Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1933
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГ ДЕСТИНАЦИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Стокоз Валерия Юрьевна

Данная статья направлена на изучение туристического потенциала Амурской области. Туризм является одной из крупнейших отраслей экономики, в связи с чем появляется необходимость в расширении и совершенствовании данного сектора. В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года внутреннему туризму придается особое значение, для его развития необходимо расширять туристические кластеры на территории Российской Федерации, направленные на удовлетворение потребностей различных сегментов рынка. В то же время в соответствии с Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» перед туристической отраслью Российской Федерации поставлена задача - увеличить число турпоездок до 140 млн. в год, а число занятых в отрасли сотрудников до 5 млн чел. В статье рассматриваются основные особенности Амурского региона, туристическая инфраструктура и возможности регионального развития; определена роль маркетинга территорий для развития туризма, рассмотрены способы реализации стратегии управления туристическим имиджем региона; выявлены перспективные направления развития туризма в Амурской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TOURIST POTENTIAL OF THE AMUR REGION

This article is targeted at the research of prospects for future development of Amur region as the attractive tourist destination. Tourism is one of the largest sectors of the economy, therefore there is a need to further expand and improve this sector. The research is focused on the main features of the Amur region, its tourist infrastructure and opportunities. The paper defines the role of destination marketing for inbound tourism development and suggests various ways to elaborate the branding strategy of the region.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Перспективы развития туристического потенциала Амурской области Development of tourist potential of the Amur region

Стокоз В.Ю.1 V.Stokoz

Данная статья направлена на изучение туристического потенциала Амурской области. Туризм является одной из крупнейших отраслей экономики, в связи с чем появляется необходимость в расширении и совершенствовании данного сектора. В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года внутреннему туризму придается особое значение, для его развития необходимо расширять туристические кластеры на территории Российской Федерации, направленные на удовлетворение потребностей различных сегментов рынка. В то же время в соответствии с Национальным проектом «Туризм и индустрия гостеприимства» перед туристической отраслью Российской Федерации поставлена задача - увеличить число турпоездок до 140 млн. в год, а число занятых в отрасли сотрудников до 5 млн чел.

В статье рассматриваются основные особенности Амурского региона, туристическая инфраструктура и возможности регионального развития; определена роль маркетинга территорий для развития туризма, рассмотрены способы реализации стратегии управления туристическим имиджем региона; выявлены перспективные направления развития туризма в Амурской области.

this article is targeted at the research of prospects for future development of Amur region as the attractive tourist destination. Tourism is one of the largest sectors of the economy, therefore there is a need to further expand and improve this sector. The research is focused on the main features of the Amur region, its tourist infrastructure and opportunities. The paper defines the role of destination marketing for inbound tourism development and suggests various ways to elaborate the branding strategy of the region.

1 Научный руководитель: Тарасенко Э. В., к.э.н., доцент кафедра индустрии гостеприимства, туризма и спорта ФГБОУ РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: Амурская область, туристический потенциал, туризм, туристический поток, территориальный маркетинг, туристическая инфраструктура, туристическая привлекательность, маркетинг дестинаций.

Key words: Amur region, tourist potential, tourism, tourist flow, destination marketing, tourist infrastructure, tourist attractiveness.

Туризм является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики. Развитие туризма - значимый социально-экономический фактор, способствующий улучшению экономического благосостояния региона.

В соответствии со Стратегией развития туризма в РФ на период до 2035 года сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (54 млн. российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2017 году, против 32 млн. граждан в 2012 году») [17]. Необходимо отметить, что туристический потенциал некоторых регионов Российской Федерации недостаточно реализован. До настоящего времени основное внимание со стороны основных игроков туристического рынка, инвестиционных компаний уделялось преимущественно Центральному Федеральному округу и Северо-Западному Федеральному округу как центрам притяжения исторического туризма; а также Южному Федеральному округу на юге европейской части России как основному курортному региону страны. Таким образом, можно предположить, что происходит дифференциация регионов в зависимости от темпов развития туристического потенциала.

Несмотря на ориентацию на развитие западной (европейской) части РФ как центра туристического притяжения, другие регионы России обладают не меньшим туристическим потенциалом.

Актуальность статьи проявляется в необходимости развития туризма в различных регионах России для развития целостного подхода к развитию

внутреннего туризма и для повышения уровня привлекательности страны в целом как для российского туриста, так и для иностранного.

С целью изучения возможностей для повышения привлекательности выбранного нами для дальнейших исследований региона обратимся к теоретическим основам управления территориальным маркетингом. Согласно Панкрухину А.П., территориальный маркетинг - это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. В результате маркетинговой кампании, у целевой аудитории формируются определенные представления о территории, являющейся объектом данной кампании. В то же время по Ф. Котлеру [2]. любая территория подвержена внутренним циклам роста и упадка, а также может испытывать воздействия внешних сил, неконтролируемых элементов внешней среды. Ф. Котлер также утверждает, что любой процесс образования туристической привлекательности территории и стоимости в любой устойчивой территориальной единице имеет четыре основных маркетинговых этапа: гарантия поддержания предоставления основного набора услуг и поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии как для удовлетворения потребностей жителей региона, так и для туристов; развитие новых факторов привлекательности туристического региона c целью увеличения туристических потоков и инвестиций; разработка и внедрение программы маркетинговых коммуникаций и имиджа территории; получение поддержки со стороны местных жителей и энтузиастов, готовых выступать в качестве «носителей» имиджа бренда территории [2]. Эти этапы маркетинга влияют на успешность развития территории, в частности, на такие сегменты территориального развития как туризм и гостиничный бизнес, внешние инвестиции, новые жители, локальные производители товаров и услуг. По этой причине, роль маркетинга мест или территорий в процессе реализации проектов по развитию туризма велика.

Одним из регионов, имеющих немалый, но, однако, недостаточно реализованный туристический потенциал, является, по нашему мнению, Дальний Восток. Объектом исследования данной статьи выступает Дальневосточный федеральный регион, а именно Амурская область. Дифференциация регионов порождает необходимость формирования уникальных торговых преимуществ территорий, для дальнейшего развития которых необходимо создавать развитую инфраструктуру, формируя и позиционируя приоритетные направления развития [5]. Амурская область часто рассматривается как промышленный регион, тем не менее, при всем потенциале области, не стоит исключать ее туристическую привлекательность.

Цель данной работы - изучение туристического потенциала Амурской области. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

• Выявление особенностей Амурской области;

• Изучение туристской инфраструктуры региона;

• Анализ статистики туристических потоков;

• Изучение туристических возможностей региона.

Особенности Амурской области

Амурская область - дальневосточный регион, расположенный в юго-восточной части России. Особенностью данного региона является его пограничное положение: на юге область граничит с Китаем. Граница проходит по реке Амур, на левом берегу которой находится город Благовещенск (административный центр Амурской области), а на правом - Хэйхэ (городской округ провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики). Расстояние между городами составляет 750 метров [13].

Отличительная особенность природы Амурской области - ее контрастность. Для севера региона характерен холодный климат, преимущественно горный рельеф с таежной флорой и фауной, бурные горные

реки. На юге области климат более мягкий, здесь преобладают равнины, спокойные равнинные реки, озера.

На территории области находится 3 заповедника, 28 заказников и 1 национальный парк [9]. Такое количество особо охраняемых зон обосновывается уникальностью флоры и фауны региона, наличием на территории региона видов, занесенных в Красную книгу.

Туристская инфраструктура

Составляющими туристской инфраструктуры являются: транспортное сообщение, средства размещения, предприятия общественного питания, экскурсионные бюро, санаторно-курортные комплексы, историко-культурные достопримечательности. Иными словами, под туристской инфраструктурой понимается комплекс отраслей, прямо или косвенно связанных с индустрией туризма.

Транспортная система.

Амурская область обладает довольно развитой транспортной системой. Через территорию региона проходят такие железнодорожные пути как Транссибирская магистраль, Байкало-Амурская магистраль. Помимо этого, на территории области находится несколько аэропортов, один из которых имеют статус международного (г. Благовещенск). Так как область обладает немалой водной сетью, здесь имеются речные порты, большинство из которых внутреннего сообщения, однако также осуществляются международные перевозки с Китаем. Дорожная сеть области представлена преимущественно дорогами федерального значения, здесь проходит автомагистраль Москва-Владивосток.

В 2019 году был построен автомобильный мост, соединяющий Амурскую область с Китайской народной республикой. Его открытие планируется во второй половине 2021 года. Помимо этого, к 2022 году планируется построить первую в мире трансграничную канатную дорогу, связывающую Благовещенск и Хэйхэ [14].

Средства размещения.

В Амурской области находятся 172 объекта средств коллективного размещения (по данным ЕМИСС на 2019 год). В основном это независимые гостиницы и мотели. В регионе присутствует всего один сетевой отель -Mercure (сеть Accor), открывшийся в Благовещенске в январе 2020 года. Помимо этого, на территории области располагается несколько санаторно-курортных комплексов и баз отдыха.

Предприятия общественного питания.

Сфера общественного питания в Амурской области представлена на 2017 год 1493 объектами [11], в их числе рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные и др. В связи с географическими особенностями региона, преобладающей кухней является китайская.

Экскурсионные услуги.

Организацией экскурсий по региону занимаются местные туристические фирмы, разрабатывающие также и туристические маршруты по Китаю. Наиболее популярны экскурсии по историческим местам области, посещение заповедников, а также экскурсии на космодром «Восточный» и на Бурейскую ГЭС.

Историко-культурные достопримечательности.

К историко-культурным достопримечательностям Амурской области относятся памятники архитектуры, краеведческие музеи, древние поселения и постройки. В областном центре находятся памятники архитектуры, отреставрированные и функционирующие сегодня. Большинство из них было построено в начале XX века. Кроме этого, на территории области находятся несколько памятников археологии, древние поселения, городища и, более того, «Кладбище динозавров» - памятник федерального значения площадью 10 000 кв. м., место проведения палеонтологических раскопок, считающееся крупнейшим местонахождением останков динозавров.

с и

ЗАБАЙКАЛЬЕ

РЕСПУБЛИКА САХА [ЯКУТИЯ]

„I '■» Ш ^ЙСШ

/ой"

ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Рис. 1. Карта достопримечательностей Амурской области

Анализ показателей туристического потока

Туристический поток имеет три направления: въездной, выездной и внутренний. По данным Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье», в 2018 году прослеживается положительная динамика основных показателей отрасли туризма. Так, внутренний туристический поток составил 339,4 тыс. человек, что показывает рост относительно 2017 года 103%. Показатели выездного туризма равны 32,2 тыс. человек, что снова отмечается ростом к 2017 году - 110%. Въездной турпоток составил 103,8 тыс. человек, показав рост 108% относительно этого же показателя 2017 года.

Рассматривая показатели въездного потока в Амурскую область, стоит отметить, что основную долю среди иностранных туристов составляют туристы из КНР - 98% от общего количества иностранных гостей.

При анализе выездного турпотока, было выявлено, что основными заграничными направлениями являются Китай, Вьетнам и Таиланд. Среди российских направлений выездного потока из Амурской области, выделяют

Краснодарский край, республику Крым, Санкт-Петербург, Москву и Приморский край.

Туристические возможности Амурской области

В связи с особенностями географического положения, для Амурской области открываются широкие возможности к углублению внешнеэкономических связей с Китаем, вследствие чего происходит усиление процессов интеграции.

Сегодня Благовещенск и Хэйхэ называют «городами-близнецами» («twin-cities»). Такая форма взаимодействия характеризуется экономическим, социальным, демографическим выравниванием территорий, унификацией экономических и социальных практик [6]. Вследствие активного сотрудничества во всех сферах деятельности, Благовещенск и Хэйхэ образовали трансграничную агломерацию.

Рассматривая данную особенность с точки зрения перспектив развития туризма, следует сказать, что в результате трансграничной кооперации происходит циркуляция туристических потоков; «размытие» границ способствует упрощению доступа в пограничные регионы.

Взаимная заинтересованность сторон в сотрудничестве, подталкивает стороны к разработке и реализации проектов развития агломерации. На данный момент происходит работа над развитием туристско-рекреационного кластера «Амур», в связи с чем создаются новые туристические объекты, улучшается инфраструктура региона. Так, в Благовещенске строится туристско-рекреационная зона «Золотая миля», располагающаяся на набережной реки Амур. На территории данного участка планируется постройка отеля международного уровня, многофункционального городского центра со спортивным комплексом, а также пассажирского терминала канатной дороги [10].

С постройкой трансграничной канатной дороги и открытием

автомобильного моста, ожидается крупный поток туристов из Китая, что

формирует предпосылки к созданию на территории области игорной зоны,

80

появление которой могло бы спровоцировать привлечение дополнительных инвестиций в регион.

Рассматривая дополнительные возможности к развитию международного туризма, стоит отметить, что Амурская область, наряду с некоторыми российскими регионами, расположенными в регионе Северо -Восточной Азии, входит в состав Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии. Другими странами-членами данной ассоциации являются КНР, Япония, Южная Корея, Монголия и Корейская Народно-Демократическая Республика. Целью сотрудничества является внесение совместного вклада в развитие региона Северо-Восточной Азии, установление мира путём создания механизмов обмена и сотрудничества между региональными администрациями на основе принципов равноправия и взаимной выгоды [16]. Развитие туризма между данными регионами - один из вариантов укрепления международного сотрудничества, путем упрощения обмена туристическими потоками среди данных стран. Примером такого упрощения может стать безвизовый режим.

Для увеличения туристической привлекательности региона среди других стран или других регионов этой же страны, как уже упоминалось ранее, следует прибегнуть к маркетингу территорий. Для того, чтобы место интересовало различных стейкхолдеров, заинтересованных в развитии дестинации лиц, нужно создать правильный имидж посредством стратегического управления брендом региона. Зачастую именно восприятие и сложившееся мнение о месте будет превалирующим фактором при выборе дестинации. Согласно Ф. Котлеру, стратегическое управление имиджем - это непрекращающийся процесс изучения, какой имидж территории складывается у разных аудиторий, процесс выявления новых целевых сегментов, позиционирования достопримечательностей места таким образом, чтобы они поддерживали желаемый имидж, и распространение информации об этих достопримечательностях в целевых группах.

При условии разработки эффективной маркетинговой кампании Амурская область может стать объектом интереса не только зарубежных туристов, но и отечественных. Одним из вариантов распространения положительного имиджа региона является участие его представителей в международных форумах, выставках и конференциях. Так, Амурская область является участником ежегодного фестиваля «Дни Дальнего Востока» в Москве. Во время фестиваля представляется возможность познакомить потенциальных гостей региона с особенностями региона, сформировать определенный имидж в сознании целевой аудитории, узнать об текущем восприятии данного региона. Помимо этого, Амурская область является местом проведения собственной международной выставки-форума «АмурЭкспоФорум», являющейся центром притяжения участников из других регионов России, а также стран-партнеров.

Переходя к наиболее перспективным к развитию видам туризма, стоит

отметить культурно-познавательный туризм - изучение исторических

памятников, палеонтологических мест, посещение особо охраняемых

природных зон. Еще одним перспективным направлением может также стать

экологический туризм, поскольку регион обладает богатой флорой и фауной -

основополагающими факторами, определяющими его развитие. Возможно

развитие гастротуризма: вследствие своего географического положения,

немалое влияние на кухню региона оказывают азиатские страны. Поэтому

возможна разработка определенной гастрономической карты региона,

направленной на сочетание русской и азиатской кухни, уникальное для других

российских регионов. Данный вид туризма может привлекать туристов из

европейских регионов России, для которых важной составляющей

путешествия являются гастрономические впечатления, а также возможность

прикоснуться к другой (китайской) культуре, не пересекая государственных

границ. Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции

отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе

транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В то

82

же время культурные особенности отдельных этносов на фоне глобальных интеграционных процессов осознаются многими жителями многонациональной страны впервые, пробуждают интерес к исследованию нового, в частности, посредством путешествий.

Если рассматривать особенности географического положения, следует обратить внимание на перспективность развития транзитного туризма, где транзитным участком как для российских, так и для иностранных туристов, станет город Благовещенск.

В заключение стоит отметить, что туристический потенциал Амурской области довольно велик, однако для его реализации необходимо развивать туристическую инфраструктуру. Уникальной особенностью региона является приграничное положение с Китаем, что также можно рассматривать как основную предпосылку к развитию туристического комплекса. Данная особенность может привлекать как отечественных туристов, так и иностранных. Для повышения туристической привлекательности региона, помимо создания и совершенствования туристической инфраструктуры, важно применять маркетинговые методы стратегического управления имиджем. Достижение цели развития туристического потенциала Амурской области возможно при эффективном использовании имеющихся ресурсов в сочетании с грамотно выстроенной стратегией управления имиджем. Представляется необходимым продолжить исследования по данной теме и представить результаты исследования в последующих публикациях.

Литературa

1. Каххори Ш.А., Шулькина Т.М. Туристический потенциал территории и его маркетинговая оценка// Молодой ученый. - 2015. - № 10.2 -С. 68-73.

2. Котлер Ф., Асплунд К, Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города,

коммуны, регионы и страны Европы. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 382 с.

3. Михайлова Е.В. Приграничный туризм в российско-китайском побережье// Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2015. - №3. - С. 437-451.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.: Омега-Л, 2006. - 656 с.

5. Романенкова О.Н. Маркетинг территорий. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 262 с.

6. Симутина Н.Л., Рыжова Н.П. Экономическое и социальное взаимодействие на трансграничном пространстве Благовещенск- Хэйхэ// Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. - 2007. - № 5. - С. 130-144.

7. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] https://fedstat.rU/indicator/31579 (дата обращения 09.03.2021)

8. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»/ Развитие туристско-рекреационного комплекса и продвижение региона на рынке туристских услуг в субъектах РФ-членах Ассоциации [Электронный ресурс] http://assoc.khv. gov.rU/best-practics/3181 (дата обращения 12.03.2021)

9. Новостной портал «АмурИнфо»/ В Амурской области хотят создать новый заказник и объединить в один два действующих [Электронный ресурс] https://www.amur.info/news/2020/06/05/173928 (дата обращения 08.03.2021)

10. Новостной портал «АмурИнфо»/ Четырехзвездочный отель, храм и терминал канатной дороги: какой будет «Золотая миля» Благовещенска [Электронный ресурс] https://ampravda.rU/2020/03/19/094678.Ыт! (дата обращения 12.03.2021)

11. Портал Министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области/ Общественное питание Амурской

84

области [Электронный ресурс] http : //www.vstamur.ru/node/54/ (дата обращения 10.03.2021)

12. Портал Правительства Амурской области/ В 2018 году вырос туристический поток на китайском направлении [Электронный ресурс] https://www.amurobl.ru/posts/news/v-2018-godu-vyros-turisticheskiy-potok-na-kitayskom-napravlenii/?sphrase_id=4361995 (дата обращения 11.03.2021)

13. Портал Федерального Агенства по туризму/ Амурская область [Электронный ресурс] https://tourism.gov.ru/regions/?fedokr=105&freg=253 (дата обращения 08.03.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. ТАСС/ Строительство канатной дороги из Благовещенска в Хэйхэ начнется в конце 2020 года [Электронный ресурс] https://tass.ru/ekonomika/10013137 (дата обращения 10.03.2021)

15. Туристко-информационный портал Амурской области Visit Amur [Электронный ресурс] https://visitamur.ru/ (дата обращения 11.03.2021)

16. The Association of North East Asia Regional Governments [Электронный ресурс] http : //www.neargov.org/en/ (дата обращения: 10.03.2021)

17. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения: 14.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.