6. Data from the annual study of the World Tourism and Travel Council (WTTC) with the participation of Ox-ford Economics experts for 2019.
7. Information based on the publication of the World Tourism Organization (UNWTO). World Tourism Barometer. Volume 18 Issue 5 August/September 2020.
8. Russia - according to the balance of payments of the Bank of Russia (estimate of the second quarter of2020).
9. According to Eurostat.
10. YONHAP NEWS AGENCY https://en.yna.co.kr/index.
11. Transmedia South Korean company CNA https://www.channelnewsasia.com.
12. Nasdaq Portal https://www.nasdaq.com/.
13. Euro Weekly News Agency https://www.euroweeklynews.com.
14. LaVanguardia news Portal http://www.lavanguardia.com/.
15. Materials of the Directorate of International and Regional Cooperation of the Roscongress Foundation "Review of economic measures applied by countries in the context of the spread of Covid-19".
16. The impact of the COVID-19 pandemic on the tourism sector in the Russian Federation: the current situation and prospects for recovery, the results of a survey of market participants, KPMG in Russia and the CIS, December 2020. kpmg.ru.
17. Travel & Tourism Competitiveness Index / / World Economic Forum [Electronic resource]. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2019/rankings/.
18. The Strategy of tourism development of the Russian Federation for the period up to 2035, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129-R. S. 10 of September 20, 2019 // The Government of Russia [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/37906/.
19. The strategy of tourism development of the Russian Federation for the period up to 2035, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129-R. S. 22 of September 20, 2019 // The Government of Russia [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/37906/.
20. Analytical Center under the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://ac.gov.ru/news/page/vnutrennij-turizm-mozet-stat-novoj-nacionalnoj-ideej-26874
21. Analytical Center under the Government of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://ac.gov.ru/news/page/pandemia-covid-19-sposobstvovala-razvitiu-traveltech-26910.
22. The official website of the Government of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://government.ru/news/42093/.
DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11219
С.Б. Джимова - аспирант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», [email protected],
S.B. Dzhimova - Postgraduate Student, Kuban State Technological University.
АНАЛИЗ ДЕЙСТУЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ ANALYSIS OF THE CURRENT ORGANIZATIONAL MECHANISM OF STATE REGULATION OF TOURISM COMPLEX OF THE REPUBLIC OF ADYGEA
Аннотация. В данной статье автором рассматривается действующий организационный механизм регулирования туристическим комплексом Республики Адыгея, а также система законов, законодательных положений, норм, регламентов и совокупность других регулирующих правовых положений. На основе Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года сформулирована основная цель развития туризма в Российской Федерации. Обозначены основные моменты государственного регулирования туристической отрасли: упорядочение отношений регионов и центра по поводу объектов государственной собственности; территориальная организация использования природных ресурсов; федерально-региональное разделение финансов. Рассмотрен организационный механизм реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 годы)».
Abstract. In this article, the author examines the current organizational mechanism for regulating the tourist complex of the Republic of Adygea, as well as the system of laws, legislative provisions, norms, regulations and a set of other regulatory legal provisions. Based on the Strategy of Tourism Development in the Russian Federation for the p e-riod up to 2035, the main goal of tourism development in the Russian Federation is formulated. The main points of state regulation of the tourism industry are outlined: the regulation of relations between the regions and the center regarding state-owned objects; territorial organization of the use of natural resources; federal-regional division of finance. The organizational mechanism of the implementation of the Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)" is considered.
Ключевые слова: федеральная целевая программа, государственная программа, нормативно-правовое обеспечение, стратегия развития туризма, стратегическое планирование, стратегическое планирование, государственная политика, туристская инфраструктура, организационный механизм.
Keywords: federal target program, state program, regulatory and legal support, tourism development strategy, strategic planning, strategic planning, state policy, tourist infrastructure, organizational mechanism.
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма. В 2019 г. в Российской Федерации была принята «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», в которой изложены основные направления работы туристской сферы. В соответствии с общими положениями Стратегии, государственная поддержка туристской инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ, предусматривающих комплексное развитие российских регионов с учетом неравномерности распределения туристских ресурсов, различного уровня развития туристской инфраструктуры, кадрового потенциала и возможности формирования новых туристских центров. Стратегия базируется следующих приоритетах устойчивого развития. Прежде всего, одним из наиболее значимым принципом является повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения. Также, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал будет достигаться экономический рост, который приведет к развитию науки, современных технологий, улучшит качество образования, здравоохранения и культуры, которые должны развиваться путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства.
За счет сбалансированного потребления и развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны будет внедрено рациональное природопользование. Конечным результатом развития Стратегии можно будет считать достижение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства, которые будут укреплены на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства. Перед данной стратегией прежде всего стоят задачи по закреплению и удержанию достигнутых результатов, а также переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм. Другой немаловажной задачей стратегии является привлечение иностранных туристов, которые позволят увеличить объем туристического потока. Кроме того, одной из первоочередных задач развития стратегии является реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении населения, а также обеспечение роста качества жизни населения. Стратегия является принадлежащей частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года и взаимодействует с задачами государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2020 -2035 годы, а также продолжает реализацию ранее запланированных мероприятий в сфере туризма.
Современный этап стратегического планирования развития туризма направлен на закрепление результатов, достигнутых ранее. Таким образом, цель развития туризма в РФ на период до 2035 года - комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации. Основными содержательными моментами государственного регулирования в условиях рынка являются: упорядочение отношений регионов и центра по поводу объектов государственной собственности; территориальная организация использования природных ресурсов; федерально-региональное разделение финансов. Успех развития туризма напрямую зависит от уровня государственной поддержки этой отрасли.
Система законов, законодательных положений, норм, регламентов и совокупность других регулирующих правовых положений - основа формирования общегосударственной концепции развития туризма. На сегодняшний день нормативно - правовая база, регулирующая деятельность туристической отрасли представлена следующими актами.
Таблица 1 - Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования туристического комплекса в Республике Адыгея
Наименование нормативно-правового акта Основные полномочия Основные результаты
1 2 3
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ; - регулирует отношения, возникающие - при реализации прав граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий - усилена степень защиты прав потребителей; - предметом правового регулирования является туроператорская и турагент-ская деятельность требование о финансовых гарантиях применены только к туроператорам. Для турагентов требование о финансовых гарантиях -отсутствует. - отсутствует понятие внутренний туризм, туристический кластер
Федеральный закон от 9 марта 2021 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.1 и 3.3 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - местные органы власти могут разрабатывать муниципальные программы развития туризма, а также наделены полномочиями по разработке, утверждению и реализации муниципальных программ развития туризма. -органы государственной власти Российской Федерации утверждают методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ развития туризма. -бполномочия по разработке муниципальных программ развития туризма передана органам местного самоуправления переданы местным органам исполнительной власти. Это позволяет стимулировать развитие туризма на локальном уровне.
Продолжение таблицы
1 2 3
Распоряжение Главы Республики Адыгея от 11 декабря 2014 г. №254-рг «Об инвестиционной стратегии Республики Адыгея до 2025 года» - инвестиционная стратегия Республики Адыгея до 2025 года предусматривает систему целей, задач и приоритетов инвестиционной политики Республики Адыгея, способствующих достижению долгосрочных стратегических целей, формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению ресурсов для реализации инвестиционных проектов - отсутствует выделенное направление инвестиционной стратегии по развитию туристического комплекса Республики Адыгея
Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 ноября 2019 г. № 281 «О государственной программе Республики Адыгея «Развитие туризма» - определены приоритеты и цели развития государственной политики в сфере развития туризма; - определен перечень и характеристика основных мероприятий государственной программы Республики Адыгея «Развитие туризма» - использование механизмов государственно-частного партнерства в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально -частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; - применение заключения концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
Закон Республики Адыгея от 8 июля 2019 г. № 252 «О полномочиях органов государственной власти Республики Адыгея в сфере развития туризма» - в компетенцию Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в сфере развития туризма входит принятие республиканских законов по соответствующим вопросам и контроль за их исполнением; - Кабинет Министров осуществляет решение следующих вопросов по определению основных задач и приоритетных направлений развития туризма в регионе; - уполномоченный орган решает такие вопросы, как принятие мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма; содействие в продвижении регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках и др. - разграничены полномочия органов государственной власти Республики Адыгея в сфере развития туризма
Указ Президента Республики Адыгея от 28 марта 2007 г. № 119 «О Координационном совете при Главе Республики Адыгея по развитию туризма и курортов» - в полномочия Координационного совета по развитию туризма и курортов входит: - анализ важнейших проблем развития туристской и санаторно-курортной отрасли и выработка предложений по их решению; - подготовка предложений Главе Республики Адыгея по совершенствованию инфраструктуры, освоению новых форм и механизмов поддержки и развития туристской и санаторно-курортной отрасли; - анализ рынка туристских услуг и экономической эффективности отрасли; - подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере туризма и курортов; - организация проведения экспертно-аналитических работ по осуществлению экономических и структурных преобразований в туристской и санаторно-курортной отрасли, анализ предложений органов местного самоуправления по формированию и развитию на их территории индустрии курортов и туризма, инвестиционных проектов; - изучение отечественного и зарубежного опыта по организации туристской и курортной индустрии; - подготовка предложений для исполнительных органов государственной власти региона по реализации Стратегии развития туризма в РФ - образован Координационный совет по развитию туризма и курортов
На основе названных нормативно - правовых актах строится и формируется действующий организационный механизм регулирования туристическим комплексом Республики Адыгея, который представлен на рисунке 1.
Как видно из рисунка 1 органами - регуляторами туристического комплекса в субъекте Российской Федерации являются федеральные органы исполнительной власти в сфере туризма, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Указом Президента Республики Адыгея от 28 марта 2007 г. №119 «О Координационном совете при Главе Республики Адыгея по развитию туризма и курортов» создан Координационный совет.
Республика Адыгея инициативно участвует в Координационном совете федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 годы)».
В совете взаимодействуют Федеральное агентство по туризму, Департамент туризма и региональной политики Министерства культуры РФ, а также региональные исполнительные органы в сфере туризма (в лице глав и заместителей глав этих органов исполнительной власти).
При анализе текущей ситуации развития экономики Республики Адыгея, мировых и российских тенденций, направлений инвестиционного развития можно выделить две группы: главная и поддерживающая.
В главную группу включены направления, которые станут новыми точками развития экономики Республики Адыгея, в которую включен санаторно - курортный кластер.
Поддерживающая группа сформирована из направлений, без которых реализация направлений главной группы невозможна.
В настоящее время в Республике Адыгея уже наработан определенный механизм государственного регулирования и поддержки деятельности организаций сферы туризма. Государство и Комитет по туризму Республики Адыгея разрабатывают стратегии развития, меры стимулирования, программы поддержки субъектов туристской индустрии.
Кроме Стратегии, в России муниципальными и региональными органами власти разрабатываются и принимаются специальные среднесрочные и долгосрочные программы развития туризма.
Население региона (местные жители)
Рисунок 1 - Действующий организационный механизм регулирования туристическим комплексом Республики Адыгея (разработано автором)
Одним из перспективных государственных действий стало принятие Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» (рисунок 2).
Целью программы является создание всех условий для эффективного развития сферы туризма России с увеличением вклада отрасли в ВВП более чем на 70 % к концу 2025 г.
В числе ключевых задач поставлено комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров по приоритетным видам туризма, а также стимулирование предпринимательских и общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки. Одним из наиболее приоритетных задач являются создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристской отрасли.
Программой был определен общий объем финансирования - 332 млрд руб., в том числе: 96 млрд руб. -из средств федерального бюджета, 25 млрд руб. - из средств региональных бюджетов, 211 млрд руб. - внебюджетные средства (привлеченные инвестиции).
Целью Программы является повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, удовлетворение потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Программа предусматривает субсидирование ставок процентов по кредитам и займам для объектов ту-ристско-рекреационного использования с длительным периодом окупаемости, развитие системы кадровой подготовки в сфере туризма, поддержка проектов по созданию туристских кластеров в субъектах РФ, снижение кредитов для участников государственно-частного партнерства, организация и проведение выставок, проведение работ по внедрению инновационных технологий и по продвижению туристского продукта РФ на мировом и внутреннем рынках.
Рисунок 2 - Организационный механизм реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 годы) [разработано автором]
Несмотря на то, что в Законе о туристской деятельности в качестве приоритетного направления обозначена государственная поддержка и развитие внутреннего, въездного туризма, существующие методы не приводят к прогрессивным результатам, в связи с отсутствием четких механизмов реализации поставленных задач, отсутствием контроля над ходом реализации программ, над распределением и освоением финансовых ресурсов.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019-2025 года)» в Республике Адыгея реализуется Государственная программа «Развитие туризма».
В рамках данной ФЦП Ростуризм проводит конкурсы на софинансирование за счёт средств федерального бюджета региональных туристских проектов.
Основными приоритетами и целями государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:
1) комплексное развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;
2) создание всесезонного центра активного, экологического, познавательного, событийного, лечебно -оздоровительного туризма, детского, молодежного и семейного отдыха.
В рамках государственной программы «Развитие туризма» в Республике Адыгея за счет средств федерального бюджета проводятся мероприятия по улучшению туристической инфраструктуры.
Основные мероприятия, проводимые в целях реализации подпрограммы «Развитие туристской инфраструктуры и обеспечивающей инфраструктуры туризма» направлены на развитие транспортного сообщения и направлены на: повышение уровня транспортной доступности ключевых рекреационных территорий Республики Адыгея.
Реализация мероприятий осуществляется путем предоставления субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Адыгея (строительство автомобильных дорог Гузерипль - плато Лаго-Наки).
Кроме того, в рамках вышеуказанной подпрограммы ведутся работы по развитию газотранспортной инфраструктуры в горной части Майкопского района. Источником средств являются бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объект капитального строительства государственной собственности Республики Адыгея - строительство инженерной инфраструктуры для туристского кластера Республики Адыгея. Также в рамках подпрограммы осуществляются мероприятия по формированию и продвижению инвестиционных предложений, направленных на создание туристских объектов и развитие инфраструктуры в Республике Адыгея. В рамках подпрограммы осуществляется создание бальнеологических курортов, термальных комплексов и SPA центров, строительство водопровода в станице Дагестастанской, Майкопского района, создание туристской и сопутствующей инфраструктуры (средств размещения, объектов досуга и развлечения) подготовка и формирование земельных, уточнение границ водоохранной зоны, исследование антропогенной нагрузки, радиологические исследования и другие).
Одним из наиболее перспективных направлений развития туристической отрасли является создание и развитие конкурентоспособного горнолыжного курорта «Лаго-Наки». Реализация проекта направлена осуществляется по направлениям, позволяющим осуществить подготовку и формирование земельного участка под строительство горнолыжного курорта «Лаго-Наки», а также строительство обеспечивающей инфраструктуры.
В рамках реализации подпрограммы «Продвижение туристского продукта Республики Адыгея» проводятся мероприятия по проведению событийных мероприятий и продвижению туристских продуктов.
Для этого в республике организовываются спортивные, туристские мероприятия, проводятся различные приуроченные праздники, выставки, ярмарки, а также мероприятия, направленные на популяризацию традиций и культуры.
Привлечение средств внебюджетных источников будет осуществляться в рамках проводимой в Республике Адыгея государственной инвестиционной политики посредством:
1) использования механизмов государственно-частного партнерства в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2) заключения концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115 - ФЗ «О концессионных соглашениях».
В целом, взаимоотношения федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации носят относительно стабильный и широкий характер:
- осуществляется реализация совместных проектов в рамках ФЦП;
- осуществляется поддержка со стороны Ростуризма предложенных инициатив республики в области продвижения российского турпродукта;
- прилагаются совместные усилия по созданию и наполнению туристских информационных систем;
- организовано взаимодействие по направлению учёта в сфере туризма.
Источники:
1. Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru (Дата обращения: 07.12.2020).
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20сентября 2020 года №2129.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года // RL:https://base.garant.ra/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Дата обращения 21.04.2021.
4. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2018 г. № 514. «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности». // http://www.kremlin.ru. Президент РФ (14 сентября 2018 года). Дата обращения 21.04.2021.
5. Указ Президента Российской Федерации от 18.11.2004 г. № 1453. О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту. http://www.kremlin.ru. Президент РФ (18 ноября 2004 года). Дата обращения 17.10.2020.
6. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.2002 г. № 439. О Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и спорту. http://www.kremlin.ru. Президент РФ (29.04.2002). Дата обращения 13.10.2019.
7. Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; ответственный редактор В. П. Нехорошков. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 205 с.
8. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)», утв. Распоряжением Правительства РФ от 05 мая 2018 года № 872-р. // URL:https://www.garantru/products/ipo/piime/doc/56662025/. Дата обращения 21.04.2021.
9. Формирование моделей устойчивого развития туризма на региональном уровне: монография / [В.Г. Гуляев и др.]; под общ. ред. В.Г. Гуляева; Российская международная академия туризма. - М.: Университетская книга, 2016. - 407 с.
10. Шорохов С. В. Концессионное соглашение как форма публичного управления: сравнительно-правовое исследование: автореферат дисс. канд. юр. наук: 12.00.14 / Шорохов С. В. - Москва, 2009. - 221 с. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/kontsessionnoe-soglashenie-kak-forma-publichnogo-upravleniya-sravnitelno-pravovoe-issledovan (дата обращения 11.05.2021).
11. Шохин С. О. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства с участием малого и среднего бизнеса / С. О. Шохин // Юридический мир. 2013. № 12. С. 43-45.
References:
1. The official website of the Federal Agency for Tourism of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.russiatourism.ru (Accessed: 07.12.2020).
2. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035, approved. By the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2129.
3. 3 of September 20, 2020. The Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2025 / / RL:https: / / base.garant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Accessed 21.04.2021.
4. Decree of the President of the Russian Federation No. 514 of 14.09.2018. "On some issues of improving public administration in the field of tourism and tourist activity". // http://www.kremlin.ru. The President of the Russian Federation (September 14, 2018). Date of appeal 21.04.2021.
5. Decree of the President of the Russian Federation No. 1453 of 18.11.2004. About the Federal Agency for Tourism and the Federal Agency for Physical Culture and Sports. http://www.kremlin.ru. The President of the Russian Federation (November 18, 2004). Accessed 17.10.2020.
6. Decree of the President of the Russian Federation No. 439 of 29.04.2002. About the State Committee of the Russian Federation for Physical Culture and Sport. http://www.kremlin.ru. The President of the Russian Federation (29.04.2002). Accessed 13.10.2019.
7. Fedeneva, I. N. Organization of the tourist industry: a textbook for secondary vocational education / I. N. Fedeneva, V. P. Nekhoroshkov, L. K. Komarova; executive editor V. P. Nekhoroshkov - - 2nd ed., reprint. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 205 p.
8. The Federal target Program " Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)", approved by By Order of the Government of the Russian Federation No. 872-r of May 05, 2018. / / URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/. Accessed 21.04.2021.
9. Formation of models of sustainable tourism development at the regional level: monograph / [V. G. Gulyaev et al.]; under the general editorship of V. G. Gulyaev; Russian International Academy of Tourism. - M.: University Book, 2016. - 407 p.
10. Shorokhov S. V. Concession agreement as a form of public administration: comparative legal research: abstract of dissertation of the Candidate of Legal Sciences: 12.00.14 / S. V. Shorokhov-Moscow, 2009.-221p - [Electron icresource]. - Accessmode: http://www.dissercat.com/content/kontsessionnoe-soglashenie-kak-forma-publichnogo-upravleniya-sravnitelno-pravovoe-issledovan (accessed 11.05.2021).
11. Shokhin S. O. Legal support of public-private partnership with the participation of small and medium-sized businesses / S. O. Shokhin / / Legal World. 2013. No. 12. pp. 43-45.