Научная статья на тему 'ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ'

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
802
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС И ТУРИЗМ / COVID-19 / ТУРЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ / ПАНДЕМИЯ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ УЗБЕКИСТАНА / ЦИФРОВОЙ ТУРИЗМ / CORONAVIRUS AND TOURISM / WEEKEND-TOURS / PANDEMIC / DOMESTIC TOURISM OF UZBEKISTAN / DIGITAL TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Очилова Х. Ф.

В данной статье рассматриваются мероприятия по восстановлению сферы туризма и гостеприимства после волны эпидемии Covid-19 в Республике Узбекистан. Обосновывается идея о необходимости цифровизации отрасли туризма, поскольку люди в большей степени начнут путешествовать индивидуально, выбирать место и бронировать все, что нужно, в режиме онлайн. Кроме того, после самоизоляции и ограничительных мер, люди будут пользоваться туристическими услугами, соблюдая санитарно-гигиенические правила во время поездок. Целью статьи является анализ ситуации в мире и в Узбекистане в период пандемии, а также разработка практических мер по реабилитации сферы туризма от последствий экономического кризиса, сложившегося из-за пандемии Covid-19. Основное внимание в работе автор акцентирует на мероприятиях по развитию внутреннего туризма и разработке электронных платформ для формирования онлайн-туризма. По мнению автора, как только будет смягчаться карантин и откроют границы страны, повысится загрузка отелей, ресторанов и других заведений, в первую очередь за счет соотечественников. Автором предложена разработка краткосрочных туров выходного дня. В данной статье обосновывается мысль о том, что в будущем люди начнут путешествовать индивидуально, сами выбирать место и бронировать гостиничные номера в режиме онлайн. Предприятиям сферы гостеприимства теперь придется делать акцент на то, чтобы разрабатывать новые направления и туруслуги, учитывая потенциальный спрос, и предлагать новые туристические продукты своим клиентам. Статья подводит некоторые итоги изучения, делая вывод, что туристическому бизнесу Узбекистана необходимо кардинально переосмыслить существующие бизнес-модели с помощью инноваций и цифровизации туризма. Необходимо развивать, в первую очередь, такие сегменты рынка, как сельский и экологический туризм, потенциал которых в настоящее время только начинает раскрываться. Кроме того, в нынешних условиях отечественная туриндустрия не может обойтись без государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOVERY OF TOURISM IN UZBEKISTAN AFTER THE PANDEMIC

In this article the measures on restoration of tourism and hospitality sphere after Covid-19 in the Republic of Uzbekistan are considered. The idea that people will start traveling individually and choose a place and book everything they need online is substantiated, i.e. digitalization of the tourism industry is necessary. Besides, after self-isolation and restrictive measures, people will use tourist services, observing sanitary and hygienic rules during trips. The aim of the article is to analyze the situation in the world and in Uzbekistan during the pandemic, as well as to develop practical measures to rehabilitate the tourism sector from the economic crisis caused by the Covid-19 pandemic. The main focus of the work is on measures to develop domestic tourism and the development of electronic platforms for the formation of online tourism. According to the author, as soon as the quarantine is softened and the country's borders are opened, the load of hotels, restaurants and other facilities will increase, primarily at the expense of compatriots. The author suggests developing short-term weekend tours. This article justifies the idea that in the future people will start traveling individually, choosing a place and booking hotel rooms online. Hospitality companies will now have to focus on developing new destinations and tours, potential demand, and offer new travel products to their customers. The article summarizes some of the results of the study, concluding that the tourism business in Uzbekistan needs to fundamentally rethink their existing business models through innovation and digitalization of tourism. It is also necessary to develop such market segments as rural and natural tourism, the potential of which is currently only beginning to unfold. In addition, under current conditions, the domestic tourism industry can not do without state support.

Текст научной работы на тему «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ»

ТУРИЗМ В РЕГИОНАХ

УДК338.48

Х.Ф. ОЧИЛОВА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Туризм и сервис»,

Ташкентский государственный экономический университет, Узбекистан

Статья поступила 7 октября 2020 г.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ

В данной статье рассматриваются мероприятия по восстановлению сферы туризма и гостеприимства после волны эпидемии Covid-19 в Республике Узбекистан. Обосновывается идея о необходимости цифровизации отрасли туризма, поскольку люди в большей степени начнут путешествовать индивидуально, выбирать место и бронировать все, что нужно, в режиме онлайн. Кроме того, после самоизоляции и ограничительных мер, люди будут пользоваться туристическими услугами, соблюдая санитарно-гигиенические правила во время поездок. Целью статьи является анализ ситуации в мире и в Узбекистане в период пандемии, а также разработка практических мер по реабилитации сферы туризма от последствий экономического кризиса, сложившегося из-за пандемии Covid-19. Основное внимание в работе автор акцентирует на мероприятиях по развитию внутреннего туризма и разработке электронных платформ для формирования он-лайн-туризма. По мнению автора, как только будет смягчаться карантин и откроют границы страны, повысится загрузка отелей, ресторанов и других заведений, в первую очередь за счет соотечественников. Автором предложена разработка краткосрочных туров выходного дня. В данной статье обосновывается мысль о том, что в будущем люди начнут путешествовать индивидуально, сами выбирать место и бронировать гостиничные номера в режиме онлайн. Предприятиям сферы гостеприимства теперь придется делать акцент на то, чтобы разрабатывать новые направления и туруслуги, учитывая потенциальный спрос, и предлагать новые туристические продукты своим клиентам.

Статья подводит некоторые итоги изучения, делая вывод, что туристическому бизнесу Узбекистана необходимо кардинально переосмыслить существующие бизнес-модели с помощью инноваций и цифровизации туризма. Необходимо развивать, в первую очередь, такие сегменты рынка, как сельский и экологический туризм, потенциал которых в настоящее время только начинает раскрываться. Кроме того, в нынешних условиях отечественная туриндустрия не может обойтись без государственной поддержки.

Ключевые слова: коронавирус и туризм, Covid-19, туры выходного дня, пандемия, внутренний туризм Узбекистана, цифровой туризм.

OCHILOVA Hilola F., PhD in Econ. Sc.

Associate Professor of the Department of Tourism and Service,

Tashkent State University of Economics, Uzbekistan

RECOVERY OF TOURISM IN UZBEKISTAN AFTER THE PANDEMIC

In this article the measures on restoration of tourism and hospitality sphere after Covid-19 in the Republic of Uzbekistan are considered. The idea that people will start traveling individually and choose a place and book everything they need online is substantiated, i.e. digitalization of the tourism industry is necessary. Besides, after self-isolation and restrictive measures, people will use tourist services, observing sanitary and hygienic rules during trips. The aim of the article is to analyze the situation in the world and in Uzbekistan during the pandemic, as well as to develop practical measures to rehabilitate the tourism sector from the economic crisis caused by the Covid-19 pandemic. The main focus of the work is on measures to develop domestic tourism and the development of electronic platforms for the formation of online tourism. According to the author, as soon as the quarantine is softened and the country's borders are opened, the load of hotels, restaurants and other facilities will increase, primarily at the expense of compatriots. The author suggests developing short-term weekend tours.

This article justifies the idea that in the future people will start traveling individually, choosing a place and booking hotel rooms online. Hospitality companies will now have to focus on developing new destinations and tours, potential demand, and offer new travel products to their customers. The article summarizes some of the results of the study, concluding that the tourism business in Uzbekistan needs to fundamentally rethink their existing business models through innovation and digitalization of tourism. It is also necessary to develop such market segments as rural and natural tourism, the potential of which is currently only beginning to unfold. In addition, under current conditions, the domestic tourism industry can not do without state support.

Keywords: coronavirus and tourism, Covid-19, weekend-tours, pandemic, domestic tourism of Uzbekistan, digital tourism

Введение. В нынешних условиях мировой пандемии коронавируса отрасли экономики переживают экономические трудности, связанные с невозможностью функционировать полноценно из-за падения потребительского спроса. Пандемия COVID-19 повлияла на все сферы экономики, туристическая отрасль оказалось наиболее уязвимой перед угрозой коронавируса. По мнению международных экспертов, мировая экономика находится в стадии кризиса, туризм является одной из самых пострадавших отраслей. Проблема затронула и Республику Узбекистан, где индустрия туризма имеет существенный потенциал для развития и является стратегическим сектором экономики, доля туризма в ВВП страны составляет примерно 6%.

Экономический кризис сказался на уровне благосостояния многих людей, т.к. в результате простоя предприятий сферы туризма и гостеприимства значительная их часть лишилась постоянной работы. Скорее всего, туризм будет восстанавливаться долго, а к докризисным показателям отрасль вернется не

раньше 2022-2023 года. До этого момента ситуация будет плавно выправляться. Если по итогам 2020-го эксперты ожидают падение почти вдвое, то в 2021 году показатель может быть лишь на треть хуже докризисного значения.

Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма работает в направлении восстановления туризма и разработал платформу «Online Tourism». Подобные электронные платформы в Узбекистане будут применяться впервые, они способствует постепенному восстановлению деятельности предприятий гостеприимства. В свою очередь государство поддерживает субъекты бизнеса в области туризма, предоставляя им ряд льгот, налоговых каникул и субсидий во время пандемии. Предприятия сферы туризма и сервиса освобождаются от уплаты земельного налога до 1 января 2021 года, уплачивают социальный налог по сниженной ставке (1%) и т.д. Российский опыт восстановления отрасли туризма показывает, что правительство РФ приняло ряд мер по

поддержке отраслей экономики, пострадавших от последствий коронавируса, в частности, предоставление беспроцентных кредитов по выплате заработной платы предприятиям туризма и сервиса [1].

На наш взгляд, люди не перестанут путешествовать, т.е. туристические услуги будут всегда востребованы, тем более после длительной самоизоляции большинство людей заходят поменять обстановку или уединиться с природой и они будут перемещаться внутри республики.

Основная часть статьи. Как показывает история эпидемиологические заболевания, которые потрясали мир, случались и раньше, например, во время Первой мировой войны, но какой бы ужасной ситуацией не была, туризм смог стать на ноги и пережить эти сложные периоды. В период войны миллионы людей вынужденно перемещались по миру, они отправляли своим близким картинки и открытки. Увидев новые для себя места, люди захотели увидеть их своими глазами, посетить достопримечательности. История мировых экономических кризисов доказывает, что спустя короткий период времени туризм получает новый всплеск для развития. Как отмечает И.В. Логунцова, «такого тяжелого кризиса в туристском бизнесе не наблюдалось со времен Второй мировой войны» [3]. Мы считаем, что каждый последующий кризис создает возможности для развития новых видов услуг в туристической отрасли. Так, например, после финансового кризиса в 2008 году продажи турпакетов резко упали, но начали развиваться такие сервисы как АкЬпЬ и В1аВ1аСаг, позволяющие потребителям путешествовать и создавать себе туры экономно. Мы считаем, что в ближайшем будущем будет расти спрос на онлайн-туризм, мобильные приложения, касающиеся отрасли туризма и т.д.

В нынешних условиях мировой пандемии коронавируса, туризм является отраслью наиболее сильно пострадавшей от закрытия границ и ограничения передвижения между странами. По прогнозам Всемирной туристической организации (UNWTO), количество туристских прибытий в 2020 году снизится на 20-30%, что, в худшем случае, приведет к потере 1/3, или 300-450 млрд долларов США мировых доходов от международного туризма. Хотя еще в январе текущего года был прогноз о росте этого показателя на 3-4%.

В соответствии с Указом Президента РУз «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии» от 28 мая 2020 г., восстановление туристической отрасли в Узбекистане решено осуществить в три этапа. На первом будет реанимирована деятельность туроператоров и гостиниц, на втором -начнется восстановление организованного регионального туризма с соседними странами и странами СНГ, а на третьем - страна постепенно возобновит въездной туризм с государствами дальнего зарубежья, гражданам которых разрешается въезд в республику с учетом эпидемиологической ситуации. В целях поддержки и реабилитации туристической отрасли предусмотрен ряд льгот. Для туроператоров, турагентов, а также средств размещения в период с 1 июня до 31 декабря 2020 года ставки налога на прибыль снижаются на 50% от установленных ставок. В соответствии с указом предоставляется право переноса убытков по итогам 2020 и 2021 годов без ограничения их размеров, предусмотренных Налоговым кодексом, а в период до 1 января 2021 года приостанавливается начисление и уплата туристского (гостинич-ного)сбора.

Госкомитетом по развитию туризма принимаются меры по восстановлению и активизации внутреннего туризма при строгом соблюдении санитарно-гигиенических правил во время подготовки поездок. По данным туроператоров и программы «e-mehmon», с 24 августа по 14 сентября текущего года (20 дней) путешествие совершили 69 тысяч граждан, из которых свыше 13 тысяч воспользовались услугами туроператоров, а 56 тысяч совершали вояж самостоятельно по следующим регионам республики: Самарканд, Бухара, Хорезм, Навои, Кашкадарья, Сурхандарья и Ташкент. Отмечается, что в период пандемии основная часть отечественных туроператоров сосредоточила свою деятельность на развитии внутреннего туризма. Многие поездки были организованы 35 турфирмами, 10 из которых ранее работали по международным направлениям.

В январе-марте 2020 года число туристов, посетивших Узбекистан, составило 1,2 миллиона человек. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года этот показатель снизился на 12%. Из них 87,9% въехали в Узбекистан для посещения родственников, 9,3% - для

путешествия, 1,2% - для лечения, 0,7% - по служебной необходимости, 0,6% - для коммерческой поездки, 0,3% - по учебе. Число прибывших из стран СНГ составило 1,16 миллиона человек (95,6%), из дальнего зарубежья - 53,6 тысячи человек (4,4%). Наибольший поток иностранных граждан был отмечен из Казахстана (397,6 тысячи человек), Таджикистана (332,7 тысячи), Кыргызстана (298,1 тысячи), России (64,7 тысячи), Туркменистана (60,6 тысячи), Азербайджана (2 тысячи) и Беларуси (1,2 тысячи). Из дальнего зарубежья значительный поток наблюдался из Турции (13,5 тысячи человек), Южной Кореи (5,2 тысячи), Китая (3,7 тысячи), Индии (3,6 тысячи), Японии (1,3 тысячи) и Франции (0,9 тысячи).

На рисунке представлена динамика количества международных туристских прибытий за последние 20 лет, которая показывает влияние тех или иных экономических потрясений на отрасль туризма и спрос на туруслуги.

За последние 20 лет было всего 3 года с заметным снижением относительного значения количества туристских прибытий: в 2001 году - из-за террористических атак 11 сентября, 2003 году - в связи с эпидемией атипичной пневмонии и 2009 году - из-за глобального экономического кризиса (рисунок). Но даже в совокупности предыдущие кризисы не приводили к таким экономическим последствиям, какие принесет пандемия 2020 года.

По данным UNWTO, негативное влияние коронавируса выразилось в сокращении

международных туристских прибытий в пер-

вом квартале 2020 года на 67 млн долларов США и экспортных потерях на сумму 80 млрд долларов США. Страны-лидеры туристического бизнеса уже начали подсчитывать убытки. Так, в Италии их общая сумма превышает 20 млрд евро, и, по прогнозам Министерства туризма, отрасли понадобятся 1 или даже 2 года, чтобы вернутся на докризисный уровень. При этом кризис может привести к потере до 45 млн рабочих мест в мире в сфере туризма [4].

Ввиду достаточно внушительных потерь туристическую отрасль необходимо восстанавливать, причем в соответствии с требованиями, возникшими в условиях борьбы с пандемией.

Многие страны уже начали разработку и внедрение системы сертификации туристических объектов на безопасность от эпидемии.

Например, Испания одной из первых разработала и утвердила на государственном уровне новые санитарные протоколы для туризма.

Таким образом, туризм начинает функционировать в условиях новой реальности, которая предполагает усиление контроля за максимально строгим соблюдением санитарных норм для исключения возможности повторения вспышек пандемии.

Что касается Республики Узбекистан, учитывая сложившуюся ситуацию пандемии, нужно не только развивать актуальные туристические направления, но и создавать безопасные условия для функционирования как внутреннего, так и внешнего туризма.

Рисунок - Динамика количества международных туристских прибытий, 2000-2020 гг. (%)

Примечание - По данным UNWTO.

С этой целью в Узбекистане разработан проект «Uzbekistan. Safe travel guaranteed» («Узбекистан. Безопасное путешествие гарантировано»). Проект представляет собой новую систему санитарно-

эпидемиологической безопасности для туристов на основе мировых стандартов. Сертификация объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, туристических услуг на основе новых санитарно-гигиенических требований будет обязательной для:

> всех государственных пограничных пунктов;

^ воздушных, железнодорожных и автовокзалов;

> объектов материального культурного наследия, музеев, театров и др.

При этом Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма совместно с Министерством здравоохранения сформировали и будут дополнять «реестр безопасных объектов», на основе которого туроператоры будут разрабатывать туристические маршруты. Сертификация субъектов предпринимательства (услуги общественного питания, средства размещения, транспортные услуги и т.д.) является добровольной. Важной частью данного проекта является организация обучения и повышения квалификации персонала туроператоров, объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры. Также будет организована рабочая группа с участием общественных организаций для повсеместного мониторинга соблюдения санитарно-гигиенических требований безопасного обслуживания.

Travel-маркетологи считают, что частичное восстановление выездного туризма займет несколько месяцев, а полное восстановление - не менее года. Прежде всего, следует обращать внимание на перспективы развития внутреннего туризма, учитывать прогнозируемый отказ от массового туризма из-за скопления людей [2]. Люди в большей степени начнут путешествовать индивидуально, выбирать место и бронировать все, что нужно, в режиме online. Участникам этого рынка теперь придется акцентировать внимание на том, чтобы разрабатывать новые направления, учитывать потенциальный спрос, предлагать новые туристические продукты для своих клиентов.

С помощью внутреннего туризма мы надеемся восстановить отрасли туризма и увеличить спрос на туруслуги. Как только будет смягчаться карантин и уберут ограничения, загрузка отелей, ресторанов и других заведений будет зависеть от их собственных граждан. А иностранные туристы еще несколько лет будут ограничивать себя в выборе дальних путешествий из-за страха заражения короновирусом.

Крайне вероятным следствием кризиса станет значительно большее внимание туристов к вопросам безопасности, санитарно-эпидемиологической обстановке. В местах массовых скоплений людей (аэропорты, вокзалы) необходимо соблюдать масочный режим, а соблюдение личной гигиены станет основополагающей нормой повседневной жизни.

Выводы. Внедрение данной системы позволит максимально безопасно начать восстановление отрасли с помощью внутреннего туризма. Однако не стоит придерживаться оптимистических прогнозов о том, что до конца 2020 года внутренние туристские потоки продемонстрируют значительный прирост. Это связано, в первую очередь, с уменьшением покупательской способности большей части населения во время карантина. Однако при условии стабилизации ситуации с пандемией и введения адекватной системы экономических мер по ликвидации ее последствий, если удастся добиться максимального сохранения рабочих мест, на наш взгляд, можно ожидать прироста числа внутренних туристов. Этому будет способствовать следующий ряд факторов:

1. Отдых - одна из основных потребностей человека. Принимая во внимание достаточно серьезные психологические нагрузки последнего полугодия, большинству людей отпуск, хотя бы краткосрочный (3-5 дней), жизненно важен и это дополнительная возможность для расширения внутреннего туризма.

2. Безопасность - ключевой фактор развития любого вида туризма, а в сегодняшней ситуации его актуальность сложно переоценить. В Узбекистане на протяжении всего карантина обстановка была достаточно контролируемая, а статистика более чем стабильная, по сравнению с другими странами. Поэтому, скорее всего, основная часть насе-

ления предпочтет путешествовать по стране. Жители Узбекистана, ранее выбиравшие отдых за пределами страны, будут отдавать предпочтение внутренним туристичсеким ресурсам.

3. Стоимость отдыха - еще одно явное преимущество внутреннего туризма. Отдыхать внутри страны не только безопаснее, но и дешевле, что в условиях экономического спада может стать определяющим фактором для принятия решения об отдыхе.

Исходя из этого, туристическому бизнесу Узбекистана необходимо кардинально переосмыслить существующие бизнес-модели с учетом инноваций и цифровизации. На наш взгляд, необходимо развивать такие сегменты рынка, как сельский и экологический туризм, потенциал которых в настоящее время только начинает раскрываться. Активность отечественной туриндустрии и всесторонняя поддержка со стороны государства будут способствовать расширению устойчивого внутреннего туризма в Узбекистане, несмотря на возникшие и еще предстоящие трудности восстановления всей отрасли в целом.

Список литературы

1. Гуревич, О. Ю. Туризм в эпоху covid-19: меры поддержки и траектории восстановления [Электронный ресурс] / О. Ю. Гуре-вич, А. Ю. Кононов, А. А. Ромеронова // Территория новых возможностей. 2020. -№2. - Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/n/turizm-v-epohu-covid- 19-mery-podderzhki-i-traektorii-vosstanovleniya. - Дата доступа: 26.10.2020.

2. Зограбян, С. В. Пандемия и возможности для развития внутреннего туризма [Электронный ресурс] / С. В. Зограбян // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. - №6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pandemiya-i-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-vnutrennego-turizma. - Дата доступа: 25.10.2020.

3. Логунцова, И. В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы [Электронный ресурс] / И. В. Логунцова // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. - №80. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-turizma-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-

vyzovy-i-perspektivy. - Дата обращения: 26.10.2020.

4. Очилова, Х. Ф. Стратегия демографического развития Республики Узбекистан [Электронный ресурс] / Х. Ф. Очилова // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - С. 117-Р25. - Режим доступа:

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4299825 9. - Дата доступа: 25.06.2020.

References

1. Gurevich O.YU., Kononov A.YU., Romeronova A.A. Turizm v epokhu covid-19: mery podderzhki i trayektorii vosstanovleniya [Tourism in the era of covid-19: support measures and recovery trajectories]. Terri-toriya novykh vozmozhnostey [Territory of new opportunities], 2020, no. 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-v-epohu-covid- 19-mery-podderzhki-i-traektorii-vosstanovleniya (accessed: 26.10.2020).

2. Zograbyan S.V. Pandemiya i vozmozhnosti dlya razvitiya vnutrennego turizma [Pandemic and opportunities for the development of domestic tourism]. Ekonomika i biznes: teor-iya i praktika [Economy and business: theory and practice], 2020, no. 6. Available at: https: //cyberleninka.ru/article/n/pandemiya-i -vozmozhnosti-dlya-razvitiya-vnutrennego-turizma (accessed: 25.10.2020).

3. Loguntsova I.V. Industriya turizma v uslovi-yakh pandemii koronavirusa: vyzovy i per-spektivy [Tourism industry in the context of the coronavirus pandemic: challenges and prospects]. Gosudarstvennoye upravleniye Elektronnyy vestnik [Public administration. Electronic bulletin]. 2020, no. 80. Available at:

https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-turizma-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-vyzovy-i-perspektivy (accessed: 26.10.2020).

4. Ochilova KH.F. Strategiya demografich-eskogo razvitiya Respubliki Uzbekistan [Strategy of demographic development of the Republic of Uzbekistan]. Obrazovaniye i problemy razvitiya obshchestva [Education and problems of development of society], 2020, pp. 117-125. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=4299825 9 (accessed: 25.06.2020).

Received 7 October 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.