Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
391
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития туризма / туристская отрасль / цели развития в туризме / задачи развития туризма / принципы развития туризма / конкурентоспособность туристическог о продукта / направления государственного регулирования / tourism development strategy / tourism industry / development goals in tourism / tourism development objectives / tourism development principles / competitiveness of a tourism product / directions of state regulation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — С.Б. Джимова

В данной статье автором рассматривается обоснование основных направлений государственного регулирования развития туристического комплекса региона. Обозначены ключевые стратегические цели и задачи развития туризма в Республике Адыгея, а также меры по развитию туристской инфраструктуры. В статье систематизированы и обобщены основные направления и целевые ориентиры, по которым будет осуществляться развитие туристического комплекса региона в краткосрочной перспективе. Предложены мероприятия по совершенствованию системы государственного управления в сфере туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF REGULATION OF THE TOURIST COMPLEX OF THE REPUBLIC OF ADYGEYA

In this article, the author examines the substantiation of the main directions of state regulation of the development of the tourist complex of the region. Denoted key strategic goals and objectives of tourism development in the Republic of Adygea, as well as measures for the development of tourism infrastructure. The article systematizes and summarizes the main directions and targets, according to which the development of the tourist complex of the region will be carried out in the short term. Measures are proposed to improve the system of public administration in the field of tourism in the region.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ»

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11135

С.Б. Джимова - аспирант, Кубанский государственный технологический университет, sdzhimova2610@mail.ru,

S.B. Dzhimova - postgraduate Studen t, Kuban State Technological University, sdzhimova2610@mail.ru.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

MAIN DIRECTIONS OF REGULATION OF THE TOURIST COMPLEX OF THE REPUBLIC OF ADYGEYA

Аннотация. В данной статье автором рассматривается обоснование основных направлений государственного регулирования развития туристического комплекса региона. Обозначены ключевые стратегические цели и задачи развития туризма в Республике Адыгея, а также меры по развитию туристской инфраструктуры. В статье систематизированы и обобщены основные направления и целевые ориентиры, по которым будет осуществляться развитие туристического комплекса региона в краткосрочной перспективе. Предложены мероприятия по совершенствованию системы государственного управления в сфере туризма в регионе.

Abstract. In this article, the author examines the substantiation of the main directions of state regulation of the development ofthe tourist complex of the region. Denoted key strategic goals and objectives oftourism development in the Republic of Adygea, as well as measures for the development of tourism infrastructure. The article systematizes and summarizes the main directions and targets, according to which the development ofthe tourist complex of the region will be carried out in the short term. Measures are proposed to improve the system of public administration in the field of tourism in the region.

Ключевые слова: стратегия развития туризма, туристская отрасль, цели развития в туризме, задачи развития туризма, принципы развития туризма, конкурентоспособность туристического продукта, направления государственного регулирования.

Keywords: tourism development strategy, tourism industry, development goals in tourism, tourism development objectives, tourism development principles, competitiveness of a tourism product, directio ns of state regulation.

В 2019 г. в Российской Федерации была принята «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года», в которой изложены основные направления регулирования туристской сферы.

Стратегия является частью Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года.

Комплекс мер, которые содержит Стратегия, в целом будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. В частности, для повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым при строительстве объектов туристской инфраструктуры. Данная мера может быть признана приоритетной на долгосрочный период развития туристической отрасли.

Кроме того, Стратегия развития туризма до 2035 года направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счет создания и развития туристских территорий, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристического продукта на внутреннем и международных рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан [1].

Республика Адыгея обладает значительным потенциалом для развития туризма и индустрии гостеприимства.

Ключевыми проблемами развития туристического комплекса являются отсутствие яркого комплексного туристического бренда территории, недостаточная информированность граждан России и иностранных граждан о туристическихвозможностях региона, недостаточная конкурентоспособность турпродукта и низкий уровень сервиса, высокая доля неорганизованного туристского сектора, несогласованность усилий региональных органов исполнительной власти при разработке и реализации программ развития, нехватка квалифицированных кадров, наличие ограничений природоохранного характера развития туристической инфраструктуры, отсутствие единого удобного и информативного туристского информационного ресурса, недостаточно развитая транспортная инфраструктура (отсутствие прямого авиа - и железнодорожного сообщения с крупными городами и транспортными узлами России).

Несмотря на значительный туристический потенциал, в республике отсутствуют реальные масштабные инвестиционные проекты в сфере развития туризма, которые в полной мере смогли бы раскрыть потенциал региона. Тем не менее, благодаря государственной политике, проводимой в регионе на протяжении последних лет и направленной на снятие инфраструктурных ограничений, сегодня в Республике Адыгея создана основа для разработки, продвижения и успешной реализации таких проектов [2].

Современный этап стратегического развития туризма направлен на закрепление результатов, достигнутых ранее, а также на преодоление негативных тенденций и проблем.

Особое место, как известно, в решении этих проблем занимают регионы.

На рисунке 1 показаны ключевые стратегические цели и задачи развития туристической отрасли в Республике Адыгея.

Рисунок 1 - Ключевые стратегические цели и задачи развития туризма в Республике Адыгея [разработано автором]

Целевое видение развития туристического комплекса Республики Адыгея в соответствии со стратегическими целями в краткосрочной перспективе будет включать следующие характеристики и направления развития отрасли.

Наиболее оптимальным вариантом дальнейшего развития туристической отрасли в Республике Адыгея является комплексный системный подход, включающий меры институционального, экономического, организационного, экологического и социального характера.

Как показано на рисунке 1, основными целями развития в регионе могут быть выделены следующие. Комплексное развитие туристической отрасли в регионе за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем рынке, позволит реализовать инициативы по созданию возможностей для увеличения доли туризма в социально -экономическом развитии региона, а также даст ряд возможностей для ускорения развития отрасли.

Формирование доступной и комфортной туристской среды в регионе позволит повысить качество и увеличить конкурентоспособность туристического продукта республики на внутреннем рынке региона.

Также серьезного внимания требуют вопросы формирования комфортной информационной туристской среды в регионе и за его пределами, для решения которых целесообразно разработать единый подход к информационной работе с туристами, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации, создать в регионе информационные центры для разработки стандартов и повышения качества обслуживания туристов.

Кроме того, следует создать банк информационных материалов по туристским ресурсам региона и обеспечить доступ к нему потенциальных туристов. Решению этой задачи будет способствовать централизация

усилий по продвижению туристских ресурсов регионов Российской Федерации путем расширения функционального содержания национального туристского портала в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», который должен объединять функции средства массовой информации в сфере внутреннего и въездного туризма, архива информационных материалов, национальной системы бронирования туристских услуг, социальной сети, инструмента мониторинга, сбора и анализа данных о потребительском спросе на туристские услуги и отзывов об их качестве, образовательного и культурно -развлекательного ресурса.

Не менее актуальными остаются вопросы развития транспортной инфраструктуры, обустройства дорог и дорожной инфраструктуры, организации движения туристских автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса. Также наибо льший потенциал роста на внутреннем рынке сегодня имеет самодеятельный автотуризм, чему немало способствуют увеличение количества автомобилей на душу населения, обустройство автотуристских кластеров на ключевых трассах федерального значения, развитие сети придорожных гостиниц.

Однако остаются нерешенными вопросы обеспечения безопасности туристов на маршруте, а также информированности населения о существующих туристских маршрутах и местах туристского показа, возможностях организации питания и ночлега по пути. Несмотря на указанные проблемы, автомобильный туризм можно считать наиболее перспективным для организации путешествий внутри домашнего региона или в соседние регионы.

Не менее важно уделять достаточное внимание состоянию и уровню комфортности транспортных средств, используемых для перевозки туристов. Периодическое обновление подвижного состава, модернизация средств транспорта, мероприятия по контролю их технического состояния закладывают условия для безопасной организации туризма. Сегодня следует говорить о высоком уровне износа не только железнодорожных вагонов, самолетов на внутренних авиалиниях, речных судов, туристских автобусов, но и об устаревании развлекательных объектов (аттракционы, оборудование парков культуры и отдыха). То же можно сказать о состоянии фуникулеров, канатных дорог, пристаней, вокзалов и автостанций.

Современное состояние гостиничной базы заметно улучшилось за последние 5 лет, появились новые предприятия размещения, в том числе различного класса обслуживания. Однако все еще ощущается нехватка средств размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающих стандартизированный набор услуг. Увеличение емкости номерного фонда данного типа становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма.

Решение этого вопроса может быть достигнуто путем стимулирования предпринимательской активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Частная инициатива в сфере гостеприимства (мини -гостиницы, мини-отели, хостелы, гостевые дома) позволяет заметно увеличить емкость средств размещения.

Однако неконтролируемое строительство частных гостиниц способно не только перегрузить коммунальную и туристскую инфраструктуру, но привести к утрате исторического облика курорта, снижению его привлекательности для туристов. Поэтому, наряду с мерами по стимулированию предпринимательской инициативы местныхжителей, необходимо предусматривать в градостроительной политике потенциал роста частных гостиниц, учитывать его при разработке программ развития коммунальных сетей, регулировать уровень качества услуг и при необходимости нормировать объем туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.

Следует стремиться к развитию национальных гостиничных сетей как наиболее перспективного способа создания средств размещения требуемого уровня качества и эффективного источника формирования стандартов обслуживания, являющихся визитной карточкой Российской Федерации и ее регионов.

Соответственно, необходимо разработать меры по развитию туристской инфраструктуры за счет стимулирования предпринимательской инициативы населения малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Особенно это направление деятельности важно в условиях острой нехватки рабочих мест в малых городах и сельской местности и вынужденной урбанизации населения региона.

Кроме того, при планировании и реализации проектов развития туристской инфраструктуры следует учитывать задачу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из наиболее приоритетных направлений развития туристической отрасли в регионе является усиление социальной роли туризма, в том числе, развитие социального, лечебно -оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма.

Другим не менее важным направлением развития туристической отрасли в регионе можно считать необходимость совершенствования системы управления и статистического учета в сфере туризм. С учетом значительной доли неорганизованного туристского сектора, официальная статистика не позволяет на систематической основе объективно оценивать объем туристского потока и его вклад в экономику региона.

На республиканском уровне необходимо проведение работы по совершенствованию инвестиционного законодательства, которое будет регулировать предоставление инвесторам разнообразных льгот и преференций, как финансового, так и нефинансового характера. Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов должна осуществляться по приоритетным направлениям развития туристического комплекса с применением ГЧП и МЧП.

Выполнение поставленных стратегических целей в регионе требует решения следующего комплекса

задач.

Во -первых, это создание конкурентоспособного туристского продукта, включающего набор различных интересных предложений, как для летнего, так и для зимнего туристическихсезонов, который будет эффективно использовать имеющийся туристический потенциал всех ключевых возможностей региона. Формирование межрегиональных туристических продуктов и развитие системы обслуживания «все включено» позволит обеспечить высокий уровень предоставляемых услуг.

Во -вторых, совершенствование нормативно -правового регулирования в сфере туризма, с учетом тенденций развития туристской отрасли, позволит упорядочить деятельность неорганизованного туристского сектора.

В-третьих, совершенствование системы управления в сфере туризма в регионе приведет к улучшению качества обслуживания туристов в соответствии с требованиями технических, нормативных и иных правовых актов.

При этом, основными показателями достижения цели развития туризма в Республике Адыгея можно считать увеличение спроса на туристский продукт, как со стороны россиян из других регионов, так и за счет переориентации части потребительского спроса с выездных туристских направлений на внутренние, развитие социального, делового, автомобильного, этнического, экологического и других видов туризма.

Основными принципами развития туризма в Республике Адыгея будут являться следующие.

Использование комплексного подхода к развитию туризма в регионе будет предполагать создание ряда условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта в регионе, конкурентоспособного на внутреннем рынке туристических услуг.

Инновационный характер развития туризма будет предполагать разработку инновационной системы, которая позволит обеспечить внедрение новых форматов обслуживания и сервиса, повысит эффективность продвижения регионального туристского продукта, а также будет способствовать созданию положительного имиджа региона.

Стимулирование предпринимательских инициатив участников туристского бизнеса, создание условий для роста количества малых предприятий. Наиболее эффективной мерой государственной поддержки туристической отрасли в регионе будет являться обеспечение поддержки малого бизнеса в сфере туризма через федеральные и региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которых предусмотрены мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Также необходимо проведение на системной основе информационной работы с предприятиями туристской направленности Республики Адыгея в части получения финансовой поддержки из федерального бюджета на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, субъектов сельского и экологического туризма.

На сегодняшний день в Республике Адыгея выявлен ряд факторов и негативных моментов в осуществлении процесса управления развитием туристическим комплексом, в связи с чем, требуется вмешательство государства в части регулирования ряда направлений.

Несмотря на то, что объекты для развития въездного туризма в регионе уникальны и позволяют развивать различные формы активного туризма, существует большой ряд проблем, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг.

К наиболее значимым проблемам относятся как проблемы организационного характера, так и инфраструктурные ограничения: отставание темпов роста туристской, развлекательной, сервисной коммунальной и транспортной инфраструктуры от темпов роста спроса на туристские услуги, городской турпродукт не рассчитан на удержание туристов более чем на два-три дня, уровень туристских посещений в низкий сезон не соответствует имеющимся ресурсам региона в связи с неразвитой базой мотиваций привлечения тур истов, качество благоустройства территорий с высокой туристской привлекательностью не соответствует современным требованиям, что снижает эффективность использования другихтуристских ресурсов, не развита сеть предприятий общественного питания, сеть объектов развлечения, нет турфирм, участвующихв продвижении турпродуюа, недостаточно развита система рекламно -информационного обеспечения развития туризма, издание рекламных материалов.

Учитывая вышеизложенное, нами сделан вывод о том, что решение вопросов развития туризма в Республике Адыгея возможно только программными методами учитывая тот факт, что туризм - это сфера, в которой сопряжена деятельность субъектов различных отраслей экономики и социальной сферы.

На рисунке 2 обозначены основные направления совершенствования регулирования туристическим комплексом Республики Адыгея.

Отсутствие на сегодняшний момент законодательного закрепления разделения конкретных полномочий между федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Ро ссий-ской Федерации и органов местного самоуправления. В действующем федеральном законодательстве нет конкретизации полномочий (прав) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также необходима координация деятельности в сфере туризма между органами государственного управления, местными органами исполнительной власти Республики Адыгея, а также предприятиями туристического сектора.

Реализация кадровой политики путем подготовки и переподготовки кадров в регионе позволит снизить нехватку квалифицированных кадров в регионе. Необходимо проводить активную работу по повышению при-

влекательности профессий индустрии туризма, формированию практикоориентированных программ основного и дополнительного профессионального образования, вводить системы оценки и повышения квалификации персонала, что позволит обеспечивать индустрию туризма в регионе персоналом требуемого качества.

Направлениями по оказанию имущественной и неимущественной поддержки хозяйствующих субъектов являются утверждение льготного кредитования строительства туристических объектов, закрепление налоговых льгот в отношении ряда туристических предприятий, межотраслевая государственная поддержка инвестиционной и предпринимательской деятельности, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в форме микрозаймов.

Необходима активизация всех форм продвижения туристскихмаршрутов республики, в том числе организация туристских выставок на территории Республики Адыгея, участие в крупных российских и международных выставках, проведение презентаций туристских возможностей, рекламных кампаний в средствах массовой информации.

Рисунок 2 - Ключевые направления механизма регулирования туристического комплекса [разработано автором]

Республика Адыгея является одним из регионов, где с каждым годом увеличивается количество проклассифицированных объектов туриндустрии. Одной из важных составляющих конкурентоспособности отечественного туризма является состояние его инфраструктурной базы. Безусловно, основным инструментом для решения этой задачи является реализация мероприятий целевых программ.

Основными мероприятиями, направленными на решение выявленных проблем в туристической отрасли Республики Адыгея в краткосрочной перспективе в рамках реализации государственной программы Республики Адыгея «Развитие туризма» (на 2014-2021 годы)» будут являться обеспечение возможности использования в рекреационных целях части территории плато Лаго -Наки, находящегося в границах Кавказского государственного биосферного заповедника, реконструкция автомобильной дороги «Даховская» - плато «Лаго-Наки», снятие инфраструктурныхограничений путем рассмотрения возможности консолидации электросетевого комплекса ООО «Майкопская ТЭЦ» [5].

Совершенствование системы управления в сфере туризма в регионе должно осуществляться в следующих направлениях.

В качестве основного механизма реализации Стратегии следует рассматривать государственно -частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти всех уровней и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры, как самого слабого звена данной сферы.

Выполнение маркетинговых мероприятий позволит повысить эффективность использования туристских ресурсов и обеспечить высокое качество туристских услуг в регионе.

Реализация данных мероприятий позволит региону интегрироваться в российские туристско -информационные сети, повысить качество рекламно -информационного сопровождения туристского потенциала региона, сформировать представления о Республике Адыгея, как о территории привлекательной для туристов.

При успешном развитии сфера туризма в Республике Адыгея может стать одним из ключевых элементов, способствующихдостижению стратегических целей развития региона в целом, а также обеспечить занятость населения и улучшить качество жизни населения.

Источники

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2020 года № 2129-р. // URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/. Дата обращения 20.04.2021.

2. Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года. // URL: https://base.garant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Дата обращения 21.04.2021.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. № 644. «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». // http://government.ru Правительство РФ (2 августа 2011). Дата обращения 20.04.2021.

4. Сущность, структура и механизм управления туристско-рекреационным комплексом // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXIII межцунар. студ. науч.- практ. конф. №4 (23). //URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_sotial/4(23).pdf. Дата обращения 20.04.2021.

5. Концепция создания туристического кластера в Северо - Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. // www.ewnc.org/files/ksk/doc/tourist-conception-Aug-2011.pdf. Дата обращения 28.04.2021.

6. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 -2025 годы)», утв. Распоряжением Правительства РФ от 05 мая 2018 года № 872-р. // URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/. Дата обращения 21.04.2021.

7. Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 576с.

8. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2018 г. № 514. «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности». // http://www.kremlin.ru. Президент РФ (14 сентября 2018 года). Дата обращения 21.04.2021.

References

1. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035, approved. Resolution of the Government of the Russian Federation dated September 20, 2020 No. 2129-r. // URL: https: //www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/72661648/. Date of treatment 04/20/2021.

2. Strategy of socio-economic development of the Republic of Adygea until 2025. // URL: https: //base.gar-ant.ru/43636318/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Date of treatment 04/21/2021.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of 02.08.2011 No. 644. "'On the federal target program" Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018) ". // http://government.ru. Government of the Russian Federation (August 2, 2011). Date of treatment 04/20/2021.

4. Essence, structure and management mechanism of the tourist and recreational complex // Youth scientific forum: Social and economic sciences: electr. Sat. Art. by mat. XXIII int. stud. scientific - practical. conf. No. 4 (23). // URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(23).pdf. Date of treatment 04/20/2021.

5. The concept of creating a tourist cluster in the North Caucasian Federal District, Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. // www.ewnc.org/files/ksk/doc/tourist-conception-Aug-2011.pdf. Date of treatment 04/28/2021.

6. Federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019 - 2025)", approved. By order of the Government of the Russian Federation dated May 05, 2018 No. 872-r. // URL: https: //www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/56662025/. Date of treatment 04/21/2021.

7. Tourism management: Textbook / A.D. Chudnovsky - M .: Federal Agency for Tourism, 2014. - 576s.

8. Decree of the President of the Russian Federation of 14.09.2018, No. 514. "'On some issues of improving public administration in the field of tourism and tourist activities." // http://www.kremlin.ru. President of the Russian Federation (September 14, 2018). Date of treatment 04/21/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.