Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТУРИЗМА / TOURISM / TOURISM INDUSTRY / PANDEMIC / NEW CORONAVIRUS INFECTION / STATE SUPPORT FOR TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамов Аслан Алиевич, Хатукай Саида Аслановна, Бабалян Эмин Борикович

В 2020 году туристическая отрасль практически всех стран, включая и Россию, подверглась серьезному удару, вызванному распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Российская отрасль туризма не подвергалась такому тяжелому кризису с 40-х годов 20 века, который в те времена был обусловлен началом Второй мировой войны. Стремительное распространение новой коронавирусной инфекции, закрытие границ, введение ограничительных мер и режима самоизоляции на территории всей страны - все это оказало серьезное влияние на состояние и дальнейшее развитие туристского бизнеса. В данной статье рассмотрено текущее состояние туристической отрасли России, определен ее вклад в социально-экономическое развитие страны. Выявлены проблемы развития отрасли туризма в условиях распространения новой коронавирусной инфекции и основные меры государственной поддержки туризма, направленные на преодоление последствий пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

In 2020, the tourism industry in almost all countries, including Russia, was severely hit by the spread of the new coronavirus infection (COVID-19). The Russian tourism industry has not experienced such a severe crisis since the 40s of the 20th century, which at that time was caused by the outbreak of World War II. The rapid spread of the new coronavirus infection, the closure of borders, the introduction of restrictive measures and a self-isolation regime throughout the country-all this had a serious impact on the state and further development of the tourism business. This article examines the current state of the tourism industry in Russia, identifies its contribution to the socio-economic development of the country. The problems of the development of the tourism industry in the context of the spread of a new coronavirus infection and the main measures of state support for tourism aimed at overcoming the consequences of the pandemic are identified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

УДК 338.482.22:614.46 ББК 65.433 Т 17

А.А. Тамов,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, заведующий кафедрой экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

С.А. Хатукай,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: + 7 (960) 437-02-22, e-mail: sa_khatukay@mail.ru

Э.Б. Бабалян,

старший преподаватель кафедры цифровой экономики Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: +7 (952) 982-99-49, e-mail: e.babalyan@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В 2020 году туристическая отрасль практически всех стран, включая и Россию, подверглась серьезному удару, вызванному распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Российская отрасль туризма не подвергалась такому тяжелому кризису с 40-х годов 20 века, который в те времена был обусловлен началом Второй мировой войны. Стремительное распространение новой коронавирусной инфекции, закрытие границ, введение ограничительных мер и режима самоизоляции на территории всей страны - все это оказало серьезное влияние на состояние и дальнейшее развитие туристского бизнеса. В данной статье рассмотрено текущее состояние туристической отрасли России, определен ее вклад в социально-экономическое развитие страны. Выявлены проблемы развития отрасли туризма в условиях распространения новой ко-ронавирусной инфекции и основные меры государственной поддержки туризма, направленные на преодоление последствий пандемии.

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, пандемия, COVID-19, новая коронавирусная инфекция, государственная поддержка туризма.

A.A. Tamov,

Doctor of Economics, Professor, Dean of Economics Faculty, Head of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (960) 499-33-00, e-mail: tamov@mail.ru

S.A. Khatukay,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: + 7 (960) 437-02-22, e-mail: sa_khatukay@mail.ru

E.B. Babalyan,

Senior Lecturer of the Department of Digital Economy, Adyghe State University, Maikop. Ph.: +7 (952) 982-99-49, e-mail: e.babalyan@mail.ru

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

Abstract. In 2020, the tourism industry in almost all countries, including Russia, was severely hit by the spread of the new coronavirus infection (COVID-19). The Russian tourism industry has not experienced such a severe crisis since the 40s of the 20th century, which at that time was caused by the outbreak of World War II. The rapid spread of the new coronavirus infection, the closure of borders, the introduction of restrictive measures and a self-isolation regime throughout the country-all this had a serious impact on the state and further development of the tourism business. This article examines the current state of the tourism industry in Russia, identifies its contribution to the socio-economic development of the country. The problems of the development of the tourism industry in the context of the spread of a new coronavirus infection and the main measures of state support for tourism aimed at overcoming the consequences of the pandemic are identified.

Keywords: tourism, tourism industry, pandemic, COVID-19, new coronavirus infection, state support for tourism.

Динамичное развитие туризма в мире привело к тому, что он стал занимать важное место как в жизни людей, так и в экономическом развитии.

Туризм представляет собой важную часть быстро развивающейся сферы услуг: он способствует созданию рабочих мест, стимулированию регионального развития и поддержке местных сообществ.

Рост доходов населения, наряду с повышением доступности услуг туризма (включающего развитие сети туристических услуг, снижение цен на них, их цифровизацию и т.д.) и постепенным переходом туризма и путешествий из разряда редко приобретаемых услуг в неотъемлемую составляющую образа жизни населения, является одним из важных драйверов туристической активности населения.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 20102019 гг. темп роста в сфере туризма и путешествий был выше, чем по всей экономике. Совокупный вклад сферы туризма и путешествий в мировой ВВП достиг в 2019 г. 10,3% (с учетом косвенных эффектов; прямой вклад без учета таких эффектов - 3,2%).

В этой сфере в 2019 г. было занято около 330 млн работников,

или 10,4% всех занятых [1]. В 2019 г. число международных туристических поездок по всему миру достигло 1,5 млрд [2].

Что касается России, то в последние годы наблюдается позитивный рост основных показателей, характеризующих туристическую отрасль страны (рис. 1, табл. 1).

Так, на основе данных рис. 1 можно отметить, что темп роста объема туристских услуг за 2011-2019 гг. составил 180%, темп роста услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 219%, а темп роста услуг санаторно-курортных организаций - 210%.

Данные табл. 1 свидетельствуют о росте на 39% за 2010-2019 гг. числа туристских фирм, на 22,5% - числа реализованных населению турпа-кетов и на 125,6% - стоимости реализованных населению турпакетов, млрд руб.

Вместе с тем, несмотря на позитивную тенденцию, значимость отрасли туризма в экономике России все еще мала, о чем свидетельствует доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации (рис. 2) [3].

Как видно из данных рис. 2, доля валовой добавленной стоимости

300 ООО

Рис. 1. Объем платных услуг населению в сфере туризма, млн руб. (на основе данных Федеральной службы государственной статистики)

Таблица 1

Основные показатели деятельности туристских фирм России в 2010-2019 гг.

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Число туристских фирм 9133 10266 10773 11324 11614 11893 12395 13579 13674 12690

Число реализованных населению турпакетов, тыс. 4358 4427 4763 5384 4384 4024 3352 4390 4585 5337

Стоимость реализованных населению турпакетов, млрд руб. 167933 175366 208118 249898 243453 239554 192624 281229 303738 378883

туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации за исследуемый период не превышает и 4%, тогда как в развитых странах данный показатель составляет 10-15%. Как положительный момент стоит отметить тенденцию к увеличению данного показателя в 2017-2018 гг., по сравнению с предыдущими годами.

В 2020 году туристическая отрасль практически всех стран, включая и Россию, подверглась серьезному удару, вызванному

распространением новой коронави-русной инфекции (COVID-19).

Родина нового коронавируса -Китай. В стране раньше всех ввели строгие карантинные меры и ограничили перемещения граждан. Чтобы замедлить распространение эпидемии, многие страны запретили въезд китайским гражданам. Тогда туристический рынок впервые почувствовал кризисные потрясения, ведь путешественники из КНР - самые активные туристы в мире. До 2020 года рынок

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рис. 2. Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в 2010-2019 гг., %

выездного туризма из Китая был самым быстрорастущим в мире.

К апрелю 2020 года большинство стран закрыли границы и ограничили авиасообщение. Отели и авиакомпании возвращают деньги за бронирование. Достопримечательности закрыты для посещения, например, пирамиды в Египте или индийский Тадж-Махал. Так, сфера путешествий и связанные с ней области заморожены до момента, пока мир не победит пандемию. Всемирный совет по путешествиям и туризму подсчитал, что до 50 миллионов человек, задействованных в туристической отрасли, могут лишиться работы из-за коронавируса. Больше всего пострадают азиатские страны, доходы от туризма в которых составляют значительную часть ВВП: Гонконг, Макао, Таиланд, Камбоджа и Филиппины.

Что касается России, то отечественная отрасль туризма не подвергалась такому тяжелому кризису с 40-х годов 20 века, который в те времена был обусловлен началом Второй мировой войны.

Стремительное распространение новой коронавирусной инфекции, закрытие границ, введение

ограничительных мер и режима самоизоляции на территории всей страны - все это оказало серьезное влияние на состояние и дальнейшее развитие туристского бизнеса. Указанные кризисные потрясения отразились на всех направлениях туристской отрасли. В первую очередь, пострадал въездной туризм (рис. 3).

Представленные данные свидетельствуют о почти трехкратном уменьшении числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию за период с января по июнь 2020 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет.

Как заявляет Ассоциация туроператоров России, только в феврале 2020 года страна рассчитывала принять 45 тысяч китайских путешественников и заработать на них 45 миллионов долларов, на такую же сумму рассчитывали и в марте. Убытки туроператоров от аннулированных туров только по четырем направлениям (Китай, Италия, Южная Корея и Иран) могут составлять около 2 млрд руб. [4].

Из-за отмены большинства рейсов авиакомпании теряют прибыль. Международная ассоциация

11282 -----

J.US ,£± -10734 \

\ 3864,8

Январь июнь2016 Январь-июнь2017 Январь-июнь2018 Январь-июнь2019 Январь-июнь2020

Рис. 3. Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию за период с января по июнь 2016-2020 гг., тыс.

воздушного транспорта подсчитала, что авиаперевозчики по всему миру в 2020 году потеряют до 113 миллиардов долларов. Глава Росавиации А. Нерадько оценивает убытки российских авиакомпаний в 100 миллиардов рублей.

Тяжёлые времена настали и для отелей: им приходится туго из-за отсутствия иностранных туристов. По оценке экспертов, из-за эпидемии ко-ронавируса в России могут закрыться

до четверти малых гостиничных объектов. Наибольшему риску подвержены хостелы и гостиницы на 10-25 номеров и несетевые объекты. Особенно страдает отельный бизнес в Москве, Санкт-Петербурге, на Байкале и в Дальневосточном регионе, куда чаще всего приезжали туристы из Китая и стран Евросоюза.

Что касается выездного туризма, то он также имеет негативную тенденцию (рис. 4).

Рис. 4. Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны за период с января по июнь 2016-2020 гг., тыс.

Данные рис. 4 свидетельствуют

0 том, что число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны за период с января по июнь 2020 г. также уменьшилось почти в три раза, по сравнению с предыдущим годом.

На фоне массовой отмены рейсов в популярные туристические страны и закрытия границ, курорты Крыма и Краснодарского края могли бы остаться в плюсе. Весенний пик бронирований там приходится на майские праздники. Однако с 28 марта по 1 июня власти запретили бронирование мест. По подсчетам экспертов - это 100-150 миллиардов убытков.

К настоящему времени, в результате резкого сокращения потребительского спроса на туристские услуги, а также вследствие реализации карантинных мероприятий и ограничения деятельности предприятий гостинично-туристской отрасли, падение объемов продаж в сфере туризма Российской Федерации достигло уровня 90-100%.

Как следствие, общий объем недополученных доходов отрасли туризма в Российской Федерации составит, по предварительным оценкам, около 1,5 трлн рублей только за

1 полугодие 2020 г., включая доходы гостиниц, санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и пансионатов, предприятий, предоставляющих услуги по оздоровлению, отдыху и развлечениям, доходы туроператоров и турагентств, а также авто-, авиа-, ж/д, круизных и иных видов туристских перевозок.

Отсутствие доходов у предприятий гостинично-туристской отрасли уже сейчас привело к невозможности исполнения текущих обязательств, в том числе по осуществлению выплат заработных плат, налоговых, арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, обслуживания кредитов и иных необходимых расходов.

Важно отметить, что общая численность работников в отрасли туризма в Российской Федерации

составляет, по оценкам Ростуризма, более 2,5 млн человек, а в смежных отраслях - не менее 7 млн человек. Таким образом, под риском увольнения или отправления в отпуск без сохранения заработной платы находится свыше 1,6 млн человек.

Об адаптации туриндустрии к новым экономическим условиям говорить сложно, но, тем не менее, оказавшись в ситуации, когда продажи упали до нуля, компании работают над решением возникающих проблем и строят планы оперативного выхода из сложившегося кризиса.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, очевидно, долгосрочный характер падения спроса на туристские услуги, прогнозируется сокращение количества предприятий отрасли, что приведет к негативным последствиям как непосредственно для туристской индустрии, так и в целом для экономики Российской Федерации.

Указанные проблемы развития туристической отрасли, связанные с эпидемией коронавируса, обусловили необходимость государственной поддержки туристского бизнеса России.

Правительством России был принят ряд мер по поддержке, в первую очередь, индивидуальных предпринимателей, а также малых и средних предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере туризма. Перечень основных мер по поддержке ИП и предприятий малого и среднего бизнеса в условиях пандемии представлен на рис. 5 [5].

Предлагаемые меры государственной поддержки, по мнению Ростуризма, позволят снизить негативное влияние текущей кризисной ситуации на развитие гостинично-туристской отрасли в Российской Федерации и, как следствие, минимизировать возможные масштабные отрицательные социальные эффекты в виде роста безработицы и падения доходов граждан Российской Федерации.

Рис. 5. Актуальные меры поддержки для предприятий туристской отрасли

малого и среднего бизнеса, ИП

1

Основные меры поддержки для предприятий туристской отрасли крупного бизнеса

► » »

3

возмещение расходов авиакомпании на вывоз туристов

Продление лицензий и разрешений

Беспроцентные кредиты на выплату зарплат

Гранты на заработную плату, неотложные нужды, коммунальные платежи

Мораторий на банкротство, на налоговые санкции и проверки (налоговые, таможенные, выездные), налоговые каникулы

Исчисление сроков в целях применения законодательства о налогах

и сборах

1

Исполнение обязательств по кредитам и займам в связи с днями, объявленными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нерабочими

Субсидии на возобновление деятельности

Рис. 6. Актуальные меры поддержки для предприятий туристской отрасли

крупного бизнеса

Для предприятий туристической отрасли, относящихся к крупному бизнесу, предусмотрен более узкий перечень мер поддержки (рис. 6).

Вместе с тем, мы считаем, что принятых мер недостаточно. Вернее, заявленных мер было бы достаточно, если бы их могли получить нуждающиеся. Но на практике для получения помощи существует множество критериев, требований, соответствовать которым могут немногие компании.

По мнению экспертов, перспективы развития туристической отрасли после пандемии пока неоднозначны. 2021 год - тоже под вопросом, так как компаниям придется оказывать услуги по

несостоявшимся в текущем году турам, перенесенным на следующий год. Далее все будет зависеть от экономики в стране и уровня доходов населения. Но для восстановления компаний потребуются конкретные меры от государства -например, снижение налогов хотя бы на год, что позволит компаниям не поднимать стоимость турпро-дукта на дополнительные затраты, связанные с новыми санитарными требованиями. Надо понимать, что это - не потеря доходов для государства, а одна из мер спасения отрасли. Это и рабочие места, и будущие доходы. Таким образом, период восстановления потребует не менее полутора-двух лет.

Примечания:

1. Travel & Tourism: Global Economic Impact & Trends 2020 // World Travel & Tourism Council. June 2020. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (date accessed: 01.09.2020).

2. World Tourism Barometer No. 18 January 2020 // World Tourism Organization (UNWTO). URL: https://www.unwto.org/world-tourism-barometer-n18-janu-ary-2020 (date accessed: 01.09.2020).

3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: официальный сайт. URL https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (дата обращения: 02.09.2020).

4. Как эпидемия коронавируса повлияла на сферу туризма. URL: https://www. biletik.aero/handbook/blog/kak-epidemiya-koronavirusa-povliyala-na-sferu-turiz-ma/ (дата обращения: 03.09.2020).

5. Федеральное агентство по туризму: официальный сайт. URL https://tourism. gov.ru/ (дата обращения: 02.09.2020).

References:

1. Travel & Tourism: Global Economic Impact & Trends 2020 // World Travel & Tourism Council. June 2020. URL: https://wttc.org/Research/Economic-Impact (date accessed: 01.09.2020).

2. World Tourism Barometer No. 18 January 2020 // World Tourism Organization (UNWTO). URL: https://www.unwto.org/world-tourism-barometer-n18-janu-ary-2020 (date accessed: 01.09.2020).

3. Federal State Statistics Service of the Russian Federation: official website. URL https://rosstat.gov.ru/folder/23457 (date accessed: 02.09.2020).

4. How has the coronavirus epidemic affected the tourism industry. URL: https:// www.biletik.aero/handbook/blog/kak-epidemiya-koronavirusa-povliyala-na-sfe-ru-turizma/ (date accessed: 03.09.2020).

5. Federal Agency for Tourism: official site. URL https://tourism.gov.ru/ (date accessed: 02.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.