Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4661
789
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / СТАТИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА / ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / COVID-19 PANDEMIC / INTERNATIONAL TOURISM / INTERNATIONAL TOURISM STATISTICS / TOURISM / TOURISM ECONOMY / TOURISM FLOWS / TOURISM MARKET / TOURISM TRENDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеничных Ю. А.

До недавнего времени туристский сектор составлял значительную долю мирового валового внутреннего продукта и обеспечивал около 10 % мировой занятости. В 2020 г. мировая туристская индустрия столкнулась с серьезным вызовом - кризисом, обусловленным распространением нового вида коронавируса (пандемией COVID-19). Международный туризм стал одной из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Спрос на услуги туристского и гостиничного бизнеса, которые выступали одним из крупнейших в мире источников валютных поступлений и занятости населения в эпоху pre-COVID-19, значительно сократился. Хотя будущее туризма в эпоху пандемии COVID-19 весьма неопределенно, исследования тенденций развития международного туристского рынка в условиях кризиса могут быть использованы для оценки того, как отрасль может восстановиться и выжить в пандемии. На основе статистических данных международных организаций были изучены показатели международных туристских потоков, выявлены основные тенденции развития международного туризма на современном этапе, проведена оценка влияния на туристский сектор пандемии COVID-19 и определены возможности его развития в условиях экономического кризиса, показаны перспективы развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN INTERNATIONAL TOURIST MARKET

Until recently, the tourism sector accounted for a significant share of the world's gross domestic product and provided about 10 % of world employment. In 2020, the global tourism industry faced a serious challenge - a crisis caused by the spread of a new type of virus (COVID-19 pandemic). International tourism has become one of the most affected by COVID-19 pandemic industries. The demand for tourism and hospitality services, which were one of the world's largest sources of foreign exchange earnings and employment in the era of pre-COVID-19, has significantly decreased. Although the future of tourism in an era of COVID-19 pandemic is very uncertain, a study of trends in the international tourism market in a crisis can be used to assess how the industry can recover and survive in the era of COVID-19 pandemic. Based on the statistical data of international organizations, the author studied indicators of international tourist flows, identified the main trends in the development of international tourism at the current stage, assessed the impact on the tourism sector of the COVID-19 pandemic and determined possibilities for its development in the context of the economic crisis, showed prospects for the development of the industry.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА»

УДК 338.48 JEL Z32 Пшеничных Юлия

Алексеевна

канд. экон. наук, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3198-8782 e-mail: pshenichnih.julia@gmail.com

Julia A. Pshenichnyh

Cand. Sci. (Econ.), Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

ORCID: 0000-0002-3198-8782 e-mail: pshenichnih.julia@gmail.com

DOI 10.26425/1816-4277-2021-1-53-61

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Аннотация. До недавнего времени туристский сектор составлял значительную долю мирового валового внутреннего продукта и обеспечивал около 10 % мировой занятости. В 2020 г. мировая туристская индустрия столкнулась с серьезным вызовом - кризисом, обусловленным распространением нового вида коронавируса (пандемией COVID-19). Международный туризм стал одной из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Спрос на услуги туристского и гостиничного бизнеса, которые выступали одним из крупнейших в мире источников валютных поступлений и занятости населения в эпоху pre-COVID-19, значительно сократился. Хотя будущее туризма в эпоху пандемии COVID-19 весьма неопределенно, исследования тенденций развития международного туристского рынка в условиях кризиса могут быть использованы для оценки того, как отрасль может восстановиться и выжить в пандемии. На основе статистических данных международных организаций были изучены показатели международных туристских потоков, выявлены основные тенденции развития международного туризма на современном этапе, проведена оценка влияния на туристский сектор пандемии COVID-19 и определены возможности его развития в условиях экономического кризиса, показаны перспективы развития отрасли.

Ключевые слова: международный туризм, пандемия COVID-19, статистика международного туризма, тренды развития туризма, туризм, туристский рынок, туристские потоки, экономика туризма

Для цитирования: Пшеничных Ю.А. Анализ динамики и тенденций развития современного международного туристского рынка//Вестник университета. 2021. № 1. С. 53-61.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF MODERN INTERNATIONAL TOURIST MARKET

Abstract. Until recently, the tourism sector accounted for a significant share of the world's gross domestic product and provided about 10 % of world employment. In 2020, the global tourism industry faced a serious challenge - a crisis caused by the spread of a new type of virus (COVID-19 pandemic). International tourism has become one of the most affected by COVID-19 pandemic industries. The demand for tourism and hospitality services, which were one of the world's largest sources offoreign exchange earnings and employment in the era of pre-COVID-19, has significantly decreased. Although the future of tourism in an era of COVID-19 pandemic is very uncertain, a study of trends in the international tourism market in a crisis can be used to assess how the industry can recover and survive in the era of COVID-19 pandemic. Based on the statistical data of international organizations, the author studied indicators of international tourist flows, identified the main trends in the development of international tourism at the current stage, assessed the impact on the tourism sector of the COVID-19 pandemic and determined possibilities for its development in the context of the economic crisis, showed prospects for the development of the industry. Keywords: COVID-19 pandemic, international tourism, international tourism statistics, tourism, tourism economy, tourism flows, tourism market, tourism trends

For citation: Pshenichnyh J.A. (2021) Analysis of the dynamics and trends in the development of modern international tourist market. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 53-61. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-1-53-61

© Пшеничных Ю.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Pshenichnyh J.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Согласно данным ежегодного анализа количественной оценки глобальных экономических и трудовых последствий поездок, публикуемого Всемирным советом по туризму и путешествиям (WTCC) на туристский сектор в 2019 г. пришлось 10,3 % мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП) или чуть более 8,9 трлн долл. США, 29 % мирового экспорта услуг, 10,4 % от общего объема занятости или 330 млн рабочих мест [17]. Стремительное развитие отрасли влечет за собой возникновение проблем, которые негативно сказываются на развитии этого сектора. Негативное воздействие на международный туризм оказала эпидемиологическая обстановка, сложившаяся в 2020 г. Туристская индустрия стала одной из наиболее пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей. В связи с этим актуален вопрос изучения проблем и перспектив развития международного туризма на современном этапе.

Цель исследования заключается в выявлении тенденций и закономерностей развития современного международного туристского рынка, анализе проблем и перспектив развития международного туризма.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

- проанализировать динамику развития международного туристского рынка на современном этапе развития;

- оценить влияние пандемии COVID-19 на развитие международного туризма;

- обобщить оценки ущерба, нанесенного экономике туризма в 2020 г. и в последующий период.

Материалы и методы исследования

Проведенное исследование основано на официальной информации, публикуемой международными организациями: Всемирной туристской организации (UNWTO), Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), Организации объединенных наций (ООН), Всемирной организации здравоохранения (WHO), Международной организации труда (ILO), Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Российского союза туриндустрии (РСТ), Ассоциации туроператоров (АТОР), Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС). В работе использованы общенаучные методы и приемы исследования: анализ, синтез, сравнение, анализ статистических данных. Проведенный анализ точек зрения зарубежных и отечественных авторов по вопросам исследования международного туристского рынка позволил обосновать актуальные направления развития туризма в результате влияния негативных факторов, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Обсуждение результатов

Современный туризм называют феноменом двадцатого столетия, а нынешний век имеет все шансы стать веком туризма. Из 195 государств мира в туризм вовлечены более 150 стран. Последние десятилетия мировой туризм демонстрирует уверенный рост [1]. Занимая довольно большую долю мирового ВВП, туризм имеет важное значение в развитии мировой экономики. Подтверждается это данными по общему вкладу туризма в ВВП за последние 19 лет (рис. 1). Опираясь на данные рисунка 1, можно сделать вывод об устойчивом росте общего вклада туризма в ВВП. Сектор путешествий и туризма продемонстрировал в 2019 г. рост в 3,5 %, в то время как рост мировой экономики составил лишь 2,5 %. Наиболее быстрорастущим стал Азиатско-Тихоокеанский регион с ростом в 5,5 %, следом идет Ближний Восток с ростом в 5,3 % [19].

Однако обострение эпидемиологической обстановки в 2020 г. стало существенным фактором, оказывающим влияние на международный туризм в настоящее время. Беспрецедентные глобальные ограничения на поездки вызывают самые серьезные сбои в мировой экономике со времен Второй мировой войны [11]. Согласно данным ВОЗ, на 1 января 2020 г. количество заболевших COVID-19 в мире составило около 86,4 млн человек, а число умерших - 1,8 млн человек [7]. В течение нескольких месяцев структура глобальной туристской системы перешла от «сверхтуризма» к его практически полному отсутствию, что ярко демонстрируется публикациями в средствах массовой информации, изображающими популярные туристические места до и вовремя пандемии [13]. Международные, региональные и местные ограничения на поездки немедленно повлияли на национальную экономику, включая сферу туризма, то есть международные поездки, внутренний туризм, однодневные поездки, а также различные сегменты туриндустрии,

такие как воздушный транспорт, круизы, общественный транспорт, средства размещения, кафе и рестораны, фестивали и др. Из-за проблем в туристском секторе ООН прогнозирует снижение мирового ВВП на 2,8 % (2,22 трлн долл. США) [9].

11,5

^

С m

m «

я

s

S а

m

10,5

10 000

7 500

5 000

2 500

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Год

Ц доля, %

млрд долл. США

Источник: [3]

< а

о

ч ч о ч

s

С m

m «

я

s

S а

m

Рис. 1. Общий вклад туризма в валовой внутренний продукт в 2015-2019 гг.

Говоря об отдельно взятых странах, стоит отметить, что влияние кризиса туристской отрасли на экономику каждой из них может быть более губительным. Для небольших государств, в особенности островных, чья экономика напрямую зависит от туризма, общий вклад туристского сектора в ВВП достигает 50 % и более. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2019 г. общий вклад в ВВП Макао составляет 91,3 %, Мальдив - 56,6 %, Багамских островов - 43,3 % [15]. При этом за период с января по апрель 2020 г. количество международных туристов в малых островных развивающихся государствах сократилось на 47 %. По оценкам Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в 2020 г. экономика малых островных развивающихся государств может сократиться на 4,7 % по сравнению с 3 % в мировой экономике [16].

Важно отметить, что в прошлом мировой туризм подвергался воздействию целого ряда кризисов. В период с 2000 г. по 2015 г. к числу серьезных разрушительных событий относят террористические атаки 11 сентября (2001 г.), вспышку тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) (2003 г.), глобальный экономический кризис, развернувшийся в 2008-2009 гг., и ближневосточный респираторный синдром 2015 г. (MERS). Ни один из них не привел к долгосрочному снижению глобального развития туризма, а некоторые из них даже не заметны, и только атипичная пневмония (-0,4 %) и глобальный экономический кризис (-4,0 %) привели к снижению числа международных прибытий (табл. 1). Это говорит о том, что туризм как система устойчив к внешним потрясениям [11]. Мировой туристский поток до 2020 г. показывал непрерывный рост, хотя уже в 2019-2018 гг. в сравнении с 2017-2018 гг. прирост снизился и составил 3,8 %, что объяснялось торговой напряженностью между США и КНДР, снижением экономического роста по всему миру.

Таблица 1

Международные туристские прибытия, млн чел.

Год Регион Всего по миру

Европа Азиатско-Тихоокеанский Америка Африка Ближний Восток

2000 393 110 122 26 23 674

2001 393 116 114 27 22 673

2002 405 124 109 28 26 692

2003 412 113 106 29 27 688

2004 426 143 118 32 33 753

2005 454 154 133 35 34 810

2008 504 186 148 44 52 934

2009 478 184 141 46 49 898

2010 487,7 208,2 150,4 50,4 55,4 952

2015 605,1 284,1 193,8 53,6 58,1 1195

2016 619,5 306 200,7 57,7 55,6 1239

2017 676,6 324,1 210,7 63 57,7 1332

2018 716,1 347,7 215,7 68,4 59,4 1407

2019 742,3 363,6 220,1 71,2 63,9 1461

2020 204 54 60 18 13 351

Источник: [10]

Однако есть много свидетельств того, что последствия пандемии СОУШ-19 и восстановление после нее будут беспрецедентными. По данным Всемирной туристской организации, количество международных туристских поездок за девять месяцев 2020 г. снизилось на 72 % в сравнении с тем же периодом 2019 г. Максимальное снижение туристских потоков в целом по миру достигало 97 % в апреле 2020 г. [10]. В октябре 2020 г. по миру путешествовало на 98 млн человек (-83 %) меньше относительного аналогичного периода прошлого года. Первым пострадал от пандемии Азиатско-Тихоокеанский регион, туристский поток в Азию снизился на 82 % или 309,6 млн человек, второе место занимает Европа и Америка (-68% или 538,3 и 160,1 млн человек, соответственно), африканские страны и Ближний Восток потеряли 69 % и 73 % прибытий (53,2 и 50,9 млн человек, соответственно) (рис. 2).

20 -,

-20 -

-40 -

-100

-80 -

Регион

Весь мир

Европа

Азия

I 2019

Америка

□ 2020

Африка

Ближний Восток

Источник: [18]

Рис. 2. Динамика прироста количества международных прибытий в январе-октябре 2019-2020 гг. по регионам мира

Сокращение количества международных прибытий в январе-октябре 2020 г. привело к потере 900 млн международных прибытий, по сравнению с тем же периодом 2019 г., и экспортных поступлений от международного туризма на 935 млрд долл. США, что более чем в 10 раз превышает потери в 2009 г. под воздействием глобального экономического кризиса [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое существенное снижение туристских потоков приводит к массовой потере рабочих мест, резкому сокращению поступлений иностранной валюты и налогов, что ограничивает способность государства поддерживать туристскую отрасль. Правительства многих стран только начинают понимать, что, в отличие от других секторов бизнеса, доходы от туризма теряются безвозвратно, потому что непроданные мощности, например в сфере размещения, не могут быть проданы в последующие годы, что имеет соответствующие последствия для занятости в этом секторе. До 2020 г. отмечалась тенденция к увеличению занятости в сфере туризма и сопутствующих отраслей и в процентном, и в количественном отношении. В 2019 г. на туристский сектор приходится (прямо или косвенно) около 330 млн рабочих мест во всем мире, что эквивалентно 10,3 % общей занятости в мире и составляет одно из 10 рабочих мест во всем мире. За последние пять лет в этом секторе было создано одно из четырех новых рабочих мест. В 2019 г. туристский сектор обеспечил создание более 9 млн новых рабочих мест, что является наибольшим показателем за все годы.

Вместе с тем одним из следствий снижения туристского потока в 2020 г. стал существенный рост безработицы. По данным WTTC порядка 100-120 млн специалистов могут потерять работу, в зависимости от того, когда будут открыты границы [15]. Наибольшему риску подвержены страны, в которых туризм является основным источником дохода, по прогнозам ООН уровень безработицы в них может увеличиться на 20 %. Под ударом находятся преимущественно предприятия сферы малого и среднего бизнеса, на которых главным образом трудятся женщины и молодежь, к тому же работающие чаще всего неофициально [16]. Пандемия оказывает огромное воздействие на туристические предприятия и средства к существованию их работников. По оценкам Международной организации труда, эта пандемия может привести к потере 305 млн рабочих мест, многие из которых относятся к сектору туризма [8].

В то время как восстановление международного туризма остается медленным, в общей сложности только 115 стран (53 % всех направлений по всему миру) на 1 сентября 2020 г. сняли ограничения на поездки, спрос на внутренний туризм растет на многих крупных рынках, например в Китае, где объем авиаперевозок в июле вырос примерно до 90 % от уровня 2019 г. [19].

Рассматривая туристский рынок Российской Федерации, следует отметить, что вклад туристской отрасли в экономику России крайне мал по сравнению с мировыми туристскими дестинациями, так, общий вклад в 2019 г. составлял порядка 5 % [12]. При этом, по оценке Ростуризма, падение объемов продаж в туристской отрасли весной 2020 г. достигло почти 100 %. За 1-й квартал 2020 г. в сравнении с аналогичным периодом годом ранее въездные туристские потоки в России сократились на 31 %, наряду с этим выездные потоки снизились на 16 % (рис. 3). При этом стоит отметить, что основные ограничительные меры были предприняты только в конце рассматриваемого периода.

Ситуация с СОУГО-19 по-прежнему остается актуальной, и нет однозначного ответа на вопрос, как будет развиваться туризм в дальнейшем. Однако Всемирная туристская организация спрогнозировала три возможных сценария выхода туристской индустрии из кризиса, которые отражают наиболее вероятные изменения ежемесячных туристских потоков с апреля по декабрь 2020 г. В соответствии с первым сценарием при открытии границ в июле 2020 г. объем спроса на международные поездки снизится на 58 %, если спрос будет отложен до сентября, то это приведет к его падению на 70 %, при открытии границ в декабре 2020 г. количество международных прибытий сократится на 78 % [20].

Основываясь на трех сценариях Всемирной туристской организации, опубликованных в мае 2020 г., указывающих на снижение числа международных туристских прибытий в 2020 г. с 58 % до 78 %, текущие тенденции указывают на сокращение числа международных прибытий между результатами второго и третьего сценариев [2].

Большинство стран ожидало увидеть признаки восстановления спроса на зарубежные поездки в последнем квартале 2020 г., но в связи с тем, что случаи заболевания коронавирусом вновь стали возрастать, а во многих странах стали ужесточаться ограничения на поездки, основные надежды возлагаются на вторую половину 2021 г. Многие прогнозы аналитиков уже оказались неверными, на сегодняшний момент очевидно, что восстановление туризма не будет таким же, как после предыдущих кризисов.

Период

I квартал II квартал

III квартал I квартал II квартал III квартал

2019

2020

■ выездные потоки □ въездные потоки

Источник: [4]

Рис. 3. Выездные и въездные потоки в Российской Федерации

Расширенные сценарии на 2021-2024 г. указывают на сильное оживление в 2021 г., основанное на предположении об обратном развитии пандемии, значительном повышении уверенности путешественников и снятии ограничений на поездки к середине года. Тем не менее, для возврата к уровням 2019 г. по количеству прибытий из-за рубежа потребуется от 2,5 до 4 лет.

Вместе с тем, несмотря на ряд проблем, которые пандемия создала для туристской отрасли, она может привести к позитивным изменениям в поведении путешественников [6]. Трендом 2020 г. года несомненно стал внутренний туризм. В эту новую эпоху туристы более осторожны и изначально тяготеют к местам, близким к дому. Эта тенденция прослеживалась, например, в Китае, одной из первых стран, открывшихся после вспышки вируса, причем 77 % китайских путешественников отдавали предпочтение внутренним путешествиям в течение трех месяцев после пика кризиса [21].

Групповые туры сменят индивидуальные маршруты в менее оживленные туристские места. При выборе средств размещения большее предпочтение будет отдаваться экономичным вариантам - например, квартирам или апарт-отелям, небольшим отелям, наберет свою популярность глэмпинг и караванинг. Ожидается, что туристские поездки станут менее интенсивными, более редкими, но в то же время более длительными. Станет больше поездок в межсезонье и по необычным туристическим маршрутам. В качестве основного средства транспорта чаще будет использоваться автомобиль, количество авиарейсов при этом сократится, а стоимость такой перевозки в долгосрочной перспективе вырастет. Это обстоятельство отразится и на цене туров, предполагается их рост, что связано как с убытками, которые понесли предприятия туристской отрасли, так и с ростом курса валют к рублю, дополнительных расходов, которые несут предприятия в связи с обеспечением санитарно-эпидемиологических требований.

Проведенные компанией McKinsey and Company исследования потребителей в Китае, Италии, Испании, Великобритании и США предполагают, что оптимизм потребителей будет выше в начале и конце пандемии и будет варьироваться в зависимости от страны [5]. Хотя неопределенность, связанная с COVID-19, сохраняется во всем мире, его влияние по-разному ощущается в разных странах. В результате существуют значительные различия в том, как потребители реагируют на кризис и адаптируются к следующей норме. Например, в случае с Китаем, который первый прошел через все этапы пандемии, было обнаружено, что потребители большое внимание уделяют экологически чистым продуктам. Таким образом, в будущем индустрия туризма будет больше ориентирована на альтернативные формы, такие как экотуризм, агротуризм, сельский туризм и т. д. Эти формы туризма будут в большей степени сосредотачивать свое внимание на природе и обществе.

В целом туризм станет более экологичным [14]. Например, в результате значительного снижения спроса авиакомпании начали отказываться от старых и неэффективных самолетов. Из-за снижения авиаперевозок сократятся выбросы CO2. Несомненно, одним из трендов в развитии туризма станет интеграция в индустрию сервиса новых технологий: виртуальной и дополненной реальности, экономики впечатлений, электронной коммерции, бесконтактных технологий и других инноваций [15].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что пандемия COVID-19 наносит существенный урон туристской отрасли как во всем мире, так и в Российской Федерации. Однако, с учетом ее масштабов, существует острая необходимость не возвращаться к обычному бизнесу после окончания кризиса, а провести глобальную трансформацию туристической системы. Пандемию COVID-19 следует рассматривать как возможность критически пересмотреть траекторию развития туристского рынка.

Заключение

Проведенный анализ динамики развития международного туристского рынка продемонстрировал его связь с современными тенденциями, так как туристская отрасль является неотъемлемой частью мировой экономики. Отдельное внимание было уделено оценке влияния пандемии COVID-19 на развитие международного туризма. Коронавирусная инфекция затронула весь мир, пострадали экономики всех стран, в том числе туристская отрасль. Были выявлены тенденции, связанные с уменьшением количества туристских потоков, негативным воздействием пандемии на уровень занятости и доходов от туристской деятельности. Ограничения на поездки по-прежнему действуют во многих странах, доверие потребителей находится на рекордно низком уровне несмотря на то, что все большее число территорий принимают различные меры, включая введенные протоколы безопасности и гигиены, целевые маркетинговые и пропагандистские кампании, планы восстановления туризма, методы по стимулированию внутреннего туризма и др. Хотя предсказать точно, каким будет туризм после завершения пандемии нельзя, существует ряд прогнозов, отражающих возможные сценарии развития и восстановления туристской отрасли, но все прогнозы сходятся в одном, международному туризму потребуется от двух до четырех лет, чтобы вернуться к уровню 2019 г.

Библиографический список

1. Мошняга, Е. В. Основные тенденции развития туризма в современном мире // Вестник РМАТ. - 2013. - № 3. - С. 20-34.

2. Черкашина, И. В, Адамюк, А. П, Пшеничных, Ю. А. Основы антикризисного управления: влияние и пути дальнейшего развития международного туризма в условиях пандемии // Вестник молодежной науки. - 2020. - № 2 (24). - С. 5.

3. Атлас мировых данных «Knoema» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.ru (дата обращения: 20.11.2020).

4. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// fedstat.ru/indicator/38480 (дата обращения: 20.11.2020).

5. Cautiously optimistic: Chinese consumer behavior post-COVID-19 // McKinsey and Company. - 2020. - April. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/cautiously-optimistic-chinese-consumer-behavior-post-covid-19 (дата обращения: 29.11.2020).

6. Chang, C. L., McAleer, M., Ramos, V. The future of tourism in the COVID-19 era // Advances in Decision Sciences. - 2020. -V. 24, No. 3. - Pp. 218-230.

7. Coronavirus Disease (COVID-19) // WHO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3tZXFsa (дата обращения: 25.11.2020).

8. COVID-19 and the Tourism Sector // ILO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ilo.org/sector/Resources/ publications/WCMS_741468/lang-en/index.htm (дата обращения: 28.11.2020).

9. COVID-19 and Tourism: Assessing the Economic Consequences // UN. - 2020. - July. - Pp. 1-27. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (дата обращения: 28.11.2020).

10. Global and Regional Tourism Performance // UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unwto.org/ global-and-regional-tourism-performance (дата обращения: 28.11.2020).

11. Gössling, S., Scott, D., Hall, C. M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19 // Journal of Sustainable Tourism. - 2021. - V 29, No. 1. - Pp. 1-20.

12. Pshenichnykh, Yu., Yakimenko, M., Zhertovskaya, E., Checking convergence hypothesis of the Russia tourist market // European Journal of Tourism Research. - 2020. - V. 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ejtr.vumk.eu/index.php/about/ article/view/1939 (дата обращения: 21.11.2020).

13. Seraphin, H. , Sheeran, P., Pilato, M. Over-tourism and the fall of Venice as a destination // Journal of Destination Marketing & Management. - 2018. - V. 9. - Pp. 374-376.

14. Spalding, M., Burke, L., Fyall, A. COVID-19: implications for nature and tourism // Anatolia. - 2020. - Pp. 1-2.

15. Travel & Tourism. Global Economic Impact & Trends // WTTC. - 2020. - June [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wttc.org/Research/Economic-Impact/moduleId/1445/itemId/91/controller/DownloadRequest/action/QuickDownload (дата обращения: 21.11.2020).

16. World Economic Situation And Prospects // UN. - 2020. - № 137 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. un.org/development/desa/dpad/publication/world-economic-situation-and-prospects-may-2020-briefing-no-137/ (дата обращения: 28.11.2020).

17. World Tourism Barometer // UNWTO. - 2020. - V. 18, No. 1. - Pp. 1-48. Available at: https://www.unwto.org/world-tourism-barometer-n18-january-2020 (accessed 21.11.2020).

18. World Tourism Barometer // UNWTO. - 2020. - V. 18, No. 7. - Pp. 1-36. Available at: https://www.e-unwto.org/doi/ epdf/10.18111/wtobarometereng.2020.18.1.7 (accessed 28.11.2020).

19. World Tourism Barometer and Statistical Annex // UNWTO. - 2020. - V 18, No. 2. - Pp. 1-48. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/wtobarometerrus.2020.18.L2 (дата обращения: 21.11.2020).

20. World tourism baromoter: special focus on the impact of COVID-19 // UNWTO. - 2020. - May [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421817 (дата обращения: 28.11.2020).

21. Wyman, O. COVID-19 impact on Chinese traveler survey [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oliverwyman. com/content/dam/oliver-wyman/v2/publications/2020/apr/chinese-travelers-favor-domestic-destinations.pdf (дата обращения: 28.11.2020).

References

1. Moshnyaga E. V Main trends in the development of tourism in the modern world, Vestnik of the Russian International Academy for Tourism, 2013, no. 3, pp. 20-34. (In Russian).

2. Cherkashina I. V, Adamyuk A. P, Pshenichnykh Yu. A. Fundamentals of crisis management: influence and ways of further development of international tourism in pandemic conditions, Vestnik molodezhnoi nauki, 2020, no. 2 (24), pp. 5. (In Russian).

3. "Knoema" world data atlas. Available at: https://knoema.ru (accessed 20.11.2020). (In Russian).

4. Unified interdepartmental information and statistical system. Available at: https://fedstat.ru/indicator/38480 (accessed 20.11.2020). (In Russian).

5. Cautiously optimistic: Chinese consumer behavior post-COVID-19, McKinsey and Company, 2020, April. Available at: https:// www.mckinsey.com/industries/consumer-packaged-goods/our-insights/cautiously-optimistic-chinese-consumer-behavior-post-covid-19 (accessed 29.11.2020).

6. Chang C. L., McAleer M., Ramos V. The future of tourism in the COVID-19 era, Advances in Decision Sciences, 2020, vol. 24, no. 3, pp. 218-230.

7. Coronavirus Disease (COVID-19), WHO. Available at: https://bit.ly/3tZXFsa (accessed 25.11.2020).

8. COVID-19 and the Tourism Sector, ILO. Available at: https://www.ilo.org/sector/Resources/publications/WCMS_741468/lang— en/index.htm (accessed 28.11.2020).

9. COVID-19 and tourism: assessing the economic consequences, UN, 2020, July, pp. 1-27. Available at: https://www.southsouth-galaxy.org/wp-content/uploads/2020/09/ditcinf2020d3_en.pdf (accessed 28.11.2020).

10. Global and Regional Tourism Performance, UNWTO. Available at: https://www.unwto.org/global-and-regional-tourism-per-formance (accessed 28.11.2020).

11. Gossling S., Scott D., Hall C. M. Pandemics, tourism and global change: a rapid assessment of COVID-19, Journal of Sustainable Tourism, 2021, vol. 29, no. 1. pp. 1-20.

12. Pshenichnykh Yu., Yakimenko M., Zhertovskaya E., Checking convergence hypothesis of the Russia tourist market, European Journal of Tourism Research, 2020, vol. 26. Available at: https://ejtr.vumk.eu/index.php/about/article/view/1939 (accessed 21.11.2020).

13. Seraphin H. , Sheeran P., Pilato M. Over-tourism and the fall of Venice as a destination, Journal of Destination Marketing & Management, 2018, vol. 9. pp. 374-376.

14. Spalding M., Burke L., Fyall A. COVID-19: implications for nature and tourism, Anatolia, 2020, pp. 1-2.

15. Travel & Tourism. Global economic impact & trends, WTTC, 2020, June. Available at: https://wttc.org/Research/Economic-Im-pact/moduleId/1445/itemId/91/controller/DownloadRequest/action/QuickDownload (accessed 21.11.2020).

16. World Economic Situation And Prospects, UN, 2020, no. 137. Available at: https://www.un.org/development/desa/dpad/publi-cation/world-economic-situation-and-prospects-may-2020-briefing-no-137/ (accessed 28.11.2020).

17. World Tourism Barometer, UNWTO, 2020, vol. 18, no. 1, pp. 1-48. Available at: https://www.unwto.org/world-tourism-barom-eter-n18-january-2020 (accessed 21.11.2020).

18. World Tourism Barometer, UNWTO, 2020, vol. 18, no. 7, pp. 1-36. Available at: https://www.e-unwto.org/doi/epdf/10.18111/ wtobarometereng.2020.18.1.7 (accessed 28.11.2020).

19. World Tourism Barometer and Statistical Annex, UNWTO, 2020, vol. 18, no. 2, pp. 1-48. Available at: https://www.e-unwto. org/doi/epdf/10.18111/wtobarometerrus.2020.18.1.2 (accessed 21.11.2020).

20. World tourism baromoter: special focus on the impact of COVID-19, UNWTO, 2020, May. Available at: https://www.e-unwto. org/doi/pdf/10.18111/9789284421817 (accessed 28.11.2020).

21. Wyman O. Covid-19 impact on Chinese traveler survey. Available at: https://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver-wyman/ v2/publications/2020/apr/chinese-travelers-favor-domestic-destinations.pdf (accessed 28.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.