Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1809
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / международный туризм / экономика / Всемирная туристская организация / динамика / прогноз / эпидемия / tourism / international tourism / economics / world tourism organization / dynamics / forecast / epidemic.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.В. Ивойлова

Развитие туризма – одна из приоритетных задач национальной экономики, крупнейшая и наиболее динамичная индустрия современного общества, вклад которой в мировой ВВП составляет более 10% и которая создает не менее 260 млн рабочих мест. Во многих странах мира туризм является одной из наиболее прибыльных сфер экономики, а численность занятых в туротрасли уже соизмерима с числом занятых в остальных отраслях экономики. Вклад туристической отрасли в ВВП России в 2019 г. составил 4%. В статье кратко рассмотрены экономические аспекты мировой туристической отрасли в целом, а также динамика основных видов туризма, перспективы и проблемы развития отрасли в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF TOURISM IN RUSSIA AND WORLD

The development of tourism is one of the priority tasks of the national economy, the largest and most dynamic industry in modern society, whose contribution to world GDP is more than 10% and which creates at least 260 million jobs. In many countries of the world, tourism is one of the most profitable areas of the economy, and the number of people employed in the tourism industry is already commensurate with the number of people employed in other sectors of the economy. The contribution of the tourism industry to Russia's GDP in 2019 was 4%. The article briefly examines the economic aspects of the world tourism industry as a whole, as well as the dynamics of the main types of tourism, prospects and problems of the development of the industry in Russia.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА В РОССИИ И МИРЕ

И.В. Ивойлова, научный сотрудник ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1029

Аннотация. Развитие туризма - одна из приоритетных задач национальной экономики, крупнейшая и наиболее динамичная индустрия современного общества, вклад которой в мировой ВВП составляет более 10% и которая создает не менее 260 млн рабочих мест. Во многих странах мира туризм является одной из наиболее прибыльных сфер экономики, а численность занятых в туротрасли уже соизмерима с числом занятых в остальных отраслях экономики. Вклад туристической отрасли в ВВП России в 2019 г. составил 4%. В статье кратко рассмотрены экономические аспекты мировой туристической отрасли в целом, а также динамика основных видов туризма, перспективы и проблемы развития отрасли в России.

Ключевые слова: туризм, международный туризм, экономика, Всемирная туристская организация, динамика, прогноз, эпидемия.

Туриндустрия представляет собой системообразующую отрасль экономики, которая эффективно связывает и использует комплексы различных отраслей в общественно значимых целях. По данным ЮН-ВТО (Всемирная туристская организация), эта отрасль формирует около 11% мирового ВВП [1], хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 7%. Она вовлекает в оборот около 4 трлн дол. США, для трети стран-участниц туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах -входят в первую пятерку бюджетообразующих статей.

Отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит в среднем четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости - одно рабочее место в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, участвующих в производстве туристского продукта [2].

Десятая часть трудоспособного населения Земли, по данным Всемирного совета по туризму, работала в 2019 году в сфере туризма. На данную отрасль экономики приходилось 10,3% мирового ВВП. Для России эта доля в 2017-2018 годах соста-

вила 3,9%, на 0,9% превысив показатели США, Великобритании, Австралии.

Туризм - существенная составляющая инновационного развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики. В туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов, в том числе:

- обеспечение возможности занятости как квалифицированной рабочей силы, так и неквалифицированной;

- увеличение доходов принимающего сообщества;

- увеличение валового национального продукта;

- развитие существующей инфраструктуры, которая стимулирует торговлю и промышленность;

- стимулирование экономического развития;

- усиление внимания Правительства к туристическим регионам;

- расширение образовательных и культурных горизонтов;

- улучшение качества жизни, связанное с более высоким уровнем дохода;

- сохранение культурного наследия и традиций;

- способствует защите окружающей среды.

За последние 5-6 лет отмечается рост внутреннего туризма в России. Вместе с тем, из-за падения курса рубля возрос поток в Россию интуристов. Увеличение турпотока происходит в основном за счет сопредельных стран, т.к. отдых в России для иностранцев стал дешевле. С другой стороны российский турпоток сократился

Как видно из таблицы 1, внутренний туризм с 2011 по 2015 год демонстрировал уверенный рост: с 33,3 до 50,0 млн.человек в год. За последние четыре года количество въездных туристов оставалось примерно на одном уровне - 24,4-24,6 млн. человек в год. Рост демонстрировал и выездной туризм: с 39,6 млн. человек в 2017 году, до 45,3 млн. человек в 2019 году.

В 2019году количество иностранных туристов в России несколько сократилось по сравнению с 2018 годом 42% пришлось на туристов из стран дальнего зарубежья(8 млн поездок), 57,9% - на граждан из СНГ (11 млн поездок).

По данным Росстата россияне стали ездить за границу на 7% чаще, чем в 2018 году. В 2019 году совершено 35,2 млн поездок, из которых 83% - в страны дальнего зарубежья, 16,9% - в страны СНГ, т.е. в стране происходит развитие туризма как на выезд, так и на въезд. К тому же разви-

в страны Европы, т.к. они стали для россиян слишком дорогими. В первую десятку городов по популярности для путешествий по России входят Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь, Новосибирск, Самара.

тие государства, открытие новых культурных центров, гостиниц и восстановление рекреационных зон способствуют наращиванию потока посещений [2].

Что касается прогнозов, которые не затрагивают эпидемию нового вируса, то к 2025 году (по сравнению с 2020 годом) планируется увеличить совокупную доходность сферы по экскурсионным услугам с 600 млн руб. до 1000 млн руб., по услугам гостиниц с 270 млн руб. до 400 млн руб. Таким образом, в ближайшие 5 лет есть все шансы увеличить не только количество внутренних туристов, но и привлечь еще большее число зарубежных [4].

В 2019 году вклад туризма в мировой ВВП составил 8,9 трлн долл. США, что составило 10,3% от мирового ВВП, число рабочих мест в сфере туризма составило 330 млн единиц (10% от общего числа рабочих мест в мире) (табл. 2).

Таблица 2. Туризм в мировой экономике [5]

2019 г.

Мировой ВВП сектора туризма и путешествий, в % к 2018 году 103,5

Мировой ВВП, в % к 2018 году 102,5

Вклад туризма в мировой ВВП, трлн долл. США 8,9

в % от мирового ВВП 10,3

Число рабочих мест в сфере туризма, млн ед. 330

в % от общего числа рабочих мест в мире 10,0

Инвестиции в основной капитал в сфере туризма, млрд долл. США 948

в % от общего объема инвестиций 4,3

1) По данным ежегодного исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) с участием экспертов Oxford Economics за 2019 год.

Таблица 1. Динамика основных видов туризма в России, млн. чел. [2]

Вид туризма 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г.

Внутренний 33,3 35,0 32,0 41,5 50,0

Въездной 25,4 26,8 24,6 24,4 24,6 24,4

Выездной 42,9 34,4 31,7 39,6 41,9 45,3

Таблица 3. Туризм в экономике России и странах мира [5]

% Доля туризма в экспорте товаров и услуг Доля туризма в ВВП Доля размещенных в коллективных средствах размещения иностранных граждан

2019 г. 2018 г. 2018 г.

Россия 4 4 15

страны мира:

Греция 28 72) 73

Португалия 23 8 59

Таиланд 20 72) 36

Кипр 19 84

Турция 17 50

Испания 16 122) 50

Австралия 14 32) 11

Австрия 10 7 69

США 10 3

ЮАР 9 32)

Франция 8 7 30

Италия 8 63) 49

Израиль 7 3 38

Швеция 6 7 24

Великобритания 6 32) 25

Финляндия 6 32) 27

Мексика 5 9 27

Швейцария 5 3 49

Дания 5 22) 43

Япония 5 22) 15

Литва 4 32) 53

Чехия 3 32) 50

1) Методология и источник: Всемирная туристская организация (UNWTO). https://www.unwto.org/intemational-tourism-and-covid-19

2) Данные за 2017 год.

3) Данные за 2015 год.

Доля туризма в ВВП стран различна. По данным Росстата за 2018год наибольший вклад в ВВП страны туристическая отрасль внесла в Испании (12%), чуть меньше - 9% - в Мексике, 8% - в Португалии, по 7% - в Таиланде, Греции, Австрии, Франции, Швеции. Доля туризма в ВВП России составила 4%. Вместе с тем в 2019 году наибольшая доля туризма в экспорте товаров и услуг наблюдалась в Греции (28%), Португалии (23%), Таиланде (20%), Кипре (19%), Турции (17%), Испании (16%). Доля туризма в экспорте товаров и услуг в России в 2019 году составила 4% (табл. 3).

Доля России в мировых показателях развития туризма пока не велика. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, она не может обеспечить подобные результаты.

Причины такого отставания туристической отрасли в нашей стране различны. Прежде всего, это недостаточно развитая туристическая инфраструктура, отсутствие готовых инвестиционных площадок. Одно из первых мест среди проблем, препятствующих развитию внутреннего и въездного туризма в России, занимают высокие тарифы на пассажирские перевозки всеми видами транспорта, низкое качество предоставляемых туристических услуг, дефицит квалифицированных кадров, а также отсутствие конкуренции на туристическом рынке, недостаточное продвижение национального турпродукта, избыточные административные формальности.

Как показывают данные, приведенные в таблице 4, самый высокий доход от международного туризма в 2019 году с большим отрывом получили США - 214,1 млрд долл.США, доход Испании составил

79,7 млрд долл.США, на третьем месте Франция - 63,8 млрд долл.США, Таиланд - 60,5 морд долл.США, далее Великобритания - 50,4 млрд долл.США, Италия -49,6 млрд долл.США. Доход России от международного туризма в 2019году составил 11,0 млрд долл. США.

Вместе с тем лидером по международным туристическим расходам в 2019году стал Китай - 254,6 млрд долл.США (его

Из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, по сравнению со II кварталом 2019 года международные туристские поездки сократились по всему миру на 95,2%, в России - на 99,0%, в США - на 95,8%, в Испании - на 99,1%, в Таиланде -на 100%. Доходы от международного ту-

доход международного туризма в том же году составил 35,8 млрд долл.США), расходы США составили 152,8 млрд долл.США, международные расходы Германии составили 93,2 млрд долл.США, Великобритании - 71,0 млрд долл.США, Франции - 51,7 млрд долл.США. Международные туристические расходы России в 2019году оказались равными 36,2 млрд долл. США (прирост к 2018 году 5,5%).

ризма снизились в России на 95,2%, в Испании - на 99,2%, в Турции - на 98,7%.

Численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения (включая внутренний туризм), сократилась в России на 87,9%, в Бельгии - на 99,2%, в Испании - на 95,7%, Португалии - на 92,9% (табл.5).

Таблица 4. Международный туризм в 2018-2019 гг. [5]

Международные туристские прибытия по странам назначения, млн Доходы от международного туризма, млрд долл. США Международные туристские расходы, млрд долл. США

2019 г. Прирост 2019 г. к 2018 г., в % 2019 г. Прирост 2019 г. к 2018 г., в % 2019 г. Прирост 2019 г. к 2018 г., в %

Мир 1 458 3,5 1 478 1,4 1 478 1,4

Россия 24,4 -0,5 11,0 -5,4 36,2 5,5

страны мира:

Франция 63,S 1,9 51,7 11,5

Испания S3,7 1,1 79,7 3,2 2S,3 11,5

США 79,3 -0,6 214,1 -0,3 152,3 5,4

Китай 65,7 4,5 35,S -7,3 254,6 -4,2

Италия 64,5 4,S 49,6 6,2 30,3 6,3

Турция 51,2 11,9 29,S 1S,3 4,1 -10,6

Мексика 45,0 9,0 24,6 9,1 9,9 -12,0

Таиланд 39,S 4,2 60,5 3,2 14,2 13,4

Германия 39,6 1,S 41,6 2,2 93,2 2,9

Великобритания 39,4 1,9 50,4 S,5 71,0 7,5

1) Информация подготовлена на основе публикации Всемирной туристской организации (UNWTO). World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 5 August/September 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1З1

Таблица 5. Международный туризм в I и II квартале 2020 года (в % к аналогичному периоду предыдущего года прирост (снижение)) [5]_

Международные туристские прибытия по странам назначения Доходы от международного туризма22 Международные туристские расходы22

I квартал 2020 г. II квартал 2020 г. I квартал 2020 г. II квартал 2020 г. I квартал 2020 г. II квартал 2020 г.

Мир -27,8 -95,2 • • • •

Россия -11,2 -99,0 -9,2 -95,2 -15,4 -95,4

страны мира:

Франция -18,0 -72,5 -13,7 -69,2

Испания -25,6 -99,1 -23,6 -99,2 -8,9 -97,5

США -18,3 -95,8 -19,7 -72,9 -24,8 -92,6

Китай -68,4 -98,1 -40,9 -27,3

Италия -34,4 -34,8 -86,0 -28,8 -79,2

Турция -22,2 -97,9 -11,3 -98,7 -28,3 -93,8

Мексика -6,7 -75,9 -14,6 -91,4 -17,4 -87,8

Таиланд -38,0 -100,0 -42,9 -34,0

Германия -25,0 -91,4 -10,4 -70,7 -14,6 -78,5

Великобритания -16,1 -30,2 -16,9

1) Информация подготовлена на основе публикации Всемирной туристской организации (UNWTO). World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 5 August/September 2020.

2) Россия - по данным платежного баланса Банка России (оценка II квартала 2020 года).

Таким образом, прогнозный рост мирового и, в частности, российского туризма, в 2020 году и, очевидно, в 2021 году, оказался под вопросом в силу сложной эпидемиологической обстановки.

Заключение. Согласно разработкам ЮНВТО, для сбалансированного туристского рынка оптимальной пропорцией является соотношение один въездной турист - один выездной - четыре внутренних. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, Россия стремится обеспечить более высокие результаты в развитии туристической отрасли.

В нашей стране на первом месте стоит выездной туризм, что явно свидетельствует не в пользу страны, так как наши туристы вывозят из страны гораздо больше денег, чем в нее ввозят иностранцы. А в мировой практике въездной и внутренний туризм самые выгодные для страны направления туризма. В последнее время наметились положительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей.

Основными тенденциями развития туризма в России являются:

- изменение динамики и структуры туристических потоков в пользу въездного туризма

- повышение уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;

- достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;

- формирование новых туристических регионов, особых экономических зон ту-ристско-рекреационного типа;

- внедрение новых стандартов, соответствующих мировому уровню;

- достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации.

В настоящее время российский туризм находится на стадии развития, занимая 4% ВВП страны. Этот крупный межотраслевой комплекс за последние годы интенсивно формируется и, следовательно, со временем должен внести большой вклад в экономику России.

Библиографический список

1. UNWTO Tourism Highlights, 2018 Edition. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284419876)

2. Особенности и структура национального туристского рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://intuit.ru/studies/courses/3553/795/lecture/30444

3. Всемирный совет по туризму и путешествиям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rmat.ru/wyswyg/file/all/wttc2006.pdf

4. Статистика туристического рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mitt.ru/Stati/statistika2019

5. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма - 2020

6. Тарасов В.И., Бикмуллин А.Л. Анализ и динамика развития Российского туризма до 2035 года // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №9. - С. 171-177.

7. Тарасов В.И., Ивойлова И.В. Аналогии и различия в динамике развития туристической отрасли КНР и России // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №102 (56). - С. 112-117.

ECONOMIC ASPECTS OF TOURISM IN RUSSIA AND WORLD

I.V. Ivoilova, Researcher FSBSIFRC AESDRA VNIIESH (Russia, Moscow)

Abstract. The development of tourism is one of the priority tasks of the national economy, the largest and most dynamic industry in modern society, whose contribution to world GDP is more than 10% and which creates at least 260 million jobs. In many countries of the world, tourism is one of the most profitable areas of the economy, and the number of people employed in the tourism industry is already commensurate with the number of people employed in other sectors of the economy. The contribution of the tourism industry to Russia's GDP in 2019 was 4%. The article briefly examines the economic aspects of the world tourism industry as a whole, as well as the dynamics of the main types of tourism, prospects and problems of the development of the industry in Russia.

Keywords: tourism, international tourism, economics, world tourism organization, dynamics, forecast, epidemic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.