Научная статья на тему 'МИРОВАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕЁ'

МИРОВАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕЁ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
стратегия / экономическое пространство / регион / инновации / туризм / туристическая отрасль / кризис / пандемия / strategy / economic space / region / innovation / tourism / tourism industry / crisis / pandemic

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К П. Дашян

В статье рассматривается вопросы, связанные с анализом международного и российского рынка туристических услуг. Автор приводит официальные данные статистики, характеризующие масштабность экономического кризиса в туристической отрасли. Особое внимание уделяется международному опыту борьбы с последствиями кризиса в период пандемии COVID-19. Автор отмечает роль туристической отрасли в восстановлении экономики стран и регионов в период кризиса, а также важность их влияния. Отмечается, что развитие внутреннего туризма может стать индикатором выхода из кризиса. Результатом преодоления пандемии и развития внутреннего туризма будет формирование конкурентноспособной экономики, улучшение ситуации в экологических и социальных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GLOBAL TRAVEL INDUSTRY DURING THE COVID-19 PANDEMIC AND WAYS OUT OF IT

The article deals with the issues related to the analysis of the international and Russian market of tourist services. The author cites official statistics describing the scale of the economic crisis in the tourism industry. Special attention is paid to the international experience of dealing with the consequences of the crisis during the COVID-19 pandemic. The author notes the role of the tourism industry in the economic recovery of countries and regions during the crisis, as well as the importance of their influence. It is noted that the development of domestic tourism can become an indicator of a way out of the crisis. The result of overcoming the pandemic and developing domestic tourism will be the formation of a competitive economy, improving the situation in the environmental and social spheres.

Текст научной работы на тему «МИРОВАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕЁ»

References:

1. Gonik G.G. Ways to reduce energy costs / G.G. Gonik // Technical crops. -1990. - № 3 - P. 5-7.

2. Gremin L.A. Analysis of economic efficiency of sunflower production in agricultural enterprises of the Krasnodar Territory: Науч.-тех. Bulletin of VIIMK // LA Gremina: Krasnodar, 2012. - Issue. №2.- P.65-68.

3. Lisitsin, A.N. World production of oil seeds / LN. Lishaeva // Oil and fat industry. 2013. - No. 3. - P. 8-9.

4. Methodological recommendations for determining the energy intensity of production of the main types of agricultural products. - Moscow: VIESH, 1984. - 43 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11218

К.П. Дашян- м.н.с. лаборатории экономики и управления туристско-рекреационными кластерами Института пространственного развития регионов (ФИЦ СНЦ РАН) г.Сочи,

K.P. Dashyan- junior researcher at the Laboratory of Economics and Management of Tourist and Recreational Clusters of the Institute of Spatial Development of Regions (FICSNC RAN), Sochi.

МИРОВАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕЁ THE GLOBAL TRAVEL INDUSTRY DURING THE COVID-19 PANDEMIC AND WAYS OUT OF IT

Аннотация. В статье рассматривается вопросы, связанные с анализом международного и российского рынка туристических услуг. Автор приводит официальные данные статистики, характеризующие масштабность экономического кризиса в туристической отрасли. Особое внимание уделяется международному опыту борьбы с последствиями кризиса в период пандемии COVID-19. Автор отмечает роль туристической отрасли в восстановлении экономики стран и регионов в период кризиса, а также важность их влияния. Отмечается, что развитие внутреннего туризма может стать индикатором выхода из кризиса. Результатом преодоления пандемии и развития внутреннего туризма будет формирование конкурентноспособной экономики, улучшение ситуации в экологических и социальных сферах.

Abstract. The article deals with the issues related to the analysis of the international and Russian market of tourist services. The author cites official statistics describing the scale of the economic crisis in the tourism industry. Special attention is paid to the international experience of dealing with the consequences of the crisis during the COVID-19 pandemic. The author notes the role of the tourism industry in the economic recovery of countries and regions during the crisis, as well as the importance of their influence. It is noted that the development of domestic tourism can become an indicator of a way out of the crisis. The result of overcoming the pandemic and developing domestic tourism will be the formation of a competitive economy, improving the situation in the environmental and social spheres.

Ключевые слова: стратегия, экономическое пространство, регион, инновации, туризм, туристическая отрасль, кризис, пандемия.

Keywords: strategy, economic space, region, innovation, tourism, tourism industry, crisis, pandemic.

Туризм можно рассматривать как социальное, культурное и экономическое явление, связанное с перемещением людей за пределы их обычного места жительства. В период с 50-х гг XX века и вплоть до 2020 г. туристическая отрасль прочно укрепила свои позиции в мировой экономике, являясь одним из крупнейших секторов экономики мира. «По данным ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2019 год, вклад туризма в мировую экономику ВВП оценивался в 8,9 трлн долл. США, что эквивалентно 10,3 % мирового валового внутреннего продукта. Только за последнее десятилетие сектор туризма и путешествий в мировом масштабе увеличил свои объемы в 2,5 раза и обеспечивал инвестиции в основной капитал в сфере туризма 948 млрд. долл.США. В 2019 году 330 млн человек в мире работали в сфере туризма, а это 10 % от общего числа рабочих мест в мире» [1].

Таблица 1 - Ключевые показатели развития туризма в мире в 2019 г. (%)

Показатели 2019 г.

Мировой ВВП сектора туризма и путешествий, в % к 2018 году 103,5

Мировой ВВП, в % к 2018 году 102,5

Вклад туризма в мировой ВВП, трлн долл. США 8,9

в % от мирового ВВП 10,3

Число рабочих мест в сфере туризма, млн ед. 330

в % от общего числа рабочих мест в мире 10,0

Инвестиции в основной капитал в сфере туризма, млрд долл. США 948

в % от общего объема инвестиций 4,3

По данным ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2019 год.В современной мировой экономике проходит постоянная инте-

грация хозяйственных звеньев, что ведет к формированию международных организации и корпорации, вследствие чего растет зависимость друг от друга. За последние два десятилетия международная экономика неоднократно сталкивалась с кризисом, а последний кризис 2020 года в связи с пандемией коронавируса показал, что странам не хватает подготовки, скорости реагирования и управленческих навыков. Все эти факторы подчеркивают важность подготовки и передачи опыта по минимизации потерь от последствии кризиса.

Вспышка COVID-19 нанесла катастрофический ущерб мировой экономике. Как отмечает главный экономист МВФ Гита Гопинат на презентации World Economic Outlook (WEO) «Прогнозируемые совокупные потери производства в период с 2020 по 2025 годы, по сравнению с прогнозируемыми до пандемии уровнями, остаются существенными на уровне 22 триллионов долларов США» [3]. Даже аналитикам и экспертом сложно сейчас оценить масштабы кризиса из-за пандемии. Главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Лоранс Бун считает, что: «На 2021 год мы не изменили наши прогнозы. Мировая экономика не будет восстанавливаться быстрее, чем прогнозировалось. К концу 2021 года мировой ВВП потеряет 7 трлн долларов. Это серьезное потрясение» [4]. Среди наиболее пострадавших отраслей экономики явно выделяется туризм, где практический во всех странах наблюдается спад на 80 - 100 %. 2020-2021 годы стали настоящим испытанием не только для туризма международного, но и для российского.

«По данным доклада Всемирной туристской организации (ЮНВТО), ущерб международному туризму от пандемии коронавируса оценивается около 1,1 трлн долл. США. Эксперты считают, что туристической отрасли понадобится 2-3 года, чтобы вернуться к уровню 2019 года, при лучшем сценарии уже 2022 году. Отрасль реабилитируется. На то, том что темпы развития выйдут на новый уровень, повлияет эффект отложенного спроса. Все, конечно, будет зависеть от решения мирового сообщества о снятии ограничения из-за пандемии» [5].

Согласно публикации Всемирной туристской организации (UNWTO) из-за ограничений, во втором квартале 2020 году в процентном соотношении к аналогичному периоду предыдущего года (II кварталом 2019 года) международные туристские прибытия (поездки) сократились по всему миру на 95,2 %, в Таиланде - на 100 %, в Испании - на 99,1 %, в России - на 99,0 %, в Китае - на 98,1 %, в Турции - на 98,7 %,в США - на 95,8 %, Доходы от международного туризма снизились в Испании - на 99,2 %, в Турции - на 98,7 %, в России на 95,2 %, в Мексике - на 91,4 %, в Италия - на 86,0 %. Международные туристические расходы снизились в Испании - на 97,5 %, в России на 95,4 %,в Турции - на 93,8 %, в США - на 92,6 % [6].

Таблица 2 - Международный туризм в I и II кварталах 2020 года

Международные туристские прибытия по странам назначения в % к аналогичному периоду предыдущего года прирост (снижение)

Доходы от международного туризма2-1 Международные туристские расходы2-

I квартал 2020 г. II квартал 2020 г. I квартал 2020 г. II квартал 2020 г. I квартал 2020 г. II квартал 2020 г.

Мир -27,8 -95,2

Россия -11,2 -99,0 -9,2 -95,2 -15,4 -95,4

страны мира:

Франция -18,0 -72,5 -13,7 -69,2

Испания -25,6 -99,1 -23,6 -99,2 -8,9 -97,5

США -18,3 -95,8 -19,7 -72,9 -24,8 -92,6

Китай -68,4 -98,1 -40,9 -27,3

Италия -34,4 -34,8 -86,0 -28,8 -79,2

Турция -22,2 -97,9 -11,3 -98,7 -28,3 -93,8

Мексика -6,7 -75,9 -14,6 -91,4 -17,4 -87,8

Таиланд -38,0 -100,0 -42,9 -34,0

Германия -25,0 -91,4 -10,4 -70,7 -14,6 -78,5

Великобритания -16,1 -30,2 -16,9

7) Информация подготовлена на основе публикации Всемирной туристской организации (UNWTO). World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 5 August/September 2020. По данным Евростата, во втором квартале 2020 году в процентном соотношении к аналогичному периоду предыдущего года (II кварталом 2019 года) численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в России, снизилось на 87,9 %, странах Европы на 81,3 % [9].

8) Россия - по данным платежного баланса Банка России (оценка II квартала 2020 года).

Таблица 3 - Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в России и странах Европы в I и II кварталах 2020 года (тыс. чел.)

I квартал 2020 г. II квартал 2020 г. Прирост I квартал 2020 г. к I кварталу 2019 г., в % Прирост II квартал 2020 г. к II кварталу 2019 г., в %

Россия 12 714,9 2 094,9 -2,2 -87,9

страны Европы1:

Австрия 8 376,4 1 745,6 -17,1 -81,3

Бельгия 2 599,7 38,7 -22,4 -99,2

Болгария 1 045,1 216,0 -12,3 -89,5

Венгрия 1 534,3 344,9 -32,2 -90,4

Германия 26 777,0 13 065,6 -20,9 -74,4

Греция 1 407,9 478,6 -28,5 -94,2

Дания 1 012,1 703,5 -21,1 -69,3

Исландия 634,0 217,5 -22,6 -81,2

Испания 17 131,9 1 641,3 -22,3 -95,7

Италия 12 665,5 4 293,8 -37,0 -88,8

Кипр 275,1 -24,3

Латвия 319,9 170,8 -30,4 -78,1

Литва 211,9 308,2 -68,0 -71,4

Лихтенштейн 16,8 5,6 -6,8 -76,3

Люксембург 175,6 61,5 -20,7 -81,7

Мальта 304,6 17,2 -18,2 -97,0

Нидерланды 6 894,8 3 756,4 -17,1 -72,0

Норвегия 2 594,1 1 609,5 -16,9 -67,8

Польша 5 551,2 1 787,8 -17,3 -80,9

Португалия 3 616,8 559,6 -19,1 -92,9

Румыния 1 520,7 385,4 -34,4 -88,3

Северная Македония 97,9 6,6 -30,6 -97,8

Словакия 901,9 229,5 -26,3 -85,4

Словения 581,0 259,1 -36,9 -84,2

Великобритания 16 586,0 -12,8

Финляндия 2 197,5 781,4 -14,8 -73,9

Хорватия 602,8 861,8 -34,6 -84,6

Черногория 71,0 -41,8

Чехия 3 102,8 988,0 -22,4 -82,9

Швейцария 4 023,5 1 442,5 -1,2 -71,1

Швеция 4 624,5 3 012,0 -14,1 -63,9

Эстония 545,3 213,4 -17,5 -78,5

9) По данным Евростата.

Многие страны выделили финансовую помощь в виде субсидии, грантов и беспроцентных кредитов для поддержки компаний, связанных с туристической отраслью. К примеру, потери туристической отрасли Южной Кореи от кризиса составили более 5 млрд. долл. США и правительство Республики Корея приняло меры экономической поддержки компаний и населения страны. Центральный финансовый институт страны Банк Кореи снизил ключевую ставку до рекордно низкого уровня - 0,75 %, и сегодня предоставляет коммерческим банкам страны займы в размере 12 млрд долл. США. Правительство страны плани-

рует выделить 80 млрд долл. США для поддержки южнокорейских компаний. Туристические компании могут получить льготное беззалоговое финансирование на общую сумму $ 8,1 млн по низкой процентной ставке - 1 %. Правительство планирует выделить около 8 млрд. долл. США на единовременные выплаты домохозяйствам с низким уровнем дохода, а также пострадавшие предприятия будут освобождены от выплат по медицинским страховкам и счетам за коммунальные услуги сроком на 3 месяца. Еще одной мерой поддержки является предоставление льгот по НДС предприятиям, чей годовой оборот меньше 45 тыс. долл. США. При условии, если арендодатели снизят размер арендной платы для пострадавших от эпидемии коронавируса предприятий, им будет предоставлен налоговый кредит в размере 50 % [10,11].

В Японии последствием пандемии стали обвал на фондовом рынке, снижение основных показателей туристической деятельности, самоизоляция населения, перенос Олимпийских игр - 2020, как следствие негативное влияние на социальную и экономическую ситуацию в стране. Правительство страны во главе с премьер министром Японии Синдзо Абэ приняло ряд необходимых мер поддержки для сохранения ликвидности, рабочих мест и заработных плат, поддержки самозанятых граждан. На поддержку японских малых и средних предприятий (МСП) выделено около 4 млрд долл. США, в том числе на предоставление беспроцентных займов, гарантии по кредитам МСП, пострадавших от эпидемии, субсидии по переводу бизнеса в онлайн [12].

В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID -19 правительствами европейских стран инициируется ряд мер социально-экономической поддержки населения и предприятий. Кроме того страны Европейского союза принимают внутренние меры для защиты национального производства. К примеру, в Испании создана межведомственная комиссия для обеспечения координации с федеральным правительством, а также межтерриториальная комиссия по сотрудничеству на различных уровнях управления. Среди мер поддержки - мораторий на налоги для МСП и самозанятых. Для наиболее пострадавших секторов (туризм, транспорт) предоставлена кредитная линия в 400 млн евро. Правительством Испании выделено около 18 млрд евро, большая часть которых будет доступна для МСП и туристической отрасли для сохранения занятости населения [13].

В России, также как и во всем остальном мире, одной из наиболее пострадавшей среди отраслей экономики от пандемии коронавируса является туризм. В свою очередь это стало катализатором изменения формата работы туристической отрасли. Активно внедряются в отрасль инновационные технологии как на уровне государства, так и внутри хозяйственных процессов. Разрабатывается Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Среди поставленных задач: - введение электронных виз для иностранных граждан (более 50 стран). Многие туристические операторы увеличивают объемы онлайн-форматов туристических услуг, создают индивидуальные туры, расширяют спектр услуг для малых групп.

Индивидуальные туры в туристической индустрии возможно развивать по направлениям: этнокультурный туризм, сельский (аграрный) туризм, культурно -познавательный и развлекательный , активный и экологический туризм, деловой, событийный и образовательный. Все эти направления расширяют географию туристических услуг, вовлекают местных жителей в туристическую отрасль, и, как следствие, создают дополнительные рабочие места и могут стать катализатором развития экономического пространства регионов.

Развитие туристического сектора стимулирует экономику смежных отраслей, дает толчок функционированию экономического пространства в целом. Появление новых хозяйственно -экономических секторов, направленных на развитие внутреннего туризма, открывает новые возможности для отрасли, формирует стабильные социально - экономические условия для развития экономического пространства региона. По нашему мнению, в этих условиях кризис должен объединить государство и бизнес. Совместными усилиями можно создать базу, инфраструктуру для развития внутреннего туризма, а после снятия ограничений весь накопленный потенциал, механизмы, практику взаимодействия можно использовать и для въездного туризма.

В это сложное время для туристической отрасли государство предприняло меры поддержки в виде отсрочки налоговых платежей и обязательств по несостоявшимся турам, выделение беспроцентных кредитов, направленных на заработанную плату. При сохранении рабочих мест на определенный период кредит погашается за счет субсидии из государственного бюджета. Ростуризм запустил государственную программу субсидирования поездок по России, реализация этой меры поддержки предусматривает кешбэк за покупку туров по России в размере 20 % от стоимости поездки [16].

Кризис - это новые возможности. Такой тезис сегодня становится мотиватором для многих отраслей экономики, в особенности для наиболее пострадавшей отрасли - туризма. Сегодня туризм адаптируется к кризисным условиям, расширяя ассортимент туристических услуг с учетом карантина и ограничительных мер.

По прогнозам экспертов рецессия затянется на неопределенное время, именно поэтому туристическому сектору необходимо оперативно перестроиться с учетом реалий настоящего времени. Необходимо активно развивать внутренний туризм, цифровые технологии, создавать онлайн-туры.

Ограничения, введенные во время пандемии, закрытие границ стимулировало востребованность путешествий по стране. Реакцией Правительство России в связи с увеличением спроса граждан стала разработка нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который будет состоять из

трёх федеральных проектов: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма».

Руководитель Аналитического управления Департамента управления данными Аналитического Центра Андрей Чукарин отметил, что «внутренний туризм может стать новой национальной идеей, этому всячески будет способствовать утверждение национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [20].

Эксперт Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации (АЦ) Валерия Сырцева отметила, что «в настоящий момент TravelTech активно набирает обороты. Так, например, 84 % авиакомпаний в мире собираются внедрять искусственный интеллект в бизнес -процессы в ближайшие 3 года, а 62 % туристов в мире предпочитают регистрироваться в гостинице посредством онлайн-приложения. По прогнозом АЦ туристический рынок России вырастет до 22,51 млн туристов в год к 2025 году - на 38 % в сравнении с 2020 годом, а вклад туристического рынка в ВВП страны увеличится с 2,37 % в 2020 году до 4,91 %, что будет способствовать активному развитию отечественного рынка TravelTech. Сегодня в России насчитывается более 150 компаний на рынке TravelTech, а 71 % граждан уверены, что именно технологии способствуют минимизации человеческого взаимодействия при путешествиях в период пандемии COVID -19» [21].

Кризис способствовал развитию цифровых технологий в туристической индустрии. Сегодня искусственный интеллект подбирает для пользователей индивидуальные услуги, анализируя потребности пользователя электронной платформы. Для активного развития индустрия TravelTech в России необходимо решить ряд проблем социально экономического характера, которые невозможно решить без государственной поддержки, в частности необходимо повысить уровень дохода населения, профинансировать комплексное развитие инфраструктуры туристических объектов, повысить инвестиционную привлекательность.

Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что до 2030 года, благодаря инструментам нацпроекта, планируется увеличить туристический поток с 65 млн до 140 млн пое з-док по стране в год, в два раза увеличить количество рабочих мест в отрасли и экспорт туристических услуг - до 4,7 млн рабочих мест и 22,5 млрд долларов соответственно [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Национальный проект ускорит процесс восстановления сектора, создаст условия для формирования новых форматов путешествий, создаст условия для комплексного развития туристической отрасли страны. Путешествие станут более доступными, население мобильнее

Руководитель Ростуризма Зарина Догузова подчеркнула, что «в нацпроекте также заложена ключевая мера, которая никогда не применялась в отрасли, - создание туристических мастер -планов именно целых территорий, а не отдельных кластеров. Мы смотрим на страну с точки зрения туризма как на единое целое - туристу неважно, где начинаются и где заканчиваются границы субъектов, - поэтому наш подход предусматривает экстерриториальность и межрегиональность. Мы подготовим туристический мастер-план всей России. Впервые в современной истории спланируем туристическое пространственное развитие всей страны. На основании такого мастер-плана верхнего уровня мы начнём заниматься пространственным планированием туристических макротерриторий...» [23].

Генеральный директор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов отметил, что «на реализацию нацпроекта до 2030 года из федерального бюджета планируется направить 529 млрд рублей, ещё 72 млрд - из региональных средств. Также планируется привлечение более 2 трлн внебюджетных частных инвестиций на строительство инфраструктуры. За 10 лет корпорация «Туризм.РФ» привлечёт в туризм 1,7 трлн рублей частных инвестиций. За счёт этого построим 582 объекта. В их число входит 298 гостиниц и санаториев, а также 284 комплексных туристических проекта. Это горнолыжные, бальнеологические, развлекательные и пляжные комплексы...» [24].

Нацпроект предусматривает, что при его реализации особое внимание будет уделено законодательному обеспечению реализации проекта, при разработке будут учитываться современные тенденции в индустрии туризма с учетом активного внедрения информационных технологий в отрасль. Эксперты считают, что необходимыми мерами для реализации нацпроекта является внедрения цифровых технологий для сбора информации по отрасли и он-лайн актуализации статистических данных посредством госсервисов.

Мультипликативный эффект туристского сектора и косвенное влияние на смежные отрасли создаст совершенно новую инфраструктуру, улучшит качество сервиса и услуг всего сектора экономики и как результат увеличится роста доходов населения и национальной экономики в целом.

Выводы. Пандемия коронавируса нанесла глобальный ущерб мировому и российскому рынку туристических услуг. По прогнозам экспертов, на восстановление и выход из кризиса экономикам стран понадобится несколько лет. Государственные меры поддержки могут сократить сроки.

Многие страны начинают борьбу с кризисом с восстановления и развития внутреннего туризма. Наблюдается спрос на бюджетные туры и одновременно лакшери туры по собственным странам. На восстановление въездного туризма влияет больше факторов, соответственно понадобится больше времени. Поэтому участники туристической индустрии направляют свои ресурсы на внутренний туризм, при этом наблюдается спрос на индивидуальные туры, расширяется направление и перечень туристических услуг, возрастает популярность экологического туризма.

Проанализировав комплексные меры поддержки правительством многих стран по восстановлению экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19, можно подчеркнуть, что особые меры отво-

дятся туристической отрасли. Меры поддержки по восстановления туристической отрасли в мировом масштабе, можно разделить на 5 основных групп:

1. Фискальная политика (основной целью фискальной политики правительства является регулирование экономической ситуации с помощью налогов и государственных расходов ускорить экономический рост и противодействовать экономическим кризисам);

2. Денежно-кредитная политика (Денежно-кредитная политика направлена на сохранение устойчивого валютного курса, финансовую стабильность ,содействие сбалансированному экономическому росту);

3. Политика в сфере занятости и обучения (Политика в сфере занятости и обучения предусматривает социальную поддержку населения в виде увеличения размера пособий по безработице, повышение квалификации, профессиональной переподготовки и получения дополнительных знании, навыков );

4. Государственно-частное партнерство (ГЧП) (Государственно -частное партнерство (ГЧП) в сфере туризма создают условия для развития инфраструктурных объектов, увеличения рабочих мест, повышения привлекательности и международной конкурентоспособности отрасли);

5. Политика развития внутреннего туризма. (Разработка стратегии развития туристической отрасли, создание национальных проектов по туризму и т.д.).

Источники:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/100185.

2. Данные ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2019 год.

3. Gita Gopinath chief economist the International Monetary Fund (IMF) Electronic resource]. URL: https://www.dw.com/en/coronavirus-global-gdp-to-sink-by-22-trillion-over-covid-says-imf/a-56349323.

4. Laurence Boone chief economist The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) Electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/coronavirus-covid-19-vaccines-for-developing-countries-an-equal-shot-at-recovery-6b0771e6/.

5. Вести туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://travelvesti.ru/news/unwto-mirovoj-turizm-vosstanovitsya-k-2023-godu.html.

6. Данные ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2019 год.

7. Информация на основе публикации Всемирной туристской организации (UNWTO). World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 5 August/September 2020.

8. Россия - по данным платежного баланса Банка России (оценка II квартала 2020 года).

9. По данным Евростата.

10. Новостное агентство YONHAP NEWS AGENCY https://en.yna.co.kr/index.

11. Трансмедийная Южно-корейская компания CNA https://www.channelnewsasia.com.

12. Портал Nasdaq https://www.nasdaq.com/.

13. Новостное агентство Euro Weekly News https://www.euroweeklynews.com.

14. Новостной портал LaVanguardia http://www.lavanguardia.com/.

15. Материалы дирекцией международного и регионального сотрудничества Фонда Росконгресс «Обзор экономических мер, применяемых странами в условиях распространения Covid-19».

16. Влияние пандемии COVID-19 на сферу туризма в РФ: текущая ситуация и перспективы восстановления, Результаты опроса участников рынка, КПМГ в России и СНГ, Декабрь 2020г. kpmg.ru.

17. Travel & Tourism Competitiveness Index // World Economic Forum [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/rankings/.

18. Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. С. 10 // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/37906/ .

19. Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. С. 22 // Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/37906/.

20. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/vnutrennij-turizm-mozet-stat-novoj-nacionalnoj-ideej-26874.

21. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ac.gov.ru/news/page/pandemia-covid-19-sposobstvovala-razvitiu-traveltech-26910.

22. Официальный сайт Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/42093/. Источники:

1. The official website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/100185

2. Data from the annual study of the World Tourism and Travel Council (WTTC) with the participation of Ox-ford Economics experts for 2019.

3. Gita Gopinath chief economist the International Monetary Fund (IMF) Electronic resource]. URL: https://www.dw.com/en/coronavirus-global-gdp-to-sink-by-22-trillion-over-covid-says-imf/a-56349323.

4. Laurence Boone chief economist The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) Electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/coronavirus-covid-19-vaccines-for-developing-countries-an-equal-shot-at-recovery-6b0771e6/.

5. Vesti turizma [Electronic resource]. - Access mode: https://travelvesti.ru/news/unwto-mirovoj-turizm-vosstanovitsya-k-2023-godu.html.

6. Data from the annual study of the World Tourism and Travel Council (WTTC) with the participation of Ox-ford Economics experts for 2019.

7. Information based on the publication of the World Tourism Organization (UNWTO). World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 5 August/September 2020.

8. Russia - according to the balance of payments of the Bank of Russia (estimate of the second quarter of2020).

9. According to Eurostat.

10. YONHAP NEWS AGENCY https://en.yna.co.kr/index.

11. Transmedia South Korean company CNA https://www.channelnewsasia.com.

12. Nasdaq Portal https://www.nasdaq.com/.

13. Euro Weekly News Agency https://www.euroweeklynews.com.

14. LaVanguardia news Portal http://www.lavanguardia.com/.

15. Materials of the Directorate of International and Regional Cooperation of the Roscongress Foundation "Review of economic measures applied by countries in the context of the spread of Covid-19".

16. The impact of the COVID-19 pandemic on the tourism sector in the Russian Federation: the current situation and prospects for recovery, the results of a survey of market participants, KPMG in Russia and the CIS, December 2020. kpmg.ru.

17. Travel & Tourism Competitiveness Index / / World Economic Forum [Electronic resource]. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/rankings/.

18. The Strategy of tourism development of the Russian Federation for the period up to 2035, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129-R. S. 10 of September 20, 2019 // The Government of Russia [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/37906/.

19. The strategy of tourism development of the Russian Federation for the period up to 2035, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129-R. S. 22 of September 20, 2019 // The Government of Russia [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/37906/.

20. Analytical Center under the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://ac.gov.ru/news/page/vnutrennij-turizm-mozet-stat-novoj-nacionalnoj-ideej-26874

21. Analytical Center under the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://ac.gov.ru/news/page/pandemia-covid-19-sposobstvovala-razvitiu-traveltech-26910.

22. The official website of the Government of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/news/42093/.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11219

С.Б. Джимова - аспирант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],

S.B. Dzhimova - Postgraduate Student, Kuban State Technological University.

АНАЛИЗ ДЕЙСТУЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ANALYSIS OF THE CURRENT ORGANIZATIONAL MECHANISM OF STATE REGULATION OF TOURISM COMPLEX OF THE REPUBLIC OF ADYGEA

Аннотация. В данной статье автором рассматривается действующий организационный механизм регулирования туристическим комплексом Республики Адыгея, а также система законов, законодательных положений, норм, регламентов и совокупность других регулирующих правовых положений. На основе Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года сформулирована основная цель развития туризма в Российской Федерации. Обозначены основные моменты государственного регулирования туристической отрасли: упорядочение отношений регионов и центра по поводу объектов государственной собственности; территориальная организация использования природных ресурсов; федерально-региональное разделение финансов. Рассмотрен организационный механизм реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 годы)».

Abstract. In this article, the author examines the current organizational mechanism for regulating the tourist complex of the Republic of Adygea, as well as the system of laws, legislative provisions, norms, regulations and a set of other regulatory legal provisions. Based on the Strategy of Tourism Development in the Russian Federation for the p e-riod up to 2035, the main goal of tourism development in the Russian Federation is formulated. The main points of state regulation of the tourism industry are outlined: the regulation of relations between the regions and the center regarding state-owned objects; territorial organization of the use of natural resources; federal-regional division of finance. The organizational mechanism of the implementation of the Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)" is considered.

Ключевые слова: федеральная целевая программа, государственная программа, нормативно-правовое обеспечение, стратегия развития туризма, стратегическое планирование, стратегическое планирование, государственная политика, туристская инфраструктура, организационный механизм.

Keywords: federal target program, state program, regulatory and legal support, tourism development strategy, strategic planning, strategic planning, state policy, tourist infrastructure, organizational mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.