма. Особенно это касается малообеспеченной категории наших сограждан.

Из тех, кто собирается пользоваться услугами туристических посредников, чуть менее трети (30,7%) отметили, что используют услуги туроператора или туристическое агентство при бронировании отеля. Чуть меньшая доля опрошенных (27,3%) воспользуются услугами посредников при покупке

авиабилета. Порядка 12,5% собираются воспользоваться услугами туристических посредников для резервации трансфера.

5. Анализ предпочтений населения к месту проведения летнего отпуска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты опроса еще раз подтвердили тот факт, что пандемия серьезно повлияла на планы жителей республики в отпускной период. Как свидетельствуют результаты опроса, большинство жителей планируют провести отпуск и отдохнуть в пределах республики: дома, в загородном доме, отдохнуть в санатории или на курорте республики, посвятить свободное отпускное время экскурсиям по достопримечательным местам Азербайджана.

Страх заразиться диктует большой части жителей оставаться в пределах республики, ограничиваясь пассивным отдыхом. Только десятая часть (9,1%) опрошенных, несмотря на опасность подхватить коронавирус, все-таки отдает предпочтение активному времяпровождению - экскурсиям за пределами места проживания, но в пределах Азербайджана.

Согласно результатам опроса, проведенного в Азербайджане, 38,8% респондентов считают, что они в 2020 г. проведут свой летний отпуск в своей стране. Для азербайджанцев наиболее предпочтительное место для отдыха летом 2020 г. - это собственный коттедж или дом друзей в сельской местности (40,5%).

Среди граждан Азербайджана нет особых различий в ответах по половому признаку. Из данных опроса можно судить о том, что большинство опрошенных студентов и не имеющих постоянной трудовой занятости отдают предпочтение внутреннему туризму (45,4% опрошенных).

Предпочтением проведению летнего отпуска в собственной вилле или доме друзей в сельской местности выделяются представители возрастной группы 35-44 г. (61,8% респондентов). Дома предпочитает оставаться, по сравнению с другими возрастными группами, молодежь в возрасте 18-24 лет (34,8%). Студенты являются самой многочисленной группой (47,2%), которая планирует отдохнуть летом 2020 года путешествуя по стране. Желают больше всего отдыхать за границей в летний отпуск 2020 года фрилансеры (66,7%). Люди с высшим образованием в большей степени планируют провести свой

отпуск в своей стране (40,5%), в то время как только 26,9% респондентов со средним или более низким образованием имеют это намерение. Люди со средним или более низким образованием планируют в большей степени провести свой отпуск дома (40,4%) по сравнению с группой с высшим образованием 24,4%. Люди с высшим образованием более склонны выезжать за границу, по сравнению с теми, у кого среднее или более низкое образование - 15,4%.

Что касается семейного статуса респондентов, при выборе места для проведения летнего отпуска в 2020 году существенных различий не наблюдается. Среди респондентов только семьи с детьми намереваются провести отпуск в собственной вилле или доме друзей за пределами места проживания (49%).

По состоянию на апрель 2020г., граждане страны неохотно собираются посещать в 2020 г. пострадавшие от КОВИДА-19 страны. 79,1% опрошенных не планируют поездки в эти пункты назначения. Гендерное распределение почти идентично. Респонденты обоих полов показали очень близкие результаты - примерно 74% для мужчин и 80% для женщин.

Хотя по возрасту результаты не сильно различаются, респонденты старше 55 лет наиболее осторожны.

Наиболее решительными среди граждан, относительно посещения пострадавших от пандемии государств, являются люди, обладающие собственным бизнесом - 66,7%. Наиболее осторожными являются государственные служащие и пенсионеры - 84-86%, люди со средним или низким образованием (86,5%).

По состоянию на апрель 2020 г. разведенные люди наиболее осторожны и не планируют посещать пострадавшие от пандемии страны (57,1%).

Азербайджанские потенциальные туристы проявляют сдержанный оптимизм в оценке перспектив отправиться за рубеж в отпускной период. 28,3% опрошенных ожидают открытия границ. Из них 23,5% собираются отдохнуть за пределами республики в специализированных учреждениях, а 4,8% посвятить отдых экскурсиям.

Эти цифры отчасти свидетельствуют о сложившейся у граждан Азербайджана за последние два десятилетия тенденции прово-

дить свой отпуск за пределами республики с целью познать мир, расширить о нем свои представления, познакомиться с образцами мировой культуры, ознакомиться с историческими и культурными памятниками. Другой основной мотивацией поездки за границу являлись и являются высокие стандарты обслуживания туристов за рубежом, чем пока еще не могут похвастаться наши организаторы туристического сервиса.

Кроме того, необходимо отметить, в республике за последние 100 лет проходили несколько волн переселения сельских жителей в города республики, в основном, в Бакинскую агломерацию. В настоящее время в «Большом Баку» проживают по отдельным оценкам до 3 млн жителей, включая вынужденных переселенцев и беженцев. Процессы урбанизации и индустриализации привели к тому, что к настоящему времени большая масса жителей г. Баку, где, в основном, и проживали опрошенные, являются горожанами в первом, втором поколении, не теряющими связи со своим местом рождения, малой родиной.

Подавляющее большинство жителей (сегодняшних горожан) имеют свои родительские дома в сельской местности, включая и курортные зоны республики. Поэтому многие традиционно отдыхают в отпускной сезон у себя в своих домах в регионах, о чем они и отметили в анкетах.

6. Анализ отношения к использованию дополнительных дезинфицирующих

средств в жилых помещениях

Как показал опрос, жители республики соблюдают рекомендации специалистов о применении антисептических средств защиты в помещениях.

Практически 9/10 опрошенных (90,6%) собираются использовать специальные дезинфицирующие средства защиты от заражения коронавирусом во время отпуска в жилых помещениях.

Также опрошенные указали, что используют лекарственные и природные средства для противовирусной защиты. С целью профилактики часто моют руки и соблюдают гигиену в усиленном или обычном режиме. А также ведут здоровый образ жизни, занимаясь спортом в условиях карантина.

Значительное большинство использует защитные маски и пользуется перчатками и

очками как средствами защиты от коронави-руса.

Некоторые опрошенные в ответ на поставленный вопрос по телефону заявили об отсутствии средств защиты в аптеках, а также о завышенных ценах на них. Привели примеры других стран, где средства защиты выдаются бесплатно.

Только 9,4% опрошенных ведут обычный образ жизни, редко используя дополнительные дезинфицирующие средства в жилых помещениях.

Пренебрегает средствами защиты малая часть респондентов, 2,9% в этой группе не используют никаких защитных средств.

7. Исследование влияния пандемии на финансовые возможности для осуществления туристических путешествий

Важным вопросом для развития туризма после отмены чрезвычайной ситуации является наличие финансовых ресурсов граждан для туризма. Пандемия не могла не затронуть материальное положение граждан республики.

На вопрос о том, как распространение ко-ронавируса повлияло на материальные возможности осуществления туристических путешествий, большинство опрошенных (58,8%) ответили, что у них хватит средств для осуществления этого.

И все-таки значительная часть населения (41,2%) ощутила ухудшение материального положения с момента объявления пандемии коронавируса. В связи с этим, они считают, что их ресурсов может не хватить для совершения туристических поездок.

Конечно же, на снижение доходов повлияло множество причин: уменьшение заказов и клиентов, снижение зарплаты и отказ нанимателей от выплаты премий, потеря подработки, сокращение количества рабочих дней и уход в вынужденный неоплачиваемый отпуск и пр.

Отметим, что не наблюдается существенных различий между мнениями представителей разных полов по поводу наличия средств для туризма.

Исходя из возрастного ценза, анализ ответов показал, что большинство (72,7%) представителей возрастных групп 35-44 и старше 55 лет предполагают, что будут иметь средства для туризма.

Результаты опроса, в зависимости от социального статуса, показывают, что опро-

шенные пенсионеры и фрилансеры уверены, что будут иметь средства для туристических поездок, соответственно 85,7% и 83,3%.

Меньшую убежденность, что у них после отмены ограничений будут средства для туризма, проявили сотрудники частных компаний и владельцы частного бизнеса, соответственно, 77,1% и 74,1%.

Образовательный статус опрошенных незначительно влияет на уверенность в наличии денежных ресурсов для туристической деятельности после отмены карантина. Если среди опрошенных людей с высшим образованием 58,1% считают, что у них будут средства для туризма, у респондентов со средним и более низким образованием таковых 63,5%.

Результаты опроса показывают, что семейный статус опрошенных существенно влияет на располагаемые средства туризма после отмены чрезвычайной ситуации. В Азербайджане 85% семей без детей считают, что у них будут средства для туризма.

Заключение. Пандемия коронавируса в начале 2020 г. оказала большое влияние на состояние и дальнейшее развитие практически всех сфер мирового хозяйства, в том числе и туризма. Такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны.

Результаты исследования позволили проанализировать, с одной стороны, различные аспекты отношения населения к воздействию пандемии на туризм и, с другой стороны, очертить контуры будущего развития туристического сектора в Азербайджане.

Отмечено, что туризм является одним из наиболее сильно пострадавших экономических отраслей от пандемии в республике.

В ходе исследования были впервые получены данные, позволяющие судить об отношении населения к самому факту наличия пандемии. Опрос выявил достаточно серьезное количество азербайджанцев, которые не верят в опасность эпидемии коронавируса, считает, что опасность эпидемии коронави-руса преувеличена или считают ее выдумкой «заинтересованных лиц».

Анализ, проведенный в статье, позволил выявить, что население республики в начале пандемии еще недостаточно полно представляло себе все угрозу, связанную с коронави-русом. Высокий уровень неопределенности в восприятии ситуации с пандемией коронави-руса в Азербайджане, по нашему мнению,

свидетельствует о том, что в информационном пространстве республики в начале пандемии было слишком мало новостей по этой тематике.

Исследование позволило дать характеристику отношению населения к туриндустрии и индустрии гостеприимства в республике в краткосрочной перспективе. Результаты проведенного опроса в Азербайджане свидетельствуют о том, что первым этапом восстановления туризма может стать усиление развития внутреннего туризма, несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую ситуацию, жители республики планируют поехать в отпуск предстоящим летом, в основном, в пределах республики.

Сдерживающие развитие туризма факторы, связанные с противоэпидемиологически-ми ограничениями, будут влиять на рынок, как минимум, до старта массового вакцинирования.

В этих условиях сохранение и даже наращивание внутреннего и въездного туризма вопреки сокращению спроса возможно только за счет замещения части выездного турпо-тока поездками по Азербайджану и одновременно продвижения азербайджанских туристических дестинаций на глобальном рынке. Участникам туристического рынка следует делать акцент на внутренний туризм, поскольку он может восстанавливаться быстрее, чем выездной. Это потребует изменения структуры предложения в сфере туризма, вывода на рынок новых продуктов и услуг, гибкого регулирования и эффективной государственной поддержки отрасли.

Опрос позволил выявить отношение населения к услугам организаторов туристического сервиса республики при планировании путешествий. Большинство респондентов предполагает при путешествиях внутри страны, использовать личные, родственные неформальные связи, договариваться напрямую с отелем, санаторием и другими учреждениями рекреации и туризма, игнорируя посредников в лице туристических агентств.

Результаты опроса еще раз подтвердили тот факт, что пандемия серьезно повлияла на планы жителей республики в отпускной период.

В статье было проанализировано отношение населения к использованию санитарных дезинфицирующих средств в местах будущего размещения. Исследование показало, что

жители республики соблюдают рекомендации специалистов о применении антисептических средств защиты в помещениях. Подавляющее большинство опрошенных собираются использовать специальные дезинфицирующие средства защиты от заражения коронавирусом во время отпуска в жилых помещениях.

Несмотря на то, что пандемия серьезно повлияла на материальное положение граждан республики, большинство из них считает, что у них будут деньги для совершения туристических поездок. И все-таки значительная часть азербайджанцев ожидает, что у них будут серьезные финансовые трудности, которые повлияют на их бюджет поездок после отмены чрезвычайной ситуации в своей стране.

Результаты исследования позволяют очертить пути и механизмы восстановления и развития туристического сектора страны. Перспективными направлениями деятельности могут стать: расширение функциональности существующих туристических маршрутов в рамках культурно-познавательных путешествий; возрождение отечественных исторических мест и туризма по следам локальных культурных ценностей; формирование новых больших культурно-туристических маршрутов; развитие индустриального и агротуризма, создание формата работы туристических национальных парков, организация «азербайджанского сафари».

Развитие внутреннего и въездного туризма в нынешних условиях требует продления действия кризисного пакета мер, адресованных пострадавшим отраслям (снижение налогового бремени, отсрочки, кредитные каникулы), не менее чем до 2022 г., государственной поддержки малых туристских проектов (для малого и среднего предпринимательства, импакт-инвестиций и социального проектирования), субсидирования региональных туристских программ развития из бюджета.

На наш взгляд, пандемия обусловливает новые возможности для всего туристского рынка. В числе этих возможностей и вызовов: ускорение процессов цифровизации туристских сервисов, более активное внедрение современных технологий (например, больших данных, искусственного интеллекта, смешанной и дополненной реальности и т.п.),

использование идей экономики впечатлений, актуализация индивидуального подхода к клиенту, а также экологического аспекта туристского продукта, расширение географии туристских маршрутов и др. Кроме того, ожидаемо усилится важность такого фактора, как безопасность путешествий (включая санитарно-эпидемиологическую обстановку места пребывания). Туристы станут отдавать предпочтение приватным турам в малых группах на внутренних курортах.

Очевидно, что после пандемии должно сильно измениться мировосприятие и психология потребления в целом, кроме того, начнется новый этап конкуренции в туризме, который приведет к абсолютно новому распределению ресурсов на этом рынке.

В результате эффективных мер поддержки туриндустрии и индустрии гостеприимства произойдет ее развитие за счет импортоза-мещения и государственной поддержки. Последнее потребует выращивания и поддержки одновременно и туристского премиум-сегмента, и инфраструктуры для региональных и локальных путешествий эконом-формата.

Список литературы

1. О туризме [Электронный ресурс]: Закон о Туризме Республики Азербайджан, 4 июня 1999 г., №674-Щ: в ред. Закона Респ. Азербайджан от 03.05.2019г. // Нац. центр прав. информ. Респ. Азербайджан. -Баку, 2020.

2. Концепция развития «Азербайджан 2020: видение будущего». - Баку, 2012. - 40 с.

3. Стратегическая дорожная карта развития специализированной индустрии туризма в Азербайджанской Республике. Баку, 6 декабря 2016 года.

4. Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2014-2018 годы. - Баку : Издательско-полиграфический центр Нурлар, 2019.

5. Абадов, М. К. Азербайджанский туризм и проблемы его развития / Масим Абадов -Баку : Восток-Запад, 2014. - 247, [5] с.

6. Сулейманов, Э. Б. Экономика Азербайджана / Э. Сулейманов, О. А. Керим Ма-медов. - Баку : Восток-Запад, 2016. - 412 с.

7. Асланов, Э. И. Сектор туризма в Азербайджане: возможности, проблемы и пер-

спективы. Заключительный отчет / Э. Асланов. - Баку: Восток-Запад, 2010. -265с.

8. Билалов, Б.А . Основы туризма. / Б. Била-ло, Ч.Г. Гулалиев - Баку : Издательство НПО, 2015. - 496с.

9. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. - СПб.: Герда, 2014. - 544 с.

10. Власова, И. Б. Основы туристской деятельности / И. Б. Власова, И. В. Зорин, Е.М. Ильина. - М.: Российский международный институт туризма, 2007. - 658 с.

11. Гаврильчак, И. Н. Основные принципы организации и развития международного туризма : Монография / И. Н. Гаврильчак; М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. ин-т сервиса и экономики. -СПб. : Сервис : С.-Петерб. гос. ин-т сервиса и экономики, 2001. - 179 с.

12. Тайгибова, Т. Т. Государственное регулирование туризма. Как у них? [Электронный ресурс] / Т. Тайгибова. - Режим доступа:

http://www.tourvest.ru/articles/article0009.-Дата доступа : 14.09.2020.

13. Зорин, И. В. Туризм как вид деятельности : учебник / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.

14. Купер, К. Экономика туризма: теория и практика / К. Купер, Д. Флетчер, Д. Гильберт. - СПб. : СПбГИА, 2008. - 200 с.

15. Левашенко, А. Д. Меры поддержки сектора туризма в условиях кризиса, вызванного COVID-19 [Электронный ресурс] / А. Д. Левашенко, С. М. Анес. - Режим доступа:

https://www.ranepa.ru/documents/monitoring /2020_10-112_April.pdf. - Дата доступа : 14.10.2020.

15. Rakhmanov, P. R. Development of national tourism in the Republic of Azerbaijan: barriers to economic growth of the industry / P.R. Rakhmanov // MANEKO. Journal of Corporate Management and Economics. - 2017. -Vol. 15, № 1. - Р.78-90

16. Cohen, E. Towards a Sociology of International Tourism / E. Cohen // Social Research. - 1992. - Vol. 39. - Р. 164-182.

17. Dellaert, B. Tourists' Mental Representations of Complex Travel Decision Problems / B. Dellaert, T. Arentze, O.Horeni. // Journal of Travel Research. - 2014. - Vol. 53.-P. 311. DOI: 10.1177/0047287513506297.

18. MacCannell. D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting / D. MacCannell // American Journal of Sociology . - 2015. - Vol. 79 (3). - P. 589-603.

19. Kortunov, V. V. Tourism as a Way of Expanding Human Existence / V. V. Kortunov, V.A. Chudinov, E.Y. Sokolova // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 30 (1). - P. 124-127.

20. Recovery Scenarios 2020 & Economic Impact from COVID-19 Infographics: [Electronic resource]. - Mode of access : https://wttc.org/Research/Economic-Impact/Recovery-Scenarios-2020-Economic-Impact-from-COVID-19. - Date of access : 20.08.2020.

21. Hilman, H. Market Orientation Practices and Effects on Organizational Performance: Empirical Insight from Malaysian Hotel Industry / H. Hilman, N. Kaliappen // SAGE Open. -2014. - Vol. 4, № 4. - P.47-49. doi: 10.1177/2158244014553590.

22. UNWTO [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.unwto.org/. - Date of access : 20.08.2020.

23. IATA [Electronic resource]. - Mode of access : https://www.iata.org/. - Date of access: 20.08.2020.

References

1. O turizme [National Center for Legal Information of the Republic of Azerbaijan]: Zakon o Turizme Respubliki Azerbaydzhan, 4 iyunya 1999 g., №674-IQ: v red. Zakona Resp. Azerbaydzhan [Law on Tourism of the Republic of Azerbaijan, June 4, 1999, No. 674-IQ: as amended by Law Rep. Azerbaijan]. Baku, 2020 (accessed: 03.05.2019).

2. Kontseptsiya razvitiya «Azerbaydzhan 2020: videniye budushchego» [Development concept "Azerbaijan 2020: vision of the future"]. Baku, 2012, 40 p. (In Azerbaijan)

3. Strategicheskaya dorozhnaya karta razvitiya spetsializirovannoy industrii turizma v Azer-baydzhanskoy Respublike [Strategic roadmap for the development of the specialized tourism industry in the Republic of Azerbaijan.]. Baku, December 6, 2016 (In Azerbaijan)

4. Gosudarstvennaya programma sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Azer-baydzhanskoy Respubliki na 2014-2018 gody [State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan for 2014-2018]. Baku: Nurlar Publish-

ing and Printing Center, 2019 (In Azerbaijan).

5. Abadov M.K. Azerbaidzhanskiyat turizüm i problemi na negovoto razvitie [Azerbaijan tourism and problems of its development]. Baku: East-West, 2014, 247 p. (In Azerbaijan)

6. El'chin Suleymanov Osman Aras, Kerim Mamedov. Ekonomika Azerbaydzhana [Economy of Azerbaijan]. Baku: East-West, 2016, 412 p. (In Azerbaijan)

7. Aslanov E.I. Sektor turizma v Azerbaydzhane: vozmozhnosti, problemy i perspektivy. Zaklyuchitel'nyy otchet [Tourism sector in Azerbaijan: opportunities, problems and prospects. Final report]. Baku: East-West, 2010, 265 p. (In Azerbaijan)

8. Bilalov B.A., Gulaliyev, CH.G. Osnovy turizma [Basics of tourism]. Baku: NGO Publishing House, 2015, 496p. (In Azerbaijan)

9. Birzhakov M.B. Vvedeniye v turizm [Introduction to tourism]. Saint Petersburg: Gerda., 2014, 544 p. (In Russian)

10. Vlasova I.B., Zorin I.V., Il'ina Ye.M .. Osnovy turistskoy deyatel'nosti [Basics of tourism]. Moscow: Russian International Institute of Tourism, 2007, 658 p. (In Russian)

11. Gavril'chak, I.N. Osnovnyye printsipy organ-izatsii i mezhdunarodnogo razvitiya turizma: Monografiya [Basic principles of organization and development of international tourism: Monograph]. Saint Petersburg: Service, 2001, 179 p. (In Russian)

12. Taygibova T.T. Gosudarstvennoye reguliro-vaniye turizma. Kak u nikh? [State regulation of tourism. How are they?] (In Russian). Available at: http://www.tourvest.ru/articles/article0009 (accessed 14.09.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zorin I.V., Kaverina T.P., Kvartal'nov V.A . Turizm kak vid deyatel'nosti [Tourism as an activity]. Moscow: Finance and statistics, 2005, 288 p. (In Russian)

14. Kuper K., Fletcher D., D. Gil'bert. Ekonomika turizma: teoriya i praktika [Tourism Economics: Theory and Practice]. Saint Petersburg : SPbGIA, 2008, 200 p. (In Russian)

15. Levashenko A.D., Anes S.M. Mery pod-derzhki sektora turizma v usloviyakh krizisa, vyzvannogo COVID-19 [Support measures for the tourism sector amid the COVID-19 crisis]. (In Russian). Available at: https://www.ranepa.ru/documents/monitoring

/2020_10-112_April.pdf. (accessed:

14.09.2020)

16. Rakhmanov P.R. Development of national tourism in the Republic of Azerbaijan: barriers to economic growth of the industry Journal of Corporate Management and Economics, 2017, Vol. 15, no. 1, pp.78-90

17. Cohen E. Towards a Sociology of International Tourism. Social Research, 1992, Vol. 39, pp. 164-182.

18. Dellaert B. Tourists' Mental Representations of Complex Travel Decision Problems. Journal of Travel Research, 2014, Vol. 53, pp. 311.

19. MacCannell D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting. American Journal of Sociology, 2015, Vol. 79, pp. 589-603.

20. Kortunov V.V. Tourism as a Way of Expanding Human Existence. World Applied Sciences Journal, 2014, Vol. 30, pp. 124-127.

21. Recovery Scenarios 2020 & Economic Impact from COVID-19 Infographics. Available at: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/Recovery-Scenarios-2020-Economic-Impact-from-COVID-19. (accessed: 20.08.2020).

22. Hilman H. Market Orientation Practices and Effects on Organizational Performance: Empirical Insight from Malaysian Hotel Industry. SAGE Open, 2014, Vol. 4, no. 4, pp. 4749.

23. UNWTO. Available at: https://www.unwto.org/. (accessed: 20.08.2020).

24. IATA. Available at: https://www.iata.org (accessed: 20.08.2020).

Received 14 October 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.