Научная статья на тему 'СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В КОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ'

СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В КОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусова Н. В., Скоростецкая О. А.

В статье проведен критический анализ ситуации на рынке индустрии туризма. Рассмотрены кризисные явления в туризме, вызванные COVID-19 и изучены их последствия. Отмечено, что воздействуя на ключевые секторы экономики, туризм все чаще становится одним из важнейших показателей социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Но в связи с распространением коронавируса туристическая индустрия стоит перед кризисом, который может оказаться худшим в истории мировой экономики. Указано, что во время пандемии, вызванной COVID-19, именно туризм пострадал больше остальных отраслей хозяйства, в том числе через ограничительные меры, которые вводятся государствами на передвижение граждан, карантинные мероприятия, запрет авиаперевозок и тому подобное. Вместе с тем, UNWTO подчеркивает историческую устойчивость туризма и способность создавать рабочие места после кризисных ситуаций, а также подчеркивая важность международного сотрудничества и обеспечения того, чтобы этот сектор стал центральной частью усилий по восстановлению. Даны практические предложения по выходу из кризиса, внедрение которых позволит снизить уровень негативного влияния последствий пандемии на экономику туристической отрасли Украины. Данные рекомендации могут бать практическим шаблоном для поддержки туризма других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIVE ANALYSIS OF THE PERSPECTIVITY OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST SPHERE DURING THE CORONOVIRAL PERIOD IN UKRAINE

The article provides a critical analysis of the situation in the tourism industry market. The crisis phenomena in tourism caused by COVID-19 are considered and their consequences are studied. It is noted that, influencing the key sectors of the economy, tourism is increasingly becoming one of the most important indicators of socio-economic development, both in individual regions and the country as a whole. But with the spread of the coronavirus, the tourism industry is facing a crisis that could be the worst in the history of the global economy. It is indicated that during the pandemic caused by COVID-19, it was tourism that suffered more than other sectors of the economy, including through restrictive measures imposed by states on the movement of citizens, quarantine measures, a ban on air travel, and the like. At the same time, the UN WTO underlines the historical resilience of tourism and the ability to create jobs in the aftermath of crises, while also highlighting the importance of international cooperation and ensuring that this sector becomes a central part of recovery efforts. Practical proposals for overcoming the crisis are given, the implementation of which will reduce the level of negative impact of the consequences of the pandemic on the economy of the tourism industry in Ukraine. These guidelines can serve as a practical template for supporting tourism in other countries.

Текст научной работы на тему «СИТУАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В КОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ»

ТУРИЗМ В РЕГИОНАХ

УДК 911.385: 615.825

Н.В. БЕЛОУСОВА, канд. геогр. наук, доцент

профессор кафедры аэрокосмической геодезии и землеустройства

Национальный авиационный университет, г. Киев, Украина

О.А. СКОРОСТЕЦКАЯ

аспирант кафедры страноведения и туризма

Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко,

г. Киев, Украина

Статья поступила 1 апреля 2021 г.

СИТУАТИВНЫМ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В КОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД В УКРАИНЕ

В статье проведен критический анализ ситуации на рынке индустрии туризма. Рассмотрены кризисные явления в туризме, вызванные СОУЮ-19 и изучены их последствия. Отмечено, что воздействуя на ключевые секторы экономики, туризм все чаще становится одним из важнейших показателей социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Но в связи с распространением коронавируса туристическая индустрия стоит перед кризисом, который может оказаться худшим в истории мировой экономики. Указано, что во время пандемии, вызванной СОУЮ-19, именно туризм пострадал больше остальных отраслей хозяйства, в том числе через ограничительные меры, которые вводятся государствами на передвижение граждан, карантинные мероприятия, запрет авиаперевозок и тому подобное. Вместе с тем, иЫШТО подчеркивает историческую устойчивость туризма и способность создавать рабочие места после кризисных ситуаций, а также подчеркивая важность международного сотрудничества и обеспечения того, чтобы этот сектор стал центральной частью усилий по восстановлению. Даны практические предложения по выходу из кризиса, внедрение которых позволит снизить уровень негативного влияния последствий пандемии на экономику туристической отрасли Украины. Данные рекомендации могут бать практическим шаблоном для поддержки туризма других стран.

Ключевые слова: туризм, пандемия, СОУЮ-19, кризис.

BIELOUSOVA N.V., PhD in Geogr. Sc.,

Professor of the Department of Aerospace Geodesy and Land Management Cadastre National Aviation University, Kiev

SKOROSTETSKAYA O.A.

graduate student of the department regional studies and tourism Taras Shevchenko National University of Kiev, Kiev, Ukraine

SITUATIVE ANALYSIS OF THE PERSPECTIVITY OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST SPHERE DURING THE CORONOVIRAL PERIOD IN UKRAINE

The article provides a critical analysis of the situation in the tourism industry market. The crisis phenomena in tourism caused by COVID-19 are considered and their consequences are studied. It is noted that, influencing the key sectors of the economy, tourism is increasingly becoming one of the most important indicators of socio-economic development, both in individual regions and the country as a whole. But with the spread of the coronavirus, the tourism industry is facing a crisis that could be the worst in the history of the global economy. It is indicated that during the pandemic caused by COVID-19, it was tourism that suffered more than other sectors of the economy, including through restrictive measures imposed by states on the movement of citizens, quarantine measures, a ban on air travel, and the like. At the same time, the UN WTO underlines the historical resilience of tourism and the ability to create jobs in the aftermath of crises, while also highlighting the importance of international cooperation and ensuring that this sector becomes a central part of recovery efforts. Practical proposals for overcoming the crisis are given, the implementation of which will reduce the level of negative impact of the consequences of the pandemic on the economy of the tourism industry in Ukraine. These guidelines can serve as a practical template for supporting tourism in other countries.

Keywords: tourism, pandemic, COVID-19, crisis.

Введение. Пандемия COVID-19 и введение разными странами строгих противоэпи-демиологических мер ускорили трансформацию мирового туризма. Туристическую отрасль считают наиболее уязвимой и, как следствие, пострадавшей от карантинных мероприятий вследствие распространения инфекции. За 13 месяцев (март 2020 года -апрель 2021 года) отрасль уже потеряла сотни миллиардов долларов и миллионы рабочих мест [13]. Ежегодный поток туристов в мире, который оценивался в 1,4 миллиарда человек (2019), в 2021 году, по предварительным оценкам ООН, может уменьшиться в полтора раза [2].

Безусловно, возникает вопрос о замещении привычных форм и методов работы туристической индустрии, согласно возможностей и доступности их использования.

На мировой туристический рынок, как один из перспективных вариантов, выходят цифровые стартапы travel tech, появляются новые возможности для индивидуальных туров и форматы международного сотрудничества.

В последнее время мы наблюдаем тенденцию к развитию самоорганизованного внутреннего туризма, в виде самостоятельной организации отдыха, разработки туристических маршрутов, бронирования отелей и выбор других туристических опций. Такое направление туристической деятельности присуще и Украине.

Основой информационного поля по данному вопросу является ряд интернет-публикаций, выступления специалистов туристической сферы, представителей общественности, медицинской и транспортной сферы, преподавателей высших учебных заведений и других организаций, касающихся туризма. Значительную роль в изучении вопроса по регулированию туристического рынка в мире играют международные организации, которые выполняют аналитическую оценку современного состояния мирового туризма, разрабатывают программы по поддержке туристической отрасли на конкурентном уровне, прописывают механизмы выхода человечества из затяжного процесса преодоления пандемии. Проблемами изуче-

ния данной тематики занимается большое количество теоретиков различных научных школ в разных тематических направлениях.

Логичным, в данной ситуации, нам представляется анализ международного опыта реализации различных перспективных программ по выходу из кризисной ситуации, с оценкой практических рекомендаций, которые могут стать маркером и для Украины.

Поэтому целью статьи является анализ ситуации на рынке индустрии туризма в мире и в Украине, в частности, с оценкой кризисных явлений в туризме, вызванных СОУГО-19, и изучением их последствий. В этой связи важно проанализировать современное состояние работы туристического рынка Украины в период пандемии СОУГО-19, выяснить проблемы и современные реалии данной ситуации и определить приоритетные пути выхода из нее. Достижение данной цели видится путем объединения усилий всех заинтересованных и ответственных сторон, создание и содействие имплементации необходимых протоколов безопасности для различных видов туристической деятельности.

Основная часть. Туризм, в последние десятилетия, представлял собой мощное экономическое звено, активно развиваясь, набирая постоянных оборотов, вводя лучшие инновационные технологии и аккумулировав значительные финансовые потоки, которые для некоторых стран являлись основным источником государственного дохода (Тунис, Кипр, Египет, Турция и др.).

По итогам 2020 г. экономика международного туризма сократилась примерно на 80% [3].

Всемирная туристская организация (UNWTO) прогнозирует, что к концу 2021 года потери туристического сектора экономики превысят $1 трлн, более 100 млн человек могут потерять работу [1]. Только с января по август падение экспортной выручки от международного туризма составило $730 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Это более чем в 8 раз превышает потери, понесенные в результате глобального экономического и финансового кризиса 2008-2009 гг. Тогда из-за спада в экономике, роста цен на топливо и падения спроса на билеты и пакетные туры с рынка ушли десятки авиаперевозчиков и туроператоров по всему миру [9].

Нынешний кризис выявил давние структурные слабости в экономике туризма (фраг-ментированный сектор, представленный в основном малым и средним бизнесом, чрезмерно зависимый от сезонности), а также пробелы в готовности правительств и бизнеса оперативно реагировать на новые вызовы и изменения.

Подобные тенденции сегодня наблюдаются повсеместно: большинство стран, ориентированных на развитие туристического сектора и сами туристические компании, воспользовались кризисным затишьем, чтобы ускорить перезагрузку отрасли, провести ди-джитализацию, запустить цифровые платформы, принять решения по применению экологичности в туризме и поменять подходы к организации туризма в целом.

Как ни странно, но именно этот кризис открыл новые возможности реализации туристических программ. Лидеры отрасли используют кризис как возможность для дальнейшего устойчивого роста инклюзивного туристического сектора. Набирают популярности сервисы и платформы, расширяющие возможности для развития неорганизованного туризма, туристическая индустрия стала меняться. Так, например, в Греции, для профессионалов в сфере туризма была создана платформа «Греция из дома», целью которой стало обучение цифровым инструментам и улучшения цифровых навыков с помощью сертифицированных онлайн-курсов и веби-наров [5]. Венгерское агентство по туризму вместе с Альянсом туристических ассоциаций Венгрии и Будапештским экономическим университетом создали платформу электронной обучающей Академии туризма для повышения экономической конкурентоспособности туристических малых и средних предприятий [8].

Открывшийся в августе 2008 г. сервис Airbnb сегодня стал глобальной платформой сдачи жилья в краткосрочную аренду.

Платформа Welcome City Lab совместно с Агентством по туризму Франции Atout France в этом году подготовили специальный документ, перечисляющий основные инновационные направления развития в туристическом секторе [7]. В нем выделено пять трендов развития отрасли с учетом влияния пандемии. Это забота о здоровье туристов и соблюдение санитарных норм, цифровая трансформация, ориентация на осознанное

потребление и Low Tech (производство товаров и услуг с минимальным вредом для людей, животных и окружающей среды), им-мерсивные технологии (совмещение реальности и виртуальных эффектов для большего погружения в новое пространство), ориентация на города как центры инноваций (смарт-города).

Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что именно города могут быстро адаптироваться и, как следствие, должны иметь перспективу развития городского туризма, который сейчас считается одним из главных тенденциозных направлений XXI века [10].

Города действительно довольно быстро отреагировали на глобальные изменения на фоне пандемии. Например, в России, в период весенней самоизоляции - с марта по май 2020 г. - Мостурист запустил несколько крупных онлайн-проектов как для поддержки турбизнеса, так и для развития инновационных предложений и новых форматов путешествий, а именно: образовательно-туристический проект для школьников из регионов «Город открытий», площадка инновационных предложений и поиска новых решений в туризме Moscow Travel Hub, где можно проводить онлайн-переговоры, проходить обучение и совместно работать над инновационными туристическими предложениями, проекты - акселератор «Фабрика туристических продуктов и сервисов» и хака-тон Moscow Travel Hack [6].

Вызванные пандемией ограничения на международные поездки формируют колоссальный отложенный спрос.

В украинском геопространстве существует определенная закономерность развития туристической сферы. Ежегодно украинцы тратят на услуги туроператоров, авиаперелеты и на другие дорожные расходы примерно 8 млрд долларов. В 2020 году из-за кризиса в экономике вследствие пандемии этот финансовый поток значительно уменьшился [12].

Из-за затяжных лакдаунов украинцы испытывают ограниченность в выборе летнего отдыха. Так, по данным туроператоров и украинского МИД, пока охотно впускают украинских туристов лишь несколько стран. Это Турция, Египет, Тунис, Албания и Хорватия, Кипр и еще некоторые государства, которые являются популярными направлениями летнего отдыха среди украинских туристов.

В ситуации, которая сложилась с зарубежными поездками, многие украинцы предпочитают организовывать свой отдых на местных курортах, что способствует активизации процесса развития внутреннего туризма (в 2020 году Турцию посетили рекордные 1,5 млн украинских туристов, а Египет - около 1 млн). Мы видим, как резко у путешественников состоялся уклон в сторону палаток и костров в живописных местах Украины. В реальности, с точки зрения экономического похода, это тревожный сигнал для тех, кто работает в сфере размещения и питания туристов. Как результат - ощутим серьезный перекос в ценовой политике предоставления туристических услуг, не соответствующий ожиданиям и возможностям туристов.

Ориентация украинцев на внутренний туризм в 2020 году - это шаг отчаяния. Ведь внутренний туризм в принципе не может дать того, что дает зарубежный (расширение знаний о мироустройстве, о культуре, истории, традициях и гастрономии других стран). Во-первых, не так много украинских отелей могут обеспечить европейский уровень обслуживания, который предлагается в популярных туристических странах по доступным ценам. Во-вторых, чистота пляжей и сервис в Украине существенно отстают от ведущих стран в области предоставления туристического сервиса. В-третьих, наблюдается незначительная конкуренция среди предприятий туристической инфраструктуры. На данный момент мы владеем информацией о том, что большинство отелей, которые предоставляют качественный уровень обслуживания на побережье Черного и Азовского морей, уже забронированы до конца августа 2021 года. Статистика по общему состоянию гостинич-но-ресторанного сегмента украинской туристической инфраструктуры отсутствует.

На украинских южных курортах летом 2021 года прогнозируется значительно больше туристов, по сравнению с летом 2020 года:

- в Одесской, Николаевской и Херсонской областях, судя по росту мобильного трафика, в настоящее время на 30% больше туристов, чем в аналогичные дни прошлого лета;

- на курорте Кирилловка (Запорожская область, Азовское море) мобильный трафик свидетельствует, что приехало на 55% больше отдыхающих, чем в прошлом 2020 году;

- в городе Бердянск (Запорожская область, Азовское море) курортников, на 37% больше, чем в аналогичные даты в 2020 году;

- на азовских курортах (Ялта, Урзуф, Бе-лосарайская коса) людей увеличилось на 100170% [4].

Вряд ли украинские гостиницы смогут привлечь сегодняшних туристов на следующий год. Из-за ряда вопросов по цене и качеству предоставления туристических услуг (сервиса) в Украине большинство украинских туристов скорее предпочтут отдых за границей при благоприятной эпидемиологической обстановке в мире.

Существенно отличается уровень туристического сервиса в Западной Украине (Львов, Карпаты), что способствует конкуренции и дает возможность удержать туристов. Однако это не морской отдых, поэтому сравнивать эти два типа туризма некорректно.

Выделяют несколько факторов, которые ограничивают развитие внутреннего украинского туризма, даже несмотря на карантинное закрытие границ:

1. Украинские отели, перевозчики и туроператоры не имеют четко отлаженной системы постоянного партнерства, как это делают зарубежные игроки рынка. Поэтому нет «оптовых» скидок, специальных цен и взаимного интереса улучшать сервис.

2. Качество туристических услуг уступает по цене и качеству европейским странам. В Украине почти нереально получить такой сервис, как в Турции, за те же деньги.

3. В Украине недостаточное количество гостиниц, способных обеспечить европейский сервис обслуживания туристов. И вообще украинская туристическая отрасль очень маленькая по сравнению со странами-соседями. Например, город Краков (Польша) ежегодно принимает 14 млн туристов. Для сравнения, украинский Львов принимает чуть больше 2 млн гостей в год.

4. Чистота пляжей, безопасность, качество дорог и воды в водоемах в Украине хуже, чем на популярных зарубежных курортах.

5. В Украине не отлажен инвестиционный климат для туристической отрасли по сравнению с другими странами мира.

6. Коронавирус стал фактором неопределенности не только для внешнего, но и для внутреннего туризма.

7. Украинцы, для которых цены на морских и в карпатских курортах являются слишком высокими, предпочитают путешествовать в известные им живописные места самостоятельно, развивая при этом устойчивый внутренний туризм.

Для практического решения проблем, связанных с короновирусом, необходимо объединение усилий всех заинтересованных и ответственных сторон в туристической сфере, а также на уровне государства, создание условий по содействию имплементации и соблюдению необходимых протоколов безопасности для различных видов туристической деятельности.

Пять приоритетных направлений преобразования туризма после пандемии СОУГО-19:

1. Смягчение социально-экономических последствий (сохранение рабочих мест, укрепление доверия и безопасности).

2. Повышение конкурентоспособности и устойчивости (развитие туристической инфраструктуры и повышение качества оказываемых услуг, диверсификация туристических продуктов и рынков, продвижение внутреннего туризма).

3. Диджитализация (цифровизация туристической экосистемы, создание инновационных решений, инвестиции в цифровые навыки).

4. Экологизация (содействие устойчивому развитию, внедрение углеродно нейтральных решений, развитие экотуризма).

5. Координация и партнерство для трансформации сектора и достижения целей устойчивого развития [14].

Границы для туристов откроются лишь в самом конце пошагового возвращения к нормальной жизни. Для того чтобы это произошло глобально, сначала должна быть реализована программа вакцинации против коро-навируса или разработано эффективное лечение.

Почти в любом обществе, особенно в странах Европы, туризм является частью полноценной жизни. И люди будут очень рады снова иметь возможность путешествовать. В каком объеме они смогут себе это позволить, зависит от того, насколько сильно их затронет экономический кризис, обусловленный пандемией. Но в целом необходимость наверстать упущенное в плане туризма будет очень высока.

Выводы. Сейчас сложно предсказать, будут ли люди путешествовать так, как раньше, бесспорным остается мнение о том, что многие из них сделают для себя определенные выводы. Актуальная дискуссия в туристической сфере уже давно идет о том, как сделать туризм более качественным. Туристические компании и их партнеры в регионах сейчас пытаются сделать свои предложения более экологичными, при наличии необходимого финансирования. Если и есть шанс, чтобы переориентировать сферу туризма и изменить туристический продукт, то сейчас самый подходящий момент для этого. Но откажемся ли мы хотя бы частично после пандемии коронавируса от массового туризма, каким мы его знаем сейчас, пока не известно.

Список литературы

1. Коронавiрус завдасть св^овому туризму $2,1 трлн збитюв - дослщження. Журнал <^знес», 31 березня 2020. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://business.ua/news/9513-koronavirus-zavdast-svitovomu-turizmu-2-1-trln-zbitkiv-doslidzhennya - Дата звернення: 25.06.2020.

2. WTTC (2020), «Safe Travels»: Global Protocols & Stamp for the New Normal. URL: https://wttc.org/COVID-19/Safe-Travels-Global-Protocols-Stamp - Дата звернення: 25.06.2020.

3. Вшокуров, Я. Коронавiрус загрожуе 50 мшьйонам робочих мюць у свт. Hromadske Int, 2020. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://hromadske.ua/posts/koronavirus-zagrozhuye-50-miljonam-robochih-misc-u-sviti-doslidzhennya. - Дата звернення: 25.06.2020.

4. Зануда А. Коронавiрус: скшьки втрачае туризм. ВВС News Украша, 16 березня 2020. [Електронний ресурс]. - Режим доступу:

https://www.bbc.com/ukrainian/features-51870285 - Дата звернення: 25.06.2020.

5. Mappa del turismo responsabile in Italia. AITR, 2020. URL: http://www.aitr.org/mappa-del-turismo-responsabile-in-italia/ - Дата звернення: 25.06.2020.

6. Global Travel: Data, Models, and Intelligence, Tourism Economics, 2020. URL:

https://www.tourismeconomics.com/ - Дата звернення: 25.06.2020.

7. COVID-19 Travel Industry Research. U.S. Travel Association, 2020. URL: https://www.ustravel.org/toolkit/covid-19-travel-industry-research - Дата звернення: 25.06.2020.

8. The Impact of COVID-19 on the United States Travel Economy. Analysis. April 15, 2020. URL: https://www.ustravel.org/sites/default/files/m edia_root/ docu-ment/Coronavirus2020_Impacts_April15.pdf - Дата звернення: 25.06.2020.

9. COVID-19: Resources for Airlines & Air Transport Professionals. IATA, 2020. URL: https://www.iata.org/en/programs/covid-19-resources-guidelines/ - Дата звернення: 25.06.2020.

10. COVID-19: Statements, facts and figures. ACIE, 2020. URL: https://www.aci-europe .org/industry-topics/covid-19.html -Дата звернення: 25.06.2020.

11. International tourist arrivals could fall by 2030% in 2020. UN WTO, 2020. URL: https://www.unwto.org/news/international-tourism-arrivals-could-fall-in-2020 - Дата звернення: 25.06.2020.

12. Романова, А. Туризм шсля карантину: як пандемiя вплинула на галузь i змшила И. Дивись.тйэ. 14 травня 2020 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://dyvys.info/2020/05/14/turyzm-pislya-karantynu-yak-pandemiya-vplynula-na-galuz-i-zminyla-yiyi/ - Дата звернення: 25.06.2020.

13. Тимошенко, Т. Мшьйон пращвниюв туршдустрн Украши можуть опинитися на вулищ. Дивись.info. 14 травня 2020 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://dyvys.info/2020/05/14/turyzm-pislya-karantynu-yak-pandemiya-vplynula-na-galuz-i-zminyla-yiyi/ - Дата звернення: 25.06.2020.

14. Романова, А. П'ять порад, як рятувати украшський туризм тд час пандемн. 13 березня, 2020 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://nv.ua/ukr/opinion/koronavirus-i-turizm-yak-ukrajini-vryatuvati-industriyu-ostanni-novini-50075544.html

15. Dow, Roger (2020), State of the travel industry. URL:

https://www.ustravel.org/sites/default/files/rn edia_root/document/.

References

1. Business Magazine (2020), "Coronavirus will cause $ 2.1 trillion in damage to world tourism - research". (In Ukrainian ). Available at: https://business.ua/news/9513-koronavirus-zavdast-svitovomu-turizmu-2-1-trln-zbitkiv-doslidzhennya (accessed: June 26, 2020).

2. WTTC (2020), "Safe Travels: Global Protocols & Stamp for the New Normal". Available at: https://wttc.org/COVID-19/Safe-Travels-Global-Protocols-Stamp (accessed: June 26, 2020).

3. Vinokurov J. (2020), "Coronavirus threatens 50 million jobs worldwide", Hromadske Int, (In Ukrainian ). Available at: https://hromadske.ua/posts/koronavirus-zagrozhuye-50-miljonam-robochih-misc-u-sviti-doslidzhennya (accessed: June 26, 2020).

4. Zanuda, A. (2020), "Coronavirus: how many lost tourism", BBC News Ukraine, [Online], March 16, available at: https://www.bbc.com/ukrainian/features-51870285 (Accessed June 26, 2020).

5. AITR (2020), "Mappa del turismo re-sponsabile in Italia", available at: http://www.aitr.org/mappa-del-turismo-responsabile-in-italia/ (Accessed June 26, 2020).

6. Tourism Economics (2020), "Global Travel: Data, Models, and Intelligence". Available at: https://www.tourismeconomics.com/ (accessed: June 26, 2020).

7. U.S. Travel Association (2020), "COVID-19 Travel Industry Research". Available at: https://www.ustravel.org/toolkit/covid-19-travel-industry-research (accessed: June 26, 2020).

8. U.S. Travel Association (2020), "The Impact of COVID-19 on the United States Travel Economy. Analysis". Available at: https://www.ustravel.org/sites/default/files/m edi-

aroot/document/Coronavirus2020_Impacts_ April15.pdf (accessed: June 26, 2020).

9. IATA (2020), "COVID-19: Resources for Airlines & Air Transport Professionals", Available at: https://www.iata.org/en/programs/covid-19-resources-guidelines/ (accessed: June 26, 2020).

10. ACIE (2020), "COVID-19: Statements, facts and figures". Available at: https://www.aci-europe.org/industry-topics/covid-19.html (accessed: June 26, 2020).

11. UN WTO (2020), "International tourist arrivals could fall by 20-30% in 2020". Available at: https://www.unwto.org/news/international-tourism-arrivals-could-fall-in-2020 (accessed: June 26, 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Romanova A. (2020), "Tourism after quarantine: how the pandemic affected the industry and changed it", Dyvys.info. (In Ukrainian). Available at: https://dyvys.info/2020/05/14/turyzm-pislya-karantynu-yak-pandemiya-vplynula-na-galuz-i-zminyla-yiyi/ (accessed: June 26, 2020).

13. Tymoshenko T. (2020), "One million employees of the Ukrainian tourism industry may find themselves on the streets", Dyvys.info. (In Ukrainian). Available at: https://dyvys.info/2020/05/14/turyzm-pislya-karantynu-yak-pandemiya-vplynula-na-galuz-i-zminyla-yiyi/ (accessed: June 26, 2020).

14. Romanova A. (2020), "Five tips on how to save Ukrainian tourism during a pandemic", (In Ukrainian). Available at: https://nv.ua/ukr/opinion/koronavirus-i-turizm-yak-ukrajini-vryatuvati-industriyu-ostanni-novini-50075544.html. (accessed June 26, 2020).

15. Dow, R. (2020), "State of the travel industry". Available at: https://www.ustravel.org/sites/default/files/rn edia_root/document/State%20of%20the%20 Trav-

el%20Industry%202020%20Remarks_Roger %20Dow 1.docx.pdf (accessed: June 26, 2020).

Received 1 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.