РЕ,
В/Л CGI
ADVANCED
УДК 338.1 ББК 75.73
DOI 10.24411/2500-0365-2020-15401
СФЕРА ТУРИЗМА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19
И. Ю. Швец
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
Сфера туризма сталкивается с беспрецедентной проблемой коронавирусной болезни 2019 года (Covid-19), вызванной тяжелым острым респираторным синдромом коронавируса-2 Целью данной статьи
является анализ влияние пандемии Covid-2019 на состояние и развитие сферы туризма. Было проанализировано влияние пандемий на развитие туризма, рассмотрено влияние пандемии Covid-2019 на состояние и развитие сферы туризма — турпотока, поступления от международного туризма. Был проанализировано видение развития туризма и сопряженных с ними отраслей, цепочки создания добавленной стоимости в условиях пандемии в некоторых странах на начало мая 2020 года. Выявлены основные подходы к ограничительным мерам. Представлены возможные прогнозы развития сферы туризма после пандемии Covid-2019. Проанализированы государственные меры по поддержанию экономики в целом и в частности сферы туризма.
Ключевые слова: кризис, туризм, экономика, пандемия, Covid-19, ограничения, правительство.
Сектор туризма в настоящее время является одним из наиболее пострадавших от вспышки Covid-2019, которая оказывает влияние как на предложение, так и на спрос на туристские поездки. Ситуация усугубляется в связи с ослаблением мировой экономики, геополитической, социальной напряженности. На момент написания статьи число инфекций Covid-19 во всем мире превысило 4,02 миллиона, а число смертей превысило 279 000 (10 мая 2020 года), а показатели безработицы резко возросли во многих странах, иллюстрируя серьезные последствия пандемии для экономики. Учитывая перспективу будущих пандемий, есть основания пересмотреть глобальные экономические цепочки создания стоимости и особую роль туризма как переносчика и жертвы в возникновении пандемий.
Глобальная пандемия повлекла остановила авиационную отрасль, закрыла гостиницы и повлияла на индустрию туризма во многих отношениях. Однако путешествия и туризм также позволили вирусу стать глобальной проблемой. Не следует забывать, что это не в последнюю очередь связано с глобальной мобильностью, с различными формами туризма, который способствовал быстрому распространению вируса. Туристская сфера — это также и сектор экономики, который был особенно затронут этим спадом из-за характерных
черт гибкости своих услуг. Услуги, однажды произведенные, но не проданные, потеряны навсегда. Непроданные гостиничные номера, столики в ресторане. Как и большинство отелей и ресторанов, а также других туристических предприятий, были закрыты, экономические последствия в этом секторе выглядят экзистенциально угрожающим.
В научных работах, посвященных исследованию рынка туризма, исследований анализирующих влияние пандемий на рынок туризма не много. В своей работе Ф. Брукле отмечал, что взаимодействие между пандемией и путешествиями имеет ключевое значение для понимания безопасности здоровья и глобальных изменений [6].
Хотя исследования в области туризма разработали, по крайней мере, поверхностную реализацию потенциальных системных последствий глобального изменения климата, не было такого же признания системных последствий пандемий, поскольку исследования направлены на то, чтобы сосредоточиться на воздействии отдельных стран, а не на уровне системного уровня и уяз-вимостей.
Исследователи В. Браун, С. Ахмад, С. Бек и Дж. Нгуен-Ван-Там [5] продемонстрировали важную роль воздушного путешествия в ускорении и усилении распространения гриппа и коронави-русов.
В ряде исследований были предупреждения о том, что пандемии представляют серьезную угрозу для общества и туризма как со стороны туризма С. Гёсслинг, С. Фернандес, С. Мартин-Риос, С. Пасамар, В. Фоинтиат, Р. К. Исаак и М. Люнде [9—11], С. М. Холл [13—16], С. Пеже, И. Йомен [19], Д. Скотт и С. Гесслинг [21]), так и исследователей в области здравоохранения Д. Э. Блум [4], Д. Кадарет [12], А. С. Фаучи, Д. М. Моренс [12], а также доклад Всемирного банка [20].
Целью данной работы является понять влияние пандемии Covid-2019 на состояние и развитие сферы туризма.
Мировой туризм не однократно подвергался влияниям кризисов. В период с 2000 по 2015 год основными разрушительными событымияв—ыи-ся террористические акты, вспышка SARS (2003 год), геополотическаянесыабильность, глобальный экономический кризис, разворачивающийся в 200°—2у09 еодаы, т ^спиратс»6 ньш синдосм на Ближнем Востоке 2015 года (MERS). Ни один из них не привел к долгосрочному снижению мирового развития туризма, а некоторые из них даже не заметны (см. рис. 1), только с атипичной пневмсыиьб уя,а%) иг—аа—ьным нкомммтенким кризисом (-4,0%), приведшим к сокращению числа международный пртбчяий. Это предпныагтнт, что туризм как система был устойчив к внешним шокам. В ямит время межыо утвемшаать, что воздействие и восстановление после пандемии COVBD-ГМ В—дут бесыуеныдентными.
Всемирная туристская организация (ВТО) для своейблыыонатьньноя оцвнкивлияния панде-
мии использует сценарий SARS 2003 года в качестве ориентира, учитывая размеры и динамику глобальных путешествий и текущих сбоев, географическое распространение Covid-2019 и его потенциальное экономическое воздействие (см. рис. 1—4) [1].
На сегодняшний день, по оценкам ВТО, в 2020 году число международных туристов в мире может снизиться на 20—30 % по сравнению с прогнозируемым ростом в 3 % до 4 % в начале января 2020 года.
Это может привести к потере от 30 до 50 миллиардов долларов США расходами международных посетителей (поступления от международного туризма).
До 50млнч е лове к, задействованных в туристской сфере, могут лишиться работы из-за коро-навируса. Оольше всего пострадают азиате кие страны, доходы от туризма в которых составляют зо ачителввую чоить ВВП: Гонкозв, Миоао, Таиланд, Камбоджа, Филлипины, также из европейских стран Италия, Испания, Франция, др.
По подсчетам Ассоциации туризма Италии (Confturismo), Италия уже потеряла 30 миллионов йуостов — сто касаится тоинко периода с марта по май. Сезон в стране традиционно начинается с авровойевих павсольдок канийул.Вуривас кая сфера создает в Италии более 4,2 млн рабочих меат, и долю Г2—13 % в ВВП сараны ВГВВ9 году было принято 216 млн туристов. Весенне-летний ееризвпундсоввлянриобой рук уыветинеикого дохода в Италии. Однако многие отели уже получают аннуляции на осенние заезды. Правительство
Рис. 1. Прогноз 2020 — количество международных туристов, мир (млн чел.) Составлен по данным Всемирной туристской организации (URL: https://www.unwto.org/tourism-covid19).
I í -ю
2003
SARS epidemic g 4
61 \ I 7J¡ 5 7 в.в 6.7 r7
I . lllIl lllllllll.,
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2003 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2016 2019 2020
f ■ W
-4.0
2001 Saptllth attacks
Source: UNWTO {e) Estímate
2009 Global economic crisis
2020 (estimate)
COVID-19
Рис. 2. Прогноз на 2020 год — количество международных туристов, изменение мира (%) Составлен по данным Всемирной туристской организации (URL: https://www.unwto.org/tourism-covid19).
1200
ь аоо
400
о -
1,463
1,507
+50 US$ billion -1.4% (real terms)
1.210
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
(e> <•)
Source UNWTO (e) Estimate
Рис. 3. Прогноз 2020 — поступления от международного туризма, мир (млрд. долларов США) Составлен по данным Всемирной туристской организации (URL: https://www.unwto.org/tourism-covid19).
Италии на днях заявило о закрытии Италии до конца 2020 года. По подсчетам Confturismo, общая сумма убытков превысит 200 миллиардов евро. При этом, по словам министра туризма Лоренцы Бонаккорси, стране потребуется не менее нескольких лет, чтобы вернуться туда, где она была в сфере туризма.
И это тяжелый прогноз для выживания малых предприятий. В настоящее время правительство работает над программами стимулирования, которые могут облегчить бремя тех, кто зарабатывает на жизнь туризмом. Различные платежи и налоги переносятся на следующие несколько месяцев.
Однако с закрытием предприятий и нулевым доходом платить в новые сроки будет просто не с чего. Правительственной поддержки может и не хватить. По предварительной оценке в Испании 25 % отелей не откроются после окончания пандемии.
По самому оптимистичному прогнозу о сроках окончания пандемии — это осень 2020 года, по наиболее пессимистичному прогнозу — осень 2021 года. Эпидемиологическая служба США прогнозирует окончание пандемии в конце 2020 года и не рекомендует гражданам США планировать свои зарубежные туристические поездки раньше
Source: UNWTO (е) Estimate
Рис. 4. Прогноз 2020 — поступления от международного туризма, мир (реальное изменение, %) Составлен по данным Всемирной туристской организации (URL: https://www.unwto.org/tourism-covid19).
второй половины 2021 года связи с неравномерность развития павдемии в разных частяхмира. С этим мнением согласны специалисты института Джона Хобкинса [8].
Внутри стран вирус затронул практически все части цепочки создан. стоимости всфере гостеприимства. Влияние отмененных мероприятий, закрытых помещений и закрытых достоориме-чательностей сразу стало ощущаться в других частях пепочоп поссавоа, так их ктк ^jty ги о°-щественного питания и услуги прачечной. Рестораны также должны были закрыться, хотя в некоторых страптх пе-еход ва пр оваис ав сыотсХ доставку позволил некоторым продолжить работу. Затем последоаалисовОйУнвя еЫ свольневпго и банкротствах: британская авиакомпания FlyBe первой уставвла рывочваму пхвлению,о бояивв о банкротстве 5 марта 2020 года (Business Insider, 2020).
Крупные авиакомпании, включая Скандинавские авиалыхмт (КК марта ОЯЛО гояИп С-г^а-яге Airlines (27 марта 2020 года) и Virgin (30 марта 2020 года), угкгуа еовкп оиства Уральсквх аива-линий (8 мая 2020 года), а также туроператоры, в том числе немецкий TUI (27 марта 2020 года), уже запросили в штате десятки миллиардов долларов США, российские туроператоры столкнулись с трудностями по продлению фингарантий.
По заявлению Ассоциации туроператоров России, в феврале 2020 страна рассчитывала принять 45 тысяч китайских путешественников и заработать на этих прибытиях 45 миллионов долла-
ров, на такую же сумму рассчитывали и в марте. Убытки туроператоров отанщ'лированных туров только по направлениям: Китай, Италия, Испания, Южная Корея, Индия, Тайланд по предварительным оценкам составили около более 4,3 млрд руб.
По мнению главыФМБА , спад заболеваемости займет примерно столько же времени, сколько и пуыцесс нврастадия иыала инфвцированных ко-ронавирусом. Если прогноз оправдается, то вос-стпвовлвние соцквльвым н экывомвческнхвро-цессов в условиях новой нормальности будет возвращаться по оптимистическому сценарию к ыередвве сета, то вевовмвствывскому бцепарию к сентябрю. Вероятно, тогда станут возможны иулввтвчтвюве воездкв, скорее всегв х всвделах России. Это также иллюстрирует тот факт, что с иерводх вовышеввоК хотссмосте Дылв звбыоки-рованы российские курорты и по оценкам реги-овавьвок рнновопиаелеК ^рдсыичеакиЫ сезон в Крыму, Краснодарском крае будет отменен. Напав а наУаыдхтвся тхндеввия, ксада 4бропесоторы работающие на российском туристском рынке от-^ыыыпг равние бдов^ававвесв зе^ П0К 1 года.
Оценки для других регионов мира в настоящее время преждевременны ввиду быстро меняющейся ситуации. К любой оценке следует относиться с осторожностью из-за неустойчивого и неопределенного развития пандемии.
Правительства ряда стран мира в значительной мере последовательны в своих решениях по преодолению Covid-2019. В Африке, Азии, Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке с января
2020 года в 100 % пунктов назначения введены вездные и выездные ограничения, связанные с Covid-2019. В Америке 92 % пунктов назначения предприняли аналогичные шаги, тогда как в Европе эта доля составляет 93 %. В России 94 %.
Анализ выявил четыре основных типа ограничительных мер, а именно: полное или частичное закрытие границ для туристов, ограничения на поездки по конкретному месту назначения, полное или частичное приостановление рейсов и различные меры, включая требования к карантину или самоизоляции, медицинские справки, признание недействительными или приостановление выдачи виз. Во многих случаях пункты назначения уже скорректировали свои ограничительные меры по мере развития ситуации.
Ситуация сложная. В течение нескольких месяцев формирование глобальной туристической системы перешло от массового туризма к его отсутствию. В то время как некоторые комментаторы дают апокалиптические прогнозы, другие нереально оптимистичные и перспективы уже оказались ошибочными, общее убеждение состоит в том, что туризм восстановится, как это было с предыдущими кризисами. Тем не менее есть много свидетельств того, что Covid-2019 будет другим и преобразующим для сектора туризма.
Консалтинговая компания McKinsey описала два сценария прогнозов развития событий: оптимистический, по которому после резкого спада длиной в квартал или два последует столь же резкое восстановление; и пессимистический, согласно которому эпидемия остановит мировую экономику на несколько месяцев или даже кварталов и/или накроет ее второй волной после того, как карантинные меры в разных странах будут ослаблены. В этом случае нынешний кризис, вызванный шоком спроса и шоком предложения, станет полноценным финансовым кризисом с массовыми банкротствами, структурной, а не временной безработицей, уничтожением активов и благосостояния стран. Это может разрушить саму структуру мировой экономики [17; 18].
Каким будет туризм в посткоронавирусную эпоху. Это будет зависеть от множества факторов. Мы будем наблюдать изменение структуры спроса, которая в первую очередь будет связана с ограничениями, опасениями связанными с эпидемиологической обстановкой и падением реальных доходов населения, совокупного платежеспособного спроса. Скорее всего, мы на начальных этапах будем наблюдать переориентацию потребительского на местный туризм, в связи с
факторами безопасности. Снижение доходности населения приведет к уменьшению количества дней путешествия.
В этом можно увидеть хорошую возможность для развития российского туристского рынка, особенно на региональном уровне, что важно и для малых исторических городов России. Опыт Алтайского края 2014—2017 годов довольно показателен.
Как показал предыдущий опыт, туристская сфера показывала быстрые темпы восстановления. Пример тому — довольно быстрое восстановление туризма после мирового кризиса 1998—1999 гг., SURS 2003 г., мирового кризиса 2008—2009 гг. (рис. 1—4). Вероятнее всего с завершением пандемии, оставшиеся представители туроператоской деятельности начнут продвигать туристский продукт, захватывая новые доли рынка при поддержке региональных правительств.
Благодаря своей сквозной экономической природе и глубокому социальному следу, туризм имеет уникальные возможности, чтобы помочь пострадавшим обществам и общинам вернуться к росту и стабильности. На протяжении многих лет этот сектор неизменно доказывал свою устойчивость и способность не только приходить в себя в качестве сектора экономики, но и способствовать к социальному и экономическому восстановлению. Но это в большой степени зависит от развитости социальных институтов в сфере туризма и государственной политики в направлении создания условий для устойчивого развития туризма. В последнее время были приняты правительствами ряда стран меры по поддержанию экономики, в том числе и влияющие на предприятия сферы туризма были (см. таблицу):
• отсрочки налогов/сборов (включая связанные с туризмом сборы; «налоговые каникулы»);
• общее содействие займам, либо правительством, либо при поддержке правительства, либо при поддержке специальных (поддерживаемые государством) банковских учреждений;
• отсрочка платежей, например, по принципалам и процентам по кредитам («кредитный отпуск»);
• краткосрочная компенсация за работу и/или субсидии на заработную плату; здесь также можно добавить все независимые от пандемии пособия по безработице;
• облегчение, для различных условий, секторов и территорий.
Меры по поддержанию экономики со стороны правительств
Меры со стороны правительств Выполнено или находится на стадии оценки — страны
Освобождение от налогов/сборов/платежей Общие временные и частичные налоговые льготы Сербия, Польша, Вьетнам
Налоговые скидки (для разных доменов) Греция, Италия
Налоговые отсрочки (разные виды) Россия, Австрия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Япония, Мальта, Новая Зеландия, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Швейцария,
Ускорение налоговых деклараций Франция, Греция
Отсрочка или отказ от здоровья и/или взносы на социальное обеспечение/безопасность Россия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Франция, Греция, Италия, Мальта, Польша, Сербия, Словакия, Швейцария
Отказ или сокращение связанных с туризмом налогов, сборов и платежей Австралия, Франция, Великобритания, Вьетнам, Россия
Налоговые льготы (освобождены) за сверхурочную работу Франция
Гранты и (безналоговая) поддержка денежных потоков для малого бизнеса Австралия, Финляндия, Германия, Япония, Польша, Словакия, Великобритания
Расходы на энергию/связь/коммунальные услуги Франция, Польша
Снижение арендной платы или арендных субсидий. Отсрочки потенциальных выселений Австралия, Греция, Мальта
Ускорение амортизационных налоговых вычетов (инвестиционный стимул) Австралия
Государственные займы (очень низкие или беспроцентные) Россия, Чехия, Польша, Сербия, Словакия, Великобритания
Кредитные льготы (без госгарантий правительства, но есть другие гарантии/поддержка) Германия, Словения, Польша, Швейцария
Государственные гарантированные кредиты (низкий процент, беспроцентные) Австрия, Франция, Италия, Япония, Мальта, Польша, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Швейцария
Отсрочка платежей кредитных процентов (кредитные каникулы) Черногория, Италия, Мальта, Новая Зеландия, Польша, Россия, Сербия, Словения, Швейцария
Конвертация проблемных кредитов в налоговые льготы Италия
Предотвращение увольнений/обеспечение рабочих мест. Краткосрочная компенсация за работу/субсидии на заработную плату/(неполный рабочий день) пособия по безработице или прямые платежи фрилансерам Австрия, Чехия, Франция, Германия, Греция, Италия, Япония, Мальта, Новая Зеландия, Польша, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Швейцария, Великобритания,
Приостановка увольнений сотрудников Италия
Экономическая помощь (для конкретной отрасли или компании) Австралия, Россия, Словения, Швейцария, Великобритания,
Специальные финансовые меры в отношении субъекты экономики и цифровые стартапы Франция, Великобритания
Субсидированные рекреационные путевки для внутренних поездок с ночевками после кризиса Чешская Республика (в стадии оценки)
В рамках поддержки сферы туризма Правительство РФ освободило туроператоров до конца года от обязательных взносов в фонды «Турпомо-щи», субсидии, налоговые кредиты [2; 3; 7]. ЦБ предоставил банкам возможность работать с заемщиками в сфере туризма без ухудшения оценок их финансового положения, правительство будет предоставлять госгарантии для реструктуризации и пролонгации займов.
В таких условиях меры направленные на рынок труда, такие как краткосрочная работа или прямая поддержка, безусловно, ослабит негативное влияние пандемии в контексте туризма благодаря прямому денежному потоку. То же самое относится к грантам, налогам и кредитным каникулам, любым отсрочкам платежа, налоговым кредитам. Эти меры доступны в большинстве стран также для поставщиков туристских услуг. Максималь-
ный долговой потенциал, которых уже ограничен из-за слабой доходности, значительно снижается: с одной стороны, из-за еще более слабого заработка (сейчас и в ближайшее время), но также потому, что дополнительные операционные кредиты, которые не соответствуют доходам и ухудшают структуру баланса. Ситуация в которой туристские предприятия не получают доходы сейчас и в ближайшее время, приведет к тому, что большая часть туристического сектора выйдет из этого кризиса с серьезной проблемой долговой задолженности.
Учитывая развивающий характер ситуации, еще слишком рано оценивать полное воздействие Covid-19 на международный туризм. Но в любом случае, коронавирус почти наверняка приведёт к банкротству многих туристических брендов, включая двух-трех международных круизных операторов. В целом переживет пандемию существенно меньшее число участников туристического и транспортного рынков.
Ожидается, что особенно пострадают малые и средние предприятия (которые составляют около 80 % сектора туризма). Это может повлиять на миллионы источников средств к существованию во всем мире, включая местные общины в депрессивных регионах, которые полагаются на туризм как средство стимулирования своего развития и экономической интеграции. Поэтому очень важна финансовая и политическая поддержка мер по восстановлению, ориентированных на сектор туризма в наиболее пострадавших странах; меры по восстановлению и стимулы должны планироваться и осуществляться в координации с международными организациями; и поддержка туризма должна быть включена в более широкие планы восстановления и действия пострадавших экономик.
Список литературы
1. Tourism covid19 // UNWTO. World tourism organization. A united nations specialized agency. — URL: https: //www. unwto. org/tourism-covid 19.
2. Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции : Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 // Правительство России. — URL: http://static. government.ru/ media/files/CGHHI9UNm6PFNfn2 X2rdgVW9fo757i7A.pdf
3. COVID-19. Что надо знать о коронавиру-се // Федеральное агентство по туризму. Мини-
стерство экономического развития Российской Федерации. — URL: https://www.russiatourism.ru/ contents/covid-19/
4. Bloom, D. E. Infectious Disease Threats in the Twenty-First Century: Strengthening the Global Response / D. E. Bloom, D. Cadarette // Frontiers in Immunology. — 2019. — № 10. — URL: https:// doi.org/10.3389/fimmu.2019.00549.
5. Brown, A. The role of transport and transport nodes in the spread of influenza and coronaviruses: a systematic review / A. Brown, S. Ahmad, S. Beck, J. Nguyen-Van-Tam // Journal of Travel Medicine. — 2016. — Vol. 23 (1), tav 002. — URL: https://doi. org/10.1093/jtm/tav002
6. Burkle, Fm. Jr. Globalization and natural disasters: issues of public health, public capacity and political action / Fm. Jr. Burkle // Journal of International Relations. — 2006. — № 59 (2). — Р. 231—265.
7. COVID-19. Меры Правительства по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Федеральное агентство по туризму. Министерство экономического развития Российской Федерации. — URL: http://government.ru/ rugovclassifier/883/events.
8. COVID-19 // Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins Uni. — URL: https://systems.jhu.edu.
9. Gossling, S. Global environmental consequences of tourism. Global Environmental Change / S. Gossling // ScienceDirect. Journals & Books. — 2002. — № 12(4). — Р. 283—302.
10. Gossling, S. Restaurant tipping in Europe: a comparative assessment / S. Gossling, S. Fernandez, C. Martin-Rios, S. Pasamar, V. Fointiat, R. K. Isaac, M. Lunde // Current Issues in Tourism. — 2020. — URL: https://doi.org/10.1080/13683500.2020.1749244.
11. Gossling, S. Optimizing or maximizing growth? A challenge for sustainable tourism / S. Gossling, A. Ring, L. Dwyer, A.C. Andersson, C. M. Hall // Journal of Sustainable Tourism. — 2016. — № 24 (4). — Р. 527—548. — URL: https:// doi.org/10.1080/09669582.2015.1085869.
12. Fauci, A. S. The perpetual challenge of infectious diseases / A. S.Fauci, D. M. Morens // New England Journal of Medicine. — 2012. — № 366 (5). — Р. 454—461. — URL: https://doi. org/10.1056/NEJMra1108296.
13. Hall, C.M. Constructing sustainable tourism development: The 2030 agenda and the managerial ecology of sustainable tourism / C. M. Hall // Journal of Sustainable Tourism. — 2016. — № 27(7). — Р. 1044—1060.
14. Hall, C. M. Biological invasion, biosecurity, tourism, and globalization / C. M. Hall // Handbook of globalization and tourism. — 2020. — Р. 114— 125.
15. Hall, C. M. Travel safety, terrorism and the media: The significance of the issue-attention cycle / C. M. Hall // Current Issues in Tourism. — 2002. — № 5 (5). — Р. 458—466.
16. Hall, C. M. Tourism, biodiversity and global environmental change / C. M. Hall // Tourism and global environmental change: Ecological, economic, social and political interrelationships. — London ; New York, 2006. — P. 142—156.
17. Global surveys of consumer sentiment during the coronavirus crisis // McKinsey and Company. — URL: https://www.mckinsey.com/busi-ness-functions/marketing-and-sales/our-insights/ global-surveys-of-consumer-sentiment-during-the-coronavirus-crisis.
Поступила в редакцию 11 мая 2020 г.
18. Lund, S. Lives and livelihoods: Assessing the near-term impact of COVID-19 on US workers. Up to one-third of US jobs may be vulnerable — and more than 80 percent are held by low-income workers / S. Lund, K. Ellingrud, B. Hancock, J. Manyika, A. Dua // McKinsey and Company. — URL: https:// www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-in-sights/lives-and-livelihoods-assessing-the-near-term-impact-of-covid-19-on-us-workers.
19. Page, S. How VisitScotland prepared for a flu pandemic / S. Page, I. Yeoman // Journal of Business Continuity & Emergency Planning. — 2007. — № 1 (2). — P. 167—182.
20. People, pathogens and our planet // The economics of One Health. — 2012. — № 6. — P. 265.
21. Scott D. What could the next 40 years hold for global tourism? / D. Scott, S. Gössling // Tourism Recreation Research. — 2015. — № 40 (3). — P. 269—285.
Для цитирования: Швец, И. Ю. Сфера туризма во время пандемии COVID-19 / И. Ю. Швец // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 4. — С. 7—15.
Сведения об авторе
Швец Ирина Юрьевна — доктор экономических наук, профессор департамента туризма и гостиничного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия. https://orcid.org/0000-0002-9602-9582. irina-shvets@yandex. т.
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 4, pp. 7—15.
Sphere of tourism during the Covid-19 pandemic Shvets I.Yu.
Financial University under the Government of the Russian Federation, Institute for Management Problems, Moscow, Russia. [email protected]
The tourism industry is facing an unprecedented 2019 coronavirus disease (Covid-19) problem caused by the severe acute respiratory syndrome of coronavirus 2 (SARS-CoV-2). The purpose of this article is to analyze the impact of the Covid-2019 pandemic on the state and development of the tourism sector. The analysis of the impact of pandemics on the development of tourism was performed, the impact of the Covid-2019 pandemic on the state and development of the tourism sector — tourist flow, receipts from international tourism was examined. The analysis of the development of tourism and related industries, the value chain in a pandemic in some countries at the beginning of May 2020 was made. The main approaches to restrictive measures were identified. Projections for the possible ways of tourism sector development after the Covid-2019 pandemic are presented. The government measures to support the economy as a whole and in the tourism sector particularly were analyzed.
Keywords: crisis, tourism, economy, pandemic, Covid-19, restrictions, government.
References
1. Tourism covid19. UNWTO. World tourism organization. A united nations specialized agency. Available at: https://www.unwto.org/tourism-cov-id19.
2. Ob utverzhdenii perechnya otrasley rossiyskoy ekonomiki, v naibolshey stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situatsii v rezultate raspros-traneniya novoy koronavirusnoy infektsii. Postanov-lenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 3 aprelya
2020 g. no. 434 [On approval of the list of sectors of the Russian economy most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection. Decree of the Government of the Russian Federation no. 434 of April 3, 2020]. Pravitelstvo Rossii [Russian government]. Available at: http://static.government.ru/ media/files/CGHHI-9UNm6PFNfn2X2rdgVW9fo757i7A.pdf (In Russ.).
3. COVID-19. Chto nado znat o koronaviruse [COV-ID-19. What you need to know about coronavirus]. Federalnoe agentstvo po turizmu. Ministerstvo eko-nomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Federal Agency for tourism. Ministry of economic development of the Russian Federation]. Available at: https://www. russiatourism.ru/contents/covid-19/ (In Russ.).
4. Bloom D.E., Cadarette D. Infectious Disease Threats in the Twenty-First Century: Strengthening the Global Response. Frontiers in Immunology. 2019. no. 10. Available at: https://doi.org/10.3389/ fimmu.2019.00549.
5. Brown A., Ahmad S., Beck S., Nguyen-Van-Tam J The role of transport and transport nodes in the spread of influenza and coronaviruses: a systematic review. Journal of Travel Medicine, 2016, vol. 23 (1), tav002. Available at: https://doi.org/10.1093/jtm/tav002.
6. Burkle Fm.Jr. Globalization and natural disasters: issues of public health, public capacity and political action. Journal of International Relations, 2006, no. 59 (2), pp. 231—265.
7. COVID-19. Meryi Pravitelstva po borbe s ko-ronavirusnoy infektsiey i podderzhke ekonomiki [COVID-19. Government measures to combat coro-navirus infection and support the economy]. Federalnoe agentstvo po turizmu. Ministerstvo ekonom-icheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii [Federal Agency for tourism. Ministry of economic development of the Russian Federation]. Available at: http:// government.ru/rugovclassifier/883/events/ (In Russ.).
8. COVID-19. Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins Uni. Available at: https://systems.jhu.edu.
9. Gossling S. Global environmental consequences of tourism. Global Environmental Change. Sci-enceDirect. Journals & Books, 2002, no. 12 (4), pp. 283—302. Available at: https://doi.org/10.1016/ S0959-3780(02)00044-4.
10. Gossling S., Fernandez S., Martin-Rios S., Pasamar Reyes S., Fointiat V., Isaac R.K., Lunde M. Restaurant tipping in Europe: a comparative assessment. Current Issues in Tourism, 2020. Available at: https://doi.org/10.1080/13683500.2020.1749244.
11. Gossling S., Ring A., Dwyer L., Andersson A.-C., Hall M. Optimizing or maximizing growth? A chal-
lenge for sustainable tourism. Journal of Sustainable Tourism, 2016, no. 24 (4), pp. 527—548. Available at: https://doi.org/10.1080/09669582.2015.1085869.
12. Fauci A.S., Morens D.M. The perpetual challenge of infectious diseases. New England Journal of Medicine, 2012, no. 366 (5), pp. 454—461. Available at: https://doi.org/10.1056/NEJMra1108296.
13. Hall C.M. Constructing sustainable tourism development: The 2030 agenda and the managerial ecology of sustainable tourism. Journal of Sustainable Tourism, 2016, no. 27 (7), pp. 1044—1060. Available at: https://doi.org/10.1080/09669582.201 8.1560456
14. Hall C.M. Constructing sustainable tourism development: The 2030 agenda and the managerial ecology of sustainable tourism. Journal of Sustainable Tourism, 2020, pp. 114—125. Available at: htt-ps://doi.org/10.1080/09669582.2018.1560456.
15. Hall C.M. Travel Safety, Terrorism and the Media: The Significance of the Issue-Attention Cycle. Current Issues in Tourism, 2002, no. 5 (5), pp. 458—466. Available at: https://doi. org/10.1080/13683500208667935.
16. Hall C.M. Tourism, biodiversity and global environmental change. Tourism and global environmental change: Ecological, economic, social and political interrelationships. London, New York, 2006. pp. 142—156.
17. Global surveys of consumer sentiment during the coronavirus crisis. McKinsey and Company. Available at: https://www.mckinsey.com/business-functions/marketing-and-sales/our-insights/global-surveys-of-consumer-sentiment-during-the-corona-virus-crisis.
18. Lund S., Ellingrud K., Hancock B., Manyi-ka J., Dua A. Lives and livelihoods: Assessing the near-term impact of COVID-19 on US workers. Up to one-third of US jobs may be vulnerable — and more than 80 percent are held by low-income workers. McKinsey and Company. Available at: https:// www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-in-sights/lives-and-livelihoods-assessing-the-near-term-impact-of-covid-19-on-us-workers?
19. Page S., Yeoman I. How VisitScotland prepared for a flu pandemic. Journal of Business Continuity & Emergency Planning, 2007, no. 1 (2), pp. 167—182.
20. People, pathogens and our planet. The economics of One Health, 2012, no. 6, p. 265.
21. Scott D., Gossling S. What could the next 40 years hold for global tourism? Tourism Recreation Research, 2015, no. 40 (3), pp 269—285. Available at: https://doi.org/10.1080/02508281.2015.1075739.